Научная статья на тему 'Взаимоотношения Дагестана с Арменией 82 в раннем средневековье'

Взаимоотношения Дагестана с Арменией 82 в раннем средневековье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4370
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДЫ / DAGESTAN / АРМЯНЕ / СВЯЗИ / КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ЗАКАВКАЗЬЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ЮГ РОССИИ / ДАГЕСТАН / АРМЕНИЯ / ARMENIA / ДЕРБЕНТ / DERBENT / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ТОРГОВЛЯ / TRADE / ТОРГОВЫЕ ПУТИ / TRADE WAYS / ZAKAVKAZIE / KARTLI / SHIRVAN / DAGESTANIAN FOLK / ARMENIAN / DVIN / KARS / ZAREHVAN / SASSANIDS / ARABS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович

В статье раскрыты вопросы взаимоотношений Дагестана с Арменией в раннем средневековье. Связи между ними были многогранными: политические, торгово-экономические и культурно-исторические. Они развивались в тесной связи со странами Закавказья, Северного Кавказа и Юга России. В развитии взаимоотношений Дагестана и Армении большую роль играли города Дербент, Семендер, Двин, Карс, Зарехван и др. Взаимоотношения между дагестанскими народами и армянами крепли в борьбе против иноземных завоевателей. Важную роль в развитии связей Дагестана с Арменией сыграла христианская религия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relations Dagestana with Armenia in Early Middle Ages

The Article is dedicated to relations of Dagestan with Armenia in early Middle Ages. It is used Armenian, Georgian, Arabic and Dagestanian sources, extensive history literature, as well as archeological, folk, epigraphy, linguistic materials. The Relations of Dagestan and Armenia depended as from internal political condition them, so and international situation on Caucasus, Front Asia and South to Russia. Relationship of Dagestan and Armenia fixed in fight with foreign conqueror Sassanids, Arabs and others Alongside with political between Dagestan and Armenia developed and trade an economic relationship. The Greater role in this played the centers of the craft and trade of Dagestan Derbent, Varachan, Semender and other populated points, as well as Armenia Arcn, Kars, Dvin, Zarehvan and others Armenian salesmen, coming from own interest, emerged the go-between and assisted the development trade an economic relationships of Dagestan and with the other folk and possessions Caucasus. In relations, Dagestan folk special role belonged to the Armenian migrants motivated in region Trans-Caucasus and North Caucasus. About Dagestan and Armenian cultural and history relationship witness the monuments an art, linguistically, folk materials.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения Дагестана с Арменией 82 в раннем средневековье»

during the great Patriotic war. June 1941-1945 year. Documents and materials]. Moscow: Politizdat, 1961. 463 p., pp. 118-119.

11. Sm.: Linets S.I. Gospital'naya baza Kavkazskikh Mineral 'nykh Vod v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945) [Hospital base of Caucasian Mineral Waters in the great Patriotic war (19411945)]. Pyatigorsk: Pyatigorsl State Ling. Univ. Press, 2010. 136 p., pp. 114-124.

12. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsiy i plenumov TsK (1898-1986) [The CPSU in the resolutions and decisions of Congresses, Conferences and Plenums of the Central Committee of the CPSU (1898-1986).]. Vol. 7. 1938-1945. 9th edition. Moscow: Publishing House of Political Literature, 1985. 574 p., pp. 31.

16 апреля 2014 г.

УДК 94

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДАГЕСТАНА С АРМЕНИЕЙ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

М.Р. Гасанов

Проблема взаимоотношений дагестанских народов с народами Кавказа является актуальной задачей исторической науки, тем более, что кавказские народы являются родственными. О единстве происхождения народов Кавказа грузинский летописец XI в. Леонти Мровели писал: "Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасионов - у всех (этих народов - авт.) был единый отец по имени Таргамос" [1].

Исторически сложилось так, что экономическая, политическая и духовная жизнь кавказских народов настолько переплелись и взаимно прониклись, что они вне этого не могли существовать.

Дагестано-армянские связи восходят к глубокой древности, а свое дальнейшее развитие они получили в раннем средневековье.

Проблема связей Дагестана с Арменией в литературе практически не изучена. Этой темы исследователи касались при освещении различных аспектов истории Кавказа, а также при написании обобщающих трудов по истории Дагестана, Армении и т.д. [2].

Говоря об источниках, отражающих характер дагестано-армянских связей, следует отметить в первую очередь сочинения армянских, грузинских, арабских и дагестанских

Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57.

авторов. В их числе археологический, фольклорный, эпиграфический, лингвистический материалы.

Важные сведения о дагестано-армянских связях содержатся в сочинениях армянских авторов, в которых часть населения Дагестана иногда известна как гунны, а другая -как жители Кавказской Албании. Поэтому, когда речь идет о гуннах Приморского Дагестана и об албанском населении, следует иметь в виду и предков дагестанских горцев.

О "землях гуннов" упоминает в своем труде "отец армянской историографии" Моисей Хоренский (Мовсес Хоренаци V в.). При перечислении народов, населявших территорию Восточного Кавказа, он называет албан, армян, массагетов, легов, таваспаров, других дагестанских народностей, а также пишет о городах и владениях Дагестана. В сочинении Егише Вардапета (V в.) "О Вардане и войне армянской" говорится о дагестанских народностях и их совместной с армянами борьбе против персидских шахов. Фавстос Бузанд (V в.) в "Истории Армении" пишет о дагестанских народах и владениях, а также об их борьбе против сасанидов. Сведения о народах Дагестана, о Чоре (Чога) содержатся и в "Армянской географии" (VII в.) Анания Ширакаци. Весьма ценным является труд Вардапета Гевонда (VIII в.) "История халифов

Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogical University, 57, M. Yaragskogo Street, Mahachkala, Republic of Dagestan, 367003.

