Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку дошкольников на музыкально-ритмической основе'

Обучение иностранному языку дошкольников на музыкально-ритмической основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА / РЕЧЬ / МОТИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ / ИНТЕРЕС / FOREIGN LANGUAGES / MUSIC AND RHYTHM / SPEECH / MOTIVATION / DEVELOPING VOCABULARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Макаревич Артем Федорович

В настоящее время вопрос раннего начала обучения детей иностранному языку является актуальным и определяется потребностями общества. Все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста. Раннее обучение позволяет раскрыть языковые способности детей, развивать все виды мышления и памяти, творчество и воображение, вызывает интерес к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Музыкальная ритмика может являться одним из эффективных средств в плане преподавания иностранных языков. Использование музыки при предъявлении учебной информации способствует рациональному использованию резервов памяти, увеличению объема запоминаемой информации и длительности ее хранения, активизирует работу воображения, развивает творческую деятельность. В данной статье авторами обосновывается целесообразность применения музыкальной ритмики на занятиях по иностранному языку с дошкольниками. Актуальность данного исследования состоит в реализации системы работы по обучению детей дошкольного возраста английскому языку через музыкально-ритмические занятия с детьми. Данные занятия позволяют обучать детей английскому языку через занятия музыкальной ритмикой, т. е. через движения под музыку. Благодаря таким занятиям у дошкольников развивается эмоциональная, двигательная, коммуникативная сфера, а также развиваются отдельные виды психомоторных качеств: координация движений, мелкая моторика и чувство ритма, что в дальнейшем способствует раскрепощению мышечного аппарата. Дети находятся в привычной для себя игровой ситуации, поэтому у дошкольников отсутствуют коммуникативные барьеры, и дети легко могут вступить в коммуникацию со сверстниками на иностранном языке. Результаты экспериментального обучения, проведенного авторами, доказывают эффективность обучения английскому языку дошкольников на музыкально-ритмической основе. Также данный опыт позволяет решить проблему дальнейшей адаптации детей к обучению в школе, у детей значительно повышается мотивация к дальнейшему изучению иностранного языка в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Макаревич Артем Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching a foreign language to preschool children based on music and rhythm

The problem of early education and teaching a foreign language to preschoolers is relevant and is determined by the needs of society. More and more parents seek to motivate their children to learn foreign languages from early childhood. Early learning reveals the language abilities of children, develops all kinds of thinking and memory, creativity and imagination, interests children in languages and cultures of other peoples, promotes the development of communicative and speech tact. Music and rhythm can be one of the effective means in terms of teaching foreign languages. The use of music contributes to the rational use of memory reserves, increases the amount of stored information and the duration of its storage, activates imagination, develops creative activity. In this article the authors reveal the concepts of using musical rhythm in foreign language classes with preschoolers. The relevance of this study is to implement a system of work on teaching English to preschool children through music and rhythm. These classes allow teachers to use movement and music as a basis during English classes. The results of the experiment conducted by the authors show that such classes develop emotional, motor, communicative sphere of preschoolers, develop certain types of psychomotor qualities: coordination of movements, fine motor skills and a sense of rhythm, which further contributes to the relaxation of the muscular system. Children have no communication barriers and can easily enter into communication with their peers in a foreign language. Also, this experience solves the problem of further adaptation of children to school in questions of motivating children to learn foreign languages at school.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку дошкольников на музыкально-ритмической основе»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/30PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Архипова М.В., Макаревич А.Ф. Обучение иностранному языку дошкольников на музыкально-ритмической основе // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Arkhipova M.V., Makarevitch A.F. (2019). Teaching a foreign language to preschool children based on music and rhythm. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/30PDMN419.pdf (in Russian)

УДК 37.09 ГРНТИ 14.23

Архипова Мария Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: arhipovnn@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6775-1413 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=802749

Макаревич Артем Федорович

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Магистрант E-mail: hramovamaria@yandex.ru

