Научная статья на тему 'Исследование перфекционизма при создании образа своего будущего в юношеском возрасте'

Исследование перфекционизма при создании образа своего будущего в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
627
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / PERFECTIONISM / MOTIVATIONAL SPHERE / IMAGE OF THE FUTURE / SYSTEM OF VALUES / MOTIVATIONAL ATTITUDES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES / FOCUS / INITIATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федосеева Татьяна Евгеньевна, Иванова Ирина Анатольевна, Жданова Дарья Николаевна

В статье раскрывается феномен перфекционизма в рамках исследования мотивационных детерминант, которыми руководствуются современные юноши при создании образа своего будущего. Авторами представлен подробный анализ результатов исследования взаимосвязи перфекционизма с особенностями мотивационной сферы студентов юношеского возраста различных направлений подготовки. Акцентируя внимание на существующих различиях в проявлении перфекционизма при создании образа своего будущего у студентов факультетов физкультуры и спорта и гуманитарных наук, авторы делают вывод о системе ценностей, убеждений и идеалов студентов юношеского возраста различных направлений подготовки, определяющих направленность их мотивационной сферы. Было выявлено, что в целом у представителей группы факультета физкультуры и спорта перфекционизм выше, чем у представителей группы факультета гуманитарных наук, они предъявляют завышенные требования прежде всего к себе, к окружающим. Выявлена корреляционная связь между параметрами "перфекционизм при создании образа будущего" и содержательными компонентами образа своего будущего, такими как целенаправленность, инициативность, мотивация в сфере будущего, наличие высоких установок в семейной сфере и соответствующих высоких требований, значимость интеллектуального, познавательного и физического развития у респондентов 1 группы и между параметрами "перфекционизм при создании образа будущего" и целенаправленностью, готовностью принимать решения, мотивацией в сфере будущего, наличием высоких требований в семейной сфере, а также значимостью интеллектуального, мировоззренческого, физического и творческого развития у респондентов факультета гуманитарных наук. Авторами были отмечены высокие показатели по шкале «Ориентация на свободу» у представителей обеих групп. В сфере мотивационных установок студенты факультета физкультуры и спорта более ориентированы на процесс, они менее альтруистичны, направлены на труд, более ориентированы на деньги, не так стремятся к власти как респонденты факультета гуманитарных наук, которые более направлены на результат и у них более выражена ориентация на свободу и власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федосеева Татьяна Евгеньевна, Иванова Ирина Анатольевна, Жданова Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of perfectionism in creating an image of their future in adolescence

The article reveals the phenomenon of perfectionism as part of the study of motivational determinants that guide today's young men in creating an image of their future. The authors presented a detailed analysis of the results of the study of the relationship between perfectionism and the peculiarities of the motivational sphere of youthful students in various training areas. Focusing on the existing differences in the manifestation of perfectionism when creating an image of their future among students of physical education and sports and humanities departments, the authors conclude on the system of values, beliefs and ideals of youthful students in various areas of training that determine the direction of their motivational sphere. It was found that, in general, representatives of the group of the Faculty of Physical Culture and Sport have better perfectionism than the representatives of the group of the Faculty of Humanities, they impose excessive demands primarily on themselves and on others. The correlation between the parameters "perfectionism in creating an image of the future" and the substantive components of the image of their future, such as focus, initiative, motivation in the future, the presence of high attitudes in the family sphere and the corresponding high requirements, the importance of intellectual, cognitive and physical development among respondents 1 group and between the parameters of "perfectionism in creating an image of the future" and purposefulness, willingness to make decisions, motivation in the field future, the presence of high requirements in the family sphere, as well as the importance of intellectual, ideological, physical and creative development of the respondents of the Faculty of Humanities. The authors noted high rates on the “Orientation to Freedom” scale among representatives of both groups. In the field of motivational attitudes, students of the Faculty of Physical Education and Sport are more process oriented, they are less altruistic, labor oriented, money oriented, not as eager for power as the respondents of the Faculty of Humanities, who are more focused on results and have a more pronounced orientation towards freedom and power.

