Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОЙ СФЕРЫ В МОСКВЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОЙ СФЕРЫ В МОСКВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОЕ ДЕЛО / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ / РИТУАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОХОРОННО-РИТУАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусинова Н.Н.

Рассмотрена востребованность ритуально-похоронных услуг, чем обоснована значимость развития ритуально-похоронной сферы для г. Москвы. Отмечено, что правовая основа организации ритуально-похоронной сферы перестала соответствовать темпу и уровню ее развития, и в настоящее время разрабатывается новая редакция базового федерального закона. Выявлены существенные недостатки в организации ритуально-похоронной сферы и содержания мест захоронения, препятствующие ее развитию. С позиции оценки указанных проблем определены основные направления совершенствования данной отрасли, в том числе: совершенствование законодательства; организация эффективной системы деятельности рынка; повышение защищенности граждан в сфере предоставления ритуально-похоронных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF THE RITUAL AND FUNERAL INDUSTRY IN MOSCOW

The demand for ritual and funeral services, which substantiates the importance of the development of the ritual and funeral industry for the Moscow is considered. It is noted that the legal basis for the organization of the ritual and funeral industry has ceased to correspond to the pace and level of its development, and a new version of the basic Federal law is currently being developed. Significant shortcomings in the organization of the ritual and funeral industry and the maintenance of burial places that hinder its development are revealed. From the point of view of the assessment of these problems, the main directions of improvement of this industry are determined, including: improvement of legislation, organization of an effective system of market activities, increasing the protection of citizens in the provision of ritual and funeral services.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОЙ СФЕРЫ В МОСКВЕ»

УДК 33.024.3 JEL R19

Мусинова Нина Николаевна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», r. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: 65651951@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2021-6-104-111

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННОЙ СФЕРЫ В МОСКВЕ

Аннотация. Рассмотрена востребованность ритуально-похоронных услуг, чем обоснована значимость развития ритуально-похоронной сферы для г. Москвы. Отмечено, что правовая основа организации ритуально-похоронной сферы перестала соответствовать темпу и уровню ее развития, и в настоящее время разрабатывается новая редакция базового федерального закона. Выявлены существенные недостатки в организации ритуально-похоронной сферы и содержания мест захоронения, препятствующие ее развитию. С позиции оценки указанных проблем определены основные направления совершенствования данной отрасли, в том числе: совершенствование законодательства; организация эффективной системы деятельности рынка; повышение защищенности граждан в сфере предоставления ритуально-похоронных услуг. Ключевые слова: сфера услуг, ритуальные услуги, ритуально-похоронное дело, предоставление ритуальных услуг, ритуальное страхование, содержание мест захоронения, регулирование похоронно-ритуальной отрасли, ритуально-похоронная сфера

Для цитирования: Мусинова Н.Н. Организация и развитие ритуально-похоронной сферы в Москве// Вестник университета. 2021. № 6. С. 104-111.

Nina N. Musinova

Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: 65651951@mail.ru

ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF THE RITUAL AND FUNERAL INDUSTRY IN MOSCOW

Abstract. The demand for ritual and funeral services, which substantiates the importance of the development of the ritual and funeral industry for the Moscow is considered. It is noted that the legal basis for the organization of the ritual and funeral industry has ceased to correspond to the pace and level of its development, and a new version of the basic Federal law is currently being developed. Significant shortcomings in the organization of the ritual and funeral industry and the maintenance of burial places that hinder its development are revealed. From the point of view of the assessment of these problems, the main directions of improvement of this industry are determined, including: improvement of legislation, organization of an effective system of market activities, increasing the protection of citizens in the provision of ritual and funeral services.

Keyword: service sector, funeral services, ritual and funeral business, provision of funeral services, ritual insurance, maintenance of burial places, funeral and ritual industry regulation, ritual and funeral industry

For citation: Musinova N.N. (2021) Organization and development of the ritual and funeral industry in Moscow. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 104-111. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-6-104-111

Введение

Ритуально-похоронное дело - одно из немногих направлений сферы услуг, которое переживает в настоящее время свое активное развитие. Накопленный опыт показывает, что в рамках рыночной экономики имеется огромный резерв для развития этой сферы.

Значимость организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в городе Москве определяется востребованностью этого вида услуг, затрагивающего интересы всего населения столицы. В похоронах ежегодно участвуют сотни тысяч горожан (табл. 1).

© Мусинова Н.Н., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Musinova N.N., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Таблица 1

Динамика смертности населения Москвы в 2015-2020 гг.

