Научная статья на тему 'О ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ СК РФ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА'

О ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ СК РФ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бастрыкин А. И.

В статье рассматривается противодействие экстремизму, террористическим преступлениям, а также легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в качестве важной составляющей комплексных мер по обеспечению национальной безопасности. Эти преступления представляют собой глобальные угрозы, и пресечение их - одно из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что общественная опасность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, состоит в том, что она подрывает финансовую систему страны, обеспечивая материальную основу коррупции и терроризма.В современных условиях риски легализации доходов, полученных преступным путем, а также использования цифровой валюты в противоправных или преступных целях могут возникнуть, например, при конвертации цифровой валюты. Ввиду этого, по мнению автора, необходимо установить четкие критерии операций, за которые может наступить уголовная ответственность за незаконное использование цифровых валют, в том числе если цифровая валюта выступает как средство платежа при незаконном обороте оружия, наркотических средств или иных предметов, за оборот которых установлена уголовная ответственность, а также при организации незаконных азартных игр, незаконной банковской деятельности. С учетом этого назрела необходимость введения уголовной ответственности за противозаконный оборот цифровой валюты и нарушение правил совершения сделок с ней.Одной из основных задач в области профилактики финансирования терроризма и экстремизма является противодействие распространению радикальной идеологии. Для эффективного решения этой задачи необходим комплексный подход, и прежде всего активное участие в этом процессе не только органов государственной власти, но и различных институтов гражданского общества, научного сообщества, образовательных структур, общественных и религиозных организаций, а также средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF DETECTING AND INVESTIGATING BY THE INVESTIGATIVE BODIES OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION OF LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS OF CRIME AND TERRORISM FINANCING

The paper examines countering extremism, terrorist crimes, as well as legalization (laundering) of proceeds of crime, as an important element of comprehensive measures undertaken to ensure national security. These crimes constitute global threats, and their suppression is one of the priorities of the Investigative Committee of the Russian Federation. It should be emphasized that the public danger of legalization (laundering) of proceeds of crime lies in the fact that it undermines the country’s financial system by means of providing the material basis for corruption and terrorism.In modern conditions, the risks of legalization of proceeds of crime, as well as the use of digital currency for illegal or criminal purposes, may arise, for example, when converting digital currency. In view of this, according to the author, it is necessary to establish clear criteria for transactions for which criminal liability for the illegal use of digital currencies may arise, including cases when the digital currency acts as a means of payment for the illegal circulation of weapons, drugs or other items, for the circulation of which criminal liability is established, as well as when illegal gambling or illegal banking are organized. With this in mind, there is a need to introduce criminal liability for illegal circulation of a digital currency and violation of the rules for making transactions with it.One of the main tasks in the field of preventing financing of terrorism and extremism is to counter the spread of radical ideology. To effectively solve this problem, it is required to apply an integrated approach, and, above all, active participation in this process of not only state authorities, but of various institutions of civil society, the scientific community, educational structures, public and religious organizations, as well as the mass media.

Текст научной работы на тему «О ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ СК РФ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА»

АВТОРИТЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

EX OFFICIO

DOI: 10.17803/1729-5920.2021.176.7.009-014

А. И. Бастрыкин*

О практике выявления и расследования следственными органами СК РФ легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Аннотация. В статье рассматривается противодействие экстремизму, террористическим преступлениям, а также легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в качестве важной составляющей комплексных мер по обеспечению национальной безопасности. Эти преступления представляют собой глобальные угрозы, и пресечение их — одно из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что общественная опасность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, состоит в том, что она подрывает финансовую систему страны, обеспечивая материальную основу коррупции и терроризма.

