Научная статья на тему 'Христианство в истории Дербента сасанидского периода и этапы его становления'

Христианство в истории Дербента сасанидского периода и этапы его становления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОСТОЛ / КАТОЛИКОС / АЛБА-НЫ / КОЧЕВНИКИ / ЗОРОАСТРИЗМ / РЕЛИГИОЗНАЯ БОРЬБА / ЭТАПЫ ХРИСТИАНИЗАЦИИ / APOSTLE / CATHOLICOS OF THE ALBANIANS / NOMADS / ZOROASTRIANISM / RELIGIOUS STRUGGLE / STAGES OF CHRISTIANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудрявцев Александр Абакарович

Дербент вошел в историческую литературу как один из крупнейших исламских центров на Кавказе, где мусульманская идеология стала активно распространяться арабами с середины VII в. Однако раннесредневековые албанские и армянские источники свидетельствуют, что первой мировой религией, воспринятой населением Дербента было христианство. Его начал проповедовать в городе Чога (Дербенте) святой Елисей в 60-е гг. I в., рукоположенный первым патриархом Иерусалима братом Иисуса Христа Иаковым. Этот начальный этап христианизации Кавказской Албании, в том числе и Дербенте, церковная традиция именует апостольским. Второй этап прихо дился на IV первую половину V вв. и был начат святым Григорисом, первым главой Албанской Церкви, погибшим от рук маскутов, проживавших в районе Дербентского прохода. Третий этап относиться к середине V середине VI вв., когда Дербент становиться главным оплотом борьбы албанского царя Ваче II против попытки Саса-нидского Ирана навязать народом Кавказа зороастризм. С 60-х гг. V в. до средины VI Дербент являлся резиденцией главы Албанской Церкви (католикоса)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIANITY IN THE HISTORY OF DERBENT IN SASSANID PERIOD AND THE STAGES OF ITS DEVELOPMENT

Derbent entered the historical literature as one of the largest Islamic centers in the Caucasus, where Muslim ideology was actively spread by the Arabs from the mid-seventh century. However, early medieval Albanian and Armenian sources show that the first world religion, perceived by the population of Derbent was Christianity. St. Elisha began to preach it in the city Choga (Derbent) in the 60s of the irst century, ordained by Jacob, the first Patriarch of Jerusalem, brother of Jesus Christ. The Church calls this initial phase of Christianisation in Caucasian Albania, including Derbent, the apostolic one. The second stage followed in IV irst half of V century and was initiated by the Holy Grigoris, the first head of the Albanian Church, who died at the hands of the Maskuts, who lived in the area of Derbent passage. The third stage succeeded in the mid-ifth to mid-sixth century, when Derbent became the main bulwark against the Albanian king Vache II in the attempts of Sassanian Iran to impose zoroastrianism on the people of the Caucasus. Since the 60s of the V century until the middle of the VI century Derbent was the residence of the head of the Albanian Church (Catholicos).

Текст научной работы на тему «Христианство в истории Дербента сасанидского периода и этапы его становления»

УДК 940.1 "653"

А. А. Кудрявцев

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ ДЕРБЕНТА САСАНИДСКОГО ПЕРИОДА

И ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ

Дербент вошел в историческую литературу как один из крупнейших исламских центров на Кавказе, где мусульманская идеология стала активно распространяться арабами с середины VII в. Однако раннесредневековые албанские и армянские источники свидетельствуют, что первой мировой религией, воспринятой населением Дербента было христианство. Его начал проповедовать в городе Чога (Дербенте) святой Елисей в 60-е гг. I в., рукоположенный первым патриархом Иерусалима братом Иисуса Христа Иаковым. Этот начальный этап христианизации Кавказской Албании, в том числе и Дербенте, церковная традиция именует апостольским. Второй этап прихо-

дился на IV - первую половину V вв. и был начат святым Григорисом, первым главой Албанской Церкви, погибшим от рук маскутов, проживавших в районе Дербентского прохода. Третий этап относиться к середине V - середине VI вв., когда Дербент становиться главным оплотом борьбы албанского царя Ваче II против попытки Саса-нидского Ирана навязать народом Кавказа зороастризм. С 60-х гг. V в. до средины VI Дербент являлся резиденцией главы Албанской Церкви (католикоса)

Ключевые слова: апостол, католикос, алба-ны, кочевники, зороастризм, религиозная борьба, этапы христианизации.

