Научная статья на тему '2004. 03. 016-017. Промышленность в развивающихся странах'

2004. 03. 016-017. Промышленность в развивающихся странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ -РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / МЕЛКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО -РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ЮНИДО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 016-017. Промышленность в развивающихся странах»

СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ

ЭКОНОМИКА

2004.03.016-017. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ.

2004.01.016. НОВОМ S. Small and medium-sized enterprises in economicdevelopment: the UNIDO experience // J. of econ. coop. among Islamiccountries. - Ankara, 2001. - Vol. 22, N 1. - P. 1-42.

2004.01.017. GOLDSTEIN A. The political economy of high-tech industries in developing countries: aerospace in Brazil, Indonesia and South Africa // Cambridge. - J. of economics. - L., 2002. - Vol.26, N 4. -P. 521-538.

С.Хобом (016) (ЮНИДО, Вена) отмечает, что ЮНИДО создает ряд механизмов и инструментов помощи мелким и средним предприятиям (МСП) в развивающихся странах (PC), позволяющих им получить выгоды от глобализации, избегая возникающих рисков. МСП имели большое значение на всех этапах индустриализации. Они составляют более 90% числа предприятий в мире и обеспечивают 50-60% занятости, а в обрабатывающей промышленности - от 40 до 80%. В PC только МСП обеспечивают рост занятости. Они более трудоемкие, чем крупные предприятия, обеспечивают более равномерное распределение дохода, более эффективно распределяют ресурсы, поддерживают создание системных производственных возможностей (взаимосвязь предприятия, географическое размещение, распространение предпринимательского духа и навыков, сокращение разрыва между городом и деревней.

За последние десять лет существенно изменились условия, в которых проходит индустриализация. «Хотя промышленное развитие остается основным инструментом экономического и социального прогресса в развивающихся странах, система, в которой она играет

эту роль, резко изменилась в ходе глобализации, экономической либерализации и возникновения новых технологий» (016, с. 4). Снизилось значение таких факторов; как географическая удаленность и протекционистская политика, на первый план выступила внешняя конкуренция и международная интеграция. Глобализация и либерализация проявились в значительном сдвиге инвестиций от госсектора к частному: в РС доля инвестиций в основной капитал частного сектора в 1970-1979гг. составляла 68,1%, в 1980-1989гг. - 53,1, в 1990-1999 гг. - 71,2%. При этом наибольший сдвиг произошел в странах Тропической Африки - с 50,8 до 60,5% (исключая Восточную Африку, где частный сектор играл большую роль уже в 70-е годы), хотя объем частных инвестиций здесь снизился вслед за падением объема государственных инвестиций почти в 2,5 раза. Общий темп роста частных инвестиций за 1970-1996 гг. в PC увеличился с 12,8 до 16,6%, а государственных - снизился с 7,9 до 6,7% (016, с. 5). В то же время доля PC в мировых прямых иностранных инвестициях (ПИИ) упала с 39,9% в 1994г. до 37,2% в 1997 г., а в 1998 г. (в результате азиатского кризиса) до 25,8% (016, с. 5).

Распределение ПИИ очень неравномерно между регионами и странами: почти 85% всех ПИИ в Северную Африку (2,6 млрд. долл.) в 1998г. шли только в три страны - Египет, Тунис и Алжир; около половины всех ПИИ в остальную Африку (5,3 млрд. долл.) шли только в пять стран (Нигерия, Зимбабве, Ангола, Южная Африка, Габон). В других регионах эта неравномерность была еще более резкой. В Латинской Америке, Западной Азии и Восточной Азии более половины ПИИ направлялось, соответственно, в Бразилию, Саудовскую Аравию и Китай. В страны Организации Исламская конференция (ОИК) было направлено в 1998 г. около 16,4 млрд. долл., т.е. всего 2,5% мировых ПИИ, или около 10% ПИИ во все PC. Ни один член ОИК не получил даже 1% мирового объема ПИИ (016, с. 7).

