Научная статья на тему 'РАССЛЕДОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ,ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА:ПРАКТИКА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ'

РАССЛЕДОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ,ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА:ПРАКТИКА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
646
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бастрыкин Александр Иванович

В статье показана общественная опасность легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, определены пути совершенствования действующего законодательства по пресечению данных преступлений. Автор комплексно рассматривает практику выявления и расследования указанной деятельности органами Следственного комитета Российской Федерации (СК России). Эти преступления несут серьезную угрозу российскому обществу, оказывают деструктивное влияние на экономику страны. Проанализированы результаты работы СК России по расследованию названных преступлений, исследован опыт взаимодействия с профильными государственными организациями в данной области, на конкретных примерах рассмотрены различные способы легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Особое внимание уделено предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма, в том числе противодействию распространения радикальной идеологии. Подводятся подкрепленные статистическими данными итоги совместной работы СК России с другими правоохранительными структурами Российской Федерации в данной сфере. Особый акцент сделан на проблеме финансирования терроризма через интернет, в наши дни ставший одним из ведущих каналов движения финансовых потоков. Кроме того, проанализирована правовая база, позволяющая органам государственной власти Российской Федерации вести работу по выявлению и пресечению финансирования террористической деятельности. Также раскрыта роль цифровой валюты, оборот которой несет определенные риски и может быть использован для анонимной финансовой поддержки террористических организаций. Главный вывод автора заключается в том, что эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может осуществляться одновременно с пресечением экстремистской идеологии на двух уровнях - национальном и международном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бастрыкин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF MONEY LAUNDERING AND FINANCING OF TERRORISM BY THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF RUSSIA

The aim of the work is to show the public danger of money laundering and financing of terrorism, and to identify ways to improve the existing legislation to curb these crimes. The research comprehensively examines the practice of identifying and investigating money laundering and financing of terrorism by the Investigative Committee of Russia. Today, these crimes pose a serious threat to Russian society and have a destructive effect on the country’s economy. The article analyzes the results of the Investigative Committee of Russia’s work on the investigation of these crimes, examines the experience of interaction with specialized state organizations in this field, and also discusses various methods of money laundering and financing of terrorism with specific examples. Particular attention is paid to the prevention and suppression of terrorism and extremism, including prevention of radical ideology. The results of the joint work of the Investigative Committee of Russia with other law enforcement structures of the Russian Federation in this field are also presented and supported by statistical data. Particular focus is placed on the financing of terrorism by attracting funds through the Internet, which today has become one of the main channels for the movement of financial flows. In addition, the article analyzes the legal framework on the basis of which the state authorities of the Russian Federation carry out comprehensive work to identify and suppress the financing of terrorism. The work also discloses the role of digital currency, the turnover of which bears certain risks and can be used for anonymous financial support of terrorist organizations. The main conclusion is that effective opposition to the legalization of proceeds from crime and the financing of terrorism can be carried out simultaneously with the suppression of extremist ideology at two levels - national and international.

Текст научной работы на тему «РАССЛЕДОВАНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ,ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА:ПРАКТИКА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ»

2021

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРАВО

Т. 12. Вып. 3

ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО: ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 343

Расследование легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: практика Следственного комитета России

А. И. Бастрыкин

Следственный комитет Российской Федерации, Российская Федерация, 105005, Москва, Технический пер., 2

Для цитирования: Бастрыкин, Александр И. 2021. «Расследование легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: практика Следственного комитета России». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 3: 493-501. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.301