Вардапета Гевонда", в которой сообщаются сведения о дагестанских народах, об арабо-ха-зарских войнах. Мовсес Каганкатваци (X в.), будучи уроженцем области Ути Кавказской Албании, в сочинении "История агван" описал посольства албанского католикоса Виро (596-629) к Шату - князю тюркутов и албанского епископа Исраила к каспийским гуннам, а также приводит сведения о городах, социальных отношениях жителей Приморского Дагестана и военно-политических событиях.

Отрывочные сведения о дагестано-армянских связях содержатся в грузинских, арабских источниках.

Для освещения темы важно выяснить политическое положение Армении и Дагестана в раннем средневековье.

В 40-х г. V в. Армения представляла собой полузависимую страну и управлялась армянской знатью под владычеством Ирана, назначавшего наместника-марзпана из среды армянской феодальной аристократии.

В раннем средневековье Дагестан был раздроблен на ряд политических образований, подробные сведения о которых содержатся в армянских источниках [3, с. 132].

Взаимоотношения Дагестана и Армении развивались в зависимости от международного положения Кавказа, вызванного политикой сасанидского Ирана и Византии в регионе. В сложившейся обстановке народы Закавказья и Северного Кавказа оказывали завоевателям упорное сопротивление. В V в. сасаниды сосредоточили в Албании, Армении и Иберии значительные гарнизоны для упрочнения здесь своего положения. В середине V в. район Дербента (Чора) управлялся персидским наместником - марзпаном.

Народы Закавказья и Дагестана не переставали выступать против политики сасанидов. Одним из организаторов борьбы народов Кавказа против сасанидов был Вардан Мамикоян, который встретил превосходящие силы сасанидов в районе зимней резиденции албанских царей, г. Халхал (около совр. Казаха). В битве 451 г., в которой сасаниды потерпели поражение, наряду с армянами, участвовали иберы, албанцы, горцы Дагестана и Северного Кавказа.

Очередное сражение между сасанидами и объединенными силами кавказских горцев состоялось на Аварайрском поле в 451 г. По словам Егише (Елише), в сражении не было победителей "ибо не было стороны, которая победила и не было стороны, которая

потерпела порожние, а храбрецы выступали против храбрецов, и обе стороны потерпели поражение" [4].

В 457 г. в Закавказье вновь вспыхнуло крупное антииранское восстание, которое возглавил албанский царь Ваче II. В этом восстании активное участие приняли дагестанские горцы и армяне. Как отмечается в источнике, восставшие потерпели поражение. Однако, как писал Моисей Каганкатваци, персидские войска покорить Ваче не смогли [5].

Борьба закавказских и дагестанских народов против сасанидов продолжалась во II половине V в. 481-484 годы отмечены восстаниями, в которых участвовали армяне и дагестанские горцы. Об этом свидетельствуют армянские, грузинские источники.

В VI в. Армения вместе Атрпатаканом, Иберией (Картли) и Албанией (Аран) входила в состав административной единицы сасанид-ского государства - в Северный край, столицей которого являлся Гандзак. Ответственность за охрану пограничных укреплений в районе Дербента была возложена на правителей княжества Сюник.

Связи Дагестана с Арменией не прекратились и в период владычества сасанидов во время арабских войн. На протяжении всей второй половины VII в. арабы предпринимали походы в Армению, но в этот период стабильной арабской администрации не существовало. О полном подчинении страны можно говорить лишь со времени большого похода Мухаммада ибн Марвана в 701 г. [6]. В результате этого похода вновь был занят Двин, в город введен гарнизон в 62 тыс. воинов. Арабские войска огнем и мечом стали разорять города и села. На борьбу с чужеземцами поднялись жители Армении, Грузии, Албании, Дагестана. Несмотря на это, в начале VIII в. арабам удалось овладеть Арменией, установить над ней свое господство. Было окончательно сформировано наместничество "Арменийа" (Эрмениат). В пределах Эрмени-ата, согласно сведениям арабских источников, существовало 113 "царств". Все земли, завоеванные арабами на территории Закавказья и части Дагестана, делились на четыре части. Вторая "Арминийа" (Эрмениат), согласно арабскому разделу, включала в свои пределы территорию северного Закавказья, а именно Джурзана (части Грузии), Сугдабиля - города на р. Куре близ Тифлиса, Баб Файруз Кубада - города недалеко от Дербенда и Лак-

за - страны лезгин, т.е. ту часть земель, населенных грузинами и лезгинами, которая после арабского завоевания вошла в состав Аррана [7].

Таким образом, границы "Арменийа" (Эрмениата) достигали Кавказских гор на севере, Каспийского моря - на востоке, реки Восточный Тигр - на юге и рек Евфрат и Чо-рох и Черного моря - на западе.

В отличие от доарабского периода, когда население Албании, Грузии и Армении объединяло "церковное единство", в арабский период единство этих областей носило чисто административный характер - они управлялись одним халифским наместником. На это указывает и Ибн Хаукал: "Мы объединили [Арран, Азербайджан и Армению] в одном районе, ибо ими владеет один и тот же владетель, чему свидетелем являемся я и мой предшественник (ал Истахри - авт.)" [7].

Это объединение носило искусственный характер, тем не менее, оно способствовало сближению многих народов Кавказа, в том числе дагестанских горцев и армян.

Наряду с политическими между народами Дагестана и армянами развивались и торгово-экономические взаимоотношения. В укреплении связях дагестанских народов с армянами немалую роль играл город Дербент. Следует полагать, что с укреплением позиций христианской религии в районе Дербента, здесь возникла армянская торговая колония, которая сыграла важную роль в связях дагестанских горцев с армянами.

Крупными центрами ремесла и торговли Армении являлись Арцн, Карс, Ван, Двин, Ерзнка, Ервандашат, Зарехаван, Заришат, На-хичеван и другие города. Многие из этих городов были связаны торговыми узами с городами Дагестана и Северного Кавказа.

