возрастной группе 18-30 лет - 17 % из количества опрошенных. Этот показатель чуть выше в возрастной группе 46-60 лет (20 %). Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем деперсонализации наблюдается в возрастной группе 31-45 лет и равен 13 %.
3. Результаты общей диагностики редукции личных достижений медицинских работников позволяют сделать вывод, что у 44% респондентов редукция личных достижений находится на высоком уровне. Детальное изучение проблемы редукции личных достижений медицинских работников по возрастам позволяет сделать вывод, что в возрастных группах 18-30 и 31-45 лет отмечается низкий уровень этого показателя, 14% и 13% соответственно. Высокий уровень редукции личных достижений распространён в возрастной группе 46-60 лет - 15 %.
Таким образом, эмоциональное выгорание, в первую очередь, рассматривается как сгорание работника определенной профессии из-за долгого профессионального стажа. Эмоциональное выгорание - явление, которое проявляется в психических реакциях в проблемных ситуациях. Несомненно, одной из основных причин, которые вызывают синдром выгорания, выступает эмоционально затруднённые отношения, сложившиеся в коллективе. Когда процесс общения эмоционально затруднен, обнаруживается синдром эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание безусловно является одной из важнейших проблем на любом предприятии, ведь оно является причиной таких проблем, как: высокий уровень текучести кадров, потеря ценных сотрудников, стрессовые ситуации в производственном процессе, частые конфликты, застои на работе, снижение производительности и много другое Труд всех работников любой профессии бесценный, однако, профессия медицинских работников требует большой выносливости и стойкости. Медицинские работники входят в группу риска, как специалисты, которые подвергаются профессиональному сгоранию, так как эта та профессия, которая предполагает большую психологическую и физическую нагрузку, потребность нахождения выходов в экстремальных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса/ Н. Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»).
2. Дмитриев, М.Г., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков/ М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. (Части 4-9). - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с. Рукавишников А.А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - 1998. - Т. 4. - Вып. 1. - С. 283-284.
3. Тихонова, И.В. Социально-психологическая специфика диагностики и коррекции профессионально личностной деформации медицинских сестер/ И.В. Тихонова. - Кострома, 2002. - С. 23.
4. Фрейденберг, Г. Перегореть: высокая цена больших достижений/ Г. Фрейденберг. - М.: Прогресс - Универс, 1974. - С. 328.
5. Maslach C., Jackson S. The measurement of experienced burnout // J. of Occupational Behavior. - 1981. - Vol. 2. - P. 99-113.
6. Gallup's Perspective on Employee Burnout: Causes and Cures // Gallup, Inc. 2019.
7. Официальный сайт Inc. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://incrussia.ru/news/vygoreli-na-rabote/ (дата обращения: 30.04.2021).
О.Н. Филиппова, Ю.В. Брездина
ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. В статье представлено описание особенностей словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Авторы опытно-экспериментальный путем доказывают мнение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается отставание от возрастной нормы в
развитии словарного запаса, следовательно, данная категория детей нуждается в организации специальной коррекционной работы по формированию их лексического строя речи.
Ключевые слова: детская речь, речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, словарный запас, особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, лексический строй речи.
O.N. Filippova, YU.V. Brezdina
PECULIARITIES OF THE VOCABULARY STOCK OF SENIOR SCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDER DEVELOPMENT III LEVEL
Abstract. The article presents a description of the vocabulary features of older preschool children with general speech underdevelopment of the III level. The authors argue that senior preschool children with general speech underdevelopment of level III are lagging behind the age norm in the development of vocabulary, therefore, this category of children needs to organize special correctional work to form their lexical structure of speech.
Key words: children's speech, speech of older preschool children with general speech underdevelopment of the, level, vocabulary, peculiarities of the vocabulary of older preschool children with general speech underdevelopment of the III level, lexical structure of speech.