В статье показана общественная опасность легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, определены пути совершенствования действующего законодательства по пресечению данных преступлений. Автор комплексно рассматривает практику выявления и расследования указанной деятельности органами Следственного комитета Российской Федерации (СК России). Эти преступления несут серьезную угрозу российскому обществу, оказывают деструктивное влияние на экономику страны. Проанализированы результаты работы СК России по расследованию названных преступлений, исследован опыт взаимодействия с профильными государственными организациями в данной области, на конкретных примерах рассмотрены различные способы легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Особое внимание уделено предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма, в том числе противодействию распространения радикальной идеологии. Подводятся подкрепленные статистическими данными итоги совместной работы СК России с другими правоохранительными структурами Российской Федерации в данной сфере. Особый акцент сделан на проблеме финансирования терроризма через интернет, в наши дни ставший одним из ведущих каналов движения финансовых потоков. Кроме того, проанализирована правовая база, позволяющая органам государственной власти Российской Федерации вести работу по выявлению и пресечению финансирования террористической деятельности. Также раскрыта роль цифровой валюты, оборот которой несет определенные риски и может быть использован для анонимной финансовой под© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

держки террористических организаций. Главный вывод автора заключается в том, что эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может осуществляться одновременно с пресечением экстремистской идеологии на двух уровнях — национальном и международном. Ключевые слова: национальная безопасность, финансирование терроризма, легализация (отмывание) преступных доходов, цифровая валюта, финансовые операции, расследование, экстремизм, террористические организации.

1. Введение

В системе комплексных мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации важное место занимают противодействие терроризму, коррупции1, а также пресечение теневого предпринимательства, основу которого, в частности, создает легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Все эти негативные явления представляют собой глобальные угрозы для развития страны.

Сущность легализации преступных доходов в юридической литературе определяется как связующее звено между криминальным сектором теневой экономики и открытой экономикой, как канал, посредством которого доходы, полученные от криминальной практики, переводятся в легальную сферу экономических отношений (Третьяков 2009; и др.).

2. Основная часть

В научных работах неоднократно отмечалось, что легализация преступных доходов подрывает финансовую систему страны, предпринимательскую и экономическую деятельность, обеспечивает возможность преступным группам финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую деятельность (Жубрин 2011, 114; Пикуров, Пудовочкин 2015, 49; Волеводз, Кунев 2019, 4).

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» значительно ужесточил контроль за легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Из определения легализации (отмывания) таких доходов исключено положение о том, что данное понятие не применяется к ряду преступлений экономического характера (ст. 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее — УК РФ)).

Вместе с тем важным элементом противодействия легализации преступных доходов на международном уровне являются Рекомендации учрежденной в 1989 г. Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF, ФАТФ), согласно которым страны обязаны на постоянной основе

1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (здесь и далее ссылки на российские нормативно-правовые акты, если не отмечено иное, приводятся по СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 4 апреля, 2021. Ы^://«'«^ consultant.ru).

проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью принятия адекватных мер реагирования2.

В связи с этим в Следственном комитете Российской Федерации (далее — СК России) на системной основе организованы мониторинг и анализ практики выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и ст. 1741 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления».

Несмотря на известные сложности сбора доказательств, результаты работы следователей СК России в данном направлении наглядно свидетельствуют о достижении положительных результатов.

Например, если в 2017 г. в суд для рассмотрения по существу направлено 30 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 1741 УК РФ, то в 2019 г. число таких уголовных дел увеличилось до 53. В 2020 г. в суд по указанным статьям направлено уже 69 уголовных дел (+30,2 %)3. Причем большая часть фактов легализации (отмывания) преступных доходов раскрывается следственным путем благодаря активному сотрудничеству с Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой, Счетной палатой РФ и Банком России.

Распространенным источником формирования преступных доходов выступают денежные средства и другие материальные блага, получаемые должностными лицами при совершении мошенничества.

Так, в январе 2020 г. в Омске за мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц с использованием служебного положения, и легализацию денежных средств, приобретенных в результате совершения им преступления, осужден руководитель предприятия «Дорожная строительная компания» С. Саро-ян, который в период с 2016 по 2017 г. совместно с соучастниками похитил бюджетные денежные средства в размере более 40 млн руб., выделенные для выполнения восстановительных работ по ликвидации последствий паводка, произошедшего в Знаменском муниципальном районе Омской области в 2015 г. Чтобы придать видимость правомерного владения похищенными денежными средствами, они заключили формальные договоры субподряда, перечислили на расчетный счет номинальной организации более 21,4 млн руб., которые впоследствии обналичили, и приобрели строительную технику4.