А. А. Кис1гуау15еу

CHRISTIANITY IN THE HISTORY OF DERBENT IN SASSANID PERIOD AND THE STAGES OF ITS DEVELOPMENT

Derbent entered the historical literature as one of the largest Islamic centers in the Caucasus, where Muslim ideology was actively spread by the Arabs from the mid-seventh century. However, early medieval Albanian and Armenian sources show that the first world religion, perceived by the population of Derbent was Christianity. St. Elisha began to preach it in the city Choga (Derbent) in the 60s of the first century, ordained by Jacob, the first Patriarch of Jerusalem, brother of Jesus Christ. The Church calls this initial phase of Christianisation in Caucasian Albania, including Derbent, the apostolic one. The second stage followed in IV - first half of V century and was initiated by the Holy Grigoris, the first head

of the Albanian Church, who died at the hands of the Maskuts, who lived in the area of Derbent passage. The third stage succeeded in the mid-fifth to mid-sixth century, when Derbent became the main bulwark against the Albanian king Vache II in the attempts of Sassanian Iran to impose zoroastrianism on the people of the Caucasus. Since the 60s of the V century until the middle of the VI century Derbent was the residence of the head of the Albanian Church (Catholicos).

Keywords: apostle, Catholicos of the Albanians, nomads, Zoroastrianism, religious struggle, stages of Christianization.

Дербент широко известен в отечественной и зарубежной исторической литературе как выдающийся памятник мировой фортификации и один из крупнейших исламских центров Кавказа, на протяжении многих веков выполнявших свою геополитическую миссию по защите территорий Закавказья, Ближнего и Среднего Востока от набегов кочевых обитателей бескрайних степей Евразии. Уже с эпохи бронзы кочевники использовали знаменитые Дербентские ворота для проникновения на территории известных очагов древнеземледельческих ци-

вилизации Передней Азии и Средиземноморья, а со второй половины IV в. н.э. Дербент оказался на северной границе сначала огромной Сасанидской державы, а затем - с середины VII в., стремительно расширявшегося мусульманского мира. С этого времени он стал главными «Воротами» (по-арабски «Баб ал-аб-ваб» - Ворота ворот), Арабского халифата, защищая его от нападений степняков. В этот период Дербент выступал одним из широко известных исламских центров не только Кавказа, но и всего мусульманского Востока. Правители

Дербента назначались сюда лично омайадски-ми и аббасидскими халифами и сильно зависели во многих своих решениях, прежде всего в «джихаде», от местной арабской знати, происходившей из влиятельных арабских племен, переселенных в Дербент из Месопотамии в 733/734 г. знаменитым арабским полководцем Масламой б. Абд ал-Меликом [1, р. 17].

Однако Дербент вошел историю не только как крупнейший исламский центр, но и как один из наиболее значительных раннесредне-вековых городов Кавказа, где еще до проникновения сюда ислама уже получили развитие две известные мировые религии: христианство и зороастризм.

Зороастризм проник в Дербент, вероятнее всего, во второй половине IV в. н.э., когда по мирному договору 387 г. между Персией и Римом, Сасанидский Иран, достигший в правление Шапура II (309-379 г.) больших военных успехов на Кавказе, распространил своё влияние на все Восточное Закавказье, вплоть до Дербентских ворот. И, несмотря на то, что отдельные исследователи считают территорию Северного Азербайджана родиной зороастризма и культ огня был высоко почитаем у местных племен Восточного Кавказа, в том числе и в Дербенте, о чем свидетельствуют захоронения IX-VIII в. до н.э. Дербентского могильника [8, р. 48-50], эта религия не получила в городе широкого распространения. Учение Заратуштры осталось в основном религией завоевателей и очень небольшой прослойки некоторых представителей правящей кавказской верхушки, принявших зороастризм под давлением правителей Ирана.

В контексте оценки христианизации населения Западного Прикаспия ко времени завоевания арабами этих территорий Кавказа в середине VII в., крупнейший отечественный востоковед академик В. В. Бартольд писал, что христианство одержало победу на северных границах Ирана, в Западном Прикаспии и арабы на этих территориях «упоминают о христианстве как о религии местного населения, а о последователях зороастризма не упоминается» [2, р. 672].

