Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА С КОПИНГПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА С КОПИНГПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рокицкая Юлия Александровна, Гольева Галина Юрьевна

Цель статьи - теоретически обосновать, выявить и проанализировать результаты эмпирического исследования перфекционизма подростков и его взаимосвязи с их копинг поведением. В результате теоретического анализа проблемы исследования выявлено, что при гипертрофированной выраженности перфекционизма подростки испытывают хронический стресс, и, если у них не сформированы конструктивные стратегии совладания, то повышается риск проявления различных поведенческих девиаций. Копинг-стратегии могут выступать дифференциальным критерием нормативности перфекционизма подростка. Корреляционный анализ выявил взаимообусловленность перфекционизма и адаптивных копинг-стратегий подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рокицкая Юлия Александровна, Гольева Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PERFECTIONISM AND ITS RELATIONSHIP WITH THE COPING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

The purpose of the article is to theoretically substantiate, identify and analyze the results of the empirical study of adolescent perfectionism and its relationship with their coping behavior. As a result of the theoretical analysis of the research problem, it was revealed that with the hypertrophied severity of perfectionism, adolescents experience chronic stress, and if they do not have constructive coping strategies, the risk of various behavioral deviations increases. Coping strategies can act as a differential criterion for the normativity of a teenager's perfectionism. Correlation analysis revealed the interdependence of perfectionism and adaptive coping strategies of adolescents.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА С КОПИНГПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ»

5. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Р. Ю. Балашова. - Москва : Юрайт,2020. - 136 с.

6. Пивоварова А. М. Современные аспекты клиники, диагностики и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности / А. М. Пивоварова // Практика педиатра. - 2019. - № 4. - С. 41-46.

REFERENCES

1. Aksenova, A.M. and Aksenova N.I. (2006), Deep reflex-muscle massage and stretching of skeletal muscles in diseases of internal organs, Voronezh.

2. Vostroknutov, N.V. (2012), School maladjustment: key problems of diagnosis and rehabilitation, Moscow.

3. Gorban A.N., Manchuk, V.T. and Petushkova, E.V. (1987), "Dynamics of correlations between physiological parameters during adaptation and the ecological-evolutionary principle of polyfacto-riality", Problems of ecological monitoring and modeling of ecosystems, Vol. 10, pp. 187-198.

4. Zhmurova, T.A. (2010), Adaptive capabilities of the body of children in a state of adaptive stress and their correction, dissertation, Simferopol.

5. Korsakova, N.K., Mikadze Yu.V. and Balashova R.Yu. (2020), Failing children: neuropsychological diagnostics of difficulties in teaching younger schoolchildren, You write, Moscow.

6. Pivovarova, A.M. (2019), "Modern aspects of the clinic, diagnosis and treatment of attention deficit hyperactivity disorder", Practice of pediatrics, No. 4, pp. 41-46.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.09.2021

УДК 159.9.075

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА С КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ

Юлия Александровна Рокицкая, кандидат психологических наук, доцент, Галина Юрьевна Гольева, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

Цель статьи - теоретически обосновать, выявить и проанализировать результаты эмпирического исследования перфекционизма подростков и его взаимосвязи с их копинг поведением. В результате теоретического анализа проблемы исследования выявлено, что при гипертрофированной выраженности перфекционизма подростки испытывают хронический стресс, и, если у них не сформированы конструктивные стратегии совладания, то повышается риск проявления различных поведенческих девиаций. Копинг-стратегии могут выступать дифференциальным критерием нормативности перфекционизма подростка. Корреляционный анализ выявил взаимообусловленность перфекционизма и адаптивных копинг-стратегий подростков.

Ключевые слова: перфекционизм, копинг-поведение, корреляционный анализ, подростки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p369-374

STUDY OF PERFECTIONISM AND ITS RELATIONSHIP WITH THE COPING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Yuliya Aleksandrovna Rokitskaya, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Galina Yuryevna Goleva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The purpose of the article is to theoretically substantiate, identify and analyze the results of the empirical study of adolescent perfectionism and its relationship with their coping behavior. As a result of

the theoretical analysis of the research problem, it was revealed that with the hypertrophied severity of perfectionism, adolescents experience chronic stress, and if they do not have constructive coping strategies, the risk of various behavioral deviations increases. Coping strategies can act as a differential criterion for the normativity of a teenager's perfectionism. Correlation analysis revealed the interdependence of perfectionism and adaptive coping strategies of adolescents.