По описанию арабских географов, в городе Двине, столице Армении, производили шерстяные ткани и платья, ковры, подушки, диваны, веревки, ткань разноцветную, парчу из шелка и др., которые вывозились в города и владения Закавказья, Дагестана и Северного Кавказа. Ковры, выделываемые под названием армянских, в восточном мире пользовались большой известностью [8].

Армянские купцы, исходя из собственных интересов, выступали посредниками и содействовали развитию торгово-экономических связей между Дагестаном и Арменией и другими народами и владениями Кавказа.

Дербент, в котором жили армянские купцы, находился в торговых связях со многими закавказскими, в том числе и армянскими, городами. Дагестанские торговцы поддерживали связи с армянами также в городах Ширвана, Грузии [9].

Армянские купцы участвовали в международной торговле "как своими товарами (ковры, ткани, лошади, минеральные и растительные краски, серебро, медь, ртуть и др.), так и теми, которые приобретали на рынках и ярмарках (южные пряности, благовония, китайский шелк, византийская парча, северная пушнина)" [10]. Армения не только принимала участие в мировой торговле, но и сама вывозила в бассейн Черного моря и в другие страны свои товары, а оттуда ввозила нужные ей изделия. Город Арташат в качестве "пункта" международного обмена был связан с Малой Азией, Месопотамией, Колхидой, Черным морем, Иберией, Дагестаном, Северным Кавказом, Ираном, Средней Азией [11].

В VIII-IX вв. международная торговля "Арменийа" Эрмениата развивалась в районе Восточного Кавказа, сыгравшего роль связывающего звена различных народов между собой. Из этого района арабы, персы и другие народы вели торговлю с хазарами, болгарами и Русью. К этому времени относится экономическое процветание городов Бердаа, Ганджа, Тбилиси, Дербента. В этой торговле непосредственное участие принимали армянские и дагестанские торговцы.

Через Армению проходили магистральные торговые пути, связывавшие местное население с народами Передней Азии. Одна дорога шла с запада Малой Азии на Дальний Восток через Иран, Индию. Другая - на юг через Иран и Сирию к Персидскому заливу и в Северную Африку. Дорога на север, в Восточную Европу, проходила через Северный Кавказ [12].

Некоторые торговые пути, которые связывали Армению со многими народами, пролегали через территорию Дагестана.

Во взаимоотношениях дагестанских народов с Арменией и другими народами особая роль принадлежала армянским переселенцам, обосновавшимся в Дагестане и других регионах Северного Кавказа в периоды беспрерывных войн, нашествий иноземных завоевателей.

Следует отметить особую роль армян в развитии торгово-экономических связей населения Дагестана. В Дербенте и некоторых

других дагестанских населенных пунктах в составе местного населения удельный весь армян был весомым. Об этом свидетельствуют письменные источники, археологические памятники, топонимические, эпиграфические, лингвистические материалы. Кроме того, проникновение христианства из Армении в Албанию, в частности, в Южный и Приморский Дагестан, вхождение части Дагестана в "Армению" - все это привело к возникновению не только торгового слоя армян и общины в Дербенте, но и способствовало объединению армянских торговцев.

Вместе с тем на развитии дагестано-армянских торгово- экономических взаимоотношений отрицательно сказывались внутренняя обстановка в Дагестане и Армении, а также международное положение на Кавказе, военные действия между империей сасанидов и Византией, Арабским халифатом и Хаза-рией, нашествия тюркоязычных племен и народов и т.д. Развитию торгово-экономических связей населения Дагестана и Армении мешали также бездорожье, отсутствие условий безопасности, состояние транспорта. Поэтому в качестве торговцев между народами выступали отдельные предприимчивые лица.

Важную роль в развитии дагестано-армянских связей играла христианская религия. Первые христианские общины в Закавказье появились еще в конце 1-11 вв. н.э. - в письменных источниках приводятся полулегендарные сведения о проповеднической деятельности в Чоре, Лпинии и Албании св. Елисея (Елишай, Егишэ, Дади) - ученика апостола Фаддея, и о строительстве им церкви [13].

Различными были и пути проникновения христианской религии на дагестанскую территорию. Армения, где христианство в 314-316 годах стало государственной религией, сыграла важную роль в распространении христианства в Дагестане. Согласно традиции христианином стал в первой половине IV в. албанский царь Урнайр. Албанская церковь была зависима от армянского католикоса. Армянские миссионеры прилагали немало усилий, чтобы насадить христианство в Албании. Фактором, способствовавшим деятельности армянских миссионеров в Дагестане, было усиление влияния Армении на Южный Дагестан. Армянские правители "охраняли от гуннов северные врата Дербентские" [14].

В IV в. возник очаг христианства в Чоге, т.е. в районе Дербента. О следах христианства

и его влиянии на армян свидетельствуют древние армянские кладбища. Кроме того, во время археологических раскопок обнаружены фундаменты церквей, а также христианские принадлежности. Наиболее ранние сведения о распространении христианства в этом регионе содержатся в сочинении Ф. Бузанда [15].

Поскольку в распространении христианства в Дагестане роль г. Чога была огромной, остановимся на существующих трактовках его географического положения. Некоторые исследователи под Чором подразумевают область, расположенную между Дербнтским проходом, Каспийским морем и восточной частью Главного Кавказского хребта. Название Чора, по мнению М.И. Артамонова, означало не только защищенный стеной проход вдоль Каспийского побережья, но и самую стену и страну, в которой он находился; оно могло, конечно, означать и главный город этой страны [16]. Дербент и Чора разноязычные названия: одно иранское, а другое - армянское, оба приуроченные к одному месту и употреблялись альтернативно (Чул, Чора - армянское название). По "Армянской географии", Дербент - это ворота города Чорского прохода [16]. В переводе с армянского Чора значит "ущелье", а Дербент - "закрытые ворота" [17].

