Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетенции детей в процессе театрализованной деятельности'

Развитие коммуникативной компетенции детей в процессе театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова Т. Г.

В тексте комментируется проблема развития коммуникативной компетентности детей 2-4 лет, обращается внимание на особенности формирования её языковой, предметной и прагматической составляющих. Рассматриваются преимущества работы с детьми по программам, стимулирующим речевое развитие ребёнка в процессе театрализованной деятельности. Представлены результаты внедрения авторской программы «Развитие речи. Театральные игры». Эта программа, реализуя методологические принципы логоритмики и артпедагогики, формирует в сознании детей образное представление о мире, закрепленное в слове, улучшает коммуникативные качества детской речи. Опыт внедрения программы в практику работы детской школы искусств «Пируэт» г. Вологды с 2011 по 2016 годы показывает, как совместная творческая деятельность детей и педагогов способствует повышению коммуникативной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетенции детей в процессе театрализованной деятельности»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 2 (68). № 1. 2016 г. С. 126-131. УДК 373.2

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комиссарова Т.Г.

Вологодский государственный университет, г. Вологда, e-mail: [email protected]

В тексте комментируется проблема развития коммуникативной компетентности детей 2-4 лет, обращается внимание на особенности формирования её языковой, предметной и прагматической составляющих. Рассматриваются преимущества работы с детьми по программам, стимулирующим речевое развитие ребёнка в процессе театрализованной деятельности. Представлены результаты внедрения авторской программы «Развитие речи. Театральные игры». Эта программа, реализуя методологические принципы логоритмики и артпедагогики, формирует в сознании детей образное представление о мире, закрепленное в слове, улучшает коммуникативные качества детской речи. Опыт внедрения программы в практику работы детской школы искусств «Пируэт» г. Вологды с 2011 по 2016 годы показывает, как совместная творческая деятельность детей и педагогов способствует повышению коммуникативной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: методика развития речи, дошкольное образование.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем обучения дошкольников является формирование их коммуникативной компетенции. Это особое качество речевой личности, обеспечивающее ее адекватное участие в процессах информационного обмена. Развивая коммуникативную компетенцию, следует принимать во внимание такие ее составляющие, как языковая компетенция, определяемая знанием единиц языка и правил их соединения, предметная компетенция, основанная на соотношении значений слов с явлениями реальной, внеязыковой действительности, прагматическая компетенция, демонстрирующая владение правилами отбора и организации языкового материала в процессе речи с опорой на специфику коммуникативной ситуации или стилистический контекст речи. Высокий уровень развития коммуникативной компетенции обеспечивает формирование таких коммуникативных качеств речи, как правильность, логичность, точность, чистота, выразительность, уместность. Формирование коммуникативной компетенции человека наряду с охраной его биофизического здоровья, развитием интеллекта и эмоциональной сферы, обеспечением реализации культурно-нравственного потенциала рассматриваются как необходимые составляющие развития и накопления человеческого капитала в современном обществе [Стрижакова, 2013].

Формирование коммуникативной компетенции у современных дошкольников связано с решением ряда социокультурных, личностно-психологических и лингводидактических проблем. В частности, это увеличение рождаемости, которое на фоне достаточно сложного экономического положения во многих российских регионах влечет за собой проблему квалифицированного педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, оказания им квалифицированных образовательных услуг. Следует также принимать во внимание то, что развитие речи современного ребенка происходит в условиях воздействия неблагоприятных техногенных

и антропогенных факторов. Это, например, влияние компьютерных технологий, ориентированных на общение в виртуальном мире, развивающих визуальную коммуникацию в ущерб аудиальной и кинестетической. Это также весьма высокий уровень коммуникативной агрессии в современном мире, влияющий на стратегию речевого поведения детей и взрослых.

Возникает проблема: как создать в процессе обучения доброжелательную коммуникативную среду и обеспечить сбалансированное развитие всех составляющих коммуникативной компетенции дошкольника?

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Среди многочисленных публикаций, посвященных проблеме раннего развития коммуникативной компетенции детей обращают на себя внимание опыты российских и зарубежных педагогов, в практике работы которых осуществляется синтез аудиального, визуального и кинестетического восприятия речи. Это, например, исследования логоритмического направления, представляющие комплексную методику развития речи, включающую в себя сопряженные музыкально-ритмические движения (музыкотерапия), лечебные физические упражнения (кинезитерапия), а также собственно логопедические упражнения). Логоритмика возникла как активная терапия, предназначенная для преодоления речевых нарушений путем сочетания речевой деятельности с музыкой и движением. Основы этого направления были заложены в конце XIX века швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом [Жак-Далькроз Э.,2006], в российской педагогике это учение получило своё творческое развитие в трудах Г.А. Волковой [Волкова Г.А.,2003]. Как одна из важнейших составных частей логоритмика входит в состав такого направления педагогической деятельности, как артпедагогика. Это направление, о мнению Е.А. Медведевой, представляет собой «совокупность психокоррекционных методик, принадлежавших как к определенному виду искусства, так и являющихся технологией адаптогенного, профилактического, лечебного и коррекционного применения (музыка - музыкотерапия; изобразительное искусство - изотерапия; театр, образ -имаготерапия; литература, книга - библиотерапия; сказки - сказотерапия; танец, движение - кинезитерапия (танцетерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика) и др.)» [Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001]. Эти методики включают слово в контекст более сложной коммуникативной деятельности, обеспечивая тем самым освоение ребенком языковых ресурсов (языковая компетенция) и закрепление в его сознании взаимодействия между явлениями реальной действительности и элементами языка (предметная компетенция). Возникает вопрос: как активизировать в процессе формирования коммуникативной компетентности развитие ее прагматической составляющей, как расширить круг коммуникативных ситуаций в процессе раннего развития детской речи? Ответ на этот вопрос дает разработанная нами программа «Развитие речи. Театральные игры».