Текст научной работы на тему «Исследование перфекционизма при создании образа своего будущего в юношеском возрасте»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/69PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Федосеева Т.Е., Иванова И.А., Жданова Д.Н. Исследование перфекционизма при создании образа своего будущего в юношеском возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Fedoseeva T.E., Ivanova I.A., Zhdanova D.N. (2019). The study of perfectionism in creating an image of their future in adolescence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN319.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.35

Федосеева Татьяна Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: larry7@mail.ru

Иванова Ирина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Старший преподаватель E-mail: irina914@mail.ru

Жданова Дарья Николаевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Магистрант E-mail: jdanodank@yandex.ru

Исследование перфекционизма при создании образа своего будущего в юношеском возрасте

Аннотация. В статье раскрывается феномен перфекционизма в рамках исследования мотивационных детерминант, которыми руководствуются современные юноши при создании образа своего будущего. Авторами представлен подробный анализ результатов исследования взаимосвязи перфекционизма с особенностями мотивационной сферы студентов юношеского возраста различных направлений подготовки. Акцентируя внимание на существующих различиях в проявлении перфекционизма при создании образа своего будущего у студентов факультетов физкультуры и спорта и гуманитарных наук, авторы делают вывод о системе ценностей, убеждений и идеалов студентов юношеского возраста различных направлений подготовки, определяющих направленность их мотивационной сферы. Было выявлено, что в целом у представителей группы факультета физкультуры и спорта перфекционизм выше, чем у представителей группы факультета гуманитарных наук, они предъявляют завышенные требования прежде всего к себе, к окружающим. Выявлена корреляционная связь между параметрами "перфекционизм при создании образа будущего" и содержательными компонентами образа своего будущего, такими как целенаправленность, инициативность, мотивация в сфере будущего, наличие высоких установок в семейной сфере и соответствующих

https:// mir-nauki. com

высоких требований, значимость интеллектуального, познавательного и физического развития у респондентов 1 группы и между параметрами "перфекционизм при создании образа будущего" и целенаправленностью, готовностью принимать решения, мотивацией в сфере будущего, наличием высоких требований в семейной сфере, а также значимостью интеллектуального, мировоззренческого, физического и творческого развития у респондентов факультета гуманитарных наук. Авторами были отмечены высокие показатели по шкале «Ориентация на свободу» у представителей обеих групп. В сфере мотивационных установок студенты факультета физкультуры и спорта более ориентированы на процесс, они менее альтруистичны, направлены на труд, более ориентированы на деньги, не так стремятся к власти как респонденты факультета гуманитарных наук, которые более направлены на результат и у них более выражена ориентация на свободу и власть.

Ключевые слова: перфекционизм; мотивационная сфера; образ будущего; система ценностей; мотивационные установки; социально-психологические установки; целенаправленность; инициативность

В настоящее время в психологической науке все больше актуализируется проблема самоопределения личности и построения человеком собственного жизненного пути. Принципиально важным для современных молодых людей является умение планировать и прогнозировать образ собственного будущего, что, безусловно, является уникальным экзистенциальным опытом, который разворачивается в условиях динамичных изменений действительности, порой носящих негативный смысл. Негативное влияние нестабильных экономических и социальных факторов на современных юношей проявляется «заземленностью» их ценностей, индивидуалистической направленностью, неудовлетворенностью жизнью в настоящем, отсутствием цельности образа "Я", низкой самооценкой, неуверенностью и сомнением в возможности контролировать события своей жизни [1; 2; 3]. Важным условием в формировании образа будущей жизни остается воплощение личностью собственной уникальности, имеющихся идеалов, ценностей и убеждений при сохранении необходимой гибкости. Юношеский возраст признается важнейшим периодом для определения своей позиции по отношению к будущему, чему способствует развитие самосознания, рефлексии, переоценка ценностей и формирование системы убеждений и мировоззрения. Формирование образа будущего является ментальным процессом проекции мотивационной сферы юноши и связано с осознанием своих возможностей и ресурсов, направляемых на достижение целей, планов, притязаний, устремлений в отдаленное будущее.

