DOI: 10.23671/VNC.2019.73.42907
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ЗАПАДНОМ ПРИКАСПИИ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ С ЗОРОАСТРИЗМОМ В IV-V ВВ.
М.Т. Гаджимурадов
Статья посвящена истории проникновения и распространения христианства в одной из так называемых «контактных зон», а именно в Западном Прикаспии в раннесредневе-ковый период. Показана степень противостояния в данном регионе ведущих держав того периода - Ирана эпохи династии Сасанидов и Византии периода династий Валентинов и Львов, а также их имперских религий - зороастризма и христианства соответственно. Проблема распространения христианства в регионе рассматривается в трех аспектах: геополитическом, идеологическом и военном. Особое внимание уделено изучению деятельности первых христианских миссионеров и ведомых ими общин, которым пришлось пройти через тяжелейшие трудности в борьбе за свою веру.
Ключевые слова: Восточный Кавказ, распространение христианства, Византия, Са-санидский Иран, Кавказская Албания, ранние христианские миссионеры, Дербент, религиозные войны, древние христианские храмы Восточного Кавказа.
Истоки проникновения и распространения христианства в Западном Прикаспии, в частности на территории самого южного региона Российской Федерации - Дагестана, уходят в глубокую древность, о чем свидетельствуют письменные источники и зафиксированные исследователями предметы материальной культуры IV-V вв.
Между тем, следует отметить, что данный регион, будучи одной из мировых контактных зон, во все времена отличался отсутствием этнополитической и конфессиональной стабильности. Особое географическое положение на стыке двух цивилизаций - Востока и Запада - и наличие важного в стратегическом отношении узкого коридора между морем и горами всегда приковывало к нему пристальное внимание великих держав и всевозможных завоевателей. Внимание это сопровождалось их изощренной дипломатией, идеологическим и культурным проникновением и агрессивными военными походами в регион с целью
установления своего владычества. Бесконечные войны, произошедшие в Западном Прикаспии за более чем двухты-сячелетнюю историю, и культурная экспансия со стороны внешних сил оказали существенное влияние на формирование политической культуры и ментальных особенностей народов Северного и Южного Кавказа.
В раннем средневековье Западный Прикаспий превратился в арену противостояния не только ведущих держав того времени, но и их имперских религий - зороастризма Сасанидского Ирана, христианства Византии, затем и ислама Арабского халифата.
Зороастризм - религия огнепоклонников, поскольку огонь играл существенную роль в религиозной обрядовости его последователей, - одна из древних религий Откровения [1, 42-46]. Возникла она около 600 г. до н.э. и еще в глубокой древности стала проникать на Кавказ. Активное распространение зороастризма на Кавказе началось в III в. с приходом
2<з шшш ошгая яэд©
к власти в Иране династии Сасанидов, превративших религию в инструмент имперской политики [2]. В III в. сначала шаханшах Ардашир I (224-241), а затем и его сын Шапур I (241-272) осуществляли последовательную экспансию на Кавказ.
Что касается христианства, то первое знакомство населения Западного Прика-спия с ним произошло еще в I в., когда в районе Дербента начали свою проповедническую деятельность апостол Егише (Елисей) вместе с апостолом Варфоломеем. Здесь же возникли и первые христианские церкви на Восточном Кавказе [3,28].
Проникновение христианства на Восточный Кавказ, очевидно, происходило из Армении, где оно приобрело статус государственной религии еще в начале IV в. Как свидетельствуют письменные источники, армянские миссионеры развернули широкую деятельность по всему Кавказу. Так, средневековый автор Мовсес Калан-катуаци сообщает о значительных успехах по распространению христианства юного просветителя Григориса. Судя по сообщениям, ему удалось привлечь в христианство даже высшую знать ряда кавказских народов, о чем свидетельствует тот факт, что правитель Албании Урнайр, несмотря на юный возраст, назначил его католикосом своей страны [4, 28-29].