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ, ЗАДАЧ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель нашей работы - представление авторской программы «Развитие речи. Театральные игры» в контексте актуальных проблем раннего речевого развития как средства повышения коммуникативной компетенции обучаемых в процессе проявления их креативных способностей. Методологической базой проекта является де-ятельностная концепция современного образования (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), а также учение о коммуникативно ориентированном развитии детской речи (С.Н. Цейтлин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.). Объект изучения - процесс формирования коммуникативной компетенции у ребёнка 2,5 - 5 лет. Предмет анализа - система психолого-педагогических воздействий, обеспечивающая формирование коммуникативной компетенции детей. Основной метод исследования - формирующий эксперимент, направленный на создание в образовательной деятельности ребёнка речевых ситуаций, способствующих развитию коммуникативной компетенции.

Суть нашей программы состоит в том, что в процессе развития коммуникативных навыков у детей 2-4 лет мы соединили достижения разных наук: лингвистики детской речи, коммуникативной психологии, культурологии и методики обучения языку. Это стало возможным в результате внедрения различных информационных блоков в практику театрализованной деятельности. Разработанная нами программа «Развитие речи. Театральные игры» учитывает сензитивные периоды в развитии речи ребёнка, разработана в соответствии с базовыми идеями дошкольного образования, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом [Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

По мнению Л.С. Выготского, развитие речи у детей тесно связано не только с «интеллектуальным развитием, но и с формированием характера, эмоций и личности в целом» [Выготский, 1999]. Реализовать поставленные задачи в процессе развития коммуникативной компетенции можно лишь при условии разнообразия речевой практики ребёнка в максимально комфортных для него психологических условиях. Такие возможности обеспечивает театрализованная деятельность. Этот вид деятельности направлен на развитие у ее участников ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее).

Программа предназначена для детей в возрасте от 2 до 4-5 лет, рассчитана на 3 года обучения и включает в себя такие тематические блоки, как «Животный мир», «Времена года», «Путешествие по странам» и др. Текстовую основу занятий составляют произведения устного народного творчества, детской художественной литературы, а также материалы периодической печати, адаптированные для детского восприятия. В процессе работы с детьми мы опираемся на игровые методики, используем большое количество тематических игр и богатый арсенал дидактиче-

ских игрушек, соединяя в процйессе театрализованной деятельности слово, визуальный образ, музыку и движение. Всё это создает возможность для формирования гармоничной личности маленького человека, овладения им родным языком, с его традициями и красотами.

Приведём примеры используемых нами тематических игр. Так, народная игра «Комарики» помогает детям расширять свой лексический запас, запоминать названия частей тела человека. Повторяя слова игры «дарики-дарики, злые комарики вились, кружились, в щечки вцепились!» и показывая ручками комариков, дети пощипывают себя за названную в игре часть лица или тела. Таким образом, наряду с самомассажем, немаловажным для развития ребёнка, происходит запоминание слов-названий частей лица и тела. Злые комарики «кусают» за щечки, коленки, ло-коточки и т.д., а дети запоминают слова. Важен также применяемый здесь приём т.н. «якорения»: в момент называния части тела на неё оказывается физическое воздействие - пощипывание.

Используя метод сопряженного проговаривания вместе с педагогом потешек, прибауток о животных, маленькие дети легко запоминают их названия. Игры, текстовой основой которых являются потешки и прибаутки о животных, имеют ярко выраженную ритмизацию движений: дети в процессе игры подражают движениям и голосу животного, копируют его привычки и повадки.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря также является очень эффективным [Тихеева, 1981]. Содержание и подбор игрушек (люди, животные, птицы) определяются задачами развития речи на каждом отдельном занятии. Так, знакомство с куклой-вологжанкой из коллекции «Куклы в народных костюмах» издательского дома Де Агостини [Куклы в народных костюмах] активизирует на занятии ситуацию приветствия, рассказа о себе и о кукле, а также обращения к таким сферам речевой культуры, как описание родного края, знакомство с местными словами и произведениями фольклора. Занятия с дидактическими игрушками стимулируют речевую активность детей, способствуют речевому подражанию, тем самым развивая коммуникативную функцию речи.

