УДК 343.575 DOI: 10.24420/KUI.2018.32.13972
А.Ф. Муксинова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ, В ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
MONEY LAUNDERING AND ILLICIT PROCEEDS FROM DRUG TRAFFICKING IN FOREIGN CRIMINAL LEGISLATION
Введение: в статье представлен анализ современного зарубежного законодательства, регулирующего уголовную ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Материалы и методы: материалом послужили международно-правовые акты, уголовное законодательство некоторых иностранных государств, труды по уголовному праву, криминологии и экономике по вопросам легализации (отмывания) преступных доходов. При подготовке исследования применялись контент-анализ, сравнительный и системно-структурный методы.
Результаты исследования: сравнительный анализ зарубежного уголовного законодательства позволил провести классификацию законодательств по группам в зависимости от наличия в них норм, закрепляющих уголовную ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Обсуждение и заключения: в целях усиления уголовной ответственности и установления более суровых наказаний за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, предлагаем в статьи 174 и 174.1 УК РФ ввести дополнительный квалифицирующий признак - легализация (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Ключевые слова: сравнительное правоведение, уголовное законодательство зарубежных стран, незаконный оборот наркотиков, легализация преступных доходов, отмывание денег.
Для цитирования: Муксинова А.Ф. Легализация доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, в зарубежном уголовном законодательстве // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 2. С.238-245. DOI: 10.24420/KUI.2018.32.13972
Introduction: the article gives the analysis of modern foreign legislation that regulates criminal liability for the legalization (money laundering) of the illicit proceeds from drug trafficking.
Materials and Methods: the material was international legal acts, the criminal legislation of some foreign states, works on criminal law, criminology and economics on the legalization of criminal proceeds (money laundering). In preparing the study, content analysis, comparative and system-structural methods were used.
Results: a comparative analysis of foreign criminal law allowed classifying legislation into groups, depending on the availability of norms that criminalize the legalization (money laundering) of the illicit proceeds from drug trafficking.
Discussion and Conclusions: in order to strengthen criminal responsibility and establish more severe penalties for the legalization (money laundering) of the illicit proceeds from drug trafficking, we propose to introduce additional qualifying signs in Articles 174 and 174.1 of the Criminal Code of the Russian Federation - the legalization (money laundering) of the illicit proceeds from drug trafficking, psychotropic substances or their analogues.
Key words: comparative law, criminal legislation of foreign countries, drug trafficking, legalization of criminal proceeds, money laundering
For citation: Muksinova A.F. Money laundering and the illicit proceeds from drug trafficking in the foreign criminal legislation // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2018. V.9, N 2. P.238-245. DOI: 10.24420/KUI.2018.32.13972
Введение
Наркомания и, как следствие, преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, многогранное явление. Одной из «граней» наркопреступности является легализация (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Проблема легализации (отмывания) денежных средств носит транснациональный характер, поэтому изучение настоящего явления и выработка эффективных мер противодействия в отечественном законодательстве невозможны без анализа норм уголовного законодательства зарубежных стран, регламентирующих данную сферу.
Обзор литературы
Правовую основу исследования составили: 1) международные акты, среди которых Конвенция ООН 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»1, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 2000 года2, Рекомендации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег): Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения3; 2) уголовное законодательство некоторых стран СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина), а также Аргентины, Болгарии, Германии, Испании, Китая, Колумбии, Франции, Чехии, Швейцарии.
Вопрос легализации (отмывания) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в рамках международного и зарубежного уголовного законодательства, в научной литературе исследуется пока не столь активно, как этого требует действительность. Однако отдельные аспекты проблемы нашли отражение в научных изысканиях Т.Н. Нуркаевой и Н.В. Юсупова [1]. Авторы анализируют уголовно-правовые нормы Азербайджана, Испании, КНР, Франции, ФРГ, предусматривающие ответственность за легализацию (отмывание) имущества, приобретенного в результате незаконного оборота наркотиков. Отмечается, что общей тенденцией уголовного законодательства этих стран является усиление уголовной ответственности за отмывание преступных
доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков. Подробно рассматривается конфискация имущества как мера дополнительного наказания.
