Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения (на примере студенческой выборки)'

Исследование взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения (на примере студенческой выборки) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2256
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / PERFECTIONISM / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENT MOTIVATION / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / FAILURE MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виндекер О.С., Иргашева К.А.

Данная статья посвящена изучению взаимосвязи между перфекционизмом и мотивацией достижения. Перфекционизм рассматривается как сложный многокомпонентный феномен. На примере студенческой выборки показано, что отдельные составляющие перфекционизма (ориентированный на себя, на других и социально предписанный перфекционизм) положительно связаны с мотивацией достижения. При этом не обнаружено однозначной взаимосвязи между перфекционизмом и мотивацией избегания неудач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF INTERCONNECTION BETWEEN PERFECTIONISM AND ACHIEVEMNT MOTIVATION (BASED ON A SAMPLE GROUP OF STUDENTS)

This article is dedicated to the study of interconnection between perfectionism and achievement motivation. Perfectionism is viewed as a complex multy-component phenomenon (self oriented, socially oriented and socially prescribed perfectionism). A study of a sample student group shows that the integral perfectionism indicator and its components are positively connected to achievement motivation. At the same time, there was no conclusive connection discovered between perfectionism and avoidance of failure motivation.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения (на примере студенческой выборки)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.923

О.С. Виндекер

канд. психол. наук, доцент, кафедра общей психологии и психологии личности, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»,

г. Екатеринбург

К.А. Иргашева

магистрант, направление «Психология», департамент психологии Института социальных и политических наук ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»,

г. Екатеринбург

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫБОРКИ)

Аннотация. Данная статья посвящена изучению взаимосвязи между перфекционизмом и мотивацией достижения. Перфекционизм рассматривается как сложный многокомпонентный феномен. На примере студенческой выборки показано, что отдельные составляющие перфекционизма (ориентированный на себя, на других и социально предписанный перфекционизм) положительно связаны с мотивацией достижения. При этом не обнаружено однозначной взаимосвязи между перфекционизмом и мотивацией избегания неудач.

Ключевые слова: перфекционизм, мотивация достижения, мотивация избегания неудач.

O.S. Vindeker, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg

K.A. Irgasheva, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg

A STUDY OF INTERCONNECTION BETWEEN PERFECTIONISM AND ACHIEVEMNT MOTIVATION

(BASED ON A SAMPLE GROUP OF STUDENTS)

Abstract. This article is dedicated to the study of interconnection between perfectionism and achievement motivation. Perfectionism is viewed as a complex multy-component phenomenon (self oriented, socially oriented and socially prescribed perfectionism). A study of a sample student group shows that the integral perfectionism indicator and its components are positively connected to achievement motivation. At the same time, there was no conclusive connection discovered between perfectionism and avoidance of failure motivation.

Keywords: perfectionism, achievement motivation, failure motivation.

В настоящее время особую актуальность приобретают работы, посвященные изучению психологических характеристик человека, обусловливающих его успешность, продуктивность и высокое качество жизни. Многие авторы в качестве такого внутреннего фактора называют мотивацию достижения (Д. Макклелланд, 2007 [7]; Х. Хекхаузен, 2001 [10]; Т.О. Гордеева, 2006 [3] и др.). Мотивация достижения связана со стремлением добиться успеха в какой-либо деятельности, достичь определенного уровня мастерства. Человек, руководствующийся данным мотивом, выбирает сложные задачи и старается их решить как можно эффективнее, стремится получить высокие результаты в значимой для себя деятельности и упорно работает, достигая поставленных целей. Желание осуществлять значимую для человека деятельность, как можно лучше, в опоре на высокие критерии качества и личные стандарты, может быть связано и с другой личностной диспозицией, получившей название «перфекционизм». В последнее время феномен перфекционизма стал привлекать все большее внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей [1, 6, 11, 12 и др.].

Одна из моделей перфекционизма, разработанная П. Хьюиттом и Г. Флеттом [12], в своей основе предполагает разную направленность высоких стандартов. В связи с этим выделяются четыре составляющих перфекционизма: «Я-адресованный», «адресованный другим», «социально предписанный» и «перфекционизм, адресованный миру в целом». «Я-адресованный перфекционизм» предполагает наличие чрезмерно высоких стандартов по отношению к себе, постоянное самооценивание и цензурирование собственного поведения. «Перфекционизм, адресованный другим» предполагает чрезвычайно высокие требования к окружающим, ожидание людского совершенства и постоянное оценивание других. «Социально предписанный перфекционизм» отражает потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других, при этом человек убежден, что другие склонны строго оценивать его и оказывать давление с целью заставить его быть совершенным. «Перфекционизм, адресованный миру в целом» представляет собой убежденность в том, что в мире все должно быть правильно, причем все человеческие и общемировые проблемы должны иметь правильное и своевременное решение.

