ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 376.37
А. Г. Савельева
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В ХОДЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ1
Введение. В последнее время проблема речевого развития у современных детей приобрела чрезвычайно актуальное значение. Многие специалисты, работающие с речевым развитием детей дошкольного и младшего школьного возрастов, говорят о резком увеличении количества детей с нарушениями речи, так называемых «детей-логопатов». Нередко, возникнув в дошкольном периоде, многие речевые трудности остаются у детей в младшем школьном периоде, а иногда они наблюдаются у школьников более позднего возраста и у взрослых. Детский возраст является наиболее сензи-тивным периодом для формирования учебных навыков, продуктивной деятельности, способствующей
1 Научный руководитель — д-р псх. н., проф. кафедры дефектологии и специальной психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» В. А. Худик.
развитию когнитивно-личностной сферы, в том числе и становлению коммуникативно-речевых навыков [1].
Детей с общим недоразвитием речи отличает слабый словарный запас; они обнаруживают непонимание значения ряда слов, вследствие чего неточно употребляют слова, нередко заменяя названия части предметов названием целого; редко используют в свободной речи прилагательные и наречия, употребляя в основном несложные существительные и глаголы [2].
Организация и ход проведения исследования. В нашей работе актуальным являлось то, как влияют логопедические занятия на расширение словарного запаса и насколько они эффективны для детей семи лет в условиях общеобразовательной школы, поскольку с этим развитием связана относительная успешность овладения учащимися знаниями, навыками и
умениями. Эффективность логопедической практики доказана опытом научных и прикладных исследований в области отечественной дефектологии, а также многими логопедическими службами, работающими в различных образовательных учреждениях.
Работа с детьми, у которых отмечается общее недоразвитие речи, предполагает длительную и системную коррекцию речевых и интеллектуальных навыков. Однако в нашем исследовании немаловажным являлось то, насколько возможной и эффективной может быть краткосрочная работа логопеда с учащимися с общим недоразвитием речи и в условиях кратковременной практики студентов — будущих логопедов.
Было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе Лицея № 59 г. Сочи Краснодарского края. В качестве испытуемых выступили учащиеся первых классов. На первом этапе были организованы встречи с логопедом и учителями, работающими в первых классах. На основе изучения речевых карт учащихся и отзывов учителей были отобраны 6 учащихся с последствиями общего недоразвития речи. Предварительно было получено согласие родителей на обследование и занятия с детьми. Помимо этого, в контрольную группу были отобраны еще 6 учащихся с отсутствием речевых нарушений, с которыми
была проведена только диагностика словарного запаса.
В ходе анализа анамнестических данных был сделан вывод о том, что у большинства детей экспериментальной группы в анамнезе констатируется отягощение протекания беременности на различных ее этапах. Психомоторное и раннее речевое развитие детей экспериментальной группы, в большинстве случаев, отстает от нормы. У детей контрольной группы все те же показатели находились в пределах нормы.
Таким образом, в экспериментальную и контрольную группу вошло по 6 человек. Все они — ученики 1-х классов. Возраст — 7—8 лет, среди них — 8 мальчиков и 4 девочки. У двоих детей из экспериментальной группы в медицинской карте указан диагноз — задержка психического развития.
В начале была проведена диагностика уровня словарного запаса у обеих групп детей. Первичная диагностика проводилась с помощью модифицированной методики Н. М. Трубниковой [3].
У детей выявлялись: объем номинативного словаря, предикативного, атрибутивного, словаря синонимов и антонимов, а также навык образования однокоренных слов. Правильными ответами считались те, где наблюдалось адекватное употребление слов по своему значению, фонетические иска-женияво внимание не принимались.
Для удобства анализа полученных результатов полученные данные были структурированы (табл. 1).
Результаты свидетельствуют о том, что среди детей экспериментальной группы превалирует число детей с низким уровнем сфор-мированности словарного запаса, меньше же детей было со средним уровнем, среди учеников контрольной группы одинаковое количество детей как со средним, так и с высокими уровнем развития.
На следующем этапе исследования с детьми экспериментальной группы было проведено 16 коррек-ционно-развивающих занятий в
групповой форме длительностью 20—25 минут, очередность — 2 раза в неделю.
