Научная статья на тему 'ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОДЕРЖАНИЮ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА И РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ СОЗДАНИИ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ ПОХОРОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД МАГАДАН»'

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОДЕРЖАНИЮ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА И РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ СОЗДАНИИ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ ПОХОРОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД МАГАДАН» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОХОРОННОЕ ДЕЛО / СФЕРА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБЪЕКТЫ ПОХОРОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карташова Наталья Александровна

Автором статьи сформулированы предложения по совершенствованию организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования «Город Магадан» с использованием опыта негосударственного сектора и рыночных механизмов в сфере похоронного дела и ритуального сервиса. Обосновано применение механизмов государственно-частного партнерства при создании новых объектов похоронного назначения в муниципальном образовании «Город Магадан» и проведена оценка эффективности инвестиций в проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPOSALS FOR IMPROVING THE ORGANIZATION OF THE SPHERE OF RITUAL SERVICES AND THE MAINTENANCE OF FUNERAL SERVICES USING THE EXPERIENCE OF THE NON-GOVERNMENTAL SECTOR AND MARKET MECHANISMS WHEN CREATING NEW FUNERAL FUNCTIONS IN THE TERRITORY OF MUNICIPAL EDUCATION «MAGADAN CITY»

The author of the article formulates proposals for improving the organization of funeral services and the maintenance of burial places on the territory of the municipal formation «City of Magadan» using the experience of the non-state sector and market mechanisms in the field of funeral business and ritual service. The application of the mechanisms of public-private partnership in the creation of new funeral facilities in the municipality «City of Magadan» has been substantiated and the effectiveness of investments in the project has been assessed.

Текст научной работы на тему «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОДЕРЖАНИЮ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА И РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ СОЗДАНИИ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ ПОХОРОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД МАГАДАН»»

Научная статья Original article УДК 332.1

doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10721

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И СОДЕРЖАНИЮ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА И РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ СОЗДАНИИ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ ПОХОРОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД МАГАДАН» PROPOSALS FOR IMPROVING THE ORGANIZATION OF THE SPHERE OF RITUAL SERVICES AND THE MAINTENANCE OF FUNERAL SERVICES USING THE EXPERIENCE OF THE NON-GOVERNMENTAL SECTOR AND MARKET MECHANISMS WHEN CREATING NEW FUNERAL FUNCTIONS IN THE TERRITORY OF MUNICIPAL EDUCATION «MAGADAN CITY»

Ь й московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Jj ЖУРНАЛ

Карташова Наталья Александровна,

старший преподаватель кафедры экономики, Институт цифровых технологий и экономики, ФГБОУ ВО «Северо-восточный государственный университет», E-mail: nakartashova@mail. ru

Kartashova Natalya Alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Economy, Institute of Digital Technology and economy FSBEI of HE » North-Eastern State University «, E-mail: nakartashova@mail.ru

Аннотация. Автором статьи сформулированы предложения по совершенствованию организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования «Город Магадан» с использованием опыта негосударственного сектора и рыночных механизмов в сфере похоронного дела и ритуального сервиса. Обосновано применение механизмов государственно-частного партнерства при создании новых объектов похоронного назначения в муниципальном образовании «Город Магадан» и проведена оценка эффективности инвестиций в проект.

Abstract. The author of the article formulates proposals for improving the organization of funeral services and the maintenance of burial places on the territory of the municipal formation «City of Magadan» using the experience of the non-state sector and market mechanisms in the field of funeral business and ritual service. The application of the mechanisms of public-private partnership in the creation of new funeral facilities in the municipality «City of Magadan» has been substantiated and the effectiveness of investments in the project has been assessed. Ключевые слова: похоронное дело, сфера ритуальных услуг, объекты похоронного назначения, государственно-частное партнерство, эффективность инвестиций Keywords: funeral business, the sphere of funeral services, funeral facilities, public-private partnership, investment efficiency

Организация похоронного дела является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг, и, не смотря на то, что ритуально-похоронные услуги относятся к числу обычных бытовых, фактически — это уникальный тип социально-бытовых услуг, предоставляя которые государство реализует одно из своих социальных обязательств [1, 2, 4, 9].