Уверовавший в Христа, Урнайр стал горячим поборником христианства. Совместно с ортодоксальным духовенством, возглавляемым католикосом Гри-горисом, он начал бескомпромиссную идеологическую борьбу с широко распространенной в тот период на Кавказе религией огнепоклонников - зороастризмом, и весьма в этом преуспел. Действия Урнайра вызвали крайнее раздражение Сасанидов - правителей Персидской державы, которые в своей внешней политике придавали огромное значение имперской зороастрийской религии.
Наказать царя Урнайра и католикоса Григориса, а также искоренить христиан-
ство на Кавказе шаханшах Шапур II Саса-нид (309-379) поручает своему северокавказскому вассалу, правителю Маскутского царства Санатруку. Выполняя указание шаханшаха, Санатрук фактически развернул масштабные боевые действия по физическому истреблению христиан Восточного и Южного Кавказа. Одним из первых пострадал просветитель Григорис, который был подвергнут мучительной казни у Дербентских стен. По мнению ряда исследователей, произошло это в 30-х гг. IV в. [5]
Реки крови первых христиан оросили Прикаспийскую равнину. Византийский церковный историк V в. Сезомен сообщает, что в подконтрольных шаханшаху Ша-пуру II землях было убито «до шестидесяти тысяч христиан» [6, 112]. Мучительной казни подверглись ближайшие соратники католикоса Григориса, о чем сообщает Ка-ганкатваци: «Пытками стали принуждать поклониться пеплу и поганым дэвам», т.е. языческим божествам [4, 39]. Древне-армянские историки Мовсес Хоренаци и Фавстос Бузанд сообщают, что Григорис был жестоко казнен - его привязали к лошади и протащили по земле [7; 8].
На мольбы о помощи восточнокав-казских христиан откликнулся армянский царь Хосров III Котак, позиционировавший себя как защитник веры Христовой. Заручившись политической и военной поддержкой Византийского императора Констанция, в 338 г. он организовал поход против Санатрука, чтобы защитить оставшихся и мстить за убитых христиан.
Видя, что Санатрук не устоит перед натиском армии христиан, шаханшах Шапур II со всей своей армией выступил в поход на Кавказ. В самом начале войны Хосров III Котак неожиданно умер, очевидно, он был отравлен агентами Шапура II, чьи войска наводнили Западно-Прикаспийскую равнину [9].
Христианская община Кавказа оправилась от страшных религиозных гонений
338-339 гг. довольно быстро. Албано-армянские христианские миссионеры сумели воспользоваться тем, что Шапур II был занят тяжелой войной с византийским императором Констанцием II, а также отражением участившихся набегов кочевников из северокавказских степей, и начали активно вовлекать в христианство восточнокавказские народы. Об этом сообщает Моисей Хоренский [10].
Зороастрийское духовенство Сасанид-ской империи с крайним раздражением наблюдало за строительством христианских храмов и школ в регионе и настоятельно просило власти пресечь эту деятельность. Но лишь с завершением в 361 г. 24-летней войны с Византией Шапур II смог вновь взяться за христиан Кавказа.
В 370 г. кавказских христиан накрыла очередная волна гонений и репрессий. Войска Шапура II учинили жесточайшие погромы в городах и селениях христиан. По свидетельству Моисея Хоренского, главнокомандующий персидских войск Меру-жан «старался уничтожить весь чин христианский: епископов и священников... в сущности он хотел остановить дальнейшее распространение христианства» [10].
В войне «за веру» пали многие защитники христианства, в том числе «Шер-гир, царь леков» и «Урнайр, царь Алуан-ка (Албании - прим. автора. - М. Г.)» [11, 51], и лишь военное вмешательство византийского императора Флавия Юлия Валента II не позволило Сасанидам искоренить христианство в регионе.
