Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, ОСНОВАННЫЙ НА ДИАЛОГЕ
Наргиз Абдухалиловна Курбонова
студентки 2-го курса отд. (РФ) факультета Языков Шахрисабского государственного педагогического института
Interfaol ta'lim - bu o'qituvchi va o'quvchilaming dialogga asoslangan o'zaro munosabatlarining murakkab jarayoni. Muloqotda ishtirok etish nafaqat tinglash, balki eshitish, nafaqat gapirish, balki tushunish qobiliyatini ham talab qiladi. Bu o'quvchilarga o'zlarining kuchli tomonlarini, qobiliyatlarini his qilishlariga imkon beradigan interfaol usullardir. Bolalarda o'z-o'zini hurmat qilish va o'ziga ishonch hissi ortdi. O'zaro hurmat, boshqa odamlarning fikri va harakatlariga bag'rikenglikni rivojlantirish juda muhimdir.
Kalit so'zlar: Dialog, faol usullar, o'z-o'zini baholash, faol usullar, interfaollik, suhbatdoshlik, pedagogik texnologiya, kompyuter, axborot .
Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей.
Ключевые слова: Диалог, активные методы, самооценка, активные методы, интерактивность, коммуникабельность, педагогическая технология, компьютер, информация.
Interactive learning is a complex process of interaction between a teacher and students based on dialogue. Participation in a dialogue requires the ability not only to listen, but also to hear, not only to speak, but also to understood. It is interactive methods that allow students to
ANNOTATSIYA
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
their strengths, their abilities. The children have increased self-esteem and self-confidence. It is very important to cultivate mutual respect, tolerance for the opinions and actions of other people.
Keywords: Dialogue, active methods, self-assessment, active methods, interactivity, sociability, pedagogical technology, computer, information
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. Это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений, для успешного овладения которого большинству детей требуется систематическая помощь взрослых.
Знакомясь с различными современными педагогическими технологиями и его внимательными изученьями, учителя могут натолкнуться на свежую мысль, получить подсказку об эффективных методических ходах или приемах в работе на уроке.
Методика преподавания русского языка в настоящее время отличается своим инновационным характером. Среди популярных инновационных технологий обучения языку можно назвать такие направления обучения, как проблемное, программированное, компьютерное, концентрированное, модульное, развивающее, дифференцированное, активное, интерактивное, игровое. Неоспорима роль интерактивных технологий в процессе обучения русскому языку в рамках .Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику ст полноправным участником учебного процесса. Н
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
пользовать интерактивных технологий и их применения на уроках русского языка. Я думаю надо проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения. Определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку. Можно описать условия организации интерактивного обучения по предмету. Надо проводить фрагменты уроков русского языка на основе интерактивных методов обучения. В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Ведь именно сейчас, в наш век информативности, рождается огромное количество новых методов обучения.
Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения.
Ученые доказали, что человек запоминает только 10% того, что он читает 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на много процентов
Методы обучения можно разделить на три группы:
1. Пассивные методы.
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы.
Пассивный метод_- это форма взаимодействия учеников и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а ученик выступают в роли пассивн слушателей. Связь учителя с учеником в пассивных уро
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Современные педагогически считают пассивный метод технологий и эффективности усвоения учениками учебного материала самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод - это форма взаимодействия ученика и учителя, при которой учитель и ученик взаимодействуют друг с другом в ходе урока и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.
К каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учеников.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Личностно-ориентированным является интерактивное обучение, то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат принципы гуманистической педагогики, природосообразности (по Я. А.Коменскому), положения когнитивной науки, согласно которой в долговремен памяти остается то, что проделано человеком на практике.
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
Интерактивное обучение-это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Именно интерактивные методы позволяют ученикам почувствовать свои силы, свои способности. У детей повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, работать в команде. Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, кейс-метод, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы», дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного образования -воспитывать талантливого ученика, а в конечном результате -вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументированно отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.
Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.
системогенеза профессиональной
REFERENCES
1. Шадриков В.Д. Проблемы деятельности. М.1982.
2. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. М. 1997.
3. Шарифзода Ф. Интегрированное обучение: проблемы, поиск и размышления. Часть 1. Душанбе. Маориф. 1999.
4. Сериков В.В. Элементы теории системного управления образованием. Челябинск. 1995. 134с.
5. Нурматов, А., & Бекмиров, Т. (2021). Развитие креативности будущего учител в процессе (Doctoral dissertation, Тошкент).
6. Бекмиров, Т. Р. (2019). Professional pedagogy of higher education as an important factor. Интернаука, (44-2), 61-62.
7. Bekmirov, T., Axmedova, M., Melibayeva, R., Askarova, N., & Nurmatov, A. (2022). Kasbiy pedagogika.
May 6
500