Овладение словарным запасом родного языка - это одно из важнейших условий нормального речевого развития ребенка. Усвоение лексической системы родного языка решает такие задачи, как накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Бедность словарного запаса негативно сказывается в дальнейшем на полноценном общении.
На сегодняшний день вопрос обогащения словаря старших дошкольников, имеющих различные речевые нарушения, ставится на первый план не только среди родителей, но и среди педагогов, поскольку без богатого словарного запаса ребенок не сможет в полной мере реализовать свои коммуникативные задачи. Кроме того, полноценное формирование личности дошкольника напрямую зависит от овладения им родным языком. В связи с этим работа, направленная на обогащение словаря ребенка, занимает особое место в общей системе речевого развития.
В процессе знакомства с окружающим миром, во всех видах игровой деятельности, повседневной жизни и общении происходит обогащение словарного запаса, формирование речевого общения. Основным видом деятельности детей старшего дошкольного возраста является игра, именно при помощи игр в логопедической работе происходит обогащение словаря дошкольников, в том числе имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Цель данной статьи - рассмотреть особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации поставленной цели нами было проведено исследование на базе Таганрогской городской общественной организации развития и коррекции речи и межличностных отношений «Речеград» в городе Таганроге при кафедре русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», в котором приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи III уровня.
Для исследования уровня развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на констатирующем этапе нами была выбрана диагностическая методика выявления уровня сформированности лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, разработанная Н. В. Нищевой.
Данная методика состоит заданий, разделенных на 2 блока, которые включают в себя упражнения, ориентированные на выявление уровня сформированности определенных компонентов словарного запаса ребенка.
1 блок - «Исследование пассивного словарного запаса».
Задачи данного блока:
- определение объема пассивного словаря ребенка;
- исследование понимания имен существительных;
- исследование понимания глаголов и прилагательных;
- исследование способности ребенка к обобщению;
- исследование понимания отдельных предложений и содержания знакомой сказки.
1 группа заданий данного блока направлена на выявление знания имен существительных, понимание имен прилагательных и глаголов, в также исследование способности ребенка к обобщению.
Критерии оценивания:
3 балла - объем пассивного словаря имен существительных, глаголов и имен прилагательных соответствует возрастной норме, ребенок владеет обобщениями;
2 балла - объем пассивного словаря имен существительных, глаголов и имен прилагательных ниже возрастной нормы, ребенок частично владеет обобщениями;
1 балл - объем пассивного словаря имен существительных, глаголов и имен прилагательных значительно ниже возрастной нормы, ребенок владеет лишь отдельными простейшими обобщениями;
0 баллов - задания не выполнены.
2 группа заданий направлена на исследование понимания различных форм словоизменения.
Категория оценивания:
3 балла - ребенок хорошо понимает различные формы словоизменения;
2 балла - ребенок понимает не все формы словоизменения;
1 балл - ребенок понимает лишь простейшие формы словоизменения;
0 баллов - задания не выполнены.
3 группа заданий направлена на исследование понимания отдельных предложений и связной речи.
Критерии оценивания:
3 балла - ребенок хорошо понимает содержание предложений и сказок, уверенно отвечает на вопросы и показывает соответствующие сюжету картинки;
2 балла - ребенок понимает содержание предложений и сказок, возможны незначительные несущественные неточности;
1 балл - ребенок понимает вопросы не сразу, требуется повторить вопрос несколько раз, при ответах допускает ошибки и неточности;
0 баллов - отсутствуют ответы на вопросы, картинки не показаны.
2 блок - «Исследование активного словарного запаса».
Задачи данного блока:
- определение объема номинативного словаря (существительных по различным лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предмета);
- определение объема предикативного словаря (глаголов);
- определение объема атрибутивного словаря (названия цвета и формы).
1 группа заданий направлена на исследование объема номинативного словаря.
2 группа заданий направлена на исследование объема предикативного словаря.
3 группа заданий направлена на исследование объема атрибутивного словаря.