Показатель Год Изменение за период, %

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Численность умерших, тыс. чел. На 1 000 чел. населения 121,9 9,9 123,8 10 118,9 9,6 122,1 9,7 120,4 9,5 132,7 11,4 108,9 1,5

Источник: [14]

Смертность населения в Москве увеличилась за последние 6 лет на 8,9 %, особенно заметен рост этого показателя в 2020 г. - на 10,1 % по сравнению с 2019 г. Значительно вырос показатель смертности на 1 000 чел. населения с 9,5 в 2019 г. до 11,4 в 2020 г. Причиной его рекордного роста, безусловно, явилась пандемия СОУГО-19.

В связи с ростом смертности в 2020 г., объем оказываемых ритуальных услуг населению Москвы существенно увеличился относительно 2019 г. (на 40,1 %) и составил 9 495 млн руб., о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Объем ритуальных услуг в г. Москва за 2015-2020 гг.

Показатели Год Изменение

2015 2016 2017 2018 2019 2020 за период, %

Объем РУ населению города Москвы, млн руб. 6 528 5 356 6 304 6 179 6 778 9 495 145,5

Всего оказанные бытовые услуги, млн руб. 71 340 73 255 77 176 79 967 97 696 86 005 120,6

Доля ритуальных услуг в общем объеме оказанных бытовых услуг, % 9,2 7,3 8,2 7,7 6,9 11,0 1,9

Источник: [14]

За период 2015-2020 гг. объем ритуальных услуг, оказываемых населению, увеличился на 45,5 %, в том числе за 2015-2019 гг. - на 3,8 %. В 2020 г. Доля ритуальных услуг в общем объеме оказанных бытовых услуг населению возросла по сравнению с предыдущим годом на 4,1 %. Таким образом, пандемия СОУГО-19 оказала существенное влияние на развитие рынка, стимулировала его рост.

Базовым законом ритуально-похоронной сферы, особенно в части формирования специфического рынка ритуально-похоронных услуг, является федеральный закон «О погребении и похоронном деле» [1]. В Москве вопросы похоронной сферы наряду с этим регламентируются также Законом города Москвы [2].

Следует отметить, что положения базового федерального закона были призваны способствовать оздоровлению ритуального-похоронной сферы, однако его нормы перестали соответствуют темпу и уровню ее развития, не позволяя интенсивно развиваться дальше. Наряду с этим на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещена редакция нового законопроекта о похоронном деле, реальное вступление в силу которого может состояться в 2021-2022 гг. [13]. Одновременно разрабатывается пакет подзаконных актов, в том числе Правила предоставления ритуально-похоронных услуг.

Вместе с тем многие вопросы организации ритуально-похоронного дела приходится решать практическим работникам предприятий и органов власти уже сейчас, не дожидаясь выхода закона. Например, оценка качества изделий и услуг ритуально-похоронного назначения, повторное использование брошенных (бесхозяйных) мест захоронений и др. Необходимость поиска путей преодоления имеющихся проблем осуществляется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Актуальны эти вопросы и для города федерального значения, столицы Российской Федерации Москвы.

Литературный обзор

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых и практиков в сфере организации похоронного дела и ритуальных услуг.

Социальная значимость ритуально-похоронной сферы, вопросы регулирования деятельности по предоставлению ритуальных услуг и роль профессионального стандарта как основного инструмента обеспечения качества обслуживания потребителей услуг такого рода показана О. А. Ларионовым в научно-аналитическом обзоре [6].

В работах [10; 11] проанализированы понятия «похоронные услуги» и «ритуальные услуги» и выявлены их отличительные признаки, рассмотрены вопросы организации ритуально-похоронного дела и ритуального сервиса, конкуренции в регионах и муниципальных образованиях, а также в других странах Европы. Определению перспективы захоронений в России посредством кремации посвящено исследование [9].

Проблемы и механизмы устойчивого развития ритуально-похоронной сферы в регионах и муниципальных образованиях рассмотрены в работе [5]. Проблемам похоронного дела в городе Москве в период пандемии посвящена работа [8]. Направления совершенствования деятельности муниципальных органов в сфере оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения рассмотрены в работах [4; 7], вопросам ритуального страхования и перспективам его развития в России посвящено исследование [3].

