Научная статья на тему 'РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ НА ОСНОВЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ В ГРАНИЦАХ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ НА ОСНОВЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ В ГРАНИЦАХ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
283
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ КЛАДБИЩ / КРЕМАТОРИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рябцева А.Ю., Затолокина Н.М., Калачук Т.Г.

Естественной основой создания материальных благ являются земельные ресурсы. В условиях населенного пункта возрастает роль земельных ресурсов как пространственной основы проживания людей, размещения и развития всех отраслей экономики города. На сегодняшний день одной из важных проблем современных городов являются территории кладбищ. Под места захоронения людей отводятся огромные земли, однако выделенные участки под захоронения быстро заканчиваются, и каждый год приходится расширять территории кладбищ, либо открывать новые. Актуальность темы статьи определяет прежде всего то, что при современных показателях увеличения смертности, и как следствие, роста территорий кладбищ возрастает значение сохранности земельного фонда. В связи с этим в данной статье строительство крематория рассматривается как решение территориальной проблемы по развитию мест захоронений в городе Белгород.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рябцева А.Ю., Затолокина Н.М., Калачук Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL USE OF URBAN LAND ON THE BASIS OF URBAN PLANNING FEATURES WITHIN THE BORDERS OF ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS FOR THE USE OF TERRITORIES

The natural basis for the creation of wealth is land resources. In the conditions of a settlement, the role of land resources increases as a spatial basis for human habitation, accommodation and development of all sectors of the city's economy. Today, one of the important problems of modern cities are the territories of cemeteries. Huge lands are allotted for burial places, but the allocated plots for burials are quickly running out, and every year it is necessary to expand the territories of cemeteries, or open new ones. The relevance of the topic of the article is determined primarily by the fact that with modern indicators of an increase in mortality, and as a result, the growth of the territories of cemeteries, the importance of the preservation of the land fund increases. In this regard, in this article, the construction of a crematorium is considered as a solution to the territorial problem of developing burial sites in the city of Belgorod

Текст научной работы на тему «РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ НА ОСНОВЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ В ГРАНИЦАХ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

DO: 10.24412/2619-0761-2021-4-20-33 УДК 332 (470.325)

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ НА ОСНОВЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ В ГРАНИЦАХ ЗОН С ОСОБЫМИ _УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ_

Рябцева А.Ю.а, Затолокина Н.М.Ь * Калачук Т.Г.Ь

аКурский государственный университет, г. Курск, Россия

ьБелгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия

*Е-таИ: пт-Еа01ок1па@уапсСех. ги

Аннотация. Естественной основой создания материальных благ являются земельные ресурсы. В условиях населенного пункта возрастает роль земельных ресурсов как пространственной основы проживания людей, размещения и развития всех отраслей экономики города. На сегодняшний день одной из важных проблем современных городов являются территории кладбищ. Под места захоронения людей отводятся огромные земли, однако выделенные участки под захоронения быстро заканчиваются, и каждый год приходится расширять территории кладбищ, либо открывать новые. Актуальность темы статьи определяет прежде всего то, что при современных показателях увеличения смертности, и как следствие, роста территорий кладбищ возрастает значение сохранности земельного фонда. В связи с этим в данной статье строительство крематория рассматривается как решение территориальной проблемы по развитию мест захоронений в городе Белгород.

Ключевые слова: градостроительное зонирование, территория кладбищ, крематорий.

р ^емля является центральным базовым объектом общественных интересов и отношений. Большое значение имеет законодательное регулирование ее использования, осуществляемое посредством разработки градостроительной документации. Создание градостроительной документации направлено на повышение эффективности использования земель населенных пунктов, рациональное функциональное зонирование и размещение объектов местного значения, сочетание общегородских и местных интересов землепользования.

Под рациональным использованием земель следует понимать эксплуатацию методами и способами, соответствующими требованиям законодательства, отвечающими совокупным интересам общества, собственников и пользователей земли, а также обеспечивающими наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли. Проблема рационального использования природных

рес у рсов, в том числе земельных, является актуальной в настоящее время, поскольку от качественного их использования с учетом требований охраны окружающей среды во многом зависит будущее всего человечества.

Земли населенных пунктов - одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 Земельного кодекса Российской Федера-ц и и (ЗК РФ). Несмотря на то, что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, на ней сосредотачивается большая часть населения страны и, следовательно, в них концентрируется экономический, финансовый и трудовой потенциал, чем и определяется сложность механизма управления городом.

Именно на этих землях наиболее акти в ны инвестиционно-строительные

процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных

(сер Cl) Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.

земель имеет также и градостроительное законодательство.

Земли населенных пунктов, являясь важным градообразующим фактором, подвержены риску захламления, загрязнения бытовыми и промышленными отходами. Вопросы охраны земель тесно взаимосвязаны с вопросами их рационального использования. Под рациональным землепользованием в городе следует понимать такое использование земель, которое, с одной стороны, нацелено на получение максимального экономического эффекта от распределения земель между различными вариантами использования, а с другой стороны, направлено на сохранение экологического равновесия всех природных объектов и улучшение экологической ситуации в городе.

