педагогика
© ИЗАТУЛИН в.г., КАРАБИНСКАЯ O.A., КАЛЯГИН А.Н. - 2015 УДК: [612.821:159.923]:378.1(571.53)
психофизиологические свойства личности и их влияние на процесс адаптации студентов к образовательной среде
Владимир Григорьевич Изатулин, Ольга Арнольдовна Карабинская, Алексей Николаевич Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, зав. - д.б.н., проф. Л.С. Васильева, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - д.м.н. А.Н. Калягин)
Резюме. Исследован вегетативный индекс Кердо, темпераментные особенности и проведена субъективная оценка изменений в характере у 200 студентов русской и бурятской национальностей. Выявлены определённые трудности в процессе адаптации студентов к образовательной среде вуза, обусловленные симпатической направленностью вегетативного индекса Кердо, высоким уровнем эмоциональной нестабильности (для девушек) и стойкими изменениями в характере. Установлена корреляция индекса Кердо с эмоциональной нестабильностью.
Ключевые слова: адаптация, студенты, образовательная среда, эмоциональная нестабильность.
psychophysiological personality traits and their influences ON THE adaptation OF STUDENTS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT
V.G. Izatulin, O.A. Karabinskaya, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. Studied vegetative index Kerdo, temperamental characteristics and conducted a subjective evaluation of changes in the character of the 200 students of Russian and Buryat. Revealed some difficulties in the process of adaptation of students to the educational environment of high school due to sympathetic autonomic index Kerdo oriented, high level of emotional instability (for girls) and persistent changes in the nature. The correlation index Kerdo emotional instability.
Key words: adaptation, students, educational environment, emotional instability.
Проблема адаптации студентов к образовательной среде вуза вызывает глубокий интерес к факторам, влияющим на процесс активного приспособления организма к новым социальным условиям.
По мнению большинства исследователей, адаптация студентов зависит не только от физиологических компенсаторно-приспособительных механизмов, но и от личностных, и психофизиологических особенностей человека, которые определяют его психосоциальную адаптацию [1,2,3,5].
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что в основе процесса адаптации организма лежат индивидуально-психологические особенности данного субъекта, которые обусловлены не только его гендерной принадлежностью, но и особенностями, характерными для той или иной этнической общности.
Цель настоящего исследования определить влияние психофизиологических свойств личности на процесс адаптации студентов с учётом их гендерных и этнических различий.
Материалы и методы
Объектом исследования являлись студенты ИГМУ первых курсов, двух этнических групп: русская и бурятская. В формировании исследуемых групп использовался метод таблиц случайных чисел, выборка формировалась с учётом репрезентативности. Все участники выразили добровольное информированное согласие на участие в нём.
Всего исследовано 200 студентов первых курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов ИГМУ, в возрасте от 17 до 23 лет.
Оценку вегетативного тонуса определяли с помощью индекса вегетативного равновесия (ВИК) - индекс Кердо (ИК=(1- АДдиаст/ЧСС)х100, усл. ед.). Данный индекс возрастает при симпатикото-нии и уменьшающийся при парасимпатикотонии [4].
Уровень нейротизма и типы темперамента определяли по тесту Г. Айзенка [6]. Для субъективной оценки состояния студентов использова-
ли авторскую анкету, состоящую из 24 вопросов.
Полученную информацию обрабатывали с применением статистических программ Microsoft Excel, Statistica 10.0. Анализ совокупности проводился с использованием описательной статистики; для установления взаимосвязи использован корреляционный анализ Спирмена и для оценки различий в группах - метод Пирсона (х2). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р=0,05.
Результаты исследования
Успешность адаптации студентов к образовательной среде вуза обеспечивается воздействием комплекса факторов, связанных с процессом обучения (учебная нагрузка, режим дня, питание студентов). По мнению большинства авторов, в начальный период адаптации студентов наблюдается увеличение функционального напряжения вегетативной нервной системы в сторону симпатической направленности нейрове-гетативного тонуса [1,2]. Для определения особенностей вегетативного статуса студентов использовали вегетативный индекс Кердо (ВИК).