Материалы и методы
Методологическую основу проведенного исследования составляет комплекс философских, общенаучных и частнонаучных методов познания, а именно: сравнительный и системно-структурный; логические приемы и методы научного исследования; специальные методы и средства познания правовых явлений. Основными методами явились контент-анализ и метод сравнительного анализа, которые применялись при изучении уголовного законодательства зарубежных стран.
Результаты исследования
Проблемы противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, являются актуальными для всего мирового сообщества. Для любого государства, независимо от уровня его социально-экономического развития и особенностей правовой системы, использование в национальной экономике легализованных преступных доходов объективно ведет к деформации политической и экономической систем [2, с. 15].
Международное сообщество относит легализацию преступных доходов к транснациональным преступлениям, представляющим угрозу для глобальной безопасности, и предписывает государствам принимать законодательные и иные необходимые меры с целью квалификации таких деяний в качестве уголовных правонарушений. Важнейшим направлением международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов, полученных, в том числе, в результате незаконного оборота наркотиков, является применение комплексных и последовательных мер, основанных на единых международных стандартах. Выработкой таких единых стандартов занимается межправительственная организация -ФАТФ, созданная в июле 1989 года на совещании глав государств <^-7». Российская Федерация стала членом ФАТФ 19 июня 2003 года.
В рамках рассмотрения вопроса легализации (отмывания) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, считаем важным обратиться к уголовному законодательству стран СНГ, а также некоторых стран дальнего зарубежья, проведя классификацию указанных законода-
1 Конвенция Организации Объединенных Наций «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», принята в Вене 20 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. ХЦУГЬ. М., 1994. С. 133-157.
2 Конвенция Организации Объединенных наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. 4 окт. № 40. Ст. 3882.
3 Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М.: Вече, 2012.
тельств по группам в зависимости от наличия в них норм, закрепляющих уголовную ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
1. Законодательство государств, не выделяющее легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, в качестве самостоятельного состава преступления.
В уголовном законодательстве большинства исследуемых государств (Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Аргентина, Швейцария), как и в уголовном законодательстве Российской Федерации, отсутствует самостоятельная норма, закрепляющая ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков.
Уголовное законодательство стран-участниц Содружества Независимых Государств имеет много общего благодаря принятию 17 февраля 1996 года Модельного Уголовного кодекса для государств СНГ1. В самом Модельном Уголовном кодексе легализация доходов, полученных противозаконным путем, закреплена в ст. 258, имеющей одноименное название. Данное преступление относится к категории средней тяжести. В качестве квалифицирующего признака называется то же деяние, совершенное организованной группой.
Все Уголовные кодексы стран СНГ содержат норму о легализации (отмывании) доходов, приобретенных преступным путем. В сферу действия данных статей, хотя они прямо и не указываются в диспозиции статьи, подпадают различные предикатные преступления (участие в организованной преступной группе, терроризм, незаконная торговля оружием, коррупция, мошенничество,
контрабанда), в том числе и незаконный оборот наркотиков.
В Уголовных кодексах стран СНГ, как и в УК РФ, в названии статьи используется термин «легализация (отмывание)». В УК Армении2 (ст. 190), Туркменистана3 (ст. 242) и Узбекистана4 (ст. 243) используется лишь термин «легализация», а в УК Молдовы5 (ст. 243) лишь термин «отмывание».
В соответствии с Рекомендацией 4 ФАТФ, «странам следует принять меры, аналогичные изложенным в Венской конвенции, Палермской конвенции и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, в том числе законодательные меры, позволяющие их компетентным органам замораживать или арестовывать и конфисковывать без ущерба для прав добросовестных третьих сторон следующее: (а) отмытое имущество; (Ь) доходы, полученные от отмывания денег или предикатных преступлений, или инструменты, использованные или предназначавшиеся для использования для отмывания денег или совершения предикатных преступлений; (с) имущество, которое является доходом или используется, или предполагается, или предназначено для использования для финансирования терроризма, террористических актов или террористических организаций; или имущество эквивалентной стоимости»6.