Христианство, как свидетельствуют источники, на Кавказ проникло очень рано и, согласно сообщениям раннесредневековых армянских, албанских, грузинских источников, а так же данным, опирающимся на христианские традиции кавказских Поместных Церквей, Святое Писание стало распространяться здесь ещё в апостольские времена и армянская, албанская, грузинская Церкви считают апостольскими [4, р. 41].

Исследователи истории христианства Кавказской Албании особо выделяют в ней ранний период: «Первый период - апостольский, когда евангельское учение среди албан было распространяемо святыми апостолами и их учениками, а так же сирийскими миссионерами» [4, р. 38].

Начало распространения христианства в Кавказской Албании, в состав которой в этот период вошел и Дербент [8, р. 63-70], связано с деятельностью известных апостолов - святых Варфоломея и Фаддея, а так же ученика последнего - святого Елисея. Апостол Варфоломей, входивший в число двенадцати, проповедовал в Кавказской Албании и «согласно апокрифическим «Деянием апостола Фомы», Варфоломей был среди одиннадцати апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свой удел для миссионерской проповеди» [4, р. 41]. Согласно жребию, Варфоломей проповедовал в Месопотамии, Малой Азии, Персии, Индии, из которой он, как полагают исследователи, отправился на Кавказ, с караваном купцов или религиозных паломников, поддерживавших в этот период весьма тесные религиозные и торговые связи между центрами огнепоклонников Индии и Кавказской Албании. В «Истории Русской Церкви» митрополит Московский Макарий (Булгаков) приводит многочисленные свидетельства древних авторов о христианской проповеди апостола Варфоломея в Кавказской Албании [10, р. 284].

Согласно сообщениям этих источников и церковной рукописной традиции, святой Варфоломей принял мученическую кончину в городе Апбана, где он был распят «на кресте головою вниз» по приказу Астиага - брата царя, которого подбили на это злодеяние жрецы-огнепоклонники. [12, р. 707].

Местное церковное предание отожествляет место гибели Варфоломея с территорией старого Баку «Ичери Шахер» у подножья Девичьей башни, где по имеющимся историческим данным, на остатках фундамента языческого храма Арта, была возведена древняя христианская церковь. На ее развалинах в начале XIX в. по благословению РПЦ возвели часовню в честь святого Варфоломея, просуществовавшую до 1936 г. В памятной доске над входом в часовню сообщалось: «На сем месте за Христа пролил свою кровь один из 12-ти учеников Христовых -святой апостол Варфоломей» [4, р. 45].

Представляется вероятным, что апостол Варфоломей, погибший по сообщению источников в Албане, албанском городе указанным на карте античного географа II в. н.э. Птолеме-

ем недалеко от Дербента, мог проповедовать и в последнем - этом, широко известном военно-политическом и торговом центре Кавказской Албании, именуемом в раннесредневеко-вых кавказских источниках городом Чога (Чора, Чол), а в античных греческих и римских - Каспийскими воротами. По мнению автора публикации, на карте известного античного географа Птолемея, Дербент обозначен, как город Гелда [9, р. 53-73].

Если о проповеди апостола Варфоломея в Чога - Дербенте в исторических источниках нет прямых указаний, то о пребывании в городе ученика известного апостола Фаддея - святого Елисея, сообщает самый авторитетный албанский раннесредневековый историк Моисей Каганкатваци [5, р. 6-7], сведения которого подтверждаются и рядом более поздних кавказских авторов (Мхитар Гош [11, р. 8], Киракос Гандзакеци [7, р. 132-133]).

О начале проповеди святого Елисея в Кавказской Албании и в широко известном ее городе Чога (Дербент) Моисей Каганкатваци писал, что после мученической кончины апостол Фаддея на Кавказе в области Артаз: «Ученик его святой Елисей возвращается в Иерусалим и остальным соапостолам его рассказывает о вожделенном его мученичестве. Там, по вдохновению Святого Духа, Елисей рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалима. Елисей, получив себе в удел Восток, направив путь из Иерусалима в Персию, заходит к маскутам, избегая Армении, и начинает проповедовать в Чога (т.е. Дербенте - А. К.) и, уча многих в разных местах, заставил их познать спасение» [5, р. 6-7].

