8. Куликов, Л. М. Спортивная подготовка: состояние, проблемы, направления модернизации: монография / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, В. М. Болотов, Н. Ф. Полозкова. - Челябинск: «Уральская академия», 2012. - 274 с.
9. Куликов, Л. М. Спортивная тренировка: Управление, системность, адаптация, здоровье /Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, Е. А. Великая // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №7. - С. 26-30.
10. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1101-р от 07 августа 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 33. - С. 4110.
11. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для студентов вузов физ. воспитания и спорта: доп. М-вом Украины по делам молодежи и спорта / В. Н. Платонов. - Киев: Олимп. лит., 1997. - 583 с.
12. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - М.: Советский спорт. 2005. - 820 с.
13. Платонов, В. Н. Теория периодизации спортивной тренировки в течение года: история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В. Н. Платонов // Теория и практика физической культуры. -2009. - № 9. - С. 18-34.
14. Рыбаков, В. В. Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические обоснования / В. В. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Федоров, М. Н. Ахмедзанов. - М.: СпортАкадемПресс; Челябинск: ЧелГУ: ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.
15. Тимакова, Т. С. Критерии управления многолетней подготовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Т. С. Тимакова; ВНИИФК, МГАФК. -М., 1998. - 76 с.
16. Шустин, Б. Н. Моделирование в спорте высших достижений / Б. Н. Шустин. - М.: РГАФК 1995. - 103 с.
17. Шустин, Б. Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности / Б. Н. Шустин // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - С. 50-73.
18. Шустин, Б. Н. Моделирование и прогнозирование в ситеме спортивной подготовки / Б. Н. Шустин // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - С. 226-237.
19. Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические обоснования / В. В. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Федоров, М. Н. Ахмедзанов. - М.: СпортАкадемПресс; Челябинск: ЧелГУ: ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.
20. Hoffman, B. Leistungs und Trainingssteuemng / B. Hoffman // Trainings wissenschaft. - Berlin: Spoitverlag, 1994. - P. 436-467.
21. Martin, D. Mermaleeiner trainings wissens chaftlichen Theorie des Techniktrainings / D. Martin // Daugs R. u. a. (Hrsg): SportmotorischesLemen und Techniktraining. - Schorndorf, 1991. - Bd. 1. - P. 53-77.
22. Platonov, V. N. Teoria General del Entrenamiento Deportivo Olímpico / V. N. Platonov. - Barselona: Paidotribo, 2002. - 686 p.
23. Schnabel, G. Sportliche Leistung, Leistungsfalugkeit - Wesen und Structur / G. Schnabel // Trainings wissenschft. - Berlin, 1994. - P. 52-63.
Педагогика
УДК 37.013.75
кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Макаревич Мария Владимировна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Раннее обучение иностранным языкам относится к приоритетному направлению в образовательной политике Российской Федерации. Раннее обучение позволяет раскрыть языковые способности детей, развивать все виды мышления и памяти, творчество и воображение, вызывает интерес к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Музыкальная ритмика может явится одним из эффективных средств в плане преподавания иностранных языков. Использование музыки при предъявлении учебной информации способствует рациональному использованию резервов памяти, увеличению объема запоминаемой информации и длительности ее хранения, активизирует работу воображения, развивает творческую деятельность.
Ключевые слова: образование, иностранные языки, дошкольный возраст, музыкальная ритмика.
Annotation. Teaching foreign languages to preschool children is a priority in the educational policy of the Russian Federation. Learning languages at a preschool age helps to develop language abilities, all types of thinking activity and memory, creativity and imagination, evoke interest in the languages and cultures of other nations, and foster the development of communicative-speech tact. Music and rhythm can be one of the effective means in terms of teaching foreign languages. The use of music while presenting information contributes to the rational use of memory reserves, the increase in the amount of memorized information and the duration of its storage, activates the work of imagination, develops creative activity.
Keywords: education, foreign languages, preschool age, music and rhythm.
Введение. В настоящее время проблема раннего обучения детей иностранному языку становится все более актуальной и вызывает много дискуссий, поэтому очевидна необходимость поиска наиболее эффективных приемов и методов обучения детей иностранному языку. Привлечение музыки и пения на
занятиях английского языка может способствовать более эффективному усвоению учащимися языковыми, речевыми, социокультурными знаниями, навыками и умениями и способствовать формированию коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности к использованию иностранного языка в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ исследований, посвященных изучению вопросов использования музыкальной ритмики в преподавании иностранных языков.
