Научная статья на тему 'Качество жизни студентов медицинского вуза с учётом этнических особенностей'

Качество жизни студентов медицинского вуза с учётом этнических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
347
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / QUALITY OF LIFE / SF-36 / HEALTH / ETHNIC FEATURES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карабинская Ольга Арнольдовна, Изатулин Владимир Григорьевич, Макаров Олег Александрович, Калягин Алексей Николаевич, Колесникова Оксана Владимировна

Определены показатели качества жизни студентов с учётом гендерных и этнических особенностей. Рассчитаны интегральные средние значения физического компонента и психического здоровья. Результаты исследования показали, что качество жизни студентов первых лет обучения снижено, как у русской, так и у этнической групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карабинская Ольга Арнольдовна, Изатулин Владимир Григорьевич, Макаров Олег Александрович, Калягин Алексей Николаевич, Колесникова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of life of students of medical school taking into account ethnic features

The indicators of quality of life of students taking into account gender and ethnic features have been defined. Integrated average values of a physical component and mental health have been calculated. The results of research showed that quality of life of students of the first years of training was reduced both in the Russian, and in ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Качество жизни студентов медицинского вуза с учётом этнических особенностей»

© КАРАБИНСКАЯ О.А., ИЗАТУЛИН В.Г., МАКАРОВ О.А., КАЛЯГИН А.Н., КОЛЕСНИКОВА О.В., АТАМАНЮК А.Б. - 2014 УДК: 613.86:378.1

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С УЧЁТОМ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Ольга Арнольдовна Карабинская, Владимир Григорьевич Изатулин, Олег Александрович Макаров, Алексей Николаевич Калягин, Оксана Владимировна Колесникова, Александр Болеславович Атаманюк (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, курс психологии и педагогики, зав. - к.м.н., доц. А.Б. Атаманюк, кафедра общей гигиены, зав. - д.м.н., проф., акад. РАМН М.Ф. Савченков, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, зав. - д.б.н., проф. Л.С. Васильева, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - д.м.н., проф. А.Н. Калягин)

Резюме. Определены показатели качества жизни студентов с учётом гендерных и этнических особенностей. Рассчитаны интегральные средние значения физического компонента и психического здоровья. Результаты исследования показали, что качество жизни студентов первых лет обучения снижено, как у русской, так и у этнической групп.

Ключевые слова: качество жизни, SF-36, здоровье, этнические особенности, студенты.

QUALITY OF LIFE OF STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL TAKING INTO ACCOUNT ETHNIC FEATURES

O.A. Karabinskaya, V.G. Izatulin, O.A. Makarov, A.N. Kalyagin, O.V. Kolesnikova, A.B. Atamanyuk

(Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The indicators of quality of life of students taking into account gender and ethnic features have been defined. Integrated average values of a physical component and mental health have been calculated. The results of research showed that quality of life of students of the first years of training was reduced both in the Russian, and in ethnic groups. Key words: quality of life, SF-36, health, ethnic features, students.

Одним из критериев, характеризующих оценку жизнедеятельности человека в научных исследованиях по социологии, медицине и др. является понятие качество жизни (КЖ). Понятие качество жизни стало самостоятельной категорией Index Medicus более 40 лет назад.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет качество жизни как: «восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами и определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение, и на него влияющими».

Одной из важнейших составляющей КЖ является здоровье. По определению ВОЗ здоровье «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Состояние здоровья складывается из сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций для оптимальной продолжительности трудовой, социальной и творческой жизни. По определению Н.А. Агаджаняна [1], каждая популяция приобретает свою характерную структуру здоровья, определяемую степенью её адаптации к окружающей среде.

Уровень здоровья является объективным критерием физического и психического состояния молодёжи. По данным многих исследователей [1,3,5], на момент поступления в высшее учебное заведение молодёжь имеет определённый статус здоровья, сложившийся за годы обучения в школе, только 10% выпускников школ можно считать абсолютно здоровыми, 40% имеют хронические заболевания и у 50% обнаружены различные функциональные отклонения организма.

В современных условиях при переходе к Болонской системе образования вводится признание выпускных квалификаций, развитие академической мобильности, введение системы кредитов и системы управления качеством образования. Все это предъявляет дополнительные требования, к состоянию здоровья студентов. Известно, что на показатели здоровья и качества жизни студенческой молодёжи оказывают влияние пол, социально-экономическое положение, национальная принадлежность, культурный уровень и др.