Подчеркивая, что Елисей начал христианизировать Кавказскую Албанию с ее далекой северной окраины Моисей Каганкатваци писал: «Он начал апостольское возделывание с концов земли, просветил только северную часть нашего востока» [5, р. 9].

Сопоставив время жизни первого патриарха Иерусалимской Церкви святого Иакова, с рукоположением святого Елисея, можно отнести начало проповеди его в Кавказской Албании и появление в Дербенте, к периоду 60-х гг. н.э. Путь святого Елисея из Иерусалима на территорию Кавказской Албании лежал через Персию, минуя Армению, где стояли римские гарнизоны императора Нерона, ярого гонителя христиан, что и заставило Елисея обойти Армению, хотя, возможно, он мог там встретиться с кем-то из единоверцев-проповедников, например, с Иудой Левия, так же известным под именем

Фаддий. Интересно, что согласно сообщениям очень авторитетного римского историка Корнелия Тацита и ряда других авторов I в., в 68 г. н.э., т. е. приблизительно в период пребывания Елисея в Дербенте, император Нерон подготовил грандиозный поход к Каспийским воротам (Дербенту), для «войны с албанами», которому предавал огромное значение и предполагал даже сам его возглавить [8, р. 69-72]. Это сообщение К. Тацита хорошо свидетельствует об особой роли Чога - Дербента не только в судьбах Кавказской Албании, но и о его геополитическом значении в маштабах всего Ближневосточного и Средиземноморского регионов, что, несомненно, должно было привлечь к нему внимание Елисея. То обстоятельство, что Елисей «начал проповедь Благой Вести» с города Чога, расположенный на северной границе Кавказской Албании, можно объяснить особой военно-стратегической ролью Дербенских ворот, защищавших население Закавказья от грабительских набегов кочевников Северного Кавказа и степей Юго-Восточной Европы.

Из Чога - Дербента Елисей направился на юг в центральные районы Кавказской Албании, в область Ути (территория правобережья р. Куры), в город Согарн стремя своими учениками, но вскоре был убит язычниками и «принял здесь венец мученичества» [5, р. 7].

Приведенные данные известных раннесред-невековых албанских авторов и церковных историков позволяют относить древний Дербент к числу наиболее ранних городов Кавказа, где Святое Писание проповедовали апостолы и их ученики, среди которых был и святой Елисей, принявший мученическую смерть за веру. Албанская Церковь почитала святого Елисея как своего апостола и «одного из учеников Господа, рукоположенного Иаковым, братом Господним» [5, р. 220].

Исследователи истории проникновения христианства в Кавказскую Албанию справедливо отмечали: «Первый, так называемый апостольский период распространения Христианства в Албании связан с именами апостола Варфоломея и ученика (или учеников) апостола Фаддея-Елисея» [4, р. 52].

Военно-политические события III в. н.э. внесли весьма значительные изменения в развитие известных государств Кавказа этого периода. Огромное и некогда могущественное Парфянское царство, выступавшее на протяжение нескольких веков главным соперником Рима на Ближнем и Среднем Востоке, пало под ударом новой Персидской державы - Сасанид-ского Ирана, основатель которого Арташир,

сын Папака и внук Сасана, разгромил на равнинах Мидии в битве при Ормиздакане (224 г.) последнего парфянского царя из династии Ар-шакидов - Артабана V и короновался как «царь царей» (226-242 гг.) нового персидского государства. Унаследовав от Парфянской державы ее огромные территории, Сасаниды унаследовали и ее ожесточенные противоречия с Римской империей, в том числе и на Кавказе. Кавказ, являвшийся очень значимым экономическим и геополитическим регионом, выступал важным военно-стратегическим плацдармом для наступления как на богатейшие сасанид-ские, так и на римские провинции.

Активное военное противостояние Рима и Сасанидского Ирана на Кавказе, в котором зачастую принимали участия конные отряды северокавказских кочевников, привлекаемые в качестве наемников, как римлянами, так и персами, самым пагубным образом отражалось на развитии региона и его населения. Ни Сасанидский Иран, государственной религией которого являлся зороастризм, ни Римская империя, где жесточайшее преследование христиан при многих императорах было возведено в ранг государственной политики, не имели веских причин для проявления веротерпимости и лояльности к христианскому вероучению и его последователям.

