Научная статья на тему 'ПЕРФЕКЦИОНИЗМ В СВЯЗИ С УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ И УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)'

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ В СВЯЗИ С УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ И УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
440
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перфекционизм / мотивация достижения / академическая успешность / perfectionism / achievement motivation / academic success

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Димухаметова Анна Сергеевна

Представлен теоретический анализ феномена «перфекционизм» и мотивации достижения, рассматривается их взаимосвязь и влияние на учебную успешность студентов вуза. Методологической основой исследования является дифференциально-психологический подход к перфекционизму, представленный в работах ряда ученых (Н.Г. Гаранян, А.А. Золотарева, А.Б. Холмогорова, Д. Хамачек и др.). Особый вклад в теоретико-методологические основания исследования внесли интегративносистемные представления о перфекционизме, реализованные в идеях Н.Г. Г аранян, П. Хьюитта, Г. Флетта, С.Н. Ениколопова и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTIONISM IN THE RELATIONSHIP BETWEEN ACADEMIC MOTIVATION AND ACADEMIC SUCCESS OF STUDENTS OF VARIOUS PROFILES (TO THE PROBLEM STATEMENT)

In the framework of this article, a theoretical analysis of the phenomenon of perfectionism and achievement motivation is carried out, their relationship and impact in the academic success of university students is examined. The methodological basis of the study is based on the differential psychological approach, represented by the ideas of (N.G. Garanyan, A.A. Zolotareva, A.B. Kholmogorova, D. Hamachek, etc.). A special contribution to the theoretical and methodological foundations of the study was made by the integrative-systemic ideas about perfectionism, implemented in the ideas of N.G. Garanyan, P. Hewitt, G. Fletta, S.N. Enikolopova and etc.

Текст научной работы на тему «ПЕРФЕКЦИОНИЗМ В СВЯЗИ С УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ И УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)»

РАЗДЕЛ 4. ПУБЛИКАЦИИ МАГИСТРАНТОВ. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА». К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 159.947.5:378.14

DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10109

Димухаметова Анна Сергеевна

магистрант кафедры психологии и педагогики, 1 -й курс

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-19-40 (доб. 409) e-mail: annadimukhametova@yandex.ru

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ В СВЯЗИ С УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ

И УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Anna S. Dimuhametova

Master's Student of the Department of Pedagogy and Psychology, 1st year

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia e-mail: annadimukhametova@yandex.ru

PERFECTIONISM IN THE RELATIONSHIP BETWEEN ACADEMIC MOTIVATION AND ACADEMIC SUCCESS OF STUDENTS OF VARIOUS PROFILES (TO THE PROBLEM STATEMENT)

Аннотация. Представлен теоретический анализ феномена «перфекционизм» и мотивации достижения, рассматривается их взаимосвязь и влияние на учебную успешность студентов вуза. Методологической основой исследования является дифференциально-психологический подход к перфекционизму, представленный в работах ряда ученых (Н.Г. Гаранян, А.А. Золотарева, А.Б. Холмогорова, Д. Хамачек и др.). Особый вклад в теоретико-методологические основания исследования внесли интегративно-системные представления о перфекционизме, реализованные в идеях Н.Г. Гаранян, П. Хьюитта, Г. Флетта, С.Н. Ениколопова и др.

Ключевые слова: перфекционизм, мотивация достижения, академическая успешность.

Abstract. In the framework of this article, a theoretical analysis of the phenomenon of perfectionism and achievement motivation is carried out, their relationship and impact in the academic success of university students is examined. The methodological basis of the study is based on the differential psychological

© Димухаметова А.С., 2020

approach, represented by the ideas of (N.G. Garanyan, A.A. Zolotareva, A.B. Kholmogorova, D. Hamachek, etc.). A special contribution to the theoretical and methodological foundations of the study was made by the integrative-systemic ideas about perfectionism, implemented in the ideas of N.G. Garanyan, P. Hewitt, G. Fletta, S.N. Enikolopova and etc.

Key words: perfectionism, achievement motivation, academic success.

В настоящее время возрастает интерес к понятию «перфекционизм». Это обусловлено особенностями современного общества. Влияние социально-экономических и культурных факторов, среди которых отмечаются возрастание требований социума к молодым людям, которых хотят видеть активными, конкурентоспособными людьми, ориентированными на достижение успеха во всех жизненных сферах, может приводить к проявлению перфекционистских тенденций [1]. В данной связи феномен «перфекционизм» стал важным предметом исследования среди зарубежных и отечественных ученых (А.Б. Гаранян, А.А. Низовцева, Н.Г. Холмогорова, Д. Хамачек и др.).

Детерминанты этого явления, по мнению ученых, могут развиваться еще в детском возрасте (Д. Хамачек). Студенческий период может являться плодотворной почвой для развития данной личностной особенности, это связано со стремлением становиться успешнее, добиваться лучших результатов в деятельности.

Актуальность нашего исследования связана с тем, что в современных работах перфекционизм мало изучен в контексте мотивации достижения, поскольку ранее изучался с позиций когнитивного подхода или теории личностных черт [2]. Также немногочисленны исследования о взаимосвязи перфекционизма с мотивацией достижения и успеваемостью в студенческой среде. Это позволяет выявить противоречие между необходимостью теоретического изучения взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения и его недостаточной исследованностью в теории и практике психологической науки.