Теория и методы

Рынок похоронных услуг города Москвы разделен на 4 рыночных сегмента: агентских услуг; услуг кладбищ; услуг крематориев; услуг благоустройства на месте захоронений, установки надмогильных захоронений. На рынке ритуальных услуг Москвы основную долю занимает находящееся в ведении Департамента торговли и услуг города Москвы ГБУ «Ритуал», созданное с целью оказания населению качественно и по доступным ценам полного спектра ритуальных услуг. В настоящее время ГБУ «Ритуал» обслуживает 136 кладбищ и 3 городских крематория. Отметим, что в последний год в связи с ограничениями в рамках пандемии СОУГО-19, наибольшее развитие в столице получает кремация умерших - около 70 % от их общего количества. Если в 2000 г. на кремацию приходилось 37 % захоронений, в 2010 г. - 49 %, то в 2020 г. - их уже 66 %, при этом прогнозируется, что к 2030 г. этот показатель достигнет 78 % [8].

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что ГБУ «Ритуал» фактически является монополистом в сфере приобретения мест захоронения и оказания услуг кремации, поскольку его доля на рынке кремации и кладбищ Москвы составляет 100 %. В сфере оказания агентских услуг на долю ГБУ «Ритуал» приходится около 30 %, а остальные 70 % разделены между частными структурами. На рынке установки надмогильных сооружений ГБУ «Ритуал» принадлежит 10 %, остальные 90 % распределены между 400 частными структурами.

Наблюдается монополизация рынка ритуальных услуг государственными и муниципальными унитарными предприятиями, неофициальное ранжирование мест захоронений на элитные (места у центральных дорожек, рядом с воротами, культовыми сооружениями, участками, выделенными под воинские могилы и исто-рико-мемориальные могилы), плановые и места социальных захоронений.

Проблемой также является зафиксированная законом стоимость услуг по гарантированному перечню. Даже с учетом районных коэффициентов и предполагаемого уровня инфляции итоговая сумма, которая возмещается специализированным похоронным службам или выплачивается в виде пособия на погребение, не покрывает реальных затрат на организацию погребения усопшего. В Москве в 2020 г. средняя стоимость похорон составляла 70-80 тыс. руб., а пособие с 1 февраля 2021 г. составляет 6 424 руб., что в 11,6 раз меньше, чем необходимая сумма на организацию похорон.

Одной из острых проблем мегаполиса является проблема противоправного сотрудничества ритуальных фирм с различными структурами, которым в короткие сроки становится доступна информация о смерти человека, а также наличие в этой сфере тотальной коррупции и механизмов недобросовестной конкуренции (скупка информации об умерших, формирование псевдомогил как резервных мест для захоронения; повторная продажа мест для захоронения, ранее оформленных под семейное захоронение; продажа мест по «договоренности» и др.).

Значимой проблемой не только для рынка Москвы, но и других регионов является отсутствие системы лицензирования и сертификации. Доступ на рынок ритуальных услуг может получить любой, что влечет за собой появление на рынке недобросовестных поставщиков услуг и, как следствие, снижение защищенности получателей услуг [5]. В этой сфере отсутствуют специализированные службы государственного и общественного контроля, а также утвержденные критерии качества предоставления услуг. Это приводит к росту числа неблагонадежных ритуальных агентств, основной целью которых является не исполнение социальной функции, а получение выручки и минимизация налогов, что приводит к снижению уровня защищенности получателей услуг, к наличию случаев предоставления услуг с нарушением санитарно-эпидемиологических, технических, этико-моральных норм.

Другой острой проблемой является недостаток мест для захоронений. Сейчас кладбища в Москве занимают 2 тыс. га, на них имеется 10-12 млн захоронений. В столице каждый год из 100 тыс. погребаемых 48 тыс. захоранивается в землю, из них только 10 тыс. - на новых участках открытых кладбищ, остальных хоронят преимущественно в родственные могилы и ранее приобретенные родовые захоронения. Имеющиеся затруднения в подсчете свободных мест на кладбищах, а также увеличение численности населения (в т. ч. и вследствие миграционного прироста) затрудняют объективную оценку ситуации относительно возможной вместимости кладбищ в будущем. Это нередко приводит к нарушению норм территориальной организации кладбищ (например, когда территория кладбища «наползает» на селитебные территории) или под кладбища выделяются территории, не соответствующие санитарным и правовым нормам.

Как показывают результаты социологического исследования [12], проведенного в 2019 г., в Москве сохраняется дефицит земли для кладбищенских нужд и в ближайшие годы, с учетом темпов роста населения, эта проблема только усугубится. Дело здесь не только в жестких требованиях, затрудняющих поиск участков под новые кладбища, но и в негативном отношении жителей любого поселения к появлению по соседству таких объектов. Вероятное соседство с кладбищем может привести к росту социально-политической напряженности.

