УДК 159.9.072.432
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ШКОЛЫ
Юлия Валентиновна Дементьева, кандидат педагогических наук, доцент, Гжельский государственный университет; Валерий Сергеевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Марина Викторовна Некрасова, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет,.
Москва
Аннотация
Введение. Вопросы совладания с трудными учебными ситуациями являются междисциплинарными и являются важными для педагогической психологии. Методы исследования - психологическое диагностирование опросниками: проактивного копинга (ОПК); СОРЕ, измеряющего субъективные поведенческие программы совладания с ситуациями; позитивных и негативных эмоций ШПАНА (шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта); ПБОС (психологическая защищенность в образовательной среде); корреляционный и регрессионный анализ как многомерный метод экстраполяции вывода. Возраст респондентов от 14 до 16 лет; М=15,00; SD=0,567. Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлены значимые взаимосвязи ряда программ (стратегий) совладания обучения в школе с вызываемыми этим поведением эмоциями и психологической защищенностью образовательной среды. Выводы. Уверенность старшеклассников в адекватной ситуации поведении и сопровождающими его положительными эмоциями в условиях психологической защищенности образовательной среды школы позволят успешно справиться с учебными проблемами. Проведенный регрессионный анализа определил те копинг-стратегии, которые могут стать одними из предикторов психологической защищенности старшеклассников в школе.
Ключевые слова: проактивный копинг, эмоции, психологическая защищенность, старшеклассники.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p404-409
RESEARCH OF RELATIONSHIP OF THE ACTIVE COORDINATING BEHAVIOR
OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH EMOTIONAL STATE AND PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF
THE SCHOOL
Yulia Valentinovna Dementieva, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Gzhel State University, Moscow district, Gzhel; Valery Sergeevich Ivanov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Marina Viktorovna Nekrasova, the senior teacher, Russian State Social University, Moscow
Abstract
Introduction. Coping with difficult learning situations is interdisciplinary and important for educational psychology. Research methods - psychological diagnosis with questionnaires: proactive coping (PIC); COPE, which measures subjective behavioral programs for coping with situations; positive and negative emotions SPANA (scales of positive affect and negative affect); PBOS (psychological security in the educational environment); correlation and regression analysis as a multivariate method of inference extrapolation. The age of the respondents is from 14 to 16 years old; M = 15.00; SD = 0.567. Research results. As a result of the study, significant relationships were revealed between a number of programs (strategies) for coping with schooling with the emotions caused by this behavior and the psychological security of the educational environment. Conclusions. The confidence of high school students in the ade-
quate situation of behavior and the accompanying positive émotions in the conditions of psychological security of the educational environment of the school will help to successfully cope with educational problems. The performed regression analysis has identified those coping strategies that can become one of the predictors of the psychological security of high school students.
Keywords: proactive coping, emotions, psychological security, high school students.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, связанные с совладанием поведения старшими школьниками в трудных (стрессовых) ситуациях обучения в школе широко представлены в отечественной и зарубежной психологической научной литературе, а большой массив исследований в преодолении выпускниками школ опасных для их психического здоровья ситуаций, возникающих в процессе обучения - в педагогической психологии.
Современное проактивное поведение, как условие преодоления старшими школьниками различных трудностей при освоении ими программ учебных предметов федерального стандарта среднего общего образования, обусловлено их адаптацией к обучению в школе. Причем данная адаптация имеет вектор, направленный на снижение негативного психологического (стрессового) воздействия на личность выпускника. Со-владающее проактивное поведение старшеклассника, как элемент его адаптации к школе, детерминировано: выбором такого копинга (поведенческой программы), который способствует повышению эффективности обучения и имеет положительную эмоциональную окраску; обусловленностью (объективно формируемой учителями и администрацией школы) психологической защищенностью образовательной среды, которая способствует повышению качества освоения школьной программы.
Например, эмпирический материал Ю.В. Карпова по формированию и развитию основ физической культуры и спорта в школьной подростковой среде [2, 4, 5, 6], позволяет выделить ведущую роль активных и адекватных конструктов совладания с обучающей ситуацией в адаптационном процессе.
Характерной чертой проактивного совладающего поведения старшеклассника, в том числе, будет являться его эмоциональное совладание с трудной учебной ситуацией, которое может выступать в качестве личностного (свои положительные эмоциональные ресурсы) и социального (эмоциональные ресурсы одноклассников и учителей) психологических ресурсов в достижении поставленной цели (успешного окончания школы) в психологически безопасных (защищенных) для выпускника условиях обучения[1, 7].