В 399 г. к власти в Иране пришел Ез-дигерд I (399-421). Отсутствие реальных идеологических побед над христианами и финансовые проблемы страны вследствие частых войн вынудили его внести существенные коррективы в религиозную политику. В результате кавказские христиане получили право свободно исповедовать свою религию и строить храмы, взамен взяв на себя обязательства уплаты дани в казну. Кроме того, христи-
ане получили возможность хоронить людей в земле [12, 52], что для зороастрий-цев было категорически неприемлемо, поскольку означало осквернение одной из священных стихий.
Воспользовавшись тем, что Сасаниды были заняты отражением агрессии с севера со стороны кочевников Предкавказья и восстановлением разрушенной инфраструктуры, христианские миссионеры вновь активизировали свою деятельность в регионе. Армянский просветитель Месроп Маштоц составил алфавит для одного из южнодагестанских языков и перевел на него книги Ветхого Завета [6]. После этого проповедники еще более открыто и ревностно начали обращать население в христианство и, надо полагать, весьма преуспели, о чем сообщает средневековый албанский историк Мовсес Каланкатуаци [4, 75].
Подтверждением данных сообщений служат выявленные археологами на Прикаспийской равнине Дагестана следы христианских культовых сооружений. Наиболее значимыми из них являются исследованные известным дагестанским ученым М. Г. Магомедовым остатки четырех церквей на Верхнечирюртовском городище [13]. Во время археологических раскопок были обнаружены обломки однотипных каменных крестов, характерных для изучаемого периода и региона. Здесь же была обнаружена керамическая курильница, используемая в христианских обрядах.
О значительном распространении христианства на Западно-Прикаспийской равнине в раннем средневековье свидетельствуют также выявленные и изученные археологами многочисленные захоронения с христианской символикой [14].
Необходимо отметить, что строительство по всему региону христианских храмов вызывало крайнее недовольство зо-роастрийского духовенства, требовавшего восстановить барьеры перед укрепляющим
2Э шшш ошгая ^
свои позиции христианством. Эти призывы были услышаны пришедшим к власти в 421 г. шаханшахом Варахраном (Бахра-мом) V (421-439), при котором кавказская политика Ирана вновь стала строиться на основе крайне жестких методов давления на христианскую общину и всесторонней поддержки имперской зороастрийской религии в регионе. Его правление отличалось крайней степенью религиозной нетерпимости. В 430 г. по его приказу было казнено «двадцать тысяч христиан» [15].
Последующие правители Сасанид-ской державы Ездигерд II (439-457) и Пероз (459-484) продолжили политику притеснения христиан. Практически сразу же с восшествием на престол Ездигерд II издал указ, строжайше запрещающий христианство во всех подвластных ему землях: «От навасарда до навасарда, во всех местах, какие только есть под властью великого царя, да будут упразднены церковные обряды, да будут закрыты и опечатаны двери святых храмов, да будут изъяты в царскую казну по описи и счету просвещенные сосуды, да умолкнут звуки псалмов и да прекратится чтение неистинных пророков. Священники да не осмеливаются в делах своих поучать народ, верующие в Христа мужи и женщины да переменят свои одежды по мирскому (зороастрийскому - прим. автора. - М. Г.) обычаю. Затем и жены на-хараров (крупные феодалы) да обучатся учению магов. Сыновья и дочери азатов (мелкие феодалы) и шинанаков (простолюдины, крестьяне) да поучатся в наставлениях тех же магов... Убойный скот да не умерщвляется, не будучи посвящен... И пусть выполняются какие есть повинности в отношении (церкви (зороастрийской - прим. автора. - М. Г.) или жертвоприношения или убой (скота) согласно праздничному обряду» [16, 31].
Указ запрещал любые христианские обряды; храмы, церкви и монастыри подлежали закрытию; имущество - конфискации в
пользу казны, высшая знать должна была получать зороастрийское религиозное образование, а остальное население обязано было регулярно посещать проповеди зо-роастрийских священнослужителей. Выражение «от навасарда до навасарда» означает, что указ должен был быть полностью исполнен в течение одного календарного года, т.е. с первого месяца данного года до первого месяца следующего года, что говорит о решительном настрое Ездигерда II раз и навсегда покончить с христианством на подвластных ему землях.