Специфика обучения в медицинском вузе подчеркивалась как российскими, так и зарубежными авторами это самый продолжительный рабочий день, длинные транспортные перемещения из-за расположения клинических баз, необходимость работы после учебы в библиотеке, на кафедрах с препаратами, работа в контакте с больными, ночные

дежурства. По данным ряда авторов, количество студентов с физическим, психическим напряжением и перенапряжением составляет от 30 до 60% и имеет устойчивую тенденцию к нарастанию от младших к старшим курсам. Причём в большей степени это относится к студентам этнических групп. По данным исследований российских специалистов выявлено, что более чем у 23% студентов этнических групп имеются серьезные проблемы социализации в новых условиях обучения.

Цель настоящего исследования изучить КЖ студентов медицинских вузов различных этнических групп.

Материалы и методы

Объектом исследования явились 255 студентов первых курсов трёх факультетов, в возрасте 17-23 года прошедших диспансеризацию и признанных практически здоровыми. Сформированы группы по гендерному и этническому признакам: этническую группу составили 82 студента, из них 57 девушек и 25 юношей, в русскую группу вошли 173 студентов, из них 129 девушек и 46 юношей.

Оценка качества жизни студентов русской и этнической группы проводилась с помощь русскоязычной версии международного стандартизированного опросника 8Б-36. Количественно оценивали следующие показатели: физическая активность (ФА), роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (РФ), физическая боль (ФБ), общее восприятие здоровья (ОЗ), жизненная активность (ЖА), социальное функционирование (СФ), психическое здоровье (ПЗ), роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (РЭ).

Психофункциональное состояние обследуемых студентов проводили по методике САН, для оценки которого использовался тест самооценки утомления, предложенный В.А. Доскиным и соавт. (1973). Функциональное состояние характеризовалось с помощью трех признаков: самочувствие, активность, настроение (САН).

Результаты и обсуждения

При определении оценки качества жизни студентов, наибольшее значение имеет мнение студента, в котором отражаются субъективные и объективные факторы, влияющие на его показатели. Субъективность оценки параметров КЖ, характеризующей эмоциональное состояние человека, представляется влиянием особенностей характера, типом высшей

нервной деятельности и социальными обстоятельствами [1]. Полученные данные с помощью опросника КЖ, изучаемых групп представлены в таблице 1.

Оценка КЖ студентами первых лет обучения в зависимости от гендерных особенностей (баллы)

С конца 70-х годов ХХ века в отечественных и зарубежных исследованиях всё чаще отмечается роль этнических факторов в жизни общества в целом, так и отдельного человека [4]. Этничность, является одним из шбтца 1 смыслообразующих факторов в поведении

Показатель Юноши (П=81) Девушки (П=192) P

ФА Физическое функционирование 90,73±0,2 92,93±0,1 0,05

РФ Ролевое физическое функционирование №) 67,23±0,1 57,65±0,3 0,001

ФБ Интенсивность боли (ВР) 48,85±0,3 57,85±0,2 0,001

ОЗ Общее здоровье ^Н) 55,78±0,1 62,23±0,1 0,01

ЖА Жизненная активность (VI) 56,41±0,3 47,55±0,2 0,01

СФ Социальное функционирование 52,06±0,1 53,85±0,1

РЭ Ролевое эмоциональное функционирование ^Е) 65,34±0,1 76,24±0,3 0,001

ПЗ Психическое здоровье (МН) 63,44±0,4 69,75±0,2 0,01

независимо от на-

Показатель Группы юношей р Группы девушек р

русская (п=46) этническая (п=25) русская (п=129) этническая (п=57)

ФА Физическое функционирование 90,73±0,24 85,95±0,17 0,01 92,85±0,91 94,25±0,16 0,05

РФ Ролевое физическое функционирование ^Р) 67,23±0,3 62,40±0,3 0,01 55,91±0,19 53,25±0,2 0,05

ФБ Интенсивность боли (ВР) 48,85±0,27 51,98±0,22 0,05 53,76±0,32 61,86±0,1 0,01

ОЗ Общее здоровье ^Н) 45,78±0,19 48,45±0,16 0,05 51,55±0,26 57,63±0,29 0,05

ЖА Жизненная активность (VI) 66,41±0,26 54,60±0,2 0,01 53,85±0,25 51,82±0,17

СФ Социальное функционирование 52,06±0,18 51,50±0,31 52,43±0,1 51,37±0,2

РЭ Ролевое эмоциональное функционирование ^Е) 65,34±0,17 59,85±0,2 0,05 76,28±0,18 73,65±0,2 0,05

ПЗ Психическое здоровье (МН) 63,44±0,27 64,60±0,21 0,05 68,45±0,14 70,64±0,25 0,05