Обучение иностранному языку дошкольников на музыкально-ритмической основе

Аннотация. В настоящее время вопрос раннего начала обучения детей иностранному языку является актуальным и определяется потребностями общества. Все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с раннего возраста. Раннее обучение позволяет раскрыть языковые способности детей, развивать все виды мышления и памяти, творчество и воображение, вызывает интерес к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Музыкальная ритмика может являться одним из эффективных средств в плане преподавания иностранных языков. Использование музыки при предъявлении учебной информации способствует рациональному использованию резервов памяти, увеличению объема запоминаемой информации и длительности ее хранения, активизирует работу воображения, развивает творческую деятельность. В данной статье авторами обосновывается целесообразность применения музыкальной ритмики на занятиях по иностранному языку с дошкольниками. Актуальность данного исследования состоит в реализации системы работы по обучению детей дошкольного возраста английскому языку через музыкально-ритмические занятия с детьми. Данные занятия позволяют обучать детей английскому языку через занятия музыкальной ритмикой, т. е. через движения под музыку. Благодаря таким занятиям у дошкольников развивается эмоциональная, двигательная, коммуникативная сфера, а также развиваются отдельные виды психомоторных качеств: координация движений, мелкая моторика и чувство ритма, что в дальнейшем

https:// mir-nauki. com

способствует раскрепощению мышечного аппарата. Дети находятся в привычной для себя игровой ситуации, поэтому у дошкольников отсутствуют коммуникативные барьеры, и дети легко могут вступить в коммуникацию со сверстниками на иностранном языке. Результаты экспериментального обучения, проведенного авторами, доказывают эффективность обучения английскому языку дошкольников на музыкально-ритмической основе. Также данный опыт позволяет решить проблему дальнейшей адаптации детей к обучению в школе, у детей значительно повышается мотивация к дальнейшему изучению иностранного языка в школе.

Ключевые слова: иностранный язык; музыкальная ритмика; речь; мотивация; развитие предметного словаря; интерес

Организация раннего обучения иностранному языку является актуальной проблемой современной методики преподавания иностранного языка в настоящее время. Владение иностранным языком является одним из наиболее необходимых навыков для достижения успеха в условиях глобальных коммуникаций, поэтому в настоящее время, все больше родителей начинают с уже раннего возраста приобщать детей к изучению иностранных языков. Поэтому необходим поиск эффективных средств и приемов для повышения мотивации и эффективности обучения иностранному языку.

Проблема раннего обучения заключается в необходимости искать резервы в организации обучения, чтобы использовать преимущества сензитивного периода усвоения иностранных языков в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после достижения ребенком девятилетнего возраста частично утрачивается гибкость речевого механизма, в то время как пятилетний возраст ребенка является оптимальным для начала обучения иностранному языку [1; 2]. Психологические особенности дошкольников делают данный возраст наиболее благоприятным для овладения иностранным языком, к которым относится интенсивное формирование познавательных способностей, быстрое и легкое запоминание языковой информации, чуткость к явлениям языка, способность к имитации [3; 4]. Раннее обучение иностранным языкам должно быть построено, прежде всего, на игровой деятельности, которое направлено на развитие и воспитание ребёнка, таким образом, социализируют ребенка. Так как ведущей деятельностью в данном возрасте выступает игровая, то привлечение музыки и пения на занятиях английского языка будет способствовать более эффективному овладению обучающимися языковыми, речевыми, социокультурными знаниями, навыками и умениями и способствовать формированию коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности к использованию иностранного языка в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения.

Цель исследования - теоретически и экспериментально доказать эффективность обучения дошкольников английскому языку средствами музыкальной ритмики.

Вопросом раннего начала изучения иностранного языка занимались многие отечественные и зарубежные ученые [5; 7; 8]. Несмотря на то, что каждый автор характеризует длительность сенситивного периода по-своему, рамки данного периода определяются учеными с 5 до 8 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо усвоил родной язык и активно им пользуется. В этом возрасте практически отсутствуют штампы речевого поведения, дети не испытывают трудностей, вступая в контакт на иностранном языке [9].

Введение

Теоретический анализ литературы

https:// mir-nauki. com

Дети пяти-шести лет обладают хорошим речевым слухом и языковой памятью, развитым эмоционально-образным восприятием языка. Детей привлекает форма слова с его звуковой оболочкой, при этом красота и выразительность звуков важнее лексического значения слова. Дошкольники особенно чувствительны к фоносемантическим закономерностям [10]. Музыка положительно воздействует на все области развития ребенка, способствует развитию интеллектуальных, социально-эмоциональных навыков, а также развивает моторную, языковую и общую грамотность [9].

