Научная статья на тему 'Аудиовизуальные технологии в парадигме обучения профессионально-ориентированного иностранного языка'

Аудиовизуальные технологии в парадигме обучения профессионально-ориентированного иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДКАСТИНГ / WIKI И CASE МЕТОДЫ / СЕМАНТИКА / НЕЙРОДИДАКТИКА / "ЭФФЕКТ МОЦАРТА" / ЛИНГВОПСИХОЛОГИЯ / ЛИНГВОТЕАТРАЛЬНЫЙ / PARADIGM OF EDUCATION / PODCASTING / WIKIS / AND CASE METHODS / SEMANTICS / NEURODIDACTICS / "THE MOZART EFFECT" / LINGUOECOLOGY / LINGUOTEXTOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Людмила Викторовна, Неверова Наталия Викторовна, Хоткина Екатерина Сергеевна

В статье проводится обзор инновационных метод и методик, направленных на эффективное обучение иностранному языку, способствующие оптимизации и мотивации процесса: подкасты, кейс и вики-методы, проекты, презентации, нейродидактические и семантичекие; проводится сравнительный анализ преподавания в России, США, Иране; ставится дискуссионный вопрос об «эффекта Моцарта» и применение его в лингвистике; уделяется внимание нетрадиционным подходам: внеурочная деятельность, выражение средств вежливости, игровая технология и др. Авторы используют разнообразные источники; обозначают цели и задачи иноязычному обучению в высшей школе; предлагают пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова Людмила Викторовна, Неверова Наталия Викторовна, Хоткина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative methods and techniques in the paradigm of foreign language teaching inhigher education

The article provides an overview of innovative methods and techniques aimed at effective learning a foreign language, promote the optimization and motivation of the process: podcasts, case and wiki methods, projects, presentations, neurodidactics and semantics; a comparative analysis of teaching in Russia, USA, Iran, is a debatable question about the “Mozart effect” and its use in linguistics; focuses on non-traditional approaches: extracurricular activities, expression of means of politeness, gaming technology, etc. Authors use a variety of sources; identify the goals and objectives of foreign language learning in higher education; offer ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальные технологии в парадигме обучения профессионально-ориентированного иностранного языка»

Аудиовизуальные технологии в парадигме обучения профессионально-ориентированного иностранного языка

Рыбакова Людмила Викторовна,

доцент кафедры И-14 «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский авиационный институт E-mail: ludmila.firsova@ya.ru

Неверова Наталия Викторовна,

доцент кафедры И-14 «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский авиационный институт E-mail: neverova.natalia@yandex.ru

Хоткина Екатерина Сергеевна,

старший преподаватель кафедры И-14 «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский авиационный институт

E-mail: bellisima21@yandex.ru

В статье проводится обзор инновационных метод и методик, направленных на эффективное обучение иностранному языку, способствующие оптимизации и мотивации процесса: подка-сты, кейс и вики- методы, проекты, презентации, нейродидак-тические и семантичекие; проводится сравнительный анализ преподавания в России, США, Иране; ставится дискуссионный вопрос об «эффекта Моцарта» и применение его в лингвистике; уделяется внимание нетрадиционным подходам: внеурочная деятельность, выражение средств вежливости, игровая технология и др. Авторы используют разнообразные источники; обозначают цели и задачи иноязычному обучению в высшей школе; предлагают пути их решения.

Ключевые слова: парадигма образования, подкастинг, wiki и case методы, семантика, нейродидактика, «эффект Моцарта», лингвопсихология, лингвотеатральный.

В условиях динамичного глобального развития, внедрения web-технологий и расширения кибернетического пространства, международного сотрудничества, находящие отражения и в сфере образования детерминирована возрастающая потребность в изучении иностранных языков. Модернизация современного высшего образования обусловлена социальным заказом РФ. упомянутого в ФГОС, ФГОС 3+ [24], Законе об образовании [25].

В реализации актуальных задач образования, стоящих перед современными педагогами, необходимо переосмысление идей классических и инновационных методических принципов, направленных на поиск оптимальных и эффективных путей при компетентностном подходе обучению иностранному языку.