При этом организация похоронного дела на территории муниципального образования «Город Магадан» связана с решением ряда проблем. В первую очередь, это нехватка земли под предоставление новых мест захоронения на существующих городских кладбищах. В среднем, ежегодно на городских кладбищах происходит 961 захоронение. На одно новое отводится участок размером 7,5 кв. м. Таким образом, необходимая ежегодная потребность свободной земли для захоронений составляет 7 200 м (0,72 га). Общая площадь, доступная для новых захоронений, составляет порядка 3,6 га. Исходя из этих данных становится понятно, что существующих резервов земли хватит примерно на 4-5 лет. То есть территории действующих кладбищ практически полностью использованы для создания новых мест захоронения [8].

В настоящее время расширение границ имеющихся кладбищ на территории муниципального образования «Город Магадан» невозможно в связи с отсутствием территорий земельных участков с аналогичным видом разрешенного использования -земель под кладбища и крематории, или же ввиду большой вероятности затопляемости территории кладбища при паводках и ливнях, что является недопустимым при образовании новых резервов земли.

Необходимо учитывать и тот факт, что кладбища могут размещаться только в двух категориях земель: земли с особыми условиями использования территорий или земли особо охраняемых территорий, а также соответствовать требованиям санитарных и

градостроительных норм и правил. На сегодняшний день не выполнены требования по разработке проектов санитарно-защитных зон городских кладбищ на территории муниципального образования «Город «Магадан»» [7].

Также можно отметить снижением объемов финансирования деятельности специализированной службы г. Магадана МБУ «Ритуал» на содержание существующих и создание новых объектов похоронного назначения, а также на реализацию муниципальной программы «Организация похоронного дела в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2018-2022 годы [8].

Также актуальной проблемой в сфере похоронного дела остается отсутствие современной системы сервиса на основе похоронных объектов комплексного обслуживания с использованием новых технологий, отсутствие частных и коммерческих кладбищ и мест захоронения. малая доля предприятий похоронного сервиса, имеющих негосударственную (немуниципальную) форму собственности, а также невысокое качество, оперативность и доступность обслуживания в сфере ритуальных услуг.

Одним из возможных направлении решения сложившейся ситуации на территории муниципального образования «Город Магадан» автор статьи видит в применении нового способа захоронения - кремации, который представляет собой более чистый способ погребения с экологической точки зрения, позволяет в 10 раз рациональнее использовать городские земли, а также сокращает затраты населения на погребение до 50 %, и является современным направлением в экологии и экономике похорон [11].

В процессе работы автором была проведена укрупненная экономическая оценка проекта по строительству крематория и колумбария на территории Марчеканского кладбища города Магадана [14]. В таблице 1 приведены инвестиционные затраты по проекту создания новых объектов похоронного назначения.

Таблица 1. Инвестиционные затраты по проекту создания новых объектов похоронного назначения на территории муниципального образования «Город Магадан»

Наименование затрат Сумма, тыс. руб.

Сметная стоимость работ по реконструкции административного ■здания на территории Марчеканского кладбища под ■здание крематория 13 500

Сметная стоимость строительства колумбария 3 000

Отпускная цена кремационной чч нчн «Феникс» у поста в шика 850

Расходы на доставку кремационной линии транспортной компанией «Восточный Экспресс» 350

Расходы на монтаж оборудования, ■запуск, испытания на месте установки кремационной печи 150

Обучение персонала МБУ «Ритуал» (2 человека) 50

Итого: 17 900

Также были определены текущие расходы, связанные с эксплуатацией кремационной печи в МБУ г. Магадана «Ритуал» [13] и содержание колумбария на территории Марчеканского кладбища г. Магадана (табл. 2).

Таблица 2. Текущие затраты по эксплуатации новых объектов похоронного назначения в МБУ г. Магадана «Ритуал» на территории

Наименование затрат Сумма, тыс. руб.

Затраты на электроэнергию на технологические нужды 150

Амортизация кремационной печи «Феникс» 200.06

Расходы на оплату труда 3 300

Отчисления в государственные внебюджетные фонды 1 016,7

Расходы на техническое обслуживание, текущий ремонт 156

Общепроизводственные расходы 180

Итого: 5 006

Для того, чтобы оценить эффективность и срок окупаемости инвестиций в проект создания крематория и колумбария на территории муниципального образования «Город Магадан» были соотнесены ожидаемые расходы с ожидаемыми доходами по проекту.

