Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

239
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / потребности говорить / сформированность / адресованность / потенциал / концентрированный подход / речеведческие понятия / коммуникация / стимуляции в общении / речевая компетенция / коммуникативно-деятельностный подход. / competence / needs to speak / formation / addressing / potential / concentrated approach / speech concepts / communication / stimulation in communication / speech competence / communicative-activity approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нафиса Абдумаликовна Бердиева

Статья посвящена рассмотрению формирования речевой компетенции на уроках русского языка и литературы. Обращается особое внимание на пути реализации языковой и речевой компетенции учащихся и на использование педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the consideration of the formation of speech competence in the lessons of the Russian language and literature. Particular attention is paid to the ways of implementing the language and speech competence of students and the use of pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Нафиса Абдумаликовна Бердиева

Исследователь Alfraganus University zippt@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению формирования речевой компетенции на уроках русского языка и литературы. Обращается особое внимание на пути реализации языковой и речевой компетенции учащихся и на использование педагогических технологий.

сформированность, адресованность, потенциал, концентрированный подход, речеведческие понятия, коммуникация, стимуляции в общении, речевая компетенция, коммуникативно-деятельностный подход.

The article is devoted to the consideration of the formation of speech competence in the lessons of the Russian language and literature. Particular attention is paid to the ways of implementing the language and speech competence of students and the use of pedagogical technologies.

Keywords: competence, needs to speak, formation, addressing, potential, concentrated approach, speech concepts, communication, stimulation in communication, speech competence, communicative-activity approach.

С ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь - это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог.

Ключевые слова: компетенция, потребности говорить,

ABSTRACT

Введение

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.

МЕТОДОЛОГИЯ

Главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком.

Что же такое речевая компетенция?

Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. И означает свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.

Задачи педагога в формировании речевой компетенции учащихся:

Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.

К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности;

снижение уровня читательской культуры;

снижение уровня индивидуального словарного запаса.

Коммуникация - акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, ве дискуссию. Языковая компетенция предполагает зна

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Формирование коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

Результаты

Работать над "развитием речи вообще" нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Формирование речевой компетенции учащихся особую роль играет применение современной технологии обучения русскому языку, основанной на исполнении концентрированного подхода. Сущность этой технологии заключается в последовательном проведении педагогически процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему. Реализации указанной системы в практике работы преподавателя способствует как формированию языковой компетенции, так и всестороннему развитию личности учащихся. Любая технология облад средствами, активизирующими деятельность учащихся

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям развивающих речевую компетенцию можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Общие положения понятия игры.

Игра- основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая.

Игра- особо организованное занятие, требующее напряжения и эмоциональных и умственных сил.

Игра «Эрудит»

Угадай слово по толкованию его лексического значения.

Сосуд особого устройства , предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (термос).

Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт).

Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

Городская подземная электрическая железнодорожная машина (метро).

Тот, кто любит свою Родину, предан ей и своему народу (патриот).

Устройство, которое обеспечивает человеку дыхание под водой (акваланг).

Дословная выдержка какого-либо текста (цитата).

Выводы

Итак, из сказанного о роли игры на уроках русского языка можно сделать следующие выводы:

игра — один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию; следовательно, игра — средство активизации деятельности учащихся на уроке;

правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность, ответственность и коллективизм;

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

игра — один из приемов преодоления пассивности учеников. REFERENCES

1. П.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 2001.

2. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции: проблемы и подходы. // Вопросы психологии, 1997, №1. С.33 - 34.

3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.: Изд-во

4. Быстрова Е.А. Какую компетенцию мы формируем на уроках русского языка? // Непрерывное образование: опыт, проблемы, перспективы. -Выпуск 4. Русский язык: от теории к практике. Самара, 2000

5. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках. // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. 185с

7. Пересторонина И.Л. Формирование языковой компетенции при обучении лексики второго иностранного языка. Дис. канд. пед. наук. М., 2003,- 198с.

8. Пронина Е.П. Коммуникативная компетенция учащихся в ее отношении к их лингвистической и языковой осведомленности. // Преподавание филологических дисциплин: поиски, идеи, перспективы.Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 272с.

9. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции: возможности применения. // Стандарты и мониторинг в образовании, 1999, №4,- С.6--9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.