Принимая во внимание данные факторы, Бари-нова К.В. исследует область педагогических наук, показывая актуальность и необходимость лингвистического образования в современном контексте, рассматривая лингвистическую и коммуникативную компетенции, как неотъемлемый компонент образования и личностного развития; обозначаются задачи и цели, стоящие перед педагогами, обучающими иностранному языку; рассматриваются инновационные тенденции, методы, инструментарий, способствующие эффективному обучению иностранному языку и организации учебного процесса в соответствии с новыми актуальными требованиями и изменениями. Наиболее прогрессивными автор считает метод виртуальной реальности, метод проектов, использование кибернетического пространства, мультимедийных средств, образовательных игр в преподавании, разрабатывает эффективные стратегии [5].

В настоящее время существует достаточно серьезная теоретическая база, которая может служить путеводителем-моделью для выбора инструментария: кейсы, подкасты, семантика, средства выражения вежливости, вики-сайты, проекты, внеурочная самостоятельная деятельность, арт-тех-нологии...

Именно о совершенствовании методики преподавания иностранного языка с использованием инновационных и традиционных методов обучения рассуждают Кужелева А.В. и Тихоненко М.А., выделяя процесс модернизации: визуализации-на-глядном представлении информации, идей, мнений, решений, используя схемы, образные рисунки и пр.; вербализации - групповом обсуждении по определенным правилам презентации и обратной связи. Вместо с тем, авторы не отрицают и ис-

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о m о от

з

ы о со

пользование чтение и перевод текстов профессиональной направленности, заучивание лексических единиц, письменную работу, выполнение грамматических заданий. По их мнению, «сочетание традиционных и инновационных методов обучения позволяют решить стоящую задачу обучение английскому «с нуля» [10, с. 55].

Говоря о современных направлениях в лингвистике и лингводидактике с целью повышения эффективности учебного процесса Мельникова К.А. раскрывает возможности интерактивного метода преподавания, показывает интересные факты использования цифровых технологий, дается обзор учебно-методических пособий [12].

Организация коммуникативно - направленного оперирования иноязычным материалом невозможно без оптимизации и мотивации процесса обучения. В связи с этим в мировой методике обучения иностранным языкам особое место отводится таким формам инновационных технологий как метод ситуативного анализа (кейс стади), использование Интернет ресурсов, дистанционное обучение как важной составляющей образовательного процесса в целях языковой компетенции (от общения до профессионально-ориентированного применения) указывает Рожнова С.Е. [13]; при формировании иноязычной самостоятельности обучающегося важное значение имеют компетентностный подход, взаимосвязанные и представляющие «систему дидактических, общеметодических, частноме-тодических, лингвистических и психологических принципах самостоятельной организации, содержание которой представлено трехкомпонентной структурой (лингвистический, методологический и психологический компоненты)» предполагает Швецова Н.А.[14, с. 6]. Развивая и формируя творческие способности или превращать результаты в инновации возможно при рефлексионной стратегии преподавания, учитывая роль мотивации, безусловно, как значимый фактор влияния на развитие психолого-педагогической деятельности, констатируют в своем исследовании Басина Н.И, Шахова И.П. и др.[15].

Методически оправданы аудиовизуальные технологии. Многие исследователи выделяют кейсы, вики стади, подкасты, проекты.

Согласно самому общему определению метод кейс (от англ. сase) - это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т.д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах [7]. Впервые был применён в 1924 году в Гарвардской школе бизнеса [16], но в России только в 90-е гг. ХХ в. создалась приемлемая атмосфера для применения интерактивных методов обучения. Отечественные ученые-теоретики и практики «кейсонисты»: Г. Конищенко, о Г. Багиев, Ю. Сурмин, П. Шеремет, Ильина Л.М,

Кадышева К.В., Волкова В.В. еЗ Например, Ильина Л.М., Кадышева К.В. отме-Ц чают, что данный метод «повышает уровень зна-

ний специализированного иностранного языка; совершенствует навыки всесторонней обработки информации на иностранном языке; вырабатывает умения активного пользования специализированной терминологией (экономической, финансовой, технической и т.д.); развивает навыки проведения презентации на иностранных языках; способствует развитию умения вести аргументированную дискуссию.» [16, с. 108]. Волкова В.В. отмечает, что «метод кейсов позволяет студентам: обмениваться информацией и опытом сразу в нескольких областях знаний, развивать творческий подход к решению поставленных задач, совершенствовать навыки владения иностранным языком и обработки информации» Но с другой стороны «внедрение данного метода требует мастерства и постоянного поиска идей, а также атмосферы сотрудничества от преподавательского состава. Можно с уверенностью сказать, что метод кейсов представляет собой уникальную, перспективную, междисциплинарную образовательную инновационную технологию.» [17, с. 1-2].