Анализ результатов исследования выявил статистически
1,1
6,2
2,61
7,18
Юноши Девушки Студенты русской национальности Юноши Девушки Студенты бурятской национальности
■ ВИК 1,1 6,2 2,61 7,18
Рис. 1. Показатели вегетативного индекса Кердо (ВИК) у студентов изучаемых групп (условные единицы).
значимые различия у студентов с учётом национальной принадлежности (р<0,05) в сторону увеличения среднего показателя вегетативного индекса Кердо у студентов бурятской национальности (рис. 1).
Так же выявлены значимые различия (р<0,001) между средними значениями вегетативного индекса Кердо у студентов с учётом гендерных различий: у девушек - 6,69±2,63 усл. ед., у юношей - 1,85±0,2б усл. ед. (рис. 1).
Симпатическая направленность нейровегетативного тонуса и напряжение регуляторных систем организма являются стереотипной реакцией организма на повышенную нагрузку и стресс, что сказывается на эффективности процесса обучения и психофункциональной адаптации в целом.
В современной психологии термином «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т.е. темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание [8].
Темпераментные особенности человека влияют не только на уровень напряженности функционирования органов и их систем, а так же на уровень его адаптивных возможностей [3].
Айзенк использовал термин нейротизм (эмоциональная нестабильность) как показатель одного из основных свойств личности, который генетически детерминирован, и его выраженность связана с балансом процессов возбуждения и торможения.
Результаты исследования показали, что значения средне-группового нейротизма у девушек изучаемых групп повышены (более 12 баллов), что указывает на их эмоциональную нестабильность (русские девушки - 12,5±5,23 баллов;
Таблица 1
Сравнительная характеристика показателей нейротизма у юношей и девушек с учётом этнических различий (п=200)
реакциях, неустойчивости в стрессовых ситуациях, низким уровнем процесса адаптации [6]. Корреляционный анализ, проведённый по методу Спирмена, выявил, что эмоциональная нестабильность (нейротизм) у студентов исследуемых групп коррелирует с вегетативным индексом Кердо (г=0,38; р<0,05).
На изменения в психофункциональном состоянии у студентов первых курсов указывают и результаты проведённого социологического опроса, которые представлены в таблице 2. Анализ его результатов исследования выявил, что у 75,5% студентов первых курсов наблюдаются стойкие изменения в
Таблица 2
Стойкие изменения в характере у студентов первых курсов (п=200)
Изменения в характере Социологический опрос студенты первых курсов
Абс. величины, чел. Отн. величины, %
безразличие 46 23
агрессивность 62 31
чувствительность 43 21,5
нет изменении в характере 49 24,5
Группа Уровень нейротизма, баллы (M±m) Доля эмоционально-нестабильных студентов, %
Русские юноши 9,06±5,68 50
Бурятские юноши 11,32±5,08 11
Русские девушки 12,5±5,23 23
Бурятские девушки 15,04±4,7 50
бурятские девушки - 15,04±4,7 баллов), тогда как у юношей этот показатель соответствует эмоциональной стабильности (русские юноши - 9,06±5,68 баллов; бурятские юноши - 11,32±5,08 баллов). Это свидетельствует о резистентности юношей к воздействию факторов образовательной среды (табл. 1).
Наибольшее количество эмоционально-нестабильных студенток выявлено в бурятской этнической группе (50%), что статистически значимо больше, чем в русской этнической группе (23%) (р<0,05).
Эмоциональная неустойчивость (нейротизм), выражается в лабильности, рассеянности внимания, депрессивных
характере. У 23% выявлено безразличие, 31% - агрессия и у 21,5% - повышенная чувствительность.
Анализ результатов исследования, проведенный по методу X2 Пирсона, выявил значимое влияние эмоциональной нестабильности (нейротизма) на субъективную оценку стойких изменений в характере у студентов первых лет обучения(р<0,001).