Проблемой является и дефицит бюджетных средств не только для поддержания на должном уровне состояния кладбищ, качества предоставляемых ритуальных услуг, но и для развития данной отрасли. В связи с этим из желания сэкономить наблюдается пренебрежение рядом норм при реализации требований законодательства.

Вместе с тем результаты социологического исследования показывают, что 30,2 % горожан ответили вполне определенно, что в социальном государстве похороны каждого человека должны финансироваться из государственного бюджета. Еще четверть горожан скорее согласна с этим утверждением. Еще 25 % считают, что за счет бюджета должна финансироваться только основная часть. Обратной точки зрения придерживаются в совокупности всего 4,8 % (рис. 1).

0 5 10 15 20 25 30 35

Количество отиетои

Источник: [12]

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Считаете ли вы, что в социальном государстве похороны каждого человека

должны финансироваться из государственного бюджета?»

Вопросы социальных гарантий сейчас стоят наиболее остро в связи с определенным снижением доходов населения. С одной стороны, в расходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов социальные расходы имеют существенный удельный вес, и тенденцию к их увеличению нельзя назвать положительной. С другой стороны, большая часть потенциальных потребителей ритуальных услуг находится в пенсионном возрасте и нуждается в социальной поддержке, поскольку часто не в состоянии полностью оплачивать ритуальные услуги ввиду их дороговизны. Вероятно, предложенный механизм социального обеспечения должен действовать избирательно и касаться наименее обеспеченных слоев населения, для которых такая поддержка особенно важна. При этом результаты опроса косвенно указывают на то, что тех социальных компенсаций, которые действуют сейчас, однозначно недостаточно для проведения похорон даже в самом бюджетном варианте.

Проблемой является и закрепление в законе приоритета органов государственного и муниципального управления в организации похоронного дела. Частный бизнес города Москвы ограничен в возможности принимать участие в организации и предоставлении ритуальных услуг, стать источником финансирования развития похоронной сферы, например, создания крематориев.

Основные результаты

Оценка проблем организации предоставления ритуальных услуг и содержания мест захоронения в Москве позволяет определить стратегическую цель ритуально-похоронной сферы - повышение прозрачности рынка, его предсказуемости как для клиентов, так и для существующих на рынке компаний. Ее основные направления:

- совершенствование законодательства в ритуально-похоронной сфере;

- организация эффективной системы деятельности рынка;

- повышение защищенности граждан в сфере предоставления ритуально-похоронных услуг.

На наш взгляд, довольно прогрессивным стало бы включение в текст законодательных актов в сфере похоронного дела норм о ведении на территории Москвы единого реестра кладбищ и реестра специализированных служб и иных лиц, оказывающих услуги по погребению. Порядок формирования и ведения этих реестров должен определяться Правительством Москвы. В реестры должны заноситься данные о специализированных службах и лицах, оказывающих услуги по погребению на обязательной основе и только о тех из них, которые прошли сертификацию в порядке, установленном Правительством Москвы. При этом информация, содержащаяся в них, через сеть «Интернет» должна стать доступной населению. Тем самым создание базы проверенных поставщиков услуг приведет к тому, что выход на рынок ритуальных услуг недобросовестным поставщикам будет закрыт.

В настоящее время Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработан проект, согласно которому на государственной земле будут организованы новые кладбища, обслуживать которые смогут частные операторы, - те компании, с которыми субъектом Российской Федерации заключены соглашения, и сведения о которых внесены в региональный реестр (базу добросовестных участников рынка).

Утверждение правил, в том числе содержания кладбищ и крематориев, типовых договоров на организацию похорон, требования к оказанию ритуальных услуг, правила организации, минимальные размеры и плата за организацию семейных мест захоронения, содержание мест захоронения, предоставление гарантированного перечня услуг родственникам умерших, которые имеют право на оплату похорон за государственный счет - все это и многое другое законопроектом закреплено за региональной властью и муниципальными органами. При этом муниципалитеты должны будут вести учет мест захоронения и кладбищ, заниматься содержанием мест захоронения, предоставлением гарантированного перечня услуг родственникам умерших, которые имеют право на оплату похорон за государственный счет. На местном уровне утверждается и перечень предметов, необходимых для оказания таких похорон [13].