П. Хьюитт и Г. Флетт разработали методику диагностики выделенных ими компонентов перфекционизма - Многомерную шкалу перфекционизма (Multidimensional perfectionism scale), которая имеет высокие показатели надежности и валидности. В окончательный вариант методики не вошел параметр «перфекционизм, адресованный миру в целом». Таким образом, «Многомерная шкала перфекционизма» (МПШ, в адаптации И.И. Грачевой [4]), включает три составляющих: перфекционизм, ориентированный на себя (ПОС), перфекционизм, ориентированный на других (ПОД) и социально предписанный перфекционизм (СПП). МПШ состоит из трех субшкал, каждая из которых измеряет степень выраженности одной из составляющих перфекционизма у испытуемого.

По мнению Н.Г. Гаранян [1], содержательная сторона выделяемых авторами компонентов недостаточно описана. Перфекционизм содержит в своей основе не только высокие стандарты, но и ряд других параметров. Одним из таких параметров является мышление по принципу «всё или ничего», которое выражается в страхе неудачи и стремлении избегать ситуаций, где могут проявиться несовершенства. Таким образом, перфекционизм вынуждает индивида стремиться к идеальному выполнению своей деятельности, достигать высоких результатов, но вместе с тем порождает страх допустить ошибку и потерпеть неудачу. Для объяснения данных тенденций наиболее адекватной представляется категория «конфликт достижения», предложенная Х. Хекхаузеном [10]. При данном конфликте одновременно выражены надежда на успех и страх неудачи, что может привести к субъективному чувству страдания. В современных отечественных исследованиях предпринимаются попытки изучения мотивационной основы пер-фекционизма. Однако работы, в которых данный феномен анализировался в контексте теории мотивации достижения, носят единичный характер, а результаты данных исследований являются противоречивыми [2, 8, 9]. Так же недостаточно исследована взаимосвязь перфекционизма с психологическими характеристиками, входящими в структуру личности.

Мы предположили, что разные компоненты перфекционизма (факторы), эксплицированные в Многомерной шкале П. Хьюитта и Г. Флетта, будут взаимосвязаны с мотивацией достижения и избегания неудач. Для проверки гипотезы о взаимосвязи перфекционизма с наличием мотивационного конфликта использовались опросники «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс), диагностирующие преимущественную направленность человека на стремление к успеху или избегание неудач [5]. Для проверки предположения о том, что студенты с высоким перфекционизмом, а также с выраженным мотивационным конфликтом, имеют достаточно высокий уровень субъективного страдания, использовалась «Невербальная шкала страданий» Т. Кента (NV-SOS).

В исследовании приняли участие студенты различных курсов химического и психологи-

ческого факультетов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 19,5 лет). Общая численность выборки составила 101 человек, из них 14 юношей и 87 девушек. В результате корреляционного анализа (по Спирмену) было выявлено, что интегральный показатель перфекционизма положительно связан с мотивацией достижения успеха (табл. 1). Это означает, что студенты, имеющие высокий уровень перфекционизма, направлены на достижение успеха и стремятся к высоким результатам деятельности.

Таблица 1 - Корреляционные взаимосвязи между показателями методики «Многомерная шкала перфекционизма» (П. Хьюитт, Г. Флетт) и показателями методик «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс)

Шкалы Мотивация к успеху Мотивация к избеганию неудач

Перфекционизм, ориентированный на себя 0,51** -0,03

Перфекционизм, ориентированный на других 0,42** -0,25*

Социально предписанный перфекционизм 0,22* 0,18

Интегральный показатель перфекционизма 0,51** -0,02

Примечание: курсив - корреляция на уровне тенденции (p < 0,1);

* Гкр = 0,20 (p < 0,05); ** гф = 0,25 (p < 0,01).

Перфекционизм, ориентированный на себя, положительно коррелирует с мотивацией достижения успеха (p < 0,01), что согласуется с результатами исследования Е.Т. Соколовой и П.В. Цыганковой, проведенного на выборке здоровых испытуемых. Так же, в рамках британской и канадской моделей, установлена связь «личных стандартов» и перфекционизма, ориентированного на себя, с высокой мотивацией достижения и «надеждой на успех» [9].