Keywords: perfectionism, coping behavior, correlation analysis, adolescents.

ВВЕДЕНИЕ

Инновационность современных социально-экономических условий социализации подрастающего поколения задает высокие, внешне детерминированные стандарты достижения социально-профессионального успеха, интроекция которых генерирует пер-фекционизм подростка, усугубляя напряженность его жизненного пространства.

Несмотря на достаточность научных исследований перфекционизма в зарубежной (Д. Бернс, Т. Гринспун, С. Ингрем, Р. Слейни, Г. Флетт, Р. Фрост, Д. Хамачек, П. М. Хол-лендер, П. Хьюитт и др.) и отечественной (Н. Г. Гаранян, А.А. Золоторёва, С. Н. Енико-лопов, Е.П. Ильин, М.В. Ларских, М.В. Московой, А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева. В. А. Ясная и др.) психологии, различные аспекты исследуемого феномена остаются дискуссионными и слабо структурированными (классификация, структура, детерминация, генезис). Требует ответа вопрос: выступает ли перфекционизм в роли мотиватора, катализатора принятия вызовов современной социальной действительности, либо напротив, представляет внутренний барьер, блокирующий потенциал развития и совладания? Н.Г. Гаранян, отмечает, что существование здоровых форм перфекционизма остается предметом наиболее ожесточенной дискуссии в данной области научного знания [2].

Анализ научной литературы и прикладных исследований перфекционизма подростков (С.В. Гани, С. Л. Евенко, Е.В. Есиной, Л.А. Кислицкая, Д.Г. Козин, В.В. Назарен-ко) позволяет констатировать дефицитарность исследований его взаимосвязей с социально-психологическими, адаптивными свойствами [4].

В подростковом возрасте копинг (совладающее) поведение находится в стадии активного формирования, о чем упоминают в своих исследованиях Л. И. Вассерман, Н. И. Ветрова, Т.О. Гордеева, Р.М. Грановская, Ю.А. Еремина, Г.С. Корытова, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, И.П. Стрельцова, Е.А. Шепелева, В.М. Ялтноский и др. [3, 7, 8, 9].

В качестве теоретических предпосылок эмпирического исследования выступают следующие концепты психологии перфекционизма и совладающего поведения:

- перфекционизм представляет собой многомерный когнитивно-поведенческий конструкт личности, проявляющийся в ее стремлении быть совершенным, устанавливать и достигать нереалистично высокие стандарты деятельности, соответствовать высоким нравственным, эстетическим, интеллектуальным эталонам [6, 10].

- представления о степени конструктивности функций перфекционизма в жизнедеятельности человека характеризуется бимодальностью (Т. Гринспун, А. А. Золотарева, Д. Хамачек). С одной стороны, перфекционизм трактуется как дисфункциональное (патологическое, деструктивное, дезадаптивное) личностное образование, проявляющееся в неадекватно завышенном уровне притязаний, обнаруживая тесные корреляционные взаимосвязи с расстройствами аффективного спектра, поведенческими нарушениями, наличием интерперсональных проблем [2]. С другой стороны, здоровый перфекционизм (адаптивный, конструктивный) коррелирует с положительными интерперсональными, лидерскими качествами, высокой работоспособностью, активностью, мотивацией достижения, адекватной самооценкой, самоактуализацией, высокой академической успеваемостью, уверенностью в себе, адаптивными копинг-стратегиями (С.Н. Ениколопов, Д. Хамачек, В. А. Ясная) [2, 9].

- структурно-динамические аспекты проблемы детского перфекционизма свидетельствуют о том, что перфекционистская ориентация начинает формироваться в млад-

шем школьном возрасте и имеет общую схожесть с характеристики перфекционизма взрослых. Пусковым механизмом формирования перфекционизма выступает школьная система оценивания учебных и интеллектуальных достижений, высокий уровень которых служит универсальной формой удовлетворения базовых потребностей ребёнка в принадлежности, уважении и признании. При гипертрофированной выраженности перфекцио-низма в подростковом возрасте, и доминировании в его структуре «социально-предписываемого» компонента проявляется депрессивная и тревожная симптоматика, высокая самокритичность, дети испытывают хронический стресс. Если у подростка не сформированы конструктивные стратегии совладания с такими переживаниями, то повышается риск проявления суицидальных намерений или действий [1,6].