Так или иначе конфискационные меры предусмотрены в уголовном законодательстве всех стран СНГ, включая Россию. Так, например, в ч. 2 и 3 ст. 190 УК Армении, ч. 1, 2 и 3 ст. 218 УК Казахстана7, ч. 2 и 3 ст. 235 УК Беларуси8, ч. 3 ст. 262 УК Таджикистана9 конфискация имущества в качестве наказания указана в санкции уголовно-правовой нормы. В УК Молдовы (ст. 106-106.1) закреплены нормы о специальной и расширенной конфискации, которые позволяют конфисковывать имущество, являющееся предметом преступлений по отмыванию денег или финансированию терроризма.
1 Консорциум «Кодекс». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901781490 (дата обращения: 18.01.2018).
2 Официальный сайт Национального собрания Республики Армения / Уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство / Уголовный кодекс Республики Армения от 18 апреля 2003 г. №ЗР-528. URL: http://www.parliament. am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang=rus (дата обращения: 18.01.2018).
3 Официальный сайт правительства Туркменистана - Туркменистан. Золотой век / Законодательство / Уголовный кодекс Туркменистана от 12 июня 1997 г. № 222-1. URL: http://www.tUrkmenistan.gov.tm/Crub=12 (дата обращения: 18.01.2018).
4 Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан / Официальное опубликование нормативно-правовых актов / Уголовный кодекс Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. № 2012-XII. URL: http://lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_ id=111457 (дата обращения: 18.01.2018).
5 Государственный реестр правовых актов Республики Молдова / Кодексы / Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 г. № 985. URL: http://lex.justice.md/index.php?action=view&view=doc&lang=2&id=331268 (дата обращения: 18.01.2018).
6 Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М.: Вече, 2012. С. 13.
7 Юрист - комплекс правовой информации (законодательство) Республики Казахстан / Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V. URL: https://online.zakon.kz/ (дата обращения: 18.01.2018).
8 Кодексы Республики Беларусь / Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-3. URL: http://уголовный-ко-декс.бел/ (дата обращения: 18.01.2018).
9 Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан / Законодательство Республики Таджикистан / Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. № 574. URL: http://base.mmk.tj/view_sanadhoview. php?showdetail=&sanadID=23 (дата обращения: 18.01.2018).
Отличительной особенностью УК Аргентины1 является то, что нормы, закрепляющие уголовную ответственность за укрывательство преступлений (ст. 277) и за отмывание денег (ст. 278), расположены в одной главе: «Сокрытие и отмывание денег преступного происхождения». Кроме того, УК Аргентины устанавливает уголовную ответственность за отмывание денег, совершенное «вследствие опрометчивости или грубой неосторожности» (ч. 2 ст. 278), т.е., по уголовному законодательству Аргентины, легализация преступных доходов может осуществляться как умышленно, так и по неосторожности. Также УК Аргентины (ч. 4 ст. 278) закрепляет возможность применения конфискацион-ных мер в отношении имущества, приобретенного в результате легализации.
В УК Швейцарии2 уголовная ответственность за отмывание денег закреплена в статье 305.2, расположенной в разделе 17 «Преступления и проступки против правосудия». В данном разделе также находятся такие составы преступления, как ложное обвинение (ст. 303), введение в заблуждение судебных органов (ст. 304), помощь правонарушителю (ст. 305). Таким образом, объектом отмывания денег по уголовному законодательству Швейцарии являются интересы правосудия. В статье об отмывании денег по УК Швейцарии закреплены также и квалифицирующие признаки - действия лица: а) в качестве члена преступной организации; Ь) в качестве члена банды, которая сорганизовалась для постоянного совершения отмывания денег; с) вследствие отмывания денег получило значительную прибыль (ч. 2 ст. 305.2). В Швейцарии конфискация активов осуществляется на основании положений статей 70-72 УК Швейцарии. Уголовное право исходит из принципа «глубокой убежденности», т.е. после предоставления судье всех обвинений он должен быть «глубоко убежден», что активы представляют собой доход от правонарушения. Судья может быть глубоко убежденным даже без всяких доказательств в результате сочетания улик. Как и в других юрисдикциях, конфискация является вещным иском и рассматривается как мера, а не как наказание [3, с. 166]. Особого внимания заслуживает статья 72 УК Швейцарии, согласно которой суд должен распорядиться о конфискации всех активов, находящихся в распоряжении преступной
организации. Сторона обвинения в данном случае должна доказать лишь факт существования преступной организации (в соответствии со ст. 260.3 УК Швейцарии). Доказывать, что имело место конкретное правонарушение и активы являются доходом от этого правонарушения, не нужно.
