РАЗЛИЧИЯ В СИСТЕМАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ США И РОССИИ
В.Н. Кремнева, канд. пед. наук, доцент Н.В. Соловьева, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11314
Аннотация. В данной работе описываются системы физического воспитания в высших учебных заведениях России и США (организация занятий в университетах, доступные для выбора виды спорта и др.) с последующим переходом к сравнению этих систем на конкретном примере Петрозаводского Государственного Университета и Университета Орегона (г. Юджин, штат Орегон).
Ключевые слова: физическое воспитание, университет, спорт, студент, физическая культура, обучение.
Целью данной работы является описание систем физического воспитания в высших учебных заведениях России и США (организация занятий в университетах, доступные для выбора виды спорта и др.) с последующим переходом к сравнению этих систем на конкретном примере Петрозаводского государственного университета и Университета Орегона (г. Юджин, штат Орегон) путем описания особенностей данного курса в каждой из этих стран.
США считается одной из самых развитых стран с точки зрения физического воспитания и спорта в целом, благодаря чему можно путем сопоставления конкретных примеров выяснить, какие преимущества и недостатки имеет российская система физического воспитания, а в особенности ПетрГУ. Поскольку российская система образования часто претерпевает различные изменения, а система физического воспитания в стране может быть улучшена, подобное сравнение может оказаться полезным и важным, а работа является актуальной.
Занятия физической культурой в высших учебных заведениях США сильно отличаются от других стран: здесь у студентов больше возможностей реализовать себя. При этом какого-либо четкого единства не существует: каждый штат определяет программу по-своему, а каждый отдельный университет, в свою очередь, само-
стоятельно решает, какие аспекты этой программы реализовывать. Это возможно благодаря отсутствию в государстве федерального закона, как-либо регулирующего программы физического воспитания. Во многих высших учебных заведениях студентам преподают как теоретические, так и практические дисциплины по физической культуре. Интересным моментом является то, что посещение теоретических занятий не является обязательным, однако в конце семестра студентов все равно ожидает итоговый тест по этому курсу. В учебном плане чаще всего присутствует два занятия физической культурой в неделю, одно из которых является теоретическим, а другое практическим.
В США занятия ведут квалифицированные тренеры. В университетах организованы кафедры физического воспитания. Кроме университетских кафедр важными также являются отделы спорта и рекреации (массового спорта). В обязанности отдела спорта входит организация университетских команд и сборных, а также подготовка к межвузовским соревнованиям и участие в них. Отдел рекреации и массового спорта занимается организацией внутренних соревнований и занятий для различных групп студентов. Также это разделение обеспечивает высокую организацию работы и своевременное планирование всех будущих мероприятий. Дополнитель-
ным звеном в системе физического образования являются спортивные клубы.
Америка является многонациональной страной и, несмотря на присутствие официального государственного языка, коим является английский, должен быть какой-то еще способ мирного сосуществования и общения представителей разных рас и национальностей. Этим способом выступает спорт, и в какой-то степени поэтому занятия физической культурой являются обязательными в большинстве учебных заведений и всячески поощряются.
Главной задачей физического воспитания во всех учебных заведениях США является формирование физически здорового человека, а также занятия физической культурой направлены на сохранение работоспособности и творческой активности на более долгое время.
В России в 1992 году был принят Закон «Об образовании» и утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в соответствии с которым «физическая культура» стала обязательным предметом в вузах по всем направлениям и специальностям. Стандарт дал шанс решить проблемы физической культуры, установить новые ценности, отказавшись от уже устаревших советских, однако все еще отсутствовала творческая и инновационная часть обучения.
Цель физического воспитания в вузах России - подготовка всесторонне развитых специалистов. Занятия физической культурой проводятся с учетом состояния здоровья и уровня физического развития студентов, а также (в идеале) с учетом характера их будущей профессиональной деятельности. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья
студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.
Предмет физической культуры в вузах России является обязательным в течение 6 семестров, занятия осуществляются в разнообразных формах и на разных площадках. В настоящее время выбор вида спорта куда более разнообразен, чем в советское время, хотя в вузах небольших городов он зачастую достаточно ограничен. Студенты часто причисляют к минусам обязательную сдачу нормативов и практическое отсутствие командных видов спорта. Процесс физического воспитания в высших учебных заведениях стал более творческим - студенты чаще всего вольны выбирать нужную для себя дисциплину.