Для наличия организованной подготовки студентов к предстоящей работе интересны вики -стади. Вики (англ. wiki) - веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом [6]. Вызывает интерес эксперимент - исследование поволжских ученых Фроловой Н.Х. и Михановой О.П. Проанализировав особенности экспериментального проекта обучения английскому языку географически удаленных студентов первого года обучения двух российских институтов, показав преимущества и недостатки обучения с использованием единого вики-сайт были сделаны выводы о перспективности различных сфер обучения. Авторы отмечают открытый доступ, возможности совместного редактирования, большого выбора предоставления учебной информации и смыслотворечества [18].

Знание, учет технически выполнимых возможностей подразумевает понимание адекватности и эффективности в интереснейшем процессе создания подкастов. Напомним, что изобретателями слова podcasting (англ.) являются инженер, ученый, журналист Бен Хаммерсли и ведущий канала MTV Адам Керри [8], который соединил два слова: iPod - торговая марка серии портативных медиа-проигрывателей компании Apple (США) и broadcasting - повсеместное широкоформатное вещание. Таким образом, «подкастинг» можно трактовать как способ распространения звуковой или видеоинформации в Интернете. В современном мире существует множество образовательных подкастов, среди которых можно выделить English as a Second Language - от профессионального лингвиста доктора Джеффа МакКиллана, Люка Томпсона [30] и др. В отечественной педагогической науке заслуживают внимания педагоги -новаторы: Артюшина Г.Г., Шейпак О.А., Дугарцы-ренова В.А., Неверова Н.В., Рыбакова Л..В., Евдокимов А.Б., Иванова С.Г, Дмитриева Е.В., Сахаро-

ва Н.С. В частности, Артюшина Г.Г. и Шейпак О.А. отмечают возможности и преимущества студенческих подкастов [9, с. 63-67]. Интересна в данном контексте специфика обратной связи (о чем упоминали Кужелева А.В. и Тихоненко М.А.), структура наставничества, принцип рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм учебного процесса и его восприятия, а также уделяют внимание повышенной опоре на самостоятельную работу и самоконтроль обучающихся. Неверова Н.В. и Рыбакова Л.В. [18, с. 96-102] методически обосновывают и внедряют обширные информационно-коммуникативные технологии, отдавая предпочтение подкастам и мультимедийной форме, отмечая значимость коммуникативности и культуре межличностного общения.

Формируя аудиовизуальную инновационную культуру интересен метод проекта. Щемеле-ва Э.Ю. модифицирует грамматико-переводный метод, до сих пор доминирующего в процессе преподавания иностранных языков, а также исследует современные подходы к образованию, требующие существенной корректировки традиционных методов обучения и широкого использования инновационных методик и технологий, предлагая использовать метод проектов, повышающий эффективность обучения [21]. Риер Я.А. отмечает « Эффективность применения проектной технологии в иноязычном образовании», которая «обеспечивается реализацией таких ключевых позиций, как результативность обучения (высокий уровень достижения поставленной цели, достигаемой за счет интеллектуально-эмоциональной содержательности тем), экономичность (усвоение максимально возможного объема материала за единицу учебного времени, обусловленное внешней (речевой) и внутренней(творческой)активностью, доступность (обучение в обстановке сотрудничества и положительного эмоционального микроклимата, рассмотрение значимых для студентов проблем, исходя из их личного опыта, интересов и познавательных способностей), высокая мотивированность в овладении языком» [22, с. 75].

