Научная статья на тему 'Оценка психоэмоционального состояния студентов университета'

Оценка психоэмоционального состояния студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1612
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / STUDENTS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артеменков Алексей Александрович

Изучено психоэмоциональное состояние студентов университета. Показано изменение субъективного благополучия, уровня тревоги и типа личности в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артеменков Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of mental and emotional state of university students

There was studied the psycho-emotional state of university students. The change in subjective well-being, the level of anxiety and personality types during the learning process has been shown.

Текст научной работы на тему «Оценка психоэмоционального состояния студентов университета»

19. Ingel F.I., Revazova Y.A. Modification by emotional stress of mutagenic effects of xenobiotics in animals and humans . In. : Genetics research. MY 12. St. Petersburg.: Publishing House of St. Petersburg. University; 1999: 86-103.

20. Koganova Z.I., IngelF.I., Antipanova N.A. et al. Evaluation of an adaptive capacity of the organism of children in Magnitogorsk by the activity of certain enzymes of detoxification. Gig. san. 2010; 3: 58-63.

21. Koroljuk M.A., Ivanova L.I., Mayorova, I.G., Tokarev V.E. The method for determining the activity of catalase. Laboratornoe delo. 1988; 1: 16-9.

22. Litvinova L.M. Autonomic dysfunction, http://stana-don.ru/ht-mls/distonia.htm

23. Malykh O.L. Risk assessment of lead exposure to the health of children living in the area of industrial emissions: PhD Thesis Medical sci. Ekaterinburg; 2002.

24. Methodical recommendation for evaluation of atmospheric pollution and air pollution of settlements with metals using data of their content in the snow cover and soil . Moscow: USSR Ministry of Health,;1990.

25. Nozdrachyov A.D. Physiology of the autonomic nervous system . AL: Medicine; 2002: 24.

26. Prikhozhjan A.M., Ingel F.I., Gulianz S.S., Revazova J.A. Me-thodics for psychological assessments of populations of adults and its usage in genetic-hygienic monitoring: Guidelines Approved by Interdepartmental Scientific Council for Human Ecology and Environmental Health of Russian Federation. M.; 2003.

27. Danger of Mercury - the problem of the twentieth century. Ecological Foundation "Mercury danger." St. Petersburg; 1994.

28. Guidelines for the control of air pollution RD 52.04.186-89. Monitoring of the pollution of snow cover. M. Goskomgidromet; 1991.

29. Seredenin S.V, Durnev A.D., Vedernikov A.A. The influence of

emotional stress to frequency of chromosomal aberrations in mice bone marrow cells. Byulleten’ eksperimental’noy biologii i meditsiny. 1980; 7: 91-2.

30. Sobchik L.N. The method of color choices. Modification of 8-colour M. Luscher’s test. St. Petersburg.: Speech; 2003.

31. Physiology of the autonomic nervous system. Leningrad: Nauka; 1981.

32. Dimitroglou E., Zafiropoulou M., Messini-Nikolaki N. DNA damage in a human population affected by chronic psychogenic stress. Int. J. Hyg. Environ. Health. 2003; 206 (1): 39-44.

33. D ’souza A., Kurien B.T., Rodgers R. et al. Detection of catalase as a major protein target of the lipid peroxidation product 4-HNE and the lack of its genetic association as a risk factor in SLE BMC Med. Genet. 2008; 7: 9-62.

34. Fischman H.K., Pero R.W., Kelly D.D. Psychogenic stress induces chromosomal and DNA damage. Int. J. Neurosci. 1996; 84 (1-4): 219-27.

35. NitowskyH.M., Tildon J.T. Some studies of tocopherol deficiency in infants and children . III . Relation of blood catalase activity and other factors to hemolysis of erythrocytes in hydrogen peroxide Am. J. Clin. Nutr. 1956; 4 (4):397-401. www.ajcn.org

36. Chrousos G., McCarty R., Pacak K. et al., eds. Stress. Basic mechanisms and clinical implications. Ann. N. Y. Acad. Sci. 1996; 771.

37. Veenstra G., Luginaah I., Wakefield S., Birch S., Eyles J, Elliott

S. Who you know, where you live: social capital, neighbourhood and health. Soc. Sci. Med. 2005; 60 (12): 799-818.

38. Xiao Chung-Ling, Xi Shu-Hua, Wang Reng-Gun. Subtoxic concentration of manganesesynergistically potentiates l-methyl-4-phenylpyridinium-induced neurotoxicity in PC12 cells. J. Environ. Health. 2003; 20 (5): 277-9.