Однако существует и мнение о том, что Чор и Дербент - разные населенные пункты, т.е. мнения ученых о точном местонахождении Чора не сходятся. Вот что пишет о Чоре В.Г. Котович: "Принято считать, что землею предков агванских царей была страна Чора, к югу от Дербента. В таком случае древнюю резиденцию царей агванских можно отождествить со сравнительно небольшим, хорошо укрепленным городищем Армен-Кала, расположенным в дельте Самура" [18].

Где бы ни локализовался Чора (Чога) в распространении христианства армянскими миссионерами в различных обществах Дагестана, и в последующие века его роль была значительной [19].

Отрекшийся от престола албанский царь Ваче II в 462 г. обосновался в городе Чора, где в связи с этим возникла епископальная кафедра. Позже епископство г. Чора было преобразовано в патриарший престол. Самостоятельная кафедра албанского католикоса возникла в 552 г. в столице Албании г. Парта-ве, после Двинского собора 551 г., когда моно-физитская церковь окончательно отмежевалась от халкедонитской византийской церкви.

Однако г. Чора, позже ставший называться Дербентом, оставался крупным центром христианской религии. Здесь еще при арабах находилось сооружение, которое Моисей Ка-ганкатваци называет патриаршим дворцом. В составе соборной мечети Дербента до сих пор уцелели части большого базиликального здания, полагают, христианского храма, выстроенного в той же технике, что и стены города и одновременно с ним, что свидетельствует о многочисленности и значительной роли живших в этом городе в VI в. христиан.

Новейшие археологические исследования также подтверждают существование в раннем средневековье в Дербенте христианских памятников, включающих в себя и огромный христианский храм V-VII вв. А.А. Кудрявцев разделяет мнения тех исследователей, которые относили возведение крупнейшего древнего религиозного памятника - Джума-мечети -к доарабскому времени и связывали его с распространением здесь христианства. Он также считает, что наличие в шахристане крупного культового сооружения в Дербенте в V-VII вв. свидетельствует о значительном количестве христианского населения города [20].

Главенствующую роль армянского населения и армянской церкви в некоторых районах правобережной Албании в раннем средневековье подчеркивают также В.Ф. Ми-норский [21], А.П. Новосельцев [22].

Существуют две точки зрения относительно строительства архитектурного комплекса Джума-мечети. Большинство исследователей считают, что он был построен еще в VI в. как храм, который обслуживал местных христиан - албанцев, армян, сирийцев и др., а в период арабского господства был переделан в мечеть. Археолог А.А. Кудрявцев обнаружил в этом здании конструктивные особенности христианской культовой архитектуры. Стены храма выполнены из крупных плит, аналогичных по размерам и способу укладки сасанид-ским стенам города.

Против этой точки зрения выступает С.О. Хан-Магомедов, утверждающий, что Джума-мечеть изначально строилась как мечеть [23].

О роли армянской церкви в Албании свидетельствуют и программные документы албанской церкви - "Алуэнские каноны" и "Повесть о Вачагане", которые полностью основаны на конфессиональной и исторической традициях армянской церкви.

В связи с вопросом о титулатуре главы албанской церкви А.П. Новосельцев пишет, что в Закавказье "относительно рано получила автокефалию армянская церковь (в 60-70-е годы VI в.). Затем (не ясно, когда) титул католикоса приняли верховный иерарх Албании и глава картлийской церкви" [22, с. 24].

В VI в. армянские миссионеры продолжили свою деятельность по распространению христианства среди населения Южного и Приморского Дагестана. По данным сирийских источников, в первой половине VI в. в Приморский Дагестан прибыло два христианских посольства (первое из Аррана, второе из Армении), целью которых было обращение населения в христианство. В начале VI в. н.э. в Прикаспий прибыл армянский епископ Кар-дост с пятью священниками, которые "многих окрестили" из местного населения. В 548 г. в страну гуннов прибыл другой армянский епископ, Макар, и приступил к строительству церквей [24].

В 682 г., по одним данным, в 694 г. -по другим, в Приморский Дагестан прибыла миссия епископа Исраила, имевшая целью распространение христианской религии [25]. По словам Моисея Каганкатваци, епископ "Ис-раил многие страны хазар и гуннов обратил в христианство" [26], особенно в столице гуннов - городе Варачане. Подобные данные приводятся и в сочинении Моисея Хоренского [27].

Результатом пребывания епископов в Приморском Дагестане явилось распространение христианской религии среди части населения. К началу VIII в. албанская церковь окончательно попала под контроль армянской церкви. Древнеармянский язык грабар стал официальным языком здешнего монофизитства.

Таким образом, в распространении христианской религии в раннесредневековом Дагестане значительную роль сыграла Армения. Однако христианство на территории Дагестана не получило широкого распространения. Его принятие в дагестанских обществах происходило в обстановке неизбежного столкновения с языческими верованиями. Арабские завоевания, религиозная политика арабов, насаждавших ислам, подорвали процесс распространения христианства и способствовали его вытеснению [28].

Говоря о культурных связях Дагестана и Армении, следует отметить, что в раннем средневековье, в условиях борьбы против завоевателей Ирана, Византии, армянский

народ создавал новые шедевры своей материальной и духовной культуры. В V-VII вв. на историческую арену вышла целая плеяда известных представителей армянской науки и культуры. В V в. написаны исторические труды Фавстоса Бузанда, Егише (Елише), Мовсеса Хоренаци и других, в которых отразились связи между Дагестаном и Арменией.

Говоря о дагестано-армянских культурных связях, следует иметь в виду, что основоположник армянской письменности Мес-роп Маштоц, наряду с армянской, создал и албанскую письменность, которая была распространена и на части территории Дагестана. По словам Моисея Хоренского, Месроп Маштоц создал "письмена говора гаргарского, говора, богатого гортанными звуками, грубого, варварского, в высшей степени нескладного". Временем расцвета албанской письменности принято считать V-VII вв., когда, как пишет А.Г. Шанидзе "албаны во всех областях культурной жизни Кавказа принимали деятельное участие наравне с грузинами и армянами" [29].