В современном мире путь к самоопределению и выбор жизненного маршрута осложняется тем, что перед юношей раскрывается мир, в котором, в силу роста живой конкуренции, общество формирует свои стандарты, идеалы и ценности, поддержание которых определяет успешность личности. Под их влиянием в развитии личности в юношеском возрасте может проявиться «дисфункциональность», которая характеризуется дезадаптацией жизненных механизмов и нарушением процесса формирования возрастных новообразований. Причиной часто служит выраженный «перфекционизм», представляющий собой одномерный конструкт, сущностью которого является устремление личности устанавливать высокие стандарты деятельности и соответствовать им [6; 7; 8; 9]. Здесь обостряется ряд проблем: неосознанность своих настоящих потребностей и личностных ресурсов; неудовлетворенность прожитой жизнью; завышенные притязания при невозможности их достижения; переоценка степени значимости одного идеала при отрицании остальных ценностей; полярность суждений с установкой «все или ни чего», как по отношению к себе, так и по отношению к окружению. Эти проблемы влекут за собой дезорганизацию и дезадаптацию личности. В связи с этим

https:// mir-nauki. com

актуализируется необходимость изучения самосознания, мотивационной и ценностно-смысловой сферы современных юношей, ее взаимосвязи с созданием образа будущего.

Историческим этапом, побудившим ученых углубиться в проблему перфекционизма, стали исследования И. Канта, Г.Ф. Гегеля, А. Адлера, З. Фрейда, К.Г. Юнг, К. Хорни, А. Эллиса, Д. Бернса, А. Бека и др. Исследованием структур перфекционизма занимались М.Н. Холэндер 1965, Д. Бернс 1970, А. Пах 1980, П. Хьюист, Г. Флетт, Р. Слэни, Дж. Эшби, Д. Хамачек 1978, Р. Фрост 1990, Р. Слэни 1995, Эдкинс, У. Паркер 1995, Н.Г. Гаранян 2006, А.Б. Холмогоров 2001, В.А. Ясная 2007, С.Н. Ениколопова, Ильин Е.П. 2011 и др.

Проблему перфекционизма на Западе начали изучать с 60-80-е гг. в русле клинической психологии и психотерапии. Феномен перфекционизма раскрывался как тенденция личности в установлении чрезмерно высоких стандартов, приводящая к отсутствию удовлетворенности результатами. Данную проблему исследовал М.Н. Холэндер (1965), который определял перфекционизм как «повседневную практику предъявления требований к себе с высоким качеством выполнения действий, большим, чем того требует практика» [6]. Д. Бернс определял перфекционизм как «сеть особых когниций», включающих спектр ожиданий возможных оценок как своих собственных, так и окружающих и носящих саморазрушительный характер [10]. Р. Пахт связывал проблему перфекционизма с такими расстройствами, как алкоголизм, невроз, сексуальные девиации, депрессия и т. д. [11]. С 1990-х годов представление о структуре перфекционизма расширяется исследованиями П. Хьюита и Г. Флетта. Они выявили такие составляющие перфекционизма, как субъективность, объективность и объяснили социальную значимость перфекционизма для личности [8; 12]. Авторами отдельно отмечается факт устойчивого стремления к высоким нормам - что, как отмечают авторы, не может являться патологией, так как способно отразить позитивные устремления в будущее. Проблему здорового перфекционизма исследовал Дональд Хамачек в 1978 году. Он видел определенную связь перфекционизма с лидерскими качествами человека, высокой работоспособностью, активностью, мотивацией, движением к цели и, в сущности, адекватного уровня притязаний, когда человек реально оценивает свои способности [13]. В 1990 году Р. Фрост подтвердил, что перфекционизму сопутствует «стремление индивида выдвигать высокие стандарты и следование им, что, безусловно, не является патологическим» [14]. Р. Слэйни в 1995 году были выделены адаптивный и неадаптивный тип перфекционизма [15].

В отечественной психологии проблема перфекционизма представлена работами Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой,которые выделили оригинальные параметры, связанные с индивидуальными возможностями, завышенными требованиями, сравнительным анализом себя с другими и т. д. Н.Г. Гаранян, Е.Т. Соколова, П.В. Цыганкова предлагают рассматривать феномен перфекционизма в ряду других психопатологий, таких как расстройства пищевого поведения, тревожные расстройства, суицидальное поведение и др. [16; 17]. В работах В.А. Ясной и С.Н. Ениколопова перфекционизм представляется нормой при определенной гибкости стандартов, влияющих на адаптационный процесс. Адаптивный и дезадаптивный варианты проявления перфекционизма легли в основу методики диференциальной диагностики перфекционизма А.А. Золотаревой [18] и др.