Перенос акцента на частный сектор против ожиданий не стал панацеей. Оказалось, что стихия рынка не может обеспечить его процветание. Требуются специальные усилия правительства, чтобы создать для этого необходимые условия. Для поддержки МСП нужны новые национальные стратегии и программы. ЮНИДО оказывает PC поддержку в этом направлении, имея в виду избежать ситуации, при которой конкурентоспособность достигается снижением зарплаты, пренебрежением к трудовым и экологическим стандартам и ухо-

дом от налогооблажения. Таю уже произошло в некоторых PC, которые стремились увеличить экспорт готовых изделий любой ценой. Сильный местный частный сектор, способный привлечь ПИИ, требует соответствующей политической базы и институционной системы, «необходимых инвестиций в госсектор - в физическую инфраструктуру, в обучение и повышение квалификации, в улучшение управления, "проталкивание" инвестиций в частный сектор» (016, с. 8). Особый акцент ЮНИДО делает на поддержке МСП, определяя их как предприятия, которые слишком малы для оптимального разделения труда и внутренней специализации. В поддержке МСП ЮНИДО сосредоточивается на политическом и институционном уровне вмешательства, на обеспечении условий здоровой конкуренции. Ключевое значение имеет партнерство госсектора и частного сектора в расширении занятости и сокращении бедности. Необходимо внедрять в частный сектор современные технологии, снижать энерго- и ресурсоемкость, повышать производительность труда путем роста доходности предприятий.

В 1994г. ЮНИДО совместно с Экологической программой ООН приняло программу создания сети национальных центров производства для формирования МСП. Эти центры осуществляют обучение, распространяют информацию, предоставляют консультации; их число уже достигло 16, и оно постоянно растет (016, с. 20). Принята программа технического сотрудничества ЮНИДО с Пакистаном на три-пять лет для создания специализированных центров поддержки МСП в кожевенном, текстильном и пищеобрабатывающем производствах; результативно действуют подобные центры в Тунисе.

МСП, как и всему частному сектору, не хватает представительских организаций; в значительной степени из-за этого их специфические нужды остаются вне поля зрения политиков. ЮНИДО оказывает помощь в создании таких организаций. Особое внимание ЮНИДО уделяет развитию менеджмента. Однако многие МСП, особенно управляемые женщинами, действуют на дне рынка, конкурируя на основе низких издержек в ущерб качеству.

Местный частный сектор во многих PC не может вести дело эффективно из-за нехватки мастерства, знаний, информации; это можно преодолеть, предоставляя услуги развитию бизнеса: они включают информацию и консультации относительно займов, подготовки бизнес-плана, управления обучением и исследования рынка, уста-

новления деловых связей, использования технологии, перестройки и расширения предприятия. Такие услуги в рыночной экономике предоставляются через деловые консультационные центры или подобные институты, часто вместе с услугами Торговой палаты.

Работа МСП не может быть эффективной без создания их сети, включающей горизонтальную кооперацию, обеспечивающую массовость производства однородных товаров, и вертикальную интеграцию с другими МСП и крупными предприятиями. Межфирменная кооперация увеличит коллективное поле обучения, обеспечит более прибыльный рыночный сегмент, разработку стратегии предприятия. Но в РС такие процессы идут медленно. ЮНИДО способствует формированию таких сетей, например, в РС Африки и Латинской Америки, делая особенный упор на распространение информации.

Глобализация неизбежно требует от МСП международной конкурентоспособности, одновременно им предоставляется возможность достичь ее путем включения в мировую цепочку, например, установлением партнерских связей с более крупными местными предприятиями, имеющими выход на мировые рынки, или с иностранными фирмами. В комплексе мер по сокращению безработицы ЮНИДО уделяет особое внимание женской занятости и предпринимательству. Попытки защитить МСП от конкуренции, создав огромную и централизованную государственную поддержку МСП вместо создания децентрализованной сети услуг, оказались неудачными.

