Научная статья на тему 'Отмывание денежных средств, полученных преступным путем, для финансирования терроризма'

Отмывание денежных средств, полученных преступным путем, для финансирования терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2123
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / ИДЕНТИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / СДЕЛКА / БАНКОВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / TERRORISM / EXTREMISM / TERRORISM FINANCING / AUTHORIZED BODY / IDENTIFICATION OF THE CLIENT / LEGALIZATION / MONEY / TRANSACTION / BANK OPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцагов И. Д.

Рассмотрены методы контроля над финансовыми органами в целях противодействия терроризму и экстремизму. Изучен и прокомментирован Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Раскрыты нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за отмывание денежных средств, полученных преступным путем, для финансирования терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мальцагов И. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The money-laundering, received by a criminal way, for terrorism financing

Control methods over financial bodies for counteraction to terrorism and extremism are considered. It was studied and commented the Federal law No. 115-FZ «Is adopted about counteraction of legalization (laundering) of income gained by a criminal way, and to terrorism financing» of August 7, 2001. Normative legal acts regulating responsibility for the money-laundering, received by a criminal way, for financing to terrorism are opened.

Текст научной работы на тему «Отмывание денежных средств, полученных преступным путем, для финансирования терроризма»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

И. Д. МАЛЬЦАГОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса

Чеченского государственного университета Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены методы контроля над финансовыми органами в целях противодействия терроризму и экстремизму. Изучен и прокомментирован Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Раскрыты нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за отмывание денежных средств, полученных преступным путем, для финансирования терроризма.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, финансирование терроризма, уполномоченный орган, идентификация клиента, легализация, денежные средства, сделка, банковская операция.

THE MONEY-LAUNDERING, RECEIVED BY A CRIMINAL WAY,

FOR TERRORISM FINANCING

I.D. MALTSAGOV,

candidate of jurisprudence, associate professor of criminal law of process of the Chechen state university

Annotation. Control methods over financial bodies for counteraction to terrorism and extremism are considered. It was studied and commented the Federal law No. 115-FZ «Is adopted about counteraction of legalization (laundering) of income gained by a criminal way, and to terrorism financing» of August 7, 2001. Normative legal acts regulating responsibility for the money-laundering, received by a criminal way, for financing to terrorism are opened.

Keywords: terrorism, extremism, terrorism financing, authorized body, identification of the client, legalization, money, transaction, bank operation.

Одним из методов противодействия терроризму является контроль юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, государственных органов на территории Российской Федерации, за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В этих целях был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с последующим изм. и доп. (далее — Закон). Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма1.

Закон возложил на банки ряд обязанностей, точное соблюдение которых некоторым представителям

банковского сообщества (особенно из некрупных банков) кажется достаточно затруднительным. Предвидя конфликт интересов, законодатель позаботился и о мерах ответственности для нарушителей Закона, установив, что нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных ст. 6 и 7 Закона (за исключением п. 3 ст. 7), может повлечь отзыв лицензии; причем лица, виновные в нарушении закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации, действие Закона распростра-

1 Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Актуальные проблемы уголовного права

няется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов РФ.

В соответствии со ст. 4 Закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

♦ обязательные процедуры внутреннего контроля— деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

♦ обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ;

♦ запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

♦ иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

♦ кредитные организации;

♦ профессиональные участники рынка ценных бумаг;

♦ страховые организации и лизинговые компании;

♦ организации федеральной почтовой связи;

♦ ломбарды;

♦ организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

♦ организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

♦ организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

♦ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

♦ организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности;

♦ коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую или равную 600 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 руб. или превышающую ее.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб. или превышает ее.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством РФ.

Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень являются:

♦ вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;

♦ вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;

Актуальные проблемы уголовного права

♦ решение Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;

♦ постановление следователя о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;

♦ составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

♦ признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность;

♦ включение организации в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими.

Если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения такой операции.

Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган2 организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

На основании ст. 7 Закона на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложены права и обязанности, которых они обязаны придерживаться.

Основными обязанностями являются:

♦ идентификация лица, находящегося на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить в отношении их необходимые сведения;

♦ предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;

♦ систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях.

♦ документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Вышеуказанная информация подлежит проверке на предмет ее полноты, принадлежности предъявившим ее лицам и соответствия действующему законодательству. При этом действия сотрудников кредитной организации в части обработки и хранения информации в отношении физических лиц должны в полной мере соответствовать положениям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ «О персональных данных».

Идентификация клиента — физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводится при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 руб. либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб., идентификация клиента — физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводится, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпри-

2 Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с настоящим ФЗ.

Актуальные проблемы уголовного права

нимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма. Правила внутреннего контроля должны включать в себя порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей банковской деятельности. Закон установил обязательные основания документального фиксирования информации: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Таким образом, очевидно, что некоторые из указанных в Законе оснований являются объективными (например, несоответствие сделки целям деятельности организации), а другие объективных критериев не имеют, и разработка таких критериев отдается на усмотрение самим банкам. Однако, здесь важно то, что из нормы Закона усматривается обязанность банка изучать, анализировать и оценивать финансовую деятельность клиента в целях противодействия легализации преступных доходов.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций — Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ; для кредитных организаций — Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана отказать в совершении перевода в случае отсутствия информации, указанной в Законе.