Авторами выделяются такие разновидности перфекционизма, как: нарциссический и невротический, здоровый и паталогический, адаптивный и дезадаптивный, экстернальный и интрисивный и т. д. Основные механизмы проявления перфекционизма определяются спецификой выстраивания высоких стандартов и требований личностью, как к себе, так и окружающим. Личностные особенности перфекциониста характеризуется высокой оценочностью, отказом от ограничений, императивностью, стремлением к успеху, обеспокоенность ошибками, полярностью мышлений и суждений, высоким контролем над чувствами, ориентированностью на успешное окружение, высокими ожиданиями, страхом

несовершенства. Таким образом, на наш взгляд, при перфекционизме имеет место полярность проявлений человеческих качеств, связанных в основном со стремлением к превосходству и высокой критичностью к себе. Оба полюса имеют как положительный, так и отрицательный эффект. Отличие наблюдается в позитивной оценке личности, в умение признавать ошибки и умении выбирать другие варианты достижения цели, развитии контроля над собой, позитивном самопоощрении, в принятии оценочных суждений.

Важную задачу составляет исследование мотивационных детерминант, лежащих в основе перфекционизма, и которыми руководствуются современные юноши при создании образа своего будущего, а также изучение влияния перфекционизма на содержание образа своего будущего. Это позволит последовательно спрогнозировать степень удовлетворенности юношей своей жизнью будущем.

Цель: исследовать взаимосвязь перфекционизма при создании образа будущего в юношеском возрасте с особенностями мотивационной сферы личности.

Гипотезы:

1. Существует связь между проявлениями перфекционизма при создании своего образа будущего в юношеском возрасте и особенностями мотивационной сферы личности.

2. Существуют различия в проявлении перфекционизма при создании образа своего будущего у студентов юношеского возраста различных направлений подготовки, обусловленная особенностями их социально-психологических установок.

Методы эмпирического исследования:

1. Многомерная шкала перфекционизма (П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт).

2. Методика исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкиной).

3. Эссе «Образ моего будущего».

В выборку вошли 67 студентов: 50 студентов женского пола и 17 студентов мужского пола. Средний возраст респондентов 18 лет. Группа 1 - представители факультета физкультуры и спорта, группа 2 - представители факультета гуманитарных наук (профиль подготовки «Русский язык и литература»), %.

Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Выраженность показателей перфекционизма у группы 1 и группы 2, %. Методика П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт

Уровень выраженности Перфекционизм ориентированный на себя Перфекционизм ориентированный на других Социально предписанный перфекционизм Интегральная шкала

Группа гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2

Низкий уровень 0 30 36 48 33 51 9 9

Средний уровень 57 51 60 51 66 48 66 87

Высокий уровень 42 12 3 0 0 0 24 3

На диаграмме представлены показатели перфекционизма и его направленность. У представителей группы 1 наиболее выражен «Социально предписанный перфекционизм» (66 % респондентов). Его показатель находится на среднем уровне. Наименее выражен «Перфекционизм, ориентированный на других», который проявляется на среднем уровне у 3 % респондентов. Высокие показатели выраженности «Социально предписанного

перфекционизма» отсутствуют. Выраженность низкого уровня перфекционизма «Ориентированного на себя» также отсутствуют. Преобладание высокого уровня перфекционизма, «Ориентированного на себя», наблюдается у 42 % респондентов.

Наиболее выраженным у представителей группы 2 также является «Социально предписанный перфекционизм», который на низком уровне проявляется у 51 %. Наименее выраженным является «Перфекционизм ориентированный на себя», выраженный на высоком уровне у 12 % респондентов. Высокие показатели выраженности «Перфекционизма, ориентированного на других» и «Социально предписанного перфекционизма» отсутствуют. Интегральный показатель перфекционизма у данной группы респондентов выражен на среднем уровне у 87 % респондентов, высокий уровень перфекционизма в среднем наблюдается у 3 % испытуемых.

Таким образом, у представителей группы 1 перфекционизм в целом выше, чем у представителей второй группы, они предъявляют завышенные требования прежде всего к себе, к окружающим, что объясняется его социальной предписанностью. У представителей второй группы отмечаются те же тенденции, однако, их выраженность меньше.

