Научная статья на тему 'Сасанидская экспансия в Западный Прикаспий в раннем средневековье'

Сасанидская экспансия в Западный Прикаспий в раннем средневековье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1194
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САСАНИДЫ / ВИЗАНТИЯ / КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ / ДАГЕСТАН / ДЕРБЕНТ / ЗОРОАСТРИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / АНУШИРВАН / ВОЙНА / ФОРТИФИКАЦИЯ / МИССИОНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаджимурадов Мурад Тагирович

В раннем средневековье Сасаниды стремились овладеть Закавказьем и Восточным Кавказом. С этой целью они проводили в регионе активную политику, которая включала комплекс мер военного, политического, социально-экономического и культурного характера. В статье рассматриваются цели, содержание и результаты политики Сасанидов на Восточном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сасанидская экспансия в Западный Прикаспий в раннем средневековье»

УДК 94 (470.67)

Гаджимурадов Мурад Тагирович

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории Дагестанского государственного университета murad-docent@mail.ru Murad . Gadzhimuradov

candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of national history of the Dagestan state university murad-docent@mail.ru

Сасанидская экспансия в Западный Прикаспий в раннем средневековье Sassanid expansion into Western Caspian at the early middle ages

Аннотация. В раннем средневековье Сасаниды стремились овладеть Закавказьем и Восточным Кавказом. С этой целью они проводили в регионе активную политику, которая включала комплекс мер военного, политического, социально-экономического и культурного характера. В статье рассматриваются цели, содержание и результаты политики Сасанидов на Восточном Кавказе.

Ключевые слова: Сасаниды, Византия, Кавказская Албания, Дагестан, Дербент, зороастризм, христианство, Ануширван, война, фортификация, миссионерство.

Annotation. In the early Middle Ages, the Sassanids sought to capture the Southern and Eastern Caucasus. To this end, they conducted an active policy in the region, which included a a set of measures of military, political, social, economic and cultural. The article investigates the objectives, content and results of the policy Sassanid in the Eastern Caucasus.

Keywords: Sassanids, Byzantines, Caucasian Albania, Dagestan, Derbent, Zo-roastrianism, Christianity, Anushirvan, war, fortifications, missionary.

В раннесредневековую эпоху Восточный Кавказ, будучи привлекательным в геополитическом и геостратегическом отношении регионом, оказался в орбите интересов и культурной экспансии Сасанидского Ирана. Сасаниды, пришедшие к власти в Иране в 225 г., имели цель - установить на Кавказе свой абсолютный контроль, в связи с этим развернули последовательную экспансию в сторону Западноприкаспийской равнины

Первый поход к Дербенту предпринял шаханшах Ардашир I (224- 239) [1, с. 44]. Как сообщает средневековый армянский историк Моисей Хоренский, для укрепления своих позиций он начал строить на Кавказе зороастрийские храмы, в которых «приказывает неугасимо возжечь огонь Ормузда (Ахура Маз-ды)» [2, с. 143].

Сын Ардашира I и преемник Шапур I (240 - 272) с еще большим усердием продолжает политику своего предшественника. В 252 году он со своей армией вторгся в Армению, разгромил её, после чего двинулся в Западный При-каспий. Государство восточнокавказских народов - Агван (Албания) пало под мощным натиском сасанидской армии. Триумфальная надпись Шапура I на цоколе храма Кааба Зороастра гласит, что власть его (т.е. Шапура - М.Г.) признали многие народы «вплоть до гор Кал (Кавказ) и «Албанских ворот» (Дербент) и всей горной цепи ...» [3, с. 138], после чего он назначил «в областях Кавказа» новых мтаваров (правителей) [3, с. 220].

Важнейшим инструментом в имперской политике Шапура I была религия, имевшая особое отношение к себе со стороны правящей династии, поскольку зороастрийская церковь была тесно переплетена с политической системой. При Шапуре I проводилась планомерная миссионерская деятельность на Кавказе. Эти действия сопровождались применением военной силы. Зоро-астрийское духовенство, составлявшее один из столпов власти Сасанидов, в том числе на вновь завоеванных кавказских землях, находилось на особом привилегированном положении.

Сасанидам на Северном Кавказе пришлось противостоять союзу воинственных горцев и предкавказских кочевников, которые держали в постоянном напряжении северные границы их державы. Шаханшаху Варахрану II (276 - 290) приходилось постоянно держать в регионе довольно крупные военные силы для охраны кавказских проходов [4, с. 38].

Предпринимаемые Сасанидами экономические, политические и культурные мероприятия способствовали втягиванию кавказских народов в политическую жизнь империи. Так, в своей триумфальная надписи в Пайкули шахан-шах Нарсе (293 - 309) называет своими сторонниками практически всех кавказских владетелей: «.царь маскутов, и царь Иберии, и царь Сикана, и царь Тиридат, и... нахупет Дахистана, и владетель Цахура, и Пурасман, владетель Мугана, и владетель Лака, и остальные махрдары (управители)...» [3, с. 169].