Изложение основного материала статьи. Дошкольной возраст является наиболее благоприятным возрастом для изучения иностранного языка. Данным вопросом занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.И. Рубинштейн, а так же зарубежные психологи Б. Уайт, ДЖ. Брунер, В. Пенфильд, Р. Роберте, Т. Элиот. Они утверждают, что ребенок дошкольного возраста овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Многие авторы характеризуют длительность сенситивного периода по разному, так Пенфильд и Роберте определяют его с 4 до 8 лет, Элиот - с 1,5 до 7 лет, другие исследователи сходится во мнении, что начинать занятия по обучению иностранному языку можно с детьми от 3 до 10 лет, так же ученые утверждают, что до 3 лет обучение иностранному языку бессмысленно, а после 10 лет бесполезно. Поэтому, исходя из вышесказанного делаем вывод о том, что «золотая середина» представляет собой промежуток от 4 до 8 лет, в этом возрасте у детей уже достаточно развита система родного языка, а к изучению нового языка они относятся сознательно. Дошкольной возраст характеризуется отсутсвием штампа речевого поведения, дети не испытывают больших трудностей, вступая в контакт на иностранном языке. Если выстроить методическую систему достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точек зрения, то можно создать необходимые предпосылки для дальнейшего усвоения иностранного языка и успех в овладении языковым материалом может быть обеспечен практически всем детям.
Многие физиологи, по вопросу раннего обучения детей, говорят о том, что ребенку характерны биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции. Активным периодом овладения речи ребенком является возраст до 9 лет, после данного возраста мозговые механизмы речи ребенка становятся менее гибкими, поэтому не могут легко адаптироваться к новым условиям. После девяти лет ребенку приходится преодолевать целый ряд препятствий. Это объясняется тем, что у мозга ребенка есть особенная способность к иностранному языку, которая с возрастом уменьшается.
Овладение иностранным языком детей дошкольного возраста становится успешнее по многим причинам:
- дети дошкольного возраста быстрее и легче запоминают языковой материал;
- детям характерна естественность мотивов общения, а так же глобально действующая модель общения;
- отсутствие языкового барьера, что способствует раннему приобщению дошкольников к новому языковому пространству;
- сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке.
В раннем возрасте возможно оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке и тем самым избежать одного существенного противоречия между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это можно выразить малым количеством лексики), данное противоречие может возникнуть при начале изучения иностранного языка в более позднем периоде.
По мнению Е.А. Аркина для начала любой учебной деятельности с точки зрения физиологии и психологии наиболее подходящим является возраст пяти лет. В пятилетнем возрасте ребенок готов к длительной концентрации внимания, появляется способность к целенаправленной деятельности. Дошкольник достигает достаточного лексического запаса, а так же овладевает речевыми моделями для удовлетворения своих коммуникативных потребностей. У 5-летних детей формируется чувство смешного, ролевые игры носят развитый, сложный характер. Исходя из этого, очевидно, что предпосылки для сознательного овладения языком создаются к 5 годам.
В своих трудах И.Л.Шолпо говорит о том, что в некоторых случаях все же возможно говорить о специфических способностях ребенка к языку. Она выделяет основные критерии, по которым можно оценивать степень одаренности ребенка к изучению иностранных языков:
- речевой слух, который предполагает чуткость к таким сторонам речи как: фонетическая, ритмическая и интонационная.
- языковая память, позволяет быстро пополнить лексический запас, овладеть новыми формами, грамматическими конструкциями, а так же ребенок способен переводить слова из пассивного словаря в активный.
- лексическое чутье, которое позволяет объединять значение слова с его формой, дает возможность провести параллели с иными языками, определять значение отдельного словообразующего суффикса и приставки. Умение определить варианты значений при выборе конкретного слова из синонимического ряда.
- грамматическое чутье, которое дает возможность создавать одно целое из отдельных элементов, чувствовать общность грамматических конструкций, а так же способность выделения грамматического стержня, определение способа формообразования и согласования слов в предложении.
- эмоционально -образное понимание языка, дает возможность для индивидуальной оценки слова, ощущения своеобразности иностранного языка, его красоты, которая обеспечивает связь слова с его понятием и наполняет жизнью словесную абстракцию.
- функционально-стилистическое восприятие языка, предполагает умение различать стилевые пласты, а так же умение оценивать с конкретной точки зрения определенную речевую ситуацию.
Для успешного овладения иностранным языком выделяют несколько важных неспецифических свойств личности:
- положительная установка.
- интересоваться жизнью и культурой разных стран, проявлять активный интерес к миру;
- коммуникабельность личности - желать и уметь вступить в общение с людьми и умение легко приспосабливаться к различным ситуациям общения.