Из представленных в таблице 1 данных видно, что мотивация избегания неудач отрицательно связана с перфекционизмом, ориентированным на других (p < 0,01). Это означает, что студенты, предъявляющие высокие требования к другим, имеют низкую мотивацию избегания неудач. При этом положительная взаимосвязь между мотивацией избегания и перфекционизмом обнаружена лишь на уровне тенденции (p < 0,1) и только для шкалы «Социально предписанный перфекционизм». Так, Н.Г. Гаранян и А.А. Низовцева [2] упоминают о тесной взаимосвязи между перфекционизмом, с одной стороны, и мотивацией достижения и мотивацией избегания, с другой. То есть испытуемые с высоким показателем перфекционизма переживают интенсивный мотивационный конфликт. Такой мотивационный конфликт, действительно, может быть характерен для людей, испытывающих потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других, а также имеющих убеждение, что другие склонны строго оценивать его и ожидают от него совершенства. Однако в нашем исследовании такая взаимосвязь проявилась лишь на уровне тенденции.

При делении испытуемых на группы, по результатам методики «Невербальная шкала страданий» Т. Кента (NV-SOS), были получены следующие результаты. У студентов, имеющих низкую степень субъективного страдания (n=13), мотивация достижения оказалась связанной лишь с перфекционизмом, ориентированым на себя (гэмп = 0,64; р < 0,05). Тогда как в группе с высокой (n = 11), умеренно высокой (n = 19) и умеренной (n = 58) степенью субъективного страдания проявилась взаимосвязь со всеми параметрами перфекционизма. Таким образом, субъективное чувство страдания может быть значимым фактором, влияющим на силу взаимосвязи мотивации достижения и перфекционизма.

Дополнительно был проведен корреляционный анализ между показателями мотивации к успеху и избегания неудачи в контрастных группах, выделенных на основании среднего и стандартного отклонения по интегральному показателю перфекционизма. У перфекционистов

(n = 20) мотивация достижения и мотивация избегания неудачи оказались отрицательно связанными (гэмп = -0,49; р < 0,05). Таким образом, в данной студенческой выборке не наблюдается мотивационного конфликта, о котором упоминается в работах Н.Г. Гаранян и А.А. Низовцевой [2]. У испытуемых с низким уровнем перфекционизма (n = 21) мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются независимыми конструктами (гэмп = 0,04). Из этого следует, что в данной группе могут встречаться разные варианты сочетаний мотивации достижения и мотивации избегания неудач.

При факторном анализе шкал (Principle Components, Varimax Normalized) используемых методик четко выделилось два фактора. В первый фактор (Собственное значение фактора СЗ = 2,12; доля объясненной дисперсии ДОД = 0,35) с высокими нагрузками попали такие шкалы, как «перфекционизм, направленный на себя» (0,82), «мотивация к успеху» (0,75) и «перфек-ционизм, направленный на других» (0,71). Во второй фактор (СЗ = 1,38; ДОД = 0,23) попали «мотивация избегания неудач» (0,72), «шкала субъективного страдания» (0,68). Шкала «социально предписанный перфекционизм» попала в оба фактора с одинаковой нагрузкой (0,57).

Для того чтобы выявить различия между юношами и девушками по уровню перфекцио-низма, использовался критерий Мана-Уитни. Так как в выборке испытуемых девушек значительно больше, для сравнительного анализа мы отобрали, посредством генератора случайных чисел, лишь 14 испытуемых. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнительный анализ по критерию Манна-Уитни для юношей и девушек

Шкалы Девушки (n=14) Юноши (n=14) Эмпирическое значение критерия Манна-Уитни (иэмп) р

Перфекционизм, ориентированный на себя 67,5 78,1 52,50* 0,04

Перфекционизм, ориентированный на других 55,0 55,9 79,50 0,40

Социально предписанный перфекционизм 55,0 62,9 36,00*** 0,00

Интегральный показатель перфекционизма 177,5 197,0 39,00** 0,01

Мотивация достижения 16,6 18,4 71,50 0,22

Мотивация избегания неудач 14,6 14,9 81,50 0,45

Шкала субъективного страдания 72,5 152,8 44,50** 0,01

Из представленных в таблице 2 данных видно, что юноши и девушки значимо отличаются друг от друга по различным параметрам перфекционизма и по уровню субъективного страдания. У юношей достоверно выше перфекционизм, направленный на себя, социально предписанный перфекционизм, а также интегральный показатель перфекционизма. Также у юношей достоверно более выражено чувство субъективного страдания, причем, в соответствии с нормами NV-SOS, у девушек преобладает умеренное, незначительное страдание, тогда как у юношей уровень субъективного страдания достигает высокого уровня. В таблице 3 представлены данные корреляционного исследования (по Спирмену) в подвыборках юношей и девушек.