Обеспеченность РФ земельными ресурсами - важный экономический и политический фактор развития. Чтобы рационально использовать территорию страны необходимо обладать полной, достоверной и оперативной информацией о земельных ресурсах и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества на всех уровнях - от отдельного земельного участка до территории хозяйства, района, республики, государства в целом. Поэтому очень важно создать функциональную, юридически грамотную и эффективную структуру управления земельными ресурсами.

К основным методам управления земельными ресурсами относятся землеустройство, мониторинг земель и государственный и муниципальный контроль за эксплуатацией и охраной земель.

Государственный мониторинг земель, являющийся частью государственного мониторинга окружающей среды, включает в себя сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение; непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов [24].

Особенностью мониторинга земель является то, что он, в отличие от других отраслевых систем мониторинга, является комплексным - включает в себя мониторинг

таких важнейших компонентов природной среды, как почвы, растительности и водных объектов. Из этого следует, что важнейшая задача государственного мониторинга земель, в том числе и для целей управления з е ме л ь ными ресурсами, - занять главенствующее положение в структуре мониторинга окружающей среды.

Как следует из приведенных выше определений, мониторинг земель - это система наблюдения за состоянием и использование м земель, оценки полученной информации, ее анализа и на основании данных прогноза даль н ейших возможных изменений.

Одним из методов управления земельными ресурсами является землеустройство. Землеустройство проводят государственные и муниципальные унитарные предприятия, друг и е предприятия и физические лица, пол учи вшие лицензию на эти работы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации, местных бюджетов и за счет заказчиков.

Объектами землеустройства являются территории субъектов РФ, территории муниципалитетов и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков [1].

Землеустройство осуществляют на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности с использованием научно обос нованной, гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденной землеустроительной документации -прогнозов, программ, схем и проектов, материалов обследований и изысканий.

Ос новным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы раз в ития территорий городских и сельских посе л е н и й, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охра ня е мых природных территорий, э к о л о г ическому и санитарному благополучию, является генеральный план.

Территории городов расширяются, как за счёт нового строительства, так и за счёт включения в свой состав дополнительных территорий. Изменения характерны и для уже застроенных участков: может изменяться их функциональное назначение, плотность застройки и так далее. Все изменения, происходящие с территорией города, необходимо планировать и регламентировать, поскольку при отсутствии единого плана, схемы, развитие города будет осуществляться неравномерно и не будет рациональным.

Генеральный план помогает сформулировать и конкретизировать основные социально-экономические, производственно -технологические цели развития города, связав их с градостроительным развитием территории города, имеющимися у города на данный момент, а также планируемыми ресурсами: финансовыми, материальными, природно-географическими, трудовыми, - и, помимо этого, предлагает пути достижения поставленных целей.

Важно подчеркнуть, что генеральный план города отражает не текущее состояние его территории на момент составления и утверждения, а планируемое в долгосрочном периоде. При этом, основной единицей отображения на картах и схемах генерального плана выступают не отдельные объекты, а территориальные зоны, то есть зоны установленного использования для застройки. Любое строительство, планируемое к осуществлению в период после принятия органами местного самоуправления генерального плана поселения, должно осуществляться исключительно в соответствии с генеральным планом [2].

Совокупность всех мероприятий, осуществляемых компетентными органами в сфере градостроительства, направленных на улучшение текущего состояния городской среды и городской инфраструктуры, и, как следствие, на повышение качества жизни населения города, может быть в целом определена как градостроительное развитие.

Разработка градостроительной документации предполагает, помимо всего прочего, разработку схемы зонирования территории городского поселения. Данная схема регламентирует виды использования отдельно взятых территорий города, а также

устанавливает ограничения на их использование при застройке.

Градостроительное зонирование, согласно ГрК РФ, - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов [2].

Деление города на территориальные зоны осуществляется в соответствии с таким нормативным документом, как Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), утверждаемым муниципальными органами власти, и фиксируется на схеме зонирования, являющейся приложением к этому нормативному документу. Правила землепользования и застройки - это принимаемый представительным органом местного самоуправления нормативный акт, дополняющий и развивающий основные направления правового регулирования градостроительной деятельности, обозначенные в документах территориального планирования, являющийся средним звеном в правовом механизме градостроительного регулирования. Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны утверждаются градостроительные регламенты.

Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства [4].

Одной из важных задач земельного законодательства является повышение эффективности зонирования земель в качестве и нструмента государственного управления земельными ресурсами населенных пунктов.

Проведя анализ территории города Белгорода, а также его градостроительной документации, а именно ПЗЗ и Генерального плана, можно выделить следующие виды территориальных зон и определить их расчетные параметры (рис. 1).