Критерии оценивания:
3 балла - номинальный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка соответствует возрастной норме или опережает ее;
2 балла - номинальный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка ниже возрастной нормы;
1 балл - номинальный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка значительно отстает от возрастной нормы;
0 баллов - номинальный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка практически не сформирован.
4 группа заданий направлена на исследование состояния словоизменения.
5 группа заданий направлена на исследование состояния словообразования.
Критерии оценивания:
3 балла - ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования;
2 балла - ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий;
1 балл - ребенок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий;
0 баллов - задания не выполнены.
6 группа заданий направлена на исследование состояния связной речи.
Задание 1. Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.
Критерии оценивания:
3 балла - ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения; высказывания носят непрерывный характер, отсутствует пропуск смысловых звеньев, во время построения некоторых высказываний наблюдается незначительное нарушение отдельных языковых компонентов;
2 балла - ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения, высказывания носят непрерывный характер с элементами фрагментарного, ребенок пропускает второстепенные смысловые звенья, во время построения некоторых высказываний наблюдаются нарушения отдельных языковых компонентов;
1 балл - нарушена связность и логическая последовательность изложения, высказывания носят фрагментарный характер, ребенок пропускает главные и второстепенные смысловые звенья; во время построения некоторых высказываний наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов;
0 баллов - задание не выполнено.
Для удобства проведения диагностики нами были определены следующие баллы и критерии оценки:
0-7 баллов - низкий уровень развития словарного запаса;
8-12 баллов - средний уровень развития словарного запаса;
13-15 баллов - высокий уровень развития словарного запаса.
Результаты исследования пассивного словарного запаса представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты исследования пассивного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Список группы Существительные Глаголы Прилагательные Грамматический строй Связная речь Общее количество баллов Уровень развития словарного запаса
Эмилия А. 3 3 3 2 3 14 Высокий
Анастасия Р. 3 2 2 2 2 11 Средний
Валерия С. 3 3 3 3 3 15 Высокий
Александр С. 3 3 2 2 2 12 Средний
Дмитрий К. 3 3 2 3 2 13 Высокий
Валерия М. 2 2 2 2 2 10 Средний
Дарья Н. 2 2 2 2 2 10 Средний
Анастасия О. 3 3 3 3 3 15 Высокий
Тимур С. 2 2 2 3 2 11 Средний
София Я. 3 3 3 2 3 14 Высокий
Результаты исследования активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Список группы Существительные Глаголы Прилагательные Грамматический строй Связная речь Общее количество баллов Уровень развития словарного запаса
Эмилия А. 3 2 2 2 2 11 Средний
Анастасия Р. 1 2 1 1 1 6 Низкий
Валерия С. 2 3 2 2 2 11 Средний
Александр С. 1 1 1 1 1 5 Низкий
Дмитрий К. 2 2 1 2 1 8 Средний
Валерия М. 1 2 2 1 1 7 Низкий
Дарья Н. 1 2 1 1 1 6 Низкий
Анастасия О. 2 2 2 2 2 10 Средний
Тимур С. 2 2 2 2 2 10 Средний
София Я. 2 2 2 2 2 10 Средний
Результаты проведенного нами исследования активного и пассивного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня были переведены в проценты и представлены в таблице 3, а также графически отображены на рисунке 1.