Из представленных в таблице 3 данных видно, что в целом «корреляционное поведение» шкал у юношей и девушек одинаково. Исключение составляет шкала «мотивация избегания неудач», а именно: лишь в выборке девушек проявилась отрицательная взаимосвязь с мотивацией избегания неудач и перфекционизмом, ориентированным на других, и положительная взаимосвязь - с социально предписанным перфекционизмом. Таким образом, взаимосвязь мотивации избегания неудач с перфекционизмом, проявившаяся на общей выборке испытуемых

(табл. 1), проявилась за счет выборки девушек, так как в выборке юношей такой взаимосвязи нет (табл. 3).

Таблица 3 - Специфика взаимосвязи мотивации достижения и избегания неудач с параметрами перфекционизма у юношей и девушек

Девушки (n = 87) Юноши (n = 14)

Шкалы Мотивация достижения Мотивация избегания неудач Мотивация достижения Мотивация избегания неудач

Перфекционизм, ориентированный на себя 0,45*** -0,04 0,73** 0,03

Перфекционизм, ориентированный на других 0,40*** -0,24* 0,61* -0,21

Социально предписанный перфекционизм 0,18 0,21* 0,19 -0,07

Интегральный показатель перфекционизма 0,46*** 0,00 0,76*** -0,17

Шкала субъективного страдания -0,20 0,17 -0,39 -0,14

Примечание:

- для девушек: * гф = 0,21 (p < 0,05); ** гф = 0,29 (p < 0,01); *** гф = 0,35 (p < 0,01);

- для юношей: * гф = 0,53 (p < 0,05); ** Гкр = 0,65 (p < 0,01); *** гф = 0,76 (p < 0,01).

Таким образом, проведенное нами исследование взаимосвязи мотивации достижения и перфекционизма позволяет сделать следующие выводы. Для лиц с высокой мотивацией достижения характерен высокий перфекционизм, причем сила этой взаимосвязи зависит от уровня субъективного страдания испытуемых. Вместе с тем наличие мотивационного конфликта не обязательно присутствует у перфекционистов, но в большей степени характерно для тех, у кого выражен социально предписанный перфекционизм. Именно данный вид перфекционизма имеет эмоционально дестабилизирующий характер, что подтверждается объединением в общий фактор с мотивацией избегания неудач и чувством субъективного страдания.

Юноши и девушки не отличаются друг от друга по уровню мотивации достижения, но при этом у юношей выше уровень перфекционизма, ориентированного на себя, и социально предписанный перфекционизм. Мотивация избегания неудач отрицательно связана с высокими требованиями к результатам работы окружающих людей и положительно - со стремлением соответствовать ожиданиям и требованиям значимых других.

Список литературы:

1. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74-83.

2. Гаранян Н.Г. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма [Электронный ресурс] / Н.Г. Гаранян, А.А. Низовцева // Психологическая наука и образование: электрон. журн. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru (дата обращения: 22.04.2012).

3. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 336 с.

4. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюит-та и Г. Флетта // Психологический журнал. 2006. № 6, т. 27. С. 73-80.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003. 512 с.

6. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. 224 с.

7. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007. 672 с.

8. Немцова Г.Д. Изучение перфекционизма в контексте теории мотивации достижения / Г.Д. Немцова, И.Ч. Пекша // Психология XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых «Психология XXI века», 26-28 апр. 2012 г., Санкт-Петербург / под науч. ред.

Р.А. Березовской. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. С. 278-280.

9. Соколова Е.Т. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением [Электронный ресурс] / Е.Т. Соколова, П.В. Цыганкова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 5 (19). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 26.02.2012).

10. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001. 256 с.

11. Ясная В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. 2007. № 7. С. 158-168.

12. Hewitt P. Perfectionism and depression: A multidimensional study / P. Hewitt, G. Flett // J Social Behavior and Personality. 1990. V. 5, № 5. P. 423-438.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.