3. Князев А.М. Игровые формы и методы в работе преподавателя: учебное пособие / А.М. Князев, В.В. Лопатинская. - М.: ИПКРТР, 2003. - 92 с.
4. Князев А.М. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения / А.М. Князев, О.И. Одинцова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 233 с.
5. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1 / Р.С. Немов. - 4-е изд. -М.: Владос, 2003. - 688 с.
6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов // ИЯШ. - М.: Просвещение, 1998. - № 1. - С. 76-85.
7. Платов В.Я. Деловые игры: организация и проведение: учеб. / В.Я. Платов. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Высшая школа, 1978. - 304 с.
РАВНОПРАВИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ КАК ОСНОВА
СОВРЕМЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Пастюк О.В.*
Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан
В статье предложены пути формирования нового стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе, основанном на равноправии. Рассмотрены формы и методы работы педагогов для налаживания таких взаимоотношений с детьми 6-10 лет.
Ключевые слова: равноправные взаимоотношения, партнерство, микрогруппа, СО-дружество, СО-чувствие, СО-трудничество.
Эмоциональное благополучие старшего дошкольника и младшего школьника, его уверенность в себе, чувство защищённости, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения не только с окружающими его сверстниками, но и со взрослыми.
Практические исследования показывают, что наиболее благопри-ятную атмосферу общения детей 6-10 лет со взрослыми создаёт позиция равноправного партнёрства, при которой в процессе обучения и воспитания обеспечивается взаимное доверие и создаются творческие условия для решения любой проблемы.
Одна из главных задач взрослых при построении равноправных положительных взаимоотношений - это развитие дружеских связей детей, под
* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.
которыми мы понимаем их склонность действовать СО-вместно, проявление желаний и умений СО-трудничать, длительное сохранение дружественно-делового стиля общения. Достичь этого можно, организуя работу детского коллектива в микрогруппах (4-6 человек).
Порой кажется, что в детском коллективе (группа/класс) все дети знакомы друг с другом, однако они не все близки между собой. Однако, работая в спонтанно созданных микрогруппах (состав которых систематически меняется), они тренируют своё умение входить в деловой контакт с известными, но недостаточно близкими сверстниками. Дистанция между ровесниками уменьшается, они находят подходы друг к другу, открывают в себе терпимость и видят в ней пользу для совместного дела [1].
Нельзя забывать и о том, что первоклассники, которые впервые приходят в школу, либо вообще незнакомы друг с другом, либо знакомы с двумя-тремя одноклассниками, что также создаёт проблемы не только в общении, но и в обучении.
Наиболее удобная форма работы педагога с коллективом детей группы детского сада или класса начальной школы (где, как правило, 20-25 детей) это деление их на микрогруппы по 4-6 человек. В шестёрке лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребёнок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей. Помимо этого, шестёрки часто делятся на две тройки или три пары, а такая вариативность помогает детям обнаруживать и сравнивать большее число мнений, не концентрируясь только на точке зрения лидера. Важным в данной ситуации является и то, что практически каждый ребёнок 6-10 лет в течение учебного года может побыть лидером в той или иной микро-группе (двойке, тройке и т.п.), что, несомненно, пригодится ему в жизни.
Чтобы детям было интересно и они увидели во взрослых (сотрудниках учреждений образования, родителях) партнёров, сами взрослые должны перестроиться и научиться вместе с детьми смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться по ходу выполнения СО-вместной деятельности.
По мнению Е.Е. Шулешко, первый шаг, который делает педагог, решивший построить партнёрские взаимоотношения, заключается в смене его позиции. Технологическая позиция, при которой зарегламентированный взрослый регламентирует поведение и взаимоотношения детей, меняется на культурологическую.
Под культурологической позицией мы понимаем такую позицию, при которой происходит освоение детьми культурных навыков через освоение культуры человеческих отношений. А одна из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми (и по-нашему, самая доступная для СО-организации силами педагогов) - это партнёрские (равноправные) отношения.