Рис. 1. Баланс территории города Белгород

Жилые зоны г. Белгорода занимают наибольшую площадь от всей территории города - 34,5 %. Данные зоны предназначены для размещения жилой застройки как основного вида использования территории.

Общественно-деловые многофункциональные и специализированные зоны -предназначены для размещения центров деловой, финансовой и общественной активности как основного вида использования территории [3]. На долю общественно-деловой зоны приходится 2,5 % от площади городских земель.

Производственные зоны - предназначены для размещения промышленных и коммунально-складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для организации санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) в соответствии с техническими регламентами отдельных предприятий и организаций [3].

Производственная зона г. Белгород охватывает 20,5 % территории города.

Зоны транспортной инфраструктуры составляют 7 % территории города и предназначены для размещения объектов городского и внешнего транспорта [3].

Зоны инженерной инфраструктуры предназначены для размещения инженерных коммуникаций и коммуникаций связи, в пределах города они занимают почти 5 % его территории [3].

Зоны специального назначения предназначены для размещения: кладбищ и крематория, полигона бытовых отходов и мусороперерабатывающего завода, озеленения санитарно-защитных зон. Данные зоны

- занимают 0,4 тыс. га, или 2,6 % территории города.

Зоны рекреационного назначения п редназначены для организации мест отдыха населения города. Их площадь составляет 2,24 тыс. га, это 14,7 % земель города Белгорода [3].

Зоны природного ландшафта - территории, не пригодные, либо ограниченно пригодные для строительства, выделенные как сохраняемый для рекреационных и природоохранных целей ландшафт, не включенный в прочие территориальные зоны (овраги, балки, крутые склоны, пойм е н н ые луга, овражные тальвеги, болот) [3].

Зоны сельскохозяйственного использования - представлены земельными участками, занятыми комплексами садоводств, а также земельными участками сельскохозяйственного использования для ведения растениеводства, зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемыми в целях ведения сельскохозяйственного производства. Площадь земель в данных зонах составляет 4,4 % территории города.

Зоны лесохозяйственного назначения -территории лесопитомников. Лесопитомники предназначены для выращивания саженцев деревьев и кустарников для озеленения города [3].

На территориях практически всех населённых пунктов Российской Федерации расположены объекты недвижимости, которые оказывают влияние на правовой режим и хозяйственную деятельность на земельных участках, на которых они

расположены, либо земельных участков, непосредственно прилегающих к ним.

К таким объектам относятся, например, линии электропередач и объекты электросетевого хозяйства, магистральные трубопроводы, железные дороги, кладбища и полигоны бытовых отходов, водозаборные скважины и прочие объекты. Такие объекты названы режимными и режимообразующими. При этом внутри или вокруг них Российским законодательством предусмотрено формирование и установление зон с особыми условиями использования территории и утверждение определённых градостроительных регламентов, а также сведения о таких зонах в обязательном порядке подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия.

Понятие ЗОУИТ дано в Градостроительном кодексе, который определяет их как охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны и защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория и иные зоны. Данные зоны играют важную роль в общественной жизни. Их установление позволяет поддерживать безопасность населения, обеспечивать защиту окружающей природной среды, объектов, для которых создаются такие зоны.

На территории города Белгород расположено множество режимных и режимообразующих объектов, вокруг и на территории, которых в соответствии с требованиями Российского законодательства должны устанавливаться особые условия использования территорий. Некоторые режимные и режимообразующие объекты оказывают большее влияние на использование городской территории, чем другие.

К таким объектам в городе Белгород, например, относятся аэропорт, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), карьеры по добыче полезных ископаемых, водные объекты, кладбища, промышленные предприятия I и II класса вредности, железная дорога, высоковольтные линии электропередач и объекты электросетевого хозяйства, особо охраняемые природные территории.

Кладбище является одновременно режимным и режимообразующим объектом, поскольку имеет особый режим использования непосредственно территории, а также санитарно-защитную зону за ее пределами. На территории санитарно-защитной зоны проектируемых и действующих кладбищ запрещается строительство жилых и общественных зданий [4].

В городе Белгород в санитарно-защитной зоне кладбищ новое строительство не ведется, однако в зону некоторых кладбищ, например, в санитарно-защитную зону кладбища Ячнево, попадает существующая усадебная застройка (рис. 2).

Одной из проблем мест захоронений города является отсутствие сведений о санитарно-защитных зонах (СЗЗ), являющихся одним из видов ЗОУИТ, в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН).