При проведении работы по обогащению словарного запаса у младших школьников учитывались современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе. С учетом этих факторов работа по обогащению словарного запаса проводилась по следующим направлениям: расширение запаса слов, обозначающих предметы, признаки, действия, синонимов и антонимов, а также однокоренных слов.
Таблица 1
Результаты первичной диагностики уровня сформированности словарного запаса
Учащиеся Баллы, полученные за выполнение задания Сумма баллов Уровень словарного запаса
1 2 3 4 5 6 7
Экспериментальная группа
Артур А. 1 0 0 1 1 1 0 4 Низкий
Вячеслав Г. 1 0 1 1 1 1 0 5 Низкий
Светлана Д. 1 1 0 1 1 1 1 6 Средний
Николай П. 0 1 1 0 1 1 1 5 Низкий
Геворк К. 0 1 0 1 0 0 1 3 Низкий
София К. 1 1 2 1 1 1 2 9 Средний
Контрольная группа
Саша А. 1 1 2 1 1 1 2 9 Средний
Оля В. 2 2 2 2 2 2 2 14 Высокий
Игорь Г. 2 2 2 2 2 2 1 13 Высокий
Ашот К. 2 1 1 1 2 1 1 9 Средний
Светлана К. 2 2 1 2 2 1 2 12 Высокий
Олег П. 1 1 1 2 1 2 2 10 Средний
На каждом занятии учитывались следующие принципы:
— принцип не нанесения ущерба,
— принцип доброжелательности, внимательности,
— принцип развития (направленность на развитие словарного запаса), принцип систематичности,
— принцип возникновения личной заинтересованности ребенка.
Во время обогащения словарного запаса учащихся первых классов учитывались следующие условия:
— слова в реальности (демонстрация изучаемого предмета в жизни или схематическое изображение) соотносились при объяснении их лексического значения,
— новое слово изучалось в синонимических и антонимических рядах, а также в его родовидовых отношениях с другими словами,
— изучаемые слова сравнивались с другими окружающими его предметами (это необходимо, чтобы разъяснить сочетаемость этого слова с другими словами),
— новое слово изучалось в различных употребляемых стилях,
— включение нового слова в речь производилось через словосочетания, а также через связный текст.
Данные условия необходимы для процесса семантизации и актуализации изучаемых слов, конкретнее именно для семантизации необходимо соблюдение первого и второго условия, а для процесса актуализации — четвертое и пятое;
третье условие используется для актуализации и семантизации [4].
Использование конкретного способа семантизации зависит от разных факторов — введение нового слова в активный словарный запас школьник или в пассивный. Также выбор способа зависит от самого лексического толкования вводимого слова. Слова, которые необходимо ввести в активный словарь младшего школьника, требуют точного разъяснения их смысла, а также изучение лексической сочетаемости с другими словами и верное употребление данного слова. Следовательно, в различных случаях объяснения нового слова нужно изучать в том числе типы слов, с которыми данное слово вступают в семантическую связь. Иначе отсутствие данной работы являться одной из причин лексических ошибок в речи детей.
Работа над словом — это одно из трех направлений в развитии речи на уроках начальных классов. Оно, как правило, не существует без двух других: работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью (текстом). Эти три направления совершенствуются параллельно, хотя они находятся в то же время в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, пересказу, сочинению
проводится работа над словом и предложением. Поэтому важное место отводится работе над словом, как средством характеристики образа, явления, характера. Содержание словарной работы, по мнению Л. Н. Ефименковой [5], состоит из воспитания внимания к слову в тексте; в формировании понимания различия оттенков значений слов в контексте и правильному их использованию в речи; формирования понятия о прямом и переносном значениях слов; в осуществлении знакомства с многозначностью слова, а также с эмоционально-экспрессивной и поэтической стороной слова.
После проведения цикла кор-рекционно-развивающих занятий с детьми экспериментальной группы была проведена итоговая диагностика (табл. 2), целью которой было выявление изменений в уровне словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи, а так-
же сравнение этих результатов с данными по контрольной группе детей.
Из таблицы видно, что в экспериментальной группе произошли изменения в сторону улучшения результатов по объему словарного запаса. Динамика словообразования у детей с общим недоразвитием речи в процессе логопедических занятий, интегрированных в образовательную деятельность учителя начальных классов, существенно нивелирует проблемы речевого развития младших школьников и способствует выравниванию основных показателей психо-рече-вого развития учащихся начальной школы (рис. 1).