Интересны статьи-сравнения, которые можно использовать для реализации инновационных и оригинальных методики. Например, исследователи Тегеранского университета Шейхи Д.Н. и Замани З. утверждают, что главным в обучении иностранного языка становится функциональный принцип обучения, в центре внимания - коммуникативная компетенция учащихся, в современной методике преподавания иностранных языков ведется интенсивный поиск новых подходов, форм и методов преподавания, где инновационные методы обучения предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», то есть директивная модель обучения, заменяется интерактивной моделью, являющейся более продуктивной и ориентированной на личность студента. «Основная идея данных методов - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся и препода-

вателей на разных стадиях обучения» [23, с. 195]. Интересно, что материал преподносится на примерах семантики и средств выражения вежливости. Семенова О.Е. дает сравнительную характеристику инновационных методов организации обучения иностранным языкам в России и США, отмечая их недостатки и преимущества. В частности, пристальное внимание уделяется коммуникативному методу и вопросам мотивации в процессе обучения, отмечается широкое применение в США и в России IT-технологий, таких как электронная почта, чаты, web-конференции, презентации и основанной на них дистанционной системы обучения. Сравнительный анализ положения дел в американском и российском образовании, подготовленный автором, позволяет сделать вывод, что уровень исследований в США значительно повысился в области внедрения инноваций, особенно в применении двуязычия в образовании, но накопленный ими опыт может быть полезен для его апробации в нашей стране [26].

Инновационные подходы в изучении языка основаны и на контрастивной лингвопсихологии, для которой характерны репрезентации эмоции как фона действия. Наиболее интересен так называемый «эффект Моцарта», смысл которого заключается в том, что слушание музыки великого композитора усиливает мозговую активность, как утверждают Г. Шоу.ф. Раушер [32], А. Томатис [29]. Больщой поклонник данной методики Д. Кэмпбел утверждает, что «нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивацион-ные области головного мозга.

Возможно, ключом к пониманию его величия является то, что звуки его музыки чисты и просты». [27, с. 18]. Российский ученый Лобанова К.А. [28], предлагает теорию благотворного влияния данной музыки и звуковых волн на организм человека. Дискуссионный вопрос. Мнения диаметрально противоположны. К слову, Степанов С.В. утверждает, что «пресловутый эффект Моцарта -это всего лишь еще один мыльный пузырь из тех, которые с удивительным постоянством периодически выпускаются для соблазна любителей самосовершенствования» [31, с. 2]. Оставляя данные положения для дальнейших исследований отметим, что в данном случае интересным является использованный подход. Почему бы не использовать классическую или иную музыку в процессе обучения? Денисенко О.А., Валеева Л.К. отмечают психолингвистические факторы воздействия музыки на процесс запоминания при изучении иностранных языков. Авторы исследовали какое из направлений музыки (Венский классицизм, романтизм, импрессионизм) оказывает наиболее положительный эффект на процесс запоминания. Музыка рассматривается как речевая функция и средство передачи информации. был использован описательный метод для выявления состояния испытуемых. Практическое исследование показало, что музыка оказывает стимулирующее воздей-

сз о со -а

а

—i

о

сз т; о m о от

з

ы о со

ствие на процесс запоминания иноязычной лексики. В предыдущих исследованиях было показано, что наиболее выраженный эффект был достигнут при прослушивании музыки импрессионизма [33]. В продолжении понимания механизмов работы мозга и развитием нейронауки Самосенкова Т.В. и Цотова Д.Ю., опираясь на нейродидактику, предлагают именно с этой точки зрения осуществлять подбор инновационных методов. И в качестве примера рассматривают лингвотеатральный подход, опирающийся на педагогический потенциал театра. Безусловно, не существует общей эффективной методики или подходов, для всех типов обучающихся, резонирующей с нейропсихическими механизмами. Выбор инновационных технологий и инструментария зависит от уровней подготовленности педагога и целевой аудитории, статуса образовательной организации, традиций.

Батраева О.М. констатирует, «что позитивная сторона игровых технологий выступает в качестве инструмента формирования навыков общения.» Автор отмечает важность проведения деловых, ролевых игр в подготовке студентов-иностранцев и магистрантов как предпосылки «моделирования условий будущей профессиональной деятельности.», выделяя «ряд особенностей влияющих на успешное общение в ролевой игре:

• новизна содержания материала;

• благоприятный психологический климат;

• использование эффективных средств обучения.»