Рис. 2. Расположение кладбища Ячнево, а также е го санитарно-защитной зоны на фрагменте схемы охраны окружающей среды города Белгород

В отношении земельных участков, котор ые расположены в зоне действия СЗЗ мест захоронений в обязательном порядке должны быть введены ограничения в использовании, а в отношении самих СЗЗ проведен государственный кадастровый учет с внесением в ЕГРН сведений о местоположении границ, сведения о кот о р ых вносятся в реестр границ ЕГРН. Для этого органы местного самоуправления долж н ы н аправлять в орган регистрации и кадастрового учета документы о сформированных границах и характеристиках СЗЗ мест захоронений. . Перечень необходимых для внесения в ЕГРН сведений о границах

ст. 10 Федерального Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Законодательство РФ не всем кладбищам предписывает установление СЗЗ одного размера. Так, в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 говорится, что некоторые объекты, которые в ходе функционирования являются источниками негативного воздействия на среду обитания и человека, обязаны иметь особую территорию, которая бы обеспечивала снижение этого влияния до положенных гигиенических нормативов [5].

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются при проектировании использования территории города, а также на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного кладбища. При этом для кладбищ исключается выполнение работ по оценке риска для здоровья населения (ТСН 31-318-99. Здания, сооружения и комплексы похоронного значения). Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относятся к классу II, для которых устанавливается санитарно-защитная зона шириной 500 м. Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га относятся к классу III, ширина санитарно-защитной зоны для них устанавливается в размере 300 м. Для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относимым к классу VI, ширина санитарно-защитной зоны составляет 100 м. Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища отнесены к классу V, для которого ориентировочный размер СЗЗ составляет 50 метров.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. № 84, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации. Правила являются

обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ [6].

Правилами устанавливаются также требования к земельным участкам, на которых размещаются кладбища. Не разрешается размещать кладбища на территориях : первого и второго поясов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и минеральных источников; пер в ой зоны санитарной охраны курортов; с выходом на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных; на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей [6].

Территория кладбищ может быть использована не только для захоронений. Так, Градостроительным регламентом города Белгород в отношении мест захоронения установлены следующие виды разрешенного использования [3]: для размещения кладбищ; для размещения кладбищ для домашних животных; для размещения объектов культурного наследия местного и ре г и о н ального значения (памятники, мемориальные комплексы, захоронения и др.); для размещения древесных кустарниковых посадок, садов, скверов, бульваров и пр.

Правилами землепользования и застройки города Белгород определено следующее: «Для всех типов кладбищ площадь мест захоронения должна составлять не менее 65...75 % от общей площади кладбища, а площадь зеленых насаждений -не менее 25 %; общие размеры территорий кладбищ определяются как сумма площадей кладбищ традиционного и урнового захоронений. Размеры участков кладбищ должны быть не менее 0,5 га и не более 40 га» [3].

Гигиеническими требованиями к местам захоронений установлено, что использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории не допускается.

Правилами особо оговаривается, что производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается, за исключением

захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы, а также в колумбар-ные ниши. Весь цикл по установлению санитарно-защитной зоны для кладбища занимает в городе Белгород в среднем 2 года.

Также необходимо отметить, что методика по установлению границ санитар-но-защитных зон объектов захоронения имеется, однако в полном объёме в городе Б елг ород не применяется.

Рис. 3. Санитарно-защитные зоны кладбищ Ячнево и Юго-Западное на карте градостроительного зонирования города Белгород

На территории города Белгород располагаются 12 кладбищ. По данным Федеральной службы государственной статистики, к 2020 году они занимают 160 га, это почти 1 % от всей площади города [7]. Вокруг них в соответствии с санитарными правилами и нормами должны быть установлены санитарно-защитные зоны. Так, вокруг кладбищ площадью до 20 га устанавливается зона, равная 300 м, для кладбищ площадью от 20 до 40 га санитарно-защитная зона должна составлять не менее 500 м.

Крупнейшим городским местом захоронения является Кладбище Ячнево -крупнейший городской мемориальный комплекс, его площадь, выделенная под захоронения, составляет 93,9 га. Он располагается в Восточном округе Белгорода, рядом с одноименным населенным пунктом Ячнево, от которого получил свое название. У входа на кладбище находится действующий храм Корсунской иконы Божией Матери. Храм был возведен

на не крополе в 1997 г. Захоронения на кладбище Ячнево производятся в виде подзахоронений рядом с существующими семейными и родственными могилами.

Ограниченно действующими кладбищами Белгорода считаются следующие: Ячнево, Пушкарское, Городское, Кашар-ское, Старое городское, а также кладбище в микрорайоне Зеленая Поляна. На этих белгородских кладбищах захоронения производятся только на территории имеющихся семейно-родственных могил, при н аличии свободного места внутри установленных оград.

Среди кладбищ Белгорода есть не действующие - на территории этих клад бищ погребения не производятся. К ним отн осятся: Михайловское, Старое, Красненское, Песчанское, а также кладбище Оскочное. Это связано с тем, что раньше эти клад бища были на окраине, однако теперь они оказались окружены жилыми кварталами.

Открытым для всех видов погребений остается только Юго-Западное кладбище.

