Научная статья на тему 'Рынок ритуальных услуг в России и его проблемы в городе Иркутске'

Рынок ритуальных услуг в России и его проблемы в городе Иркутске Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1384
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОХОРОННОЕ ДЕЛО / FUNERAL BUSINESS / РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / FUNERAL SERVICES / КЛАДБИЩЕ / CEMETERY / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ПОГРЕБЕНИЕ / INTERMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Честнов Павел Евгеньевич

Дан обзор состояния рынка ритуально-похоронных услуг как в России в целом, так и в г. Иркутске в частности (по данным Роскомстата), а также представлена проблематика данной сферы услуг, которая довольно многообразна. Авторами проанализированы самые наболевшие вопросы, такие как недобросовестная конкуренция, отсутствие нововведений, нарушение закона самими работниками ритуальной сферы. Предложены пути решения проблем: введение лицензирования, повышение профессионального уровня персонала, модернизация закона о погребении, тесная связь с органами полиции, поддержка местной администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNERAL SERVICE MARKET IN RUSSIA AND ITS PROBLEMS IN IRKUTSK

Based on the Roskomstat (Russian Federal State Statistics Service) data the condition of the market of funeral services is overviewed in Russia as a whole, and in Irkutsk in particular. The article describes the problems of this variable service sector, analyzes the most pressing issues including unfair competition, lack of new developments, violation of the law by the employees of the funeral services. The following methods are proposed to solve the problems: introduction of licensing, improvement of the personnel professional level, modernization of the funeral law, close cooperation with police and support of local government.

Текст научной работы на тему «Рынок ритуальных услуг в России и его проблемы в городе Иркутске»

метод. пособие. Минск: БГАТУ, 2010. 240 с.

5. Зайцев К.Д. Формирование энергоэффективной инвестиционной программы энергетического предприятия: ато-реф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 . СПб, 2015. С. 28.

6. Илюшкина Е.С., Конюхов В.Ю. Классификация экологических инноваций // Вестник ИрГТУ. 2012. № 7. С. 181 -187.

7. Толстой М.Ю., Конюхов В.Ю., Соболев А.С. Перспективы коммерческого использования альтернативных источни-

ков энергии // Вестник ИрГТУ. 2013. № 5. С. 206-211.

8. Чумаков Е. В. Стратегическое управление энергоэффективностью промышленных предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 защищена 24.10.2013 г. Белгород, 2013. 26 с.

9. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности: учеб. пособие для ответственных за энергосбережение / Борголова Е.А. [и др.]. М., 2013. 349 с.

УДК 338.012

РЫНОК РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ

© П.Е. Честнов1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова,83.

Дан обзор состояния рынка ритуально-похоронных услуг как в России в целом, так и в г. Иркутске в частности (по данным Роскомстата), а также представлена проблематика данной сферы услуг, которая довольно многообразна. Авторами проанализированы самые наболевшие вопросы, такие как недобросовестная конкуренция, отсутствие нововведений, нарушение закона самими работниками ритуальной сферы. Предложены пути решения проблем: введение лицензирования, повышение профессионального уровня персонала, модернизация закона о погребении, тесная связь с органами полиции, поддержка местной администрации. Ключевые слова: похоронное дело; ритуальные услуги; кладбище; экономика; инвестиции; погребение.

FUNERAL SERVICE MARKET IN RUSSIA AND ITS PROBLEMS IN IRKUTSK P.E. Chestnov

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Based on the Roskomstat (Russian Federal State Statistics Service) data the condition of the market of funeral services is overviewed in Russia as a whole, and in Irkutsk in particular. The article describes the problems of this variable service sector, analyzes the most pressing issues including unfair competition, lack of new developments, violation of the law by the employees of the funeral services. The following methods are proposed to solve the problems: introduction of licensing, improvement of the personnel professional level, modernization of the funeral law, close cooperation with police and support of local government.

Keywords: funeral business; funeral services; cemetery; economy; investments; interment.

Ритуально-похоронное дело, сочетающее в себе элементы социальной, коммунальной, религиозной, экономической и других сфер деятельности, является одной из важнейших отраслей городского хозяйства. Отрасль развивается на стыке медицины, землепользования и градостроительства, социального обслуживания, деятельности правоохранительных органов [3].

Ритуальная сфера тесно связана с этическими и религиозными правилами. Важны также профессиональные качества сотрудников.

Ритуально-похоронная деятельность берет на себя функции сделать скорбь и боль человека, потерявшего близкого, менее чувствительной, что позволяет родственникам в тяжелый момент полностью положиться на ту или иную похоронную службу.