Актуализируя инновационные методы и методики как потребность формирования поведенческой модели выпускника вуза, Кашина Е.Г. также предлагает творческий ситуативный подход с учетом специфики их будущей профессии: арт -технологии, социоигровые, проектировочная деятельность. Автор делает акцент на помощь в зоне методических рисков в пользу изменения целей, содержания и методов обучения иностранному языку, которые помогут адаптировать магистров к специфике профессиональной деятельности.

О значимости внеурочной деятельности как одного из способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения иностранного языка пишут Байрашева Р.Р. и Коток С.А. Педагоги отмечаю, что « на современном этапе существуют различные методы обучения иностранному языку, среди которых наиболее известным являются «мозговой штурм», метод дискуссий, метод проектов и которые направлены на повышение мотивации обучения и развитие у обучаемых инициированной речевой деятельности, личностных качеств, независимого мышления, способности к само-управлению и самооценке. Все перечисленные методы могут эффективно использоваться не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности». [9, с. 30].

Значимость роли иностранных языков на со-g временном этапе общественно - политической и профессиональной жизни очевидна. Отсюда об-еЗ уславливается необходимость их владения и доЦ стойного, качественного обучения.

Литература

1. Артюшина Г.Г., Шейпак О.А. Особенности использования подкастовв образовании // Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов -международников: материалы научно-практической конференции к 70-ле-тиюфакультета международных отношений. М.: МГИМО-Университет, 2013, - С. 63-67.

2. Баринова К.В. Вызов современности и вектор развития методики лигвистического образова-ния//Наука, образование, инновации: сборник статей международной научно - практической конференции. 2016. - С. 8-20. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26818251

3. Байрашева Р.Р., Коток С.А. Внеурочная деятельность как один из способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка/Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. - № 2 (15). -С.30-33.

4. Басина Н.И., Шахова И.П., Громенко М.В., Бойко Е.С., Бойко Н.Е. Формирование инновационной психолого- педагогической среды и кон-курентноспособной направленности личности в новой парадигме образования. //Монография под общей редакцией И.П. Шаховой. 2014. 56 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23194483

5. Батраева О.М. Ролевые игры в профессиональном аспекте подготовки иностранных студентов // Высшее образование сегодня. 2014. -№ 2. - С. 84-92.

6. Большой энциклопедический словарь. Электронный ресурс [https://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc3p/49430]

7. Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны. Электронный ресурс [URL: https://changellenge.com/article/chto-takoe-keysy]

8. Википедия - свободная энциклопедия. Электронный ресурс [URL: http://ru.wikipedia.org/wiki]

9. Волкова В.В. « Метод кейсов» как инновационная технология в методике преподавания иностранных языков.//В сборнике: Труды 19-го международного научно-промышленного форума «Великие реки-2018» Труды международного научно-промышленного форума. Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, специалистов и студентов. Нижний Новгород, 2018. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=37252462

10. Денисенко О.А., Валеева Л.К. Психолингвистические факторы воздействия музыки на процесс запоминания при изучении иностранных языков //Иностранная философия, социальная, национальная вариативность языков и литературы. Материалы II Международного научного конгресса. 2017. - С. 400-405. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29649191

11. Ежегодное обращение президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию. 20 февра-

ля 2019.г // Режим доступа. kremlin.ru>d/59863. [Дата обращения: 10.06.19].

12. Ильина Л.М., Кадышева К.В.Кейс - метод как инновационный подход в методике преподавания иностранных языков.//В сборнике: Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. -С.108-110.

13. Кашина Е.Г. формирование социои-грового стиля деятельности у студентов средствами иностранного языка. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 3. -С. 67-70.

14. Кужелева А.В., Тихоненко М.А. Совершенствование методики преподавания иностранного языка с использованием инновационных и традиционных методов обучения//Морской сбор-ник.2017. Т. 2042. - № 5. - С. 53-56.

15. Лобанова К. А. Целебные свойства музыки

B. А. Моцарта. «Эффект Моцарта» // Молодой ученый. 2019. № 6. С. 52-53. URL https:// moluch.ru/archive/244/56430/ (дата обращения: 01.07.2019).

16. Мельникова К.А. О некоторых современных методах обучения иностранному языку с целью повышения эффективности учебного про-цесса//Сборник научных статей по материалам III научно - практической конференции: в 2 т., под общей редакцией Дубровской Т.В. 2019. -

C.129-132.