В Чеченской Республике в 2018 г. за мошенничество с использованием своего служебного положения и легализацию денежных средств на сумму более 95 млн руб. осужден А. Дудаев — бывший сотрудник республиканского казначей-

2 «Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)». Официальный сайт Росфинмониторинга. Дата обращения 4 апреля, 2021. https://www.fedsfm.ru/activity/fatf.

3 Отчет по форме ведомственного статистического наблюдения № 222 «О работе следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности». Раздел 4 отчета за 2017, 2019, 2020 гг. Письмо СК России от 23.06.2021 № овнск-204/3-3492-21/4080 (не публиковалось).

4 «В Омске вынесен приговор руководителю дорожной строительной компании, признанному виновным в мошенничестве при выполнении работ по ликвидации последствий стихийного бедствия и легализации денежных средств, добытых преступным путем». Официальный сайт СК России. Дата обращения 4 апреля, 2021. http://sledcom.ru/news/item/1433160.

ства5. Следствием и судом установлено, что он, имея информацию о платежных документах с невостребованными денежными средствами, совместно с двумя работниками Кавказского управления Ростехнадзора (далее — КУ Ростехнадзора) с августа 2012 г. по июнь 2016 г. посредством специального программного обеспечения представил в местное управление казначейства заведомо ложные документы, на основании которых денежные средства перечислялись на счета управления КУ Ростехнадзора. После этого с целью легализации данные денежные средства как якобы излишне уплаченные перечислялись уже со счетов КУ Ростехнадзора на счета нескольких коммерческих организаций, физических лиц и поступали в распоряжение Дудаева и его сообщников. Приговором суда Дудаеву и его соучастникам назначены наказания в виде лишения свободы.

В целях предотвращения подобных мошеннических схем Банк России планирует запустить к середине 2022 г. специальную платформу для финансовых организаций «Знай своего клиента», которая предоставит необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов, что будет способствовать повышению эффективности противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Ранее Банк России провел учебные сессии в рамках комплексного учебного курса для сотрудников СК России, в том числе по вопросам противодействия недобросовестным практикам на финансовом рынке6.

Кроме того, в апреле 2021 г. в Санкт-Петербургской академии СК России состоялся международный межведомственный научно-практический круглый стол «Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов», организованный для сотрудников следственных органов. Участники мероприятия обсудили такие актуальные вопросы правоприменения, как возможность получения информации об имуществе участников уголовного судопроизводства за рубежом, спорные способы совершения легализации (например, оплата обучения, оплата кредиторской задолженности организации / физического лица), возможность получения следователем в ходе проверок сообщений о преступлениях сведений о движении денежных средств по банковским счетам организации и физического лица7.

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Президентом РФ 30.05.2018, среди прочих целей предусматривает снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе,

5 «Судом осужден бывший сотрудник республиканского казначейства за хищение и легализацию денежных средств на сумму более 95 миллионов рублей». Официальный сайт Следственного управления СК России по Чеченской Республике. Дата обращения 4 апреля, 2021. https://chr.sledcom. ru/news/item/1200332.

6 «Сотрудники Приволжского следственного управления на транспорте СК России приняли участие в работе открытой площадки, организованной Волго-Вятским Банком России с целью выработки вместе с правоохранительными органами Приволжского федерального округа эффективных механизмов борьбы с недобросовестными игроками финансового рынка». Официальный сайт Приволжского следственного управления на транспорте СК России. Дата обращения 4 апреля, 2021. https://psut.sledcom.ru/folder/875287/item/1420724/

7 «Круглый стол "Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов"». Официальный сайт Санкт-Петербургской академии СК России. Дата обращения 29 апреля, 2021. http:// skspba.ru/2021/04/22/круглый-стол-противодействие-легал.

обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организа-

ций8.

