УДК 343.35 Кузьмин Антон Владимирович
соискатель кафедры уголовного права и процесса Северо-Кавказского федерального университета
РАЗГЛАШЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ИЛИ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СОСТАВА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ
Kuzmin Anton Vladimirovich
PhD applicant, Criminal Law and Procedure Department, North Caucasus Federal University
DISCLOSURE OF INFORMATION ABOUT SECURITY MEASURES APPLIED TO AN OFFICER OF LAW ENFORCEMENT OR SUPERVISORY AUTHORITY: LEGISLATIVE DESCRIPTION OF THE CONTENT AND THE AREAS OF ITS OPTIMIZATION
Аннотация:
В статье осуществлен уголовно-правовой анализ признаков состава разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ) с выделением спорных положений. Излагается авторская позиция по указанной проблеме. В результате анализа предложена скорректированная редакция ст. 320 УК РФ, устанавливающей ответственность за рассматриваемое преступление.
Ключевые слова:
разглашение сведений, меры безопасности, должностное лицо, правоохранительный орган, контролирующий орган, состав преступления, видовой объект преступления, непосредственный объект преступления, субъективная сторона состава преступления, квалифицированные виды преступления.
Summary:
The article carries out a criminal legal analysis of signs of disclosure of information about security measures applied to an officer of law enforcement or supervisory authority (Article 320 of the Criminal Code) with consideration of debatable regulations. The author states his own opinion on the subject matter. As a result of the analysis the author proposes a revised version of the Article 320 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords:
disclosure of information, security measures, officials, law enforcement body, supervisory authorities, components of crime, specific crime object, direct crime object, subjective side of a crime, classified types of a crime.
В УК РФ 1996 г. в системе посягательств на лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, впервые в истории отечественного уголовного права был выделен состав разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ). Вместе с тем, несмотря на свое актуальное содержание, его анализ в научных публикациях осуществлялся фрагментарно. Однако рассмотрение признаков названного деяния позволяет сделать вывод о возможности дальнейшей оптимизации их закрепления в уголовном законе.
Родовым объектом разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, выступает государственная власть; видовым объектом - совокупность качественно однородных общественных отношений, складывающихся на основе установленных в государстве нормативных предписаний между гражданами и уполномоченными субъектами в лице представителей компетентных органов при осуществлении ими государственного либо муниципального управления.
Однако следует учитывать, что деятельность, которую осуществляют представители правоохранительных органов, представляет собой специфический вид государственной службы. Так, в ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О системе государственной службы» правоохранительная деятельность выделена особо. Сказанное позволяет ставить вопрос о специфичном объекте уголовно-правовой охраны в составах преступлений, связанных с посягательствами на лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность. Думается, что следует говорить о наличии подвидового объекта составов преступлений, предусмотренных в ст. 317-320 УК РФ. В качестве него выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе основанной на законе деятельности лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, направленную на обеспечение установленного в обществе порядка управления.
Специфически характеризуется и непосредственный объект разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. По мнению С.Я. Поскова, непосредственным объектом являются тайна, неприкосновенность составляющих ее сведений, тех мер безопасности, которые применяются в отношении должностного лица правоохранительного органа [1, с. 6]. Однако с такой трактовкой вряд ли можно согласиться, прежде всего, в силу того, что тайна и ее неприкосновенность не могут выступать в качестве объекта рассматриваемого состава преступления. Вред от преступных действий причиняется не им, а безопасности деятельности должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов. Таким образом, непосредственным основным объектом рассматриваемого состава преступления выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации предусмотренных законом мер по обеспечению личной безопасности должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, и их близких.
Дополнительным непосредственным объектом разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, выступают интересы личной безопасности должного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также их близких.
В отечественной уголовно-правовой доктрине существует подход, согласно которому в содержание дополнительного объекта названного посягательства включаются такие блага, как честь и достоинство личности [2, с. 14]. Такую точку зрения вряд ли можно поддержать, поскольку указанные блага играют роль факультативного объекта данного состава преступления. Они крайне редко подвергаются негативному воздействию при совершении названных деяний.
Факультативными объектами разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, могут быть жизнь, здоровье, неприкосновенность жилища, собственность указанных лиц. Вред указанным благам может быть причинен в результате возникновения у потерпевших стрессовых, фрустра-ционных состояний, синдрома тревоги, инфаркта и т. п. Преступники, обладающие в результате разглашения сведений информацией о нахождении охраняемого лица, могут осуществить незаконное проникновение в жилище, повредить его собственность. В связи с этим в ч. 2 ст. 320 УК РФ осуществлена дифференциация уголовной ответственности в зависимости от тяжести наступивших последствий: в ней предусмотрено наступление тяжких последствий в результате разглашения сведений о мерах безопасности.
Обязательным признаком объекта как элемента рассматриваемого состава преступления выступает потерпевший. В качестве такового в диспозиции ч. 1 ст. 320 УК РФ указаны должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа и их близкие.
Спецификой отличается предмет разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должного лица правоохранительного либо контролирующего органа (ст. 320 УК РФ). Им выступают сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. По своей сути это конфиденциальная служебная информация, которая составляет служебную тайну. К разглашаемым сведениям в данном случае относятся: данные о личной охране, охране жилища, имущества, выдаче оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временном помещении в безопасное место, изменении места работы (службы), переселении на другое место жительства, замене документов, изменении внешности и т. п. [3, с. 428]. Сведения о них могут содержаться, например, в постановлении о принятом решении о применении мер безопасности, выписке из постановления с конкретными предписаниями и сроками их исполнения [4, с. 502].