В данном случае можно говорить, что суть такого подхода заключается в САМОразвитии детского СО-общества, в организации такой жизни детей
6-10 лет, при которой формирующееся молодое поколение осваивает и сохраняет старые культурные традиции и, незаметно для себя, создаёт традиции новые [3].
Однако исследования (г. Магадан) показывают, что около 60 % педагогов считают, что ребёнок, которого взрослый не будет опекать и учить, как ему сделать то-то и то-то, стремясь закрепить определённое умение, чтобы превратить его в навык, может отстать в развитии от своих сверстников, воспитывающихся по традиционной методике.
Вместе с тем, при правильной организации жизни детей внутри равноправных взаимоотношений, многие педагоги-практики г. Магадана отмечают, что, несмотря на то, что они перестали учить детей традиционно, в обычной инструктивно-объяснительной манере, но изменили жизнедеятельность детей в процессе обучения, создавая условия для становления в них качества учащихся, то есть учащих друг друга, а тем самым и себя, дети осознали себя равными с другими детьми в возможностях.
Следует отметить, что детская группа 6-10-летних детей - это не случайный набор индивидов. Включённость в жизнь такой группы - это значимое событие в жизни каждого ребёнка: в ней он СО-организуется по жизни, по способу этой СО-организации, случившемуся с конкретной группой, по представлению о жизни СО-обща.
Именно в такой обстановке и рождается личная культура, внутренняя САМОдисциплина, а главное - создаётся почва для САМОразвития.
По нашему мнению, в своей работе по формированию раноправных взаимоотношений педагог должен придерживаться следующих принципов [2]:
- организация работы в микрогруппах (4-6 человек) для поиска в своём окружении, определённого каждым для себя, числа собеседников (только в этом случае появляется основа для удачных, СОдружественных выборов);
- систематическое наблюдение за происходящим с детьми со стороны педагога;
- организация игровой групповой деятельности детей, что является лучшей формой (способом) их обучения в возрасте 6-10 лет;
- налаживание равноправных взаимоотношений детей и взрослых через:
• обращённость детей друг к другу в ходе учебной и игровой деятельности и возможность демонстрировать свои умения перед ровесниками;
• выбор партнёров по симпатиям и сближение всех детей через перемены состава пар, троек, четвёрок играющих;
• реализация общего замысла и понимание не случайности действий каждого в этом замысле;
• желание действовать вместе, а не разрозненно;
• оказание помощи и поддержки друг другу;
• признание мастерства и удачливости тех, кто рискнул публично продемонстрировать свои способности;
- организация общегрупповых действий в едином темпе и ритме;
- создание условий, в которых дети общаются, то есть говорят, слышат, смотрят, действуют одновременно;
- формирование у детей способности наблюдать за образами действующих лиц: выговаривающего, всматривающегося, вслушивающегося;
- развитие деловых взаимоотношений между детьми, которые со временем становятся главным условием воспитания самостоятельности в чтении, письме и рассказывании;
- оценивание педагогом того, чему научился каждый из его воспитанников, через три формы взаимоотношений: общие, деловые и индивидуальные разговоры;
- учёт педагогом подсознательного желания 6-10-летнего ребёнка быть неповторимым;
- сопровождение любого дела рассказом о том, как его выполняют другие дети;
- наблюдение педагога за детьми с целью выявления приобретённых ими жизненных навыков и учебного опыта;
- признание педагогом того, что взрослый и ребёнок имеют одинаковое право на ошибку;
- признание педагогом способностей, которые есть у каждого (без исключения) ребёнка при воспитании и обучении в детском саду и начальной школе;
- умение педагога в каждой деловой ситуации видеть тех, кто сам или вместе с партнёрами по микрогруппе додумался до решения той или иной проблемы, сделал что-то очень хорошо и качественно и т.п., и отмечать, за счёт чего это произошло.