Нами были проанализированы результаты выполнения эссе "Образ моего будущего" у представителей группы 1 и группы 2. Были выявлены содержательные аспекты образа своего будущего, в которых могли иметь место проявления перфекционизма: целенаправленность в сфере будущего, инициативность в сфере будущего, ситуативность в сфере будущего, мотивация в сфере будущего, установки на будущую личную жизнь, требовательность к семье, ценность семьи, интеллектуальное развитие, творческое развитие, мировоззрение, физическое развитие.

В таблице 2 отображены результаты корреляционного анализа между интегральными показателями перфекционизма и содержательными аспектами образа своего будущего.

Таблица 2

Результаты анализа коэффициента ранговой корреляции Э. Спирмена между интегральным показателем перфекционизма и содержательными аспектами образа своего будущего у респондентов группы 1 и группы 2

Содержательные аспекты образа своего будущего у респондентов Интегральная шкала перфекционизма

Группа 1 Группа 2

Целенаправленность в сфере будущего 0.461 0.506

Инициативность в сфере будущего 0.668 0.491

Готовность к принятию решений 0.312 0.631

Мотивация в сфере будущего 0.596 0.283

Установки на будущую личную жизнь 0.519 0.395

Требовательность к семье 0.403 0.392

Ценность семьи 0.298 0.457

Интеллектуальное развитие 0.644 0.385

Творческое развитие 0.562 0.243

Познание (мировоззрение) 0.663 0.46

Физическое развитие 0.336 0.429

У респондентов группы 1 наблюдается корреляционная связь между параметрами "перфекционизм при создании образа будущего" и содержательными компонентами образа своего будущего за исключением шкал «Ситуативность в сфере будущего», «Ценность семьи» (при гкр = 0.39, уровень значимости = 0.51). У респондентов группы 2 наблюдается корреляционная связь между параметрами "перфекционизм при создании образа будущего" и конструируемым образом будущего, за исключением шкал «Инициативность в сфере будущего», (при Гкр = 0.43, уровень значимости = 0.54).

Рассмотрим показатели, определяющие сферу социально-психологических установок у респондентов с выраженным перфекционизмом различных профилей подготовки с помощью Методики исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. С целью анализа были отобраны показатели респондентов со средним и высоким уровнем перфекционизма. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели ориентации социально-психологических установок у респондентов группы 1 и группы 2. Методика О.Ф. Потемкиной, %

Уровень выраженности процесс результат альтруизм эгоизм труд свобода власть деньги

Группа 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Низкий уровень 12 12 3 12 24 4 30 54 21 30 12 0 78 51 48 84

Средний уровень 57 39 54 57 60 57 48 36 63 60 60 57 21 36 48 15

Высокий уровень 30 48 42 30 15 30 21 9 15 9 22 42 0 12 3 0

Таблица 2 иллюстрирует, что у респондентов группы 1 самые высокие показатели наблюдаются по шкале «Ориентация на свободу» и встречаются у 60 % испытуемых. У 42 % испытуемых высокие показатели наблюдаются по шкале «Ориентация на результат» и у 30 % высокие показатели по шкале «Ориентация на процесс». Наибольшая выраженность значения по данным шкалам свидетельствуют о высокой значимости предоставлении личной свободы в деятельности. Наименьшие показатели обнаружены по шкале «Ориентация на власть» и выражены у 78 % респондентов.

У респондентов группы 2 самые высокие показатели наблюдаются по шкале «Ориентация на процесс» - встречается у 48 % респондентов. Так же, у 42 % респондентов высокие показатели наблюдаются по шкале «Ориентация на свободу» и у 30 % высокие показатели по шкалам «Ориентация на результат» и «Ориентация на альтруизм». Это указывает на гуманистическую направленность личности респондентов. Наименьшие показатели обнаружены по шкале «Ориентация на деньги» и составляет 84 % испытуемых. Следует отметить, что в среднем у всех испытуемых присутствует ориентированность в сфере установок по всем представленным шкалам, за исключением шкалы «Ориентация на деньги», что указывает на преобладании высоких моральных установок у респондентов данной группы.

