Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

21
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
aloqa / nutq va madaniy vositalar / farqlash / lingvistik va madaniy materiallar / mintaqashunoslik / innovatsion va interaktiv usullar. / коммуникация / речекультурные средства / дифференциация / лингвострановедческие материалы / страноведение / инновационные и интерактивные методы.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гульнора Мухиддиновна Бахриддинова, Дилфуза Каримовна Мухиддинова

Oliy taʼlim tizimining vazifasi tez oʻzgaruvchan iqtisodiy, texnologik, ijtimoiy va axborot voqeliklariga moslashgan yangi tipdagi tafakkurga ega mutaxassislar tayyorlashni taʼminlashdan iborat. Rus tilini o'qitishni tashkil etishning eng muhim shartlaridan biri universitet ta'limining imkoniyatlari va vazifalari nuqtai nazaridan optimal bo'lgan o'qitish usulini tanlashdir.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Задача системы высшего образования сводится к обеспечению подготовки специалистов с новым типом мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям. Одним из важнейших условий организации обучения русскому языку является выбор метода преподавания, оптимального с точки зрения возможностей и задач вузовского обучения.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гульнора Мухиддиновна Бахриддинова

к.п.н. и.о. доцента кафедры «Русский язык и литература» Шахрисабского государственного педагогического института студентки 2 курса (РФ)

факультета

Дилфуза Каримовна Мухиддинова

Языков Шахрисабского государственного педагогического института

ANNOTATSIYA

Oliy ta'lim tizimining vazifasi tez o'zgaruvchan iqtisodiy, texnologik, ijtimoiy va axborot voqeliklariga moslashgan yangi tipdagi tafakkurga ega mutaxassislar tayyorlashni ta'minlashdan iborat. Rus tilini o'qitishni tashkil etishning eng muhim shartlaridan biri universitet ta'limining imkoniyatlari va vazifalari nuqtai nazaridan optimal bo'lgan o'qitish usulini tanlashdir.

Kalit so'zlar:

aloqa, nutq va madaniy vositalar, farqlash, lingvistik va madaniy materiallar, mintaqashunoslik, innovatsion va interaktiv usullar.

АННОТАЦИЯ

Задача системы высшего образования сводится к обеспечению подготовки специалистов с новым типом мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям. Одним из важнейших условий организации обучения русскому языку является выбор метода преподавания, оптимального с точки зрения возможностей и задач вузовского обучения.

Ключевые слова: коммуникация, речекультурные средства, дифференциация, лингвострановедческие материалы, страноведение, инновационные и интерактивные методы.

ABSTRACT

The task of the higher education system is to ensure the training of specialists with a new type of thinking, adapted to

May 6

420

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

rapidly changing economic, technological, social and information realities. One of the most important conditions for the organization of teaching the Russian language is the choice of a teaching method that is optimal in terms of the possibilities and tasks of university education.

Keywords: communication, speech and cultural means, differentiation, linguistic and cultural materials, regional studies, innovative and interactive methods.

Прямой путь к реализации принципа коммуникативного усвоения языка и речекультурным средствам является общения на изучаемом языке. Овладение студентами неязыкового вуза речекультурными средствами русского языка дает возможность дать оценку уровню речевой компетенции студентов при общении. Здесь проявляются знания студентами норм русского литературного языка, умений пользоваться языковыми правилами для построения речевого высказывания, условий активного участия в речевой деятельности.

Соблюдение норм русского литературного языка требует знания студентами орфоэпической, морфологической, словообразовательной, лексической норм при изучении данного языка. Преподаватель обязан напоминать студентам о том, что нормы литературного языка находятся в постоянном развитии, а незнание существующих правил могут привести к нарушениям языкового и речевого характера. Также следует остановиться на проблему коммуникативной цели обучения русскому языку в неязыковом вузе. Коммуникативная цель, прежде всего, связана с реализацией целей общения. Она предполагает достижение определенных умений и навыков в процессе речетворчества, иначе говоря, речевого высказывания. Необходимо в данном случае учитывать функциональную дифференциацию языка и практические условия речевого поведения коммуникантов. Все это требует знания особенностей языкового оформления речевого высказывания в соответствии с функциональной разновидности языка и стиля речи. По сути, речь идет о том, что собой представляет речь коммуниканта - разговорный, деловой, научный и т.п. Безусловно, важное место отводится правильности речи студентов на русском языке. Между прочим, правильность речи принадлежит к числу особых показателей культуры р коммуниканта. Это, прежде всего, доказательство того,