В современных условиях риски легализации доходов, полученных преступным путем, а также использования цифровой валюты в противоправных или преступных целях могут возникнуть, например, при конвертации цифровой валюты. Ввиду этого, по мнению автора, необходимо установить четкие критерии операций, за которые может наступить уголовная ответственность за незаконное использование цифровых валют, в том числе если цифровая валюта выступает как средство платежа при незаконном обороте оружия, наркотических средств или иных предметов, за оборот которых установлена уголовная ответственность, а также при организации незаконных азартных игр, незаконной банковской деятельности. С учетом этого назрела необходимость введения уголовной ответственности за противозаконный оборот цифровой валюты и нарушение правил совершения сделок с ней.

Одной из основных задач в области профилактики финансирования терроризма и экстремизма является противодействие распространению радикальной идеологии. Для эффективного решения этой задачи необходим комплексный подход, и прежде всего активное участие в этом процессе не только органов государственной власти, но и различных институтов гражданского общества, научного сообщества, образовательных структур, общественных и религиозных организаций, а также средств массовой информации. Ключевые слова: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; финансирование терроризма; расследование преступлений; глобальные угрозы; национальная безопасность; цифровая валюта; уголовная ответственность; коррупция; государственная власть.

Для цитирования: Бастрыкин А. И. О практике выявления и расследования следственными органами СК РФ легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма // Lex russica. — 2021. — Т. 74. — № 7. — С. 9-14. — DOI: 10.17803/1729-5920.2021.176.7.009-014.

© Бастрыкин А. И., 2021

* Бастрыкин Александр Иванович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

1-я Фрунзенская ул., д. 3а, г. Москва, Россия, 119146 [email protected]

LEX RUSSCA

АВТОРИТЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ EX OFFICIO

The Practice of Detecting and Investigating by the Investigative Bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation of Legalization (Laundering) of Proceeds of Crime and Terrorism Financing

Aleksandr I. Bastrykin, Dr. Sci. (Law), Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation

ul. 1-aya Frunzenskaya, d. 3a, Moscow, Russia, 119146

[email protected]

Abstract. The paper examines countering extremism, terrorist crimes, as well as legalization (laundering) of proceeds of crime, as an important element of comprehensive measures undertaken to ensure national security. These crimes constitute global threats, and their suppression is one of the priorities of the Investigative Committee of the Russian Federation. It should be emphasized that the public danger of legalization (laundering) of proceeds of crime lies in the fact that it undermines the country's financial system by means of providing the material basis for corruption and terrorism.

In modern conditions, the risks of legalization of proceeds of crime, as well as the use of digital currency for illegal or criminal purposes, may arise, for example, when converting digital currency. In view of this, according to the author, it is necessary to establish clear criteria for transactions for which criminal liability for the illegal use of digital currencies may arise, including cases when the digital currency acts as a means of payment for the illegal circulation of weapons, drugs or other items, for the circulation of which criminal liability is established, as well as when illegal gambling or illegal banking are organized. With this in mind, there is a need to introduce criminal liability for illegal circulation of a digital currency and violation of the rules for making transactions with it. One of the main tasks in the field of preventing financing of terrorism and extremism is to counter the spread of radical ideology. To effectively solve this problem, it is required to apply an integrated approach, and, above all, active participation in this process of not only state authorities, but of various institutions of civil society, the scientific community, educational structures, public and religious organizations, as well as the mass media. Keywords: legalization (laundering) of proceeds of crime; financing of terrorism; investigation of crimes; global threats; National security; digital currency; criminal liability; corruption; state authority.

Cite as: Bastrykin AI. O praktike vyyavleniya i rassledovaniya sledstvennymi organami SK RF legalizatsii (otmyvaniya) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniya terrorizma [The Practice of Detecting and Investigating by the Investigative Bodies of the Investigative Committee of the Russian Federation of Legalization (Laundering) of Proceeds of Crime and Terrorism Financing]. Lex russica. 2021;74(7):9-14. DOI: 10.17803/17295920.2021.176.7.009-014. (In Russ., abstract in Eng.).