А.Голдстейн (017) (ОЭСР) исследует макроэкономическую картину авиастроения в Бразилии, Южной Африке и Индонезии как пример развития высокотехнологичных производств в РС с высоким уровнем вмешательства государства в экономику. В 70-х и 80-х годах ряд новых индустриализующихся стран (Бразилия, Аргентина, Индия, Индонезия, Израиль, Южная Корея, Южная Африка и Турция) решили развивать авиационную промышленность и другие производства военно-промышленного комплекса (ВПК). С конца 80-х и в 90-е годы происходило уменьшение ВПК под влиянием падения Берлинской стены и других изменений в мире. В странах ОЭСР, где крупное производство вооружений находилось в руках государства, была проведена полная или частичная приватизация, образовалось небольшое число гигантских фирм («Боинг», «Локхид, «ЕАДС», «Маркони»), которые производили военные и гражданские самолеты.

Индонезия намного беднее Бразилии и ЮАР, но она показала наиболее системную картину развития отрасли. Его основные факторы: вовлечение государства в экономику, авторитаризм, стремление стать субрегиональной державой, выгодное географическое положение. Динамика фирм в трех странах зависела от вида собственности, управленческой практики, технологии, интернационализации, конверсии, диверсификации и пр. В 90-е годы авиастроение сокращалось. «Крупные компании по производству вооружения отказывались от производства ряда деталей и становились системными интеграторами, которые собирали воедино комплектующие от других поставщиков» (017, с. 523). В некоторой степени отрасль становилась все более глобальной со снабженческими цепочками по всему миру с многочисленными заграничными акционерами-участниками, развитием совместных предприятий и лицензионного производства. Это означало, что фирмы PC могли интегрироваться в цепочку глобальных лидеров. Но возможность стать системными интеграторами даже на низших звеньях снабженческой цепочки также означала, что местная производственная база должна удовлетворять требованиям качества и эффективности. Вдобавок даже приватизированные предприятия требовали поддержки национальных правительств как крупные потребители, особенно в области продвижения экспорта. Развитие авиастроения и других комплексов ВПК потребовало усиления системы международной безопасности.

В Бразилии после военного переворота в 1961 г. в течение 21 года сохранялся военный режим. В 1969 г. союзом технократов, госсектора и военных была создана организация для развития аэронавтики. Считалось, что суверенное государство не может зависеть от импорта самолетов и запчастей и допустить иностранный контроль над местным производством. Такое производство началось в 1970 г. в сотрудничестве с иностранными партнерами. До половины комплектующих состояло из импортных деталей. В некоторых отношениях это был хороший трехсторонний альянс ТНК, местных частных и госпредприятий, который до середины 80-х годов обеспечил быстрое накопление капитала. С финансовым кризисом окончился период низких финансовых издержек. Правительство сделало попытки приватизации своего госпредприятия, в 1994г. оно установило предел иностранной собственности - 40%, оставив у себя 6,8% акций. В середине 90-х годов фирма «Эмбраер» начала производство граждан-

ских реактивных самолетов (на 50 мест), вложив 300 млн. долл., из американских и европейских Компонентов. К 2000 г. фирма заняла второе место в регионе по производству реактивных самолетов с объемом продаж 1,8 млрд. долл. и доходом 238 млн. долл., с числом занятых 7 тыс. Она стала крупнейшим бразильским экспортером, обеспечивая 3,5% всего экспорта страны.