Интегральный показатель физическое здоровье (РН) 63,14±0,25 62,12±0,5 0,05 63,51±0,17 64,33±0,25 0,05

Интегральный показатель психическое здоровье (МН) 61,81±0,25 57,63±0,15 0,05 62,75±0,25 61,78±0,1 0,05

Анализ параметров значения ФА, циональности, показал что субъективная оценка студентами объёмов своей физической нагрузки, не ограниченной состоянием здоровья в момент исследования, у девушек значимо выше чем у юношей (92,93; р<0,05), при этом оценка параметра РФ обследуемыми была более высокой у юношей (67,23; р<0,001). На субъективную оценку параметров ФБ и ОЗ, возможно, оказывают влияние схожие факторы, оказывающие влияние и на параметры ФА, анализ полученных результатов показал, что у девушек значения этих параметров значимо более высокие, чем у юношей (ФБ-57,85;

р<0,001; 03-62,23; р<0,01). Максимально высокие значения параметра ЖА (56,41) были обнаружены у юношей на первом курсе, что позволяет говорить о снижении жизненного тонуса, связанной с адаптацией к новым социальным условиям.

Параметр РЭ, отражающий степень ограничения повседневной деятельности эмоциональными проблемами у девушек, значимо (76,24; р<0,001) выше чем у юношей, это говорит об индивидуально-личностных особенностях студенток и значительном влиянии на их субъективную оценку ролевого эмоционального функционирования. Полученные результаты параметра РЭ, показывают, что девушки первого курса лучше адаптируют к новым социальным условиям, чем юноши.

Психическое здоровье (ПЗ) является субъективной оценкой студентов своего настроения, наличие депрессии, и тревоги. При анализе параметра ПЗ, выявлено, что девушки-первокурсницы оценивают свое настроение значимо выше (69,75; р<0,01), чем первокурсники-юноши.

При анализе параметра (СФ), являющегося субъективной оценкой респондентами уровня своих взаимоотношений в учебной группе, с преподавателями, в семье, существенных различий между обследуемыми группами первокурсников, не выявлено.

Проведенный сравнительный анализ полученных данных, показывает, что значения по ряду параметров (РА, ОЗ, СФ, РЭ), оказывающих влияние на КЖ, у девушек выше, чем у юношей. Существенное влияние на перечисленные параметры у девушек оказывают несколько факторов:

- более ответственное отношение к учёбе, связанное с более высоким уровнем мотивации, а так же с формированным ранее стереотипом поведения в общеобразовательной школе;

- рациональная организация режима дня, которая устраняет дискомфорт, связанный с дефицитом времени, оказывающий значительное влияние на эмоциональное состояние студентов.

человека.

Влияние этнических особенностей на уровень КЖ студентов в процессе их адаптации к образовательной среде вуза отмечается как российскими, так и зарубежными исследователями. Полученные нами данные с помощью опросника КЖ, изучаемых групп (русской и этнической) представлены в таблице 2.

Оценка результатов, по шкалам группирующаяся в средний интегральный показатель физического компонента здоровья (РН) у юношей русской группы (63,14; р<0,05) значимо выше, чем интегративный показатель

Таблица 2

Оценка качества жизни студентами разных этнических групп (баллы)

физического здоровья у юношей этнической группы (62,12 р<0,05). У девушек этнической группы значения РН (64,33 р<0,05) значимо выше, чем у девушек русской группы (63,51 р<0,05) (рис. 1).

64.33

Рис. 1. Интегральный показатель (РН) по группам и в среднем по выборке.

Средний интегральный показатель психологического компонента здоровья (МН) формируется по следующим шкалам: жизненная активность (УТ); социальное функционирование (8Б); ролевое эмоциональное функционирование (ЯЁ) и психическое здоровье (МН) составил у юношей русской группы (61,81; р<0,05) значимо выше, чем у юношей эт-

62.75

61.78

/

&

✓ </ * J? jf

/

Рис. 2. Интегральный показатель (МН) по группам и в среднем по выборке.

нической группы (57,63; р<0,05). У девушек русской и этнической групп значения интегративного показателя МН имеют наименьшие раз-

личия (62,75; р<0,05) и (61,78; р<0,05) (рис. 2).

Анализируя полученные данные интегративного показателя физического здоровья РН и инте-гративного показателя психического здоровья МН, выявлено,

что субъективная оценка КЖ студентов русской и этнических групп снижена, при этом большие различия выявлены между юношами и девушками.