Положение коренным образом изменилось в начале IV в. н. э., когда император Константин Великий, сын святой Елены, так много сделавшей для защиты и распространения христианства, издал сначала Указ 311 г., давший христианам свободу вероисповедания, а потом, в 313 г., судьбоносный Миланский эдикт, который взял христианство под защиту государства, т.е. сделал его государственной религией империи [3, р. 52].

Цари Кавказской Албании, ориентировавшиеся в конце III - начале IV вв. в своих политических предпочтениях на Рим, как и правители Армении, и Грузии, положительно восприняли Миланский эдикт и проявили свою приверженность христианству, что положило начало второму этапу христианизации Кавказской Албании, в том числе и Дербента.

Согласно данным «Истории агван» Моисея Каганкатваци, албанский царь Урнайр, происходивший из разгромленной Сасанидами парфянской династии Аршакидов (младшая ветвь) и женатый на сестре сасанидского царя Шапура II, был крещен со своей свитой и приближенными святым Григорием - первосвятителем Армении. «После Крещения армянского народа святитель Григорий отправляется просвещать светом Евангелия Албанскую страну» [4, р. 59].

Моисей Каганкатваци сообщает, что в Албании для принятия христианства «сам великий царь с великолепными вельможами и сильным войском» отправился в Армению и «обратился из многих стезей заблуждения к истинному Богу» [5, р. 13]. Это событие относят к 313 г., хотя вопрос о времени крещения Армении, после которой крестился албанский царь с «вельможами и сильным войском», является дискуссионным. «Армянской Церковью датой крещения страны» считается 301 г., хотя ряд специалистов относит это событие к 314 г., а некоторые к 284 г. [4, р. 59].

Исследователи христианства Кавказской Албании считают, что «получив вторичное рождение от святого Григория, Урнайр в 313 г. по P. X. объявляет Христианство государственной религией Кавказской Албании» [4, р. 60]. С помощью новой религии Урнайр стремился объединить полиэтничное население Кавказской Албании (по Страбону она состояло из 26 разноязычных племен), укрепить политические связи с Римской империей и более активно противостоять зороастрийскому Ирану.

Политические и военные успехи персов на Восточном Кавказе в правление Шапура II, одержавшего ряд побед над римскими войсками, и активизация кочевников Юго-Восточной Европы, совершавших набеги на Закавказье через Дербентские ворота (Ворота Чога, Чора), заставил кавказских правителей искать покровительство и помощь у сасанидских царей.

Так, Шапур оказал помощь албанам в их борьбе с кочевыми племенами Северного Кавказа, которые «соединившись, прошли через ущелье Чор и поселились в пределах ахван-ских» [6, р. 151]. Армянский царь Тиран (338345 гг.) «заключил мир с персами и, помогая lilanyxy (lilanypy II - А. К.) оградил его от нападения северных народов (кочевников А. К.)» [5, р. 22], а албанский царь участвовал в битве при Амиде в 359 г. на стороне Шапура против римлян и занимал почетное место рядом с персидским царем. Значительное ослабление римского влияния на Кавказе, приведшее к разделу Армении в 387 г. и распространению иранского влияния на весь Восточный Кавказ, несомненно, сказалось на позициях христианства в регионе. Данные письменных источников и материалы археологических раскопок позволяют предполагать, что в середине - второй половине IV в. Дербент попал под контроль Сасанидского Ирана, а в первой половине V в. персидские цари стали активно укреплять «Ворота» и насаждать здесь зороастризм. Однако, есть основания полагать, что в конце III -

первой половине IV вв. Дербент, находившийся в подчинении албанских царей, имел среди своих обитателей и защитников значительное число христиан.

Так, раннесредневековые албанские и армянские авторы V—VII вв. (Фавстос Бузанд, Еги-ше, Моисей Каганкатваци и др.), в связи с событиями первой трети IV в., сообщают о новом этапе распространения христианства в районе Дербента. Подобно Елисею, прибывшему, из Иерусалима на территорию маскутов и проповедовавшему в городе Чога, глава Албанской Церкви епископ Григорис, рукоположенный крестителем Армении, святым Григорием около 20-х г. IV в. [5, р. 28], прибыл на территорию Дербентского прохода (Ворот Чога) и пытался обратить в христианство проживавших там маскутов. Последние сначала восприняли его вероучение, но потом, поддавшись уговорам шаманов, отказались от христианства, а самого миссионера предали мучительной смерти.