Один из авторитетных и признанных кавказоведов акад. И.А. Орбели хорошо знал и высоко отзывался об искусстве и культуре Кавказской Албании - "наиболее значительной наряду с Арменией и Грузией из стран кавказского культурного мира..." [30, с. 347], сыгравшей в пору античности и раннего средневековья значительную роль в экономической, политической и культурной жизни народов Закавказья.

В статье "Албанские рельефы и бронзовые котлы" И.А. Орбели подчеркивал давние культурно-исторические связи между кавказскими, в том числе, дагестанскими и армянским народами.

О дагестано-армянских культурно-исторических связях свидетельствуют лингвистические данные. Армянский язык в древности и раннем средневековье тесно контактировал с иберийско-кавказскими, в частности с дагестанскими, языками. В этом отношении заслуживает внимания статья Р.М. Шаумяна, который отмечает, что юго- восточное ответвление яфетических языков Дагестана, как по своему лексическому, так и по некоторым морфологическим элементам, настолько увязано с языками Армении, что требует к себе особого внимания. Он считает, что общность между указанными языками, прежде всего, обнаруживается в лексике, и приводит ряд примеров. Так, лезгинским словам

"гъед" - звезда, "цал" - стена, "яц" - бык, "гъурч" - охота, "цур" - изморозь, "тар" - дерево, "мере" - малина другим соответствуют почти сходные армянские слова [31, с. 421].

Как отмечает акад. И.А. Орбели, термин "коб", обозначающий в армянском языке "котел", сохранился в значении "котел" и в языках Дагестана. В раннесредневековых армянских источниках содержатся социальные термины, обозначающие владетелей некоторых политических образований Дагестана. Армянские авторы пишут о нахарарах Таба-сарана. Термин "нахарарство" соответствует "сатрапии" селевкидской и парфянской поры, называемых и греческим термином "стратегия", или римским "префектура".

По мнению Г.А. Климова, налицо лингвистические свидетельства раннего воздействия армянского на исконные языки Агвании. Так, в удинском и некоторых лезгинских языках совершенно очевидно наличие слоя древнеар-мянских лексических заимствований [32].

В статье О.И. Виноградовой и Г.А. Климова продолжена исследовательская работа по выявлению в дагестанских языках материальных свидетельств их былых контактов с армянским языком [33, с. 155]. Лексические арменизмы, наличествующие в дагестанских языках, подразделяются в статье на три группы: арменизмы, представленные в удинском языке, армянские заимствования в лезгинских языках и арменизмы, встречающиеся в других дагестанских языках. На основе анализа сопоставляемых лексем рассматриваемого лексического фонда авторы констатируют весьма ощутимую связь носителей языков Дагестана с Арменией и устанавливают довольно раннюю хронологию проникновения части арменизмов в дагестанские - еще с до-арабской эпохи [33].

О культурных связях предков Дагестана и Армении свидетельствуют и фольклорные жанры - пословицы, поговорки, сказки, - на что обращает внимание Наири Зарьян [34].

О пребывании армян в Дагестане, армяно-дагестанских связях и распространении христианства свидетельствуют эпиграфические, топонимические материалы. В Дагестане сохранялись топонимы, связанные с армянами. Кроме того, устная традиция связывает с армянами старинные могильники и поселения, заброшенные еще в средневековье. Об этом пишет И. Орбели: "Жители многих аулов Южного Дагестана в своеобразной

форме передают сведения о своей древней культурной связанности с христианскими народами Кавказа. Смутно сохранившееся в памяти народной воспоминание о принадлежности до принятия ислама к той или иной из господствовавших на Кавказе христианских церквей отразилось в рассказах, основанных на дедовских сказаниях о происхождении жителей того или иного аула, то от армян, то от грузин, а также и легенде о мнимом прежнем значении одного из полуразрушившихся зданий в Кубачи, якобы армянской церкви" [30, с. 312].

В Дагестане известны раннесредневеко-вые поселения, которые связаны с пребыванием армян - это "Армянское селение", "Армянская дорога", "Армянские огороды" и т.д. [35]. О памятниках, связанных с пребыванием армян и о распространении ими христианской религии в районах Южного Дагестана, писал и А.В. Комаров [19].

В пос. Белижди, возле родника Буз -Булах, у дороги в сел. Нюгди, расположено армянское кладбище, где встречаются каменные надгробья с древнеармянскими надписями [36].

Местечко около Карабудахкента называется "Эрмени-булагъ" - армянский родник. На территории Дагестана встречаются топонимы: "Эрмени" къабурлар" ("армянское кладбище") на берегу р. Акташ, недалеко от сел. Андрейаул Хасавюртовского района; "Эрмени кЫал" ("армянское ущелье") - вблизи от сел. Зубутль Казбековского района и т.д. [37].

Предания, связанные с пребыванием армян, сохранились также во многих аварских селах. По данным Е.М. Шиллинга, во многих аулах Нагорного Дагестана сохранились предания, указывающие на происхождение их предков от армян [38]. Подобные предания бытовали и в некоторых аулах Салатавии. На территории Нагорного Дагестана известны и топонимические названия местностей, которых связывают с пребыванием армян [39]. Как отмечает Р.М. Магомедов "у губденцев сохранилось предание о том, что Шам-шахар некогда был заселен жителями армянской веры. Распространение христианства сюда шло именно через Армению. Поэтому, полагают, жителей древнего Шам-шахара называли армянами", [40]. Акад. Д.Н. Анучин писал: "Акушинцы производят себя от армян и действительно, тип некоторых из них подтверждает это происхождение" [41]. О дагестано-

армянских связях свидетельствуют предания об образовании лакских аулов Куркли, Сум-батль, Кая, Куба и других, в основании которых, как считают, участвовали армяне [42]. "Аул Вачи, - пишет Р.Г. Маршаев, - основан теми же пришельцами. Вспомним сообщение армянского историка Каганкатваци о том, что после поражения в битве "албанский царь Вачи ушел в горы Дагестана. В предании говорится, что первые поселенцы Вачи были христиане" [43]. С армянами связывают и происхождение некоторых лакских тухумов.