Обсуждение результатов. Обработка полученных результатов диагностики словарного запаса у детей позволила нам сделать следующие выводы:
— первоначальные логопедические пробы в экспериментальной группе показали, что только у 33%
Таблица 2
Итоговая диагностика уровня сформированности словарного запаса в экспериментальной группе
Учащиеся Баллы, полученные за выполнение задания Сумма баллов Уровень словарного запаса
1 2 3 4 5 6 7
Артур А. 1 0 1 1 1 1 1 6 Низкий
Вячеслав Г. 1 0 1 2 1 1 1 7 Средний
Светлана Д. 1 2 1 2 2 1 2 11 Высокий
Геворк К. 1 1 0 1 0 1 1 5 Низкий
София К. 1 2 1 1 2 1 1 9 Средний
Николай П. 2 1 1 1 2 1 2 10 Средний
Рис. 1. Диаграмма динамики первичной и итоговой диагностики
выявляется средний уровень сфор-мированности словарного запаса, у остальных 67% выявляется низкий уровень, который проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафа-зий, несформированности семантических полей, трудности актуализации слов, первоначально высокий уровень словарного запаса не выявлен ни у одного из учащихся с последствиями общего недоразвития речи из экспериментальной группы,
— среди случайно выбранных детей, зачисленных нами в контрольную группу, низкий уровень словарного запаса не был выявлен ни у одного из ребят, средний и высокий же уровни были диагностированы ровно пополам,
— после проведения цикла развивающих занятий повторная диагностика показала прирост в уровне сформированности словарного запаса детей из экспериментальной группы, таким образом, низкий уровень уменьшился с 67% до 33%, практически в половину, показатели среднего уровня увеличились с 33% до 50%, но самое главное, что было нами диагностировано в этой группе, это выявление высокого уровня словарного запаса у одного ребенка в группе, что является неплохим достижением для данной речевой категории детей,
— в контрольной группе за время проведения исследования не произошли изменения: вводная диагностика показала, что в этой группе у половины детей был диагностирован средний уровень словарного запаса, а у другой половины — высокий уровень, в конце ис-
следования в данной группе показатели считались такими же, так как работа с детьми не велась.
Перед учителем начальных стоит задача — обучение школьников задумываться над значением различных слов, употребление их в верном соответствии с его семантическим наполнением, успешном толковании значений употребляемых слов во всех жизненных ситуациях: при определении понятий и явлений, а также всех фактов во время освоения школьной программы, при восприятии новых слов, получивших актуальность в тех или иных сферах общения, при объяснении ранее не встречавшихся слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками.
Методические рекомендации по обогащению словаря школьников. На основе полученных данных были разработаны рекомендации для учителей и родителей, что позволило бы учащимся обогатить свой словарный запас. При этом данные рекомендации, в частности, для педагогов могут быть легко интегрированы в учебно-воспитательный процесс, что способствовало бы улучшению качества обучения, формирования у детей правильных навыков речи и общения.
Приводим методический аспект рекомендаций для учителя начальных классов:
— во время учебных занятий (независимо от типа урока, темы и пр.) спе-
циально уточняйте названия и назначения предметов, формируйте у детей умение выделять главное,
— учите детей группировать по заданным признакам (например, летняя и зимняя одежда),
— специально уточняйте значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (юбка — юбочка, ложка — ложечка и другие),
— развивайте предметный лексический материал, связанный с названием предметов, их признаками, действиями и другие,
— действительно важно во время пополнения словарного запаса считается соблюдение дозировки изучаемых слов на единицу учебного времени, опора на работу различных анализаторов, повторение, включение слов в разные ситуации, расширение и обогащение словаря,
— для достаточно эффективного обогащения активного словаря учащихся младших классов чаще следует проводить наблюдения, экскурсии, предметные уроки,
— полезным является списывание со вставкой пропущенных слов, например, даётся набор предложений, где пропущены глаголы, которые относятся, к слову, человек, и словарь для помощи: спит, улыбается, бежит, молчит, знакомится, соотнося контекст предложений, дети должны подставить эти глаголы в нужные места,
— многие упражнения необходимо строить на основе зрительно-моторного восприятия, это поможет достичь практически безошибочной орфографии, при этом дети должны многократно написать слово, для удержания интереса к деятельности стоит изменять и чередовать виды упражнений,
— огромное значение в совершенствовании умения применять полученные знания в речевой практике имеет разнообразие упражнений, оно означает непрерывное чередование устной и письменной форм работы, смену видов заданий, последовательную активизацию различных анализаторов, медленный темп работы обучающихся с нарушениями, замедленность переключения диктуют определённые ограничения видов упражнений на одном занятии, их количество колеблется в пределах 5—6 видов, выполнение заданий, особенно в младших классах, основывается на наглядных средствах обучения (картинки, таблицы, видеоролики, презентации, цветные мелки, карандаши и пр.), часто применяются игровые приёмы.
