МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ЭЛЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТНЕС»
Н.В. Соловьева, старший преподаватель Д.С. Евтропкова, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11318
Аннотация. В данной статье рассказывается о начальном этапе перехода в учебной программе вуза на работу по элективным направлениям - в нашем случае по направлению «Фитнес». Проводится анализ опроса студентов, занимающихся физической культурой, степень их мотивации и удовлетворенности к занятиям на элективе.
Ключевые слова: элективное направление, фитнес, обучающиеся, физическая культура, мотивация.
В 2016-2017 учебном году в Петрозаводском государственном университете впервые введена элективная физическая культура для студентов всех направлений подготовки. Кафедрой «физической культуры» была разработана образовательная рабочая программа по дисциплине элективная физическая культура по направлению «фитнес». В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен знать не только значение физической культуры, основы здорового образа жизни, научные основы биологии и физиологии, но и основные понятия «фитнес технологий». Научиться проводить и применять самостоятельные занятия как с общей оздоровительной, прикладной направленностью, так и простые занятия по направлению «фитнес». Научиться владеть терминологией и методикой изученных разделов направления «фитнес» [1].
В данной статье мы проведём анализ удовлетворенности студентов элективного направления «Фитнес», их мотивации к занятиям, оценим уровень физической подготовки по результатам проведённого тестирования.
Цель данного исследования - изучить мотивы обучающихся при выборе определённого элективного направления, в данном случае элективного направления «Фитнес». Далее использовать результаты исследования в работе по улучшению качества преподавания дисциплины и при-
влечению нового контингента студентов для занятий.
Ранее на кафедре был проведен опрос обучающихся первого курса о том, каким должно быть гипотетически выбранное студентами направление физической культуры, удовлетворяющее их потребностям и интересам. Большинство ответили, что оно должно иметь удобное расписание и комфортные условия для занятий (21%), на втором месте стоят мода и престиж направления (16%), на третьем месте по приоритетности с одинаковым количеством ответов стоят «польза для здоровья» (13%) и отсутствие больших финансовых затрат (по 13%).
На вопрос о том, что должно произойти со студентом, чтобы он начал заниматься спортом или физкультурой, наибольший процент респондентов ответили, что этого должно потребовать состояние их здоровья (32%), на втором месте назвали относительно высокие шансы стать известным в данной области (20%), на третьем - возможность оплаты занятий (16%) [2].
Мотивация играет важную роль в различных сферах деятельности и в выборе выбора вида спорта в том числе. Для получения наилучшего результата обязательно должно быть желание заниматься и тренироваться, достигать успехов в выбранном виде спорта.
В одном из определений мотивации сказано, что это психофизиологический процесс, управляющий поведением чело-
века, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворить свои потребности.
Мотивация играет важную роль и в выборе вида спорта, в достижении поставленных целей, результатов. В данном исследовании хотим в очередной раз проследить важность её при занятиях спортом и выборе элективного направления.
В исследованиях на данную тему указываются разные причины, побуждающие заниматься спортом. Например, такие как:
- стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);
- стремление к самовыражению и самоутверждению;
- социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции);
- удовлетворение духовных и материальных потребностей.
По нашим наблюдениям для большинства обучающихся вуза основными мотивами при занятиях спортом являются: удовольствие от физических нагрузок; стремление к здоровью и физическому развитию, внешней красоте тела; стремление к общению.
Мы провели анкетирование среди студентов 1 и 2 курсов, занимающихся на элективном направлении «Фитнес». В опросе приняли участие 31 обучающийся 1 курса и 38 - 2 курса. Студенты 1 курса выбрали данный электив впервые, 2 курса -частично уже занимались на данном направлении и осознанно выбрали его повторно (таких студентов большинство и составляет 87% опрошенных).