Поступила 07.09.12

© А.А. АРТЕМЕНКОВ, 2013 УДК 613.96:612.821.08-057.875

А.А. Артеменков

ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 162622, Череповец

Изучено психоэмоциональное состояние студентов университета. Показано изменение субъективного благополучия, уровня тревоги и типа личности в процессе обучения.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, студенты, здоровье.

A. A. Artemenkov - EVALUATION OF MENTAL AND EMOTIONAL STATE OF UNIVERSITY STUDENTS

Cherepovets State University, 162622, Cherepovets, Russian Federation

There was studied the psycho-emotional state of university students. The change in subjective well-being, the level of anxiety and personality types during the learning process has been shown

Key words: psycho-emotional state, students, health.

Психосоциальные факторы при нервно-эмоциональной деятельности играют основную роль в формировании стресса в адаптационном процессе и существенным образом влияют на компенсаторно-приспособительные и коммуникативные функции эмоций в учебной деятельности [4].

Как показали исследования [2], 45% студентов считают учебную нагрузку чрезмерной. В конце рабочего дня

для корреспонденции: Артеменков Алексей Александрович (tmfkis@chsu . ru)

у 58% студентов отмечается ухудшение самочувствия. Одновременно у 66% студентов выявлены стойкие изменения в характере: 41% стали агрессивными, 23% - чувствительными, 18% - более спокойными, а 18% -безразличными.

Оценка психоэмоциональной сферы студентов показала наличие у них повышенного уровня тревожности. Более половины учащихся имеют завышенную или заниженную самооценку. При диагностике характерологических особенностей первокурсников установлено, что наиболее часто встречается циклотимический (59%), а также гипертимический (54%) типы акцентуа-

73

[гиена и санитария 4/2013

Таблица 1

Средние значения показателей эмоционального состояния студентов I и IV курсов обучения (М ± т)

I курс IV курс

Тест юноши девушки юноши девушки

(п = 90) (п = 100) o' 00 II R (п = 100)

Шкала субъективного благополучия, баллы 50,3 ± 2,3 56,6 ± 1,2 52,2 ± 1,6 56,2 ± 1,3

Шкала тревоги, баллы 12,8 ± 0,6 22,4 ± 0,7 17,9 ± 1,3* 22,9 ± 0,8

Торонтская алекситими-ческая шкала, баллы 60,9 ± 2,0 63,6 ± 1,1 60,7 ± 1,2 62,5 ± 0,9

Примечание. * -р < 0,001 в сравнении с юношами I курса.

ций. У большинства студентов по этим типам отмечаются субъективные жалобы (избыточная реактивность, эмоциональная неустойчивость) [6].

Таким образом, психологическое здоровье учащихся во многом определяется состоянием их эмоциональной сферы и личностными установками. Цель данной работы - изучить психоэмоциональное состояние студентов в начале и конце обучения.

В рамках данной работы обследованы студенты I и IV курсов Череповецкого государственного университета в возрасте 18 и 20 лет, занимающиеся в основной группе физкультуры. Изучение психоэмоционального состояния проводилось методом психологического тестирования по общепринятым и хорошо известным в медико-психологической практике тестам. Оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения) проводилась с использованием теста САН. В качестве стандартов использовали пределы нормальных колебаний: самочувствия -6,5-4,3; активности - 6,0-3,9; настроения - 6,2-3,9. Для скрининговой диагностики эмоционального компонента использовались «Шкала субъективного благополучия» и «Шкала тревоги (Тейлора-Немчинова)»

(ШТ). Для выявления сниженной способности или затрудненности студентов к вербализации эмоциональных состояний применялся тест «Торонтская алексити-мическая шкала». Типы психопатий и акцентуации характера студентов изучали по методике, предложенной А.Е. Личко [3]. Статистический анализ групповых значений оценивался по /-критерию Стьюдента для парных наблюдений при 95% уровне значимости по критерию Фишера.

Обследование студентов по тесту САН позволило выявить особенности распределения испытуемых по трем категориям функционального состояния. По данным теста, большинство студентов I и IV курсов (юношей и девушек) имеют удовлетворительное самочувствие, нормальную двигательную активность и настроение.

Проведенная оценка показала снижение к концу обучения количества юношей с хо-

рошим самочувствием. Так, на I и IV курсах хорошее самочувствие имеют соответственно 15 и 2,5% юношей (р < 0,05). Аналогичным образом изменяется активность юношей. Если в начале обучения 20% юношей обладают высокой активностью, то к концу обучения их количество уменьшается до 5% (р < 0,05).