Население Дербентского прохода ко времени реального укрепления здесь власти Сасанидского Ирана, частично были уж христианизировано, а частично продолжало исповедовать старые языческие культы, которые христианские священнослужители пытались приспособить к своему вероучению. Укреплению позиций христианства здесь способствовало то обстоятельство, что уже в первой трети IV в. сюда прибыл, подобно святому Елисею, первый глава Албанской Церкви епископ Григорис, погибший на Ватнианском поле под Дербентом, где ещё в XIX в. на месте его гибели сохранялась часовня, посещаемая многочисленными паломниками.

Позднее, в начале второй половины V в., в период активной борьбы Ирана с христианством, Дербент был превращен албанским царем Ваче II в один из оплотов христианства на Восточном Кавказе и в главный центр антииранской борьбы против «учения магов».

Это событие положило начало третьему этапу христианизации Дербента, превратившегося в крупнейший христианский центр Кавказа и резиденцию главы Албанской Церкви.

Сообщение источников свидетельствуют о весьма прочных позициях христианства здесь в конце \\/-\/ вв. Этот фактор сыграл значительную роль в его дальнейшем укреплении, и превращении Дербента во второй половине V- первой половине VI вв. в место пребывания престола главы Албанский церкви (католикоса Албании). Всё это ослабило позиции зороастризма, который остался в Дербенте религией завоевателей, религией иранских феодалов,

чиновников, военных переселенцев. Христианское вероучение было более широко воспринято коренными обитателями города и получило распространение среди самых различных слоев населения Дербента. Сведения о нем имеются в многочисленных нарративных источниках и подтверждаются археологическими данными, которые подтверждают, что христианство являлось в основном религией неиранских обитателей раннесредневекового города, составлявших большую часть его населения.

В. В. Бартольд относил время христианизации Дербента и прилегающих к нему территорий к периоду правления сасанидского царя Ездигерда I (399-429 гг.) и византийского императора Феодосия (408-450 гг.) [2, р. 672]. По данным Моисея Каганкатваци здесь с 60-х г.

V в. находился престол католикоса Кавказской Албании, который был перенесен в середине

VI в. «из Дербента в Партав», в связи с активизацией набегов хазар. В «Истории агван» [5, р. 90] неоднократно упоминается не только о существовании престола католикоса в Дербенте [5, р. 261; 280; 362], но и о сохранении городом положения крупнейшего христианского центра Восточного и Северного Кавказа и после перенесения его в столицу Кавказской Албании -город Партав [5, р. 261, 280, 362]. Моисей Каганкатваци сообщает, в связи с перенесением престола главы Албанской Церкви из Дербента следующее: «После того страна наша подпала под власть хазаров; церкви и писания преданы были огню. Тогда во второй год Хозроя, царя царей, в начале армянского летоисчисления перенесли престол патриарший из города Чога в столицу Партав, по случаю хищнических набегов врагов креста Господня» [5, р. 90].

Особое положение среди высшей духовной знати Албании глава дербентской церкви сохранил и после перенесения престола в Партав, о чем свидетельствуют титулатура албанского католикоса, подписывавшегося «католикос агванский, лбинский и Чога (т.е. Дербента -А. К.)» [5, р.131]. Это позволяет думать, что две области - Лбиния и Чога - являлись особыми епископствами, занимавшими более высокое положение по сравнению с другими областями Албании, что и подчеркивалось в титулатуре католикоса.

Согласно сообщениям «Истории агван» подобная титулатура католикоса была введена известным главой Албанской Церкви Тер-А-ббасом (551-595 гг.), при котором «вошло в обыкновение писать на адресе бумаг - католикосу Агвании, Лбинии и Чога [5, р. 280]. Подобным же образом в VII в. именовал себя католи-

кос Тер-Виро, правивший позднее и писавший: «Я Виро, католикос агванский, лбинский и Чога» [5, р. 131].