В это же время, интересы Сасанидской державы на Кавказе столкнулись с интересами Римской империи, чьи легионы в 298 г. вторглись в Южный Кавказ и нанесли сокрушительное поражение армии Нарсе [5, с. 77]. После этого началось выдавливание Сасанидов с Южного Кавказа, для чего использовалась не только военная сила, но и такой мощный инструмент имперской политики, как религия. Армянский царь Трдат III (287 - 330), поддерживаемый Римом, направил сюда юного христианского просветителя Григориса, которому удалось довольно быстро обратить в христианство многих представителей местной знати, в числе которых были даже трое сыновей царя маскутов Сане-сана, ближайшего сторонника шахиншаха. «.И проповедовал он там единую силу Творца - неизреченную Троицу и воплощение Слова Божьего, рассказывая о множестве различных чудес, сотворенных на земле [Христом]... С радостью приняли они [эти] проповеди и первыми уверовали в евангельское слово», - сообщает Мовсес Каланкатваци[6, с. 71].

В ответ молодой шаханшах Шапур II (309 - 379) в 337 году вторгся в Кавказскую Албанию [7]. Это было началом очередного витка противостояния и

2

взаимных гонений христиан и зороастрийцев. Армянский историк V в. Моисей Хоренский (ум. в 490 г.) со скорбью сообщает о притеснениях христиан, при этом демонстрирует явную неприязнь к персам, а последователей зороастрий-ской веры обвиняет в греховности и даже в отсутствии внутреннего смысла в их религиозной идеологии [8, с. 251].

По приказу Шапура II начались масштабные репрессии против христиан Кавказа. По его приказу епископ Григорис был подвергнут жестокой казни, христианского проповедника «привязали к хвосту дикой лошади и пустили по чистому полю» [9, с. 13-14]. Были убиты также многие крещеные представители северокавказской знати, в их числе трое сыновей Санесана. «Сие несчастье постигло христиан в 117 году персидской монархии и 31 году (340 год от рождества Христова. - М.Г.) царствования Шапура по прозванию долговечного», - повествует Мовсес Каланкатваци [6, с. 71].

Горя желанием отомстить за смерть сыновей, Маскутский царь Санесан начал войну против Шапура II и его союзника армянского правителя Хосрова, даже несмотря на то, что последний приходился родственником Санесану и оба происходили из древнего парфянского рода Аршакидов. Армянский историк рубежа ^^ вв. Фавст Бузанд сообщает, что «Маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал он все войска. и несметное множество других разношерстных кочевых племен, все множество войск, которым он повелевал» [9, с. 14-15].

Позиции Шапура II на Кавказе ещё более ослабели после того, как царь Албании Урнайр, женатый на его сестре, отказался от зороастризма и перешёл в христианство, как сообщает Мовсес Каланкатваци, «обратившись из многих стезей заблуждения к истинному Богу» [6, с. 71-72].

Урнайр деятельно принялся за христианизацию своей страны, о чём утверждает Каланкатваци «С этими небесными благами царь Урнайр вступил в Агванию, выучил и исполнил все обряды по правилам апостолов: все приняли небесное помазание и вписались в книгу жизни, были изгнаны бесы (зоро-астрийские маги - М.Г.) из страны нашей, прекратились жертвоприношения.., заблуждения, возвысилась истина, воцарился невидимый свет.» [6, с. 74-75].

При преемнике Шапура II шаханшахе Ардашире II (379- 383) спор за Кавказ вновь привёл Рим и Сасанидский Иран к кровопролитной войне, по итогам которой в 387 г. был заключен Нисибинский мирный договор. Армения была расчленена на две части: западная часть отошла Риму, восточная - Ирану. Албания попала под еще более сильное влияние Сасанидской державы [10, с. 306-315].

Через несколько лет Сасанидская держава на Кавказе столкнулась с ещё одной угрозой - в 396 году огромная гуннская орда, преодолев пограничную заставу в районе Дербента, лавиной обрушилась на закавказские провинции Ирана. Были разгромлены и разграблены ряд городов, после чего с огромной добычей гунны, преследуемые персидской армией, вернулись в Предкавказ-ские степи [11, с. 40]. Теперь в Кавказской политике санидов на первый план вышло укрепление каспийского прохода.

3

В 421 г. шаханшахом становится Варахрана V (421-439). При нём усилия по утверждению власти Сасанидов на Восточном Кавказе и Закавказье ещё более активизируются. Важнейшее место в кавказской политике отводилась имперской религии, вследствие этого возобновились репрессии против христиан Кавказа. B 430 г. по приказу Варахрана V было казнено 20 тысяч последователей религии Христа [12, p. 30].