Его площадь составляет 36 га. Кладбище разделено на кварталы - от 0,3 до 0,6 га. Места выделяются последовательно, по мере заполнения предыдущих участков. Санитарно-защитная зона для такого кладбища, как Юго-Западное, - 500 м. Действует кладбище с 2010 года и за десять лет на нем было похоронено около 11 тыс. человек. То есть чуть больше половины из предусмотренных на территории кладбища 19 тыс. двухместных захоронений заняты. Таким образом в год производилось в среднем 1000 захоронений. Это число будет расти по мере того, как возможности остальных кладбищ полностью себя исчерпают. По прогнозам, места на Юго-Западном закончатся в конце 2024 - начале 2025 года. И уже сейчас соответствующие службы подыскивают место для нового городского кладбища.

Следует отметить, что в большинстве крупных населённых пунктов в связи с ростом городов исторически сложившиеся места захоронений зачастую оказываются в непосредственной близости от жилых и

общественно-деловых зон. Ряд из таких мест захоронений, при наличии документально подтверждённых исторически ценных захоронений, приобретают статус объектов культурного наследия.

Содержание и эксплуатация таких к л адби щ строго контролируется со стороны госуд арства и органов местного самоуправления. Однако большинство территорий «старых» кладбищ, захоронения в которых уже запрещены, оказавшихся в непосредственной близости от жилых и общественных объектов, оказывают влияние н е т о лько на эмоциональное состояние населения, но и в целом на экологическую среду населённого пункта.

Одной из будущих проблем городских кладбищ является постепенное застраивание прилегающих земель. С учетом развития города Белгород, под застройку выделяется все больше земель, которые со временем примкнут непосредственно к территории кладбища. Именно таким образом в центре города оказалось Старое городское кладбище, со всех сторон окруженное жилыми домами и объектами соцкультбыта (рис. 4).

Рис. 4. Старое городское кладбище

И, хотя строительство новых объектов в санитарно-защитной зоне на территории города Белгород не ведется, в зону некоторых кладбищ попадает существующая усадебная застройка (Кладбища Пушкарское, Красненское, Оскочное). Таким образом,

большинство кладбищ на территории города Б е л город не соответствуют некоторым санитарным нормам, установленным законодательством Российской Федерации, тем самым оказывая неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

В условиях все возрастающей нехватки земли под строительство в крупных городах России в настоящее время остро стоит вопрос сокращения площадей, выделяемых под городские кладбища. Такая политика городских властей по сокращению площадей кладбищ приводит к постоянному росту цен на участки земли под традиционные захоронения.

По расчетным данным, в 2020 году в Белгородской области проживает около 1549,2 тысяч человек, в том числе в городе Белгороде 369,8 тысяч человек. Демографическая ситуация в городе характеризуется примерно низкой рождаемостью и относительно высокой смертностью, соответственно 8,7 на 1000 человек и 10,5 на 1000 человек (рис. 4).

8

2013201420152016201720182019

Рис. 4. Динамика изменений основных демографических показателей в расчете на 1000 человек

Несмотря на снижение уровня смертности (с 2017 г. число умерших сократилось по отношению к 2019 г. на 64 человека) уровень смертности в городе Белгород остается довольно высоким. Таким образом, ежегодно в городе умирает около 4 тысяч человек для обеспечения захоронений в землю, которых даже с учетом родственных захоронений на уже занятых участках кладбищ ежегодно требуется выделять не менее 0,5 гектара земли.

Помимо необходимости ежегодно увеличивать площади кладбищ для традиционных захоронений в землю как минимум на 0,5 га надо обязательно учитывать вредное влияние таких захоронений на экологию окружающей среды и, прежде всего, на источники питьевой воды. Вредное воздействие кладбищ на подземные воды и экологию региона в целом намного больше, чем общество сейчас себе представляет.

Разлагающиеся органические останки человека представляют питательную среду для м икроорганизмов патогенных бактерий, таких, как холерный вибрион, палочка брюшного тифа, палочки паратифов, диз ентерийные палочки, палочка сибирской язвы, микробактерии туберкулеза - их споры сохраняют жизнеспособность в могиле многие годы. Более 100 химических соединений может привноситься в почву и грунтовые воды вместе с захоронениями. По исследованиям американских ученых, от 2 до 5% захороненных тел могут быть крайне токсичными.

Улучшить экологическое состояние помогли бы зеленые насаждения, которые, согласно правилам землепользования и застройки города Белгород, должны составлять не менее 25 % от общей площади кладбища [3]. Однако некоторые кладбища не имеют достаточного уровня озеленения. Например, на Юго-западном кладбище зеленые насаждения вообще отсутствуют.

Кладбище для городов является очень большой проблемой. Выделенная земля под захоронения быстро заканчивается, и каждый год приходится территории кладбищ расширять, либо открывать новые. В настоящее время власти пытаются урегулировать данный вопрос с помощью ограничительных мер на кладбищах: запрещают ставить памятники, ограды, скамейки, не продают места для фамильных з ахоронений, минимизируют использование земли, однако этих мер недостаточно. Решением проблемы и в экологическом, и в градостроительно-планировочном аспекте может решить строительство крематория.