Предполагается, что объем оказываемых услуг составит порядка 325 кремаций в течение года. Расчет производился исходя из того, что в 2020 году на территории Магадана скончалось 1621 человек [15]. По предварительным опросам общественного

мнения, проведенным в г. Магадане в 2018 году, услугами крематория готово воспользоваться порядка 20 % населения.

Доходы крематория будут складываться от доходов за кремированные в сумме 25 тыс. руб., и доходов от обслуживания колумбария в сумме 3,5 тыс. руб. в год. Итого доходы составят 9 262, 5 тыс. руб. в год. В таблице 3 смоделированы денежные потоки по инвестиционному проекту с учетом временной стоимости денег. При расчете ставки дисконтирования для проекта строительства крематория, который отличается низким уровнем риска, принят уровень премии за риск 3%, уровень инфляции - 4%, цена капитала - 6%, итого ставка дисконтирования — 13%.

Таблица 3. Расчет денежных потоков и» проекту строительства крематория н колумбария на территории

Марчека некого кладбища г. Магадана, тыс. руб.

Параметры проекта Годы

2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 Сумма

Притоки (ожидаемые доходы) 17 900 - - - - - - - 17 900

Инвестиции - 9262.5 9 262.5 9 262.5 9 262.5 9 262.5 9 262.5 9262.5 64 837,5

Ожидаемые расходы - 5 006 5 006 5 006 5 006 5 006 5 006 5 006 35 042

Чистый доход -17 900 4 256.5 4 256.5 4 256.5 4 256.5 4 256.5 4 256.5 4 256.5 11 895.5

Чистый доход (нарастающий) -17 900 -13 643.5 -9 387 -5 130.5 -874 3 382.5 7 639 11 895.5 -

Коэффициент дисконтирования 1.000 0.885 0.783 0.693 0.613 0.543 0.480 0.425 -

Чистый диско тированный доход -17 900 3 766.814 3 333.464 2 949.968 2610.591 2 310.258 2 044.476 1 809.271 924. 841

Чистый дисконтированный доход нарастающий -17 900 -14 133.186 -10 799.722 -7 849.754 -5 239.163 -2 928.905 -884.429 924.841 -

Также были рассчитаны показатели экономической эффективности инвестиций в этот проект в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов» № ВК-477 от 21.06.99 г. [5]. Итоговые показатели эффективности инвестиционного проекта приведены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели эффективности инвестиций в строительство крематория и колумбария в муниципальном образовании «Город Магадан»

Наименование показателя Единица измерения Значение показателя

Чистый доход (ЧД) тыс. руб. 11 855.5

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) тыс. руб. 924, 841

Индекс доходности доли 1.66

Рентабельность проекта проценты 8.31

Срок окупаемости:

простой лет 5,21

с дисконтом лет 7,49

Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что принятие решения об инвестировании средств в строительство крематория и колумбария является рентабельным проектом, вложенные в него средства окупятся через 7,5 лет, после чего будет приносить экономический эффект. Однако надо отметить, что уровень доходности инвестиций в проект довольно низкий - 1,66, а рентабельность деятельности не будет выше 8,31 %. Таким образом, этот проект не является исключительно инвестиционно-привлекательным с коммерческой точки зрения, поэтому для его реализации имеет смысл рассмотреть объединение интересов бизнеса и государства, например, в рамках государственно-частного партнерства.

Автором статьи был предложен механизм финансирования проекта по строительству крематория и колумбария на территории муниципального образования «Город Магадан» с использование механизмов государственно-частного партнерства [10].

В рамках такого соглашения обязанности инвестора и исполнителя концессионного соглашения входят строительство крематория и колумбария. Прибыль предприятия будет формироваться за счет оплаты населением похоронных и ритуальных услуг. Государственный партнер может возместить некоторые расходы по созданию, реконструкции или эксплуатации совместно создаваемого объекта из бюджета, внебюджетных средств, заемных средств и предоставления государственных или муниципальных гарантий. Эта возможность особенно актуальна в условиях экономической нестабильности, когда концессионер может столкнуться с трудностями при поиске заемных средств в форме облигаций или кредитов займов с приемлемой процентной ставкой.

В проектах по предоставлению похоронных услуг конечным потребителей общественных благ являются жители региона. При этом население может облачить только

часть стоимости создания и эксплуатации похоронных объектов в виде платежей за ритуальные услуги, оставшаяся часть может быть компенсирована публичным участником концессионного соглашения или за счет средств бюджета в виде гарантированного перечня ритуальных услуг.

