Tashkent Medical Academy Volume 4 | TMA Conference | 2023
Integration of Science, Education and Practice Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan,
in Modern Psychology and Pedagogy: ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
Problems and Solutions muammo va yechimlar
ОСОБЕННОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Гульнора Мухиддиновна Бахриддинова
к.п.н. и.о., доцента кафедры «Русский язык и литература» Шахрисабского государственного педагогического института
Камола Эргашева
студентки 2-го курса (РФ) факультета Языков Шахрисабского государственного педагогического института
ANNOTATSIYA
Zamonaviy axborot-kommunikatsiya texnologiyalaridan foydalangan holda rus tilini o'rgatish ushbu tilni o'rganishning an'anaviy usullari va usullaridan shubhasiz ustunlikka ega. Ikkinchisi taniqli ijtimoiy xizmatlar va yangi avlod Internet xizmatlariga asoslangan nolingvistik universitetda rus tilini o'qitishning yangi yondashuvlarini ishlab chiqishni talab qiladi.
Kalit so'zlar: Axborot, aloqa, texnologiya, yondashuv, internet, lingvistik bilimlar, nutq odobi, aloqa texnologiyasi, metodi.
АННОТАЦИЯ
Обучение русскому языку с использованием современной информационно-коммуникационной технологии имеет безусловное преимущество перед традиционными методами и способами изучения данного языка. Последнее требует разработку новых подходов в обучении русскому языку в неязыковом вузе на основе общеизвестных социальных сервисов и служб сети Интернет нового поколения.
Ключевые слова: Информация, коммуникация, технология, подход, интернет, лингвистические знание, речевой этикет, коммуникационная технология, метод.
ABSTRACT
Teaching the Russian language using modern information communication technology has an undeniable advantage over traditional methods and ways of learning this language. The latter requires the development of new approaches to teaching the
and
May 6
434
Tashkent Medical Academy Volume 4 | TMA Conference | 2023
Integration of Science, Education and Practice Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan,
in Modern Psychology and Pedagogy: ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
Russian language in a non-linguistic university based on well-known social services and new generation Internet services.
Keywords: Information, communication, technology, approach, internet, linguistic knowledge, speech etiquette, communication technology, method.
Сама природа и характер накопления лингвистических знаний при изучении русского языка в неязыковом вузе, используя обучающие программы, требует учета принципа ориентированной деятельности на базе языкового материала. В этом контексте существенную роль играет также психологическая адаптация студентов, их способность адекватно приспособиться к выполнению коммуникативных задач, требующих активность субъектов образования в процессе речевого высказывания. Использование обучающих программ сопровождается на уровне большой креативности и самостоятельности студентов при выполнении разнообразных коммуникативных и ситуативных упражнений, чтения и рассказа содержания прочитанного текста и пр. В ходе исследования нами были использованы материалы из цикла «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», обучающие программы «Уроки русского языка», «Русская фразеология», «Русский речевой этикет», «Учите русский». Все названные материалы и пособия оказали позитивное влияние на формирование кругозора и выработки языковой картины мира студентов.
Изучение научно-методической, педагогической и психологической литературы показало, что использование компьютерной технологии в совокупности с обучающими программами выявило их существенный потенциал и возможности в плане выработки профессионально-коммуникативных навыков и умений студентов неязыкового вуза при обучении русскому языку. Прежде всего, обучающие программы на компьютерной основе вырабатывают у студентов чувство особой мотивации при изучении русского языка. Безусловно, специфика работы с компьютером имеет мотивационную составляющую, повышает лингвистический интерес студентов, помогает регулировать процесс введения и презентации изучаемого языкового материала по степени легкости и трудности. Особенность компьютерных программ в обучении русскому языку в неязыковом вузе облегчает процесс индивидуализации, интеграции и дифференциации учебного процесса. В ходе реализации и актуализации обучающих программ происходит межкультурный диалог на уровне изучаемых лексико-
_May 6
Tashkent Medical Academy Volume 4 | TMA Conference | 2023
Integration of Science, Education and Practice Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan,
in Modern Psychology andPedagogy: ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
грамматических тем и текстового материала. Более того, студенты получают возможность самостоятельного подхода к выбору тех или иных параметров коммуникативного процесса и речевой деятельности.