В системе комплексных мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации важное место занимает противодействие экстремизму, террористическим преступлениям1, а также легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Эти преступления представляют собой глобальные угрозы, и пресечение их — одно из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что общественная опасность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, состоит в том, что она подрывает финансовую систему страны, обеспечивая материальную основу коррупции и терроризма. В связи с этим в ведомстве на системной основе организован мониторинг и анализ практики выявления и расследования

преступлений, предусмотренных статьями 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» УК РФ.

Несмотря на известные сложности сбора доказательств, результаты работы следователей СК России на данном направлении наглядно свидетельствуют о достижении положительных результатов.

К примеру, если в 2017 г. в суд для рассмотрения по существу направлено 23 уголовных дела о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, то в 2019 г. число таких уголовных дел увеличилось до 58, то есть более чем в 2 раза.

1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

В 2020 г. (приведены данные за 9 месяцев 2020 г.) в суд по указанным статьям направлено уже 49 уголовных дел (+36 %). Причем большая часть фактов легализации (отмывания) преступных доходов раскрывается следственным путем благодаря активному сотрудничеству с Росфин-мониторингом, Федеральной налоговой службой, Счетной палатой РФ и Банком России.

Анализ практики расследования показал, что одним из распространенных источников формирования преступных доходов являются денежные средства и другие материальные блага, получаемые должностными лицами в качестве взяток с использованием так называемых «технических» компаний, в адрес которых взяткодатели направляют требуемые коррумпированными должностными лицами платежи, как правило по фиктивным основаниям. В качестве таковых выбирают различного рода услуги, в том числе юридические или консалтинговые, фактическое получение которых трудно проверить.

Так, следственными органами СК России по Республике Коми расследованы уголовные дела в отношении ряда руководящих сотрудников компании «МРСК Северо-Запада», обвиняемых во взяточничестве и последующей легализации полученных средств. Установлено, что в период с 2014 по 2018 г. гендиректор этой компании, а также двое его заместителей и трое высокопоставленных сотрудников организации получили от представителей коммерческих организаций в качестве взяток денежные средства на общую сумму более 70 млн руб. за оказание содействия, беспрепятственную приемку и оплату работ по договорам подряда, заключенным между «МРСК Северо- Запада» и коммерческими организациями. Размер взятки составлял 10 % от суммы контракта, по которому она давалась. Представители подрядных организаций переводили взятки в виде денег под видом оплаты работ, якобы произведенных «техническими» организациями в интересах взяткодателей. Денежные средства в сумме почти 3 млн руб., поступившие от взяткодателей на счета таких организаций, обвиняемые легализовали. С этой целью соучастники обеспечили и проконтролировали совершение финансовых операций с этими денежными средствами, а именно их перечисление по фиктивным основаниям платежа и последующее обналичивание.

Следует отметить, что подобные схемы легализации (отмывания) преступных доходов используются не только после получения взяток, но и при уклонении от уплаты налогов.

Показательным является в этой связи расследование следственными органами СК России по Самарской области уголовного дела в отношении генерального директора компании, занимающейся строительством.

Установлено, что обвиняемый уклонился от уплаты налогов на сумму почти 32 млн руб., после чего, используя свое служебное положение, легализовал указанные выше денежные средства путем перечисления их с расчетного счета возглавляемой им фирмы на счета другого юридического лица по фиктивным счетам-фактурам, выставленным за исполнение работ, которые в действительности выполнялись сотрудниками его компании. Приговором суда в декабре 2018 г. он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 174.1, п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ.

В ходе следствия по таким преступлениям в тесном взаимодействии с налоговыми органами по каждой криминальной схеме ухода от налогообложения следователями принимаются исчерпывающие меры к установлению «маршрутов» движения выведенных из-под налогообложения денежных средств и легализации преступных доходов. Современные информационные технологии ФНС России и наше активное сотрудничество позволяют решить эту задачу.

Иные способы легализации преступных доходов выявляются следователями в ходе расследования уголовных дел о хищениях чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты.