В процессе обучения иностранному языку использование музыки и песенного материала способствует более прочному формированию фонетических навыков. Важную роль при этом играют правильная постановка звуков, ритм, паузы, ударения, интонация. "Настройка" артикуляционного аппарата происходит на основе выделения сходств и различий в произношении звуков родного и иностранного языков [1; 2].

Работы методистов в области раннего обучения иностранному языку на музыкальной основе посвящены песне как основному приему обучения [11; 12]. На начальном этапе обучения особые методические возможности играет песня, рассматриваемая как средство совершенствования лексико-грамматических навыков. Воздействие музыки на детей в раннем возрасте помогает им изучать звуки и познавать слова. Танцы под музыку помогают детям развивать двигательные навыки, позволяющие им практиковать самовыражение самостоятельно. Музыка и ритм, как для детей, так и для взрослых, способствует развитию и укреплению памяти. Пение песен или же простое проговаривание под музыку формирует связь между ритмическими узорами и чувствами, эмоциями и переживаниями ребенка.

Все это показывает, что упражнения для развития речи, в которых активно используется ритмический аспект, затрагивают в основном системы мозга и тела, которые в свою очередь тесно связаны с речевым производством. Включение ритмических аспектов в упражнения эффективно влияет на развитие языковых навыков, как основного элемента говорения [1].

Музыка является сильным стимулом для обучения детей, потому что "она говорит непосредственно с нашими эмоциями, все еще позволяя нам использовать наш мозг для анализа его и его последствий, если мы этого захотим" [13, с. 89] и играет многофункциональную роль в процессе изучения иностранного языка [14], обладает способностью создавать благоприятную атмосферу.

Таким образом, анализ научных исследования показывает, что музыкальная ритмика является эффективным средством обучения дошкольников. Теоретический анализ психолого-педагогических особенностей дошкольников при изучении иностранного языка показывает, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка.

В качестве гипотезы нашего исследования выступает предположение о том, что музыкальная ритмика является эффективным средством обучения дошкольников английскому языку, способствующим повышению мотивации к изучению, увеличению объема предметного словаря.

Основной целью нашей практической работы явилась апробация использования музыкальной ритмики в обучении английскому языку детей дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр Детского Творчества» Ленинского района г. Нижний Новгород. Для осуществления практической деятельности нами были выбраны группы детей, в которой

Методы и результаты исследования

английский язык изучается первый год, и на изучение которого отводится 1 занятие в неделю. Экспериментальную группу составили 30 человек (ЭГ), контрольную 30 (КГ). Работа проводилась в 2018-2019 учебном году. Занятия проводились в ЭГ с использованием музыкальной ритмики с целью повышения объема словаря и дальнейшей мотивации к изучению английского языка. Фрагменты уроков были разработаны по темам «my room», «family», «animals», «clothes», «toys».

Все занятия с использованием музыкальной ритмики включали в себя накопление нового лексического материала, повторение пройденного материала, его закрепление и отработку.

Фрагменты занятий содержали следующие компоненты:

1. Вводная часть:

• пассивное воспроизведение музыки;

• вокальное приветствие;

• психогимнастика.

2. Основная часть:

• артикуляционные упражнения;

• музыкально-исполнительная деятельность;

• сценическая деятельность с музыкальным сопровождением.

3. Заключительная часть:

• рефлексия;

• прощание.

Пассивное воспроизведение музыки включало в себя прослушивание детьми музыкальных произведений во время занятия, например таких как: Л. Бетховен "К Элизе", "Лунная соната"; П.И. Чайковский из балетов: "Щелкунчик", "Лебединое озеро", А. Вивальди "Времена года", М. Равель "Игра воды".

Психогимнастика - специально направленные занятия, этюды, упражнения и игры, развивающие различные стороны психики ребенка: как ее познавательную, так и эмоционально-личностную сферы.

Артикуляционная гимнастика включало в себя комплекс определенных упражнений, который направлен на развитие движений органов речи (артикуляции), необходимых для правильного произношения звуков.