Ту же политику продолжил и следующий шаханшах - Ездигерд II (439457). Первым делом он нанес поражение гуннам [13, с. 178], которые представляли постоянную угрозу державе, совершая опустошительные набеги на Южный Кавказ. Он отвоевал у «царя хонов» Дербент и воздвиг здесь защитные сооружения, перегородившие Прикаспийский коридор [14, с. 31].

Ездигерд II на Кавказе также продолжил политику своего отца по искоренению христианства и насаждению зороастризма. Отношение Ездигерда II к христианству хорошо иллюстрируют слова армянского историка Егише о нем: «И весьма гневался он при одном имени Христа, когда слышал, что, мол, он был мучим, был распят, умер и был погребен» [14, с. 32].

С целью распространения зороастрийской веры Ездигерд II направил на Кавказ более 700 проповедников-магов [15, с. 37]. Христиане всячески преследовались, а перешедшим в зороастризм предоставлялись значительные социально-политические и экономические привилегии, о чём гласит один из его указов: «Все народы и языки, которые находятся под моей властью, да оставят каждый закон своих лжеучений, и все до последнего придут к поклонению Солнцу. Если Вы признаете учение магов, а все ваши заблуждения чистосердечно обратите в истину законов наших великих богов, я доведу вас в величии и старшинстве до равенства с моими любезными нахарарами (высшая знать - М.Г.), да еще дам превзойти» [14, с. 35].

Притеснения со стороны сасанидских властей в 449 г. вызвали восстание христиан Кавказа, которые первым делом нанесли удар по резиденции персидского наместника в Дербенте. По сообщению Мовсеса Каланкатваци, восставшие «...пошли войной на крепость, построенную Газкертом (Ездигердом II) при вратах гуннов (Дербент - М.Г.), которыми насильственно владели персы. Они взяли и разрушили крепость, истребив войска в ней поселившиеся, и ворота эти поручили некоему Вардану из рода албанских царей» [16, кн. 2, гл. 2]. Лазарь Парбский также сообщает о том, что восставшие «многих других персидских воинов, применив меч, истребили и поручили пахак одному царе-вичу-албану, имя которого было Вахаи» [17, с. 66].

Ездигерд II задался целью во что бы то ни стало развалить коалицию кавказских народов, и с этой целью стал подкупать знать кавказских народов. Егише сообщает, что он «некоторых совращал золотом и серебром, многих - еще другими обильными дарами, а некоторых агараками (имениями) и большими деревнями, некоторых почетными повязками «княжениями великими» [14, с. 35].

Шаханшаху Ездигерду II с помощью подкупа и посулов удалось развалить антииранское движение кавказских народов, значительная часть знати перешла на его сторону. В 451 г. ослабленная и поредевшая армия повстанцев бы-

4

ла разгромлена в решающем сражении на Аварайрском поле. Об этом можно судить по следующему сообщению Мовсеса Каланкатваци: «Во времена надменного Иазкерта (Ездигерда II) дьявол возжигал и все раздувал в нем мысль упразднить христианскую религию... Персидское войско вторглось в нашу страну. А также прибыла и другая многочисленная конница от персидского двора. И кроме всего этого, они привели с собой еще и триста наставников (магов) и разобщили страну. Некоторых они переманили на свою сторону щедрыми подарками и хотели дотянуться и до церквей. По велению царя (Ездигерда II) они принуждают всех. [16, кн. 2, гл. 2].

Очевидно, многие христиане были вынуждены принимать зороастризм, поскольку Каганкатваци утверждает, что они «роднятся с язычниками», под которыми можно понимать огнепоклонников-зороастрийцев. Часть христиан предпочла с оружием в руках защищать себя и свою веру, другие скрывались высоко в горах [16, кн, 2, гл. 2].

В 459 году шаханшахом Ирана стал Пероз (459 - 484) , который окончательно разгромил восстание в Южном и Восточном Кавказе [18, с. 334-335]. Наступили тяжёлые времена для кавказских народов. По приказу Пероза практически вся албанская, иберская и армянская знать была насильно обращена в зороастризм. Если кто отказывался, то «кровь всех святых мучеников Христовых проливалась на землю от скверных рук», - сообщает по этому поводу Мовсес Каланкатваци [16, кн. 2, гл. 3].

Очевидно, в этих войнах погибла значительная часть взрослого мужского населения кавказских народов, поскольку на протяжении последующих 20 лет Сасанидская администрация практически не испытывали серьёзного противодействия со стороны местного населения. Но прошло 20 лет с этих событий, выросло новое поколение воинов, и в 482 г. на Южном и Восточном Кавказе началось новое антииранское восстание под религиозными лозунгами.