Таким образом, в выделенной нами группе зарубежного законодательства вопрос закрепления уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, в целом схож с российским уголовным законодательством. Однако имеются некоторые отличия в объекте преступлений, форме вины, применении конфискационных мер. По нашему мнению, правовой опыт Швейцарии по вопросу конфискации имущества, принадлежащего преступной организации, в случае его использования в отечественном уголовном законодательстве может стать одним из механизмов борьбы с легализацией (отмыванием) имущества, добытого преступным путем, в том числе и в результате незаконного оборота наркотиков.
2. Законодательство государств, закрепляющее преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в качестве предикатных.
В Рекомендации 3 ФАТФ установлено: «Странам следует рассматривать отмывание доходов как преступление на основании Венской конвенции и Палермской конвенции. Странам следует применять понятие преступления отмывания денег ко всем серьезным преступлениям с целью охвата как можно более широкого круга предикатных престу-плений»3. В пояснительной записке к данной Рекомендации сказано, что в качестве предикатных можно определять все преступления; или использовать «пороговый» подход; или установить перечень предикатных преступлений; или опираться на сочетание этих подходов4.
Среди стран, которые пошли по пути установления перечня предикатных преступлений для определения отмывания денег в качестве преступного поведения, Федеративная Республика Германия (ФРГ), Китайская Народная Республика (КНР), Колумбия.
В §261 УК ФРГ5 предусмотрена ответственность за сокрытие предмета, добытого в результате совершения одного из противоправных деяний, перечисленных в диспозиции статьи (среди ко-
1 Официальный сайт Министерства юстиции Республика Аргентина - InfoLEG: Información legislativa. URL: http://servicios. infoleg.gob.ar/infolegInternet/anexos/15000-19999/16546/texact.htm (дата обращения: 31.01.2018).
2 Legislationline.org - портал законодательства региона ОБСЕ / Уголовное законодательство / Уголовный кодекс Швейцарской Конфедерации 1937 года. URL: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes (дата обращения: 19.02.2018).
3 Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М.: Вече, 2012. С. 13.
4 Там же. С. 47-48.
5 Legislationline.org - портал законодательства региона ОБСЕ / Уголовное законодательство / Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия 1971 года. URL: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes (дата обращения: 05.02.2018).
торых и незаконный оборот наркотиков (п. Ь ч. 2 §261)), за утаивание информации и препятствие установлению происхождения этого предмета, его местонахождения, конфискации или изъятию. Таким образом, уголовное законодательство ФРГ в статье, посвященной легализации преступных доходов, содержит два самостоятельных состава преступления. Как отмечает И.А. Клепицкий, легализация по УК ФРГ может составлять идеальную совокупность с заранее не обещанным приобретением или сбытом имущества, добытого преступным путем, а иногда и с укрывательством преступления [4, с. 39].
В УК КНР1 под легализацией понимается предоставление финансового расчетного счета; содействие в обращении имущества в денежные средства или в денежные векселя; содействие в переводе денежных средств путем перечисления на счет или путем использования иных способов расчета; содействие в переводе денежных средств за границу; утаивание и сокрытие иными способами источников и характера доходов, полученных преступным путем. При этом вышеназванные действия будут являться преступлением только в случае заведомого знания о том, что доходы получены в результате преступной деятельности, связанной с наркотиками, «черным рынком», контрабандой, или деятельности, совершаемой в целях сокрытия преступных источников (ст. 191).
Согласно ст. 323 УК Колумбии2 объективная сторона отмывания денег включает такие альтернативные деяния, как приобретение, защиту, инвестирование, трансформирование, перевод, хранение, управление доходами, полученными в результате конкретных преступлений. Исчерпывающий перечень таких (предикатных) преступлений закреплен в диспозиции анализируемой статьи, среди которых указаны и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Таким образом, зарубежное уголовное законодательство разнообразно в определении преступлений в качестве предикатных к легализации (отмыванию) преступных доходов. Однако мы позволим себе не согласиться с законодателями тех стран, которые пошли по пути установления конкретного перечня предикатных преступлений для легализации. Мы считаем, что такая конструкция сильно «перегружает» уголовно-правовую норму,
делает ее громоздкой, при этом никаких явных преимуществ для применения данной нормы не возникает.
