Инновационные методические подходы к обучению профессионально-ориентированному иностранному языку
Рыбакова Людмила Викторовна,
доцент кафедры И-14 «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский авиационный институт E-mail: [email protected]
Неверова Наталия Викторовна,
доцент кафедры И-14 «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский авиационный институт E-mail: [email protected]
Галюк Наталья Анатольевна,
старший преподаватель кафедры И-14 «Иностранный язык для технологических специальностей», Московский авиационный институт
E-mail: [email protected] Никольская Елена Эдмундовна,
старший преподаватель кафедры И-14 «ИНОСТРАННЫЙ язык для технологических специальностей», Московский авиационный институт
E-mail: [email protected]
В статье авторы рассматривают интереснейшие креативные реалии, применяемые при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку, в частности, английскому, руководствуясь социальным заказом государства и интеграцией мирового пространства; выделяются новаторски-созидательные методики: семантика, средства выражения вежливости, проекты, внеурочная самостоятельная деятельность, арт-технологии, «эффект Моцарта»...; уделяется внимание учебно-методической литературе. Интересны статьи-сравнения зарубежных ученых, например из Тегеранского университета Шейхи Д.Н. и Замани З., Кэмпбзла Д., Альфреда Т. и др. Материалы данной статьи окажут практическую помощь при выборе инструментария как и студенту, так и преподавателю высшей школы.
Ключевые слова: семантика, лингвистический, методологический и психологический компоненты, рефлексионная стратегии, директивная и интерактивная модель обучения, контра-стивная лингвопсихология, лингвотеатральный подход.
о с
U
сэ см о см
<3
Мудрецу всегда не хватает знания.
Абхазская пословица
Сегодня необходимо переоценить важность стоящих перед отечественной высшей школой социально-педагогических задач, прежде всего, связанных с профессиональной востребованностью. Поэтому можно с уверенностью утверждать: чтобы и в дальнейшем выполнять функции основного современного высшего образования, обусловленные социальным заказом РФ, упомянутого в ФГОС, ФГОС 3+ [1], Законе об образовании [2] необходимы для поднятия престижа страны, конкурентоспособности российских специалистов в мировом масштабе, их благополучия и востребованности. Отмечая данность, Президент РФ Путин В.В. заметил, что сегодняшним отечественным выпускникам предстоит: «работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технические решения», при этом «быть энергичными, креативными, использовать различные инновационные и традиционные возможности для пользы себе, своей семье, своей стране» [3].
В настоящее время существует достаточно серьезная теоретическо-практическая платформа, служащая креативно-неординарным путеводителем-моделью для выбора инструментария обучения профессионально-ориентированному иностранному языку: семантика, средства выражения вежливости, проекты, внеурочная самостоятельная деятельность, арт-технологии, «эффект Моцарта»... При формировании иноязычной самостоятельности обучающегося важное значение имеют компетентностный подход, взаимосвязанные и представляющие «систему дидактических, общеметодических, частнометодических, лингвистических и психологических принципах самостоятельной организации, содержание которой представлено трехкомпонентной структурой (лингвистический, методологический и психологический компоненты)» предполагает Швецова Н.А. [10, с. 6]. Развивая и формируя творческие способности или превращать результаты в инновации возможно при рефлексионной стратегии преподавания, учитывая роль мотивации, безусловно, как весомый фактор влияния на развитие психолого-педагогической деятельности, констатируют в своей монографии Басина Н.И, Шахова И.П. и др. [7]. В современном социуме важны коммуникативные навыки, познания мира, которые деликатно преподносятся через педагогику сотрудничества, пропагандируемую Артю-шиной Г.Г., Шейпак О.А., Рыбаковой Л.В. Неверовой, Журбенко Н.Л. Авторы используют «марш-
рутные листы» [4], электронные портфолио, визуальные экскурсии, диалоги, монологические высказывания, проектную деятельность посредством презентаций [16] и непосредственного живого общения, говоря об особенности создания текстов для размещения в сети Интернет [11] при формировании коммуникативно-деятельностном подходе обучения профессионально-ориентированному иностранному зыку, в частности, английскому. При множестве пособий, говоря о креативности. следует заметить о необходимости наличия в них стимулирующе-мотивирующего компонента, помимо информационного и контролирующего. Кроме этого, Миролюбоб А.А. заметил, что для формирования лингвокультурологической компетенции необходимо включать в идеальную модель учебника соответствующий материал [14]. Для высшей школы интересны и необычны учебники Мильруд А.А., Антонова С.Г., Гез Н.И. и др. В частности, Данилова Л.Р. разработала оптимизированный учебно-методический материал именно для технических вузов [9]. Конкретно для профессионально-ориентированного английского языка можно выделить пособие Григорова В.Б. Варшавской С., English for Aviation, Business English Marketing and Sales и др.
