Научная статья на тему 'Основные направления модернизации рынка похоронных услуг на муниципальном уровне'

Основные направления модернизации рынка похоронных услуг на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1246
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК РИТУАЛЬНО-ПОХОРОННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головешко Денис Вадимович

Рассматриваются новейшие методические подходы к исследованию процессов рынка похоронно-ритуальных услуг в муниципальных образованиях Российской Федерации. Анализируются направления поиска и внедрения новых услуг и улучшения качества обслуживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления модернизации рынка похоронных услуг на муниципальном уровне»

УДК 338(470) 39

ББК 65.9 (2)

Д.В. Головешко

основные направления модернизации рынка Похоронных услуг на муниципальном уровне

Рассматриваются новейшие методические подходы к исследованию процессов рынка похоронно-ритуальных услуг в муниципальных образованиях Российской Федерации. Анализируются направления поиска и внедрения новых услуг и улучшения качества обслуживания населения.

Ключевые слова:

маркетинговое исследование, ритуальные услуги, рынок ритуально-похоронных услуг.

Повышение внимания к проблемам социально-экономического развития страны и административно-территориальных образований разного уровня в последние годы требует неукоснительного соблюдения государственными и муниципальными органами власти законодательно закрепленных социальных прав, гарантий и стандартов жизни населения.

Рынок ритуальных услуг по своей сути относится к «абсолютным» рынкам, так как касается практически всех жителей и потому характеризуется значительной стабильностью и консервативностью. Эти особенности рынка делают его менее подверженным кризисам, за исключением того, что потребители начинают ориентироваться на более экономичные предложения.

Современный рынок ритуальных услуг и маркетинговые операции, реализуемые на нем, основаны на достаточно жесткой зависимости покупателей от предлагаемого ассортимента услуг. При этом цена на услуги для ряда потребителей с низким уровнем доходов приводит к отказу от оплаты похорон. В этой связи государство активно вмешивается в процессы ценообразования на соответствующие услуги, а также в ряде случаев оказывает помощь потребителям, беря на себя расходы на похороны. При этом важнейшей функцией государства в данной сфере, не в полной степени реализуемой в России, является проведение целенаправленной деятельности по развитию конкуренции на рынке ритуально-похоронных услуг.

В целом, государство в рассматриваемой сфере принимает на себя (то есть обладает исключительной компетенцией) выполнение следующих основных функций:

1) обеспечение всех гарантий по погребению перед гражданами, определенных законодательством РФ.

2) полный контроль отношений в части создания и эксплуатации мест погребений.

3) четкое определение границ между отраслями, в части определения и разграничения видов экономической деятельности и взаимоотношений на этих границах.

4) установление базовых квалификационных и технологических отраслевых требований.

5) возрождение и развитие ритуальных и обрядовых традиций.

Следует отметить, что сфера ритуально-похоронных услуг входит в состав бытового обслуживания населения, являющего неотъемлемой частью инфраструктуры городских и сельских поселений, что, соответственно, регулируется муниципальным органом власти [4, с. 3].

Для данной группы услуг, согласно гл. 3 («Вопросы местного значения») Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Фз используются термины «организация», «содержание» и «развитие». Помимо ритуальных услуг это относится также и к таким услугам, за которые муниципальная власть несет всю полноту ответственности (включая финансовую), как: содержание и использование муниципального жилищного фонда, нежилых помещений, муниципальных учреждений системы образования, здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения, охрана общественного порядка, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжение, канализация, дороги и др.

Несмотря на то, что в процессе перехода к рыночным отношениям были заложены общие принципы предоставления данных услуг (связанные с гарантиями безвозмездного предоставления, использования льгот по обслуживанию отдельных категорий населения и пр.), накопились и существенные проблемы, препятствующие развитию данной социально-значимой сферы.

В частности, первая группа проблем относится к правовой регламентации организации похоронного дела как от-

3 ю О

расли хозяйственной деятельности отдельных субъектов Российской Федерации. Действующий Федеральный закон РФ «О погребении и похоронном деле» полностью не решает указанную группу проблем, фактически относит организацию похоронного дела к ведению органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Вторая группа проблем относится к законодательству субъектов Российской Федерации и может быть, в определенной степени, решена принятием законов и подзаконных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации, учитывающих специфические особенности и менталитет населения конкретных регионов, в рамках существующего федерального законодательства.

Третья группа проблем обусловлена недостаточным финансированием отрасли за последние десятилетия, что привело к катастрофическому отставанию в развитии инфраструктуры городских кладбищ от современных требований. В частности, эта проблема связана с недостаточным использованием кремации.