3. Законодательство государств, закрепляющее легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, в качестве квалифицированного состава преступления.
В эту группу мы включили страны, законодатели которых, признавая и осознавая исключительную общественную опасность легализации (отмывания) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, избрали путь выделения в общем составе об отмывании квалифицированного вида отмывания доходов, полученного от незаконного оборота наркотиков.
В УК Болгарии3 за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, ответственность предусмотрена ст. 253, расположенной в главе 7 «Преступления против финансовой системы». Согласно ч. 1 данной статьи, «кто совершает финансовые операции или другие сделки, используя имущество или средства, о которых знает или предполагает, что они получены преступным путем, наказывается лишением свободы от одного года до пяти лет и штрафом от трех до пяти тысяч левов». В ч. 3 данной статьи закреплен особо квалифицированный состав преступления: «Наказание - лишение свободы от десяти до тридцати лет и штраф от двадцати до двухсот тысяч левов, если деяние совершено со средствами или имуществом, о которых лицо знало или предполагало, что они добыты путем незаконного оборота наркотических веществ, и (или) их аналогов, и (или) прекурсоров».
Представляют интерес положения УК Испании. В главе XIV «О хранении краденого и аналогичных преступлениях» этого УК содержится ст. 301, которая закрепляет ответственность за приобретение, преобразование, передачу имущества, а также сокрытие или укрывательство настоящей природы, происхождения, перемещения прав на имущество или собственность, добытого посредством тяжкого преступления. Санкция за данное преступление предусмотрена в виде тюремного заключения на срок от шести месяцев до шести лет и штрафа в размере тройной стоимости имущества. В этой же статье отмечается, что «наказание назначается ближе к верхнему пределу, если имущество имеет свое происхождение в преступлении, связанном с
1 Гонконгский информационно-аналитический портал / Законодательство КНР / Уголовный кодекс Китайской Народной Республики 1997 года. URL: https://asia-business.ru/law/law1/criminalcode/code/ (дата обращения: 07.02.2018).
2 Официальный портал Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев / Уголовный кодекс Колумбии № 599 от 24 июля 2000 г. URL: http://www.refworld.org/docid/3dbd1fd94.html (дата обращения: 06.02.2018).
3 Legislationline.org - портал законодательства региона ОБСЕ / Уголовное законодательство / Уголовный кодекс Республики Болгария от 15 марта 1968 года. URL: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes (дата обращения: 22.02.2018).
торговлей токсичными, наркотическими или психотропными веществами»1.
УК Чехии2 содержит ст. 216 «Отмывание денег» в главе V «Преступления против собственности». В диспозиции основного состава преступления (ч. 1 ст. 216) в качестве преступных закреплены действия, направленные на укрывательство происхождения, а также существенное усложнение или невозможность установления происхождения предметов или активов, приобретенных в результате уголовного преступления. Наказание за данное преступление предусмотрено в виде тюремного заключения на срок до четырех лет, денежного штрафа, запрета на деятельность или конфискации предметов или других ценностей. В ч. 3 ст. 216 УК Чехии закреплены особо квалифицированные составы отмывания денег, среди которых в п. Ь указано, что действия в отношении предмета или других активов, полученных от особо тяжкого преступления, наказываются тюремным заключением на срок от двух до шести лет или конфискацией имущества. Согласно ст. 14 УК Чехии о категориях преступлений, особо тяжкими преступлениями признаются преднамеренные уголовные деяния, за которые УК предписывает тюремное заключение с верхним пределом не менее десяти лет. Уголовная ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов закреплена в ст. 283 УК Чехии. За сбыт при отягчающих обстоятельствах (ч. 2-4 ст. 283) предусмотрена ответственность до восемнадцати лет тюремного заключения, т.е. сбыт наркотиков по УК Чехии признается особо тяжким преступлением.