Интересны статьи-сравнения, где, как из источника, можно пригоршнями черпать новейшие и оригинальные методы и методики. Например, коллеги из Тегеранского университета Шейхи Д.Н. и Замани З. утверждают, что главным в обучении иностранного языка становится функциональный принцип обучения, в центре внимания - коммуникативная компетенция учащихся, в современной методике преподавания иностранных языков ведется интенсивный поиск новых подходов, форм и методов преподавания, где инновационные методы обучения предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», то есть директивная модель обучения, заменяется интерактивной моделью, являющейся более продуктивной и ориентированной на личность студента. «Основная идея данных методов - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся и преподавателей на разных стадиях обучения» [18, с. 195]. Интересно, что материал преподносится на примерах семантики и средств выражения вежливости.
Инновационные подходы в изучении языка основаны и на контрастивной лингвопсихологии, для которой характерны репрезентации эмоции как фона действия. Наиболее интересен так называемый «эффект Моцарта», смысл которого заключается в том, что слушание музыки великого композитора усиливает мозговую активность, как утверждают Г. Шоу.ф. Раушер, А. Томатис [21, 22]. Большой поклонник данной методики Д. Кэмпбел утверждает, что «нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотиваци-онные области головного мозга» [20, с. 332].
Российский ученый Лобанова К.А. [13], предлагает теорию благотворного влияния данной музыки и звуковых волн на организм человека. Дискуссионный вопрос. Мнения диаметрально противоположны. К слову, Степанов С.В. утверждает, что «пресловутый эффект Моцарта - это всего лишь еще один мыльный пузырь из тех, которые с удивительным постоянством периодически выпускаются для соблазна любителей самосовершенствования» [16, с. 2]. Но интересен сам подход! Почему бы не использовать классическую или иную музыку в процессе обучения? Денисенко О.А., Валеева Л.К. отмечают психолингвистические факторы воздействия музыки на процесс запоминания при изучении иностранных языков. Авторы исследовали какое из направлений музыки (Венский классицизм, романтизм, импрессионизм) оказывает наиболее положительный эффект на процесс запоминания. Музыка рассматривается как речевая функция и средство передачи информации. Был использован описательный метод для выявления состояния испытуемых. Практическое исследование показало, что музыка оказывает стимулирующее воздействие на процесс запоминания иноязычной лексики. Наиболее выраженный эффект был достигнут при прослушивании музыки импрессионизма [10]. В продолжении понимания механизмов работы мозга и развитием нейронауки Самосенкова Т.В. и Цотова Д.Ю. [15], опираясь на нейродидактику, предлагают именно с этой точки зрения осуществлять подбор инновационных методов. И в качестве примера рассматривают лингвотеатральный подход, опирающийся на педагогический потенциал театра. Безусловно, не существует общей эффективной методики или подходов, для всех типов обучающихся, резонирующей с нейропси-хическими механизмами. Выбор инновационных технологий и инструментария зависит от уровней подготовленности педагога и целевой аудитории, статуса образовательной организации, традиций.