С целью реализации данных задач Ездигерд II направил на Кавказ более 700 проповедников-магов. Оберегать их и обеспечивать успех их действий должна была направленная вместе с ними внушительная военная сила [17, 37]. Это был средневековый вариант информационно-идеологической войны.
Христианское население оказалось перед тяжелейшим выбором. Сохранение приверженности своей вере лишало человека всех прав, жизнь его переставала представлять какую бы то ни было ценность для властей. Переход в лоно зороастризма обеспечивал физическую защиту властей, освобождение от налогов, а также социальный и карьерный рост в Сасанидской военной администрации.
Данная политика Ездигерда II отражена в одном из его указов: «Все народы и языки, которые находятся под моей властью, да оставят каждый закон своих лжеучений, и все до последнего придут к поклонению Солнцу, принося ему жертвы, и именуя его богом, и творя служение огню; выполняя законы учения магов, ни в чем не делают упущений. Если Вы признаете учение магов, а все ваши заблуждения чистосердечно обратите в истину законов наших великих богов, я доведу Вас в величии и старшинстве до равенства с моими любезными нахарарами (высшая аристократия - прим. автора. - М. Г.), да еще дам превзойти» [16, 35].
Мовсес Каланкатуаци с большим пристрастием пишет об этих событиях: «Во времена надменного Иазкерта (Ездигер-да II) дьявол возжигал и все раздувал в нем мысль упразднить христианскую религию. Строжайшее повеление пришло в Алуанк (Албанию): отречься от христианской веры и повиноваться учению магов - огнепоклонству...» Желая «прекратить религию христианскую, царь персидский притеснял всех темницами и оковами, против воли принуждал поклоняться религии магов...» [4, 172],
Однако действия Сасанидов кавказскими народами были расценены как прямая оккупация, а репрессии вызвали в 451 г. восстание христиан под руководством Вардана Мамиконяна. К нему присоединились восточнокавказские христиане. Егише сообщает, что повстанцы «напали на земли и города, что имели персы в стране Албанской» [16, 78]. По сведениям средневековых авторов Лазара Парпеци (V в.) и Моисея Каганкатваци (X в.) они взяли резиденцию Сасанидского наместника, расположенную в Дербенте, разрушили ее, а гарнизон истребили [18,88].
Антиперсидское восстание под религиозными лозунгами охватило весь Западный Прикаспий и прилегающие нагорья. Его возглавил сам правитель Албании Ваче II (438-461) сын царя Есвагена. «Они смело напали на те крепости и города Алуанка, которые персы держали в своих руках, - повествует Мовсес Калан-катваци, - сражаясь отважно и храбро, они сжигали их замки и темницы, а где только хватали магов-соблазнителей, там же их группами предавали мечу, оставляя трупы их на съедение птицам небесным и зверям земным. Очищали места от (остатков) всяких скверных жертвоприношений и освобождали церкви от неимоверных притеснений» [4, 172].
Взошедший на престол в Иране Пероз (459-484), сын Ездигерда, для борьбы с повстанцами решил нанять воинствен-
ных гуннов за «огромные сокровища». Те штурмом овладели Дербентской крепостью и в течение года кровопролитных боев сокрушили армию Ваче [19]. Ваче попал в плен, но ему сохранили жизнь только потому, что в нем текла сасанид-ская кровь. Однако он отказался от албанского престола (461). Практически вся албанская, иберская и армянская знать была насильно обращена в зороастризм. Если кто отказывался, то, как сообщает Моисей Каганкатваци, «кровь всех святых мучеников Христовых проливалась на землю от скверных рук» [4, 69].
