Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЯ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ЭМПИРИЧЕСКОЙ ВЫБОРКЕ СТУДЕНТОВ ПГГПУ)'

РАЗЛИЧИЯ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ЭМПИРИЧЕСКОЙ ВЫБОРКЕ СТУДЕНТОВ ПГГПУ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перфекционизм / академическая (учебная) мотивация / students / perfectionism / academic motivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силина Елена Алексеевна

В рамках данной статьи выполняется анализ результатов эмпирического исследования, проводимого с целью выявления перфекционистских тенденций и особенностей мотивации достижения у студентов разных профилей подготовки в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Силина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES IN THE CHARACTERISTICS OF PERFECTIONISM AND ACADEMIC MOTIVATION OF STUDENTS DEPENDING ON EDUCATION PROFILES (BASED ON AN EMPIRICAL SAMPLE OF PSHPU STUDENTS)

The article reveals the analyses of the empiric investigation of the studentsperfectionism and academic motivation. The students of two groups studying in different departments and programs at Perm State Humanitarian Pedagogic University are compared.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЯ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ЭМПИРИЧЕСКОЙ ВЫБОРКЕ СТУДЕНТОВ ПГГПУ)»

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.922.8:378

DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-91-98

Силина Елена Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-18-49 e-mail: silina_ea@pspu.ru

РАЗЛИЧИЯ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ПРОФИЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ (на эмпирической выборке студентов ПГГПУ)

Elena A. Silina

Associate Professor at Department of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya St., 614990, Perm, Russia e-mail: silina_ea@pspu.ru

DIFFERENCES IN THE CHARACTERISTICS OF PERFECTIONISM AND ACADEMIC MOTIVATION OF STUDENTS DEPENDING ON EDUCATION

PROFILES

(based on an empirical sample of PSHPU students)

Аннотация. В рамках данной статьи выполняется анализ результатов эмпирического исследования, проводимого с целью выявления перфекционистских тенденций и особенностей мотивации достижения у студентов разных профилей подготовки в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.

Ключевые слова: перфекционизм, академическая (учебная) мотивация.

Abstract. The article reveals the analyses of the empiric investigation of the students' perfectionism and academic motivation. The students of two groups studying in different departments and programs at Perm State Humanitarian Pedagogic University are compared.

Key words: students, perfectionism, academic motivation.

© Силина Е.А., 2022

В зарубежной и отечественной науке не существует единого определения понятия «перфекционизм». Термин «перфекционизм» образован от латинского perfectio (абсолютное совершенство), в современной психологии он обозначает стремление субъекта к совершенству, высокие личностные стандарты, стремление доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным).

Внимание к понятию «перфекционизм» обусловлено особенностями современного общества. Современное влияние социально-экономических и культурных факторов, среди которых отмечаются возрастание требований социума к молодым людям, в которых хотят видеть активных, конкурентоспособных людей, ориентированных на достижение успеха во всех жизненных сферах, может приводить к формированию перфекционистских тенденций [4]. В данной связи феномен перфекционизма стал важным предметом исследования зарубежных и отечественных ученых (Н.Г. Гаранян, А.А. Золотарева, Н.Г. Холмогорова, Д. Хамачек (Hamachek) и др.) [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 14].

Изначально проблема перфекционизма привлекала внимание зарубежных и отечественных авторов в контексте невротического стремления личности к совершенству (Д. Бернс (Burns), М. Холендер (Hollender), П. Хьюит (Hewitt), Г. Флетт (Flett), Н.Г. Гаранян и др.) [3, 11, 12, 13, 14]. Позже эта проблема стала выходить за пределы психиатрии и клинической психологии, становясь предметом рассмотрения психологии личности.

Д. Хамачек, основываясь на клиническом опыте, одним из первых применил типологический подход, выделив два типа перфекционизма «нормальный» и «патологический» [12]. В последнее время появляется все больше исследований, в которых рассматриваются не только патологические, но и нормальные аспекты перфекционизма (А.А. Золотарева, В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов и др.) [9].