В связи с этим СК России уделяет повышенное внимание выявлению, предупреждению и пресечению террористических угроз и экстремистских проявлений. Так, за 10 лет, т. е. за время работы СК России, следователями ведомства в суд направлено свыше 3200 уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности и свыше тысячи (1138) дел о терроризме9.

Следственный комитет во взаимодействии с МВД России, ФСБ России, Федеральной налоговой службой, Счетной палатой РФ, Банком России, Росфинмони-торингом оперативно принимает меры, направленные на противодействие финансированию терроризма, которое осуществляется, как правило, частными лицами через интернет. Например, в 2020 г. в суд направлено 60 уголовных дел о преступлениях, связанных с финансированием терроризма, и 78 — совершенных с использованием интернета10.

Так, в Калининграде за финансирование терроризма и подстрекательство к участию в деятельности запрещенной на территории РФ террористической организации «Джебхат ан-Нусра» к длительным срокам лишения свободы приговорены двое граждан одной из республик Средней Азии11.

Одной из схем финансирования террористической и экстремистской деятельности является сбор через интернет добровольных пожертвований с использованием публикуемых реквизитов счетов. Например, в декабре 2019 г. Главным следственным управлением СК России по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с подразделениями ФСБ России и Росфинмониторинга пресечена незаконная деятельность жителя Республики Дагестан, который под видом благотворительности вместе со своим братом, находящимся на территории Турции и Сирии, в период с 2015 по 2019 г. организовал в ряде субъектов РФ сбор денежных средств в сумме 2 млн руб. для финансирования запрещенной на территории РФ международной террористической организации «Исламское государство»12.

Как видно из приведенных примеров, на территории РФ продолжают существовать законспирированные вербовщики и «спящие ячейки» таких запрещенных в России международных террористических организаций, как ИГИЛ, «Джеб-хат ан-Нусра» и др.

8 «Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30.05.2018)». Официальный сайт Президента РФ. Дата обращения 4 апреля, 2021. Ы^://«'«^ kremlin.ru/supplement/5310.

9 Письмо СК России № овнск-204/3-3492-21/4080 от 23.06.2021 (не публиковалось).

10 Отчет по форме ведомственного статистического наблюдения № 224 «О работе следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по расследованию преступлений террористического характера и экстремистской направленности». Раздел 4 отчета за 2020 год. Письмо СК России от 26.03.2020 № 209-20-2020 (не публиковалось).

11 «В Калининградской области двум сторонникам запрещенной в России террористической организации вынесен обвинительный приговор». Официальный сайт Следственного управления СК России по Калининградской области. Дата обращения 12 мая, 2021. https://kld.sledcom.ru/news/ «^/1423907.

12 «На Северном Кавказе задержан подозреваемый в организации финансирования терроризма». Официальный сайт СК России. Дата обращения 4 апреля, 2021. http://sledcom.ru/news/ «^/1418118.

В связи с этим при разработке законодательных мер по защите национальных интересов Российской Федерации повышенное внимание уделяется, как и прежде, вопросам противодействия финансированию терроризма. 10 января 2021 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые усиливают контроль за операциями с денежными средствами. Так, информация о снятии или зачислении наличных на сумму свыше 600 тыс. руб. теперь будет передаваться в Росфинмониторинг.

Ранее был принят Федеральный закон от 29.12.2017 № 445-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ в целях совершенствования мер противодействия терроризму», ужесточающий уголовную ответственность (вплоть до пожизненного лишения свободы) не только за совершение терактов, но и за вовлечение (вербовку) в террористическую деятельность, а также за финансирование терроризма.

Кроме того, Федеральным законом от 11.10.2018 № 365-ФЗ «О внесении изменения в ст. 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"» въезд на территорию нашей страны запрещен иностранцам или лицам без гражданства, если они являются членами объединения, включенного в перечень организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут возникнуть дополнительные риски использования цифровой валюты в преступных целях. Причем из-за своей новизны ряд аспектов требуют дальнейшей правовой регламентации. В частности, признание цифровой валюты имуществом для целей уголовного и уголовно-процессуального законодательства является необходимым условием расследования преступлений, по которым цифровая валюта выступает, например, предметом взятки или хищения.