На рисунке 1 приведен механизм финансирования проекта строительству крематория и колумбария на территории муниципального образования «Город Магадан» на основе концессионного соглашения, регламентированного Федеральным законом «О концессионных соглашениях» [3].

В основу формирования обобщенной оценки эффективности предложений по совершенствованию сферы похоронного дела и ритуальных услуг были положены «Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета муниципального образования «Город Магадан», направляемых на капитальные вложения» утвержденные Постановление мэрии города Магадана от 27.02.2014 № 642 [6]. Методика базируется на применении бально-весового метода с использованием экспертных оценок на основе качественных и количественных критериев.

В частности, были выделены следующее качественные показатели, отражающие достигаемые эффекты для развития регионального рынка ритуальных услуг: — повышение качества предоставляемых ритуальных услуг;

— улучшение санитарного состояния территорий кладбищ;

— повышение качества содержания мест погребения;

— оперативность и доступность обслуживания в сфере похоронного дела.

Также были предложены следующие количественные критерии:

— повышение эффективность расходования бюджетных средств;

— привлечение частных инвестиций в похоронную отрасль;

— укрепление материально-технической базы предприятий похоронной отрасли;

— эффективное использование земельных участков муниципального образования.

В качестве экспертов для оценки разработанных предложений были привлечены: специалист Департамента жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана, директор Муниципального бюджетного учреждения города Магадана «Ритуал», специализированной организации, оказывающей ритуальные услуги на территории муниципального образования «Город Магадан», а также начальник ОГКУЗ «Магаданское областное бюро медико-социальной экспертизы».

Данные экспертных оценок соответствия проекта качественным и количественным критериям приведены в таблицах 6 и 7.

Таблица Оценки эффективности предложений по совершенствованию сферы по\оронного дели и ритуальных

услуг ни территории МО «Город Ыигядин» ни основе качественных критериев

и п Критерий На текущий момент >н к и и 1ч' N м й в 3 м 3 - » й 5 а« § 5 4 После реализации предложений а И и

Опенка критерия Опенка критерия а а > з е; I ¡.г ь а

Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Сулма ч а > а, а О Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Сумма

1 повышение качества предоставтя-емьк ритуальных услуг 1 ] ] 3 1 0.4 0.4 5 5 и 5 0.4 2.00

2 улучшение санитарного состояния территорий кладбищ 2 2 3 7 2.3 0.3 0.69 4 3 4 И 3.6 0.3 1.08

3 повышение качества содержания мест погреоенил 2 3 1 7 2 0.1 0.2 4 5 4 13 4.3 0,1 0.43

4 ОПсрЛИЕНКТЬ и доступность оослуживания в сфере похоронного дела 3 ■> т 3 7 2.3 0.2 0.46 3 4 4 11 3.6 0.2 0.72

Итого 1 1,75 1 4.23

Оиенка эффективности на основе шеавенньк критериев Ч]=35.0% Ч|=84,б%

Таблица 6. Оценка эффективности предложений по совершенствованию сферы похоронного дела и ритуальных услуг на территории МО «Город Магадан» на основе количественных критериев

п/ 11 Критерий На текущий момент Средний балл « Я а После реализации предложений « н ээ и й Я « « 8 £ ! 3 ЕЗ В,

Опенка критерия а о ; и о £0 а 3 г 5 Й ' Я 5 1 а ) Опенка критерия

Эксперт 1 Эксперт 2 Экспер1 3 Сумма Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Сумма и в £0 1 В ' )

1 повышение эффективность расходования бюджетных средств 2 3 1 6 2 0.2 0.4 3 5 5 13 4.3 0.2 0.86

2 привлечение частных инвестиций в похоронную отрасль 2 1 5 1,6 0,3 0,48 4 4 4 12 4 0,3 1.20

3 укрепление материально-технической базы предприятий похоронной отрасли 1 2 1 4 1.3 0.4 0.52 5 5 4 14 4.6 0.4 1.84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 эффективное использование земельных участков муниципального образования 2 3 7 2.3 0.1 0.23 4 4 3 11 3.6 0.1 0.36

Итого 1 1.63 1 4.26

Оценка эффективности на основе колнчественых критериев 42=32.6% 4-85.2%

Средневзвешенный балл является произведением среднего балла и весового коэффициента по каждому критерию.