Таким образом, наше исследование показало, что существует связь между проявлениями перфекционизма при создании образа будущего в юношеском возрасте и особенностями мотивационной личности, которые различаются у студентов различных профилей подготовки. У испытуемых группы 1 (Факультет физкультуры и спорта) перфекционизм связан с целенаправленностью, инициативностью, мотивацией в сфере будущего, наличием высоких установок в семейной сфере и соответствующих высоких требований, а также значимостью интеллектуального, познавательного и физического развития (в меньшей степени творческого развития). Перфекционизм не связан с готовностью к принятию решений и ценностью семьи. Это иллюстрируют выдержки из эссе «Образ моего будущего»: «Сразу после получения диплома я перееду в Москву и найду для себя престижную работу в сфере спорта. Хочу быть крутым тренером», «Я активно занимаюсь танцами, и уже зарабатываю на этом хорошие деньги, мне нравится эта сфера, в ней всегда есть к чему стремиться. В будущем я планирую организовать школу танцев и обучать в ней маленьких детей, воспитывая в них потребность к прекрасному», «Сейчас я уже владею своим маленьким бизнесом (у меня своя кальянная), на этот бизнес я накопил, выигрывая в разных спортивных соревнованиях. В будущем я бы хотел заниматься бизнесом и создать свой спортивный центр. Семью я заводить пока не собираюсь».

В группе 2 (профиль подготовки «Русский язык и литература») установлена связь между проявлениями перфекционизма при создании образа будущего и целенаправленностью,

готовностью принимать решения, мотивацией в сфере будущего, наличием высоких требований в семейной сфере, а также значимостью интеллектуального, мировоззренческого, физического и творческого развития. Выдержки из эссе: «В будущем я планирую пойти работать в школу и передавать свои знания и накопленный опыт детям. Я также хотела бы получить специально-психологическое образование и помогать детям с ОВЗ, ведь они всегда нуждаются в специальной помощи... планирую серьезно заниматься благотворительностью», «Я планирую доучиться и поехать за границу, к примеру, в Канаду и стать крутым журналистам, интересоваться новостными событиями и писать статьи, т. к. мне с детства нравилось писать», «Я бы хотела развиваться во всех сферах, т. к. я поняла что в жизни не хочу сидеть на одном месте, я планирую объездить много стран и знакомиться с новыми людьми», «В семье я вижу себя любящей матерью и женой, которая умеет создавать уют в доме, накормит детей и мужа. Муж должен много зарабатывать, чтобы хватало на жизнь и развлечения, дети на мой взгляд, должны хорошо развиваться и учиться».

У представителей обеих групп наблюдаются высокие показатели по шкале «Ориентация на свободу». У респондентов группы 1 в сфере мотивационных установок выше ориентация на процесс, они менее альтруистичны, чем респонденты второй группы, но направлены на труд, более ориентированы на деньги, но не так стремятся к власти как респонденты второй группы. У респондентов группы 2 выше направленность на результат, выражена ориентация на свободу и власть, но при этом, снижен эгоизм и ориентация на деньги.

Исследование проблемы перфекционизма при создании образа будущего в юношеском возрасте позволило сделать следующие выводы. Юношеский возраст это период, в котором личность определяет свой жизненный и профессиональный путь. В юношеском возрасте заканчивается процесс формирования сознания, формируется автономная субъективная оценка мира и себя в мире, мировоззрение, понимание своего места в обществе, оценка своей значимости для него. Центральным моментом в формировании данных структур оказывается система ценностей, убеждений, идеалов, определяющих направленность мотивационной сферы. При наличии в системе ценностей завышенных стандартов и эталонов деятельности развитие личности идет по пути перфекционизма, который в зависимости от содержательных компонентов структуры сознания проявляется как адаптивный или дезадаптивный. Проявления деструктивного перфекционизма влекут за собой нарушение психологической организации личности, что затрудняет ее адаптацию окружающей среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Князева Т.Н., Масалимова А.Р., Батюта М.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов // Вестник Мининского университета. - 2018. - №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/j our/ article/view/216/217.

2. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Белаш Н.И. Особенности Я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации // Вестник Мининского университета. - 2019. - №2. - Том 7. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/871/683.

3. Федосеева Т.Е., Иванова И.А., Емельянова А.М., Терехина А.Е., Сущева С.М. Проблема влияния средств массовой информации на развитие личности современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 7. - 376 с. - С. 336-342. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32278837.