Престол Албании перешел к брату Ваче Вачагану, хотя фактически он постоянно находился на положении арестанта при персидском дворе. Из сообщений Моисея Каганкатваци можно понять, что он был крещеным, но под жестким давлением Сасанидов принял зороастризм: «Вместе с другими и Вачаган от страшной и насильственной злобы царя принял религию магов» [4, 71]. Однако Вачаган, даже находясь при персидском дворе в Ктесифоне, продолжал тайно исповедовать христианство.
Период правления Пероза был крайне тяжелым временем для христианской общины Кавказа: духовенство преследовалось, храмы разрушались, а вместо них повсеместно возводились зороастрийские атрушаны с негасимым алтарным огнем.
Политика подавления иноверцев вызвала очередное восстание на Кавказе, грозившее Сасанидской державе серьезными потрясениями. В разгар восстания в 484 г. шаханшах Пероз погиб на войне, на престол взошел его брат Валаш (484488) - правитель более мягкий, проводивший политику веротерпимости. Считая, что бесконечная религиозная война ослабляет державу, он вознамерился положить ей конец, разрешив свободу вероисповедания, как это было при Ездигер-де I. Привилегии албано-григорианской церкви были восстановлены, более того,
шзззшаа оштая (Щ) яэд©
в 487 г. Вачагану разрешили вернуться на родину и восстановить царскую власть в Албании, принадлежащую ему по праву Возвратившись на родину, Вачаган стал открыто исповедовать христианство, всячески поддерживая свою религию и искореняя язычество.
Таким образом, истоки проникновения и распространения христианства на территории современной России уходят в глубокую древность, а именно в IV в., когда первые христианские миссионеры из Византии стали создавать общины и проповедовать свою веру на Западно-Прикаспийской равнине и в приле-
гающих горных районах. Анализ средневековых письменных источников показывает, что утверждение христианства в Восточно-Кавказском регионе происходило в условиях острейшего и продолжительного противостояния с зороастрий-ской верой огнепоклонников, нередко выливавшегося в кровавую религиозную войну. В конце концов, упорство и готовность первых кавказских христиан к самопожертвованию ради своей веры позволили им одержать победу над зороастризмом и с VI в. превратить Западный Прикаспий в один из очагов формирующейся христианской цивилизации.
1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988.
2. Гаджимурадов М. Т. Распространение зороастрийской религии в раннесредневе-ковом Дагестане // Вестник Дагестанского государственного университета. 2004. № 3. С. 46-49.
3. Карахмедов А. А, Христианские памятники Кавказской Албании. Баку, 1987.
4. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк: в 3-х кн./пер. с древнеармян-ского Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984.
5. Шихсаидов А. Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестане // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. Махачкала, 1957. T. III. С. 54-76.
6. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851.
7. Мовсес Хоренаци. История Армении/пер. Г. Саркисяна. Кн. 3. Гл. 3. [электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/03.html
8. Бузанд Ф. История Армении/пер. с др.-арм. и коммент. М. А. Геворгяна. Кн. 3. Гл. 6. [электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/istoriya/armenia/buzand/03.html
9. Гаджимурадов М. Т. Дагестан в кавказской политике Сасанидского Ирана V-VII вв. // Вестник Дагестанского государственного университета. 2007. № 3. С. 4-8.
10. История Армении Моисея Хоренского/пер. Н. О. Эмина. М., 1893. [электронный ресурс]. URL: http://www.runivers.rU/bookreader/book53253/#page/l/mode/lup
11. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.)/пер. с араб., вступ. ст. и прим. О.Г.Большакова, истор. коммент. А. 71. Монгайта. М„ 1971.
12. Пигулевская Н. В., Якубовский А.Ю., Петруилевский И, П., Строева Л. В., Беле-ницкий А. М. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958.
13. Магомедов М. Г. Раннесредневековые церкви Верхнего Чирюрта // Советская археология. 1979. № 3. С. 186-203.