Документы, содержащие сведения, указанные в Законе, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

Статьи 6 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ возлагают на банк обязанность документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, определенные Законом сведения по

Актуальные проблемы уголовного права

операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.

По данным Росфинмониторинга, далеко не все банки надлежащим образом выполняют эту обязанность. Воздерживаясь от обязательного представления информации и рискуя понести установленную Законом ответственность, руководство некоторых банков преследует обычную цель — не привлекать внимания контролирующих и правоохранительных органов к определенному клиенту. Этим клиентом может быть, например, учредитель банка или крупная компания, деловыми отношениями с которой банк особенно дорожит. К сожалению, подобная практика приводит к тому, что и банк, и особо опекаемый клиент гарантированно попадают в поле зрения Росфинмониторинга. Не следует забывать о том, что Федеральная служба по финансовому мониторингу пользуется множеством независимых источников информации, и ее аналитическая работа построена таким образом, что подозрения в нарушении Федерального закона № 115-ФЗ может вызвать не только наличие определенной информации, но и ее отсутствие в определенное время и в определенном месте.

Подозрения к банку может вызвать и элементарная просрочка с направлением информации в уполномоченный орган власти. Это рассматривается в качестве одного из признаков, вызывающих подозрение в сотрудничестве банка с лицами, отмывающими преступные доходы.

Необходимо понимать, что спецсообщение банка об определенной финансовой операции, направляемое в Росфинмониторинг, — это не сообщение о правонарушении и уж вовсе не доносительство на клиента. Не только банк-информатор, но и сама Федеральная служба по финансовому мониторингу в рамках своей компетенции не уполномочены давать точную юридическую квалификацию финансовым операциям того или иного клиента. У Службы имеется лишь право сделать вывод о возможно имеющихся признаках легализации преступных доходов, наличие которых может быть подтверждено, а может быть и опровергнуто в ходе доследственной проверки, проводимой компетентным правоохранительным органом в порядке ст. 144 УПК РФ. Таким образом, Росфинмониторинг на основе анализа получаемой информации может лишь заподозрить клиента банка в отмывании преступных доходов и

уведомить о своих подозрениях правоохранительные органы. В конечном счете, решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия. Однако, заметим, что позиция Росфинмо-ниторинга чрезвычайно активна: она, весьма настойчиво относит к сфере своих интересов вопросы возбуждения уголовных дел по собственным материалам и старается добиваться, чтобы возможно большее число таких материалов было реализовано в уголовно-процессуальном порядке.

Зато в отношении самих банков Росфинмонито-ринг способен точно квалифицировать те или иные случаи как нарушение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и наделен правом применять в отношении банков-нарушителей административные санкции. В соответствии со ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 500 до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Правда, несмотря на обилие компрометирующей информации, подобные санкции к банкам до настоящего времени ни разу не применялись, поскольку между Росфинмо-ниторингом и ЦБ РФ существует негласное соглашение о разграничении функций: Росфинмониторинг информирует о нарушениях, а Центральный банк России как надзорный орган на основании этой информации и последующей проверки применяет к банкам установленные законом меры ответственности.

Работники организаций, представляющих соответствующую информацию в уполномоченный орган, не вправе информировать об этом клиентов указанных организаций или иных лиц.

Порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством РФ, а в отношении кредитных организаций — Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом.

Актуальные проблемы уголовного права

Представление в уполномоченный орган работниками организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений и документов в отношении операций в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе

отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с Законом.

Кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения в случаях отказа по указанным основаниям от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операций в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий, в порядке, установленном Центральным банком РФ по согласованию с Правительством РФ.

Кроме того, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные Законом, распространяются и на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

♦ сделки с недвижимым имуществом;

♦ управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

♦ управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

♦ привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

♦ создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы согласно их компетенции.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в Законе, на срок до пяти рабочих дней в случае, если информация, полученная им в соответствии с Законом, по

Актуальные проблемы уголовного права

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством РФ.

Центральный банк РФ предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном Центральным банком РФ с уполномоченным органом.

Предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и Центральным банком РФ в целях и порядке, которые предусмотрены Законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласован-

ном ими с соответствующими надзорными органами, предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов.

Таким образом, роль банков в действующей системе противодействия отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма настолько значительна, что банки стали одним из главных составляющих элементов этой системы. Кроме того, участие в противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма стало одним из важнейших направлений банковской деятельности. Не менее важно осознать, что риски соучастия (преднамеренного или непреднамеренного) в отмывании преступных доходов и бремя ответственности за это соучастие закон также целиком возложил на банки. При обнаружении фактов преступного отмывания грязных денег в банковской системе (в случаях, когда сам банк не способствовал такому обнаружению) и расследовании уголовных дел весьма велика вероятность того, что и банки, и их сотрудники будут нести в связи с этим определенную долю ответственности — либо как соучастники преступлений, либо (при отсутствии преднамеренных действий) как нарушители положений Федерального закона № 115-ФЗ. Многое будет зависеть от оценки действия (бездействия) уполномоченного органа. Поэтому крайне важно, чтобы в каждом банке была детально разработана и действовала система специальных мер, предусмотренная законодательством, включая надлежащее взаимодействие с уполномоченным органом власти. Юридическая защита законных прав и интересов банка в этой сфере может стать достаточно надежной и эффективной, когда она будет начинаться с создания именно такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.