- копинг-стратегии могут выступать дифференциальным критерием нормативно -сти перфекционизма: нормальному перфекционизму соответствует умеренная мобилизация копинг-ресурсов с преобладанием активных копинг-стратегий, патологическому перфекционизму свойственна "сверхмобилизация" копинг-ресурсов с преобладанием избегающих копинг-стратегий, прокрастинации и социального избегания [5].

Конвергенция представленных тезисов позволяет заключить, что обозначенная исследовательская активность не исчерпывает всей глубины проблемы исследования пер-фекционизма и его адаптивных коррелятов. Корреляционный анализ взаимосвязей пер-фекционизма и совладающего поведения подростков позволит осуществить количественную оценку степени согласованности изменений исследуемых переменных не опосредованных вмешательством исследователя.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МАОУ СОШ г. Челябинска, в 2020 г. В исследовании приняли участие учащиеся 7-х классов (13-14 лет). Выборка уравновешена по тендерному составу и включает 29 мальчиков и 29 девочек. Общий объем выборочной совокупности составил 58 подростков.

В ходе исследования были использованы методы и методики:

1) теоретические, включающие анализ психолого-педагогической литературы по проблеме феноменологии перфекционизма и его взаимосвязи с показателями копинг-поведения подростков;

2) эмпирические, использовались психодиагностические методики: опросник «Многомерная шкала перфекционизма» (П. Хьюитта и Г. Флетта); опросник «Способы преодоления трудных ситуаций» (Э. Хайм, адаптация Л.И. Вассермана ); опросник «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой); 3) методы матема-тико-статистического анализа: методы описательной статистики, корреляционный анализ К. Пирсона. Статистическая обработка данных производилась с использованием программ статистического пакета StatSoft Statistica for Windows 10.0, IBM SPSS Statistics 23.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Гипотеза исследования базируется на предположении о наличии прямых статистически значимых корреляционных взаимосвязей между показателями перфекционизма и копинг-поведения подростков, что будет служить статистическим подтверждением взаимной обусловленности в изменениях перфекционизма и отдельных стратегий копинг (совладающего) поведения. Массив полученных коэффициентов корреляции представлен в таблице 1. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о выраженной взаимообусловленности перфекционизма и копинг поведения подростков. Мы наблюдаем из 44 возможных корреляционных взаимосвязей - 15 статистически значимых, что составляет 34,1% от числа возможных. В корреляционной плеяде статистически значимых связей превалирует уровень значимости p<0,01 (63,3% корреляционных связей), что характеризует устойчивость природы отношений между исследуемыми интрапсихическими

образованиями личности.

Таблица 1 - Корреляционные взаимосвязи между показателями перфекционизма и ко-пинг-поведения подростов (Ы =58)_

Опросник «Способы преодоления трудных ситуаций» (Э. Хайм) Опросник «Копинг-стратегии» (Р.Лазарус)

Копинг-стратегии Показатели перс фекционизма ч, Когнитивные КС Эмоциональные КС Поведенческие КС Конфронта-ционный Дистанцирование Самоконтроль Поиск соц. поддержки Принятие ответственности Бегство Планирование решения проблемы Положительная переоценка

Ориентированный на себя ,172 ,313* ,168 ,487** -,319* ,158 -,037 ,284* ,328* ,435** ,272*

Ориентированный на других ,137 -,082 -,216 ,235 ,072 ,109 -,147 ,108 ,107 ,270* ,046

Социально-предписанный ,017 ,519*** ,275* ,252 ,013 ,299* ,039 ,098 ,254 ,129 -,130

Интегральный показатель ,185 ,463** ,149 ,568*** -,144 ,346** -,075 ,286** ,407** ,480** ,105

Примечание: Ы-кол-во испытуемых; КС- копинг-стратегии; метод К. Пирсона; * - р< 0,05, ** - р<0,01, ***- р< 0,001