Топонимы, связанные с пребыванием армян и бытованием христианства на территории Дагестана, возникали разновременно. Следует полагать, что значительная их часть появилась в период активной миссионерской деятельности армян, т.е. в раннем средневековье.

Таким образом, разнообразные материалы, приведенные нами, свидетельствуют о многогранных дагестано-армянских связях в раннем средневековье. Становится очевидным, что взаимоотношения Дагестана и Армении развивались в сложной международной обстановке на Кавказе, вызванной политикой Ирана, Византии, Арабского халифата, Ха-зарии, нашествиями тюркоязычных народов. В этой сложной обстановке народы Дагестана и Армении совместно с остальными народами Кавказа выступали против сасанидов. С образованием наместничества "Арменийа" (Эрмениата) в период арабского господства некоторые земли Дагестана вместе с Дербентом входили в это политическое образование.

В раннем средневековье развивались и дагестано-армянские экономические связи. В торговле между Арменией и Дагестаном большую роль играл Дербент. Следует отметить и роль армянских торговцев в связях дагестанских народов с различными народами.

В развитии дагестано-армянских связей большую роль сыграла христианская религия поникшая из Армении, а также из Албании, где сильным было влияние армянской христианской церкви. О дагестано-армянских связях свидетельствуют и различные памятники культуры, данные топонимики, лингвистики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мровели Л. Жизнь Картлийских царей. М.: Наука, 1979. 101 с.С. 3.

2. Гасанов М.Р. Дагестан и народы Кавказа в V-XV вв. Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 2008 191 с. С. 100.

3. Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз - Трдата к хазарско-

му хакану Алп-Илитверу // Записки института востоковедения АН СССР. М.-Л.: Наука, 1939. Т. VII. С. 130-150.

4. Цит. по: Очерки истории СССР. М.: Наука, 1958. 948 с. С. 205.

5. Каганкатваци М. История агван. СПб., 1861. 421 с. С. 71.

6. Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия К-Х! вв. М.: Наука, 1988. 298 с. С. 203.

7. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку: Элм, 1986. 421 с. С. 48.

8. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // В.В. Бартольд. Соч. Т. 2. Ч. 1. М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1963. 772 с. С. 52.

9. Ташчьян Я. П. Средневековая Барда в период расцвета // Известия АН Азербайджанской ССР. Баку, 1946. № 9. С. 58-72.

10. Джанполадян Р. М. Некоторые вопросы организации торговли в средневековой Армении // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1973. Вып. 138. С. 82-94.

11. Сукиасян А.Г. Общественно - политический строй и право Армении в эпоху раннего феодализма. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1963. 522 с. С. 83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Манандян Я.А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен ^в. до н.э. - XV в.н.э.). Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1954. 345 с. С. 233.

13. Гаджиев М.С. Государство и право Кавказской Албании. Махачкала. Изд-во Дагестан. гос. университета, 2006. 70 с. С. 37.

14. История Егише Вардапета. Тифлис, 1853. 368 с. С. 66.

15. Бузанд Ф. История Армении. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. 1953. 348 с. С. 13.

16. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во гос. эрмитажа. 1962. 522 с. С. 121.; Он же. Древний Дербент. М.: Советская Археология VIII, 1946. С. 131-143.

17. Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому. М.: Журнал Министерства народного просвещения, 1883, март. С. 141-173.

18. Котович В.Г. О местоположении раннесредне-вековых городов Варачана, Беленджера и Таргу // Древности Дагестана. Махачкала.: Изд-во Даг. филиала АН СССР, 1974. 326 с. С. 188.

19. Комаров А.В. Пещеры и древние могилы в Дагестане // Пятый археологический съезд в Тифлисе. I. Труды предварительных комитетов. М., 1882. 511 с. С. 438.

20. Кудрявцев А.А. Пути развития северокавказского города. Ставрополь: Изд. СГУ 2003. 330 с. С. 128.

21. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербен-да X-XI веков. М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1963. 264 с. С. 28.

22. Новосельцев А.П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века // Вопросы истории. 1989. № 9. С. 20-35.

23. Хан-Магомедов С.О. Джума-мечеть в Дербенте // Советская археология. 1970. № 1. С. 202-220.

24. Пигулевская Н. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л.: Изд-во восточ. лит-ры, 1941. 213 с. С. 96.

25. Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот. Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 1995. 285 с. С. 248.

26. Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. Баку: Элм, 1984. 172 с. С. 142.

27. Хоренский М. История Армении. М., 1893. 374 с. С. 145.

28. Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Ученые записки Института ИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. III. Махачкала: Изд-во Даг. Филиала АН СССР, 1957. С. 65-78.

29. Шанидзе А.Г. Новооткрытый алфавит албанцев и его значение для науки // Известия Института языка, истории и материальной культуры Грузинского ФАН СССР. Т. IV. Вып. 1. Тбилиси: Изд-во Груз. филиала АН СССР, 1938. С. 3-17.

30. Орбели И.А. Албанские рельефы и бронзовые котлы XII-XIII вв. // Избранные труды. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1963. С. 347-361.

31. Шаумян Р.М. "Агшешаса - Lesgica (армяно-лезгинские лексико-морфологические параллели)" // Академия наук академику АН СССР Н.Я. Марру. Л.: Наука. 1935. С. 419-426.

32. Климов Г. А. К составлению дешифровки аг-ванской (кавказско-албанской) письменности // Вопросы языкознания. 1967. № 2. С. 71-79.

33. Виноградова О.И., Климов Г.А. Об арменизмах в дагестанских языках // Этимология. 1977. М.: Наука, 1979. С. 154-158.

34. Наири Зарьян. Давид Сасунский. М.: Художе-ственная литература, 1972. 152 с. С. 62.

35. Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М.: Наука, 1993. 322 с. С. 242.

