Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 j TMA Conference j 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
РАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В ВУЗАХ
Гульнора Мухиддиновна Бахриддинова
К.п.н. и.о , доцента кафедры «русский язык и литература Шахрисабского государственного педагогического института
Дилноза Элмуродовна Нуралиева
Студентки 2-го курса (РТ) факультета Языков Шахрисабского государственного
педагогического института
ANNOTATSIYA
Universitetlarda rus tilini o'qitishning zamonaviy metodologiyasida hali ham metodlami o'qitish usullari sifatida didaktik tushunishga ko'proq e'tibor qaratilmoqda. Ushbu kontseptsiyaning turli xil talqinlari va shu bilan bog'liq holda ta'lim usullarining turli guruhlari mavjud. Usullar o'qituvchi va talabaning ish usullari sifatida turli asoslarga ko'ra tasniflangan.
Kalit so'zlar: Didaktika, metodologiya, madaniy yondashuv, metodologiya, tilshunoslik, faollashtirish, o'z-o'zini anglash, ratsional usullar
АННОТАЦИЯ
В современной методике преподавания русского языка в вузах все же большее внимание уделяется дидактическому пониманию методов как способов обучения. Известны различные толкования этого понятия и в связи с этим разные группировки учебных методов. Методы как способы работы преподавателя и студента классифицировались по различным основаниям.
Ключевые слова: Дидактика, методика, культурологический подход, методика, лингвистика, активизация, самореализация, рациональные методы.
ABSTRACT
In the modern methodology of teaching the Russian language in universities, more attention is still paid to the didactic understanding of methods as ways of teaching. There are various interpretations of this concept and, in connection with this, different groupings of educational methods. Methods as ways of work of the teacher and the student were classified according to various bases.
Keywords: Didactics, methodology, cultural approach, methodology, linguistics, activation, self-realization, rational methods.
May 6
425
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
Методика преподавания русского языка - это педагогическая наука, определяющая цели, содержание, объем и структуру учебного предмета «Русский язык», а также изучающая и описывающая наиболее рациональные методы и приемы обучения русскому языку и исследующая условия и пути усвоения студентами точно очерченного круга знаний, овладения определенными навыками и умениями. В современной методике преподавания русского языка в вузах все же большее внимание уделяется дидактическому пониманию методов как способов обучения. Известны различные толкования этого понятия и в связи с этим разные группировки учебных методов. Методы как способы работы преподавателя и студента классифицировались по различным основаниям.
Наиболее распространенным был источник получения знаний: слово преподавателя, беседы, анализ языка (например, грамматический разбор), упражнения, работа с учебником и т.д. Выбор преподавателя методов и приемов обучения русскому языку в вузах определяется различными условиями: целями обучения, содержанием и характером учебного материала, отношениями родного и русского языков, уровнем общего и речевого развития студентов, их возрастом и этапом обучения, способностью студентов к активному усвоению материала. В области культурологического подхода при осуществлении психолого-педагогических разработок представлены выявлением взаимосвязи между двумя главными категориями - языком и культурой, что основывается на теоретическом положении культурологической науки о понимании языка как одного из ведущих партнеров феномене «культура. Активизация учебного процесса в контексте предложенной модели «соизучение языка и культуры» предусматривала внедрение таких активных методов, как диалог и дискуссия. Весь процесс по организации педагогического моделирования обучающего процесса на занятиях русского языка был обусловлен целенаправленной планомерной работой преподавателя, направленной на разработку и внедрение дидактических условий, активизирующих познавательную деятельность студентов. Реализация разработанной модели по активизации познавательной деятельности студентов неязыковых вузов при обучении русскому языку на основе культурологического подхода предусматривала включение метода диалога как важной дидактической предпосылки в целях активизац познавательной деятельности студентов.