Дети пяти-шести лет обладают хорошим речевым слухом, развитой языковой памятью. У них так же хорошо развито эмоционально-образное восприятие языка. Формы слов, их звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей дошкольного возраста важнее лексического и
грамматического значения. Слова привлекают их, прежде всего своим звучанием. Дети пяти-шести лет особенно чувствительны к фоносемантическим закономерностям.
Музыкально-ритмическая деятельность является видом музыкальной деятельности, который передают в движении содержание музыки, ее характер и образ. Музыка составляет основу, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого восприятия и понимания.
Степень овладения техникой действия выражается в двигательном умении, которое характеризуется повышением концентрации внимания на составных частях движения, а так же способах решения двигательной задачи.
Психомоторное развитие протекает в тесной взаимосвязи с моторным развитием. Движения тела ребенка восприятие зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, равновесия, кинестетических ощущений на начальных этапах развития представляют собой средства познания окружающего мира на более простом уровне, чем интеллектуальное познание.
Комплекс музыкально-ритмических движений положительно влияет на функциональную деятельность организма. В своих трудах И.М. Сеченов, дает характеристику взаимосвязи слуховых и мышечных ощущений, подчеркивая ее значение в онтогенезе. Швейцарский музыкант и педагог Ж. Далькроз создал систему музыкально-ритмического воспитания. Данная система получила широкое распространение в начале двадцатого века в Европе, подтверждая высказывание И.М. Сеченова. Метод Э. Жак-Далькроза, основывающийся на взаимосвязи музыки и движения, которые оказывают положительное влияние друг на друга и обеспечивают формирование у детей дошкольного возраста как музыкально-ритмические навыки (ритмический, динамический, тембровый музыкальный слух, способность различать форму и характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания), так и формирование двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в разнообразных движениях, играх и упражнениях. Гуманный характер музыкально-ритмического воспитания является особой ценностью этой системы. Э. Жак-Далькроз говорит о том, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в детях глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, умение выражать себя в движениях.
Развитие музыкальных способностей детей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме, а именно: ритмические упражнения, музыкальные игры, танцы, хороводы.
Отечественная психология утверждает, что двигательные реакции побуждаются воздействием музыки на общефункциональную деятельность ребенка. Со слов психолога Б.М. Теплова, восприятие музыки непосредственно сопровождается определенными двигательными реакциями, которые в большей или меньшей степени точно передают временной ход музыкального движения. С помощью подбора определенных музыкальных произведений, возможно вызвать характерные двигательные реакции, а так же организовывать и влиять на качество данных двигательных реакций.
В нашей стране разработка системы музыкально-ритмического воспитания принадлежит Н.Г. Александровой, М.А. Румер, Е.В. Коноровой, В.А. Гринер и др. Дошкольный возраст рассматривается в специальных исследованиях, проведенных H.A. Ветлугиной, A.B. Кенеман, А.Н. Зиминой.
В процессе обучения иностранному языку детей дошкольного возраста, использование музыкально-ритмического материала, прежде всего, способствует более прочному формированию фонетических навыков. При этом важна не только правильная постановка звуков, но также ритм, паузы, ударения и интонация. Формирование навыков правильного произношения иностранных слов предполагает "настройку" артикуляционного аппарата на основе сходства и различия в произношении звуков родного и иностранного языков. Поэтому важно развивать музыкальный слух, который помогает улавливать тончайшие различия иностранных звуков.
В начале обучения иностранному языку детей дошкольного возраста подражание и повторение являются наилучшими способами подобной "настройки". Дошкольники воспринимают и запоминают песни и рифмовки под музыку быстрее, чем любой другой текст.
Для отработки произношения эффективным является скандирование скороговорок под ритмическую музыку. Данный метод обучения снимает страх говорения на иностранном языке, ведь говорить хором не так страшно.
Так же, на первом этапе обучения очень важна интонация, соответствующая мелодике изучаемого языка. Овладение правильной интонацией предполагает формирование навыков восприятия на слух интонационного рисунка и в следствии адекватное его воспроизведение.
Дети дошкольного возраста легче воспринимают интонационный строй иностранных предложений, дети слушают и воспроизводят интонации стихов и песен, например, таких как "Why do You Cry, Willy?", "A Blue Balloon" и других. В таких песнях восклицательные, утвердительные, а так же всевозможные виды вопросительных интонационных конструкций сочетаются в понятном и близком для детей контексте. Ритмичная музыка детских стихов и песен способствует быстрому изучению слов, фраз, предложений, и способствует усвоению правильной интонации, воспринимаемая в дальнейшем как естественная при воспроизведении иностранной речи.