Музыкально-исполнительная деятельность включала в себя исполнение детьми песен на английском языке, проговаривание стихов с использованием новых иностранных слов.

Рефлексия - этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивали свое состояние, эмоции, результаты своей деятельности.

Для выявления результативности работы по развитию объема словаря, а также повышению мотивации к изучению иностранного языка дошкольниками была проведена диагностика.

Для определения объема словаря у дошкольников использовались адаптированная методика обследования предметного словаря Грибовой О.Е., Бессоновой Т.П. Во время

исследования были определены показатели овладение пассивным и активным словарем по выбранным лексическим темам с опорой на предметные картинки.

Лексический материал был разделен на несколько уровней.

Детям предлагалось выполнить два задания: первое - назвать картинки и соотнести их с лексическим значением, если ребенок затрудняется ответить, то показать картинки, не называя их; второе - перечислит ряд названий предметов, относящихся к выбранной теме.

1. Знание предметного словаря по лексическим темам (пассивный словарь). Детям предлагалось задание - покажи на картинке «teddybear», «dress», «girl», «chair», «window» и т. д.

2. Называние предметного словаря по лексическим темам (активный словарь). Детям предлагалось задание - назови, что это «teddy bear», «dress», «girl», «chair», «window» и т. д.

Полученные результаты представлены на рис. 1.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

99%

94%

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Т- -1- -1- -г

family toys my room animals clothes

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма обследования знания лексики ЭГ и КГ (составлено авторами)

Результаты исследования позволяют увидеть, что внедрение музыкальной ритмики положительно влияет на запоминание детьми новой лексики.

Далее нами было проведено исследование на определение уровня сформированности учебной мотивации на занятиях по английскому языку, в основе которого лежит «Анкета для определения школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, адаптированная для дошкольного возраста. Целью методики является изучение уровня мотивации. Высокий уровень мотивации предполагает наличие у детей высоких познавательных мотивов, стремления выполнить задания, данные педагогом. Дети четко следуют инструкциям и указаниям и переживают, если не получают поощрение за проделанную работу. Средний уровень мотивации говорит о том, что дети комфортно чувствуют себя на занятии по английскому языку, но чаще посещают их, чтобы общаться с друзьями или педагогом. Познавательные мотивы у детей с такими показателями сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их привлекает внеучебной стороной. Низкий уровень мотивации говорит о том, что дети посещают занятия по английскому языку неохотно. Если они и присутствуют, то часто занимаются посторонними делами, что приводит к серьезным затруднениям в учебной деятельности.

Диагностика может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой; вопросы предъявляются на слух. Результаты показали, что 66,8 % обучающихся экспериментальной группы имеют высокий уровень мотивации и учебной активности, 33,2 % средний уровень, низкий уровень мотивации отсутствует. Большинство детей подтвердили, свою активность,

https:// mir-nauki. com

показали свою целеустремленность и желание работать на занятии. Контрольная группа в тестировании показала следующие результаты: 16,5 % детей имеют высокий уровень мотивации и учебной активности, 83,5 % средний.

Исходя из полученных результатов нашего исследования, можно сделать вывод о том, что благодаря применению на занятиях музыкальной ритмики, в экспериментальной группе произошли положительные изменения в учебной деятельности, дети в большем объеме запоминают новую лексику, а также повышается мотивация к изучению языка. Благодаря учебной деятельности, которая организуется таким образом, что дети становятся активными участниками образовательного процесса, они активнее воспринимают информацию. Скорость получения и переработки информации, поступившей к детям при помощи музыкальной ритмики, увеличивается, а также увеличивается запоминание и усвоение новой лексики с последующим ее воспроизведением.

На данный момент вопрос раннего начала обучения детей иностранному языку является актуальным и определяется потребностями общества. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка. Детей данного возраста отличает естественность мотивов общения, отсутствие языкового барьера, страха торможения, дошкольники более гибко и быстро запоминают языковой материал.