Границы исследовательского поля, связанного с проблематикой диагностики перфекционизма, расширила работа А.А. Золотаревой. Автор дифференцировала «нормальный» и «патологический» перфекционизм как независимые характеристики личности, с разным соотношением и характеристиками саморегуляции, психологического благополучия личности и другими психологическими переменными [1, 9].

Актуальность нашего исследования связана с тем, что в современных разработках перфекционизм мало изучен в контексте академической (учебной) мотивации, поскольку ранее изучался с позиций когнитивного подхода или теории личностных черт [9]. Немногочисленны и даже практически отсутствуют исследования о взаимосвязи перфекционизма с академической (учебной) мотивацией в студенческой среде.

Все вышеизложенное позволило выявить противоречие между необходимостью теоретического изучения взаимосвязи перфекционизма и учебной мотивации и его недостаточной исследованностью в теории и практике психологической науки.

Особый интерес данной исследовательской работы представляет рассмотрение феномена перфекционизма в контексте учебной мотивации в период студенческой жизни, поскольку студенты, руководствуясь мотивом достижения, могут ставить для себя сложные задачи и цели, стараясь решить их наиболее эффективно, опираясь на высокие требования и личные стандарты. При этом учебная мотивация и желание осуществлять свою деятельность как можно лучше, ориентируясь при этом на высокие, а иногда и на завышенные критерии качества и личные стандарты, с высокой степенью вероятности связана с перфекционизмом. Сущность образовательных стандартов, различия в профилях подготовки бакалавров и, собственно, будущая педагогическая деятельность позволяют нам выделить два типа образовательной деятельности студентов, которые различаются по преобладанию усвоения теоретических знаний и компетенций или преобладанию сложных и различных навыков. Так, в одну группу мы включили студентов ПГГПУ факультетов иностранных языков, музыки, физической культуры, поскольку их учебная и будущая профессиональная деятельность в значительной степени обеспечивается владением навыками. Для удобства при описании результатов предлагаем условно назвать эту группу «навыки». Во вторую группу мы включили студентов факультетов педагогики и методики начального образования, педагогики и психологии детства, дошкольного образования и филологического факультета, их обучение в большей мере ориентировано на формирование теоретических знаний и компетенций. Условно назовем эту группу «теоретические знания, компетенции».

Таким образом, предметом исследования являются особенности нормальной формы перфекционизма в связи с учебной мотивацией студентов, различающихся по специфическим характеристикам образовательных стандартов и, соответственно, по учебной деятельности в вузе.

Исследовательская гипотеза: показатели перфекционизма и академической мотивации у студентов при относительно различной ориентации образовательного процесса (на усвоение теоретических знаний или развития навыков) имеют различия и специфическую структуру взаимосвязей.

Методологическая основа исследования опирается на дифференциально -психологический подход, представленный идеями типологического подхода к перфекционизму (Н.Г. Гаранян, А.А. Золотарева, А.Б. Холмогорова, Д. Хамачек и др.) [5, 9, 12]. Особый вклад в теоретико-методологические основания исследования внесли интегративно-системные представления о перфекционизме, реализованные в идеях Н.Г. Гаранян, П. Хьюитта, Г. Флетта, С.Н. Ениколопова и др. [11, 12, 13, 14].

В соответствии с проблематикой нашего исследования мы выбрали следующие методики исследования:

1) русскоязычный вариант методики «Многомерная шкала перфекционизма» (MPS-H) П. Хьюитта и Г. Флетта, (адаптированную И.И. Грачевой). Данная методика позволяет изучить структуру

перфекционизма, выявить уровень перфекционизма и соотношение перфекционистских тенденций у студентов [8, 9];

2) методику «Краткий дифференциальный тест перфекционизма» (разработанную А.А. Золотаревой), которая дает возможность дифференцировать «нормальный» и «патологический» типы перфекционизма личности [9];

3) методику «Шкала академической мотивации» (ШАМ) (разработанную Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевым и Е.Н. Осиным), которая позволяет диагностировать внутреннюю и внешнюю мотивацию учебной деятельности у обучающихся [5, 7].