Так в развитых странах Европы удельный вес кремации достигает 80-90% [2, с. 53]. В Санкт-Петербурге он составляет 50%, в Москве около 30% [1, с. 10-11]. По РФ процент кремации составляет менее 7% [2, с. 53]. Такое положение связано с предельно низким количеством самих крематориев. Россия существенно отстает по этому показателю не только от развитых, но и многих развивающихся стран. При этом экономическая эффективность использования крематориев обусловлена тем, что содержание колумбариев для органов власти и для потребителей в среднем обходится в два раза дешевле, чем содержание кладбищ.

Четвертая группа проблем связана с недостаточной защищенностью потребителей перед недобросовестными предпринимателями (так называемыми «черными агентами»), все еще действующими на данном рынке. В этой связи целесообразно использовать европейский опыт ритуального страхования, входящего в состав общего страхования жизни.

Исходя из сложности перечисленных проблем, отметим, что модернизация сферы ритуально-похоронных услуг поможет организовать удовлетворение потребностей населения в таких услугах, обеспечить рост качества данных услуг и прозрачность отношений между всеми участниками данного рынка [5, с. 24-25].

Первым шагом в реформировании сферы похоронно-ритуальных услуг на муниципальном уровне должно стать выполнение экспертами-маркетологами (представляющими отобранную оценочную или консалтинговую фирму) по заказу администрации муниципального образования, целенаправленного маркетингового исследования рынка ритуальных услуг на заданной территории [3, с. 18-19].

В этом плане отметим результаты анализа рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и округов России), проведенное управлением контроля социальной сферы и торговли ФАС РФ в 2008 г. и опубликованном в 2010 г. [1, с. 1-31]. Согласно данному исследованию, проведенному в 81 субъекте РФ, сфера ритуальных услуг характеризуется, в частности, следующими особенностями:

- кремирование применяется лишь в девяти субъектах РФ;

- для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России самой острой проблемой выступает дефицитность кладбищ и ограниченная возможность для их роста;

- для относительно крупных городов, не имеющих крематориев, главной проблемой является уровень организации работ и поддержания благоустройства общественных кладбищ, являющихся крупнейшими предприятиями коммунального хозяйства;

- есть регионы, где в силу традиций (например, Республика чечня, Республика Ингушетия, Республика Дагестан) почти отсутствуют хозяйствующие субъекты по оказанию ритуальных услуг, а погребение умерших обеспечивается тем, что каждый род (фамилия) обладает своими кладбищами и самостоятельно решает все вопросы и т.д. [1, с. 13-14].

Учет результатов подобных исследований целесообразно учитывать в построении конкретных стратегий развития региональных и местных рынков.

В этих целях необходимо представить актуальную информацию о потребительских предпочтениях, об объемах и конъюнктуре предлагаемых услуг, особенностях клиентурных рынков и произошедших изменениях за последние 3-5 лет, а также построить прогноз развития рынка в среднесрочной перспективе, например на 5 лет.

Результаты исследования должны содержать такие данные, как:

- основные показатели рынка (емкость, ассортимент товаров и услуг, спрос на то-

вары и услуги, клиентурные предпочтения и т.п.);

- анализ региональной и местной нормативно-правовой и институциональной базы ритуально-похоронного рынка;

- анализ факторов, влияющих на развитие рынка, анализ потребительских возможностей и предпочтений;

- возможности и предпочтения населения (клиентурного рынка) в выборе той или иной услуги и дать ей качественную оценку;

- оценку и рейтинг ведущих предприятий отрасли на основе их финансово-экономических профилей;

- прогнозы развития рынка, оценка потенциала роста и основных угроз и рисков для развития данного рынка и действующих на нем производителей и потребителей услуг.

Методология подобного исследования должна включать в себя следующее. На начальном этапе происходит анализ материалов, полученных от участников рынка (включая предприятия, предоставляющие услуги, и их потребителей). Далее учитываются аналитические и статистические данные, полученные из таких источников, как данные Федеральной службы государственной статистики (Россттт), Федеральной антимонопольной службы (ФАС), отраслевых ассоциаций и союзов. Немаловажную роль должен сыграть способ проведения и содержание экспертных интервью с директорами и ведущими специалистами компаний, работающих на рынке, а также с потребителями услуг.

Вторым шагом является создание на муниципальном уровне системы управления похо-ронно-ритуальным комплексом. Следует отметить, что система оказания ритуально-похоронных услуг, как в мировой практике, так и в России достаточно алгоритмизирована (от этапа перевозки тела после смерти в морг или пантеон до этапа ухода за местом захоронения и надгробными сооружениями, а также и до возможного перезахоронения) и мо-

жет быть упорядочена за счет организационных преобразований. Укрупнено схема такого алгоритма, действующего в настоящее время в Санкт-Петербурге, представлена на рис. 1.