Вся деятельность похоронных служб основана на Федеральном законе «О погребении и похоронном деле», который на сегодняшний момент является не совсем корректным в применении к современным реалиям рынка ритуальных услуг. Совместно с Союзом похоронных организаций и крематориев (СПОК), Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России и Государственной Думой РФ ведутся разработки по

модернизации данного закона [1, 2].

Оборот похоронного дела в Российской Федерации на 2014 г. составляет 36 млрд руб., теневой оборот - приблизительно 60 млрд руб. В стране имеется 53,3 тысячи кладбищ, которые занимают площадь более 123 тыс. га.

В Иркутске оборот за 2014 г. составил порядка 360 млн руб. В городе в данной сфере работают более 60 похоронных агентств, их теневой оборот превышает 1 млрд руб. Также в городе имеется одно Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «РИТУАЛ». Однако большая часть агентств входят в список предприятий, которые с нарушениями выполняют свои обязательства. Несмотря на огромный список ритуальных агентств, добросовестными могут считаться менее шести организаций г. Иркутска. Как показывает опрос людей, столкнувшихся с организацией траурной церемонии, большинство из них характеризуют Иркутский МУП «РИТУАЛ» как более компетентное и профессиональное предприятие в ритуальной сфере.

С развитием законодательной базы о местном самоуправлении и в связи с передачей возможности организации ритуальных услуг и содержания мест

1 Честнов Павел Евгеньевич, аспирант, тел.: 89041205322, e-mail: [email protected] Chestnov Pavel, Postgraduate, tel.: 89041205322, e-mail: [email protected]

захоронения муниципальным властям государство в действительности дистанцировалось от проблем в сфере ритуально похоронного комплекса и развития данной услуги [4].

На федеральном уровне не определен руководящий ответственный орган власти за развитие похоронного дела. Отмена лицензирования в похоронной отрасли привела к значительному падению уровня обслуживания и недобросовестной работе многих ритуальных центров.

В условиях неспособности муниципалитетов финансировать объекты похоронного назначения и контролировать четкое выполнение всех процедур при организации похорон, а также отсутствия гарантий для потенциальных частных инвесторов отрасль оказалась в тяжелом положении. Повсюду наблюдаются нарушения прав потребителей ритуальных услуг, навязывание товаров и вымогательство, нарушение антимонопольного законодательства, недобросовестная конкуренция, дефицит кладбищенских земель, отсутствие финансирования на содержание мест захоронения, некорректное поведение работников похоронных и медицинских служб [5].

Бесчисленные претензии людей связаны с тем, что цены на ритуальные услуги не соответствуют качеству, а могилы часто предоставляются за взятки. Данные о смерти граждан на деле становятся товаром повышенного спроса со стороны конкурирующих похоронных организаций. В конечном итоге все «черные» затраты компенсируются из средств потребителя. Конкуренция частных похоронных фирм с муниципальными учреждениями зачастую имеет криминальный характер.

На сегодняшний момент анализ спроса на услуги по подготовке мест захоронения показывает необходимость пересмотра правил кладбищенского хозяйствования.

Крайне необходимо исправить существующие пробелы в земельном законодательстве, которое не учитывает интересов похоронного дела. В конечном счете цена на строительство новых кладбищ превышает сотни миллионов рублей, что представляет собой огромные суммы для местных бюджетов.

Сегодня стало понятно, что без правильного правового регулирования и привлечения как государственных, так и рыночных возможностей нормальное

функционирование ритуально-похоронной отрасли неосуществимо.

Формирование плодотворных партнерских взаимоотношений между бизнес-структурами и государственной властью по усовершенствованию похоронной услуги позволит дать стимул к улучшению похоронной инфраструктуры и внедрению современных форм обслуживания с использованием внебюджетных средств [6].

Следует законодательно установить понятные регламенты, что позволит обеспечить социальную защищенность граждан, гарантии для частных предпринимателей, развитие инноваций, повышение квалифицированности кадров отрасли, снижение уровня коррупции в похоронной сфере [7].

Обратимся к статистике: в 2015 г. в Иркутске проживает 620 тыс. чел., смертность составляет 701,9 на 100 тысяч населения. Средний возраст населения Иркутской области - 37 лет, среднедушевой денежный доход населения составляет 23 тыс. руб., величина прожиточного минимума на душу населения -10 тыс. 105 руб. [8].

Основные причины смертности населения Иркутска (рис. 1) [8]:

• Инфекционные заболевания - 1,443 чел.;

• Новообразования - 4,955 чел.;

• Болезни системы кровообращения -16,339 чел.;

• Болезни органов дыхания - 1,854 чел.;

• Болезни органов пищеварения - 2,048 чел.;

• Несчастные случаи - 4,307 чел.

Средняя стоимость похорон примерно от 30 до 50 тыс. руб. В городе имеется 11 кладбищ, из них муниципальные кладбища - Александровское, НовоЛенинское, Радищевское.