Анализ исследований совладающего поведения позволил выделить два круга проблем, его характеризующих: накопительный и саморегуляторный.
Первый, позволяет создавать, в том числе психологические ресурсы для купирования трудной учебной ситуации (решать проблему здесь и сейчас без связи с будущим).
Второй, позволяет создавать психологические ресурсы для выхода победителем из трудных учебных ситуаций, для обязательного достижения поставленной цели и понимания стрессовых учебных ситуаций, как возможных и решаемых (решать проблему на перспективу за счет наличных ресурсов путем саморегуляции)[3, 8].
На данный момент времени актуальна модель проактивного копинга Е. Грингласс, в основании которой лежат планирование и предупреждающие саморегулируемые (про-активные) действия для достижения цели с опорой на имеющиеся ресурсы. Данная модель легла в основу наших исследований. Таким образом, можно предположить обнаружение значимых и разнонаправленных взаимосвязей активного совладания в трудной учебной ситуации с эмоциями ученика и психологической защищенностью его обучения в школе.
Цель исследования - выявить взаимосвязь совладающего поведения старшеклассников с эмоциональным состоянием и психологической защищенностью образовательной среды школы
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Опросник проактивного копинга - ОПК (версия Белинской-Вечерина-Агадуллиной) включает 27 утверждений, которые сформировали шесть шкал. Первая из них, количественная шкала проактивного копинга (ПК), показывает вклад личностных поведенческих усилий подростка, имеющих позитивное эмоциональное подкрепление, которые позволяют эффективно и безопасно осваивать школьную программу. Вторая количественная шкала - рефлексивный копинг (РК), показывает вклад личностных когнитивных усилий в оценку показателей обучения. Третья количественная шкала - планирование (П), показывает вклад планирования в освоение школьной программы с учетом решения тактических задач учебной деятельности. Четвертая количественная шкала -превентивный копинг (ПРК), показывает возможности старшего подростка успешно осваивать школьную программу с учетом опыта прошлых результатов. Пятая количественная шкала - поиск инструментальной поддержки (ПИП) показывает возможности новой информации (в основном новых знаний, даваемых учителем в ходе урока) в успешном освоении предметов школьной программы. Шестая количественная шкала -поиск эмоциональной поддержки (ПЭП) показывает вклад эмоций в освоение школьной программы с учетом качества общения, как с одноклассниками, так и с учителями.
2. Опросник СОРЕ (версия Рассказовой-Гордеевой-Осина) позволяет измерять по четырех бальной шкале различные субъективные поведенческие программы совладания с ситуациями, которые могут иметь место в процессе обучения.
3. Опросник позитивных и негативных эмоций ШПАНА «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (версия Осина), возникающих в ходе овладения и развития старшеклассниками универсальных учебных действий, сформирован из прилагательных, характеризующих их личностное отношение к учебе в последние недели образовательного процесса.
4. Оценка старшеклассниками психологической безопасности образовательной среды обучения в школе (психологическая защищенность) проводилась с использованием опросника ПБОС «Психологическая безопасность в образовательной среде» (версия Ков-рова-Кожухарь).
В исследовании приняли участие 60 старших школьников 11-х классов МАОУ СОШ 22 им. Ф.Я. Фалалеева. Возраст респондентов варьируется в пределах 14-16 лет, из которых 50% составляют девушки, имеющие средний возраст - 14,77 лет, другая половина респондентов представлен юношами, имеющими средний возраст - 14,87 лет. Опрос респондентов проводился дистанционно, отправкой опросников на их электронную почту.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для анализа взаимосвязи различных типов совладания с психологической защищенностью образовательной среды определены их значимые корреляционные показатели (таблица 1).
Поиск инструментальной поддержки Поиск эмоциональной поддержки Обращение к религии
Психологическая защищенность ,564 ,801" ,564
Примечание. * - р<0,05; ** - р<0,01.
Согласно полученным результатам непараметрического корреляционного анализа шкал опросников совладания с трудными учебными ситуациями и психологической защищенностью образовательной среды выявлены значимые значения корреляции по Спирмену «Поиск инструментальной поддержки» (0,564) и «Поиск эмоциональной поддержки» (0,801). Неожидаемым для нас результатом явилась средняя положительная корреляция между шкалами «Психологическая защищенность» и «Обращение к религии»
(обращение к «персонализированой» силе, «вера в чудо») (0,564). Содержательный анализ этой взаимосвязи показал, что большинство старшеклассников надеются на случайность, как элемент борьбы с трудной ситуацией, которая будет способствовать эффективному ее разрешению.