14. Гмыря Л. Б. Атрибуты раннехристианских погребений с территории Дагестана // Вестник института ИАЭ ДНЦ РАН. 2006. № 1. С. 95-119.
15. FirbyN.K. European Travelers and Their Perceptions of Zoroastrians in the 17th and
18th Centuries // Archäologishe Mitteilungen aus Iran. Ergänzungsband. Berlin, 1988. № 14. Pp. 62-70.
16. Егише. О Вардане и войне армянской/пер. с древнеарм. И. А. Орбели, прим. К. Н. Юзбашаняна. Ереван, 1971.
17. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. Махачкала, 2001.
18. Лазар Парпеци. История Армении и Послание к Вагану Мамиконяну/под ред. Г. Тер-Мкртчяна, С. Малхасянца. Тифлис, 1904.
19. История Егише Вардапета. Борьба христианства сучением Зороастровым в пятом столетии в Армении/пер. с арм. П. С. Шаншиева. Тифлис, 1853. Гл. 8. [электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/istoriya/armenia/egishe/old/index.html
Gadzhimuradov, Murad T. - Dagestan State University (Makhachkala, Russia); murad-docent@mail.ru
SPREAD OF CHRISTIANITY IN THE WESTERN CASPIAN REGION IN CONFRONTATION WITH ZOROASTRISM IN THE IV-Vth CENTURIES.
Keywords: Eastern Caucasus, spread of Christianity, Byzantium, Sassanian Iran, Caucasian Albania, early Christian missionaries, Derbent, religious wars, ancient Christian churches in the Eastern Caucasus.
The article is devoted to the history of the penetration and spread of Christianity in one of the so-called «contact zones», namely in the Western Caspian region in the early medieval period. The paper also describes the intensity of confrontation in this region between leading powers of the period - the Iran of the Sassanid and Byzantine dynasty of the period of the Valentinian and Leonid dynasties, as well as between their imperial religions - Zoroastrianism and Christianity, respectively. The problem of the spread of Christianity in the region is considered in three aspects: geo-political, ideological and military. Particular attention is paid to the activities of the first Christian missionaries and the communities they led, as they had to go through terrible hardships in the struggle for their faith.
REFERENCES
1. Boyce, M. Zoroastriitsy. Verovaniya i obychai [Zoroastrians. Beliefs and customs], Moscow, Nauka, 1988. 330 p.
2. Gadzhimuradov, M. T. Rasprostranenie zoroastriiskoi religii v rannesrednevekovom Dagestane [The spread of the Zoroastrian religion in early medieval Dagestan], Vestnik Dag-estanskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Dagestan State University], 2004, no. 3, pp. 46-49.
3. Karakhmedov, A. A. Khristianskie pamyatniki Kavkazskoi Albanii [Christian monuments of Caucasian Albania], Baku, Elm, 1987. 27 p.
4-. Kalankatuatsi, M. Istoriya strany Aluank: v 3-h kn. Per. s drevnearmyanskogo Sh. Sm-batyan [History of the country of Aluank: in 3 books. Transl. from Ancient Armenian by Sh. Smbatyan], Yerevan, Matenadaran, 1984. 172 p.
5. Shikhsaidov, A. R. O proniknovenii khristianstva i islama v Dagestane [On the penetration of Christianity and Islam in Dagestan], Uchenye zapiski Instituta istorii, yazyka i lit-eratury Dagestanskogo filiala AN SSSR [Scientific notes of the Institute of History, Language
ШШШ ОШМЯ (Щ âSïl®
and Literature of the Dagestan Branch of the USSR Academy of Sciences], Makhachkala, 1957, vol. Ill, pp. 54-76.