Эмпирическая часть исследования проводилась на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в период с сентября по октябрь 2021 г. В нем приняли участие 95 студентов различных профилей, 55 девушек и 40 юношей при среднем возрасте 19,5 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. При сравнении по различительному методу /-критерия Стьюдента трех показателей: «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта, «Краткий дифференциальный тест перфекционизма» и «Шкала академической мотивации», у студентов ПГГПУ у двух сформированных нами групп (условно обозначенных как группы «навыки» и «теоретические знания, компетенции») были получены следующие результаты (табл. 1):

Таблица 1

Group 1: по знаниям Группообразующая переменная из файла

Group 2: по навыкам Г-tests; Grouping: группа (Spreadsheet2 in статистика) x000D Group 1: 1_x000D_ Group 2: 2

Показатели Ср.Ар Ср.Ар Т-критерий Уровень знач. Число людей Станд.откл. F-ratio Ур.знач.

методик 1 2 Стьюдента р 1 2 1 2 критерий Фишера

Перфекционизм, ориентированный на других 54.09 51.10 1.23 0.224 45 40 9.78 12.65 1.68 0.10

Познавательная мотивация 17.07 15.63 2.05 0.043 * 45 40 2.86 3.60 1.58 0.14

Мотивация саморазвития 16.44 15.03 2.11 0.038 * 45 40 2.56 3.60 1.97 0.03

Мотивация самоуважения 16.33 13.38 4.13 0.000 ** 45 40 3.16 3.45 1.20 0.56

Интроецированная мотивация 13.51 12.45 1.23 0.223 45 40 4.05 3.90 1.08 0.82

Экстернальная мотивация 10.91 9.85 1.19 0.236 45 40 4.32 3.83 1.27 0.45

Значимые различия проявились в показателях мотивации -«познавательная мотивация», «мотивация саморазвития» и «мотивация самоуважения». Эти показатели оказались выше у группы «теоретические знания, компетенции». Это означает, что внутренняя мотивация к учебной деятельности, т.е. ради повышения собственной значимости и самооценки, значительно выше у данной группы студентов, чем у студентов группы «навыки».

Также в результате сравнительного анализа были выявлены показатели, имеющие тенденцию к уровню значимости. Они проявились по показателям «перфекционизм, ориентированный на других», «интроецированная мотивация» и «экстернальная мотивация». Данные показатели также выше у группы «теоретические знания, компетенции». Это означает, что студенты данной группы склонны проявлять высокие стандарты к значимым другим, к тому же побуждение к учебе у них основано на ситуации вынужденности следовать установленным требованиям, предъявляемым обществом, чувством долга перед собой и значимыми людьми.

2. Взаимосвязи показателей перфекционизма и учебной мотивации представлены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

0?40

Корреляционная матрица

Коэф. корр. Пирсона

Критические значения коэффициента корреляции * р<0,05 = 0; ** р<0,01 = 0; *** р<0,001 = 1

группа "теоретические знания, компетенции"

I Познавате. Мот иваци Мотивация( Мотивация Интроеци Экстерна ль Ааммотива!]!!]!