Отметим, что подобная алгоритмизи-рованность процессов обуславливает использование следующих возможностей:

во-первых, имеется возможность структуризации данных элементов алгоритма по бизнес-процессам, которые можно, к тому же, оптимизировать посредством использования реинжиниринга, причем применение данного метода подразумевает работу не по преобразованию бизнес-процессов на отдельном предприятии, а реорганиза цию всего территориального похоронно-ритуа-льного комплекса. В частности, подобная реорганизация может стимулировать создание Похоронных домов (давно зарекомендовавших себя в мировой практике, подтверждением чего, в частности, является опын таких стран, как Испания, США, Канада, Китай, Польша и др.), интегрирующих бизнес-процессы и обеспечивающих максимальную комплексность обслуживания потребиоелей [6, с. 24-28];

во-вторых, появляется возможность дея упорядочения деетельности структур органов государственной власти и местного самоуправления, имеющих компетенцию и нормативно закрепленные функции, в первую очередь, касающиеся процессов оОеспечения отдельных (рассмотренных выше) направлений реализации ритуально-похоронных услуг.

П_

ЗАГС

Клад'

Медицинское свидетельства о смерти

Гербовое свидетельство о смерти

вейую

Заведующий поликлиникой

Направление \ в морг (со вскрытием или без)

Дом

документ о смерти

Рис. 1. Схема алгоритма оказания ритуально-похоронных услуг в Санкт-Петербурге.

3

ю О

Третьим шагом является инициатива муниципального образования (МО) по формированию системы управления рынком ритуально-похоронных услуг как части местного потребительского рынка (рынка товаров и услуг) с учетом правовых возможностей и ограничений.

Для решения этой задачи на системной основе необходимо сформировать профессиональное и экспертное сообщество специалистов сферы похоронно-ритуальных услуг (например, в рамках создания соответствующей саморегулируемой организации (СРО), на которую могут быть возложены следующие задачи по модернизации рынка ритуально-похоронных услуг на муниципальном уровне:

1) определить правовые возможности и ограничения администрации муниципального образования по формированию системы управления рынком ритуально-похоронных услуг в МО;

2) разработать и согласовать с руководством администрации исходную модель системы управления, которая состоит из:

- определения общей модели покупательского поведения жителей МО (в отношении продукции рынка ритуально-похоронных услуг);

- анализа рыночных возможностей МО с учетом межмуниципальных взаимосвязей в рассматриваемой сфере (имеющихся и возможных), что актуально с учетом разной обеспеченности МО кладбищами и землей для их развития;

- определения основных сегментов данного рынка, наиболее характерных для данного муниципального образования, возможностей управления этими сегментами, предпочтительного для условий конкретного МО ассортимента услуг;

- определения возможностей формирования товарной и ценовой политики в отрасли и особенностей ее проведения;

Список литературы:

[1] Аналитический отчет по анализу рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов). - М.: б.и., ФАС РФ, 2010. - 31 с.

[2] Концепция нормативно-правового регулирования похоронной отрасли Российской Федерации и совершенствования ее законодательства (основные положения). - М.: МГУС, 2007. - 59 с.

[3] Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии. - 4-е изд. / Пер. с англ.. - М.; СПб.; Киев: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 1008 с.

[4] Слиняков Ю.В. Развитие сферы ритуальных услуг на территории муниципальных образований. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006. - 155 с.

[5] Сулоев А.В. Задачи и принципы стратегического управления комплексом городского хозяйства мегаполиса // Теоретические и прикладные проблемы сервиса - журнал МГУС. - 2006, № 4 (21). - С. 29-31.

[6] Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 288 с.

- воздействия администрации на организацию функционирования данного рынка в МО и вне его (в том числе возможностей использования муниципального заказа);

- разработки муниципальной политики в контроле и регулировании действующих на данном рынке предприятий;

- организации текущего (оперативного) управления рынком (как внешнего, так и внутреннего) как по вертикали (с органами государственной власти субъекта РФ), так и по горизонтали (с другими МО и внешними объектами);

3) разработать систему нормативно-правового обеспечения задач организации и развития рынка ритуально-похоронных услуг МО;

4) разработать концепцию формирования системы управления рынком ритуально-похоронных услуг МО;

5) определить состав функций системы управления, исполнителей, распределения компетенции на основании п.п. 1-4;

6) разработать варианты структуры управления (регулирования отношений) данным рынком;

7) сформировать общую структуру организационного проекта создания системы управления рынком ритуально-похоронных услуг МО, обосновать ее в профессиональном сообществе и утвердить в рамках саморегулируемой организации.

Таким образом, рассмотренные меры по модернизации и совершенствованию ритуально-похоронной отрасли имеют перспективы для реализации в муниципальных образованиях в направлении создания благоприятных условий для развития ритуального обслуживания населения как специфического сегмента сферы услуг городских и сельских поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.