Научная статья на тему 'Кремация, как современный и инновационный способ погребения'

Кремация, как современный и инновационный способ погребения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3668
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕМАЦИЯ / ПРАХ / ПОГРЕБЕНИЕ / КРЕМАТОРИЙ / ПОХОРОНЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Затолокина Н.М., Рябцева А.Ю.

В данной статье освещен вопрос совершенствования качества похоронной отрасли в современном обществе. Исследована проблема сложности внедрения модернизированных способов погребения и строительства крематориев в России. Рассмотрены современные подходы к процедуре кремации. Обоснованы и охарактеризованы различные факторы, влияющие на целесообразность кремации и предпочтению её традиционному погребению. Представлены новаторские способы использования и применения результатов данной процедуры. Описано отношение представителей различных вероисповеданий, а также позиция православной церкви относительно инновационного способа погребения. Применена законодательная основа касательно похоронного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кремация, как современный и инновационный способ погребения»

УДК 551.4

КРЕМАЦИЯ, КАК СОВРЕМЕННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ

СПОСОБ ПОГРЕБЕНИЯ

Затолокина Наталья Михайловна - кандидат географических наук, доцент кафедры городского кадастра и инженерных изысканий, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, nm-zatolokina@yandex.ru

Рябцева Анастасия Юрьевна - студент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, honey.nastya99@maii.ru

Аннотация: в данной статье освещен вопрос совершенствования качества похоронной отрасли в современном обществе. Исследована проблема сложности внедрения модернизированных способов погребения и строительства крематориев в России. Рассмотрены современные подходы к процедуре кремации. Обоснованы и охарактеризованы различные факторы, влияющие на целесообразность кремации и предпочтению её традиционному погребению. Представлены новаторские способы использования и применения результатов данной процедуры. Описано отношение представителей различных вероисповеданий, а также позиция православной церкви относительно инновационного способа погребения. Применена законодательная основа касательно похоронного дела.

Ключевые слова: кремация, прах, погребение, крематорий, похороны.

Введение.

юди зачастую не любят говорить о смерти и тем более задумываться о собственных похоронах в будущем. Но, как все мы знаем, человеческое тело не вечно, и приходит время, когда перед каждым человеком встает вопрос о том, как провести захоронение усопшего.

Ежегодно на нашей планете умирают свыше 50 млн. человек, и как бы кощунственно это не звучало, но сегодня проблема похоронного дела в современной западной культуре стоит в одном ряду с «утилизацией человеческих отходов». Социологи отмечают, что в развитых странах смерть человека стала «незначимой» для культуры и «невидимой» для общества. Она обставлена таким образом, что является делом одних только врачей и предпринимателей, занятых похоронным бизнесом, а общество ведет себя так, будто никто не умирает поскольку потеря отдельного индивида не пробивает никакой бреши в его структуре [1].

Основная часть. На данный момент в России существует два способа: традиционное захоронение в земле и кремация. Такой процесс как кремация заключается в сожжении трупа в специальных печах, при температуре свыше тысячи градусов. Традиция сожжения усопших исходит с доисториче-

ских времен и является популярной и сейчас.

Крематорий-это не просто здание, это целый комплекс услуг, позволяющий достойно проститься с умершим. В настоящее время в нашей стране насчитывается 17 крематориев, оборудованных всем необходимым для полноценного кремирования и выдачи праха родственником усопшего.

Важную роль при этом играет отношение различных религиозных конфессий к кремации. Так правоверным иудеям она категорически запрещена, тело обязательно должно быть похоронено в земле. Современный ислам также однозначно отрицает какие -либо возможные случаи кремации умерших. Однако уточняется, что если тело человека все же сгорело, то душа не пострадает, поскольку грех ложится на тех, кто совершил его [2].

В России кремация не получила широкого распространения, в основном из-за приверженности населения к сложившимся православным традициям погребения, предписывающим предавать тело земле. Несмотря на это Российская Православная Церковь понимает, что быстрорастущие города России не в состоянии не только содержать имеющиеся кладбища, но и постоянно выделять новые участки под захоронения. Исходя из всех причин, РПЦ

заявила, что кремация как способ погребения, не противоречит православным канонам, хотя и не приветствуется церковными иерархами. Подтверждением этой позиции служит тот факт, что в крематориях России православным священникам официально разрешено проводить службы по отпеванию умерших. Как бы то ни было всё же у многих людей сильна приверженность традициям, которая заставляет относиться настороженно к новым тенденциям во всех жизненных сферах. Но рано или поздно необходимость изменений становится очевидной, к примеру, выбор кремации вместо традиционного захоронения.