Кроме пребывания ребёнка в школе, достаточно большая часть времени его жизни происходит в семье. К сожалению, далеко не все родители уделяют необходимое время для воспитания и развития своих детей. Поэтому рекомендации для родителей могут быть индивидуализированы, но в целом реализовывать следующее:
— побольше читайте детям и с детьми; чтение детских книг с ребёнком даёт отличный эффект для развития словарного запаса; читать нужно не очень быстро, чтобы ребёнок успевал услышать новые слова, если ребенок попросит вас объяснить значение какого-нибудь слова, то сделайте паузу и объясните ему это;
— говорите со своим ребёнком; отмечено, что если у родителей обширный словарный запас, то он передаёт-
ся и их детям, поэтому как можно больше общайтесь с ребёнком; называйте предметы, которые видите, описывайте их,
— обсуждайте любую ситуацию; с ребенком полезно обсуждать любую тему: прочитанную книгу, вид за окном, погоду, просмотренный мультфильм и многое другое; спрашивайте мнение вашего ребёнка, внимательно выслушивайте его, подсказывайте, если ребенку трудно подобрать слова; именно системная, целесообразная работа с обучающимися младших классов с общим недоразвитием речи над обогащением активного словаря может привести к значительному успеху, а также поможет детям освоить достаточный объём слов и понятий, что в будущем облегчит учащимся процесс вхождение в самостоятельную взрослую жизнь;
— достаточно эффективным способом обогащения словарного запаса у младших школьников с последствиями общего недоразвития речи считаются настольно-печатные игры (лото, парные картинки, домино); главная цель этих увлечений — правильное формирование у детей навыков сложения картинок из различных частей, уточнение знаний о многих неизвестных ранее предметах, обучение их правильным названиям;
— если ребёнок выполняет просьбы без особого желания или вовсе отказывается выполнять, то стоит сказать: «Поспешишь — людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь»;
— дни, свободные от учебы, следует проводить на природе или свежем воздухе, так как при этом открывается много возможностей для пополнения
знаний и словарного запаса младшего школьника с последствиями общего недоразвития речи;
— также для улучшения словарного запаса ребенка очень полезно играть в загадки в вопросной форме или просто описания данного предмета, но удобнее и благоприятнее всего в форме стихов, их можно загадывать во время выполнения бытовых действий, например, во время приема пищи (В воде родится, воды боится. Соль. И уха он, и бульон, щи, рассольник — тоже он. Суп.);
— очень полезно с младшими школьниками с последствиями общего недоразвития речи устраивать вечера загадок, пословиц в кругу семьи, для лучшей мотивации можно ввести правило «победитель награждается призом — конфетой или игрушкой»;
— важно следить за правильным выбором в речи слов, особенно синонимов и однокоренных (выйти, прийти, зайти, уйти), которые дети достаточно часто смешивают, необходимо разъяснять косвенные значения («железные нервы», «каменное сердце»);
— в речи детей должно быть достаточное количество употребляемых слов-признаков, например, на вопрос «какой волк?» школьник с последствиями общего недоразвития речи должен ответить: серый, злой, хмурый, хитрый;
— словами «хорошая», «красивая» дети с последствиями общего недоразвития речи обычно называют всё то, что им привлекательно, поэтому нужно уточнять детям: не «хорошая», а «увлекательная» история, «красочный» чемодан, а не «красивый»;
— играйте в игры со словами: например, игра «Что общего?». Взрослый перечисляет: «Сорока, ворона,
голубь, дятел — кто это?» — птицы. «Шкаф, диван, стул, комод — что общего?» — «Это — мебель». Хорошо сыграть наоборот, когда ребёнок называет слова, а вы обобщаете. Игра «Это правда?». Взрослый произносит фразу следующего характера: «Ромашка и фиалка — это деревья». Ваш ребенок должен определить правдивое или ложное это утверждение. Потом можно снова поменяться ролями.
