Расширенные возможности преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в высших учебных заведениях
Неверова Наталия Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, Московский Авиационный Институт, [email protected]
Рыбакова Людмила Викторовна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Московский Авиационный Институт, ludmila.flrsova@ya
Хоткина Екатерина Сергеевна,
старший преподаватель, Московский Авиационный Институт, [email protected]
В рамках данной работы в качестве основополагающей цели изучения иностранного языка рассматривается формирование коммуникативной компетенции. Основное внимание сконцентрировано вокруг анализа современных средств и методов обучения, позволяющих расширить возможности преподавания профильно-ориентированному иностранному языку в вузах. Приведены различные точки зрения на эффективность методик и инструментов преподавания иностранного языка ведущих специалистов. Так, изучена работа Н.В. Неверовой и Л.В. Рыбаковой, в рамках которой рассматривается метод социально-ролевого взаимодействия, а также обосновывается практическая польза информационно-коммуникационных технологий. Изучена работа Г.Г. Артюшиной и О.А. Шейпак о пользе использования инновационных технологий, с помощью которых реализуется образовательный метод - подкастинг. Также изучена методика построения письменных вторичных иноязычных текстов, предлагаемая Н.Л. Журбенко.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, иностранный язык, вуз, коммуникативная компетенция, социально-ролевое взаимодействие, информационно-коммуникационные технологии, образовательный подкаст, под-кастинг.
о
Е
£
СП
0
(Ч *
01 г
Последние десятилетия во всем мире отмечается укрепление профессиональных и культурных контактов между представителями наиболее развитых стран, к числу которых справедливо отнести и Россию. Все чаще в требованиях, предъявляемых к высоко квалификационным специалистам в той или иной отрасли деятельности можно встретить графы о способностях наладить коммуникации с зарубежными партнерами, о владении культурой и этикой общения, об умении оптимально решать профессиональные задачи.
В связи с этим необходимо искать новые подходы к подготовке специалистов высокого уровня в различных сферах деятельности. Данная задача по большей мере ложится на преподавателей высших учебных заведений. Современный выпускник вуза должен характеризоваться как хороший знаток области своей профессиональной деятельности, активный и мобильный специалист, владеющий иностранным языком на профессиональном, а не бытовом уровне.
Важность курса иностранного языка в рамках вуза определяется тем, что он, во-первых, представляет собой очень важное звено в цепи «школа - вуз - производство», во-вторых, носит профессиональный и коммуникативно-ориентированный характер. Целью курса является овладение таким уровнем знаний иностранного языка, которого будет вполне достаточно для его успешного применения в дальнейшей профессиональной деятельности.
Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку подразумевает не только теоретическое освоение содержания учебного материала, но и формирование практических профессиональных навыков и умений. Иными словами, процесс обучения современного специалиста не может ограничиваться чтением и переводом профессиональных текстов, он должен включать в себя упражнения и средства, обучающие практическому применению языка в различных сферах общения.
При этом обязательным условием профессиональной направленности обучения должны стать слияние иностранного языка с профильными дисциплинами и тщательный отбор учебных материа-
лов и его содержания, а также методик и инструментов обучения.
Сегодня российская высшая школа находится в состоянии перехода и адаптации к новым требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. В соответствии с новыми стандартами, необходимо в разы увеличить время, отведенное обучаемым для самостоятельной работы, направленной на достижение наиболее значимой цели изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции [6, с. 36].
Увеличение времени, отведенного для самостоятельной работы студентов, предполагает пересмотр содержания образовательного процесса, подбор современных обучающих методик и внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий [4, с. 336].
Итак, в связи с возросшими требованиями к качеству обучения профессионально-ориентированному иностранному языку преподавателю необходимо значительно расширить ряд средств и методов обучения. Далее будут рассмотрены одни из наиболее современных и эффективных методик и инструментов преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в высших учебных заведениях.
Н.В. Неверова и Л.В. Рыбакова подчеркивают важность формирования коммуникативной компетенции, которая проявляется в развитии навыков и умений межличностного общения в письменной, устной и мультимедийной формах. В качестве эффективного метода обучения специалисты рассматривают социально-ролевое взаимодействия, главной целью которого является развитие навыков сотрудничества и межличностного взаимодействия.