Качественный анализ позволяет отметить, что наиболее значимая взаимообусловленность копинг поведения наблюдается с таким показателем перфекционизма как «пер-фекционизм, ориентированный на себя». Причем 6 из 7 статистически значимых корреляционных взаимосвязей (86%) имеют положительную направленность. А именно, при повышении перфекционизма, ориентированного на себя, повышается интенсивность таких активных копинг стратегий как, конфронтация (р<0,01), планирование решения проблем (р<0,01), принятие ответственности (р<0,05), положительная переоценка (р<0,05), а также бегство (р<0,05) и эмоционально ориентированный копинг. Другими словами, такой подросток готов проявлять конфронтационное активное противостояние актуальным жизненным трудностям, предпринимает произвольные, проблемно-сфокусированные усилия по анализу ситуации и поиску способов решения проблемы, признает и анализирует свою роль, собственные ошибки, эффективность в решении проблем, фокусируясь на положительных аспектах, переосмысливает себя, отношения, жизненные ценности.

Прямая корреляционная статистически значимая взаимосвязь ориентированного на себя перфекционизма с эмоционально направленными копингами (р<0,05) позволяет предположить, что запускаются усилия, направленные на регуляцию эмоций, с помощью которых подросток пытается редуцировать эмоциональное напряжение, поддержать эффективное равновесие, психологически адаптироваться к внутриличностному конфликту.

Отрицательная статистически значимая корреляционная взаимосвязь перфекционизма, ориентированного на себя и копинг стратегии «дистанцирование» (р< 0,05) свидетельствует о том, что при повышении первого свойства, снижается тенденция личности преодолевать негативные переживания проблемной ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.

Проведенное исследование зафиксировало малую корреляционную активность в проявлении копинг-поведения подростков таких переменных как: «перфекционизм, ориентированный на других» и «социально-предписанный перфекционизм» (1 и 3 положительные, статистически значимые взаимосвязи на уровне р< 0,05). В случае с переменной «социально-предписанный перфекционизм» актуализируются эмоциональные (р< 0,001), поведенческие (р< 0,05) копинг стратегии, самоконтроль (р<0,05). Другими словами, убеждённость подростка в том, что окружение предъявляет к нему чрезмерно высокие ожидания, которым тяжело соответствовать сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и высокой степени интенсивности,

направленные на разрешение внутреннего (эмоциональные копинги) и внешнего (поведенческие) конфликта.

Анализируя корреляционные взаимосвязи интегрального показателя перфекцио-низма подростков с их копинг стратегиями, обращает на себя внимания количество статистически значимых взаимосвязей (54,5%), уровень статистической значимости не ниже (p< 0,01) и их исключительно положительная направленность. То есть, при повышении перфекционизма как системного личностного образования подростка, наблюдается положительная динамика таких разнонаправленных копинг проявлений, имеющих как интер-нальный (эмоционально-ориентированные (p< 0,001), избегание (p< 0,01), принятие ответственности (p< 0,01)),так и экстернальный (конфронтация (p< 0,01), планирование решения проблемы (p< 0,01)) локус, что свидетельствует о гибкости используемых подростками стратегий совладания с психоэмоциональным напряжением, вызванным повышенным перфекционизмом.

ВЫВОДЫ

Теоретический анализ феноменологии подросткового перфекционизма позволяет констатировать дефицитарность исследований как его структурно-динамических характеристик, так и его взаимосвязей перфекционизма с социально-психологическими, адаптивными свойствами личности.

Качественный анализ уровня значимости и характера корреляционных взаимосвязей исследуемых переменных, позволил сформировать понимание взаимной обусловленности перфекционизма подростков с широким репертуаром копинг стратегий, что свидетельствует о гибкости используемых подростками стратегий совладания с психоэмоциональным напряжением, вызванным повышенным перфекционизмом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воликова С.В. Методы исследования детского перфекционизма / С.В. Воликова // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 1. - С. 177-192.

2. Гаранян Н.Г. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева // Консультативная психология и психотерапия. -2018. -Т. 26. № 3. С. 8-32.

3. Долгова В.И. Индивидуально-психологические предикторы адаптивного поведения подростков / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, А.А. Саламатов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1. - С. 45-59.

4. Евенко С. Л. Особенности развития перфекционизма у подростков в зависимости от типа семейных отношений / С.Л. Евенко // Вестник Московского государственного областного университете. Серия Психологические науки . - 2014. - № 2. - С. 64-68.