Сравнительный анализ средних значений показателей психоэмоционального состояния студентов не выявил значительных изменений субъективного благополучия и алекситимии у юношей и девушек в процессе обучения. По среднестатистическим данным уровень тревоги изменяется в большей степени у юношей, чем у девушек (табл. 1).

Так, на I курсе у юношей уровень тревоги составляет 12,8 ± 0,6 балла, к IV курсу значение этого показателя возрастает до 17,9 ± 1,3 балла (р < 0,001). Дальнейшее изучение эмоционального состояния показало существенные изменения субъективного благополучия и тревоги при распределении студентов по степени выраженности состояния.

Как показали исследования, около половины юношей I курса (47,8%) и чуть более половины юношей IV курса (51,1%) имеют умеренное субъективное благополучие (табл. 2). Полное эмоциональное благополучие встречается у 12,2% юношей I курса и только у 2,1% юношей IV курса (р < 0,01). Среди девушек I и IV курсов умеренное субъективное благополучие выявляется соответственно в 70 и 60% случаев. Отклонение в сторону субъективного благополучия встречается у 21% девушек-первокурсниц и у 32% девушек-четверокурсниц (р < 0,05).

По данным теста ШТ, средний уровень тревоги (с тенденцией к низкому) имеют 58,9% юношей I курса и 36,2% юношей IV курса (р < 0,01). К концу обучения в вузе количество лиц с высоким уровнем тревоги среди юношей возрастает. Если на I курсе только 4,4% юно-

Таблица 2

Субъективное благополучие и уровень тревоги студентов I и IV курсов обучения, %

I курс IV курс

Степень выраженности состояния юноши (п = 90) девушки (п = 100) юноши (п = 80) девушки (п = 100)

Шкала субъективного благополучия: - полное эмоциональное благополучие 12,2 37,8 47,8 2,2

- отклонение в сторону субъективного благополучия 0,0 4,0 21,0 70,0

- умеренное субъективное благополучие 5,0 0,0 2,1** 44,7

- отклонение в сторону субъективного неблагополучия 51,1 2,1 0,0 2,0

- выраженный эмоциональный дискомфорт 32,0* 60,0 6,0 0,0

Шкала тревоги:

- низкий 7,8 58,9 28,9 4,4

- средний (с тенденцией к низкому) 0,0 0,0 17,0 45,0

- средний (с тенденцией к высокому) 38,0 0,0 10,6 36,2**

- высокий 34,0 19,2** 0,0 0,0

- очень высокий 21,0 44,0 33,0 2,0

Примечание. Здесь и в табл. 3, 4 - * - значимые различия критерия Фишера при р < 0,05 в сравнении с показателями у студентов I курса, ** - значимые различия критерия Фишера при р < 0,01 в сравнении с данными показателями у студентов I курса.

74

Таблица 3

Распределение студентов по типам личности (Торонтская алек-ситимическая шкала), %

I курс IV курс

Тип личности юноши (п = 90) девушки (п = 100) юноши (п = 80) девушки (п = 100)

Неалекситимический 60,0 41,0 55,5 50,0

Группа риска 25,5 47,0 38,2* 34,0*

Алекситимический 14,5 12,0 6,3 16,0

Таблица 4

распределение студентов по типам акцентуаций характера, %

Типы акцентуаций характера I курс IV курс

юноши (п = 50) девушки (п = 55) юноши (п = 35) девушки (п = 80)

Г ипертимный 12,0 5,4 20,0 2,5

Лабильный 14,0 25,4 14,0 21,0

Психоастенический 4,0 14,0 11,0 26,0*

Шизоидный 12,0 3,6 14,0 2,5

Эпилептоидный 4,0 7,2 0,0 0,0

Истерический 2,0 7,2 11,0* 10,0

Другие типы 52,0 37,2 30,0 38,0

шей имеют высокий уровень тревоги, то к IV курсу этот показатель достоверно возрастает до 19,2%. Примерно одинаковый процент девушек (45 и 44) как в начале, так и в конце обучения в вузе имеют средний уровень тревоги с тенденцией к высокому.

Особого внимания заслуживает выявление у студентов разных курсов алекситимии (табл. 3). В целом следует отметить, что больше половины юношей I и IV курсов (соответственно 60 и 55,5%) имеют неалексити-мический тип личности и не находятся в стрессовой ситуации. В то же время к IV курсу возрастает количество юношей, относящихся к группе риска, с 25,5 до 38,2%. Около половины девушек (47%) на начальном этапе обучения в вузе относятся к группе риска по алекситимии. Однако к концу обучения количество лиц женского пола, относящихся к группе риска, достоверно снижается до 34% (р < 0,05).