Кремация наиболее прогрессивный м етод погребения, имеющий ряд объективных преимуществ перед

традиционным захоронением. Одним из них является экономичны и расход земли. Ярким примером может служить крематорий в Новосибирске, за время его работы в городе удалось сэкономить 250 га земли, на которых могли бы разместиться 6 кладбищ. К р е м ированные останки не требуют большого участка для захоронения, их можно размещать в колумбарии или подзахоронить на родственных могилах, экономится при этом до 99 % свободной земли кладбища.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для захоронения урны с прахом не существует ограничений, ни санитарных, ни по ограниченности размера родственной могилы. На кладбищах города Белгород каждый год в обычные могилы хоронят в среднем 20...30 урн с прахом - для кремации родственники везут тело в соседние города, где предоставляется эта услуга.

Также следует отметить, что в 2018 году на кладбище «Мемориальный парк» на ул. Попова установили четыре тумбы колумбария на 128 ячеек. В одной ячейке можно разместить две урны с прахом, однако это возможно в том случае, если останки принадлежат родственникам. Таким образом, проблемы с местом хранилища урн с прахом после кремации, в городе Белгород нет.

Экологическое преимущество заключается в том, что процедура кремации проводится при температуре от 872 до 1150 градусов Цельсия, под её воздействием уничтожаются любые, даже самые опасные возбудители болезней. Основные выбросы крематория состоят из диоксида азота, оксида углерода и твёрдых частиц, то же самое выбрасывают в воздух автомобили, промышленные предприятия, теплоэлектростанции. В свою очередь экологи утверждают, что так называемые выбросы от крематория, вредны для окружающей среды, но они также сравнимы с загрязнениями от оживленной автотрассы. Ввиду применения новейших технологий, конструкция печи оборудуется фильтрами высокой степени очистки, позволяющими минимизировать попадание загрязняющих веществ в окружающую среду. Также срок минерализации тела сокращается в тысячи раз, вместо 50 лет он составляет около 2 часов. Крематории не производят сливную воду, тем самым, не загрязняя подземные воды ни химически, ни биологически, как это делают классические кладбища путем попадания в водное русло продуктов трупного распада, в следствие размытия частей грунта дождями и подземными водами.

Крематорий с одной печью, согласно СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений

похорон ного назначения», относят к предприятиям 2-го класса опасности, поэтому санитарно-гигиеническая зона составляет не менее 500 метров, что подразумевает запрет жилой застройки вблизи него. Следует отметить, что кладбища имеют такой же класс опасности, но зачастую застройщики возводят многоэтажные дома вблизи мест захоронений, что влечет угрозу здоровью проживаю щего вблизи населения.

Стоит принять во внимание, что процедура кремации является более экономичной в финансовом вопросе, ведь она обходится родственникам значительно дешевле, чем традиционные похороны. Стоимость кремации в Москве на 2020 год составляет в среднем 20 тысяч рублей, эта сумма более посильна для людей, ограниченных в средствах, нежели традиционные похороны, цена на которые в ар ь ируется в пределах 40...100 тысяч рублей. Так как на сегодняшний день в Белгороде нет действующих крематориев, жителям Белгородской области приходится обращаться в те регионы, где крематории уже функционируют, например, в Воронеж или Тулу. При этом затраты составляют су м му от 3 6000 рублей, включающую в себя саму процедуру кремации, транспортировку и прочие услуги. По словам представителей похоронн ых бюро, в Белгороде за услугой кремации в месяц обращаются в среднем 5...6 раз.

Невозможно отрицать эстетичность погребение праха по сравнению с традиционным обрядом. Осуществление погребальных традиций в случае кремации возможно при участии представителей разных религи-оз ных конфессий. Погребение праха может происходить на кладбище при крематории, если такой возможности нет, то можно захоронить прах на традиционном кладбище. В таком случае нужно получить согласие властей на проведение обряда погребения. Т акже стоит отметить, что традиционные, огражденные и охраняемые кладбища страдают от вандализма, который приносит вред постройкам и памятникам. В случае кре мации он практически невозможен, особенно, если прах захоронен на специальном кладбище при крематории.

Преимущества кремации очевидны, а среди недостатков можно выделить субъективную неприемлемость и объективное отсутствие крематория.

В рамках исследования был проведен социологический опрос с целью получения сведений о мнении населения города Белгород на такой вид погребения как кремация, в нем приняли участие 264 чел. возрастом от 18 до 70 лет, различного вероисповедания и уровня образования. Полученные результаты опроса (рис. 5) свидетельствуют о том, что большинство респондентов положительно относятся к такому виду погребения.

Рис 5. Процентное соотношение оценки респондентов своего мнения о процедуре кремации

Из 48 % участников опроса, имеющих положительное мнение о данном способе погребения, 45 % предпочли бы кремацию традиционному захоронению, отметив, что считают данный способ погребения более прогрессивным и экологичным. Респонденты, выразившие непринятие данной процедуре, обосновали свое решение тем, что это противоречит их религии.