Особый интерес в рамках нашей исследовательской работы представляет рассмотрение феномена перфекционизма в контексте мотивации достижения и учебной успешности в период студенческой жизни. Поскольку студенты, руководствуясь мотивом достижения, ставят для себя сложные задачи и цели, стараясь решить их наиболее эффективно, опираясь на высокие требования и личные стандарты. При этом мотивация достижения в учебе и желание осуществлять свою деятельность как можно лучше, ориентируясь на высокие, а иногда и завышенные критерии качества и личные стандарты, может быть связана с перфекционизмом.

Вышесказанное определило цель эмпирической части настоящей работы: выявление перфекционистских тенденций среди студентов факультета физической культуры и филологического факультета. Выбор двух групп студентов в качестве исследуемых выборок связан с тем, что представители данных факультетов имеют существенные отличия, связанные с различиями в стремлениях к достижению. У студентов-филологов достижения

РАЗДЕЛ 4. ПУБЛИКАЦИИ МАГИСТРАНТОВ. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА». К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ flfo

обеспечиваются умственной деятельностью, у студентов факультета физической культуры - не только умственной, но и спортивной деятельностью.

Для решения поставленных задач нами подобран комплекс методов, включающий теоретические методы, такие как анализ научной литературы, синтез, классификацию. Также в перспективе дальнейшего исследования, которое планируется осуществить в рамках выпускной квалификационной работы, будут включены эмпирические методы, предполагающие тестирование с помощью психологических методик, методы статистической обработки первичных результатов и математическая обработка данных.

Термин «перфекционизм» образован от латинского perfectio - абсолютное совершенство. В современной психологической науке перфекционизм связывают с мотивацией достижения. В определение перфекционизма включают стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, потребность в совершенствовании собственной деятельности.

Изначально проблема перфекционизма привлекала внимание зарубежных и отечественных авторов в контексте невротического стремления личности к совершенству (Д. Бернс, М. Холендер, П. Хьюитт, Г. Флетт, Н.Г. Гаранян и др.). Позже эта проблема стала выходить за рамки психиатрии и клинической психологии, становясь предметом рассмотрения психологии личности. Д. Хамачек, основываясь на клиническом опыте, одним из первых применил типологический подход, выделив два типа перфекционизма: нормальный и патологический. В последнее время появляется все больше исследований, которые опираются на работы Д. Хамачека и в которых рассматриваются не только патологические, но и нормальные аспекты перфекционизма (А.А. Золотарева, В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов и др.).

Границы исследовательского поля, связанного с проблематикой диагностики перфекционизма, расширила в своей работе А.А. Золотарева. Автор дифференцировала «нормальный» и «патологический» перфекционизм как независимые характеристики личности, с разным соотношением и характеристиками саморегуляции, психологического благополучия личности и другими психологическими переменными [4].

На основании работ современных зарубежных и отечественных авторов в нашем исследовании мы придерживаемся мнения о существовании двух форм перфекционизма: нормальной (конструктивной) и патологической (деструктивной). Патологическая форма перфекционизма связана с нарушением саморегуляции личности, проявляющейся в чувстве недовольства и разочаровании в себе, чрезмерной критике своего поведения. В то время как нормальная форма выступает в качестве психологического ресурса, отражающего стимул личности к совершенству и непрерывному саморазвитию, признанию собственных возможностей и ограничений.

Теоретический анализ работ (Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен, Е.Т. Соколова, П.В. Цыганкова и др.), связанный с мотивационной деятельностью личности, показал, что мотивация достижения имеет потребность в достижении высоких результатов в разных сферах деятельности (в том числе и учебной), целью которой является достижение результата, измеряемого по критерию

успешности, в связи с чем ее можно рассматривать в качестве одного из компонентов перфекционизма.

Представления о содержании и структуре мотивации достижения в учебной сфере деятельности разрабатывались в работах Т.О. Гордеевой Согласно Т.О. Гордеевой, мотивация учебной деятельности включает в себя не только мотивы, цели, но и стратегии реагирования на неудачи, настойчивость, когнитивные составляющие механизмы. Автор отмечает, что ориентация на результативность, на успех, уверенность человека в себе, осознание ценности любого дела, настойчивость в достижении целей, самокритичность и самостоятельность связаны с высокой внутренней мотивацией личности [3].

Таким образом, на основании анализа научных мнений мы делаем вывод, что личностный фактор перфекционизма у студентов может иметь нормальные (здоровые) проявления, если он соотносится с высоким мотивом к достижению успеха, с положительным отношением к деятельности, уверенностью в ситуациях конкуренции и в целом с позитивными характеристиками. Патологические проявления мы связываем с высоким уровнем перфекционизма в сочетании с низкой мотивацией достижения, выраженным мотивом к избеганию неудачи в деятельности, повышением напряженности, снижением уверенности в себе и нарушениями саморегуляции. Соответственно, высокие академические достижения и успешность в учебе могут быть связаны со здоровой формой перфекционизма, высокой внутренней мотивацией, проявляющейся в конструктивном стремлении к совершенствованию деятельности, и позитивным самоотношением личности.

Для практического подтверждения наших выводов мы планируем проведение эмпирического исследования в рамках выпускной квалификационной работы с обозначенной выборкой студентов разных профилей.

Список литературы

1. Биктина Н.Н., Дикарева Ю.Н. К вопросу проявления перфекционизма в студенческом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6, № 1 (18).

2. Гаранян Н.Г., Низовцева А.А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1. -URL : http : //psyj ournal s .ru/psyedu_ru/2012/n1/50229. shtml

3. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл, 2006. - 336 с.

4. Золотарева А.А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.