Для анализа взаимосвязи эмоций, которые по нашему предположению способны выполнять индикаторную функцию и сигнализировать о правильности/неправильности выбора и осуществления учениками программ (форм) проактивного совладания со стрессовыми ситуациями и психологической защищенностью образовательной среды, определены их значимые корреляционные показатели (таблица 2).
Таблица 2 - Корреляции шкал опросника ШПАНА и ПБОС
Позитивный аффект (ПА) Негативный аффект (НА)
Психологическая защищенность ,889** -,355**
Примечание. * - р<0,05; ** - р<0,01.
Результаты непараметрического корреляционного анализа шкал опросников измерения позитивного и негативного аффекта и психологической защищенности образовательной среды выявили значимую положительную корреляцию (критерий Спирмена) шкал «Позитивный аффект» и «Психологическая защищенность» (0,889). Отрицательная значимая средняя корреляция выявлена между шкалами «Негативный аффект» и «Психологическая защищенность» (-0,355). Содержательный анализ этой взаимосвязи показал, что уверенность старшеклассников в позитивном разрешении трудной учебной ситуации способствует активизации учебной деятельности, которая вызывает позитивные эмоции и как итог повышение психологической защищенности. Если предпринимаемые действия вызывают негативные эмоции, то это может сигнализировать о не конструктивности выбранного копинга и запускать программы, направленные на разрешение трудной учебной ситуации. Результаты корреляционного анализа показали, что совладание с трудными учебными ситуациями в формах, предложенных опросниками и сопровождающие это со-владание эмоции, взаимосвязаны с психологической защищенностью образовательной среды школы.
Чтобы проверить, какие программы (стратегии) совладания и сопровождающие их эмоции существенно оказывают значимое влияние на психологическую защищенность образовательной среды образовательного учреждения и могут выступать ее предикторами, нами был проведен регрессионный анализ. Результаты данного анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Регрессионный анализ стратегий совладания, эмоционального состояния старшеклассников и психологической защищенности образовательной среды школы_
Психологическая защищенность образовательной среды школы Я-квадрат Критерий автокорреляций Дурбина-Уотсона
Проактивный копинг в=0,35; р=0,035 0,737 1,752
Позитивный аффект (ПА) р=1,62; р<0,001
Проактивный копинг и позитивный аффект, как психологические явления, связанные с психологическими факторами адаптации (рефлексии) старшеклассников к обучению в школе, оказывают положительное значимое влияние на восприятие ими психологической защищенности в процессе обучения в ней (Р=0,35, р=0,035; р=1,62, р<0,001 соответственно). При этом 73,7% изменчивости психологической защищенности объясняется влиянием на нее проактивного копинга и позитивного аффекта. Данные психологические явления могут выступать ее предикторами.
ВЫВОДЫ
Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривалась взаимосвязь программ поведения (стратегий совладания) с психологической защищенностью старшеклассников в образовательном процессе и их эмоциональным состоянием, явилось
установление положительной взаимосвязи психологической защищенности и эмоционального состояния (позитивного аффекта), которые являются индикаторами выбранного поведения в возникшей трудной ситуации. Кроме того, был проведен регрессионный анализ, который выявил, что проактивный копинг и положительные эмоции могут выступать предикторами психологической защищенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимосвязь показателей учебной мотивации студентов к занятиям по физической культуре в условиях психологической безопасности образовательной среды вуза / В.И. Шарагин, О.В., Грибкова, А.В. Романова, Е.С. Куманцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 470-476.
2. Исследование мотивации учебной деятельности студентов социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, В.Ю. Карпов, Д.А. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 402-407.
3. Исследование профессиональной мотивации у студентов бакалавров социального вуза / Н.В. Белякова, А.В. Романова, М.В. Некрасова, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 43-49.
4. Карпов, В.Ю. Современные виды двигательной активности в формировании здорового образа жизни женщины / В.Ю. Карпов, К.К. Скоросов, М.С. Антонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 86-91.
5. Мониторинг эффективности развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации / В.Ю. Карпов, В.А. Кудинова, А.И. Сеселкин. Е.Д. Бакулина // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 56.