36. Исаков М. Археологические памятники Дагестана. Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 1966. 120 с. С. 36.

37. Оразаев Г.М.-Р. Армянский элемент в топонимике Дагестана // Тезисы докладов конференции, посвященной итогам географических исследований в Дагестане. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1989. С. 99-100.

38. Шиллинг Е.М. Народы Кавказа. Малые народы Дагестана. М.: Наука, 1993. 78 с. С. 39.

39. Тахнаева П. И. Христианская культура средневековой Аварии в контексте реконструкции политической истории (VII-XVI вв.) Махачкала: Издательский дом "Эпоха", 2004. 149 с. С. 62.

40. Магомедов Р.М. Легенды и факты. Махачкала. Дагестанское кн. изд-во, 1969. 239 с. С. 91.

41. Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г. // Известия Русского географического общества. Т. XX, Вып. IV. СПб., 1884. 449 с. С. 107.

42. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л.: Наука. Ленинград. отд. 1982. 223 с. С. 96.

43. Маршаев Р.Г., Буттаев Б. История лакцев. Махачкала: Редакционно-издательский отдел Го -скомиздата ДАССР, 1992. 209 с. С. 40.

REFERENCES

1. Mroveli L. Zhizn' Kartliyskikh tsarey [Lives of the Tsars of Kartli]. Moscow: Science, 1979. 101 p., p. 3.

2. Gasanov M.R. Dagestan i narody Kavkaza v 15-16 vekakh [Dagestan and the peoples of the Caucasus in the 15th and 16th centuries]. Makhachkala: Dagestan Publishing House, 2008, 191 p., p. 100.

3. Eremyan S.T. Zapiski instituta vostokovedeniya Ak-ademii Nauk SSSR [Essays of the Institute of Oriental Studies of the USSR Academy of Sciences]. Moscow. -Leningrad.: Science, 1939, Vol. 7, pp. 130-150.

4. Tsit. po: Ocherki istorii SSSR [Essays in the history of the USSR]. М.: Science. 1958. 947 p., p. 203.

5. Kagankatvatsi M. Istoriya agvan [History of Ag-van]. St. Petersburg, 1861. 421 p., p. 71.

6. Yuzbashyan K.N. Armyanskie gosudarstva epokhi Bagratidov i Vizantiya 9th -11th vekov [Armenian state era of Bagratids and Byzantium 9th-11th centuries]. Moscow: Science, 1988. 298 p., p. 203.

7. Ibn Khordadbekh. Kniga putey i stran [The book of roads and countries]. Baku: Elm, 1986. 421 p., p. 48.

8. Bartol'd V.V. Mesto prikaspiyskikh oblastey v istorii musul 'manskogo mira [Place Caspian regions in the history of the Muslim world]. In: V.V. Bartold. Compositions. Vol. 2. Ch. 1. Moscow: Publishing House of Eastern Literature, 1963. 772 p., p. 52.

9. Tashch'yan Ya.P. Izvestiya Akademii nauk Azerbay-dzhanskoy SSR, 1946, No 9, pp. 58-72.

10. Dzhanpoladyan R.M. Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii Akademii nauk SSSR, 1973, Issue. 138, pp. 82-94.

11. Sukiasyan A.G. Obshchestvenno-politicheskiy stroy i pravo Armenii v epokhu rannego feodalizma [Socio-political system and the right to Armenia in the period of early feudalism]. Yerevan: Yerevan State University Press., 1963. 522 p., p. 83.

12. Manandyan Ya.A. O torgovle i gorodakh Armenii v svyazi s mirovoy torgovley drevnikh vremen (5 vek do nashey ery - 15 vek nashey ery) [About trade and cities of Armenia in connection with the global trade in ancient times (the 5th century B.C. to the 15th century A.D.)]. Yerevan: Yerevan State University Press., 1954. 345 p., p. 233.

13. Gadzhiev M.S. Gosudarstvo i pravo Kavkazs-koy Albanii [State and law of Caucasian Albania]. Makhachkala: Dagestan State University Press., 2006. 70 p., p. 37.

14. Istoriya Egishe Vardapeta [Story of Yeghishe Vardapet]. Тифлис, 1853. 368 p., p. 66.

15. Buzand F. Istoriya Armenii [History of Armenia]. Erevan: Academy of Sciences of the Armenian SSR Press., 1953. 348 p., p. 13.

16. Artamonov M.I. Istoriya khazar [History of the Khazars]. Leningrad: State Hermitage Press., 1962. 522 p., p. 121; Artamonov M.I. Drevniy Derbent [Ancient Derbent]. Moscow: Soviet Archaeology VIII, 1946. pp, 131-143.

17. Patkanov K. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya, 1883, March, pp. 141-173.

18. Kotovich V.G. O mestopolozhenii rannesredneve-kovykh gorodov Varachana, Belendzhera i Targu [About the location of the early medieval cities Maracana, Belanger and Targu]. In: Ancient Dagestan. Makhachkala: Dagestan Branch of the USSR Press., 1974. 326 p., p. 188.

19. Komarov A.V. Pyatyy arkheologicheskiy s"ezd v Tiflise. I. Trudy predvaritel'nykh komitetov [Fifth archaeological Congress in Tiflis. I. Proc. Preliminary Committees. Moscow]. Moscow, 1882. 511 p., p. 438.

20. Kudryavtsev A.A. Puti razvitiya severokavkazsk-ogo goroda [Ways of development of the North Caucasian cities]. Stavropol: Stavropol State University Press., 2003. 330 p., p. 128.

21. Minorskiy V.F. Istoriya Shirvana i Derbenta 10-11 vekov [History of Shirvan and Derbent 10th-11th centuries]. Moscow: Publishing House of Eastern Literature, 1963. 264 p., p. 28.