Анализ научных исследования и практики работы педагогов говорит о том, что музыкальная ритмика является эффективным средством обучения детей дошкольного возраста. В основе музыкальной ритмики лежит комплекс двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать музыкальная ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Опытное обучение показало, что музыкальная ритмика может использоваться как средство к решению проблемы мотивации изучения иностранного языка. Использование средств музыкальной ритмики в обучении является актуальным и эффективным. Использование музыки при предъявлении учебной информации также способствует рациональному использованию резервов памяти, увеличению объема запоминаемой информации и длительности ее хранения. Результаты опытного обучения позволяют сделать вывод о достижении поставленной цели настоящего исследования - теоретически и экспериментально доказана эффективность обучения дошкольников иностранному языку средствами музыкальной ритмики.

Выводы, полученные в ходе исследований, могут быть использованы в процессе обучения иностранному языку дошкольников с целью повышения мотивации и эффективному запоминанию новой лексики. Перспективой данной работы является создание специальных учебно-методических пособий, в которых будут отражены методические рекомендации к проведению занятий по иностранному языку с дошкольниками на музыкально-ритмической основе.

Выводы

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

Шутова Н.В., Ходыкина О.А., Блохина В.В. Использование технологии музыкального воздействия в оптимизации обучения иностранному языку. В сборнике: Инновационные технологии в образовательной деятельности. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 305-307.

Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной - М.: Педагогика, 1972. - с. 7-44.

Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев; под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл 2009. 509-519 с.

Ломакина, Г.Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г.Р. Ломакина, А.А. Лаер // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 597-599.

Выготский, Л.С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. -М.: 2005 - 248 с.

Klimkina, Olga. Associative Support in the Process of Learning Vocabulary of a Foreign Language: a Psycholinguistic Approach in Language Teaching // Psycholinguistics. Vol. 25. №2. p. 69-91.

Lockiewicz, Marta. (2019). The role of motivation in learning foreign languages: towards a global self-identity - a literature analysis // Current Issues in Personality Psychology. Vol. 7. №2. p. 81-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. - Киев, 1984.

Шутова Н.В. Экспериментальное исследование психомоторного развития старших дошкольников с позиций критериально-ориентированного подхода. В книге: Психологические исследования развития личности: возрастной, гендерный и профессиональный аспект. Нижний Новгород, 2014. С. 18-28.

Catherine E. Laing (2019). Phonological Motivation for the Acquisition of Onomatopoeia: An Analysis of Early Words. Language Learning and Development. 121. 10.1080/15475441.2019.1577138.

Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. - М., 1965.

Шолпо, И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски [Текст] / И.Л. Шолпо: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». - СПб., 1999.

Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Longman ELT, 2007, 448 p.

Соколова, М.Ю., Плисов Е.В. Межъязыковые влияния в изучении третьего языка как иностранного в условиях высшего образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7, №1 (18). https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/927 (Дата обращения 30.05.2019).

Arkhipova Maria Vladimirovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: arhipovnn@yandex.ru

Makarevitch Artem Fedorovitch

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: hramovamaria@yandex.ru

Teaching a foreign language to preschool children based on music and rhythm

Abstract. The problem of early education and teaching a foreign language to preschoolers is relevant and is determined by the needs of society. More and more parents seek to motivate their children to learn foreign languages from early childhood. Early learning reveals the language abilities of children, develops all kinds of thinking and memory, creativity and imagination, interests children in languages and cultures of other peoples, promotes the development of communicative and speech tact. Music and rhythm can be one of the effective means in terms of teaching foreign languages. The use of music contributes to the rational use of memory reserves, increases the amount of stored information and the duration of its storage, activates imagination, develops creative activity. In this article the authors reveal the concepts of using musical rhythm in foreign language classes with preschoolers. The relevance of this study is to implement a system of work on teaching English to preschool children through music and rhythm. These classes allow teachers to use movement and music as a basis during English classes. The results of the experiment conducted by the authors show that such classes develop emotional, motor, communicative sphere of preschoolers, develop certain types of psychomotor qualities: coordination of movements, fine motor skills and a sense of rhythm, which further contributes to the relaxation of the muscular system. Children have no communication barriers and can easily enter into communication with their peers in a foreign language. Also, this experience solves the problem of further adaptation of children to school in questions of motivating children to learn foreign languages at school.

Keywords: foreign languages; music and rhythm; speech; motivation; developing vocabulary;

interest

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.