Батраева О.М. констатирует, «что позитивная сторона игровых технологий выступает в качестве инструмента формирования навыков общения». Автор отмечает важность проведения деловых, ролевых игр в подготовке студентов-иностранцев и магистрантов как предпосылки «моделирования условий будущей профессиональной деятельности», выделяя «ряд особенностей влияющих на успешное общение в ролевой игре:
• новизна содержания материала;
• благоприятный психологический климат;
• использование эффективных средств обучения. [7, с. 148].
Актуализируя инновационные методы и методики как потребность формирования поведенческой модели выпускника вуза, Кашина Е.Г. также предлагает творческий ситуативный подход с учетом специфики их будущей профессии: арт-технологии, социоигровые, проектировочная деятельность. Автор делает акцент на помощь в зоне методических рисков в пользу изменения
сз о со -а
А —i о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
CJ
см см
целей, содержания и методов обучения иностранному языку, которые помогут адаптировать магистров к специфике профессиональной деятельности. [12]
О значимости внеурочной деятельности как одного из способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения иностранного языка пишут Байрашева Р.Р. и Коток С.А. Педагоги отмечают, что «на современном этапе существуют различные методы обучения иностранному языку, среди которых наиболее известным являются «мозговой штурм», метод дискуссий, метод проектов и которые направлены на повышение мотивации обучения и развитие у обучаемых инициированной речевой деятельности, личностных качеств, независимого мышления, способности к само-управлению и самооценке. Все перечисленные методы могут эффективно использоваться не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности» [5, с. 30].
Значимость роли иностранных языков на современном этапе общественно-политической и профессиональной жизни очевидна. Отсюда обуславливается необходимость их владения и достойного, качественного обучения. Палитра инновационных методов и методик широка. Используя такие яркие краски можно смело сделать вызов современности и вектор развития методики линг-вистичекого образования в области профессио-нально-ориетированного направления заметно увеличится!
Литература
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО; ФГОС 3+) от 12 апреля 2019 г. № 434 // Портал федерального государственного образовательного стандарта высшего образования // Режим доступа: www.fgosvo.ru. [Дата обращения: 09.06.19].
2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) // Портал федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.// Режим доступа: www.fgosvo.ru, [Дата обращения: 09.06.19].
3. Ежегодное обращение президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию 20 февраля 2019 г. // Режим доступа. кгетНп.ш^/59863. [Дата обращения: 10.06.2019]
4. Артюшина Г.Г., Шейпак О.А. Особенности использования подкастовв образовании // Магия ИННО: новые технологии в языковой подготовке специалистов-международников: материалы научно-практической конференции к 70-ле-тиюфакультета международных отношений. М.: МГИМО-Университет, 2013, С. 63-67.
5. Байрашева Р.Р., Коток С.А. Внеурочная деятельность как один из способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка // Карель-
ский научный журнал. 2016 Т. 5. № 2 (15). С. 30-33.
6. Басина Н.И., Шахова И.П., Громенко М.В., Бойко Е.С., Бойко Н.Е. Формирование инновационной психолого-педагогической среды и кон-курентноспособной направленности личности в новой парадигме образования // Монография под общей редакцией И.П. Шаховой. 2014. 56 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23194483
7. Батраева О.М. Методические рекомендации «Интерактивные методы обучения по дисциплинам «Профессиональный иностранный язык II» и «Профессиональный иностранный язык III» (Фонду оценочных средств промежуточной и текущей аттестации иностранных студентов)» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 27. - С. 146150. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65530.htm.
8. Валиева Х.С. // Научное знание современности. 2018. № 3(15). С. 15-20.
9. Данилова Л.Р. Разработка учебно-методических материалов по иностранному языку в техническом вузе //Актуальные проблемы гуманитарных и технических наук. 2014. № 2.
10. Денисенко О.А., Валеева Л.К. Психолингвистические факторы воздействия музыки на процесс запоминания при изучении иностранных языков // Иностранная философия, социальная, национальная вариативность языков и литературы. Материалы II Международного научного конгресса. 2017 С. 400-405. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29649191
11. Журбенко Н.Л. Обучение созданию вторичных текстов в специализированных вузах // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 4 -С. 63-64.
12. Кашина Е.Г. формирование социоигрового стиля деятельности у студентов средствами иностранного языка // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 3. С. 67-70.