Представление лексического материала с использованием музыкального фрагмента также играет немаловажную роль в процессе овладения иностранным языком.
Для презентации и закрепления языкового материала используется гармоничное сочетание игры и песни. Оптимальное их использование стимулирует эффективную работу над учебным материалом, способствуя непроизвольному запоминанию. Музыкальный материал к каждому занятию должен подбираться очень тщательно. Песни не представляют собой развлекательный элемент, оторванный от учебного процесса, а являются его неотъемлемой частью, мотивируя и помогая отработать языковой материал в увлекательной форме.
Развитию устной речи способствует использование музыкального компонента на занятиях по иностранному языку. Песенный и музыкальный материал успешно используется при обучении аспектам языка и различным видам иноязычной речевой деятельности. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь отличается простотой, так как ее развитие в значительной степени
зависит от развития речевой деятельности на родном языке. Речевые штампы вводятся и заучиваются детьми целиком, не прибегая к грамматическому или структурному анализу фраз или словосочетаний. Основным моментом является использование аутентичных речевых образцов, а так как песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом, они легко вводятся и без труда запоминаются. Петь можно хором, что снимает психологический стресс с неуверенных в себе обучающихся.
В песнях часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, которые наиболее характерны именно для разговорной речи. Например, достаточно известная английская детская песня "Two Fat Gentlemen", в припеве данной песенки неоднократно повторяется фраза "How do you do?", которая используется в контексте песенного сюжета встречи разных людей, быстро запоминается сама фраза и ситуация, когда нужно ее использовать.
Выводы. Музыкальная ритмика является одним из эффективных средств обучения иностранному языку в дошкольном возрасте. Музыкальная составляющая в обучении иностранному языку оказывает свое воздействие и на развитие памяти. Музыка может стимулировать память. Важной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является более резкое чем у взрослых, разграничение каналов восприятия и запоминания информации. Также использование музыки при предъявлении учебной информации увеличивает объем запоминаемой информации и длительность ее хранения, активизирует работу воображения, развивает творческую деятельность.
Литература:
1. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. - М., 1963.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
3. Карамышева Т. А., Волкова С. А. Музыка как средство эмоционального воздействия при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 494-496
4. Обучение иностранному языку дошкольников / обзор теоретических позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990.
5. Тарасова, Н. А. Игра как способ освоения иностранного языка дошкольниками [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2007. №6. - С. 42-46
6. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. - Киев, 1984.
7. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. - М., 1965.
8. Шолпо, И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски / И. Л. Шолпо: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». - СПб., 1999.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Везетиу Екатерина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Филькова Мария Михайловна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье анализируется сущность категории «культура умственного труда», аргументируется вероятность и специфика её формирования. Рассматриваются четыре элемента, которые играют важную роль в формировании культуры умственного труда, такие как: личностный, высокоинтеллектуальный, организационно-технический и гигиенический. Так же раскрывается суть формирования культуры умственного труда у младших школьников.
Ключевые слова: культура, умственный труд, культура умственного труда, культура учебного труда. Annotation. In the article the essence of the category «culture of intellectual work» is analyzed, the probability and specificity of its formation are argued. We consider four elements that play an important role in the formation of a culture of intellectual work, such as: personal, highly intellectual, organizational, technical and hygienic. The essence of the formation of a culture of mental labor among younger schoolchildren is also revealed. Keywords: culture, mental labor, culture of intellectual work, culture of educational work.
Введение. В настоящее время формирование культуры умственного труда младших школьников на этапе развития общества, является одной из самых важнейших задач для педагогов школы. Обладание более оптимальными методами и способами умственного труда могут помочь личности благополучно решать проблемы по постоянному пополнению и совершенствованию своих умений, навыков в различных сферах жизнедеятельности. Способность без помощи других осуществить свою учебно-познавательную деятельность, представляет основную значимость в достижении целей обучения.
Изложение основного материала статьи. В литературе существуют одновременно два понятия -«культура умственного труда» и «культура учебного труда».
Понятие «культура умственного труда» в педагогике раскрывается как, данное сочетание свойств личности, которые в общей сложности описывает индивидуальный подход к учебной деятельности, степень её умственных организационно-технических, гигиенических качеств, предоставляющих вероятность учащемуся высококачественно, целесообразно, с минимальными расходами сил и периода осуществлять различный интеллектуальный труд. Культура умственного труда выступает в роли общей категории по