В настоящее время, чтобы выйти на данный рынок услуг, не требуется больших финансовых и бюрократических усилий, но чтобы организовать качественный сервис, нужно понимать глубину проблем.

Борьба за рынок ритуальных услуг в Иркутске идет весьма серьезная, и это понятно. Каждая контора пытается получить часть прибыли, минуя моральные аспекты. Все этические нормы уходят на второй план, а прибыль вынуждает нарушать закон.

Рис 1. Причины смертности населения Иркутска

Основные проблемы в Иркутске в данной отрасли - огромное количество ритуальных организаций и низкий уровень обслуживания. Бесконтрольное порождение новых фирм ведет к недобросовестной конкуренции, что влечет за собой частый обман заказчика, коррупцию, мошенничество, вымогательство.

Хотелось бы отметить еще одну немаловажную проблему: иркутские ритуальные компании не перенимают опыт своих коллег, где примером прорыва в данной сфере может служить Новосибирский похоронный комплекс, который в полном объеме предоставляет услуги по погребению на европейском уровне. Сфера предоставления похоронных услуг в Иркутске имеет низкий уровень, приближенный к уровню 90-х гг. У предпринимателей и местной администрации не возникает желания решить проблемы и улучшить данный сервис.

Также в Иркутске остро стоит проблема вымогательства со стороны сотрудников судебно-медицинской экспертизы. Работники моргов вымогают деньги у родственников за те услуги, которые предоставляются бесплатно, либо шантажируют тем, что тело будет долго не обследовано, так как большой поток. Если мириться с этими фактами и продолжать платить, то появляется много вопросов к обслуживанию и качеству предоставления услуг. Многие работники ритуальной сферы отмечают, что персонал моргов назначает цену буквально на все. Например, цена исправления асфиксии составляет 500 руб. Мы можем только догадываться, сколько будет стоить полный комплекс «бесплатного» вскрытия тела, если этого потребуют обстоятельства.

Одним из нерешенных направлений является также кремационное дело. В Иркутске данное направление не развито, федеральный бюджет на строительство крематориев не выделяет средств, для регионального же бюджета это полностью неподъемно. Желания и возможности имеются у частных структур, но закон требует, чтобы крематории находились в управлении муниципальных структур.

Дополнительно хотелось бы отметить, что крайне мало внимания в г. Иркутске уделяется государственно-частному партнерству. А между тем, как показывает опыт Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, объединение усилий городской администрации и частного сектора позволило бы создать новые кладбища, пантеоны, катафальные автопредприятия, крематории.

Нельзя обойти вниманием такое направление, как «страхование на случай смерти». Данные услуги, конечно, нужны, так как эта определенная страховка одиноких старых людей является гарантией достойного отношения к ним после смерти. Однако на деле все выглядит иначе: организация похорон на страховую стоимость выглядит очень скромно и подчас не уважительно. Имеются примеры, когда родственники умерших пенсионеров хотели обналичить страховой полис и, придя в организацию, становились объектом навязывания дополнительных опций, аксессуаров. Встречаются и другие неприятные нюансы, связанные с низким уровнем обслуживания. В таких ситуациях

родственники вынуждены обращаться в другие более надежные похоронные компании и заказывать там комплекс траурных мероприятий.

Данные проблемы требуют системного подхода, одним из направлений которого могло бы стать введение лицензирования. Каждая новая организация должна пройти все необходимые процедуры подтверждения профессионального уровня, и при несоответствующем уровне сервиса ограничена в предоставлении лицензий.

Городу требуется единая служба по перевозке тел, что позволит снизить незаконные действия и поборы с граждан.

Эксперты в области похоронного дела считают, что необходима организация единого центра по сбору информации об умерших, которая передавалась бы «честным» похоронным организациям.

Необходимо организовать контроль над работой больничных моргов, так как эти учреждения являются самыми проблемными и коррумпированными.

Требуется наладить диалог с правоохранительными органами, потому что многие нарушения выявляются только при помощи граждан, столкнувшихся с вымогательством, которое трудно доказать. И только при совместных усилиях пострадавших и правоохранительных органов возможен сбор неопровержимых доказательств.

Ритуальная услуга и работа специалистов в данной отрасли должны стать одним целым. Но, к сожалению, на сегодня квалифицированных специалистов в Иркутске крайне мало.

Одним из масштабных решений многих проблем может стать модернизация закона «О погребении и похоронном деле», что позволит определить полномочия и ответственность административных органов и добавит дополнительные рычаги контроля над ритуальной сферой.

Ключевым решением также может стать инвестиционная привлекательность. Данная сфера услуг имеет разные направления деятельности, что позволяет добросовестным предприятиям повысить качество ритуальных товаров и уровень обслуживания. Это, в свою очередь, будет способствовать вытеснению организаций с низким уровнем услуг и сомнительной репутацией.