Следует отметить, что существенное влияние на выбор вида погребения оказывает именно вероисповедание. Основные религии относятся к кремации по-разному. Религиозные культы, существовавшие в истории человечества, попеременно запрещают кремацию, терпят ее, разрешают или предписывают. Многие считают кремацию более достойным процессом погребения, чем самопроизвольное биологическое разложение тела в почве. Так, учитывая прежде всего рациональные причины, Русская православная церковь (РПЦ) в лице Патриарха всея Руси Алексия II признала, что кремация, как способ захоронения, не

противоречит православным канонам, хотя и не п р и в етствуется. На закрытом синоде Русской православной церкви было принято решение не препятствовать распространению кремации в России. В соответствии с указаниями патриархии в настоящее время прав о славные священники официально проводят отпевания во всех крематориях страны.

Проведённый опрос показал, что боль шинство респондентов, имеющих положительное мнение о процедуре кремации, исповедуют православие (67 %), из чего можно сделать вывод, что их вероисповедание не влияет на выбор погребения.

Вопрос строительства крематория на территории города Белгород обсуждается много лет, но только в последнее время он вышел в публичное пространство, так как остро встал вопрос нехватки мест для захоронений на существующих кладбищах.

Место размещения крематория в Белгороде было определено Генеральным планом развития городского округа «Город Белгород» до 2025 года и утверждено решением Совета депутатов Белгорода от 26 сентября 2006 года № 335. Крематорий должен был находиться на улице Портовой в районе Ячнево. Но позже, 21 сентября 2015 года, в это решение была внесена поправка № 272, и новым местом строительства крематория стало Юго-Западное кладбище.

Место планируемого строительства было изменено, так как жилая застройка, садово-огородные участки, детские площадки и «другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания» противоречили требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и решениям Генерального плана развития городского округа «Город Белгород» до 2025 года. На данный момент в мэрии Белгорода разработали только концепцию будущего кре мат ория на Юго-Западном кладбище.

По проекту на данной территории предполагался комплекс на территории 4 га с созданием крематория с одной печью и залом подготовительных и обрядовых процессов, а также со зданием колумбария. Размер санитарно-защитной зоны

проектируемого крематория на Юго-Западном кладбище составляет 1000 м. Чуть больше составляет и фактическое расстояние от места его размещения до существующей жилой застройки «Юго-Западный -2.2». Таким образом, вышеуказанные требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 соблюдены и учтены при разработке Генерального плана развития городского округа «Город Белгород» до 2025 г. Мероприятия по охране окружающей среды прорабатываются на стадии проектной документации. Допускается применение печей только серийного как отечественного, так и зарубежного производства и прошедших экологическую экспертизу в соответствии с действующими положениями по охране среды.

Сроки строительства на данный момент не известны, они будут определены на стадии подготовки проектной документации. После строительства крематория у населения города будет выбор их двух форм захоронения - традиционной и в крематории с сохранением праха в колумбарии. Также стоит сказать, что строительство крематория может решить проблему рационального использования земель не только города Белгород и Белгородской области, но и близлежащих регионов, так как скорее всего он будет пользоваться спросом у жителей соседних областей.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что кремация -это современный, прогрессивный способ захоронения, который обладает объективными преимуществами перед традиционным погребением, она наиболее целесообразна с экологической, эстетической и санитарно-гигиенической точки зрения. Таким образом, на сегодняшний день, с учетом роста населения и увеличения смертности, строительство крематория является оптимальным выбором для решения существующих проблем не-

хватки земель для захоронений на территории города Белгород.

Литература

1. Лукьянова А.А., Демина Н.Ф. Земельные ресурсы и эффективность их использования в условиях рынка. Красноярск, 2004.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 24.04.2020). URL: http:// www.consultant.ru/document/

c on s_d oc_LAW_51040.

3. Решение Совета депутатов г. Белгорода от 27 февраля 2007 г. №429 «О Правилах землепользования и застройки в городе Белгороде» (ред. от 31.05.2016). URL: https:// base.garant.ru/26313420.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению , устройству и содержанию клад бищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы..."). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_119016/

5. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 №78-ФЗ (ред. от 03.08.2018). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_32132.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы..."). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_119016/

7. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http:// www.gks.ru.