Нами также обобщены и представлены характерные черты профессионально-грамотного поведения педагогов, стоящих на позиции равноправия:
- задача взрослого не в обнаружении способностей детей, а в их признании (нет неспособных детей, необходимо только найти, в чём проявляются способности каждого ребёнка;
- взрослый должен избегать прямого инструктирования;
- младшие школьники (особенно первоклассники) должны играть;
- создание педагогами условий, в которых дети общаются, то есть говорят, слышат, смотрят и действуют одновременно;
- обучение детей наблюдению за действиями партнёров, описанию их действия словами, что повлечёт за собой овладение особенностями этих действий;
- организация работы в микрогруппах, предполагающая, что дети самостоятельно (без помощи педагога) придумывают имена своим группам (названия команд), которые будут восприниматься и признаваться другими группами, выбирают капитана, учатся спорить и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- создание педагогом условий в самостоятельной деятельности для проговаривания детьми 6-10 лет вслух того, что они про себя знают, рассказывают друг о друге, а в театрализованной игре выдумывают имена персонажей, действующих лиц, чтобы придать данному занятию эмоциональную окраску и избежать обезличенности;
- равноправно-активное участие педагога в деятельности детей, где он выступает как носитель эмпатийных отношений, обеспечивает передачу детям умений распознавать эмоциональные состояния по их внешним проявлениям и ситуации в целом и т.д.
В своей деятельности, направленной на формирование равноправных партнёрских взаимоотношений, позитивный результат дают следующие формы организации работы с детьми 6-10 лет [2]:
- работа на занятиях и уроках в малых группах (4-6 человек) -при этом состав групп не должен быть постоянным - в течение учебного года каждому ребёнку необходимо дать возможность поработать со всеми детьми группы или класса, а у всех детей возможность поработать с ним;
- организация взаимодействия малых групп между собой;
- обмен мнениями между детьми и взрослыми - в данном случае упор делается на то, что ребёнок не должен бояться высказать свою точку зрения, а взрослый обязан прислушиваться к мнению детей, даже если не согласен с ним или заранее знает, что оно неверно;
- общение детей 6-10 лет друг с другом в одном образовательном учреждении, а также детьми и взрослыми других образовательных учреждений;
- общение старших дошкольников, посещающих детский сад, с учащимися начальных классов школы;
- проведение часа свободного общения для старших дошкольников и младших школьников;
- организация коммуникативных игр, направленных на единение детей друг с другом, обучение принятию решения (самостоятельно и в группе), СО-чувствию, СО-страданию, СО-переживанию, развитие в детях открытости и мужества (при выражении
своего отношения к другим) - лучше всего использовать игры со-циоигровой направленности (В.М. Букатов, А.П. Ершова, Е.Е. Шу-лешко);
- проведение Семейных праздников для макросоциума (участвуют дети и родители непосредственно начальной школы (или детского сада), где проводится праздник, дошкольники подготовительных групп, которые будут поступать в первый класс данного учреждения образования, а также жители микрорайона, в котором расположены детский сад и школа);
- проведение Методических дней для родителей детей;
Результатом работы педагогического коллектива по формированию равноправных взаимоотношений в условиях образовательного учрежде-ния становится то, что в группе / классе образуется такая детская общность, в которой каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей и привыкающим к тому, что разногласия между людьми не должны перерастать в конфликт.
Только в этом случае дети могут самостоятельно СО-организоваться и решить любую (адекватную их возрасту) проблему так, чтобы не было тех, у кого «не получилось», и тех, кто уже давно всё сделал.
Экспериментальная деятельность в детских садах и школах г.Магадана (2004-2013 гг.) показывает, что на десятом году жизни (3-й год обучения в школе) дети, живущие в условиях равноправия, способны и готовы воспринимать взрослого как профессионала в той или иной предметной области знаний.
Способность быть любознательными выражается в желании детей задавать вопросы, выходящие за пределы программы начального обучения, и в готовности обсуждать возникшую содержательную проблему (естественнонаучного или гуманитарного характера).
Потребность учащихся общаться с учителем-специалистом, учителем-предметником является ярким свидетельством психологической готовности перехода детей в среднее звено школы.
Список литературы:
1. Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников / В.М. Букатов. - СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 160 с.
2. Пастюк О.В.Партнерство детей и взрослых? А почему бы и нет! - Запорожье: Липс ЛТД, 2011. - 144 с.
3. Шулешко Е.Е. Понимание Грамотности / Е.Е. Шулешко. - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 384 с.