5. Золотарева А.А. Дифференциальная диагностика перфекционизма/ А.А. Золотарева // Психологический журнал. - 2013. -Т. 34, № 2. - С. 117-128

6. Ильин Е. П. Работа и личность : трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. -Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 224 с.

7. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы / Т. Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 184-188.

8. Ларских М.В Зависимость уровня и типологии перфекционизма подростков от типа негармоничного воспитания в семье / М.В. Ларских, И.А. Удалых // Инновации в науке. - 2015. - № 45. - С. 119-126.

9. Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 26-28 сент. 2019 г. : в 2 т. / отв. ред.: М.В. Сапоровская, Т. Л. Крюкова, С.А. Хазова. - Кострома :Изд-во Костромского. гос. ун-та, 2019. - Т. 2. - 371 с.

10. Ясная В.А. Современные модели перфекционизма / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Психологические исследования. - 2013. -Т. 6, № 29. - URL: http://psystudy.ru/num/2013v6ri29/826-yasnaya29 (дата обращения: 01.08.2021).

REFERENCES

1. Volikova, S.V. (2013), "Methods of research of child perfectionism", Consultative psychology and psychotherapy, No. 1, pp. 177-192.

2. Garanyan, N.G., Kholmogorova, A. B. and Yudeeva, T. Yu. (2018), "Factor structure and psychometric indicators of the perfectionism questionnaire: development of a three-factor version", Consultative psychology and psychotherapy, Vol. 26, No. 3, pp. 8-32.

3. Dolgova, V.I., Rokitskaya, Yu. A. and Salamatov, A. A. (2018), "Individual psychological predictors of adaptive behavior of adolescents", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, No. 1, pp. 45-59.

4. Evenko, S.L. (2014), "Features of the development of perfectionism in adolescents depending on the type of family relations", Bulletin of the Moscow State Regional University. The series "Psychological Sciences, No. 2, pp. 64-68.

5. Zolotareva, A.A. (2013), "Differential diagnosis of perfectionism", Psychological journal, Vol. 34, No. 2, pp.117-128.

6. Ilyin, E.P. (2014), Work and personality : workaholism, perfectionism, laziness, Peter, St. Petersburg.

7. Kryukova, T.L. (2014), "Psychology of coping behavior: the current state and psychological, socio-cultural perspectives", Vestnik of Kostroma state university, No. 5, pp.184-188.

8. Larskikh, M.V. and Udalykh, I. A. (2015), "In the dependence of the level and typology of perfectionism of adolescents on the type of inharmonious upbringing in the family", Innovations in science, No. 45, pp. 119-126.

9. Saporovskaya, M. V., Kryukova, T. L. and Khazova, S. A. (2019) Psychology of stress and coping behavior: challenges, resources, well-being, Publishing house of Kostroma State University, Kostroma.

10. Yasnaya, V. A. and Enikolopov, S. N. (2013), "Modern models of perfectionism", Psychological research, Vol. 6, No. 29, available at: http://psystudy.ru/num/2013v6n29/826-yasnaya29.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.09.2021

УДК 159.9:796.33

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ И СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ

Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Оксана Викторовна Маранды-кина, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный лингвистический университет; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Олег Анатольевич Разживин, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Аннотация

Введение. Существенно улучшить спортивные результаты возможно за счет грамотного учета в ходе тренировок психологических особенностей спортсменов. Особенно это актуально в баскетболе и при занятиях спортивной ходьбой. Цель исследования: выяснить наличие связи психологических особенностей юношей-баскетболистов и юношей, занимающихся спортивной ходьбой, с содержанием их вида спорта. Методика и организация исследования. Работа выполнена на двух группах совершенно здоровых, длительное время тренирующихся восемнадцатилетних спортсменах. Первую группу составили 24 баскетболиста, вторая группа была образована из 23 человек, занимающихся спортивной ходьбой. Во всех случаях определяли устойчивость к фрустрации, уровень агрессивности, тревожность и эмоциональную устойчивость, выраженность пластичности, показатель ригидности психики, соотношение интроверсии - экстраверсии. Проведена статистическая обработка всех результатов. Результаты исследования и их обсуждение. Все обсле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.