17. Новик В.Ю. К вопросу о научных основах педагогического менеджмента. // Вестник Вятского Гуманитарного Университета. Педагогика и Психология. Научный журнал.- 2010.-№ 4(3). - С. 38-41.

18. Риер Я.А. Метод проектов в обучении иностранным языкам в высшей школе республике Беларусь. //Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе республики Беларусь. Сборник материалов IV Республиканской научной интернет-конференции. Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова. 2017. -С.75-78.

19. Рожнова С.Е. К вопросу об оптимизации образовательного процесса//Экспериментальные и теоретические исследования в XXV Всероссийской научно - практической конференции: в 3-х частях. 2018. - С. 198-201.

20. Рыбакова Л.В., Неверова Н.В., Белякова В.В., Иванова Г.А. Аудиовизуальные технологии изучения профессионально0ориентированного английского языка специалистов технических вузов. // М., Современное педагогическое об-разование.2019, - № 1. - С. 74-75.

21. Самосенкова Т.В., Цотова Д.Ю. Интегрированное использование арттехнологий в преподавании иностранного языка: стратегии переработки информации // Известия Юго-Западного

государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2016. - № 3 (20). - С. 93102.

22. Семенова О.Е. Сравнительная характеристика инновационных методов организации обучения иностранным языкам России и США //Оптимизация преподавания иностранного языка в вузе. Доклады и материалы. Ответственный редактор: С.Ф. Щербак. 2014. - С. 5-35.

23. Степанов С.В. Эффект Моцарта: новый миф? // Школьный психолог.2005.. - № 26. - С. 2-8. URL: perviydoc.ru>v40349/школьный_психо-лог_2003_26?...13

24. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+) от 12 апреля 2019 г. — № 434 // Портал федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. // Режим доступа: www.fgosvo.ru. . [Дата обращения: 09.06.19].

25. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №73-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). // Портал федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.// Режим доступа: www.fgosvo.ru, [Дата обращения: 09.06.19].

26. Фролова Н.Х., Миханова О.П. Возможности вики-сайта для обучения иностранному языку; опыт сотрудничества российских вузов. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. - № 4 (44). - С. 204-213.

27. Шейхи Д.Н., Замани З. Инновационное обучение русскому языку как иностранному(РКИ) студентов высших учебных заведений Ирана (на примерах семантики и средств выражения вежливости в русском и персидском языках). Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. - № 1 (65). - С. 195-200.

28. Щемелева И.Ю. О применении метода проектов при обучении языку специальности. // Современные модели в преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования. Сборник научных трудов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Под общей редакцией Бакулева Г.П., Курбаковой С.Н. 2009. - С. 183-189.

29. Alfred Tomatis. Pourquoi Mozart?: Editions Fixot, 1991. 192 p. URL: https://www.livelib.ru/ book/1002972660-pourquoi-mozart-alfred-tomatis

30. Learn British English with Luke Thompson 1. Annual address of President of the Russian Federation Putin V.V. Federal Assembly. February 20, 2019.g // Access mode. kremlin.ru >d / 59863. [Date of circulation: 10.06.19].

31. Don G. Campbell. The Mozart effect: tapping the power of music to heal the body, strengthen the mind, and unlock the creative spirit. N. Y.: «Avon Books», 1997. 332 p. URL: https://books. google.ru/books?id=xZjEjgEACAAJ&dq=editions: ISBN0061922684&hl=ru

C3

о

CO

-a

I=i а

—i

о

C3 t; о m о от

з

ы о со

о с

U

32. Rauscher, F.H., & Shaw, G.L. (1998). Key components of the "Mozart Effect." Perceptual and Motor Skills, 86, - С. 835-841. PDF

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Shvetsova N.A Optimization of the progress of professional oriented foreign language teaching in departmental higher institutions of the federal penal service of Russia.llСовременные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. - № 9. - С. 6-18.URL: journal-s.org>index.php/sisp/article/download... pdf

innovative methods and techniques in the paradigm of foreign language teaching in higher education

Rybakova L.V.,

Moscow aviation Institute Neverova N.V., Moscow aviation Institute Hotkina E.S.,

Moscow aviation Institute

The article provides an overview of innovative methods and techniques aimed at effective learning a foreign language, promote the optimization and motivation of the process: podcasts, case and wiki methods, projects, presentations, neurodidactics and semantics; a comparative analysis of teaching in Russia, USA, Iran, is a debatable question about the "Mozart effect" and its use in linguistics; focuses on non-traditional approaches: extracurricular activities, expression of means of politeness, gaming technology, etc. Authors use a variety of sources; identify the goals and objectives of foreign language learning in higher education; offer ways to solve them.