Родители должны ориентироваться в уровне развития речи, соответствующей семи годам. Словарный запас ребенка к школе увеличивается примерно в 2 раза по сравнению с предыдущим дошкольным периодом (3—6 лет): теперь его объем должен составлять около 3000-4000 слов [6].
Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 6-7 лет:
1) временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года,
2) пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»); числительные (от 1 до 10, иногда — до 100),
3) имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей; некоторые термины обще-ствознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»),
4) профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления; бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства ги-
гиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные),
5) домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы; слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»); эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.
Заключение. Таким образом, диагностика уровня словарного запаса у детей экспериментальной группы к концу занятий показала, что проведение логопедических занятий с детьми, имеющими последствия общего недоразвития речи, могут существенным образом улучшить, повысить уровень словарного запаса. Следует отметить, что такие специально организованные занятия повышают уровень словарного запаса у детей с четвертым уровнем общего недоразвития речи, а вот для детей с задержкой психического развития и с общем недоразвитием речи третьего уровня такие занятия оказались малоэффективными по сравнению с теми детьми, у которых отмечен более высокий уровень развития речи.
Так, в нашем исследовании в экспериментальной группе были два мальчика с диагнозом задержкой психического развития, и именно у них не
было значительного улучшения в процессе работы с логопедом. Конечно, наша выборка — очень маленькая, чтобы делать такие выводы, но все-таки данный факт был зафиксирован.
В ходе данного исследования была подтверждена предварительно выдвинутая гипотеза о том, что краткосрочные специально организованные коррекционно-разви-вающие логопедические занятия в условиях общеобразовательной школы могут повышать уровень словарного запаса у младших школьников, имеющих проблемы с общим недоразвитием речи.
Таким образом, общий анализ проблемы речевого развития младших школьников свидетельствует о комплексности в подходе по корригированию выявленных недостатков в речи учащихся начальных классов. Помимо диагностической работы, осуществляемой логопедом, важной является общая кор-рекционно-педагогическая работа разных специалистов — логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, а также родителей детей, чья совместная работа может способствовать увеличению словарного запаса детей, нивелировать нарушения речевого развития и повысить их общий уровень интеллектуально-личностного развития.
Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 2 (22) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азова О. И. Диагностика и коррекция устной и письменной речи у детей 5-10 лет. М.: Сфера, 2020. 64 с.
2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М.: Просвещение, 1989. 223 с.
3. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. М.: Образование, 1998. 51 с.
4. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
5. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. М.: Просвещение, 1991. 224 с.
6. Фуреева Е. П., Шипилова Е. В., Филиппова О. В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педаго-гическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. М.: Феникс, 2006. 208 с.
REFERENCES
1. Azova O. I. Diagnosis and correction of oral and written speech in children 5-10 years old. M.: Sfera, 2020.64 p. (In Russ.).
2. Filicheva T. B., Cheveleva N. A., Chirkina G. V. Fundamentals of speech therapy: Textbook for students of pedagogical institutes in the specialty "Pedagogy and Psychology". M.: Prosveshchenie, 1989. 223 p. (In USSR.).
3. Trubnikova N. M. The structure and content of the speech map. Teaching aid. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. M.: Obrazovanie, 1998. 51 p. (In Russ.).
4. Cejtlin S. N. Language and child: Linguistics of children's speech: Textbook for students of higher educational
institutions. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000. 240 p. (In Russ.).
5. Efimenkova L. N. Correction of oral and written speech of primary school students: A book for speech therapists. M.: Prosveshchenie, 1991. 224 p. (In Russ.).
6. Fureeva E. P., Shipilova E. V., Filippova O. V. Speech disorders in schoolchildren: correctional and pedagogical work with a general underdevelopment of speech in a mass school. M.: Feniks, 2006. 208 p. (In Russ.).
Поступила в редакцию 20.06.2020 г.