Конструкция объективной стороны разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ч. 1 ст. 320 УК РФ), имеет формальный характер. Уголовно наказуем сам факт несанкционированного разглашения данной тайны независимо от способа. Преступление окончено, когда любому третьему лицу стали известны указанные сведения. Противоправным должно считаться нарушение неприкосновенности такой информации, совершенное любым третьим лицом в нарушение положений федерального законодательства или волеизъявления самого охраняемого лица (лиц) [5, с. 18].
Следовательно, объективная сторона разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ), проявляется в разглашении служебной тайны. Деяние выражается в предании гласности сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. Разглашение этих сведений может быть сделано в любой форме: устной, письменной, с использованием технических средств. В век высоких
технологий способы разглашения конфиденциальных сведений становятся все более разнообразными. Так, в частности, разгласить информацию возможно с использованием электронных, видеоносителей и других технических средств.
Разгласить сведения о безопасности можно в результате как активных действий, так и бездействия (в частности, при неисполнении правил, обеспечивающих надлежащее хранение этих сведений, что создает условия, способствующие их огласке) [6, с. 866].
Таким образом, под разглашением следует понимать распространение любым способом сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного органа, при котором содержание таких сведений становится известным хотя бы одному лицу, не имеющему право на получение такой информации [7, с. 13].
Деяние в виде разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, ограничено временными рамками. Его можно совершить только в период действия указанных мер. Если срок применения мер безопасности истек, они лишаются конфиденциального характера, что исключает совершение рассматриваемого преступления. Длительность срока применения меры безопасности исчисляется в каждом конкретном случае, но примененной такая мера должна считаться при принятии решения компетентным органом о применении меры безопасности [8, с. 19].
При квалификации рассматриваемого деяния следует учитывать, что разглашение должно быть противоправным. Незаконность разглашения сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, имеет место в случае отсутствия:
а) согласия самого защищаемого лица на предание таких сведений огласке;
б) санкций управомоченного лица на нарушение конфиденциального характера сведений о мерах безопасности.
Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 320 УК, является материальным. Оно считается оконченным с момента наступления тяжких последствий, причинно обусловленных разглашением сведений о мерах безопасности. Психическое отношение виновного к этим последствиям характеризуется неосторожностью (легкомыслием или небрежностью). Если же он действует умышленно (разглашая сведения, например, способствует совершению посягательства на жизнь соответствующего лица), то должен отвечать, в частности, по ст. 317 со ссылкой на ч. 5 ст. 33 УК РФ. Вместе с тем в литературе высказывается и иная точка зрения, согласно которой умышленная форма вины должна быть установлена и в отношении последствий рассматриваемого преступления, поскольку в ч. 2 ст. 320 УК РФ не содержится указания на неосторожную форму вины [9, с. 6].
Думается, что формально, с точки зрения закона дело так и обстоит. Но фактическое содержание рассматриваемого состава преступления свидетельствует о том, что отсутствие в ч. 2 ст. 320 УК РФ указания на неосторожную форму вины в отношении тяжких последствий является упущением законодателя.
Применительно к рассматриваемому квалифицирующему признаку, кроме того, относится вопрос о конкретном наполнении понятия «тяжкие последствия». Правовое толкование этой категории отсутствует, оно носит оценочный характер. Думается, под тяжкими последствиями следует понимать последовавшие за разглашением сведений угрозы должностному лицу или его близким, нанесение им побоев, вреда здоровью любой тяжести, лишение их жизни. Вместе с тем, на наш взгляд, в рамках ч. 2 ст. 320 УК РФ в качестве тяжких последствий можно рассматривать и причинение имущественного ущерба потерпевшим.
Кроме того, следует различать преступную деятельность рядового состава правоохранительных органов и лиц, использующих свое служебное положение. Общественная опасность действий последних несоизмеримо выше. Поэтому в рамках рассматриваемого состава преступления уместно ставить вопрос о дифференциации уголовной ответственности в зависимости от свойств субъекта.
В диспозиции ч. 1 ст. 320 УК РФ указано на юридически обязательную цель воспрепятствования служебной деятельности защищаемого лица. Если субъект, разглашающий сведения о мерах безопасности, ставит своей целью так или иначе воспрепятствовать деятельности по осуществлению законного порядка управления, то содеянное предполагает наличие интересов порядка управления в качестве первичного (основного непосредственного) объекта посягательства. Если же цель разглашения никак не связана с участием защищаемого должностного лица в управленческой деятельности, то разглашение сведений о мерах безопасности не может быть квалифицировано по ст. 320 УК РФ. Например, когда разглашение имело целью не воспрепятствовать служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а отомстить ему из личных неприязненных отношений.
Следовательно, субъективная сторона данного состава преступления предполагает лишь прямой умысел и специальную цель. Законодательное закрепление признаков субъекта рассматриваемого преступления позволяет констатировать, что в качестве такового может выступать физическое вменяемое лицо, достигшее установленного в законе 16-летнего возраста.
По итогам проведенного исследования предлагается скорректированная редакции ст. 320 УК РФ:
Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа в связи с выполнением им своих должностных обязанностей, а равно в отношении их близких, наказывается...
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) повлекшее по неосторожности наступление тяжких последствий, наказывается...
Ссылки:
1. Посков С.Я. Расследование разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного органа : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2012.
2. Шкода А.В. Уголовная ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица контролирующего или правоохранительного органа : дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006.
3. Уголовное право России : учебник. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М., 2000.
4. Уголовное право РФ. Особенная часть : учебник / под ред. А.С. Михлина. М., 2006.
5. Шкода А.В. Указ. соч.
6. Уголовное право. Особенная часть : учебник. 5-е изд. / под ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселова. М., 2013.
7. Посков С.Я. Указ. соч.
8. Шкода А.В. Указ. соч.
9. Полный курс уголовного права : в 5 т. Т. 5 / под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2008.