Keywords: paradigm of education, podcasting, wikis, and case methods, semantics, neurodidactics, "the Mozart effect", linguoeco-logy, linguotextology.

References

1. Artyushina G.G., Sheypak O.A. Features of the use of podcasts in education // INNO Magic: new technologies in the language training of international specialists: materials of a scientific-practical conference for the 70th anniversary of the faculty of international relations. M .: MGIMO-University, 2013, - P. 63-67.

2. Barinova K.V. The challenge of modernity and the vector of development of the methods of linguistic education // Science, Education, Innovation: a collection of articles of an international scientific and practical conference. 2016. - P. 8-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26818251

3. Bairasheva R.R., Kotok S.A. Extracurricular activities as one of the ways to organize students' independent work in the process of learning a foreign language // Karelian Scientific Journal. 2016.Vol. 5. - No. 2 (15). - P. 30-33.

4. Basina N.I., Shakhova I.P., Gromenko M.V., Boyko E.S., Boyko N.E. Formation of an innovative psychological and pedagogical environment and a competitive personality orientation in the new education paradigm. // Monograph edited by I.P. Shakhova. 2014. - P. 56. URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=23194483

5. Batraeva O.M. Role-playing games in the professional aspect of preparing foreign students // Higher education today. 2014. -No. 2. - P. 84-92.

6. Big Encyclopedic Dictionary. Electronic resource [https://dic.ac-ademic.ru/dic.nsf/enc3p/49430]

7. Introduction to the case method: what are cases and why are they needed. Electronic Resource [URL: https://changellenge. com/article/chto-takoe-keysy]

8. Wikipedia - the free encyclopedia. Electronic Resource [URL: http://en.wikipedia.org/wiki]

9. Volkova V.V. "Case Study" as an innovative technology in the methodology of teaching foreign languages. // In the collection: Proceedings of the 19th international scientific and industrial forum "Great Rivers-2018" Proceedings of the international scientific and industrial forum. Materials of the scientific and method-

ological conference of the faculty, graduate students, specialists and students. Nizhny Novgorod, 2018. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=37252462

10. Denisenko OA, Valeeva L.K. Psycholinguistic factors of the influence of music on the process of memorization in the study of foreign languages // Foreign Philosophy, Social, National Variability of Languages and Literature. Materials II International Scientific Congress. 2017. - S. 400-405. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29649191

11. The annual appeal of President of the Russian Federation Putin V.V. to the Federal Assembly on February 20, 2019 // Access mode. kremlin.ru >d / 59863. [Date of treatment: 06/10/19].

12. Ilyina L.M., Kadysheva K.V. Keys - a method as an innovative approach to the methodology of teaching foreign languages. // In the collection: Priority directions for the development of education and science. Collection of materials of the International scientific and practical conference. In 2 volumes. Editorial Board: O.N. Shirokov [et al.]. 2017. - S. 108-110.

13. Kashina E.G. the formation of a socio-gaming style of activity in students using foreign language means. Bulletin of Samara University. History, pedagogy, philology. 2018.Vol. 24. No. 3. -P. 67-70.

14. Kuzheleva A.V., Tikhonenko M.A. Improving the methodology of teaching a foreign language using innovative and traditional teaching methods // Marine collection. 2017. T. 2042. - No. 5. -P. 53-56.

15. Lobanova K.A. The healing properties of music by A. A. Mozart. "The Mozart Effect" // Young scientist. 2019. No. 6. P. 5253. URL https://moluch.ru/archive/244/56430/ (accessed: 07/01/2019).

16. Melnikova K.A. About some modern methods of teaching a foreign language in order to increase the effectiveness of the educational process // Collection of scientific articles on the materials of the III scientific and practical conference: in 2 volumes, under the general editorship of Dubrovskaya T.V. 2019. - P. 129132.