В анкетировании одним из главных вопросов был вопрос о причине выбора данного элективного направления. Мотивы, которыми руководствовались студенты при выборе различны. В основном в анкетах указаны краткие ответы на данный вопрос. Но, подведя итоги, мы выяснили, что ровно половина студентов - 50% опрошенных, выбрали электив не по спортивному интересу, а в связи удобным расположением места занятий и предложенным
временем в расписании учебных занятий. Для студентов, занятых интенсивной учебной деятельностью, это оказалось одним из наиболее часто встречающихся мотивов в выборе элективного направления.
Остальные 50% респондентов указали такие причины выбора данного вида спорта: «похудение, повышение общего тонуса тела», «привести своё тело в форму», «желание укрепить мышечную систему», «улучшить свою физическую подготовку», «интересно», «нравится», «действительно - есть результат», «направление фитнес включает разные направления, поэтому интересно заниматься», «подходит для девочек» и др. В данных ответах уже прослеживается интерес к занятиям, ведущим к достижению определенного результата.
Почти также разделились ответы респондентов на вопрос «Каким направлением «Фитнеса» вы отдали предпочтение на занятиях?»: 46% обучающихся проявили интерес и ответили на данный вопрос таким образом: силовые направления - 13%, стретчинг (растяжка) - 9%, аэробика - 9%, танцы - 5%, кросс-фит - 5% и др. направления, 54% опрошенных не проявили интерес к выбору вариантов занятий, поэтому можно предположить, что эта та часть студентов, которая больше заинтересована в выборе места и времени занятий, удобного расписания и не в полной мере ориентирована результаты тренировок.
Были в анкете заданы вопросы, направленные на популяризацию данного направления и уровень осведомленности обучающихся по вопросам занятий данным видом спорта.
На вопрос «Какие направления фитнеса Вы знаете и откуда?» обучающие 2 курса ответили почти все (98%), перечисляя по 3-7 направлений этого вида спорта; студенты 1 курса чаще указывали 1-2 направления (80% опрошенных) и небольшой процент на этот вопрос ответили отрицательно.
Еще на один вопрос: «Занимаетесь вы спортом вне учебных занятий по физической культуре?» лишь 20% опрошенных студентов ответили положительно. В основном это занятия в танцевальных коллективах и фитнес-клубах города. Поэтому
можно сделать вывод, что основную физическую и тренировочную нагрузку студенты получают на занятиях электива.
Анализируя данные ответы опрошенных студентов можно сделать следующие выводы:
1. Обучающиеся студенты, посещающие данное элективное направление достаточно мотивированны в своём выборе и половина опрошенных точно знает цель своих занятий и желает получить определённый результат. Половина студентов
выбирает удобное расписание и это должно обязательно учитываться в формировании графика учебного процесса при напряжённой студенческой деятельности.
2. В процессе учебно-тренировочных занятий внедрять не только разнообразные практические занятия по данному направлению, но и больше знакомить обучающихся с теоретическими вопросами, формирующими знания о выбранном виде спорта и повышающими мотивацию к занятиям.
Библиографический список
1 . Переход на элективную физическую культуру по направлению «Фитнес», опыт ПетрГУ // Соловьева Н. В., Евтропкова Д. С. / В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 140-142.
2. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Кремне-ва В. Н., Соловьева Н. В. / E-Scio. 2018. № 5 (20). С. 289-296.
3. Реализация дисциплины «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС ВО (опыт ПетрГУ) // Кремнева В. Н., Соловьева Н. В. / В сборнике: Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 227-229.
MOTIVATION OF TRAINERS IN THE CHOICE OF ELECTIVE DIRECTION "FITNESS"
N.V. Solovyova, senior lecturer D.S. Evtropkova, senior lecturer Petrozavodsk state university (Russia, Petrozavodsk)
Abstract. This article describes the initial stage of transition in the curriculum of the university to work in elective areas - in our case in the direction of "Fitness". The analysis of the survey of students engaged in physical culture and the degree of their motivation and satisfaction to study at the elective is carried out.
Keywords: elective direction, fitness, students, physical education, motivation.