В Индонезии авиастроение началось с создания компании «Индустри Песават Тербанг Нусантара», президентом которой стал в 1976г. Ю.Хабиби, проработавший 12 лет в компании «Мессер-шмидт». Несмотря на слабую техническую базу, слаборазвитый сектор капитальных товаров и низкую способность абсорбировать и улучшать комплексные импортные технологии, Хабиби нацелил ИПТН прямо на полную сборку. Индонезийский рынок был привлекателен для иностранных авиастроителей. Первая сборочная линия была введена в 1983 г. Первый самолет в Юго-Восточной Азии (ЮВА) и в мусульманских странах поднял престиж Индонезии, ИПТН и Хабиби, но это не был большой рыночный успех: к 1990 г. скромные 5% в нише 20-45-местных самолетов. Практически ИПТН все продавала государственным авиалиниям, вооруженным силам и другим госучреждениям. Финансовые сведения о ее деятельности были долго засекречены, но, по словам Хабиби, она не давала прибыли. ИПТН испытывала трудности с запчастями из-за государственного управления, отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. В 1997г. компания объявила о реструктуризации, но наступил кризис, Хабиби сменил президента Сухарто на 512 дней и принес «большой вред, особенно вооруженным силам», закупая, в частности, германские самолеты вместо отечественных. Когда в начале 1998г. МВФ запретил субсидии для производства самолетов, ИПТН потеряла 90 млн. долл. В итоге военные расходы в 1999 г. сократились с 9% бюджета до 3,7%. В ноябре 1999 г. ИПТН вынуждена была остановить разработку проектов из-за нехватки средств, потеряла 28 млн. долл., м ее долг составил 570 млн. долл. (017, с. 531).

Необходима была приватизация, но было неясно, что делать с высокотехнологичным производством. Новые менеджеры превращали компанию в субподрядчика, разработчика дизайна и компьютерной техники. ИПТН, таким образом, диверсифицировалась, начав производство компонентов для малайзийского автомобиля «Протон», орудий для агробизнеса и других не-самолетных изделий. Планиро-

валось сократить персонал на 7,5 тыс. работников. Во имя национальных интересов Индонезийское агентство банковской реструктуризации в 2000 г. рекомендовало Министерству финансов и госпредприятий конвертировать долги ИПТН в акции, правительство было намерено ослабить зависимость страны от американского военного снаряжения и расширить национальную военную промышленность.

Развитие военного производства в Южной Африке прервалось в конце 40-х годов, и все военные мощности были демонтированы и обращены на гражданское производство. В ответ на эмбарго ООН в 1963 г. был создан Комитет по производству вооружения, ответственный за управление госсектором, производящим вооружение, и за связи с частным сектором в этой области. В 1977 г. была создана Корпорация вооружений Южной Африки -«Армскор», за ней осталось право сотрудничать с частным сектором для того, чтобы избежать дублирования операций. Компания эффективно соединяла функции приобретающего агентства и промышленного производителя. Поскольку Претория была вовлечена в ряд региональных конфликтов, это требовало более совершенного вооружения и в больших количествах, местная военная промышленность значительно расширилась. Доля военных расходов достигла 50% в бюджете 1991 г. Движению к самообеспеченности вооружением благоприятствовала возможность много инвестировать и нанимать квалифицированную рабочую силу на международном рынке в обход эмбарго ООН. К концу 80-х годов ВПК стал одним из крупнейших секторов обрабатывающей промышленности Южной Африки. В середине 60-х годов она закупала 70% вооружения, а теперь только 5%. Она производила бронированные транспортные средства, таНки, корабли, самолеты, все системы для воздушных сил. Остальные отрасли, однако, развертывались весьма ограниченно. Резкий рост экспорта вооружения сопровождался значительными экспортными субсидиями, а местное машиностроение приходило в упадок, изначальный промышленный рост прекратился в 80-е и 90-е годы, крупные накопления капитала в военном производстве мало что давали гражданскому производству.

После избрания Манделы президентом появилась необходимость снизить военные расходы. К тому же серьезный экономический кризис в начале 90-х годов увеличил стоимость военных производств, выросло и международное давление на Южную Африку. Национальные вооруженные силы должны были пересматривать свою

роль в новой многорасовой стране. Доля военных расходов в ВВП сократилась с 4,3% в 1989 г. до 2,2% в 1996 г., хотя расходы на персонал увеличились ввиду роста оплаты заготовок и НИОКР. Политика военных приоритетов была подчинена общим целям Программы реконструкции и развития.