Так, в январе 2020 г. в городе Омске за мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц с использованием служебного положения, и легализацию денежных средств, приобретенных в результате совершения им преступления, осужден руководитель предприятия «Дорожная строительная компания» С. Сероян, который в период 2016-2017 гг. совместно с соучастниками похитил бюджетные денежные средства в размере более 40 млн руб., выделенные для выполнения восстановительных работ по ликвидации последствий паводка, произошедшего в Знаменском муниципальном районе Омской области в 2015 г. С целью придания видимости правомерного владения похищенными денежными средствами они заключили формальные договоры субподряда и перечислили на расчетный счет номинальной организации более 21,4 млн руб., которые впоследствии обналичили и потратили на приобретение строительной техники.

Том 74 № 7 (176) июль 2021

да теш 11

АВТОРИТЕТНЫМ КОММЕНТАРИИ EX OFFICIO

да теж

В Чеченской Республике в 2018 г. за мошенничество с использованием своего служебного положения и легализацию денежных средств на сумму более 95 млн руб. осужден А. Дудаев — бывший сотрудник республиканского казначейства.

Следствием и судом установлено, что он, имея информацию о платежных документах с невостребованными денежными средствами, совместно с двумя работниками Кавказского управления Ростехнадзора с августа 2012 г. по июнь 2016 г. посредством специального программного обеспечения представил в местное управление казначейства заведомо ложные документы, на основании которых денежные средства перечислялись на счета управления КУ Ростехнадзора. После чего с целью легализации эти денежные средства, как якобы излишне уплаченные, были перечислены уже со счетов КУ Ростехнадзора на счета нескольких коммерческих организаций, физических лиц и поступали в распоряжение Дудаева и его сообщников. Приговором суда Дудаев и его соучастникам назначены наказания в виде лишения свободы.

В целях предотвращения подобных мошеннических схем Банк России во второй половине 2021 г. планирует запустить специальную платформу для банков «Знай своего клиента», которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов, что будет способствовать повышению эффективности противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Ранее Банком России проведены учебные сессии в рамках Комплексного учебного курса для сотрудников СК России, в том числе по вопросам противодействия недобросовестным практикам на финансовом рынке. Кроме того, на основе судебно-следственной практики в Московской и Санкт-Петербургской академиях ведомства по вопросам противодействия преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, подготовлены научно-практические и учебно-методические пособия.

Следует подчеркнуть, что Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро-

ризма, утвержденная Президентом РФ 30 мая 2018 г.2, среди прочих целей предусматривает снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организаций.

В связи с этим Следственным комитетом повышенное внимание уделяется выявлению, предупреждению и пресечению террористических угроз и экстремистских проявлений. Так, за 10 лет, то есть с момента образования СК России, следователями ведомства в суд направлено свыше 3 200 уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности и 1 073 дел о терроризме.

Совместно с МВД России, ФСБ России, Федеральной налоговой службой, Счетной палатой РФ, Банком России, Росфинмониторингом оперативно применяются меры, направленные на противодействие финансированию терроризма, которое осуществляется, как правило, через частных лиц. Причем для этого предпринимаются активные попытки привлечения средств через Интернет. Например, в 2019 г. следователями СК России направлены в суды уголовные дела в отношении 45 лиц, которые подпитывали финансовыми ресурсами международные террористические организации. В 2020 г. в суды направлены уголовные дела в отношении 41 лица (данные за 9 мес. 2020 г.), принимавшего участие в финансировании международных террористических организаций.

Так, в декабре 2019 г. в городе Калининграде за финансирование терроризма и подстрекательство к участию в деятельности террористической организации «Джебхат ан-Нусра» к длительным срокам лишения свободы осуждены двое граждан республик Средней Азии.

Одной из схем финансирования террористической и экстремистской деятельности является сбор через Интернет добровольных пожертвований с использованием публикуемых реквизитов счетов.

