Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перфекционизм / мотивация достижения / совершенствование / идеализация / perfectionism / achievement motivation / improvement / idealization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силина Елена Алексеевна, Димухаметова Анна Сергеевна

В рамках данной статьи выполняется анализ результатов экспериментального исследования, проводимого с целью выявления перфекционистских тенденций и особенностей мотивации достижения у студентов разных направлений подготовки двух вузов – Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета и Пермского государственного научного исследовательского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION OF PERFECTIONISM AND LEARNING MOTIVATION IN STUDENTS OF DIFFERENT PROFILES

Within the framework of this article, the analysis of the results of the experimental study conducted in order to identify the connection of perfectionist tendencies and peculiarities of motivation for achievement of students in different areas of training of two universities – Perm State Humanitarian Pedagogical University and Perm State Scientific Research University is carried out.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ»

УДК 159.947.5:378.14

DOI: 10.24412/2308-717Х-2021 -1-89-94

Силина Елена Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

e-mail: silina_ea@pspu.ru

Димухаметова Анна Сергеевна

магистрант II курса кафедры психологии и педагогики e-mail: annadimukhametova@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-18-49 e-mail: postmaster@pspu.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ

Elena A. Silina

Ph. D., Associate Professor at Department of Pedagogy and Psychology

e-mail: silina_ea@pspu.ru

Anna S. Dimuhametova

Second-year Master's Student of the Department of Psychology and Pedagogy e-mail: annadimukhametova@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia e-mail: postmaster@pspu.ru

THE CONNECTION OF PERFECTIONISM AND LEARNING MOTIVATION IN STUDENTS OF DIFFERENT PROFILES

Аннотация. В рамках данной статьи выполняется анализ результатов экспериментального исследования, проводимого с целью выявления перфекционистских тенденций и особенностей мотивации достижения у студентов разных направлений подготовки двух вузов - Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета и Пермского государственного научного исследовательского университета.

Ключевые слова: перфекционизм, мотивация достижения, совершенствование, идеализация.

© Силина Е.А., Димухаметова А.С., 2021

Abstract. Within the framework of this article, the analysis of the results of the experimental study conducted in order to identify the connection of perfectionist tendencies and peculiarities of motivation for achievement of students in different areas of training of two universities - Perm State Humanitarian Pedagogical University and Perm State Scientific Research University is carried out.

Key words: perfectionism, achievement motivation, improvement, idealization.

Феномен перфекционизма в последние десятилетия активно изучается как зарубежными (А. Адлер [1], P.L. Hewitt, G.L. Flett [8], D. Hamachek [7] и др.), так и отечественными учеными (Н.Г. Гаранян [2], А.Б. Холмогорова [6], А.А. Золотарева [4] и др.).

Актуальность исследований связана с развитием современного общества и социальными изменениями, в результате которых личность испытывает различные качественные и количественные модификации. Возрастание требований социума к молодым людям, в которых хотят видеть активных, конкурентоспособных людей, ориентированных на достижение успеха во всех жизненных сферах, создает перспективу для сопоставления собственных персональных потребностей с требованиями современного общества. В связи с этим становится распространенным явление идеализации личности и совершенствования собственной деятельности. В научной литературе такое явление обозначается термином перфекционизм.

Современные исследователи выделяют не только разные типы, но и разную структуру перфекционизма. В настоящее время феноменологическая структура перфекционизма признается многомерной. Вслед за психологами (Д. Хамачек, Н.Г. Гаранян, А.А. Золотаревой и др.) понятие «перфекционизм» нами понимается как сложное явление, которое может иметь как здоровую, так и патологическую форму.

Несмотря на то, что существует несколько теоретических моделей феномена «перфекционизм», многие теоретические аспекты проблемы на сегодняшний день малоизученны. Например, остается малоизученным феномен перфекционизма в контексте мотивации достижения, ввиду того, что ранее данный феномен, изучался с позиций когнитивного подхода или теории личностных черт [3]. Также существует немногочисленное количество исследований о взаимосвязи перфекционизма с мотивацией достижения в студенческой среде.

В этой связи особый интерес нашего эмпирического исследования представляло рассмотрение феномена перфекционизма в контексте мотивации достижения в период студенческой жизни. Поскольку студенты, руководствуясь мотивом достижения, ставят для себя сложные задачи и цели, стараясь решить их наиболее эффективно, опираясь на высокие требования и личные стандарты.