В Москве необходимо обеспечить комплексность предоставления ритуальных услуг посредством создания похоронных домов, предлагающих клиенту полный комплекс необходимых услуг, начиная от констатации смерти до захоронения (или кремации).

Одно из направлений повышения защищенности граждан в сфере развития рынка предоставления ритуально-похоронных услуг - ритуальное страхование как гарантия подобающей организации похорон и предоставления прочих ритуальных услуг. Ритуальное страхование - программа страхования, покрывающая расходы родственников умершего на проведение похорон, дающая возможность прижизненно распорядиться

погребением и застраховать похоронные сбережения от возможных рисков. Закрепление ритуального страхования на законодательном уровне позволит узаконить этот вид услуг, обеспечить его прозрачность и повысить уверенность клиента в качестве проведения похорон.

Крупным шагом на пути усиления общественного контроля в этой сфере может стать включение в правовые акты вопроса о создании попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела, которые могут создаваться по решению Правительства Москвы и органов местного самоуправления.

Проблему нехватки земли под захоронения поможет решить при создании кладбищ на территории Московской области государственно-частное партнерство. В качестве рекомендаций по развитию похоронного дела в Москве в ситуации ограниченности мест захоронения перспективным может станет создание регламента на отведение определенной площади под захоронение на одного человека со всеми необходимыми атрибутами (могильные плиты, памятники).

Перспективным, на наш взгляд, является создание в Москве парков памяти, популярных сейчас в Австралии, Германии и Америке. Это зеленая зона, обыкновенные парк или сад, где происходит захоронение урн, развеивание праха, то есть альтернативные действия (не закапывание гробов в землю). Там нет могильных оградок, земля не разделена на квадратики и не привязана к конкретному человеку. Это про единое пространство для всех захороненных.

Выводы

Основные тенденции рынка ритуально-похоронных услуг в Москве - преобладание кремации умерших над захоронением в гробу, а также предоставление онлайн-услуг. Цифровизация оказывает значительное влияние на рынок ритуальных услуг [15].

Существующие проблемы в законодательстве, регулирующем организацию похоронного дела в Российской Федерации, оказывают весомое влияние на положение как получателей ритуально-похоронных услуг, так и их поставщиков. Однако формирование ассоциаций и союзов специалистов ритуальной сферы, их активность в формулировке и продвижении концепций, программ и стратегий развития отрасли, поддержка этой инициативы органами государственной власти, нашедшая свое отражение в вынесении на рассмотрение проекта нового закона, дает надежду, что многие из указанных проблем будут решены, законодательная база в этой сфере будет в большей степени соответствовать международным стандартам и станет новым толчком к развитию сферы ритуальных услуг, повышению качества последних, возрастанию степени реализации заявленных законом социальных гарантий для граждан.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. 30.04.2021) // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://study.garant.rU/#/document/105870 (дата обращения: 11.04.2021).

2. Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 11 «О погребении и похоронном деле в городе Москве» (ред. 07.05.2014) // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://study.garant.rU/#/document/360299 (дата обращения: 11.04.2021).

3. Проект Федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.11.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 16.04.2021).

4. Гзогян, С. А., Саргсян, Н. М. Ритуальное страхование и перспективы его развития в Российской Федерации // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 12 (29). - С. 228-231.

5. Ивановская, М. Е. О направлениях совершенствования деятельности органов муниципальной власти в сфере оказания ритуально-похоронных услуг // Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления. Сборник научных статей. - 2019. - С. 222-225.

6. Кириллова, А. Н., Мусинова, Н. Н. Проблемы и механизмы устойчивого развития ритуально-похоронной сферы в регионах и муниципальных образованиях // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12 (ч.1) (декабрь). - С. 540-546.

7. Ларионов, О. А. Регулирование деятельности социально значимой сферы услуг (вопросы качества обслуживания): научно-аналитический обзор / под ред. Л. А. Михайловой. - М.: Экономическое образование, 2013. - 234 с.

8. Литвинова, Ю. А., Арутюнова, А. Е. Совершенствование системы управления в сфере оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения на муниципальном уровне // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новая парадигма развития экономических систем в условиях цифровизации: теория, методология, управление», 13-14 февраля 2020 г. / Кубанский государственный технологический университет, Институт экономики, управления и бизнеса. - Краснодар, 2020. - С. 189-197.

9. Полянко, Н. И., Галузо, В. Н. О некоторых проблемах похоронного дела в городе Москве в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) // Актуальные исследования. - 2020. - № 11 (14). - С. 8-14.