Для студентов ПетрГУ в первом семестре обучения в учебной программе обязательной дисциплиной является «физическая культура и спорт» в объеме 72 часа. Обучающимся предварительно нужно получить медицинскую справку, подтверждающую отношение студента к той или иной медицинской группе согласно состоянию здоровья [1]. Всего групп три: основная, подготовительная и специальная. Обучающиеся, относящиеся к основной группе здоровья, в первом семестре занимаются общими для всех видами спорта. Студенты, по каким-либо причинам освобожденные от большинства упражнений и нормативов, занимаются в специальной медицинской группе по соответствующей их степени здоровья программе [2]. Со второго семестра у студентов основной группы появляется возможность выбрать какой-либо определенный вид спорта, в программе обучения - 328 часов элективной физической культуры. Т.е. дисциплины по выбору. Выбор среди предложенных студентам основной группы достаточно велик: игровые виды спорта, плавание, фитнес, туризм, атлетическая гимнастика. В каждом новом семестре обучающийся может сменить выбранный прежде вид спорта на новый, а может продолжать занятия при наличии свободных мест в группах.
Государственный университет Орегона (Oregon State University, OSU) является
одним из ведущих исследовательских вузов США. Главный учебный корпус расположен в небольшом городке Корваллис, одном из самых безопасных и зеленых студенческих городов страны. Вуз был основан в 1868 году на средства штата. Сегодня Государственный университет Орегона является одним из двух вузов США, получающих государственное финансирование для проведения исследований и подготовки студентов во всех четырех возможных областях: в сфере сельского хозяйства и естественных наук, сохранения и использования океанского побережья, исследовании космоса, а также возобновляемых источников энергии. Общее число студентов — более 25000 человек, при этом около 15% обучающихся - иностранцы.
Курс физической подготовки в университете в Орегоне очень похож на тот же курс в старшей школе (16-18 лет). У американского студента кроме традиционных видов спорта есть возможность выбрать в качестве своей физической подготовки дайвинг, боевые искусства, танцы или даже рыбалку. В университете Орегона доступно около 140 курсов для выбора, причем они доступны не только студентам, но и самим работникам вуза. Для студентов, не имеющих возможности активно заниматься спортом, также предоставлена возможность выбора - например, студент может заниматься кардио упражнениями или йогой, спортивной ходьбой, выполнять комплекс специально подобранных базовых упражнений. Практически каждый курс подразделяется на несколько классов в соответствии с уровнем обучающегося (например, есть дайвинг для начинающих, а есть занятия для так называемых «dive masters», которые заканчиваются получением соответствующего сертификата; всего же классов по занятиям
ный курс «Дайвинг: подводная фотография). Студенты могут заниматься гольфом, баскетболом, волейболом, присутствуют курсы самообороны. Большинство курсов для «продвинутых» требуют уже пройденных когда-либо прежних уровней того же курса. Университет Орегона, как и вся университетская система США, предполагает возможность смены специальности.
Межуниверситетские соревнования приносят огромный доход университетам. Так как спорт играет огромную роль в образовании США, а высшее образование не бывает бесплатным, огромное количество студентов целенаправленно занимается каким-либо видом спорта еще со школы, чтобы в будущем войти в состав университетской команды и получить спортивную стипендию, способную частично или даже полностью покрыть расходы на обучение. Стипендию можно получить по 33 видам спорта (среди которых гольф, фехтование, конный спорт и др.), она выдается на весь срок обучения.
Оценивая две модели обучения по предмету «физическая культура», мы пришли к выводу, что американские студенты расценивают данный предмет в университетах как открывающиеся возможности для своего будущего, в то время как студенты российских вузов по большей части считают это лишь необходимым для поддержания здоровья предметом. Если обратиться к конкретным университетам (ПетрГУ и университет Орегона), то становится очевидным, что американское образование гораздо выше ценит спортивные навыки, нежели российское. Американские студенты гораздо чаще выбирают спорт своим основным занятием, чем российские, да и в целом спортивные игры там пользуются гораздо большей популярностью.
дайвингом 9, присутствует даже интерес-
Библиографический список
1. Аналитический обзор физического развития студентов в Петрозаводском государственном университете / Колосов Г.Н., Кремнева В.Н., Чуринов А.А. // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 10 (91). - С. 18-22.
2. Кремнева В.Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студентов специальной медицинской группы в Петрозаводском Государственном университете // Глобальный научный потенциал. - Санкт - Петербург, 2018. - С. 15-19
DIFFERENCES IN PHYSICAL EDUCATION SYSTEMS IN HIGHER EDUCATIONAL
INSTITUTIONS OF THE USA AND RUSSIA
V.N. Kremneva, candidate of pedagogical sciences, associate professor N.V. Solovyova, senior lecturer Petrozavodsk state university (Russia, Petrozavodsk)
Abstract. In this paper, we describe physical education systems in higher education institutions in Russia and the USA (organization of classes at universities, sports available for selection, etc.) with a subsequent transition to comparing these systems with a specific example of Petrozavodsk State University and the University of Oregon (Eugene, Oregon).
Keywords: physical education, university, sport, student, physical education, training.