На научных конференциях неоднократно обсуждались вопросы противодействия финансирования преступлений, в том числе террористического характера, с помощью криптовалюты. Ученые отмечали, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ, могут выступать денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления, поэтому необходима обязательная идентификация пользователей цифровой валюты (Багмет 2019, 6, 14, 16, 22, 38, 120; и др.). Подобные вопросы также становились предметом исследования российских правоведов (Сидоренко 2016; Волеводз 2018; Колчевский, Кузнецов 2018; Андронова, Гусаков, Завьялова 2020). Стремительное распространение криминального использования криптовалют вызывает серьезную обеспокоенность и у международных организаций (Волеводз, Кунев 2019, 3-4).

В связи с этим нужно разработать при участии Росфинмониторинга комплексный механизм выявления и расследования преступлений, в которых может быть использована цифровая валюта: коррупционных и экономических, легализации преступных доходов, финансирования терроризма и др.

Вместе с тем одной из основных задач в области профилактики финансирования терроризма и экстремизма является противодействие распространению ради-

кальной идеологии. Для эффективного решения этой задачи необходим комплексный подход, прежде всего активное участие не только органов государственной власти, но и различных институтов гражданского общества, научного сообщества, образовательных структур, общественных и религиозных организаций, а также средств массовой информации.

3. Выводы

Сегодня особое внимание необходимо уделять противодействию идеологии терроризма и экстремизма, распространяемой через интернет. Одно из основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму, закрепленных в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. (Указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г.»), предусматривает совершенствование законодательства РФ в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе информации на электронных носителях, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая интернет.

Реализация этих задач наряду с совершенствованием мер по ограничению на территории РФ доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, включая интернет, распространяющим экстремистскую идеологию, позволит своевременно реагировать на возникающие вызовы и угрозы.

Библиография

Андронова, Инна В., Николай П. Гусаков, Елена Б. Завьялова. 2020. «Финансирование терроризма: новые вызовы для международной безопасности». Вестник международных организаций 15 (1): 120-134.

Багмет, Анатолий М., ред. 2019. Использование криптовалют в противоправных целях и методика противодействия: материалы Международного научно-практического «круглого стола» (Москва, 25 апреля 2019 г.). М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации.

Волеводз, Александр Г. 2018. «Оценка криптовалюты как предмета преступления, предусмотренного статьей 1741 УК РФ». Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XV Меж-дунар. науч.-практ. конф., 597-603. М.: РГ-Пресс. Волеводз, Александр Г., Денис А. Кунев. 2019. «К вопросу о противодействии перемещению преступных активов в иностранные юрисдикции и их возврате в страны происхождения». Международное уголовное право и международная юстиция 3: 3-8. Жубрин, Роман В. 2011. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические

аспекты. М.: Волтерс Клувер. Колчевский, Игорь Б., Андрей Г. Кузнецов. 2018. Криптовалюты на территории стран Содружества: оценка вероятных криминальных рисков и угроз. М.: ВНИИ МВД России. Пикуров, Николай И., Юрий Е. Пудовочкин. 2015. Проблемы квалификации и привлечения к уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. М.: Российский государственный университет правосудия.

Сидоренко, Элина Л. 2016. «Криминологические риски оборота криптовалюты и проблемы ее правовой идентификации». Библиотека криминалиста 3: 148-155.

Третьяков, Владимир И. 2009. Организованная преступность и легализация криминальных доходов. Дис. ... д-ра юрид. наук, Ростовский юридический институт МВД РФ.

Статья поступила в редакцию 1 мая 2021 г.; рекомендована в печать 9 июня 2021 г.

