Научная статья на тему 'Пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере'

Пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1261
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ТЕРРОРИЗМ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / БАНКОВСКАЯ СФЕРА / PUBLIC PROSECUTOR''S SUPERVISION / LEGALIZATION OF CRIMINAL INCOME / TERRORISM / BANKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивкова Анна Владимировна

В статье дан анализ законодательства, устанавливающего полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере, и предложен ряд мер по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ивкова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The limits of public prosecutor''s supervision of performance of the legislation on counteraction of legalization of income gained by a criminal way, and to terrorism financing in the bank sphere

The legislation establishing powers of the prosecutor on supervision of performance of the legislation on counteraction of legalization of criminal income in the bank sphere is analyzed and a number of measures for its improvement is offered in the article.

Текст научной работы на тему «Пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 347.963

Ивкова Анна Владимировна

Академия Гэнеральной прокуратуры Российской Федерации» (г. Москва)

ivkova-anna@yandex.ru

ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

В статье дан анализ законодательства, устанавливающего полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской сфере, и предложен ряд мер по его совершенствованию.

Ключевые слова: легализация преступных доходов, терроризм, прокурорский надзор, банковская сфера.

Пределы прокурорского надзора, как правовая категория, определяют границы . должного, возможного и запрещенного при выборе прокурором объектов предстоящей проверки, применении полномочий и средств прокурорского реагирования на выявленные факты нарушения закона [1, с. 99].

В законодательстве о прокуратуре отсутствует понятие пределов прокурорского надзора. Раскрывая понятие пределов прокурорского надзора, специалисты, как правило, говорят: во-первых, о круге актов, надзор за исполнением которых должен осуществлять прокурор; во-вторых, о круге объектов, надзор за законностью в деятельности которых призван осуществлять прокурор; в-третьих, о полномочиях прокурора [2, с. 114-124]. Законодатель (ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») к трем названным присоединяет еще три ограничителя: а) запрет на вмешательство прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; б) проведение проверок только по поступившей в органы прокуратуры информации о допущенных нарушениях закона; в) запрет подменять иные государственные органы в рамках отведенных им полномочий и предмета ведения [1, с. 100].

Деятельность прокуратуры в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Полномочия органов прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Нормативно-правовой основой организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,

и финансированию терроризма в кредитно-финансовой сфере являются приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N° 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», приказ Генерального прокурора РФ от 19.01.2010 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Статья 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относит кредитные организации к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Права и обязанности по исполнению требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлены в статье 7 указанного Федерального закона, в том числе осуществлять внутренний контроль; идентифицировать лиц, находящихся на обслуживании в организации; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контрою и подозрительных операциях.

При проведении проверок кредитных организаций на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов у прокуроров возникает необходимость истребовать определенную информацию из банка или кредитной организации. Согласно ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию про-

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

© Ивкова А.В., 2013

курора безвозмездно. Неисполнение требований прокурора влечет за собой установленную законом ответственно сть.

В то же самое время в соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Таким образом, из статьи 857 ГК РФ следует, что в федеральных законах должны быть прямо установлены случаи и порядок предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну.

Судебная практика достаточно непоследовательна в регламентации вопроса предоставления банковской тайны третьим лицам.

Позиция Верховного суда РФ по вопросу правомерности истребования прокурором сведений из кредитных организаций изложена в постановлении Верховного Суда РФ от 08.02.2011 № 74-АД11-1. Как разъяснил Верховный Суд РФ, перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну, содержится в статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и является закрытым. Прокуратура Российской Федерации и ее должностные лица не указаны в данном перечне. В связи с чем Верховный суд признал законным отказ банка в предоставлении прокурору в рамках проводимой проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей для ознакомления кредитных договоров.

Позиция Конституционного Суда РФ по вопросу пределов применения «банковской тайны» изложена в постановлении от 14.05.2003 № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа».

Конституционным Судом РФ проверена конституционность нормы Федерального закона «О судебных приставах» об обязанности банков предоставлять судебным приставам-исполнителям всю истребуемую ими информацию. Коллизия состояла в том, что часть 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» предусматривала, что все организации и должностные лица обязаны предоставлять судебным приставам востребованную ими информацию. Вместе с тем на момент рассмотрения дела в статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» отсутствовало указание на полномочия судебного пристава-исполни-

теля истребовать сведения, содержащие банковскую тайну, в кредитной организации. Учитывая такое противоречие, руководствуясь Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», кредитные организации отказывались предоставлять судебным приставам истребуемую информацию. Конституционный Суд признал законным право судебных приставов требовать данные о банковских счетах граждан и организаций в силу полномочий, установленных Федеральным законом «О судебных приставах».

Правоприменительная практика показывает, что положения статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» невозможно истолковать четко и однозначно.

В связи с чем при определении пределов полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов в банковской сфере следует исходить не только из общих полномочий прокурора, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», но и специальных полномочий, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов.

Следует отметить, что Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относится к числу законодательных актов, в которых содержится прямое указание, что надзор за их исполнением осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами (ст. 14 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 - ФЗ).

В пункте 7 статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлено, что информация об операциях, о счетах и вкладах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Комплексный анализ статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 14 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», пункта 7 статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, позволяет сделать вывод, что сведения, в порядке

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

159

и объемах, определенных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», могут быть предоставлены кредитными организациями органам прокуратуры Российской Федерации.

Пункты 1.1., 1.2. Приказа Генерального прокурора РФ от 19.01.2010 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предписывают прокурорам обеспечить эффективную систему надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Проводить проверки исполнения государственными органами, осуществляющими контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, и их должностными лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. В каждом случае давать оценку исполнению законов и достаточности мер, принимаемых по выявленным нарушениям.

Контроль за исполнением кредитными организациями требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Пункт 7.3. Инструкции Центрального банка РФ от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведения

проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» относит акт проверки Центрального банка РФ к документам, содержащим банковскую тайну.

Таким образом, иное понимание требований ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» делает невозможным проведение прокурорской проверки полноты принимаемых Центральным банком РФ мер к выявлению нарушений законодательства о противодействии легализации преступных доходов.

Соответствующее понимание содержания ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» соответствует и требованиям 29-й рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), согласно которой органы надзора должны располагать достаточными полномочиями для мониторинга и соблюдения финансовыми учреждениями требований по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, включая право проводить инспекции. Они должны иметь полномочия требовать предоставления любой информации от финансовых учреждений, которая необходима для мониторинга такого соблюдения, и они должны иметь право налагать надлежащие административные санкции за невыполнение таких требований.

Библиографический список

1. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. - М.,2005.

2. Прокурорский надзор. - М.: Юрайт, 2003.

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.