Перфекционизм, ориентированный на себя 0,02 0,13 0,27 0,38 * 0,07 -0,12 -0,13

Перфекционизм, ориентированный на других 0,14 0,03 0,24 0,37 * 0,10 0,01 -0,16

Социально-предписанный перфекционизм -0,01 0,01 0,01 0,26 0,38 * 0,35 * 0,12

Интегральный показатель перфекционизма 0,08 0,10 0,23 0,42 ** 0,21 0,06 -0,09

Как следует из табл. 2, у группы «теоретические знания, компетенции»:

1) показатель «перфекционизм, ориентированный на себя» положительно коррелирует с показателем «мотивация самоуважения» на значимом уровне. Это значит, что чем выше данный показатель перфекционизма, тем более выражена мотивация самоуважения;

2) показатель «перфекционизм, ориентированный на других» также на значимом уровне связан с показателем «мотивация самоуважения». Это значит, что чем выше данный показатель перфекционизма, тем более выражена мотивация самоуважения;

3) показатель «социально предписываемый перфекционизм» на значимом уровне коррелирует с двумя показателями «интроецированная мотивация» и «экстернальная мотивация». Таким образом, чем выше данный показатель перфекционизма, тем более выражены интроецированная и экстернальная мотивация;

4) «интегральный» показатель перфекционизма связан с показателем «мотивация самоуважения». Это означает, что чем выше данный интегральный показатель, тем выше мотивация самоуважения.

Таблица 3

Корреляционная матрица

Коэф. корр. Пирсона

Критические значения коэффициента корреляции * р<0,05 = 0 ; ** р<0,01 = 0 ; *** р<0,001 = 1 группа "навыки"

I Познавате Мотиваци Мотивация с Мотивации Интроеци Эксттрталь Ам мтивация

Перфекционизм, ориентированный на себя -0,18 -0,15 -0,09 0,15 0,15 0,10 0,19

Перфекционизм, ориентированный на других -0,37 * -0,41 ** -0,34 * -0,08 0,19 0,20 0,40 *

Социально-предписанный перфекционизм -0,18 -0,40 * -0,29 0,07 0,20 0,35 * 0,19

Интегральный показатель перфекционизма -0,35 * -0,41 ** -0,34 * 0,04 0,24 0,28 0,37 *

Как следует из табл. 3, у группы «навыки»:

1) показатель «перфекционизм, ориентированный на себя» не коррелирует на значимом уровне со всеми показателями мотивации;

2) показатель «перфекционизм, орентированный на других» на значимом уровне коррелирует с показателем «амотивация». Это значит, что чем выше данный показатель перфекционизма, тем более выражена амотивация. На значимом уровне данный показатель перфекционизма имеет отрицательную связь с показателями «познавательная мотивация», «мотивация достижения» и «мотивация саморазвития». То есть чем выше данный показатель перфекционизма, тем менее выражена познавательная мотивация, мотивация достижения и саморазвития;

3) показатель «социально предписываемый перфекционизм» на значимом уровне связан с показателем «экстернальная мотивация». Чем выше данный показатель перфекционизма, тем более выражена экстернальная мотивация. Также на значимом уровне данный показатель перфекционизма имеет отрицательную связь с показателем «мотивация достижения». Таким образом, чем выше данный показатель перфекционизма, тем ниже мотивация достижения;

4) «интегральный» показатель перфекционизма отрицательно коррелирует с показателями «познавательная мотивация», «мотивация достижения», «мотивация саморазвития». Это значит, что чем выше данный интегральный показатель, тем ниже познавательная мотивация, мотивация достижения и мотивация саморазвития. Данный интегральный показатель имеет положительную связь с показателем «амотивация». Это значит, что чем выше данный показатель, тем выше амотивация.

Наиболее важное значение имеет специфика структур перфекционизма и учебной мотивации, а именно: в группе «теоретические знания, компетенции» наиболее сильные связи проявляет показатель «мотивации самоуважения» с показателями «перфекционизм, ориентированный на себя», «перфекционизм, ориентированный на других» и с «интегральным» показателем

перфекционизма. Таким образом, чем выше мотивация самоуважения, тем выше перфекционизм, ориентированный на себя, на других, и интегральный показатель перфекционизма.