22. Novosel'tsev A.P. Voprosy istorii, 1989, No 9, pp. 20-35.

23. Khan-Magomedov S.O. Sovetskaya arkheologiya, 1970, No 1, pp. 202-220.

24. Pigulevskaya N. Siriyskie istochniki po istorii narodov SSSR [Syrian sources on the history of the peoples of the USSR]. Moscow-Leningrad: Publishing House of Eastern Literature, 1941, 213 p., p. 96.

25. Gmyrya L.B. Strana gunnov u Kaspiyskikh vorot [Country of the Huns in the Caspian gates]. Makhachkala: Dagestan Book Publishing House, 1995. 285 p., p. 248.

26. Geyushev R.B. Khristianstvo v Kavkazskoy Alba-nii [Christianity in Caucasian Albania]. Baku: Elm, 1984. 172 p., p. 142.

27. Khorenskiy M. Istoriya Armenii [History of Armenia]. Moscow, 1893. 374 p., p. 145.

28. Shikhsaidov A.R. Uchenye zapiski Instituta IYaL Dagestanskogo filiala Akademii nauk SSSR [Scientific notes of the Institute of Institute of language and literature of the Dagestan branch of the USSR Academy of Sciences], Vol. 3. Makhachkala: Publishing House of the Dagestani Branch of the Academy of Sciences of the USSR, 1957. pp. 65-78.

29. Shanidze A.G. Izvestiya Instituta yazyka, istorii i material 'noy kul 'tury Gruzinskogo FAN SSSR [News of Institute of language, history and material culture of the Georgian Branch of the Academy of Sciences of the USSR], Vol. 4, Issue. 1. Tbilisi: Publishing House of the Georgian Branch of the USSR Academy of Sciences, 1938. pp. 3-17.

30. Orbeli I.A. Albanskie rel'efy i bronzovye kotly 12-13 vv. [Albanian reliefs and bronze cauldrons 12th-13th centuries] In: I.A. Orbeli. Selected works.

Yerevan: Publishing House of Academy of Sciences of the Armenian SSR, 1963, pp. 347-361.

31. Shaumyan R.M. "Armeniaca - Lesgica (army-ano-lezginskie leksiko-morfologicheskie paralleli)" ["Armeniaca - Lesgica (Armenian-Lezgin lexico-morphological Parallels)"]. In: From Academy of Sciences USSR to academic of N.Ya. Marr. Leningrad: Science, 1935, pp. 419-426.

32. Klimov G.A. Voprosy yazykoznaniya, 1967, No 2, pp. 71-79.

33. Vinogradova O.I., Klimov G.A. Ob armenizmakh v dagestanskikh yazykakh [About armenism in Da-ghestanian languages] In: Etymology. 1977. Moscow: Science, 1979, pp. 154-158.

34. Nairi Zar'yan. David Sasunskiy [David of Sasun]. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura, 1972. 152 p., p. 62.

35. Abakarov A.I., Davudov O.M. Arkheologicheskaya karta Dagestana [Archaeological map of Dagestan]. Moscow: Science, 1993. 322 p., p. 242.

36. Isakov M. Arkheologicheskie pamyatniki Dages-tana [Archaeological monuments of Daghestan]. Makhachkala: Dagestan Book Publishing House, 1966. 120 p., p. 36.

37. Razaev G.M.-R. Tezisy dokladov konferentsii, pos-vyashchennoy itogam geograficheskikh issledovaniy

v Dagestane [Abstracts of the Conf. dedicated to the results of geographical research in Dagestan]. Publishing House of Dagestan Scientific Center of RAS, 1989, pp. 99-100.

38. Shilling E.M. Narody Kavkaza. Malye narody Dages-tana [the Peoples of the Caucasus. The minor peoples of Dagestan]. Moscow: Science., 1993. 78 p., p. 39.

39. Takhnaeva P.I. Khristianskaya kul'tura sredneve-kovoy Avarii v kontekste rekonstruktsii politicheskoy istorii (7-16 veka) [Medieval Christian culture of the Accident in the context of the reconstruction of the political history (7th-16 th centuries)]. Makhachkala: Publishing House "Epoch", 2004. 149 p., p. 62.

40. Magomedov R.M. Legendy i fakty [Legends and facts. Makhachkala]. Dagestan Book Publishing House, 1969. 239 p., p. 91.

41. Anuchin D.N. Izvestiya Russkogo geografichesk-ogo obshchestva. Vol. 20, Issue. IV. St. Petersburg, 1884. 449 p., p. 107.

42. Lavrov L.I. Etnografiya Kavkaza [Ethnography of The Caucasus]. Leningrad: Science. Leningrad Branch, 1982. 223 p., p. 96.

43. Marshaev R.G., Buttaev B. Istoriya laktsev [History of Laks]. Makhachkala: Editorial-Publishing Department of Goskomizdat DA SSR, 1992. 209 p., p. 40.

2 июня 2014 г.

УДК 65.9(2):66.5(2Рос)

АДЫГСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ 20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

З.Я. Емтыль

Установление в конце марта -начале мая 1920 г. советской власти на Северном Кавказе обусловило необходимость такого "вписания" адыгов в новое политическое пространство, которое бы максимально обеспечивало представление и защиту их национальных, правовых и культурных интересов. В этой связи особое значение для адыгской интеллигенции приобрела реализация заявленного новой властью права на национальное самоопределение. Она выступила в роли своеобразного катализатора движения за национальное самоопре-

Емтыль Зарема Январбиевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории, политологии и социальных коммуникаций Кубанского государственного технологического университета, 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2, e-mail: [email protected].

деление, развернув активную деятельность по обустройству национальной жизни своего народа. Однако тема участия интеллигенции в процессе национального самоопределения адыгов так и не стала предметом специального исследовательского внимания, хотя и способна существенно расширить границы видения проблемы.

В отечественной историографии существует достаточно длительный опыт изучения истории национально-государственного строительства адыгских народов [1-4]. Однако специфика исследования этой проблемы со-

Zarema Emtyl - Kuban State Technological University, 2, Moskovskaya Street, Krasnodar, Russain Federation, 350072, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.