Авторы также хотели обратить внимание на систему контроля качества. Одной из ключевых задач любого сервиса является обеспечение качества обслуживания. Это предполагает стандартизацию процессов оказания услуг, производства товаров, обучения персонала. Менеджмент качества сегодня использует широкий инструментарий: обязательную и добровольную сертификацию, лицензирование, аттестацию и сертификацию персонала, обязательное и добровольное саморегулирование.

Например, в США, Франции, Испании деятельность по организации похорон лицензируется. В европейских странах действуют похоронные стандарты. Кроме того, существует общеевропейский стандарт «Похоронный сервис. Требования». Французы применяет в похоронном деле стандарты системы ISO. Ряд

похоронных товаров (гробы, урны), кремационное и бальзамировочное оборудование, косметические средства и многое другое сертифицируются в обязательном порядке.

Кроме того, в западных странах регулирующие функции в области качества выполняют общественные объединения участников рынка (ассоциации). По сути, они являются саморегулируемыми организациями (СРО) со своими стандартами и правилами, системами контроля качества и профессионального обучения.

Необходимо затронуть и ограничение земельных ресурсов. Проблема сосуществования акрополей и некрополей, эффективного использования земель для различных нужд всегда стояла перед человечеством. Наиболее остро она проявляется в странах с небольшой территорией, перенаселенных, со специфическим ландшафтом и климатом, имеющих многомиллионные мегаполисы. В таких условиях похоронное хозяйствование ориентировано на экономичные способы погребения.

Например, в Японии и Китае кремация применяется практически на 100%, в ряде стран Европы этот процент достигает 60-70% и более. Практикуются такие формы захоронения, как развеивание праха, захоронения в зданиях-кладбищах (захоронения сар-кофагового типа, закрытые колумбарии) и в море. В Италии и Испании большое развитие получили здания-кладбища различных типов, в том числе наземные многоярусные галереи (нередко в 2-3 этажа), наземные фамильные мавзолеи (склепы на 20-30 и более захоронений). В скалистой местности ниши для захоронения гробов и урн вырезают прямо в породе (Испания, Греция, южная Италия). Для большинства западных стран характерна система аренды, а иногда покупки мест захоронения, обеспечивающая необходимый землеоборот в похоронном деле.

Перечисленные примеры способов захоронения требуют применения соответствующих технологий, развитие которых, в свою очередь, сопряжено с существенными затратами. Это обусловливает экономическую специфику похоронной отрасли в той или иной стране.

Таким образом, из вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что предметом похоронного дела является обслуживание указанного процесса: ведение похоронного хозяйства, оказание ритуальных услуг, формирование общегражданской похоронной культуры. Авторы сформулировали следующие цели похоронного дела:

• сохранение физического и психологического здоровья населения;

• безопасность землепользования на территориях похоронного назначения;

• организация и осуществление обслуживания процесса смены поколений в обществе посредством осуществления захоронений и сохранения памяти умерших;

• удовлетворение духовных и иных потребностей общества, связанных с уходом из жизни его членов;

• формирование общегражданской похоронной культуры;

• ресурсосбережение, экономически эффективное и безопасное хозяйствование на объектах похоронного назначения.

Приходится констатировать, что ритуально-похоронная сфера всегда находится на обочине сферы услуг. В обществе не принято разговаривать на данную тему. Мы забываем, что ритуальная церемония - это не только процесс похорон, но и сохранение обычаев, культуры, моральных обязательств и доброй памяти о близком нам человеке. Поэтому данной сфере необходимо уделять соответствующее внимание.

Только обратная связь потребителя и исполнительной власти позволит решить проблемы в ритуальном секторе. Немаловажно способствовать инвестиционному климату в городе, что позволит выйти на рынок перспективным проектам, направленным на повышение качества ритуальной сферы, медико-научного потенциала и улучшение экономического климата.

Статья поступила 29.09.2015 г.

Библиографический список

1. О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших: указ Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 // «Российская газета» 1996. С. 125.

2. О погребении и похоронном деле: федер. закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ // «Российская газета» 1996. С. 220.

3. Сюткин Г.Н. Основы ритуально похоронного дела : учеб. пособие. М., 2009. 36 с.

4. На мертвой точке // Российская газета. 2010. 6 авг.

5. Сильвестров С.А. Партнерство государства и частного

сектора // Экономика России: XXI век. 2005. 18 с.

6. Лимонада М.Ю. Современные скорбные и траурные ритуалы России. Гражданский требник»: учеб. пособие. М., 2012. 43 с.

7. Шефов С.А. Психология горя: учеб. пособие. М., 2013. 22 с.

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://irkutskstat.gks.ru (10.10.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.