Таким образом, общей тенденцией уголовного законодательства стран, выделенных нами в данную группу, является усиление уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков. Все составы преступления предусматривают в качестве альтернативного наказания лишение свободы. Причем максимальная граница этого вида наказания в разных странах различна: от шести лет тюремного заключения (УК Испании, Чехии) до тридцати лет лишения свободы (УК Болгарии).
4. Законодательство государств, закрепляющее легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, в качестве самостоятельного состава преступления.
Как мы отмечали ранее, законодательство стран СНГ имеет много общего. В связи с этим особый интерес представляет уголовное законодательство Республики Азербайджан и Украины, поскольку в их кодексах содержатся специальные нормы, посвященные легализации доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков.
Так, в ст. 241 гл. 26 «Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» УК Азербайджана3 предусмотрена ответственность за осуществление финансовых операций или других контрактов с использованием денежных средств или другого имущества, приобретенных от незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ. Также в статье предусмотрены квалифицированные и особо квалифицированные признаки преступления, среди них: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой; в крупном размере. В качестве наказаний за основной состав данного преступления предусмотрены штраф, исправительные работы до двух лет либо лишение свободы на срок до четырех лет. За квалифицированные составы предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двенадцати лет с конфискацией имущества. Однако стоит отметить, что конфискация имущества по УК Азербайджана является дополнительным наказанием, которое применяется по усмотрению суда.
В УК Украины4 преступления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров закреплены в разделе XIII, в статье 306 «Использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств». Квалифицированным составом данного преступления являются вышеуказанные действия,
1 Legislationline.org - портал законодательства региона ОБСЕ / Уголовное законодательство / Уголовный кодекс Королевства Испании № 10/1995 от 23 ноября 1995 года. URL: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes (дата обращения: 22.02.2018).
2 Legislationline.org - портал законодательства региона ОБСЕ / Уголовное законодательство / Уголовный кодекс Чешской Республики от 1999 года. URL: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes (дата обращения: 22.02.2018).
3 Официальный сайт Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики / Законодательство / Уголовный кодекс Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 г. № 787-IQ. URL: https://migration.gov.az/cat.php?scatid=055&lang=ru (дата обращения: 27.02.2018).
4 Официальный сайт Верховной рады Украины / Законодательство Украины / Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 г. № 2341-III. URL: http://zakori2.rada.gov.ua/laws/show/2341-14?lang=ru (дата обращения: 27.02.2018).
совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или в крупных размерах. Следует также отметить, что среди стран СНГ только в УК Украины в названии статьи используется термин «использование средств» (а не «легализация (отмывание)»), что, по нашему мнению, делает сферу применения данной статьи намного шире. Санкция статьи предусматривает лишение свободы до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с обязательной конфискацией имущества.
УК Франции1 в разделе IV «Торговля наркотиками» в статье 222-38 предусматривает ответственность за отмывание имущества или доходов, полученных в результате правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Согласно диспозиции данной статьи под отмыванием понимаются деяния, направленные на содействие ложному обоснованию происхождения имущества или дохода правонарушителя, либо деяния, направленные на содействие в инвестиционной сделке, а также сокрытие или преобразование доходов от любого из преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Указанные действия наказываются десятью годами лишения свободы и штрафом в размере 750 000 евро. Вызывает особый интерес положение ст. 222-39-1 УК Франции, в соответствии с которой уголовной ответственности подлежит лицо, поддерживающее систематические отношения с лицами, занимающимися незаконным оборотом наркотиков или употребляющими наркотики, если данные лица не могут самостоятельно оправдать свой доход. Наказание за данное преступление предусмотрено в виде лишения свободы и штрафа в размере 75 000 евро. Таким образом, французский законодатель пошел по пути включения в УК состава преступления, возлагающего на лицо, связанное с незаконным оборотом наркотиков, обязанность самостоятельно обосновать источник существования доходов.
Законодательство данной группы стран представляет для нас наибольший интерес, т.к. в УК этих стран наряду с общей нормой о легализации преступных доходов содержатся специальные нормы о легализации доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков. На наш взгляд, это свидетельствует об исключительной общественной опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также признании существования проблемы легализации доходов, приобретенных в результате таких преступлений, и закреплении правовых методов противодействия ей.
