Научная статья на тему 'Расширение потоков прямых иностранных инвестиций'

Расширение потоков прямых иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОДЕЙСТВИЕ / США / СТРАНЫ ЕВРОПЫ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / FOREIGN INVESTMENTS / STATE ASSISTANCE / USA / COUNTRIES OF EUROPE / DEVELOPING COUNTRIES / INVESTMENT RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников Виктор Николаевич

Автор рассматривает в консультационном материале направления движения прямыхиностранных инвестиций. Подчеркиваем содействие государственных организаций в преодолении рисков при осуществлении капитальных вложений за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing flows of foreign direct investment

The author considers in a consulting material of the direction of movement of direct foreigninvestments. We emphasize assistance of the state organizations in overcoming of risks atimplementation of capital investments abroad.

Текст научной работы на тему «Расширение потоков прямых иностранных инвестиций»

В.В. Мельников

УДК 339.727.22 ББК 65.268 М-482

Расширение потоков прямых иностранных инвестиций

В последние десятилетия в связи с развитием глобализации расширяется предоставление финансовых услуг по осуществлению прямых иностранных инвестиций. Расширение этого процесса объясняется двумя главными факторами: стратегией интернационализации многих промышленных групп и банков, которую они, проводя с конца 80-х годов в условиях ускоряющейся глобализации мировой экономики и особенно финансовых рынков, и осуществлением широкомасштабной программы приватизации, к которой были допущены и иностранные капиталы. Среди других факторов можно выделить процессы, связанные с введением единой валюты ЕС - евро, что явилось мощным фактором открытия таких отраслей европейской экономики, как автомобильная, телекоммуникационная, энергетика, водоснабжение и т.д. Открытие капитала европейских компаний для иностранных инвесторов превратилось в важный фактор развития экономики. Проникновение иностранных капиталов характерно для многих стран ЕС, о чем свидетельствуют данные о доле иностранного участия в капитале ряда европейских промышленных и финансовых компаний, акции которых включены в состав европейского биржевого индекса EUROSTOXX 50. Например, 73% капитала голландской компании Unilever принадлежит иностранным инвесторам, в том числе 51% инвесторам из США и Великобритании. У компании Deutsche Те1есот иностранные участия составляют 57% капитала, из которых 26% принадлежат английским инвесторам.

Рост иностранных участий в капитале французских финансово-промышленных групп отражает глубокие изменения, произошедшие за последние 20 лет в самой системе французского капитализма, который долгое время развивался под сильной опекой государства и отличался сравнительно низким уровнем интернационализации. При этом французские компании, связанные между собой сложной системой

взаимных участий, были практически недоступны для захватов их капиталов иностранными инвесторами. Начавшийся в конце ХХ в. процесс приватизации государственных компаний и банков поначалу мало что изменил в этой ситуации, так как до этого была создана система так называемых «твердых ядер», т. е. определенного пакета акций, обеспечивающего сохранение контроля над приватизированной компанией в руках французских акционеров и недопущение перехода этого контроля в другие руки путем скупки акций на бирже. Первый крупный рейд такого рода (правда, безуспешный для иностранного инвестора) был предпринят только в 1995 г. итальянской компанией Generali против французской AGF. В годы последнего десятилетия происходит настоящее нашествие американских и английских институциональных инвесторов в экономику Франции, что привело к рекордным показателям доли иностранных участий в капитале ведущих финансово-промышленных компаний, которая, как отмечалось выше, достигла уже в 2003 г. 44%. В Великобритании доля иностранных инвесторов в общем объеме капитализации Лондонской фондовой биржи составляет около 50%. В то же время расширяется процесс инвестирования европейских компаний в США, стремящихся установить контроль над американскими компаниями. Все большая вовлеченность европейской экономики в процессы глобализации, проявляющаяся, в частности, в увеличении объема и доли иностранных инвестиций, представляет собой весьма сложный и противоречивый процесс, в ходе которого происходит мутация европейского капитализма, возникают острые социально-экономические и социальнопсихологические проблемы. Быстрый рост частных инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран, наблюдаемый в последнее десятилетие, по-прежнему сопровождается рисками, способными стать препятствием для реализации инвестиционных проектов.