В группе «навыки» отсутствует связь на значимом уровне показателя «перфекционизм, ориентированный на себя» со всеми показателями мотивации. С другой стороны, показатели «перфекционизм, ориентированный на других», «социально предписываемый перфекционизм» и «интегральный» показатель перфекционизма имеют отрицательную связь с показателем мотивации достижения. Это значит, что чем выше показатель мотивации достижения, тем ниже социально предписываемый перфекционизм и интегральный показатель перфекционизма. Показатели «перфекционизм, ориентированный на других» и «интегральный» показатель перфекционизма имеют отрицательную связь еще с двумя показателями мотивации - «познавательной мотивацией» и «мотивацией саморазвития». Таким образом, чем выше познавательная мотивация и мотивация саморазвития, тем ниже перфекционизм, ориентированный на других, и интегральный показатель перфекционизма.

Таким образом, эмпирически доказано, что взаимосвязи личностных особенностей перфекционизма и мотивации у изучаемых групп студентов имеют существенные содержательные различия. В качестве возможного объяснения и интерпретации некоторых наиболее существенных фактов, которые, несомненно, нуждаются в дополнительном исследовании, мы предлагаем следующее:

ВЫВОДЫ:

1. Обнаружены существенные различия в показателях перфекционизма и академической мотивации у студентов, различающихся по относительному преобладанию роли теоретических знаний и компетенций или навыков в процессе обучения в педагогическом университете.

2. Мотивация самоуважения в связи показателями перфекционизма наиболее значимой обнаруживается в группе «теоретические знания, компетенции», возможно, благодаря целостному процессу формирования мировоззрения на основе свободного интегрирования знаний законов изучаемых предметов в раннем юношеском возрасте и развитием самоуважения как важнейшего компонента самосознания, на что обращал внимание И.С. Кон [10].

3. Преобладание положительных связей показателей мотивации экстернальности с показателями перфекционизма у группы «навыки», возможно, объясняется тем, что успешность в обучении и владении иностранным языком, музыкой, физической культурой и спортом постоянно требует предъявления своих достижений обществу (различным группам) и в целом другим людям и соответствующего оценивания, иначе говоря -внешне или экстернально. Нам представляется, что именно эта особенность деятельности способствует экстернальной и экстравертированной ориентации и личностной экстернальной академической мотивации. Специфика учебной деятельности, по А.Н. Леонтьеву, определенным образом сказывается на формировании личностных особенностей.

Выдвинутая гипотеза исследования получила эмпирическое подтверждение.

Список литературы

1. Адлер А. О стремлении к превосходству. - СПб.: Астер-Х, 2017.

2. Биктина Н.Н., Дикарева Ю.Н. К вопросу проявления перфекционизма в студенческом возрасте // Психологические науки. - 2017. - Т. 6, № 1 (18).

3. Гаранян Н.Г., Низовцева А.А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1. -URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50229.shtml

4. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации [Электронный ресурс] // Психологические науки. Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 62. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-novye-podhody-diagnostika

5. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. ... д-ра психол. наук: 08.11.13. - М., 2013. - 370 с.

6. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.

7. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «шкалы академической мотивации» [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2014. - Т. 35, № 4. - URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs

8. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта [Электронный ресурс] // Психологический журнал: электрон. науч. журн. - 2006. - Т. 27, № 6. - URL: https://psytests.org/personal/mps.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Золотарева А.А. Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик // Культурно-историческая психология. -2018. - Т. 14, № 1. - С. 107-115. - DOI: 10.17759/chp.2018140112

10. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1984.

11. Burns D.D. The perfectionist's script for self-defeat // Psychology today. -1980. - № 11. - Р. 34-52.

12. Hamachek D. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology. - 1978. - №. 15.

13. Hewitt P., Flett G. Perfectionism and depression: A multidimensional study // J Social Behavior and Personality. - 1990. - Vol. 5, № 5. - P. 423-438.

14. Hollender M.H. Perfectionism // Comprehensive Psychiatry. - 1965. - Vol. 6. - Р. 94-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.