Например, в декабре 2019 г. Главным следственным управлением Следственного комитета РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с подразделениями ФСБ России и Росфинмониторинга пресечена незаконная деятельность жителя Республики Дагестан, который под видом благотворительности вместе со своим братом, находящимся на территории Турции и Сирии, в период с 2015 по 2019 г.

2 URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 20.05.2021).

организовал в ряде субъектов Российской Федерации сбор денежных средств на сумму 2 млн руб. для финансирования международной террористической организации «Исламское государство».

Как видно из приведенных примеров, на территории Российской Федерации продолжают существовать законспирированные вербовщики и «спящие ячейки» запрещенных в России международных террористических организаций.

В связи с этим при разработке законодательных мер по защите национальных интересов Российской Федерации повышенное внимание уделяется, как и прежде, вопросам противодействия финансированию терроризма. 10 января 2021 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»3, которые усиливают контроль за операциями с денежными средствами. Так, информация о снятии или зачислении наличных на сумму свыше 600 тыс. руб. теперь будет передаваться в Рос-информониторинг.

Ранее, 29 декабря 2017 г., принят был Федеральный закон № 445-ФЗ4, ужесточающий уголовную ответственность (вплоть до пожизненного лишения свободы) не только за совершение терактов, но и за вовлечение (вербовку) в террористическую деятельность, а также за финансирование терроризма.

Кроме того, 11 октября 2018 г. Федеральным законом № 365-Ф35 въезд на территорию нашей страны запрещен иностранцам или лицам без гражданства, если они являются членами объединения, включенного в перечень организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой

валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6 риски легализации доходов, полученных преступным путем, а также использования цифровой валюты в противоправных или преступных целях могут возникнуть, например, при конвертации цифровой валюты. В связи с этим необходимо установить четкие критерии операций, за которые может наступить уголовная ответственность за незаконное использование цифровых валют, в том числе если цифровая валюта выступает как средство платежа при незаконном обороте оружия, наркотических средств или иных предметов, за оборот которых установлена уголовная ответственность, а также при организации незаконных азартных игр, незаконной банковской деятельности. По мнению Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), незаконное использование цифровой волюты может привести к анонимному финансированию терроризма. С учетом этого назрела необходимость введения уголовной ответственности за противозаконный оборот цифровой валюты и нарушение правил совершения с ней сделок.

Вместе с тем одной из основных задач в области профилактики финансирования терроризма и экстремизма является противодействие распространению радикальной идеологии. Для эффективного решения этой задачи необходим комплексный подход, и прежде всего активное участие в этом процессе не только органов государственной власти, но и различных институтов гражданского общества, научного сообщества, образовательных структур, общественных и религиозных организаций, а также средств массовой информации.

Очевидно, как уже отмечено ранее, что особое внимание необходимо уделять противодействию идеологии терроризма и экстремизма, распространяемой через сеть Интернет. И вполне закономерно, что одним из основных

3 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «Консуль-тантПлюс».

4 Федеральный закон от 29.12.2017 № 445-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования мер противодействия терроризму» // СЗ РФ. 2018. № 1 (ч. I). Ст. 29.

5 Федеральный закон от 11.10.2018 № 365-ФБ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"» // Российская газета». № 230. 15.10.2018.

6 СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5018.

АВТОРИТЕТНЫМ КОММЕНТАРИИ EX OFFICIO

да теж

направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму, закрепленных в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года7, предусмотрено совершенствование законодательства РФ в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-теле-

коммуникационных сетях, включая сеть «Интернет».

Уверен, что реализация этих задач наряду с совершенствованием мер по ограничению доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», распространяющим экстремистскую идеологию, позволит своевременно реагировать на вновь возникающие вызовы и угрозы.

Материал поступил в редакцию 20 мая 2021 г.

7 Указ Президента РФ от 29 05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 29 05.2020 (дата обращения: 20.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.