17. Novik V.Yu. To the question of the scientific foundations of pedagogical management. // Bulletin of the Vyatka Humanitarian University. Pedagogy and psychology. Scientific journal.- 2010. -No. 4 (3). - P. 38-41.

18. Rier Ya.A. The method of projects in teaching foreign languages at a higher school in the Republic of Belarus. // Actual problems of teaching foreign languages in higher education of the Republic of Belarus. The collection of materials of the IV Republican scientific Internet conference. Mogilev State University named after A.A. Kuleshov. 2017. - P. 75-78.

19. Rozhnova S.E. To the question of educational process optimization // Experimental and theoretical studies in the XXV All-Russian scientific and practical conference: in 3 parts. 2018. -P. 198-201.

20. Rybakova L.V., Neverova N.V., Belyakova V.V., Ivanova G.A. Audiovisual technology for the study of professionally oriented English by specialists of technical universities. // M., Modern pedagogical education. 2019, - No. 1. - P. 74-75.

21. Samosenkova TV, Tsotova D. Yu. Integrated use of art technologies in teaching a foreign language: information processing strategies // Bulletin of the South-West State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2016. No. 3 (20). - P. 93-102.

22. Semenova O. E. Comparative characteristics of innovative methods of organizing teaching foreign languages of Russia and the USA // Optimization of teaching a foreign language at a university. Reports and materials. Executive Editor: S.F. Scherbak. 2014. - P. 5-35.

23. Stepanov S.V. The Mozart Effect: A New Myth? // School psychologist. 2005 .. - No. 26. - P. 2-8. URL: perviydoc.ru >v40349 / school_psychologist_2003_26? ... 13

24. Federal state educational standards of higher education (GEF HE; GEF 3+) dated April 12, 2019. - No. 434 // Portal of the federal state educational standard of higher education. // Access mode: www.fgosvo.ru. . [Date of treatment: 06/09/19].

25. Federal Law on Education in the Russian Federation dated December 29, 2012 N273-03 (adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 21, 2012). // Portal of the federal state educational standard of higher education. // Access mode: www.fgosvo.ru, [Date of access: 09.06.19].

26. Frolova N.Kh., Mikhanova O.P. Possibilities of a wiki site for teaching a foreign language; experience of cooperation be-

tween Russian universities. // News of higher educational institutions. Volga region. Humanitarian sciences. 2017. - No. 4 (44). - P. 204-213.

27. Sheikh D.N., Zamani Z. Innovative Teaching of Russian as a Foreign Language (RCT) of Iranian Higher Education Students (by the Examples of Semantics and Means of Expressing Politeness in Russian and Persian). Bulletin of the Kemerovo State University. 2016. - No. 1 (65). - P. 195-200.

28. Schemeleva I.Yu. On the application of the project method in teaching the specialty language. //

Modern models in the teaching of foreign languages and cultures in the context of education quality management. Collection of scientific papers of the III All-Russian (with international participation) scientific-practical conference. Under the general editorship of Bakulev G.P., Kurbakova S.N. 2009. - P. 183-189.

29. Alfred Tomatis. Pourquoi Mozart?: Editions Fixot, 1991.192 p. URL: https://www.livelib.ru/book/1002972660-pourquoi-mozart-alfred-tomatis

30. Learn British English with Luke Thompson 1. Annual address of the President of the Russian Federation Putin V.V. Federal Assembly. February 20, 2019.g // Access mode. kremlin.ru >d / 59863. [Date of circulation: 06/10/19].

31. 8. Don G. Campbell. The Mozart effect: tapping the power of music to heal the body, strengthen the mind, and unlock the creative spirit. N. Y .: Avon Books, 1997. - P. 332. URL: https:// books.google.com/books?id=xZjEjgEACAAJ&dq=editions: IS-BN0061922684 & hl = en

32. Rauscher, F.H., & Shaw, G.L. (1998). Key components of the "Mozart Effect." Perceptual and Motor Skills, 86, - P. 835-841. Pdf

33. Shvetsova N.A. Optimization of the progress of professional oriented foreign language teaching in departmental higher institutions of the federal penal service of Russia. II Modern studies of social problems (electronic scientific journal). 2018.V. 9. -No. 9. - P. 6-18.URL: journal-s.org >index.php / sisp / article / download ... pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.