Контактная информация:

Бастрыкин Александр Иванович — д-р юрид. наук, проф.; [email protected]

Investigation of money laundering and financing of terrorism by the Investigative Committee of Russia

A. I. Bastrykin

Investigative Committee of the Russian Federation, 2, Tekhnichesky per., Moscow, 105005, Russian Federation

For citation: Bastrykin, Alexandr I. 2021. "Investigation of money laundering and financing of terrorism by the Investigative Committee of Russia". Vestnik of Saint Petersburg University. Law 3: 493-501. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.301 (In Russian)

The aim of the work is to show the public danger of money laundering and financing of terrorism, and to identify ways to improve the existing legislation to curb these crimes. The research comprehensively examines the practice of identifying and investigating money laundering and financing of terrorism by the Investigative Committee of Russia. Today, these crimes pose a serious threat to Russian society and have a destructive effect on the country's economy. The article analyzes the results of the Investigative Committee of Russia's work on the investigation of these crimes, examines the experience of interaction with specialized state organizations in this field, and also discusses various methods of money laundering and financing of terrorism with specific examples. Particular attention is paid to the prevention and suppression of terrorism and extremism, including prevention of radical ideology. The results of the joint work of the Investigative Committee of Russia with other law enforcement structures of the Russian Federation in this field are also presented and supported by statistical data. Particular focus is placed on the financing of terrorism by attracting funds through the Internet, which today has become one of the main channels for the movement of financial flows. In addition, the article analyzes the legal framework on the basis of which the state authorities of the Russian Federation carry out comprehensive work to identify and suppress the financing of terrorism. The work also discloses the role of digital currency, the turnover of which bears certain risks and can be used for anonymous financial support of terrorist organizations. The main conclusion is that effective opposition to the legalization of proceeds from crime and the financing of terrorism can be carried out simultaneously with the suppression of extremist ideology at two levels — national and international.

Keywords: national security, financing of terrorism, money laundering, digital currency, financial operations, investigation, extremism, terrorist organizations.

References

Andronova, Inna V., Nikolai P. Gusakov, Elena B. Zavyalova. 2020. "Terrorist financing: New challenges for

international security". Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii 15 (1): 120-134. (In Russian) Bagmet, Anatolii M., ed. 2019. The use of cryptocurrencies for illegal purposes and methods of counteraction: Materials of the International scientific and practical "round table" (Moscow, April 25, 2019). Moscow, Moskovskaia akademiia Sledstvennogo komiteta Rossiiskoi Federatsii Publ. (In Russian)

Kolchevskii, Igor B., Andrei G. Kuznetsov. 2018. Cryptocurrencies in the Commonwealth countries: Assessment of probable criminal risks and threats. Moscow, VNII MVD Rossii Publ. (In Russian) Pikurov, Nikolai I., Yury E. Pudovochkin. 2015. Problems of qualification and prosecution for the legalization (laundering) of funds or other property acquired by criminal means. Moscow, Rossiiskii gosudarstven-nyi universitet pravosudiia Publ. (In Russian) Sidorenko, Elina L. 2016. "Criminological risks of cryptocurrency turnover and problems of its legal identification". Biblioteka kriminalista 3: 148-155. (In Russian) Tretyakov, Vladimir I. 2009. "Organized crime and money laundering". Dr. Sci. diss., Rostovskii iuridicheskii

institut MVD RF. (In Russian) Volevodz, Aleksandr G., Denis A. Kunev. 2019. "On combating transfer of criminal assets to foreign jurisdictions and their return to the countries of origin". Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunaro-dnaia iustitsiia 3: 3-8. (In Russian) Volevodz, Aleksandr G. 2018. "Evaluation of cryptocurrency as a subject of a crime under article 1741 of the Criminal Code of the Russian Federation". Ugolovnoe pravo: Strategiia razvitiia v XXI veke: Materialy XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 597-603. Moscow, RG-Press Publ. (In Russian) Zhubrin, Roman V. 2011. Combating money laundering: Theoretical and practical aspects. Moscow, Wolters Kluwer Publ. (In Russian)

Received: May 1, 2021 Accepted: June 9, 2021

Author's information:

Alexandr I. Bastrykin — Dr. Sci. in Law, Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.