4. Федосеева Т.Е., Сулимова И.Д., Сульдина В.В., Сущева С.М. Влияние средств массовой информации на самосознание и ценностно-смысловую сферу современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 7. - 376 с. - С. 342-348. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32278837.

5. Фелосеева Т.Е., Мамонова Е.Б., Сульдина В.В. Специфика смысложизненных ориентаций старших подростков // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 61. - Ч. 2. - С. 477-479.

6. Холлендер М.Н. Перфекционизм / М. Höhender // Психиатрия. - 1965. - В. 6. - П. 94-103.

7. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал. - 2004. - № 1. - C. 18-35.

8. Хьюитт П. Межличностное проявление перфекционизма: перфекционизм и психологический стресс / П. Хьюитт и соавт. // Журнал личности и социальной психологии. - 2003. - В. 84. - № 6. - П. 1303-1325.

9. Ясная В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С.157-168.

10. Burns D.D. The perfectionist's script for self-defeat. Psychology Today, 1980. Vol. 14 (6), pp. 34-52.

11. Pacht R. Reflections on perfection // American Psychologist. 1984. V. 39. Р. 386-390.

12. Флетт Г. Измерения перфекционизма и тревожности / Г. Флетт, П. Хьюитт // Журнал рационально-эмотивной и когнитивно-поведенческой терапии. - Весна 2004 года. - В. 22. - № 1. - С. 39-57.

13. Hamachek D. (1978). Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism. Psychology, vol. 15, p. 27-33.

14. Фрост Р. Перфекционизм в обсессивно-компульсивном расстройстве пациентов / P. Фрост // исследования поведения и терапии. - 1997. - В. 42. - № 3. - C. 291296.

15. Slaney R.B., Johnson D.G., The Almost Perfect Scale - Revised // Unpublished manuscript. - Pennsylvania State University, State College, 1992.

16. Гаранян Н.Г., Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии // Консультативная психология и психотерапия 2018. Том. 26, № 3. С. 8-32. URL: http ://psyj ournals.ru/mpj/2018/n3/Garanian_Kholmogorova_Yudeeva. shtml.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида // Вопросы психологии. 2011. N 2. С. 90-100.

18. Золотарева А.А., Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик // Культурно-историческая психология 2018. Т. 14. № 1. С. 107115. URL: http://psyjournals.ru/files/92412/chp_2018_n1_Zolotareva.pdf.

Fedoseeva Tatyana Evgenyevna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: larry7@mail.ru

Ivanova Irina Anatolyevna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: irina914@mail.ru

Zhdanova Darya Nikolaevna

Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: jdanodank@yandex.ru

The study of perfectionism in creating an image of their future in adolescence

Abstract. The article reveals the phenomenon of perfectionism as part of the study of motivational determinants that guide today's young men in creating an image of their future. The authors presented a detailed analysis of the results of the study of the relationship between perfectionism and the peculiarities of the motivational sphere of youthful students in various training areas. Focusing on the existing differences in the manifestation of perfectionism when creating an image of their future among students of physical education and sports and humanities departments, the authors conclude on the system of values, beliefs and ideals of youthful students in various areas of training that determine the direction of their motivational sphere. It was found that, in general, representatives of the group of the Faculty of Physical Culture and Sport have better perfectionism than the representatives of the group of the Faculty of Humanities, they impose excessive demands primarily on themselves and on others. The correlation between the parameters "perfectionism in creating an image of the future" and the substantive components of the image of their future, such as focus, initiative, motivation in the future, the presence of high attitudes in the family sphere and the corresponding high requirements, the importance of intellectual, cognitive and physical development among respondents 1 group and between the parameters of "perfectionism in creating an image of the future" and purposefulness, willingness to make decisions, motivation in the field future, the presence of high requirements in the family sphere, as well as the importance of intellectual, ideological, physical and creative development of the respondents of the Faculty of Humanities. The authors noted high rates on the "Orientation to Freedom" scale among representatives of both groups. In the field of motivational attitudes, students of the Faculty of Physical Education and Sport are more process oriented, they are less altruistic, labor oriented, money oriented, not as eager for power as the respondents of the Faculty of Humanities, who are more focused on results and have a more pronounced orientation towards freedom and power.

Keywords: perfectionism; the motivational sphere; the image of the future; the system of values; motivational attitudes; socio-psychological attitudes; focus; initiative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.