6. Содержание понятия «Здоровьесберегающие технологии» в контексте современного школьного образования / А.П. Матвеев, А.С. Махов, В.Ю. Карпов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 59-61.
7. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.
8. Эффективность формирования компетенций по дисциплине «Элективный курс по физической культуре» обучающихся управленческой направленности / А.С. Болдов, С.А. Фирсин, А.В. Гусев, Ю.Б. Кашенков// Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 1. - С. 30-36.
REFERENCES
1. Sharagin, V.I., Gribkova, O.V., Romanova, A.V. and Kumantsova, E.S. (2019), "Correlation of indicators of students' educational motivation for physical education classes in the conditions of psychological safety of the educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 470-476.
2. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Karpov, V.Yu. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of educational activity motivation at social university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 402-407.
3. Belyakova, N.V., Romanova, A.V., Nekrasova M.V. and Sharagin, V.I. (2019), "Study of social university's bachelor student's profession motivation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 43-49.
4. Karpov, V.Yu., Skorosov, K.K. and Antonova, M.S. (2015), "Modern types of physical activity in forming woman healthy lifestyle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No.5, pp. 86-91.
5. Karpov, V.Yu., Kudinova, V.A., Seselkin, A.I. and Bakulina, E.D. (2016), "Monitoring the effectiveness of development of physical culture and sport in the Russian Federation", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 56-58.
6. Matveev, A.P., Makhov, A.S., Karpov, V.Yu. and Kornev, A.V. (2016), "Content of the concept "Health Saving Technologies" of a context of modern school education", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 59-61.
7. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Personality self-assessment as defining factor of athlete's motivation sphere", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.
8. Boldov, A.S., Firsin, S.A., Gusev, A.V. and Kashenkov, Yu.B. (2020), "Efficiency of the formation of competencies within the discipline 'Elective course of physical education' of studentsmanagers", Physical culture, sport - science and practice, No.1, pp. 30-36. Контактная информация: ud-67@mail.ru
Статья поступила в редакцию 25.01.2021
УДК 796.01: 159.9
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-
ШАХМАТИСТОВ
Анжелика Викторовна Несветайло, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
Аннотация
В статье описываются результаты исследования восприятия родительского перфекционизма (мамы) у спортсменов-шахматистов в возрасте от 11 до 15 лет. В исследовании участвовали 74 спортсмена (51 мальчик и 23 девочки). Исследование детского перфекционизма проводилось с помощью шкалы измерения перфекционизма для детей и подростков О'Коннора и Диксона. Исследование восприятия родительского перфекционизма проводилось по методике диагностики перфек-ционизма Фроста. Для исследования мотивации использовался опросник, разработанный на основе теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана «Почему я занимаюсь спортом». Результаты исследования выявили хорошие взаимосвязи восприятия родительского перфекционизма (мамы) с пер-фекционизмом и мотивацией у юных спортсменов, что дает понимание важности конструктивного перфекционизма родителей в подготовке спортсменов.
Ключевые слова: перфекционизм, мотивация, родители, спорт, шахматисты, дети.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p409-415
PECULIARITIES OF RELATIONSHIP BETWEEN THE PERCEPTION OF PARENTAL PERFECTIONISM AND INDICATORS OF PERFECTIONISM AND MOTIVATION TO GO IN FOR SPORTS AMONG YOUNG ATHLETES-CHESS
PLAYERS
Anzhelika Viktorovna Nesvetailo, the post-graduate student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
The article describes the results of the study of the perception of parental perfectionism (mothers) among athletes-chess players aged 11 to 15 years. The study involved 74 athletes (51 boys and 23 girls). The study of child perfectionism was conducted by using the O'Connor and Dixon Perfectionism Scale for Children and Adolescents. The study of the perception of parental perfectionism was carried out according to the Frost's perfectionism diagnosis method. To study motivation, we used the questionnaire developed on the basis of the theory of self-determination by E. Desi and R. Ryan "Why do I go in for sports". The results of the study revealed the good relationship between the perception of parental perfectionism (mothers) and perfectionism and motivation in young athletes, which gives the understanding of the importance of constructive perfectionism of parents in training athletes.
Keywords: perfectionism, motivation, parents, sports, chess players, children.
ВВЕДЕНИЕ
Перфекционизм определяется как характеристика личности, которая предполагает установление чрезвычайно высоких стандартов работы, сопровождающимися тенденциями к излишне критичным оценкам поведения.