Говоря о социально-ролевом взаимодействии Н.В. Неверова и Л.В. Рыбакова подразумевают освоение социальных ролей, которые свойственны определенному культурному сообществу. Главными преимуществами использования данной методики являются следующие:
- во-первых, примеряемая роль программирует высказывания студентов, задавая стереотип поведения и ограничивая круг возможных высказываний;
- во-вторых, в момент проигрывания роли происходят процессы, выявляющие личностные факторы студентов (обмен эмоциональными состояниями и личной информацией, удовлетворяется потребность в общении и так далее).
Эффективными инструментами, в значительной степени расширяющими возможности преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка, по мнению Н.В. Неверовой и Л.В. Рыбаковой, являются информационно-коммуникационные технологии, предоставляющие возможность использования различных визуальных средств и современных технологий [5, с. 100].
Возможности применения инновационных технологий в процессе введения элементов ранней профессионализации в качестве инструмента повышения качества языковой подготовки офици-
ально прописаны в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В ней отмечается «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения» [3].
Использование инновационных технологий (например, компьютерных обучающих программ) при организации занятий по профильно-ориентированному иностранному языку способствует тренировке различных видов речевой деятельности и их сочетанию в разных комбинациях. Подобный вариативный характер обучения помогает студенту сформировать иноязычные способности, осознать языковые явления и автоматизировать речевые и языковые действия.
Примером эффективного использования инновационных технологий может послужить организация профессионально-ориентированных видеоконференций между различными группами изучающих иностранный язык, проведение конкурсов, олимпиад и совместных проектов при помощи телеконференций, а также организация специальных уроков-экскурсий в рамках зарубежного сегмента Интернета.
Поскольку формирование профессионально-ориентированной языковой коммуникативной компетенции вне страны изучаемого языка представляет собой очень сложную образовательную задачу, приемы и методы описанных выше инновационных технологий в значительной степени ориентированы на искусственное моделирование в рамках учебного задания речевых ситуаций, максимально приближенным к ситуациям реального общения.
О потенциале информационно-коммуникационных технологии в расширении возможностей преподавания иностранного языка также пишут Г.Г. Артю-шина и О.А. Шейпак. В качестве одного из наиболее эффективных методов обучения специалистами рассматривается подкастинг.
За рубежом подкастинг уже давно признается эффективной технологией, успешно используемой в образовательном процессе преподавателями разных дисциплин. В России же данная технология только начинает осваиваться.
Подкастинг представляет собой процесс создания и распространения видео- и звуковых передач (так называемых, подкастов) во Всемирной сети. Как правило, подкасты относятся к форматам MP3 (для звуковых передач) и Flash Video (для видеопередач). Подкасты имеют собственную периодичность издания и определенную тематику.
Целевой аудиторией подкастинга являются пользователи портативных плееров или персональных компьютеров. Это новейшая технология играет значимую роль в обучении учащихся по-средствам чтения и аудирования. Образовательный подкаст является полезным инструментом как для изучения профессионально-ориентированного языка, так и для тренировки навыка восприятия иностранной речи [1, с. 65].
о о и и m 5 m
О m э m й А
X £ m О
х О m
0
01 и А ы О и А X X m
0
сч *
01 Z
Среди главных преимуществ использования этой образовательной технологии следует отметить следующие:
1) студенты имеют возможность прослушивать непосредственно носителей языка, которые обсуждают бытовые ситуации, жизненные темы и реальные события, что подчеркивает актуальность изучаемого материала и вызывает у студента интерес к его освоению;
2) звуковой материал, который предлагается в подкастах, может быть скачан и повторно использован в качестве основы самостоятельной работы студентов.
В качестве еще одной эффективной методики преподавания профессионально-
ориентированного иностранного языка в высших учебных заведениях Н.Л. Журбенко предлагает построение письменных вторичных иноязычных текстов. Особенность данной методики заключается в создании письменных вторичных иноязычных текстов, посредствам которых формируются информационно-аналитические и профессионально-ориентированные навыки письменной медиации, входящие в структуру профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции.
Вторичный текст представляет собой «текст о тексте». Иными словами, это текст, созданный в результате восприятия, интерпретации и анализа исходного нехудожественного текста с целью решения соответствующих профессионально-ориентированных задач. Письменные вторичные тексты, которые пользуются особой профессиональной востребованностью, как правило, имеют вид рефератов или аннотаций [2, с. 164].
Как и предыдущие методики, создание вторичных текстов подразумевает использование таких услуг Интернета как поиск, вещание, интерактив (форумы на сайте образовательного учреждения, электронная почта и так далее) в качестве неотъемлемых инструментов обучения. Применение интернет-технологий позволяет максимизировать пользу образовательного процесса, экономя время, расходуемое на поиск необходимой информации. Также очевидными преимуществами являются удобство хранения любого объема информации, обеспечение интерактивности занятия, что делает процесс обучения более интересным и разнообразным, повышая мотивацию студентов.