Столь длительное пребывание в Дербенте престола главы Албанской Церкви, а потом крупнейшей епископской кафедры, позволяют говорить об особой роли города в истории становления христианства Кавказской Албании, о высоком уровне христианизации населения Дербента, который может свидетельствовать о значительной роли христианского духовенства в структуре дербентского и всего албанского раннесредневекового общества.

Таким образом, исследование путей проникновения и становления раннего христианства в Дербенте позволяет выделить здесь три основных этапа. Первый этап, относящийся ко времени проповеди на Кавказе апостолов Варфоломея, Андрея, Фаддея, Матвея, связан с миссионерской деятельностью святого Елисея, ученика Фаддея, рукоположенного в 60-х г. в Иерусалиме, первым иерусалимским патриархом, братом Иисуса Христа, Иаковым. Второй этап связан с началом широкой христианизации Армении, Кавказской Албании, Грузии в 1У-У вв., после принятия в 313 г. Миланского

эдикта. В Дербенте, начало этого этапа связано с деятельностью святого Григориса, первого главы Албанской Церкви, погибшего от рук маскутов недалеко от Дербента на Ватниан-ском поле (равнине). Третий этап, приходящий на вторую половину V-первую половину VI вв., связан с превращением Дербента в главный христианский центр Кавказской Албании и резиденцию главы Албанской церкви - католикоса Албании. Перенесение престола католикоса Албании из административной столицы Парта ва на северную окраину страны, в Дербент, было связано с антииранским восстанием албанского царя Ваче II в 459-463 гг., который отказался принять зороастризм, и ушел с войском и единоверцами в стратегически важный и хорошо укрепленный Дербент, где получил поддержку от местного населения и кочевников Северного Кавказа. Христианское население Албании и Закавказья активно поддержало антииранское восстание Ваче II, и Дербент на длительный период стал главным оплотам в борьбе с «учением магов», идеологическим центром христиан Кавказа, местом нахождения престола главы Албанской Церкви.

Источники и литература

1. Баладзори. Книга завоевания стран / пер. П. К. Жузе. Баку: Издание Общества Обследования и Изучения Азербайджана, 1927. 38 с.

2. Бартольд В. В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. М.: Издательство восточной литературы, 1963. Т. II. Ч. 1. 150 с.

3. Васильев М. А, Лекции по истории Византии. Петроград: Типография Я. Башмаков и К, 1917. Т. I. 355 с.

4. Иеромонах Алексей (Никоноров). История христианства в Кавказской Албании/2-е изд. Махачкала: Эпоха, 2012.190 с.

5. История агван Моисея Каганкатваци / пер. К. Патканьяна. СПб.: Академия наук, 1861.4.1. 376 с.

6. История Армении Моисея Хоренского / новый пер. Н. О. Эмина. М.: Лазаревский институт восточных языков, 1893. 324 с.

7. Киракос Гандзакеци. История Армении / пер. Л. А. Ханларяна. М.: Наука, 1976. 358 с.

8. Кудрявцев А. А. Дербент-древнейший город России. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2015. 342 с.

9. Кудрявцев A.A. Пути развития северокавказского города (по материалам Дербента домонгольской поры). Ставрополь: Издательство СГУ, 2003. 330 с.

10. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М.: Спасо-Преображенского Валаамского Монастыря, 1994. Кн. I. 406 с.

11. Мхитар Гош. Албанская хроника / предисл.; пер. и ком. 3. М, Буниятова. Баку: Академия наук АзССР, 1960. 33 с.

12. Православная энциклопедия. T.6. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003.

References

1. Baladzori. Kniga zavoevanija stran (The book of the conquest of countries) / translated by Zhuze. Baku: Publication Society Surveys and Studies of Azerbaijan, 1927. 38 p. (In Russian).

2. Bartol'd V. V. Mesto prikaspijskih oblastej v istorii musul'manskogo mira (The role of the Caspian region in the history of the Muslim world). Vol. II. Part 1. Moscow: Oriental Literature Publishing House, 1963. 150 p. (In Russian).

3. Vasil'ev M. A. Lekcii po istorii Vizantii (Lectures on the history of Byzantium). Vol. I. Petrograd: Bashmakovand K printing office, 1917. 355 p. (In Russian).

4. leromonah Aleksej (Nikonorov). Istorija hristianstva v Kavkazskoj Albanii (The history of Christianity in Caucasian Albania). Mahachkala: Jepoha, 2012. 190 p. (In Russian).

