Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В ШКОЛАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Гульнора Мухиддиновна Бахриддинова
к.п.н. и.о., доцента кафедры «Русский язык и литература» Шахрисабского государственного педагогического института
Адолат Суяровна Соатова
Студентки 2-го курса (РФ) факультета Языков Шахрисабского государственного педагогического института
ANNOTATSIYA
Maktab o'quvchilarining o'z ona tilining og'zaki va yozma shakllarda ishlash xususiyatlari bo'yicha kommunikativ kompetensiyasi insonning hayotning har qanday sohasidagi amaliy faoliyatining asosidir. O'z nutqiga egalik qilish rolini ortiqcha baholab bo'lmaydi. Professional, ishbilarmonlik aloqalari, shaxslararo munosabatlar zamonaviy odamdan og'zaki va yozma ravishda turli xil bayonotlarni yaratish uchun universal qobiliyatni talab qiladi.
Kalit so'zlar: Muloqot, kommunikativ kompetentsiya, biznes aloqalari, vaziyat, faol, sub'ekt, ob'ekt, professionallik, ishbilarmonlik aloqalari, egalik, qobiliyat.
АННОТАЦИЯ
Коммуникативная компетентность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.
Ключевые слова: Коммуникация, коммуникативная компетентность, деловые контакты, ситуация, активный, субъект, объект, профессионализм, деловые контакты, владение, способность.
ABSTRACT
The communicative competence of schoolchildren in the peculiarities of the functioning of their native language in oral and
May 6
429
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
written forms is the basis of a person's practical activity in any sphere of life. The role of owning one's speech can hardly be overestimated. Professional, business contacts, interpersonal interactions require from a modern person a universal ability to generate a variety of different statements, both verbally and in writing.
Keywords: Communication, communicative competence, business contacts, situation, active, subject, object, professionalism, business contacts, possession, ability.
Русский язык , как предмет, изучается во всех общеобразовательных и высших учебных заведениях в Республике Узбекистан. Владение русским языком позволяет выпускнику общеобразовательной школы быть успешным и активным гражданином своей страны. Кроме того, владение русским языком расширяет возможности выпускника в выборе вуза не только в Узбекистане, но и за его пределами. Коммуникативный подход в качестве результата школьного образования рассматривает не объем знаний, полученных учащимися, а способность учащегося принимать решения и действовать в ситуациях неопределенности.
В научно-методической литературе представлены различные точки зрения относительно дефиниции коммуникативной компетенции. Коммуникативную компетенцию можно рассматривать как «способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения» Например К.С. Седову коммуникативная компетенция представляет собой умение осуществлять эффективную речевую деятельность и речевое поведение, соответствующие нормам социального взаимодействия. Существуют различные мнения относительно компонентного состава коммуникативной компетенции. Формирование коммуникативной компетенции представляет собой достаточно сложный процесс, требующий от учителя способность учесть индивидуальные способности каждого отдельного ученика. Кроме того, очень важно прививать у школьников любовь к культуре станы изучаемого языка. Русский язык и литература в узбекской школе нацелен на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, представленной совокупностью языковой, речевой и социокультурной компетенций. Знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык - главное средство общения, но и основной инструмент формирования
May 6
430
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения. Коммуникативная компетенция - это овладение всеми вилами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи , умениями навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения соответствующих опыту , интересам , психологическим особенностям обучающихся .
Коммуникативная компетенция объединяет
1. Оформление речи, при узучении лексики и грамматики у учеников формируется лексико-грамматические навыки.
2.Ученики учатся применять языковой материал в соответствие с контекстом.
3.При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникактивной деятельностью.
У учеников должно происходить передача и восприятие смысла. Таким образом основу коммуникативной компетенции положен деятельных подход потому что он развивает творческую активность каждого ученика, способствует овладению культурой речевого общения и поведения. Что же такое коммуникативная компетенция школьников? Коммуникативная компетентность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Поэтому формирование коммуникативной компетенции служит не только практической цели -формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык. В школьной практике обучения русскому языку традиционно большое место до сих пор отведено сочинениям и изложениям, являясь формами контроля, определяющего уровень активного владения языком. Такое положение дел обосновано тем, что в школьной практике используются в основном сочинения на литературную те требующие от ученика чтения классической литерату
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
Безусловно, чтение классической литературы развивает мышление, воображение, обогащает речь учеников. В настоящее время вместо сочинений в школе внедряют написание эссе, в котором преобладают аргументация и отстаивание своей мысли и позиции. На наш взгляд, применение такой формы работы является недостаточным для формирования коммуникативной компетенции учеников. Сформировать коммуникативную компетенцию учеников значит научить их самостоятельно структурировать свою мысль, не только письменно, но и устно, быть коммуникабельным, владеть социокультурными знаниями, заниматься саморазвитием. В связи с этим требования к преподаванию дисциплины «Русский язык» и « Литература» в школе включают формирование не только языковой, но и речевой, а также социокультурной компетенций школьников. Научить школьников пользоваться русским языком как средством общения, средством познания мира и себя в нем, приобщения к культуре, развить в них умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на родном языке дают возможность уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Работа с текстом создает реальные условия для реализации внутрипредметных связей. При каких же условиях текст может стать основой создания естественной развивающей среды? Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и ученика пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно это приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.
REFERENCES
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская вер / И.А. Зимняя - М.: Исследоват. центр проблем качес
подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
2. Программа по русскому языку для 1-4 классов школ с кыргызским, узбекским, таджикским языками обучения. - Бишкек, 2018.
3. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.
4. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. - М., 2004.
5. Смородинова М.В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования// Молодой ученый. —2010. —№12. T.2. —C.110-112. — URL https://molouch.ru/archive/23/2353/ (дата обращения: 26.02.2020)
6. Нурматов, А., & Бекмиров, Т. (2021). Развитие креативности будущего учител в процессе (Doctoral dissertation, Тошкент).
7. Bekmirov, T., Axmedova, M., Melibayeva, R., Askarova, N., & Nurmatov, A. (2022). Kasbiy pedagogika.
8. Бекмиров, Т. Р. (2019). Professional pedagogy of higher education as an important factor. Интернаука, (44-2), 61-62.