Интегральная оценка (Эинт) определена как средневзвешенная сумма оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле (1):

где Ч1— оценка эффективности на основе качественных критериев;

Ч2— оценка эффективности на основе количественных критериев;

0,6 и 0,4 - весовые коэффициенты качественных и количественных критериев.

Интегральная оценка эффективности на основе совокупности качественных и количественных критериев составила 34,2 % на текущий момент и рост до 84,84 % после реализации предложений по строительству крематория и колумбария на территории Марчеканского кладбища города Магадана (табл. 7).

Таблица Т. Интегральная оценки эффективности предложений по совершенствованию сферы похоронного дела и ритуальных ус.члт на территории МО « Гор од Магадан»

ГТ оказат ель Опенка э ф фективности Весовой коз ф фициент

На текущий момент В результате р е ализации предложений

Оценка эф ф ективыости на основе качественных критериев 35,0% 84.6% 0,6

Оценка эффективности на основе количеств енных критериев 32,6% 85,2% 0,4

Интегральная опенка Эжнт=34,2% Эинт=84,84% 1

Помимо перечисленных эффектов, максимально широкое использование опыта негосударственного сектора и рыночных механизмов в организации похоронного дела и ритуального сервиса на территории муниципального образования «Город Магадан» также будет способствовать обеспечению инвестиционной привлекательности похоронной отрасли, выводу из тени финансовых отраслевых потоков, связанных с функционированием рынка ритуальных услуг, стимулированию роста налоговых отчислений в бюджет, созданию новых рабочих мест. Таким образом можно говорить о том, что внедрение предложений, сделанных автором, позволит создать условия для повышения качества предоставляемых ритуальных услуг, росту удовлетворенности жителей муниципального образования, что позволяет судить об эффективности предложений.

Список источников

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru. (дата обращения 18.12.2021).

2. О погребении и похоронном деле: федер. закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ: // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru. (дата обращения 18.12.2021).

3. О концессионных соглашениях: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://consultant.ru. (дата обращения 18.12.2021).

4. О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших: указ Президента РФ от 29 июня 1996 г № 1001 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru. (дата обращения 18.12.2021).

5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: приказ Гос. Комитет Российской Федерации по строительству, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999 г. № БК 477 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru. (дата обращения 18.12.2021).

6. Правила проверки инвестиционных проектов на эффективность использования средств бюджета муниципального образования «Город Магадан», выделяемых на капитальные вложения: положение. Мэрия Магадана от 27 февраля 2014 г. № 642 [Электронный ресурс]. // Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения 18.12.2021)

7. СанПиН 2.1.2882-11 Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения: постан. Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. № 84 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru. (дата обращения 18.12.2021).

8. Об утверждении муниципальной программы «Организация похоронного дела на территории муниципального образования «Город Магадан» на 2018-2022 годы: постан. Мэрии г. Магадана от 19 октября 2017 г. № 3350 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru. (дата обращения 18.12.2021).

9. Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования «Город Магадан»: реш. Магаданской городской Думы от 27 декабря 2017 года № 101 -Д (в ред. Решений Магаданской городской Думы от 07.09.2020 № 56-Д) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru. (дата обращения 18.12.2021).

10. Проблемы развития похоронного дела в России и перспективы государственно-частного партнерства в отрасли / Князев К. /// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mosritual.ru. (дата обращения 8.12.2021).

11. Что такое кремация?: сайт // Портал «Похоронный дом Некрополь». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://funeral-nsk.ru.

12. Мэрия г. Магадана : сайт // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.magadangorod.ru. (дата обращения 10.12.2021).

13. Муниципальное бюджетное учреждения г. Магадана «Ритуал»: сайт // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ritualmag.ru. (дата обращения 10.12.2021). (дата обращения 10.12.2021).

14. Строительство крематориев и продажа кремационных печей : сайт // Компания «Феникс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krematorium.ru. (дата обращения 10.12.2021).

15. Статистический ежегодник «Магаданская область 2020» : сайт / Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейский автономной области и Чукотскому автономному округу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habstat.gks.ru. (дата обращения 18.12.2021).