Экономические и социальные причины лежат в основе позиции и других христианских церквей. Например, в Зимбабве, где уровень смертности чрезвычайно высок и только от СПИДа в этой стране еженедельно умирает около 3 тыс. жителей, церковные лидеры призвали заменить традиционное погребение кремацией. В крупных городах этой страны не хватает мест для кладбищ, поскольку чрезвычайно высока цена на землю. Причем по традиционному обряду погребение обходится в сумму около $ 3 000, а кремация тела взрослого человека - всего в $ 13. Однако большинство семей скорее согласны расстаться с последним имуществом, чем согласиться кремировать своих умерших родственников, опасаясь, что, если тело сожжено, душа человека не может попасть в рай. Их поддерживают и лидеры традиционных африканских религиозных общин, считающих, что кремация несовместима с традиционно африканской культурой [3].

Этот способ погребения набирает популярность, так как его целесообразность обусловлена многими факторами. Одним из них является необходимость экономичного расходования земли. Территории кладбищ расширяются всё больше и больше с каждым годом, занимая городские и пригородные земли, которые могут использоваться в других целях. Ярким примером может служить крематорий в Новосибирске, за время его работы удалось сэкономить 250 га земли, на которых могли бы разместиться 6 кладбищ. Благоустройство некрополей тоже требует больших затрат. Кремированные останки не требуют большого участка для захоронения,

их можно размещать в колумбарии или под-захоронить на родственных могилах, экономится при этом до 99 % свободной земли кладбища.

Также не стоит отрицать тот факт, что кремация гораздо более экологичный способ погребения. Образующиеся после неё останки проходят этап минерализации за 1... 2 ч, в то время как естественный путь занимает до 50 лет. Соседствующие с жилыми зонами и водохранилищами, кладбища являются санитарной проблемой, так как дождями и подземными водами размывается часть грунта, что ведет к попаданию в водное русло продуктов трупного распада вместе с стоками, а в дальнейшем к загрязнению питьевой воды. В свою очередь экологи утверждают, что так называемые выбросы от крематория, вредны для окружающей среды, но они так же сравнимы с загрязнениями от оживленной автотрассы. Бензпирены возникают при сжигании природного газа, а на нём работает не только крематорий, но и обычные котельные, которые стоят по всему городу. Основные выбросы крематория состоят из диоксида азота, оксида углерода и т в е р д ых веществ, но следует понимать, что-то же самое выбрасывают в воздух автомобили, промышленные предприятия и теплоэлектростанции. Крематорий с одной печью, согласно СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», относят к предприятиям 2-го класса опасности, поэтому санитарно-гигиеническая зона составляет не менее 500 метров, что подразумевает запрет жилой застройки вблизи него. А вот разложения тел специалисты сравнивают с «биологическим оружием», ведь, следует заметить, что кладбища имеют такой же класс опасности, но зачастую застройщики возводят многоэтажные дома недалеко от мест захоронения, что влечет угрозу здоровью огромному количеству человек.

Стоит принять во внимание, что с психологической точки зрения кремирование является менее эмоционально травмирующей процедурой для родных и близких усопшего. Для многих людей эмоционально легче захоронить прах, чем думать о том,

что происходит с телом в земле. К тому же в некоторых случаях, если человек скончался в другой стране, останки в виде праха легче транспортировать к месту похорон. Также возможность долгого хранения является большим плюсом, когда по каким-то причинам нужно отложить на время церемонию прощания.

Ну и финансовый фактор не следует игнорировать, ведь кремирование обходится родственникам дешевле на 20...25 %, чем традиционные похороны. Стоимость кремации в Москве в среднем составляет 5000 руб. для взрослого человека, без учета стоимости урны для праха, эта сумма более посильна для людей, ограниченных в средствах, нежели традиционные похороны, цена за которые колеблется в среднем в пределах 30 тыс. рублей.

Стоит сказать, что на сегодняшний момент существует множество способов применения результатов кремации. В Европе и США приобретает популярность развеяние праха «на природе», а также экзотические и в тоже время высокотехнологические формы его погребения, рекламируемые с помощью средств массовой информации. Чикагская компания «Lifegem» объявила о завершении технологического процесса преобразования останков кремированного тела в алмазы, которые можно носить в качестве украшений. После сожжения тела пепел очищается при температуре 3 тыс. градусов, затем подвергается дальнейшему нагреву и прессовке под большим давлением. В результате через 16 недель родственникам умершего предоставляется искусственный алмаз, ставший после огранки бриллиантом. Причем технология позволяет получать драгоценные камни очень высокого качества. Стоимость услуг колеблется от $ 4 до 22 тыс., однако неизвестно на сколько процентов алмаз будет состоять из праха умершего [4].