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
Также учитывалось, что значительный интерес к идее диалога в условиях современности имело его исследование в различных сферах гуманитарного знания: в философии, психолого-педагогической науке, лингвистике, истории, культурологии, что свидетельствует о многозначности и глубине данной концепции. В целом, педагогическая технология по обучению диалогу предусматривала осуществление дифференцированного подхода к обучающему процессу, основываясь на реальном уровне знаний по каждому студенту с опорой на индивидуальные методы и средства активизации познавательной деятельности. Все это свидетельствует об эффективности выдвинутой нами гипотезы, подтвержденной результатами настоящего исследования. По итогам мы сочли целесообразным внесения ряда рекомендаций, направленных на совершенствование процесса активизации познавательной деятельности студентов неязыковых факультетов при изучении иностранного ( русского) языка: - учебный процесс должен выстраиваться с учетом тесной взаимосвязи двух важных компонентов - языка и культуры; - в процессе обучения русскому языку следует предусмотреть введение как страноведческого, так и лингвострановедческого аспектов преподавания, учитывать недостаточно полное раскрытие культурной специфики в рамках страны изучаемого языка, поэтому его внедрение в учебный процесс предусматривает использование культурологического и лингвокультурологического компонентов; - следует учитывать, что активизация познавательной деятельности студентов в занятиях по русскому языку является одной из ведущих проблем в психолого-педагогическом аспекте. Особенно это касается педагогики высшей школы в целях качественной организации учебного процесса в студенческой аудитории, для которой формирование потребности в знаниях путем развития мыслительной активности, самостоятельности является залогом приобретения глубоких и прочных умений и навыков; - при выстраивании педагогической модели следует учитывать, что она должна предусматривать активизацию познавательной деятельности студентов при освоении ими иностранного языка, обеспечивая непрерывное поэтапное формирование знаний, умений и навыков, связанных с общением на иностранном языке; - весь процесс по организации педагогического моделирования обучающего процесса в занятиях русского языка следует выстраивать через целенаправленную планомерную работу педагога в формате эффективного педагогическ сотрудничества. Она должна быть связана с разработко
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
внедрением дидактических условий, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов; - необходимо иметь в виду, что вся система дидактических условий по активизации познавательной деятельности студентов должна предусматривать акцент на выработку внутренней мотивации, где процесс по овладению специальными знаниями и умениями трансформируется в нужное русло в целях самореализации личности студента для практического овладения иностранным (русским) языком.
В перспективе дальнейшее исследование и внедрение культурологического подхода при изучении русского языка в целях активизации познавательной деятельности студентов будет способствовать совершенствованию ряда дидактических условий в обучающем процессе, именно: - успешному формированию мотивации учения на основе стремления к знаниям; - внедрению в обучающий процесс диалога как активного метода обучения; - использованию межпредметных связей ( русский язык, культура (культурология), страноведение и т.п.); - совершенствованию коммуникативной компетенции в целях усиления профессиональной мотивации, способствующей повышению эффективности учебно-познавательного процесса в целом.
REFERENCES
1. Орлова, Е. В. (2017). Инновационные подходы при обучении русскому языку в современном вузе. Полилингвиальность и транскультурные практики, 14(2),
2. Нурматов, А., & Бекмиров, Т. (2021). Развитие креативности будущего учител в процессе (Doctoral dissertation, Тошкент).
3. Bekmirov, T., Axmedova, M., Melibayeva, R., Askarova, N., & Nurmatov, A. (2022). Kasbiy pedagogika.
4. Бекмиров, Т. Р. (2021). Формирование эмоциональная устойчивость личности. Интернаука, (1-2), 26-27.
5. Bekmirov, T. R. (2020). Psychological features of adaptation and integration of children with developmental disabilities. Pedagogy and psychology in the modern world: theoretical and practical research, 125-129.
6. Bekmirov, T. R. (2020). Psychological features of adaptation and integration of children with developmental disabilities. Pedagogy and psychology in the modern world: theoretical and practical research, 125-129.
7. Бекмиров, Т. Р. (2019). Professional pedagogy of higher education as an important factor. Интернаука, (44-2), 61-62.
299-309.