Итак, обобщая материал, изложенный в данной статье, необходимо подчеркнуть, что сегодня значительно возросли требования к профессиональной подготовке будущих специалистов-выпускников вузов. Как никогда значимым профессиональным качеством сегодня признается владение иностранным языком. Вместе с тем стало очевидным отставание российской системы преподавания иностранных языков с профессиональным уклоном. Эпоха повсеместной информатизации и цифровизации открывает перед преподавателями новые возможности преподавания иностранного языка и использования наиболее прогрессивных образовательных инструментов, описанных в данной работе, овладеть некоторыми из которых рос-
сийскому преподавательскому составу еще только предстоит.
Литература
1. Артюшина Г.Г., Шейпак О. А. Особенности использования подкастов в образовании // Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников: материалы науч-нопрактической конференции к 70-летию факультета международных отношений. М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 63 - 67.
2. Журбенко Н.Л. Методика обучения созданию письменных вторичных иноязычных текстов на основе ресурсов интернета: на материале английского языка: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Журбенко Наталья Леонидовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2008. 305 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006 (дата обращения: 19.03.2019).
4. Кучерявая Т.Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. С. 336 - 337.
5. Неверова Н.В., Рыбакова Л.В. Основы формирования коммуникативной компетенции в процессе иноязычного общения у студентов неязыкового вуза // Педагогика и психология образования. 2017. №2. С. 96 - 102.
6. Суйская В.С. Обучение межкультурному диалогическому общению будущих бакалавров в ходе социально-ролевого взаимодействия: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Суйская Валерия Сергеевна; [Место защиты: Нижегор. гос. лингвист. унт им. Н.А. Добролюбова]. - Москва, 2013. - 196 с.
Expanded opportunities for teaching vocational-oriented foreign language in higher education institutions Neverova N.V., Rybakova L.V., Hotkina E.S.
Moscow aviation Institute
In the framework of this work, the formation of communicative competence is considered as the fundamental goal of learning a foreign language. The main attention is focused on the analysis of modern teaching aids and methods, which allow expanding the possibilities of teaching specialized foreign language in universities.
Various points of view on the effectiveness of methods and tools for teaching foreign language leading experts are given. So, the work of N.V. Neverova and L.V. Rybakova, in which the method of social-role interaction is considered, and the practical benefits of information and communication technologies are substantiated. The work of G.G. Artyushina and O.A. Sheypak about the benefits of using innovative technologies through which the educational method is implemented - podcasting. The technique of constructing written secondary foreign language texts, proposed by N.L. Zhurbenko. Key words: vocational-oriented education, foreign language, university, communicative competence, social and role interaction, information and communication technologies, educational pod-cast, podcasting.
References
1. Artyushina GG, Sheipak O. A. Features of the use of podcasts in education // Magic INNO: new technologies in language training for international specialists: materials of the scientific and
practical conference for the 70th anniversary of the faculty of international relations. M .: MGIMO-University, 2013. P. 63 - 67.
2. N. Zhurbenko Methods of teaching the creation of written secondary texts in other languages based on Internet resources: on the material of the English language: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02 / Zhurbenko Natalya Leonidovna; [Place of protection: Mosk. state un-t them. Mv Lomonosov]. - Moscow, 2008. 305 p.
3. The concept of long-term socio-economic development of the
Russian Federation until 2020 URL:
http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006 (circulation date: 03/19/2019).
4. Curly T.L. Problems of vocational-oriented foreign language teaching of students of non-linguistic specialties // Theory and practice of education in the modern world: materials of the Intern. scientific conf. - SPb .: Renome, 2012. P. 336 - 337.
5. Neverova N.V., Rybakova L.V. Basics of communicative competence formation in the process of foreign language communication among students of a non-linguistic university // Pedagogy and Psychology of Education. 2017. №2. S. 96 -102.
6. Suyskaya V.S. Teaching intercultural dialogic communication of
future bachelors in the course of social-role interaction: Dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.02 / Suiska Valeriya Sergeevna; [Place of protection: Nizhegor. state linguist. un-t them. ON. Dobrolyubova]. - Moscow, 2013. - 196 p.
o o 00 ■o m 5 m
O m n m b A
X £ m O
x O m
O Dl ■o A u o 00 A X X m