Проведённое исследование показало, что у студентов исследуемых групп русской и бурятской национальности выявлены определённые трудности в процессе адаптации к образовательной среде вуза, обусловленные симпатической направленностью вегетативного индекса Кердо, высоким уровнем эмоциональной нестабильности (для девушек) и стойкими изменениями в характере. Так же проведённый корреляционный анализ по Спирмену установил, значимую взаимосвязь между эмоциональной нестабильностью (нейротизм) и вегетативным индексом Кердо (г=0,38; р<0,05). Анализ результатов исследования, проведенный по методу х2 Пирсона, выявил значимое влияние эмоциональной нестабильности (нейротизма) на субъективную оценку стойких изменений в характере у студентов первых лет обучения (р<0,001).
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.
Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.
Работа поступила в редакцию: 13.05.2015 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е., Сушкова Л.Т. Здоровье студентов: стресс, адаптация, спорт. - Владимир: ВлГУ, 2004. - 134 с.
2. Батоцыренова Т.Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - М., 2007. - 36 с.
3. Будук-оолЛ.К. Этнические особенности психосоциальной адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник ТГПУ - 2011. - Вып. 6. - С.176-180.
4. Евтушенко А.Я., Разумов А.С., Будаев А.В., Разумов П.С. Патогенетические аспекты постреанимационного восстановления кровообращения // Общая реаниматология. -
2007. - Т. III. №5-6. - С.204-207.
5. Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Макаров О.А., Калягин А.Н. Уровень тревожности как основной фактор адаптации студентов различных этнических групп к образовательной среде вуза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2014. - Т. 127. №4. - С.78-80.
6. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Т. 1. - 312 с.
7. Степанова О.К. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2002. -110 с.
8. Тутушкина М.К. Практическая психология. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 368 с.
REFERENCES
1. Aghajanian N.A., Batotcirenova T.E., Sushkova L.T. Health 2. Batotcirenova T.E. Ecological and physiological and ethnic
students: stress, adaptation, and sports. - Vladimir: Vladimir features adaptive reactions of students from different climatic State University, 2004. - 134 p. (in Russian) regions: Thesis DSc (Biology). - Moscow, 2007. - 36 p. (in
Russian)
3. Buduk-ool L.K. Ethical features of psychosocial and social adaptation of students to studying at university // Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. -2011 - Is. 6. - P.176-180. (in Russian)
4. Evtushenko A.Ya., Razumov A.S., Budaev A.V., Razumov P.S. Pathogenesis aspects of post-resuscitation restoration of hemocirculation // Obschaya reanimatologia. - 2007. - Vol. III. №5-6. - P.204-207. (in Russian)
5. Karabinskaya O.A., Izatulin V.G., Makarov O.A., Kalyagin A.N. The level of anxiety as the main factor of adaptation of
students of various ethnic groups in the educational environment of the university // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2014. - Vol. 127. №4. - P.78-80. (in Russian)
6. Psychological tests / Ed. A.A. Karelin. - Moscow: VLADOS, 2002. - Vol. 1. - 312 p. (in Russian)
7. Stepanova O.K. Features ethnic stereotypes students Buryatia. - Ulan-Ude: Buryat Publ. University Press, 2002. -110 p. (in Russian)
8. Tutushkin M.K. Practical psychology. - St. Petersburg: didactics Plus, 2001. - 368 p. (in Russian)
Информация об авторах:
Изатулин Владимир Григорьевич - профессор, д.м.н.; Карабинская Ольга Арнольдовна - аспирант; Калягин Алексей Николаевич - заведующий кафедрой, профессор, д.м.н., 664046, Иркутск, а/я 62, e-mail: [email protected].
Information About the Authors:
Izatulin Vladimir G. - Professor, PhD, MD; Karabinskaya Olga A. - postgraduate student; Kalyagin Alexey N. - Head of Department, Professor, PhD, MD, DSc (Medicine), 664046, Russia, Irkutsk, post box 62, e-mail: [email protected].