Анализ распределения студентов по типам акцентуаций характера показывает, что у юношей I курса доминирует лабильный (14%), гипертимный и шизоидный (по 12% каждый) типы акцентуаций характера (табл. 4). Среди юношей IV курса на долю представителей гипертимно-го типа приходится 20%. Частота проявлений лабильного и шизоидного типов у данной группы лиц составляет по 14% соответственно. Особенно интересно отметить, что в процессе обучения в вузе у значительной части юношей формируется истерический тип акцентуаций характера, главной чертой которого является эгоцентризм и постоянное внимание к своей особе. Так, в начале обучения в вузе только 2% первокурсников имеют данный тип характера, в то время как 11% четверокурсников отнесены к истерическому типу (р < 0,05).

У девушек I курса преобладает лабильный тип, 25,4% случаев. В меньшей степени (14%) встречается психоастенический тип. К IV курсу большинство обсле-

дованных девушек (26%) имеют психоастенический тип акцентуаций (р < 0,05). Основными чертами этого типа характера является нерешительность, склонность к рассуждениям и тревожная мнительность.

Полученные в работе данные и более ранние наши исследования [1] частично согласуются с результатами других авторов относительно величины психоэмоционального напряжения студентов. Так, по сведениям Е.А. Рюминой и соавт. [5], большинство студентов имеют высокую степень стрессовой нагрузки. У 6,7% обследованных студентов обнаружена пороговая степень стрессовой нагрузки, а у 24,1% - низкая. Однако физиологическая реакция на стресс невелика и не может привести к высокому риску психосоматических заболеваний. У большинства студентов адаптация к учебному процессу протекает нормально.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным В.В. Чубаровского [7], частота встречаемости психических нарушений у лиц подросткового и юношеского возраста составляет 46,73%. Наиболее распространенными являются невротические реакции (27,22%), затем следуют патохарактерологические реакции (9,11%) и собственно неврозы (4,09%), психопатоподобные и психопатические синдромы (2,45 и 2,10% соответственно).

В ы в о д ы . 1. Обучение в вузе способствует изменению субъективного состояния организма студентов, влияет на вербализацию эмоциональных состояний и типы акцентуаций характера.

2. Более половины обследуемых студентов (юношей и девушек) имеют удовлетворительное самочувствие, нормальную двигательную активность и настроение. От I к IV курсу обучения снижается количество юношей с хорошим самочувствием и высокой активностью, при этом отмечается рост среднего значения (в баллах) по шкале тревоги.

3. У большинства студентов в процессе обучения выявляется умеренное субъективное благополучие. Снижается количество юношей, имеющих полное эмоциональное благополучие, и повышается процент девушек, имеющих умеренный эмоциональный комфорт.

4. Значительная часть юношей I и IV курсов обучения имеют средний уровень тревоги с тенденцией к низкому. В процессе учебной деятельности отмечается рост лиц с высоким уровнем тревоги. Около половины обследованных девушек в начале и конце обучения в вузе имеют средний уровень тревоги с тенденцией к высокому.

5. У большинства юношей от I к IV курсу формируется истерический тип акцентуаций характера, а у девушек - психоастенический. Распознание типа акцентуаций характера у студентов позволяет предвидеть факторы, влияющие на психогенные реакции организма, ведущие к развитию дезадаптивных состояний.

Литер атур а

1. Артеменков А.А. Изменения вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам. Гигиена и санитария. 2007; 1: 62-4.

2. Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Макаров О.А., Колесникова О.В., Калягин А.Н., Атаманюк А.Б. Оценка медикобиологических и социально-гигиенических факторов, влияющих на формирование образа жизни студентов медицинского вуза. Сибирский медицинский журнал. 2011; 3: 112-4.

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков. СПб: Речь; 2009. 251 с.

4. Мешков Н.А., Мешкова Г.Н. Особенности психофизиологической адаптации детей разного возраста к образовательной

75

[гиена и санитария 4/2013

нагрузке. Вестник Поморского университета. 2008; 3: 12-9.

5. Рюмина Е.А., Мищенко Н.В., Трифонова Т.А. Оценка адаптационных возможностей учащихся второго курса вуза. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 5 (230): 40-2.

6. Хаусанова ИЮ. Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья студентов медицинского колледжа. Медицина труда и промышленная экология. 2010; 6: 28-32.

7. Чубаровский В.В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков. Гигиена и санитария. 2009; 2: 30-3.

References

1. Artemenkov A.A. Changes in vegetative functions at students in adapting to the mental stress. Gigiena i sanitariya. 2007; 1: 62-4.