References

1. On the general principles of organizing local self-government in the Russian Federation: Feder. Law of October 6, 2003 No. 131-FZ // Reference and legal system «ConsultantPlus» [Electronic resource]. — Access mode: http: // www.consultant.ru. (date of treatment 12/18/2021).

2. On burial and funeral business: Feder. Law of January 12, 1996 No. 8-FZ: // Reference and legal system «ConsultantPlus» [Electronic resource]. — Access mode: http: // www. consultant.ru. (date of treatment 12/18/2021).

3. About concession agreements: Feder. Law of July 21, 2005 No. 115-FZ (as amended on 12/30/2015) // Reference and legal system «ConsultantPlus» [Electronic resource]. — Access mode: http://consultant.ru. (date of treatment 12/18/2021).

4. On guarantees of the rights of citizens to provide services for the burial of the dead: decree of the President of the Russian Federation of June 29, 1996 No. 1001 // Reference and legal system «ConsultantPlus» [Electronic resource]. — Access mode: http: // www.consultant.ru. (date of treatment 12/18/2021).

5. Methodological recommendations for assessing the effectiveness of investment projects: order of the State. Committee of the Russian Federation for Construction, Architectural and Housing Policy of June 21, 1999 No. BK 477 // Reference and legal system «ConsultantPlus» [Electronic resource]. — Access mode: http: // www.consultant.ru. (date of treatment 12/18/2021).

6. Rules for the inspection of investment projects for the effectiveness of the use of funds from the budget of the municipal formation «City of Magadan», allocated for capital investments: regulation. Mayor's Office of Magadan dated February 27, 2014 No. 642 [Electronic resource]. // Access mode: www.consultant.ru. (date of treatment 12/18/2021)

7. Regulations on the organization of funeral services and the maintenance of burial places on the territory of the municipal formation «City of Magadan»: dec. Magadan City Duma No. 101-

D dated December 27, 2017 (as amended by Decisions of the Magadan City Duma No. 56-D dated 09.07.2020) [Electronic resource]. — Access mode: http: // www.consultant.ru. (date of treatment 12/18/2021).

8. On the approval of the municipal program «Organization of funeral affairs on the territory of the municipal formation» City of Magadan «for 2018-2022: postan. Mayor's Office of Magadan from October 19, 2017 No. 3350 // Reference and legal system «ConsultantPlus» [Electronic resource]. — Access mode: http: // www.consultant.ru. (date of treatment 12/18/2021).

9. 9) Regulations on the organization of funeral services and the maintenance of burial places on the territory of the municipal formation «City of Magadan»: dec. Magadan City Duma No. 101-D dated December 27, 2017 (as amended by Decisions of the Magadan City Duma No. 56-D dated 09.07.2020) [Electronic resource]. — Access mode: http: // www.consultant.ru. (date of treatment 12/18/2021).

10. Problems of the development of the funeral business in Russia and the prospects for public-private partnership in the industry / Knyazev K. /// [Electronic resource]. — Access mode: http://www.mosritual.ru. (date of circulation 12/08/2021).

11. What is cremation ?: site // Portal «Necropolis Funeral Home». [Electronic resource]. — Access mode: https://funeral-nsk.ru.

12. City Hall of Magadan: website // [Electronic resource]. — Access mode: https://old.magadangorod.ru. (date of circulation 10.12.2021).

13. Municipal budgetary institution of the city of Magadan «Ritual»: website // [Electronic resource]. — Access mode: http://ritualmag.ru. (date of circulation 10.12.2021). (date of circulation 10.12.2021).

14. Construction of crematoria and sale of cremation ovens: website // Phoenix Company. [Electronic resource]. — Access mode: https://krematorium.ru.

15. Statistical Yearbook «Magadan Region 2020»: website / Office of the Federal State Statistics Service for the Khabarovsk Territory, Magadan Region, the Jewish Autonomous Region and the Chukotka Autonomous District. [Electronic resource]. — Access mode: https://habstat.gks.ru. (date of treatment 12/18/2021).

Для цитирования: Карташова Н.А. Предложения по совершенствования организации сферы ритуальных услуг и содержанию мест захоронения с использованием опыта негосударственного сектора и рыночных механизмов при создании новых объектов похоронного назначения на территории муниципального образования «Город Магадан» // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qie.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskii-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-

15/

© Карташова Н.А., Московский экономический журнал, 2021, № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.