Исследование показало, что целенаправленно было бы использовать индивидуальный и дифференцированный подходы при обучении русскому языку, особенно на первоначальном его этапе. Данный этап характеризуется кардинальными особенностями студентов относительно степени их языковой готовности и речевого настроя. Индивидуальная работа студентов за компьютером не раз показала успешность и комфортность ситуации в плане выполнения ими различных языковых, речевых упражнений и заданий. Каждый субъект образования старался работать продуктивно, не ощущая при этом какие бы то ни было чувства языкового страха, отсутствия лингвокоммуникативных навыков и умений. Специфика работы студента на компьютере такова, что он имеет временную возможность в плане обдумывания своего ответа, конструирования высказывания и пр. Постепенно студент научится осуществлять быстрый анализ предполагаемого ответа, утвердиться в своих высказываниях, в нужном месте и случае произвести корректировку своего ответа, пригласить преподавателя придти ему на помощь. Все это способствует выработке навыков самоконтроля и самокоррекции студентов в процессе речевой деятельности.
Несомненно, эффективное использование компьютерной технологии в преподавании русского языка в условиях неязыкового вуза позволяет наладить процесс индивидуализации обучения, позитивно влияет на повышение качества организации учебного процесса, стимулирует продуктивное участие студентов в системе языковых и коммуникативных упражнений. Безусловно, следует признать факт наличия ряда факторов и причин, негативно влияющих на соответствующую подготовленность преподавателей к использованию современных средств компьютерной технологии на занятиях по русскому языку, отсутствие свободного доступа к Интернету ит.д. Применение рациональных информационно -коммуникационных технологий, ресурсов Интернета при обучении русскому языку в неязыковом вузе ставят на повестку дня возможности использования современных подходов к формированию профессионально-коммуникативной компетенции студентов на занятиях, качественного обновления содержания учебного материала,
_Мау 6
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va vechimlar
y
технологии контроля качества усвоения русского языка, новых способов организации самостоятельной работы. По мнению методистов, Обучение русскому языку с использованием современной информационно-коммуникационной технологии имеет безусловное преимущество перед традиционными методами и способами изучения данного языка. Последнее требует разработку новых подходов в обучении русскому языку в неязыковом вузе на основе общеизвестных социальных сервисов и служб сети Интернет нового поколения. Анализ этих методик показывает, что информационно-коммуникационные технологии в обучении языку создают условия для наиболее полного раскрытия потенциала каждого студента, развития у него личной активности. Под информационно-коммуникационными технологиями обучения вслед за Э. Г. Азимовым и А.
H. Щукиным понимаем «совокупность методов, процессов и программно -технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения, использования информации» [Азимов, Щукин, 2009, 90]. Парадоксально, что современная информационно-коммуникационная технология имеет дело с разнообразными программно-аппаратными средствами и устройствами, которые существуют на фоне наличия компьютерной техники. Вся располагаемая аналогичная база содействует достаточному информационному обмену, обеспечивающему соответствующий сбор, накопление, хранение, восприятие и воспроизведение необходимой информации.
Анализ соответствующей научно-методической и педагогической литературы показал, что специфика информационно-коммуникационной технологии имеет свои особенности в плане классификации и функционирования. Она делиться с учетом способов презентации информативного материала, интерактивности и пр.
REFERENCES
I. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе. АКД. 1982.168с.
2. Войтенко Л.М. Коммуникативная компетентность как детерминанта профессионального становления будущего психолога. АГЛТТ Сочи, 2011г.
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
3. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы: дис. ... д-ра пед. наук / И. Х. Каримова. - Душанбе, 2000. - 358 c.
4. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия. АДД. София. 1970. С. 59-64.
5. Манаенков Б.С. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущего преподавателя в иноязычном образовании. АКД. Воронеж, 2011г.
6. Бекмиров, Т. Р. (2019). Professional pedagogy of higher education as an important factor. Интернаука, (44-2), 61-62.
7. Нурматов, А., & Бекмиров, Т. (2021). Развитие креативности будущего учител в процессе (Doctoral dissertation, Тошкент).