Функциональное состояние студентов, отражающее адаптивные процессы, оценивали по самочувствию, активности и настроению (САН). В основе этих состояний лежит уровень активации нервной системы, при котором реализуются поведенческие акты, определяющие эффективность учебной деятельности. Показатели САН и психическое здоровье имеют высокую прямую корреляционную связь [2]. Оценка данных, полученных при проведении опроса по методике САН, представлена в таблице 3.

Анализ полученных данных с учётом гендерных отличий показал, что у девушек значения по всем шкалам опросника, значимо выше (5,91; р<0,05; 5,87; р<0,05; 5,49; р<0,05), чем у юношей (5,03; р<0,05; 4,80; р<0,05; 4,45; р<0,05). Значимо высокие значения по шкалам самочувствие и настроение, занимают девушки этнической группы (шкала самочувствие - 6,41; р<0,05; шкала настроение - 5,85; р<0,05;) в сравнении с девушками русской группы (шкала самочувствие - 5,42; р<0,05; шкала настроение - 5,13; р<0,05) (рис. 3).

Субъективная оценка студентами своего психоэмоционального состояния позволяет сделать вывод, что этническая группа более эмоционально устойчива, чем студенты русской группы, наибольшие различия выявлены у девушек.

Такая низкая самооценка своего психоэмоционального состояния, отражает снижение качества жизни у студентов первых лет обучения. Как известно, студенты, особен-

Таблица 3

Показатели самочувствие, активность, настроение (САН) (Х±тх, баллы)

Показатель Юноши русской группы Юноши этнической группы Юноши русская и этническая гр. Девушки русской группы Девушки этнической группы Девушки русская и этническая гр.

Самочувствие 4,72±0,30 5,35±0,15* 5,03±0,22* 5,42±0,12 6,41±0,23* 5,91±0,17*

Активность 4,75±0,26 4,85±0,28 4,80±0,27* 6,20±0,34 5,55±0,18* 5,87±0,22*

Настроение 4,89±0,26 4,01±0,46* 4,45±0,36* 5,13±0,21 5,85±0,22* 5,49±0,21*

Примечание: значимые отличия * - p < 0,05.

но первокурсники,

Рис. 3. Результаты самооценки психоэмоционального состояния студентов с учётом гендерных и этнических особенностей (САН).

относятся к группе населения с повышенным уровнем риска заболеваний. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, у студентов сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. У студентов, вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения.

На основании результатов проведенного исследования можно заключить, что качество жизни студентов первых лет обучения снижено. Снижен эмоциональный контроль, преобладает чувство усталости. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, частые нарушения режима труда и отдыха студенческой молодежи снижает процесс адаптации, влияет на качество их жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А., Радыш И.В. Качество и образ жизни студенческой молодежи // Экология человека. - 2009. - №5.

- С.3-8.

2. Агаджанян Н.А., Баевский P.M., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: РУДН, 2006.

- 420 с.

3. Егорычев А.О., Пенцик Б.Н., Бондаренко К.А., Смирнов Ю.А. Здоровье студентов с позиции профессионализма //

Теория и практика физической культуры - 2003. - №2. -С.53-56.

4. Сусоколов А.А. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты // Советская этнография. - 1990. - №5. - С.73-78.

5. Supe A.N. A study of stress in medical students at Seth G. S. Medical College // J. Postgrad. Med. - 1998. - Vol. 4. №1. -P.1-6.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Agadzhanyan N.A., Radysh I.V. Quality and image of life in student's // Ekologia cheloveka. - 2009. - №5. - P.3-8. (in Russian)

2. Agadzhanyan N.A., Baevsky P.M., Berseneva A.P. Problems of adaptation and teaching about health. - Moscow: People's Friendship University, 2006. - 420 p. (in Russian)

3. Egorychev A.O., Pentsik B.N., Bondarenko K.A., Smirnov Yu.A. Health students from the perspective of professionalism //

Teoria i praktika fizicheskoj kultury. - 2003. - №2. - P.53-56. (in Russian)

4. Susokolov A.A. Direct inter-ethnic communication and interpersonal contacts installation // Sovietskaya Etnografia. -1990. - №5. - P.73-78. (in Russian)

5. Supe A.N. A study of stress in medical students at Seth G. S. Medical College // J. Postgrad. Med. - 1998. - Vol. 4. №1. -P.1-6.