Сокращение бюджетных расходов на вооружение совпало с общим спадом в экономике, отсутствие ясной политики конверсии вооружений вело к упадку реструктуризации и к росту концентрации. В 1992г. была создана государственная компания «Денел». Она состоит из контролирующей компании с подразделениями и компаниями, которые управляются как отдельные и самостоятельные предприятия, среди них - «Денел авиэшн», производящая боевые вертолеты. «Армскор» теперь остался частью уже гражданского Департамента вооружений, ответственного за вооружение армии и полиции. Несмотря на такие глубокие изменения, Южная Африка еще имеет ВПК, полностью обеспечивающий потребности страны, насчитывающий около 700 компаний с 50 тыс. работников, дающий 1,1% ВВП и являющийся вторым в ряду крупнейших экспортеров комплексных промышленных товаров. «Денел» сократила штаты с 28 тыс. работников в 1992 г. до 13,8 тыс. в 1996 г., активно проводила конверсию и диверсификацию. Производство вооружения, однако, образует ее ядро, оно обеспечило в 1996 г. 64% продаж против 72% в 1992г. Установлен ряд международных партнерств. В 1997г. «Денел авиэшн» заключила союз с «Еврокоптер», франко-германским консорциумом, с целью усилить кооперацию в производстве определенных видов вертолетов и провела вертикальную интеграцию с местными фирмами. Правительство сначала подумывало о приватизации, но потом заставило отрасль консолидироваться с другими частными фирмами. Значительная доля акций «Денел авиэшн» принадлежала иностранным стратегическим инвесторам, но правительство оставило себе наибольшую часть акций. Сокращение бюджетных средств на вооружение заставляло его производителей искать пути выживания.

К моменту отмены эмбарго ООН в мае 1994 г. «Денел» была одним из крупнейших клиентов Плана экспортных лицензий. В результате вооружение обеспечивало 36,5% высокотехнологичного экспорта Южной Африки, крупнейшей ее отрасли; самолетостроение давало 17,7% этого экспорта (17, с. 533). Оружие преобладало в экспорте ЮАР уже в 1994 г., составляя 58,8%; в 1991-1995 гг. авиастроение по-

казывало ежегодный рост в 32,2% (017, с. 534). При ближайшем рассмотрении, однако, стратегия имела здесь только частичное значение и не оказалась устойчивой. Успешной была продажа оружия Турции (для борьбы с курдами), бывшему руандийскому правительству, Анголе; Индонезия закупала вертолеты для борьбы с Восточным Тимором. Правительство расширяло

интервенционистскую политику, чтоб увеличить роль ЮАР в производстве вооружений, в системной интеграции. Была разработана новая программа авиастроения, укреплялся союз военных и фирм, производящих вооружение. Авиастроение в ВПК было в наилучшем положении. Переговоры «Бритиш спейс» и «Денел авиэшн» (при том, что первая владела 20% акций второй) позволяли «Денел» стать частью мировой отрасли в качестве субподрядчика одного из крупнейших мировых игроков.

Таким образом, в трех сходных растущих экономиках ведущие авиастроительные фирмы достигли определенной степени рыночной компетентности, использовали возможности государственного субсидирования, создали устойчивые технологии и промышленную инфраструктуру и вели борьбу за повышение своей конкурентоспособности. При этом «Эмбраер», с самого начала ориентированная на рынок и международную конкуренцию, использовала преимущества дешевого труда. «Денел» использовала значительные технологические возможности в период апартеида, но была менее успешна в ходе адаптации к новым рыночным условиям и конвертировалась в гражданское производство; ИПТН остается в инфантильном состоянии, в полной зависимости от государственной поддержки.

С.ММакарова

2004.03.018. СИДДИКИ Ш.Х. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОЛГА И СОКРАЩЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ МВФ И МИРОВОГО БАНКА.

SIDDIQUI SH.H. Solution on debt problem and reducing dependence on IMF / World Bank // J. of islamic banking a. finance. - Karachi, 2001. -Vol. l8, N 1 .- P. 7-30.

Ш.Сиддики, директор Института исследования исламского банковского дела и финансов (Карачи, Пакистан), обращает внимание на то, что на мусульман приходится 20% мирового населения и 23% территории, но доля мусульманских стран в мировом ВВП сократилась с 7,5 до 4,5%, в экспорте - с 18 до 7,5%, в импорте - с 9 до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.