13. Лобанова К.А. Целебные свойства музыки
B.А. Моцарта. «Эффект Моцарта» // Молодой ученый. 2019. № 6. С. 52-53. URL https:// moluch.ru/archive/244/56430/ (дата обращения: 01.07.2019).
14. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения: обучения иностранным языкам // М.: Ступени: Инфра - М, 2002.
15. Самосенкова Т.В., Цотова Д.Ю. Известия юго-западного государственного университета // Серия лингвистика и педагогика. 2016. № 3 (20). С. 93-102.
16. Степанов С.В. Эффект Моцарта: новый миф? // Школьный психолог. 2005. № 26.
C. 2-8. URL: perviydoc.ru>v40349/школьный_ психолог_2003_26?.. .13
17. Рыбакова Л.В., Неверова Н.В., Белякова В.В., Иванова Г.А. Аудиовизуальные технологии изучения профессионально-ориентированного английского языка специалистов технических
вузов // М., Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 74-75.
18. Шейхи Д.Н., Замани З. Инновационное обучение русскому языку как иностранному (РКИ) студентов высших учебных заведений Ирана (на примерах семантики и средств выражения вежливости в русском и персидском языках) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016 № 1 (65). С. 195-200.
19. Швецова Н.А. Оптимизация успеваемости профессионально ориентированного обучения иностранному языку в ведомственных высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний России. II Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9. С. 6-18. URL: journal-s.org >index.php/sisp/ article/download... pdf
20. Don G. Campbell. The Mozart effect: tapping the power of music to heal the body, strengthen the mind, and unlock the creative spirit. N.Y.: «Avon Books», 1997. 332 p. URL: https://books. google.ru/books?id=xZjEjgEACAAJ&dq=editions: ISBN0061922684&hl=ru
21. Alfred Tomatis. Pourquoi Mozart?: Editions Fixot, 1991. 192 p. URL: https://www.livelib.ru/ book/1002972660-pourquoi-mozart-alfred-tomatis
22. Rauscher, F.H., Shaw, G.L., & Ky, K.N. (1993). Music and spatial task performance. Nature, 365, 611. PDF.
innovative methodological approaches to teaching a professionally oriented foreign language
Rybakova L.V., Neverova N.V., Nikolskaya E.E., Galyuk N.A.
Moscow Aviation Institute
In the article, the authors consider the most interesting creative realities. used in teaching a professionally-oriented foreign language, in particular English, guided by the social order of the state and the integration of world space, innovative and creative methods are highlighted: semantics, means of expressing courtesy, projects, extracurricular activities, art technologies, the "Mozart effect".; attention is paid to educational literature. Interesting articles are comparisons of foreign scientists, for example from Tehran University Sheikh D.N. and Zamani Z., Campbzla D., Alfred T. et al. The materials in this article will provide practical assistance in the selection of tools for both the student and the teacher of higher education.
Keywords: semantics, linguistic, methodological and psychological components), reflexive strategies, directive and interactive learning model, contrastive linguopsychology, linguistic approach.
References
1. Federal state educational standards of higher education (GEF HE; GEF 3+) dated April 12, 2019 No. 434 // Portal of the federal state educational standard of higher education // Access mode: www.fgosvo.ru. [Date of treatment: 06/09/19].
2. Federal law on education in the Russian Federation dated December 29, 2012 No. 273-ФЗ (adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on December 21, 2012) // Portal of the federal state educational standard of higher education. // Access mode: www.fgosvo.ru, [Date of treatment: 06/09/19].
3. The annual appeal of the President of the Russian Federation V.V. Putin February 20, 2019 to the Federal Assembly // Access mode. kremlin.ru >d / 59863. [Date of treatment: 06/10/2019]
4. Artyushina G.G., Sheypak O.A. Features of the use of podcasts in education // Magic INNO: new technologies in the language training of international experts: materials of a scientific and practical conference for the 70th anniversary of the Faculty of International Relations. M .: MGIMO-University, 2013, P. 63-67.