Теоретическое значение нашего исследования состоит в том, что полученные данные позволяют расширить представление об особенностях нормальной формы перфекционизма во взаимосвязи с мотивацией достижения

в студенческой среде. Результаты исследования позволят теоретически обосновать проявления конструктивной формы перфекционизма у студентов вуза.

Практическое значение заключается в информировании студентов об их индивидуальных особенностях, развитии их самосознания, рефлексии действий, а также в учете данных особенностей кураторами групп, заместителями деканов и другими лицами с целью дальнейшей оптимизации учебного процесса.

Целью проводимого нами исследования являлось выявление перфекционистских тенденций и особенностей мотивации достижения у студентов разных вузов и различных профилей.

На основании вышеизложенных положений в нашем исследовании мы предположили, что: 1) показатели перфекционизма могут различаться в зависимости от высших учебных заведений (в нашем случае это студенты Пермского государственного научного исследовательского университета (ПГНИУ) и Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ)); 2) возможно наличие различий в показателях перфекционизма у студентов в зависимости от курсов; 3) в показателях перфекционизма могут быть различия в группах студентов разных направлений подготовки.

Для эмпирического подтверждения наших гипотез мы определили диагностический инструментарий, а также выборку испытуемых. В нашем исследовании приняли участие 73 студента двух разных вузов, различных профилей. В ПГНИУ это студенты первых и третьих курсов направления геофизики и гидрогеологии, в ПГГПУ - студенты первых и вторых курсов групп биологов, математиков и физиков.

Эмпирические методы нашего исследования включали диагностирование формы, уровня перфекционизма и учебной мотивации, с помощью психологических методик, а также методы статистической обработки первичных данных.

Для измерения уровня перфекционизма и определения характера соотношения его составляющих у испытуемого была использована методика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой. В качестве дифференциальной диагностики перфекционизма, использовалась методика «Краткий дифференциальный тест перфекционизма» (А.А. Золотаревой). Учебная мотивация изучалась с помощью методики «Шкала академической мотивации» (Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина).

В результате исследования после первичной обработки опросников в программе Excel мы осуществили сравнение показателей данных методик у студентов ПГНИУ и ПГГПУ с использованием /-критерия Стьюдента, в качестве различительного метода для сравнения независимых выборок.

Проведенный анализ результатов среди групп разных профилей у студентов ПГГПУ не выявил существенно значимых отличий по всем

показателям наших методик, поэтому наше исследование в ПГГПУ будет продолжено.

При сравнительном анализе показателей методик опросников «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта, «Краткий дифференциальный тест перфекционизма» у студентов ПГНИУ значимых различий не было выявлено. Тем не менее значимые отличия показала методика «Шкала академической мотивации», согласно которой студенты первых курсов имеют значительно более выраженную внутреннюю мотивацию в учебе, проявляющуюся в стремлении к высоким результатам, к развитию своих способностей, компетентности в рамках учебной деятельности, чем студенты третьих курсов.

Также стоит отметить, что сравнительный анализ показателей перфекционизма и учебной мотивации у студентов ПГНИУ и ПГГПУ не выявил значимых отличий, тем не менее не значимым, но близким к уровню значимости, оказался показатель внутренней мотивации достижения, который выше у студентов ПГНИУ. Данный показатель свидетельствует о том, что студенты ПГНИУ в большей степени проявляют стремления к высоким результатам в учебной деятельности, чем студенты ПГГПУ.

Таким образом, первая гипотеза нашего исследования не нашла своего подтверждения. (Вероятно, это связано с проведением эксперимента в режиме дистанта, значительная часть студентов не были охвачены диагностикой.)

Вторая гипотеза подтвердилась. Студенты первых и третьих курсов имеют различия в мотивации достижения. Студенты первых курсов имеют значительно более выраженную внутреннюю мотивацию в учебе, которая проявляется в стремлении к высоким результатам, к развитию своих способностей, компетентности в рамках учебной деятельности, чем студенты третьих курсов. При этом незначительный, но близкий к уровню значимости, показатель внешней мотивации указывает на то, что в некоторых случаях у студентов первых курсов существует ситуация вынужденности выполнения учебной деятельности ради повышения самооценки, благодаря достижениям в учебе.

Третья гипотеза нашего исследования частично подтвердилась, но на незначимом уровне. Сравнительный анализ показателей групп внутри вузов, среди студентов разных профилей, позволил выявить ряд незначимых, но наиболее выраженных индивидуальных отличий.