10. Сулоев, А. В. Кремация в России: 1919-2019 гг. Анализ. Состояние. Перспектива // Материалы XX Международной научно-практической конференции «Современные подходы к управлению похоронным делом». - 2019 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://drive.google.eom/file/d/1xhohwxb3mZ_Bb3K7hreg-UT6Z6VhcTxA/view (дата обращения: 16.04.2021).

11. Сюткин, Г. Н., Говорин, А. А. Организация ритуально-похоронного дела: монография. - Москва: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. - 315 с.

12. Сюткин, Г. Н., Говорин, А. А. Ритуальный сервис: учебное пособие для среднего профессионального образования. -М.: Юрайт, 2019. - 232 с.

13. Информационно-аналитический отчет о результатах социологического исследования «Мониторинг общественного мнения о системе ритуального обслуживания в городе Москве». - 2019. - 49 с.

14. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosstat.gks.ru/ (дата обращения: 10.04.2021).

15. Цифровизация поможет повысить качество ритуальных услуг // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru./2020/12/24/cifrovizaciia-pomozhet-povysit-kachestvo-ritualnyh-uslug.html (дата обращения: 10.04.2021).

References

1. Federal Law No. 8-FZ dated on January 12, 1996 "On burial and funeral business" (as amended, dated on April 30, 2021), Information and legal portal "Garant". Available at: http://study.garant.ru/#/document/105870 (accessed 11.04.2021).

2. Law of the city of Moscow No. 11 dated on June 4, 1997 "On burial and funeral business in the city of Moscow" (as amended, dated on May 5, 2014), Information and legal portal "Garant". Available at: http://study.garant.ru/#/document/360299 (accessed 11.04.2021).

3. Draft Federal Law "On funeral in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" (as amended, introduced in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text dated on November 27, 2020), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 16.04.2021).

4. Gzogyan S. A., Sargsyan N. M. Ritual insurance and prospects for its development in the Russian Federation, Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, 2018, no. 12 (29), pp. 228-231. (In Russian).

5. Ivanovskaya M. E. On the directions of improving the activities of municipal authorities in the provision of ritual and funeral services, Actual problems and prospects for the development of innovative economics and management: Collection of scientific articles, 2019, pp. 222-225. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kirillova A. N., Musinova N. N. Problems and mechanisms of the sustainable development in the ritual- funeral sphere in the regions and municipalities, Journal of Economy andEntrepreneurship, 2016, no. 12 (part 1) (December), pp. 540-546. (In Russian).

7. Larionov O. A. Regulation of the activities of a socially significant service sector (issues of service quality): scientific and analytical review, edited by L. A. Mikhailova, Moscow, Ekonomicheskoe obrazovanie, 2013, 234 p.

8. Litvinova Yu. A., Arutyunova A. E. Improving the management system in the provision of funeral services and maintenance of burial sites at the municipal level, Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference "New paradigm for the development of economic systems in the context of digitalization: theory, methodology, management", Kuban State Technological University, Institute of Economics, Management and Business, Krasnodar, 2020, pp. 189-197. (In Russian).

9. Polyanko N. I., Galuzo V. N. About some problems of funeral business in Moscow in the context of a coronavirus pandemic (COVID-19), Aktual'nye issledovaniya, 2020, no. 11 (14), pp. 8-14. (In Russian).

10. Suloev A. V. Cremation in Russia: 1919-2019. Analysis. Condition. Perspective, Proceedings of the XX International Scientific and Practical Conference "Modern Approaches to Funeral Management", 2019. Available at: https://drive.google.com/ file/d/1xhohwxb3mZ_Bb3K7hreg-UT6Z6VhcTxA/view (accessed 16.04.2021).

11. Syutkin G. N., Govorin A. A. Organization of ritual andfuneral business: monograph, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ. House, 2017, 315 p.

12. Syutkin G. N., Govorin A. A. Ritual service: textbook for secondary vocational education, Moscow, Yurait, 2019, 232 p.

13. Information and analytical report on the results of the sociological research "Monitoring ofpublic opinion on the system of ritual services in the city of Moscow", 2019, 49 p. (In Russian).

14. Department of the Federal State Statistics Service for Moscow and the Moscow Region. Available at: https://mosstat.gks.ru/ (accessed 10.04.2021).

15. Digitalization will help improve the quality of funeral services, Rossiiskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2020/12/24/ci-frovizaciia-pomozhet-povysit-kachestvo-ritualnyh-uslug.html (accessed 10.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.