5. Bayrasheva R.R., Kotok S.A. Extracurricular activities as one of the ways to organize students' independent work in the process of learning a foreign language // Karelian Scientific Journal. 2016 T. 5. No. 2 (15). P. 30-33.
6. Basina N.I., Shakhova I.P., Gromenko M.V., Boyko E.S., Boyko N.E. The formation of an innovative psychological and pedagogical environment and a competitive personality orientation in the new education paradigm // Monograph edited by I.P. Shakhova. 2014. 56 p. URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=23194483
7. Batraeva O.M. Methodical recommendations "Interactive teaching methods in the disciplines" Professional foreign language II "and" Professional foreign language III " (to the Foundation for Evaluation Tools for Intermediate and Current Certification of Foreign Students)" // Scientific and methodical electronic journal "Concept". - 2015. - T. 27. - P. 146-150. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/65530.htm.
8. Valieva H.S. // Scientific knowledge of the present. 2018. No. 3 (15). P. 15-20.
9. Danilova L.R. Development of teaching materials on a foreign language in a technical university // Actual problems of the humanities and technical sciences. 2014. No. 2.
10. Denisenko O.A., Valeeva L.K. Psycholinguistic factors of the influence of music on the process of memorization in the study of foreign languages // Foreign Philosophy, Social, National Variability of Languages and Literature. Materials of the II International Scientific Congress. 2017. P. 400-405. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=29649191
11. Zhurbenko N.L. Learning to create secondary texts in specialized universities // Higher education today. - 2007. - No. 4 -P. 63-64.
12. Kashina E.G. the formation of a socio-gaming style of activity in students by means of a foreign language // Bulletin of Samara University. History, pedagogy, philology. 2018.Vol. 24. No. 3. P. 67-70.
13. Lobanova K.A. The healing properties of music V.A. Mozart. "The Mozart Effect" // Young scientist. 2019. No. 6. P. 5253. URL https://moluch.ru/archive/244/56430/ (accessed: 07/01/2019).
14. Mirolyubov A.A. History of Russian teaching methods: teaching foreign languages // M .: Steps: Infra - M, 2002.
15. Samosenkova T.V., Tsotova D. Yu. News of the southwestern state university // Series of Linguistics and Pedagogy. 2016. No. 3 (20). P. 93-102.
16. Stepanov S.V. The Mozart Effect: A New Myth? // School psychologist. 2005. No. 26. S. 2-8. URL: perviydoc.ru >v40349 / school_psychologist_2003_26? ... 13
17. Rybakova L.V., Neverova N.V., Belyakova V.V., Ivanova G.A. Audiovisual technology for the study of professionally-oriented English of specialists of technical universities // M., Modern pedagogical education. 2019. No. 1. P. 74-75.
18. Sheikhs D.N., Zamani Z. Innovative teaching of Russian as a foreign language (RCT) for students of Iranian higher education institutions (on the examples of semantics and means of expressing politeness in Russian and Persian languages) // Bulletin of the Kemerovo State University. 2016 No. 1 (65). P. 195-200.
19. Shvetsova N.A. Optimization of academic performance of professionally oriented teaching of a foreign language in departmental higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. II Modern studies of social problems (electronic scientific journal). 2018.Vol. 9. No. 9. P. 6-18. URL: jour-nal-s.org >index.php / sisp / article / download ... pdf
20. Don G. Campbell. The Mozart effect: tapping the power of music to heal the body, strengthen the mind, and unlock the creative spirit. N.Y .: Avon Books, 1997. 332 p. URL: https:// books.google.com/books?id=xZjEjgEACAAJ&dq=editions: ISB-N0061922684&hl=en
21. Alfred Tomatis. Pourquoi Mozart?: Editions Fixot, 1991.192 p. URL: https://www.livelib.ru/book/1002972660-pourquoi-mo-zart-alfred-tomatis
22. Rauscher, F.H., Shaw, G.L., & Ky, K.N. (1993). Music and spatial task performance. Nature, 365, 611. PDF.
сз о
CO "O
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со