2. Karabinskaya O.A., Izatulin V.G., Makarov O.A., Kolesnikova O.V., Kalyagin A.N., Atamanyuk A.B. Evaluation of biomedical and social-hygienic factors influencing the formation of life

of students of medical college Sibirskiy meditsinskiy zhurnal 2011; 3: 112-4.

3. Lichko A.E. Psychopathy and the accentuation of character in adolescents: Patoharakterologicheskie Diagnostic Questionnaire for Adolescents. Sankt-Peterburg: Rech'; 2009. 251 p.

4. Meshkov N.A., Meshkova G.N. Features of psychophysiological adaptation different age children to load the educational Vestnik Pomorskogo universiteta. 2008; 3: 12-9.

5. RyuminaE.A., MishchenkoN.V., TrifonovaT.A. Evaluation ofadap-tive opportunities for students of the second year of high school Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012;5 (230): 40-2.

6. Khausanova I.Yu. Psycho-pedagogical conditions of preservation of the psychological health of students of medical college . Medit-sina truda i promyshlennaya ekologiya. 2010; 6: 28-32.

7. Chubarovskiy V.V. Primary prevention of risky behaviors adolescents. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 30-3.

Поступила 09.11.12

Профилактическая токсикология и гигиеническое нормирование

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.3:691.276]:616-006.04-084

Л. Н. Пылев1, Л. А. Васильева1, О. В. Смирнова1, А. И. Везенцев2, Е. А. Гудкова2, Ф. И. Ингель3

канцерогенная и мутагенная активность хризотила, обработанного хлоридом железа (III)

1ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина”, РАМН, 115478, Москва; 2ФГАОУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Минобрнауки России, 308015, Белгород; 3ФГБУ «НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина» Минздрава РФ, 119992, Москва

Работа посвящена изучению роли ионов железа в канцерогенной и мутагенной активности хризотила. Для этого природный хризотил обрабатывали хлоридом железа (III), промывали, измельчали и вводили интра-трахеалъно крысам линии Вистар. Интактный хризотил индуцировал мезотелиомы при введении крысам в 27,9 ± 4,6% случаев, а хризотил, модифицированный хлоридом железа, - в 1,3 ± 1,3%.

Мутагенность тех же образцов изучали в микроядерном тесте при внутрибрюшинном введении мышам Ft (СВА х C57BlJ Полихроматофилъные эритроциты исследовали в костном мозге через 24 ч после внутрибрюшинного введения. Частота полихроматофилъных эритроцитов с микроядрами снизилась с 7,4 ± 0,18 на 1000 при действии хризотила до 2,8 ± 0,42 на 1000 при введении модифицированного образца. Высказывается гипотеза о том, что хлорид железа модифицирует поверхность асбестового волокна, что приводит к снижению индукции свободных радикалов, являющихся основной причиной мутагенного и канцерогенного действия хризотила.

Ключевые слова: хризотил-асбест; канцерогенность; мутагенность in vivo

L. N. Pylev1, L. A. Vasil'eva1, O. V. Smirnova1, A. I. Vezentsev2, E. A. Gudkova2, F. I. Ingel3 — CARCINOGENIC AND MUTAGENIC ACTIVITY OF CHRYSOTILE, PROCESSED WITH IRON CHLORIDE (III)

1The N. N. Blokhin Russian Cancer Research Center of the Russian Academy of Medical Sciences, Moscow, Russian federation, 115478; 2National Researching University «Belgorod State University», Belgorod, Russian Federation, 308015; 3A. N. Sysin Research Institute of Human Ecology and Environmental Health», Moscow, Russian Federation, 119121

This work is devoted to the study of the role of iron ions in the carcinogenic and mutagenic activity of chrysotile. For this aim natural chrysotile was treated with ferric chloride (III), washed, crushed and intratracheally introduced into Wistar rats. When administered to rats intact chrysotile induced mesotheliomas in 27,9 ± 4,6% of cases, and chrysotile modified with ferric chloride - in 1,3 ± 1,3%.

Mutagenicity of the same samples was studied in the micronucleus test when administered intraperitoneally to mice F1 (CBA x S57Bl6). Polychromatic erythrocytes in the bone marrow were investigated 24 hours after intraperitoneal administration. The frequency of polychromatic erythrocytes with micronuclei was decreased from 7,4 ± 0,18 by 1000 due to the action of chrysotile, from 2,8 ± 0,42 for 1000 after the introduction of a modified sample.

It is hypothesized that the ferric chloride modifies the surface of asbestos fibers that reduces the induction of free radicals which are the primary cause of and carcinogenic effects of chrysotile.

Key words: chrysotile asbestos, carcinogenicity, mutagenicity in vivo

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.