6. Salminius Herrnias Sozomenus. Tserkovnaya istoriya [The Ecclesiastical History], St. Petersburg, Tipografiya Fishera, 1851. 670 p. [electronic resource], URL: https:// pload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/85/3pMMn_C030MeH._I4epK0BHaii_ MCTopna._%281851 %29.pdf
7. Khorenatsi, M. Istoriya Artnenii [History of Armenia. Transl. by G. Sargsyan], Book 3, ch. 3. [electronic resource]. URL: http://www.vehi.net/istoriya/armenia/kliorenaci/03.html
8. Buzand, F. Istoriya Armenii [History of Armenia. Transl. from Ancient Armenian and Comments by M. Gevorgyan], Book 3, ch. 6. [electronic resource], URL: http://www.vehi. net/istoriya/armenia/buzand/03 .html
9. Gadzhimuradov, M. T. Dagestan v kavkazskoi politike Sasanidskogo Irana V-VIIvv. [Dagestan in the Caucasian politics of the V-VII centuries Sasanian Iran], Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Dagestan State University], 2007, no. 3, pp. 4-8.
10. Khorensky, M. Istoriya Armenii [History of Armenia. Transl. by N. Emin], Moscow, Tipografiya V. A. Gattsuk, 1893. [electronic resource], URL: http://www.runivers. ru/bookreader/book53253/#page/l/mode/lup
11. Bolshakov, O. G. (ed.) Puteshestvie Abu Hamida al-Garnati v Vostochnuyu i Cen-tral'nuyu Evropu (1131-1153 gg.) [Travel of Abu Hamid al-Garnati to Eastern and Central Europe (1131-1153)]. Moscow, Nauka, 1971. 134 p.
12. Pigulevskaya, N. V., Yakubovsky, A. Yu., Petrushevsky I. P., Stroeva, L. V., Belenitsky, A. M. Istoriya Irana s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII veka [The history of Iran from ancient times to the end of the XVIII century], Leningrad, Leningrad State University, 1958. 392 p.
13. Magomedov, M. G. Rannesrednevekovye tserkvi Verhnego Chiryurta [Early Medieval churches of Upper Chiryurt], Sovetskaya arheologiya [Soviet Archaeology], 1979, no. 3, pp. 186-203.
14. Gmyrya, L. B. Atributy rannekhristianskikh pogrebenii s territorii Dagestana [Attributes of early Christian burials from the territory of Dagestan], Vestnik Instituta IAE DNTs RAN [Bulletin of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Centre of RAS], 2006, no. 1, pp. 95-119.
15. Firby, N. K. European Travelers and Their Perceptions of Zoroastrians in the 17th and 18th Centuries. Archäologishe Mitteilungen aus Iran. Ergänzungsband. Berlin, 1988, no. 14, pp. 62-70.
16. Yeghishe. O Vardane i vojne armyanskoi [About Vardan and the Armenian War], Transl. from Ancient Armenian by I. Orbeli; notes by K. Yuzbashanyan]. Yerevan, Armenian SSR Academy of Sciences, 1971. 192 p.
17. Kurbanov, M. R., Kurbanov, G. M. Religii narodov Dagestana. Istoriya i sovremennost' [Religions of the peoples of Dagestan. History and modernity], Makhachkala, Dagestanskoe knizhnoe izdatelstvo, 2001. 271 p.
18. Parpetsi, L. Istoriya Armenii i Poslanie k Vaganu Mamikonyanu [History of Armenia and Message to Vagan Mamikonyan. Eds G. Ter-Mkrtchyan, S. Malkhasyants], Tiflis, 1904. 132 p.
19. Istoriya Egishe Vardapeta. Bor'ba khristianstva s ucheniem Zoroastrovym v pyatom stoletii v Armenii [History by Yeghishe Vardapet. The fight of Christianity with the teachings of Zoroaster in the fifth century in Armenia. Transl. from Armenian by P. Shanshiev], Tiflis, 1853,ch. 8. [electronicresource].URL:http://www.vehi.net/istoriya/armenia/egishe/old/in-dex.html
[ШММЕВ ЩЩсИ @3 Ш 2ЭШ