По желанию заказчиков кремированный прах могут запустить в космос, отправить в небо вместе с красочным фейерверком или, сделав из него риф, опустить на дно океана. Так, технокомпания «Celestis» организует отправку в космос кремированных останков, предлагая следующие виды сервиса: запуск праха на околоземную орбиту (стоимость услуги $ 5 300); отправка капсулы на Луну

или в глубокий космос ($ 12 500) и присвоение вновь открытой звезде имени усопшего ( $ 299). В последнем случае к звезде посылается сигнал, в котором зашифрованы цифровые ф отографии родственников и друзей. С 1997 г., используя мемориальные спутники, которые впоследствии вместе с прахом, помещенным в 7-грамовые капсулы, сгорают в атмосфере, компания «Celestis» отправила в космос останки более 100 кремированных людей. В их число входит и прах известного исследователя Юджина Шумей-кера, помещенный на борт спутника-разведчика, исследующего дальний космос

[5].

Заключение. Исходя из всех факторов, несмотря на религиозные противоречия, преимущества кремации очевидны. Быстрая процедура прощания и сжигания позволяет частично минимизировать боль утраты близкого.

Несмотря на свою «экзотичность» со временем новые формы погребальной обрядности приобретут в сознании современников «естественный характер и будут восприниматься как «органические формы, обеспечивающие целостность человеческой культуры как таковой» [6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. М., 1989.

2. Исламский информационный портал // http://islaminfo.ru/

3. Каталог христианских ресурсов «Светильник» // http://biblelamp.ru/

4 . Кремация, похороны или ... алмаз? // http://slaszone.ru/articles/

5. Смертельный номер: фейерверк из человеческих останков // Membrana. http:// membrana.ru/articles/

6. Лотман Ю. М. Фрейденберг как исследователь культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 84 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.1.288211 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ,

зданий и сооружений похоронного назначения»».

REFERENCES

1. Gurevich A.YA. Smert' kak problema istoricheskoj antropologii: o novom napravlenii v zarubezhnoj istoriografii // Odissej. CHelovek v istorii. M., 1989.

2. Islamskij informacionnyj portal // http://islaminfo.ru/

3. Katalog hristianskih resursov «Svetil'nik» // http://biblelamp.ru/

4. Kremaciya, pohorony ili ... almaz? // http://slaszone.ru/articles/

5. Smertel'nyj nomer: fejerverk iz che-lovecheskih ostankov // Membrana. http:// membrana.ru/articles/

6. Lotman Yu. M. Frejdenberg kak is-sledovatel' kul'tury // Trudy po znakovym siste-mam. Tartu, 1973. Vyp. 6.

7. Postanovlenie Glavnogo gosudar-stvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Feder-acii ot 28 iyunya 2011 g. № 84 g. Moskva «Ob utverzhdenii SanPiN 2.1.2882-11 «Gigienicheskie trebovaniya k razmeshcheniyu, ustrojstvu i soderzhaniyu kladbishch, zdanij i sooruzhenij pohoronnogo naznacheniya».

CREMATION AS A MODERN AND INNO VA TIVE WAY OF BURIAL

Zatolokina N.M., Ryabtseva A. Yu.

Annotation: this article highlights the issue of improving the quality of the funeral industry in modern society. The problem of complexity of introduction of the modernized methods of burial and construction of crematoria in Russia is investigated. Modern approaches to the cremation procedure are considered. Grounded and characterized by various factors that affect the appropriateness of cremation and the preference for traditional burial. Innovative ways of using and applying the results of this procedure are presented. The article describes the attitude of representatives of different religions, as well as the position of the Orthodox Church on the innovative method of burial. Applied legislative framework in relation to the funeral business.

Key words: cremation, ashes, burial, crematorium, funeral.

© Затолокина Н.М., Рябцева А.Ю., 2018

Затолокина Н.М., Рябцева А.Ю. Кремация, как современный и инновационный способ погребения //Вектор ГеоНаук. 2018. Т. 1. №3. С. 80-83.

Zatolokina N.M., Ryabtseva A.Yu., 2018. Cremation as a modern and innovative way of burial. Vector of Geosciences. 1(3): 80-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.