Таблица 3
Процентное соотношение результатов исследования активного и пассивного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Уровень развития словарного запаса Пассивный словарный запас Активный словарный запас
Количество детей % Количество детей %
Высокий 5 50 0 0
Средний 5 50 4 40
Низкий 0 0 6 60
Наглядно полученные результаты представлены на следующей диаграмме:
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Пассивный Активный словарный словарный запас запас
н Высокий н Средний и Низкий
Рис. 1 - Процентное соотношение результатов исследования активного и пассивного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Изучение результатов, представленных в таблице 3 и графически изображенных на рисунке 1, позволяет сделать вывод, что в группе обследуемых детей при определении уровня сформированности словарного запаса пассивный словарь преобладает над активным. При обследовании пассивного словарного запаса высокий уровень сформированности словаря был обнаружен у 50% детей (Эмилия А., Валерия С., Дмитрий К., Анастасия О., София Я), средний уровень также продемонстрировали 50 % детей (Анастасия Р., Александр С., Валерия М., Дарья Н., Тимур С.). Следует подчеркнуть, что низкий уровень развития словаря не был выявлен. При обследовании же активного словарного запаса отсутствует высокий уровень развития, преобладает средний уровень: его продемонстрировали 60% детей (Эмилия А., Валерия С., Дмитрий К., Анастасия О., Тимур С., София Я.). Низкий уровень сформированности активного словаря был выявлен у 40% детей (Анастасия Р., Александр С., Валерия М., Дарья Н.).
Обследование старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня позволило обнаружить некоторые особенности их словарного запаса:
- в процессе выполнения заданий у детей присутствовали частые замены слов, в частности, имен прилагательных;
- наблюдались многочисленные паузы, дети нуждались в помощи в процессе выполнения заданий;
II I
- проявлялись бедность в передаче качественных признаков, однообразие синтаксических конструкций и неточная формулировка высказываний;
- при активном побуждении логопеда обнаруживалось абсолютное отсутствие смыслового единства высказываний.
В процессе проведения обследования в целом дети были заинтересованы в выполнении заданий, в некоторых случаях они старались аргументировать собственные суждения, с помощью педагога исправляли свои ошибки. Анализируя словарный запас каждого ребенка, мы установили, что у некоторых детей (Эмилия А., Валерия С.) наблюдались несущественные ошибки. Эмилия А. и Валерия С. не смогли самостоятельно назвать части мебели, а также не ответила на вопросы по сюжетным картинкам «Кто как передвигается?» и «Кто как кричит?».
Дети, показавшие низкий уровень развития активного словарного запаса (Анастасия Р., Александр С., Валерия М., Дарья Н.), смогли выполнить задания только при помощи педагога. В ответах этих детей отсутствовала полнота и развернутость высказываний, а также были сокращены признаки описания. Передача информации была хаотичной, языковые средства использовались не всегда верно. Кроме того, они не смогли самостоятельно справиться с описанием предмета.
Исходя из полученных результатов, мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается отставание от возрастной нормы на уровне развития словарного запаса, следовательно, данная категория детей нуждается в организации специальной коррекционной работы. Для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня необходимо регулярное проведение коррекционно-воспитательной работы, направленной на обогащение, уточнение словаря, а также перевод лексического запаса из пассивного словаря в активную речь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова-Давид, P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Нарушения речи у дошкольников // Под ред. P.A. Беловой-Давид. - М.: Просвещение, 1972. - С. 32-82.
2. Бессонова, Т.П., Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Издательство «Аркти», 1998. -
3. Бутон, Ш. Развитие речи. - Психолингвистика. Сборник статей. Сост. А.М. Шахнарович. - М.: Прогресс, 1984,
с. 113-324.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
6. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу // Дефектология. - 1989. - № 1. - С. 69-76.
7. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика. - 1954. - № 6.
8. Кривовязова, Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. - М.: НМЦентр, 2000.
9. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи у детей [Текст]: метод. пособие для вузов / Р.И. Лалаева /Отв. ред. Е.В. Оганесян. - М.: НАНОО «МСГИ», 2005. - 96 с.
О.Н.Филиппова, Е.А.Каратаева
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье представлено описание логопедической работы по предупреждению аграмматической дисграфии у учащихся начальной школы. Авторы опытно-экспериментальным путем доказывают мнение о том, что своевременное выявление аграммати-ческой дисграфии у учащихся, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае, отделение дисграфии от письменных ошибок различного характера чрезвычайно важно для построения квалифицированной системы работы с детьми.
103