Так, при сравнении студентов ПГГПУ - биологов и математиков - по показателям методик нами установлено, что студентам группы математического факультета более свойственны перфекционистские тенденции, проявляющиеся в чрезвычайно высоких требованиях к окружающим. Также эти студенты обладают более выраженным стремлением к развитию своих способностей, своего потенциала в рамках учебной деятельности и осмысленностью учебной деятельности по сравнению со студентами группы биологов. Согласно /-критериальным значениям студентам группы биологов более присущи познавательные мотивы, связанные с интересом к учебной деятельности.

Сравнительный анализ той же группы биологов и студентов факультета физики ПГГПУ также показал более высокую степень выраженности показателя мотивации познания в учебе у биологов. Согласно большей степени выраженности показателя социально предписанного перфекционизма можно сделать вывод, что студенты-биологи в большей степени испытывают потребность соответствовать ожиданиям значимых других, чем студенты-физики.

Сравнительный анализ показателей методик у двух групп математиков и физиков ПГГПУ позволил сделать вывод, что студенты-математики, по сравнению со студентами-физиками, имеют более высокий показатель мотива стремления к совершенству, они склонны к проявлению высоких стандартов к значимым другим. При этом данной группе присуще здоровое стремление к совершенству, проявляющееся в установлении высоких, но достижимых стандартов.

Тем не менее по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что выявленные показатели высокой внутренней мотивацией достижения и показатели перфекционизма положительно коррелируют, что говорит о здоровом проявлении перфекционизма у студентов и согласуется с результатами исследований Н.Г. Гаранян, А.А. Низовцевой [3], Е.Т. Соколовой и П.В. Цыганковой, проведенных на выборке здоровых испытуемых [5].

Также на основании результатов нашего исследования можно дать общую характеристику некоторым группам исследуемых студентов. Так, например, группе биологов свойственна потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других, они склонны расценивать требования, предъявляемые окружающими как завышенные и нереалистичные. Эти студенты проявляют желание получать новые знания и понимать изучаемый материал, но испытывают отсутствие интереса и ощущение осмысленности в учебной деятельности.

Студенты математического факультета имеют мотив стремления к совершенству. Им свойственно предъявлять высокие требования как к себе, так и к окружающим, при этом стремление к совершенству у данных студентов имеет высокие, но достижимые стандарты. Они стремятся к развитию своего потенциала, учатся ради ощущения собственной значимости и повышения самооценки за счет достижений в учебе.

Студенты первого курса группы гидрогеологии стремятся добиваться максимально высоких результатов в учебе, испытывают удовольствие в учебном процессе. Обладают высокой мотивацией на развитие своих способностей, на достижение мастерства и компетентности в учебной деятельности.

Геофизики первого курса испытывают отсутствие интереса и осмысленности в учебе. Побуждение к учебе может быть обусловлено чувством долга перед собой и другими значимыми людьми. Существует ситуация вынужденности учебной деятельности, которая может быть связана с необходимостью следовать требованиям, диктуемым социумом. Тем не менее студенты стремятся к достижению успеха.

Студенты-геофизики третьего курса учебную деятельность оценивают как вынужденную необходимость, учатся во избежание возможных проблем, но тоже стремятся к высоким результатам в учебе.

Гидрогеологи третьего курса имеют слабую внутреннюю мотивацию, желание учиться существует ради ощущения собственной значимости и повышения личной самооценки.

Ограничения. Ввиду небольшого объема выборок и статистических критериев результаты нашего исследования нельзя считать окончательными. Необходимо продолжить исследование в направлении увеличения эмпирической выборки и расширения способов статистической обработки для достоверной верификации взаимосвязи показателей перфекционизма и академической мотивации студентов.

Список литературы

1. Адлер А. О стремлении к превосходству. - СПб.: Астер-Х, 2017. - 44 с.

2. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. - 2006. - № 1. - С. 31-40.

3. Гаранян Н.Г., Низовцева А.А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1. -URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50229.shtml

4. Золотарева А.А. Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. - 2018. - Т. 14, № 1. - С. 107-115. - URL: doi:10.17759/chp.2018140112

5. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. -№ 5 (19). - URL: http://psystudy.ru

6. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. - 2004. - № 1. - C. 18-35. - URL: http://cognit-therapy.ru/index.php?id=47 (дата обращения: 26.12.2020).

7. Hamachek D. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology. - 1978. - №. 15.

8. Hewitt P.L., Flett G.L. Perfectionism in the self and social contexts: Conceptualization, assessment, and association with psychopathology // Journal of Personality and Social Psychology. - 1991. - № 60 (3). - Р. 456-470.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.