© КАЛЯГИН А.Н., ЖУКОВА Е.В., ПОГОРЕЛОВА И.Г., ВАРАВКО Ю.О. - 2015 УДК: 316.46
психологические особенности и типология личности студента
медицинского вуза
Алексей Николаевич Калягин, Елена Викторовна Жукова, Ирина Геннадьевна Погорелова, Юлия Олеговна Варавко (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)
Резюме. В статье приводятся современные сведения о психологических особенностях студента медицинского вуза, ориентированные на особенности возраста и развитие личности обучающихся. Представление о динамике психологических особенностей студентов представляется ценным с позиции оптимального выбора оптимального метода учебного взаимодействия педагога и студента. Рассматриваются актуальные классификации типологии личности студента применительно к медицинскому образованию. Работа ориентирована на профессорско-преподавательский состав медицинских и фармацевтических образовательных организаций.
Ключевые слова: психология студента, типология личности студента, медицинский вуз, медицинское образование.
pSYCHOLOGICAL FEATURES AND pERSONALITY TYpES MEDICAL STUDENTS
A.N. Kalyagin, E.V. Zhukova, I.G. Pogorelov, Yu.O. Varavko (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. The article presents modern data on the psychological characteristics of students of the medical school, focused on particular age and personality development of students. The idea of the dynamics of the psychological characteristics of students seems valuable from the standpoint of the optimal choice of the optimal method of educational interaction of the teacher and the student. Topical classification of personality typology of the student in relation to medical education. The work is focused on the faculty of the medical and pharmaceutical educational organizations.
Key words: psychology student, the student's personality typology, medical school, medical education.
Обучение в медицинском вузе на всех уровнях образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, интернатура, ординатура, аспирантура) требует от обучающихся высокого потенциала, чтобы обеспечить полноценное освоение дисциплин и практик учебного плана. Этот потенциал определяется не только высоким баллом Единого государственного экзамена (ЕГЭ) или внутренних вступительных испытаний вуза, но и индивидуальными психологическими особенностями и типологией личности каждого студента. Каждый преподаватель должен понимать и осознавать важность приобретения знаний, раскрывающих типологию личности обучающихся, а также психологических подходов, необходимых для того, чтобы с этими обучающимися вести работу в рамках образовательного процесса.
Психологические особенности студентов с позиции возраста и развития Понимание психологических особенностей студентов разных уровней обучения раскрывается за счёт знаний возрастной психологии и психологии развития. Первая статично характеризует особенности каждого возрастного периода, а вторая рассматривает динамику психологических свойств личности под влиянием не только возраста, но и продолжительности и динамического состояния тех процессов (в контексте нашего обсуждения - образовательного), в которых
эта личность участвует.
Исследования Б.Г. Ананьева показали, что в возрасте с 18 до 35 лет периоды застоя в психологическом развитии отмечаются только у 14,2% людей, причём продолжаются обычно не более 2-3 лет, что определяет данные возрастные рамки как период интенсивного развития [2].
Если проанализировать внутри этого возрастного периода процессы памяти и мышления, то выявляются интересные особенности. По данным Ю.Н. Калюткина и Я.И. Петрова в 19 лет наблюдается пик функциональных возможностей памяти, в 20 лет - подъём в эвристических (мыслительных) процессах, затем в 20-22 года на некоторое время снижается запоминание, а в 21-22 года - поисковая деятельность. В 2324 года вновь возрастает память, а в след за нею в 25-26 лет - эвристические процессы. В дальнейшем пик памяти приходится на 30 лет, а пик эвристических процессов на 32 года. Несмотря на кажущуюся колебательную динамику, функции памяти и мышления в этом возрастном периоде оказываются чрезвычайно хорошо выраженными.
В возрасте 18-20 лет (период поступления в вуз) характеризуется высокоинтенсивным развитием нравственных и эстетических чувств, взрослением с присущими этому процессу чертами (включение в самостоятельную жизнь, создание семейных отношений, овладение начальными