Обсуждение и заключения
На основе проведенного исследования зарубежного законодательства по интересующему нас вопросу представляется возможным сформулировать некоторые выводы:
1. Большинство стран, несмотря на различия правовых, административных, финансовых систем, выполняют требования международного законодательства, адаптируя их в зависимости от региональных, исторических, национальных и иных особенностей своего внутреннего права.
2. Уголовное законодательство ряда зарубежных стран, регламентируя ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, положительно отличается от российского. Так, учитывая повышенную общественную опасность данных преступлений, уголовное законодательство некоторых стран пошло по пути закрепления в общем составе о легализации исчерпывающего перечня предикатных преступлений, среди которых преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (ФРГ, КНР, Колумбия), либо по пути закрепления легализации доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков, в качестве квалифицированного состава преступления (Болгария, Испания, Чехия), либо по пути выделения самостоятельного состава преступления о легализации доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков (Азербайджан, Украина, Франция).
3. Общей тенденцией уголовного законодательства стран, выделенных нами во вторую, третью и четвертую группы (ФРГ, КНР, Колумбия, Болгария, Испания, Чехия, Азербайджан, Украина, Франция), является усиление уголовной ответственности и установление более суровых наказаний за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных в результате незаконного оборота наркотиков.
Мы считаем, что положительный опыт этих стран может и должен использоваться в Российской Федерации. Так, предлагаем в ч. 4 ст. 174 и ч. 4 ст. 174.1 УК РФ ввести дополнительный квалифицирующий признак, предусматривающий ответственность за указанные преступления:
«4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:
в) с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными в результате преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
1 Legislationline.org - портал законодательства региона ОБСЕ / Уголовное законодательство / Уголовный кодекс Французской Республики от 1992 года. URL: http://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes (дата обращения: 27.02.2018).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нуркаева Т.Н., Юсупов Н.В. Международно-правовые основы противодействия легализации (отмыванию) имущества, полученного от незаконного оборота наркотиков // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2012. Т. 2. С. 147-155.
2. Лафитский В.И., Цирин А.М., Голованова Н.А. и др. Перспективы применения механизмов замораживания, ареста и конфискации преступных активов, механизмов управления конфискованными активами (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. В. И. Лафитский. М., 2014. 519 с.
3. Гринберг Т., Сэмюэль Л., Грант В., Грей Л. Возврат похищенных активов: руководство по конфискации активов вне уголовного производства / пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 356 с.
4. Клепицкий И.А. «Отмывание денег» в современном уголовном праве // Государство и право. 2002. № 8. С. 33-46.
REFERENCES
1. Nurkaeva T.N., YUsupov N.V. Mezhdunarodno-pravovye osnovy protivodejstviya legalizacii (otmyvaniyu) imushchestva, poluchennogo ot nezakonnogo oborota narkotikov // Aktual'nye problemy prava I gosudarstva v XXI veke. 2012. T. 2. S. 147-155.
2. Lafitsky V.I., TSirin A.M., Golovanova N.A. i dr. Perspektivy primeneniya mehanizmov zamorazhivaniya, aresta I konfiskacii prestupnyh aktivov, mehanizmov upravleniya konfiskovannymi aktivami (sravnitel'no-pravovoe issledovanie) / otv. red. V.I. Lafitsky. М., 2014. 519 s.
3. Grinberg T., Samuel L., Grant V., Grey L. Vozvrat pohishchennyh aktivov: Rukovodstvo po konfiskacii aktivov vne ugolovnogo proizvodstva / per. s angl. M.: Al'pina Publishers, 2010. 356 s.
4. Klepitsky I.A. «Otmyvanie deneg» v sovremennom ugolovnom prave // Gosudarstvo I pravo. 2002. № 8.
5. 33-46.
Об авторе: Муксинова Аделя Фаридовна, адъюнкт Казанского юридического института МВД России. e-mail: [email protected] © Муксинова А.Ф., 2018
Статья получена: 14.03.2018. Статья принята к публикации: 15.06.2018. Статья опубликована онлайн: 20.06.2018.
About the author: Muksinova Adelya F., Postgraduate of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. e-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.