5. Istorija agvan Moiseja Kagankatvaci (The story ofAgvan Moses, Kaghankatvatsi) / translated by K. Patkan'jan. Part 1. St. Petersburg: Academy of Sciences, 1861. 376 p. (In Russian).

6. Istorija Armenii Moiseja Horenskogo (Armenian history by Moses Khorenatsi) / translated by N. O. Jemin. Moscow: Lazarev's oriental languages institute, 1893. 324 p. (In Russian).

7. Kirakos Gandzakeci. Istorija Armenii (Kirakos Gandzaketsi. History of Armenia) I translated by L. A. Hanlarjan. Moscow: Nauka, 1976. 358 p. (In Russian).

8. Kudrjavœv A. A. Derbent - drevnejshij gorod Rossii (Derbent - the oldest city of Russia). Mahachkala: Dagestanskoe kriizhnoe izdatel'stvo, 2015. 342 p. (In Russian).

9. Kudrjavcev A. A. Puti razvitija severokavkazskogo goroda (po materialam Derbenta domongol'skoj pory) (Ways of development of the North Caucasian city (on materials of Derbent pre-Mongol time)). Stavropol': SSU publ., 2003. 330 p. (In Russian).

10. Mitropolit Makarij (Bulgakov). Istorija Russkoj Cerkvi (The History Of The Russian Church). Moscow: Preobrazhensky Valaam Monastery, 1994. Book I. 406 p. (In Russian).

11. Mhitar Gosh. Albanskaja hronika. Predisl.; per. i kom. Z. M, Bunijatova (The Albanian chronicle. Foreword.; TRANS, and com. Z. M, BuniyatovAvenue). Baku: Academy of Sciences, 1960. 33 p. (In Russian).

12. Pravoslavnaja jenciklopedija (Orthodox encyclopedia). Vol. 6. Moscow: Orthodox encyclopedia, 2003. (In Russian).

УДК 930.1 (470.6)

M. E. Колесникова, С. И. Маловичко

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.: УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ ПРАКТИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРОШЛОГО. ЧАСТЬ 1

В серии статей изучается проблема функционирования разных форм исторического знания в межкультурном пространстве Северного Кавказа XIX - начала XX вв. В первой статье обращено внимание на функционирование местной устной традиции, исламское историописание и привнесенную Российской империей европейскую модель истории, которая в форме популярной истории (непрофессиональной) позиционировалась

русскими учителями, военными и чиновниками. Делается вывод, что европейская модель исторического знания стала вытеснять из региона иные практики конструирования прошлого как «ошибочные» и «ненаучные».

Ключевые слова: устная традиция, исламское историописание, европейская модель истории, стадиальная теория, популярная история.

М. Е. Ко1е5Гпкоуа, Б. I. Ма1оуюИко

HISTORICAL KNOWLEDGE IN CROSS-CULTURAL SPACE OF THE NORTH CAUCASUS XIX - EARLY XX CENTURY: ORAL AND WRITTEN PRACTICES OF CONSTRUCTING THE PAST. PART 1

A series of articles examines the problem of functioning of different forms of historical knowledge in cross-cultural space of the North Caucasus in 19 - early 20th century. The first paper focuses on functioning of local oral tradition, an Islamic historical writing and the European model of history introduced by the Russian Empire which in the form of popular history (nonacademical) was positioned

by the Russian teachers, military and officials. The conclusion is drawn that the European model of historical knowledge began to displace other practices of constructing the past from the region as "erroneous" and "unscientific"ones .

Key words: oral tradition, Islamic historical writing, European model of history, stadial theory, popular history.

В исследовании, которое разделено на две статьи мы рассматриваем проблему функционирования форм исторического знания в межкультурном пространстве Северного Кавказа XIX -начала XX в. В современной социокультурной ситуации проблема функционирования знания в пространствах, где происходит межкультурный диалог является одной из актуальнейших. Историков все больше начинают интересовать

вопросы, связанные с транскультурными историографическими процессами [46, 42].

Пространство, о котором мы будем говорить представлено разными сосуществующими, конфликтующими, изменяющимися и исчезающими дискурсивными практиками, принадлежащими устной традиции истории, исламскому историописанию, популярной истории и научным исследованиям. Сосуществование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.