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

речь должна соответствовать ее языковой структуре и языковым правилам, т.е. нормам. По выражению Б.Н.Головина, правильность речи всегда ведет нас к соблюдению норм литературного языка, а неправильность речи - к отступлению от них. Необходимо знать и о правильности речи с грамматической точки зрения. Ни в коем случае нельзя допускать нарушения грамматической формы русского слова, учитывая, что в отличие от родного языка студентов русский язык относится к типу флективо-синтетических языков с богатой словоизменительной парадигмой. Безусловно, следует учесть и случаи нарушения синтаксической нормы русского литературного языка. Для преодоления грамматических трудностей нами были использованы различные типы и виды упражнений и заданий: диктанты, изложения, сочинения, эссе и пр. В вузах учатся молодёжь, приехавшая из разных регионов. Они, как правило, мало знают об истории, культуре русского народа, поэтому в содержательном плане работа преподавателя-русиста, направлена на презентацию, закрепление, активизацию новой информации о достижениях Российской Федерации и других стран СНГ в области науки и культуры, экономике, социально-бытовой сфере.

Страноведческие и лингвострановедческие материалы, представленные в учебниках по русскому языку, содержат большую информацию, дают возможность проводить на их базе такие виды работ, которые способствовали бы в достаточной степени обеспечить потребности образовательных и воспитательных целей обучения. Те изменения, которые происходят в мире, интересны студентам, поэтому они хотят не только принять к сведению всё происходящее, но и понять, осмыслить. Следовательно, возникает необходимость создания дополнительных учебных материалов страноведческого характера, правдиво отражающих наиболее актуальные события и процессы. Для этого могут быть рекомендованы материалы СМИ, важнейших правительственных постановлений, которые в целях для полного усвоения студентами страноведческой информации и адекватности её восприятия подвергаются лингвострановедческой адаптации.

Основные цели преподавания русского языка как иностранного: коммуникативные, общеобразовательные, воспитательные достигаются полнее, если аудиторные формы работы сочетаются планомерной и целенаправленной внеаудиторной работ

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

Многообразные формы внеаудиторной работы - экскурсии в музеи, встречи с ветеранами войны, предметные олимпиады, факультативные лекции -беседы по эстетическому воспитанию, кружки, интернациональные вечера -способствуют более успешному усвоению русского языка, формируют у студентов фоновые страноведческие знания. Занятия в кружках не только знакомят студентов с лучшими образцами русской поэзии, песенного фольклора, но и помогают почувствовать красоту русского языка. Хорошо организованная внеаудиторная работа органично сочетается с учебным процессом, создавая эмоциональную разрядку. Являясь дополнением к аудиторной работе, она помогает студентам успешно овладевать русским языком.

Таким образом, реализация образовательных и воспитательных целей обучения студентов - узбеков через русский язык - процесс долговременного действия, включающий в работу преподавателей большое количество самых разных направлений. Задача системы высшего образования сводится к обеспечению подготовки специалистов с новым типом мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям. Одним из важнейших условий организации обучения русскому языку является выбор метода преподавания, оптимального с точки зрения возможностей и задач вузовского обучения. Целью организации обучения русскому языку является определение сущности инновационных и интерактивных технологий обучения, изучение состояния опыта и подготовка необходимых рекомендаций для внедрения в учебный процесс на занятиях по русскому языку.

REFERENCES

1. Абзалова С.С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // http://festival.1september.ru/articles/612088/ 14.12.2015

2. Белянкина О.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 525 -

3. Бровкина М.А. Формирование информационно-коммуникативной

527.

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

компетенции у учащихся в ходе изучения истории / Бровкина М. А., Нахаева И. В. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - N 9. - С. 27 -

4. Костылева О.А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся через применение активных методов обучения на уроках истории и обществознания // http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/ 14.12.2015

5. Нурматов, А., & Бекмиров, Т. (2021). Развитие креативности будущего учител в процессе (Doctoral dissertation, Тошкент).

6. Bekmirov, T., Axmedova, M., Melibayeva, R., Askarova, N., & Nurmatov, A. (2022). Kasbiy pedagogika.

7. Бекмиров, Т. Р. (2019). Professional pedagogy of higher education as an important factor. Интернаука, (44-2), 61-62.

31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.