Контактные данные:

Затолокина Наталья Михайловна, эл. почта: nm-zatoiokina@yandex.ru Калачук Татьяна Григорьевна, эл. почта: tatyana.caiachuk@yandex.ru

© Рябцева А.Ю., Затолокина Н.М., Калачук Т.Г., 2021

RA TIONAL USE OF URBAN LAND ON THE BASIS OF URBAN PLANNING FEATURES WITHIN THE BORDERS OF ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS

FOR THE USE OF TERRITORIES

aA. Yu. Ryabtseva, bN.M. Zatolokina, bT.G. Kalachuk

aKursk State University, Kursk, Russia

bBelgorod state technological university named after V.G. Shoukhov, Belgorod, Russia

*E-mail: nm-zatolokina@yandex. ru

Abstract. The natural basis for the creation of wealth is land resources. In the conditions of a settlement, the role of land resources increases as a spatial basis for human habitation, accommodation and development of all sectors of the city's economy. Today, one of the important problems of modern cities are the territories of cemeteries. Huge lands are allotted for burial places, but the allocated plots for burials are quickly running out, and every year it is necessary to expand the territories of cemeteries, or open new ones. The relevance of the topic of the article is determined primarily by the fact that with modern indicators of an increase in mortality, and as a result, the growth of the territories of cemeteries, the importance of the preservation of the land fund increases. In this regard, in this article, the construction of a crematorium is considered as a solution to the territorial problem of developing burial sites in the city of Belgorod.

Keywords: town-planning zoning, territory of cemeteries, crematorium.

References

1. Luk'yanova, A.A., Demina, N.F. Zemel'nye resursy i effektivnost' ih ispol'zovaniya v usloviyah rynka [Land resources and the efficiency of their use in market conditions]. Krasnoyarsk, 2004. (rus)

2. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 №190-FZ (red. ot 24.04.2020) [Town Planning Code of the Russian Federation of December 29, 2004 No. 190-FZ (as amended on April 24, 2020)]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_51040. (rus)

3. Reshenie Soveta deputatov g. Belgoroda ot 27 fevralya 2007 g. №429 «O Pravilah zemlepol'zovaniya i zastrojki v gorode Belgorode» (red. ot 31.05.2016) [Decision of the Council of Deputies of the city of Belgorod dated February 27, 2007 No. 429 "On the Rules for Land Use and Development in the City of Belgorod" (as amended on May 31, 2016)]. URL: https://base.garant.ru/26313420. (rus)

4. Postanovlenie Glavnogo gosudarstven-nogo sanitarnogo vracha RF ot 28.06.2011 № 84 «Ob utverzhdenii SanPiN 2.1.2882-11 «Gigienicheskie trebovaniya k razmeshcheni-yu, ustrojstvu i soderzhaniyu kladbishch, zdanij i sooruzhenij pohoronnogo naznacheni-ya» (vmeste s "SanPiN 2.1.2882-11. Sanitarnye pravila i normy...") [ecree of the Chief State

Sanitary Doctor of the Russian Federation dated June 28, 2011 No. 84 "On approval of SanPiN 2.1.2882-11 "Hygienic requirements for the placement, arrangement and maintenance of cemeteries, buildings and structures for funeral purposes" (together with SanPiN 2.1.2882-11 . Sanitary rules and norms...")]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_119016/ (rus)

5. Federal'nyj zakon «O zemleustrojstve» ot 1 8.06.2001 №78-FZ (red. ot 03.08.2018) [Federal Law "On Land Management" dated June 18, 2001 No. 78-FZ (as amended on August 3, 2018)]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_32132. (rus)

6. Postanovlenie Glavnogo gosudarstven-nogo sanitarnogo vracha RF ot 28.06.2011 № 84 «Ob utverzhdenii SanPiN 2.1.2882-11 «Gigienicheskie trebovaniya k razmeshcheni-yu, ustrojstvu i soderzhaniyu kladbishch, zdanij i sooruzhenij pohoronnogo naznacheni-ya» (vmeste s "SanPiN 2.1.2882-11. Sanitarnye pravila i normy...") [Decree of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated June 28, 2011 No. 84 "On approval of SanPiN 2.1.2882-11 "Hygienic requirements for the placement, arrangement and maintenance of cemeteries, buildings and structures for funeral purposes" (together with SanPiN 2.1.2882-11. Sanitary rules and norms...")].

URL: http://www.consultant.ru/document/ 7. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj cons_doc_LAW_119016/. (rus) statistiki (Rosstat) [Federal State Statistics

Service (Rosstat)]. URL: http://www.gks.ru. (rus)

Contacts:

Natalya M. Zatoiokina, nm-zatoiokina@yandex.ru Tatyana G. Kaiachuk, tatyana.caiachuk@yandex.ru

© Ryabtseva, A.Yu., Zatolokina, N.M., Kalachuk, T.G., 2021

Рябцева А.Ю., Затолокина Н.М., Калачук Т.Г. Рациональное использование городских земель на основе градостроительных признаков в границах зон с особыми условиями использования территорий //Вектор ГеоНаук. 2021. Т.4. №4. С. 20-33. DOI: 10.24412/26190761-2021-4-20-33.

Ryabtseva, A.Yu., Zatolokina, N.M., Kalachuk, T.G., 2021. Rational use of urban land on the basis of urban planning features within the borders of zones with special conditions for the use of territories. Vector of Geosciences. 4(4). Pp. 20-33. DOI: 10.24412/2619-0761-2021-4-20-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.