Информация об авторах:

Карабинская Ольга Арнольдовна - ассистент; Изатулин Владимир Григорьевич - профессор, д.м.н.; Макаров Олег Александрович - профессор, д.м.н.; Колесникова Оксана Владимировна - ассистент к.б.н.; Атаманюк Александр Болеславович - заведующий курсом, доцент, к.м.н.; Калягин Алексей Николаевич - заведующий кафедрой, профессор,

д.м.н., 664046, Иркутск, а/я 62, e-mail: [email protected]

Information About the Authors:

Karabinskaya Olga Arnoldovna - assistant; Izatulina Vladimir G. - Professor, PhD, MD; Makarov Oleg - Professor, MD, PhD; Kolesnikova Oksana - Assistant, PhD; Atamanyuk Alexander Boleslavovich - Head of the Course, Associate Professor, MD, PhD; Kaliagin Alexey - Head of Department, Professor, PhD, MD, 664046, Irkutsk, post box 62, e-mail: [email protected]

© САВЧЕНКО И.А., КОРНЕЕВА И.Н., ГОНЧАРОВ Д.С., ЛУКША Е.А., ВЕЛИЧКО Г.Н. - 2014 УДК 615.32:615.015.5

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ГУМИНОВЫХ ВЕЩЕСТВ ОЗЕРНОГО САПРОПЕЛЯ

Ирина Александровна Савченко, Ирина Николаевна Корнеева, Дмитрий Сергеевич Гончаров, Елена Александровна Лукша, Галина Николаевна Величко (Омская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. А.И. Новиков, кафедра фармацевтической, аналитической и токсикологической химии, зав. - к.ф.н., доц. Е.А. Лукша, центральная научно-исследовательская лаборатория, зав. - к.м.н. Д.Г. Новиков)

Резюме. Гамма-спектрометрическим и газохроматографическим методами подтверждена экологическая безопасность сапропеля как исходного сырья для получения биологически активных веществ. Изучение острой токсичности гуминовых веществ (ГВ) и активированных гуминовых веществ (ГВА) на экспериментальных животных показало, что при внутрижелудочном введении исследуемые объекты соответствуют IV классу «Вещества малоопасные». Исследование хронической токсичности ГВ и ГВА в дозах 100 и 500 мг/кг свидетельствует об отсутствии функциональных нарушений деятельности систем организма животных. При внутрибрюшинном способе введения растворов исследуемых соединений в максимальной дозе обнаружены статистически значимые отличия некоторых гематологических показателей сыворотки крови по сравнению с контрольной группой. Однако, данные изменения находятся в пределах физиологической нормы для крыс.

Ключевые слова: сапропель, экологическая безопасность, гуминовые вещества, острая токсичность, хроническая токсичность.

GENERAL TOXICITY STUDIES OF HUMIC SUBSTANCES OF LAKE SAPROPEL

I.A. Savchenko, I.N. Korneeva, D.S. Goncharov, E.A. Luksha, G.N. Velichko (Omsk State Medical Academy, Russia)

Summary. Environmental safety of sapropel as raw materials for production of biologically active substances was proved by gamma-spectrometry and gas chromatography methods. Acute toxicity study of humic substances (HS) and activated humic substances (AHS) in experimental animals showed that the investigated objects correspond to Class IV "Low hazardous substances" in intragastric administration. We have demonstrated that investigation of HS and AHS chronic toxicity in doses 100 and 500 mg/kg is shown the absence of animal organism dysfunction. In intraperitoneal introduction of the solutions of studied compounds in a maximum dose statistically significant differences of some of hematological parameters of serum, compared with the control group, were found. However, values found for all studied parameters are inside the normal range for rats.

Key words: sapropel, ecological safety, humic substances, acute toxicity, chronic toxicity.

С точки зрения экономической и терапевтической эффективности, перспективным сырьем для получения новых лекарственных средств являются возобновляемые природные ресурсы, содержащие комплекс биологически активных соединений. Одним из таких видов сырья является сапропель - донное отложение пресных водоемов, сформировавшееся в результате разложения органического материала растительного и животного происхождения. Основу органического вещества сапропелей составляют гуминовые вещества, представляющие собой высокомолекулярные полидисперсные соединения с различными функциональными группами. Препараты на основе гуминовых веществ (ГВ) в настоящее время достаточно широко используются в сельском хозяйстве и ветеринарии, как биостимуляторы и протекторы. В

медицинской практике используются гуминовые вещества в виде биологически активных добавок [2].

Разработка лекарственных препаратов на основе гуми-новых веществ на доклиническом этапе предполагает оценку безопасности исходного сырья - сапропеля. Химический состав и свойства сапропелей различных месторождений значительно отличаются и определяются условиями формирования, а также разнообразием растительного и животного мира озер. При оценке безопасности необходимо учитывать и особенности прилегающей территории прибрежной зоны: способы ее эксплуатации, влияние антропогенных факторов на состав вод, пополняющих озера. Кроме того, существующие методики выделения ГВ позволяют получать соединения с новыми физико-химическими характеристиками, а,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.