На занятиях мы также активно используем метод загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о

Рано-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. Наши уточки с утра -Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху -Грру-грру-грру-у-у-у!

Наши курочки в окно -Ко -ко -ко -ко -ко -ко! А как Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

предметах и явлениях. Загадки, наряду с другими малыми формами фольклора, помогают детям осваивать образный строй русской речи, овладевать выразительными средствами языка. Отгадывание загадок на наших занятиях также сопровождается введением новых слов. В момент активизации мыслительного процесса во время отгадывания загадки и новые слова запоминаются успешнее.

Незаменим в работе по раннему развитию речи и метод заучивания и произношения скороговорок. Дети проявляют активный интерес к подобным упражнениям. В этот момент, помимо работы над произношением звуков и тренировки артикуляционного аппарата, также активно усваиваются и новые слова и понятия.

И, наконец, неоценимую помощь педагогу оказывает работа со сказкой. На занятиях дети не только слушают сказки, но и тут же вместе с педагогом разыгрывают их. В этот момент можно, помня о том, что психологи справедливо критикуют многие методики раннего развития речи за механическую, бездумную повторяемость речевых действий, избежать этого недостатка. Когда ребенок должен несколько раз произнести слова своего персонажа (мышки, лисички, волка и др.), сначала можно просто повторить текст, без движения, потом разнообразить его мимикой, далее включить движение, создать необходимые мизансцены и пр.

Важным компонентом наших занятий является их музыкальное сопровождение, в частности, совместное с педагогом пение - разучивание различных песен, попевок, игр с пением и танцевальными движениями, типа хороводной игры «Заинька, попляши». Музыка, как известно, оказывает самое сильное эмоциональное воздействие, а эмоциональная память гораздо сильнее механической. Поэтому на всю жизнь врезаются нам в память выученные в детстве песни: «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок», «Жили у бабуси два веселых гуся» и др.

Комплексное использование всех перечисленных методов на занятиях по программе «Развитие речи. Театральные игры» позволяет в игровой форме активно обогащать словарный запас детей, решая при этом основные задачи по всестороннему развитию познавательно-речевой деятельности и образного мышления ребенка в рамках воспитания гармоничной личности в традициях национальной культуры русского народа.

Подготовленная и апробированная нами программа «Развитие речи. Театральные игры» весьма актуальна в свете проблем онтолингвистики, учения о детской речи. Разработанная на основе деятельностной концепции современной педагогики, реализующая методологические основы логоритмики и артпедагогики, данная программа обеспечивает целенаправленное, поступательное усложнение речевой практики ребёнка в условиях положительной мотивации его речевой активности в процессе театрализованной игровой деятельности.

ВЫВОДЫ

Разработанная нами программа «Развитие речи. Театральные игры» была апробирована в течение четырех лет на базе детской школы искусств «Пируэт» г. Вологды. К концу обучения у детей наших групп (в сравнении с их сверстниками, не участвующими в программе) лучше развиваются навыки артикуляции, быстрее пополняется словарный запас, более активно проявляются процессы словотворчества, лучше усваиваются нормы грамматики, расширяется арсенал языковых средств выражения эмоций. Дети более осознанно используют нормы речевого этикета, легче приобретают навыки взаимодействия в детском коллективе. Это значит, что наша программа действительно способствует повышению уровня коммуникативной компетенции детей-дошкольников. Мы считаем, что данная программа может быть использована другими образовательными учреждениями, а также может представлять интерес для общественных организаций, занимающихся образованием и воспитанием дошкольников, а также для родителей, заинтересованных в развитии коммуникативной компетенции своих детей.

Список литературы

1. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. -М.: Владос, 2002. - 272 с.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.2.

3. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - М: Классика, 2008. - 248 с.

4. Куклы в народных костюмах. Вып. 1-90. М.: Де Агостини, 2012-2015 http://dolls.deagostini.ru/ (режим доступа: 20.11.2015).

5. Медведева, Е.А [и др.] Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева., И.Ю. Левченко., Л.Н. Комиссарова Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.

6. Стрижакова, Е.Н. Человеческий капитал и проблемы формирования его структуры, измерения и методов оценки / Е.Н. Стрижакова // Государственный советник. - 2013. - № 2. - С. 28-41.

7. Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС // http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-v-dou-v-sotvetstvi-s-fgos.html (режим доступа: 20.11.2015).

8. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева. - М., 1981. -111 с.

DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CHILDREN IN THE COURSE OF THE DRAMATIZED ACTIVITY

Kommissarova T. G.

Development of communicative competence of children (2-4 years old) is under analysis. The results of author's program "Development of the speech. Theatre games" are described in the text. This program, implementing the methodological principles of logarithmic and artpedagogic forms in the mind of children imaginative representation of the world fixed in the word, improves the communicative quality of children's speech. The program implementation experience in the practice of children's artschool "Pirouette" (Vologda from 2011 to 2016 shows how the unified creative activity of children and teachers contributes to the improvement of communicative competence of children.

Keywords: a technique of development of speech, preschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.