Рост объема инвестиций в промышленность и инфраструктуру развивающихся государств и усиление роли частного сектора объясняется рядом факторов, прежде всего, процессами приватизации и либерализации рынков. Довольно часто государственные организации принимающих стран рассматривают развитие инфраструктуры в качестве эффективного катализатора общего экономического роста. Развивающиеся страны инвестируют в строительство объектов инфраструктуры в среднем около 4% национального дохода, или примерно 250-300 млрд долл. в год. При этом в условиях высокой капиталоемкости инфраструктуры и недостаточности государственных ресурсов в финансировании проектов, в том числе государственных, как правило, сочетаются государственные и частные источники, что усиливает взаимопереплетение государственного и частного секторов в сфере инфраструктуры. Эта тенденция часто принимает форму приватизации и введения элементов конкуренции. Иностранные инвесторы постоянно сталкиваются с опасностями колебаний и непредсказуемости политики и систем управления, особенно в сфере инфраструктуры, характеризуемой проблемой специфичности активов и невозможностью

8 - 2013

Российский внешнеэкономический вестник

перевода капиталовложений в другие сферы или страны. Угроза для инвесторов со стороны правительств и различных его органов состоит в возможности изменений политики регулирования или налогообложения, введения более благоприятного режима для местных фирм и даже полной экспроприации. Вместе с тем, развитие инфраструктуры по многим причинам неизбежно остается сферой активного участия государства, заинтересованного в экономических, социальных и политических последствиях частных инвестиций. Таким образом, инвестиционные проекты связаны с различными рисками.

Международные финансовые учреждения и банки стран экспортеров капитала играют роль как источника, так и компенсатора риска с помощью предоставления разнообразных финансовых услуг. Государственные организации и банки располагают различными способами компенсации риска, например, путем включения в соглашения таких элементов трансферта риска, как учет в цене сделки инфляции цен на ресурсы или обесценения валюты или предоставление встречных гарантий. С точки зрения компаний задача состоит в усилении поддерживающей роли правительства при одновременном смягчении угроз, проистекающих со стороны институтов государственного сектора. Участие государственных организаций в обеспечении процесса иностранных инвестиций определяется четырьмя важными функциями, которые в результате приватизации, дерегулирования и соответствующего роста частных инвестиций претерпевают определенные изменения. Государственные организации и банки могут выступать в качестве спонсоров проекта по осуществлению иностранных инвестиций, держателя части акций приватизированного предприятия, партнера совместного предприятия или инвестора в новый проект. В иных случаях банки или государственные финансовые учреждения могут участвовать, выполняя функции кредитования, страхования или гарантирования размещения задолженности по инфраструктурным проектам. Такая их роль, по нашему мнению, является наиболее конструктивной и наименее опасной. Она может подкрепляться политикой, направленной на стимулирование развития отраслей инфраструктуры. Так, в Индии программа реструктуризации энергетики сопровождалась либерализацией торговли и регулирования иностранных инвестиций, введением налоговых льгот, снижением пошлин на импорт капитального оборудования, мероприятиями по защите прав интеллектуальной собственности и общим ослаблением государственного контроля над бизнесом. Кроме того, государственные организации и банки все в большей мере выступают в качестве гаранта инвестиций. Государственные организации и предприятия могут быть важнейшими потребителями продукции, выпуск которой организуется иностранными компаниями. Эта роль характерна, например, для производства электроэнергии: многие правительства приватизировали производящие мощности, оставив в государственной собственности сети передачи и распределения энергии. Элементом такой модели являются долгосрочные соглашения о покупке электроэнергии. Таким образом, приватизируя первичное производство и сохраняя в своих руках непосредственное предоставление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.