Шаханшах Валарш (484 - 488) был вынужден пойти на значительные уступки кавказским христианам, прекратить гонения и дать свободу албано-григорианской церкви. В 487 г. Валарш возвёл на албанский престол Вачагана II, который был ревностным христианином, хотя и подчинялся сасанидскому правителю. Фактически это означало, что Сасаниды стали проводить более гибкую политику на Кавказе, религиозному давлению предпочтя политические методы. На недолгое время наступил период веротерпимости. Источник гласит: «Царь персидский Валаршак повелел, чтобы каждый твердо держался своей веры, по своей собственной воле, и чтобы никого насильно не обращали в мага. Услышав об этом, благочестивый и боголюбивый царь Вачаган с великой радостью и ликованием поспешил в церковь Божью, где неустанными молитвами и в слезах восславлял вечную и неизреченную Святую Троицу...» [6, с. 102].

На рубеже V - VI вв. обстановка на Восточном Кавказе резко обострилась, что было связано с всевозрастающей угрозой от предкавкахских кочевников. Поэтому шаханшах Кавад I (488 - 531) был вынужден начать масштабные мероприятия по укреплению границы и своих позиций в регионе. Армянские источники утверждают, что Кавад I с этой целью из внутренних районов

5

державы в «албанскую область» переселил 30 тысяч семей [19, с. 18]. Кроме того, в Дербенте на постоянной основе был размещен 50-тысячный воинский контингент [20, с. 276].

Эти меры, а также возведение сети крепостей и заградительных стен на территории современного Дагестана и Азербайджана [5, с. 41] позволило Каваду I создать своего рода буфер на пути продвижения орд кочевников.

В 531 г. шаханшахом стал Хосров I Ануширван (531-570). На Восточном Кавказе он осуществил комплекс мер, в том числе провёл административную и налоговую реформы, развернул масштабное строительство фортификационных сооружений. По свидетельству средневековых арабских авторов, всего персы построили 360 крепостей [21, с. 18-19]. Целью всего этого было противостоять мощному Тюркскому каганату.

Благодаря осуществлённым Хосровом I мероприятиям, Сасанидские ша-ханшахи вплоть до середины VII в. уверенно держали Восточный Кавказ в своих руках. Конец их владычеству на Кавказе, как и их державе всей, было положено обрушившимся «ураганом» арабских завоеваний. Со смертью шахиншаха Ездигерда III (632 - 651) династия Сасанидов пресеклась. Их держава была разгромлена арабами и включена в Халифат, как впрочем, и Западный Прикаспий.

Литература

1. Письменные памятники Дагестана - Махачкала, 1989.

2. История Армении Моисея Хоренского / Пер. с арм. и объясн. Н. Эмми-на.- М, 1958.

3. Луконин В.Г. Древний ираннесредневековый Иран. М., 1987.

4. Мровелли Леонти. Жизнь картлийских царей / Пер, и коммент. Г.В. Цулая. М, 1979.

5. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. - М., 1982.

6. Мовсес Каланкатваци. История страны Алуанк / Пер. с древнеарм., пре-дисл. и комм. Смбатяна Ш.В. Ереван, 1984.

7. Аммиан Марцелин. История. XVII, 12. /Пер Ю. Кулаковский. Киев, 1906-1908 гг.

8. История Армении Моисея Хоренского / Пер. с арм. и объясн. Н. Эмми-на. М., 1958.

9. Фавст Бузанд. История Армении. / Пер. с древнеарм. и коммент. М.А. Геровчяна. Ереван, 1953.

10. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. IVв. до н. э. - VII в. н. э. М.-Л., 1959.

11. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов ССР. - М., 1941.

12. Firby N.K. European travelers and their perceptions of Zoroastrians in the 17 and 18 centuries // Archaotogishe Mitteilungen ans Iran. Ergazungsband. Berlin, 1988. № 14.

13. Семенов И.Г. История стран и народов Западного Прикаспия (1-е тысячелетие новой эры). Казань, 1994.

14. Егише. О Вардане и войне армянской. / Пер. с древнеарм. И.А. Орбе-ли; Прим. К.Н. Юзбашаняна. Ереван, 1971.

6

15. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. Махачкала, 2001.

16. Моисей Каганкатваци. История Агван / Пер. К. Патканова. СПб.,

1861.

17. Лазар Парпеци. История Армении и Послание к Вагану Мамиконяну. Под ред. Г. Тер-Мкртчяна и С. Малхасянца. - Тифлис, 1904

18. История Егише Вардапета /Пер. с армян. П. Шаншиева. Тифлис, 1853.

19. Гевонд В. История халифов Вардапета Гевонда, писателя VIII века. СПб, 1862.

20. Ахмад б. Йахйа ал-Балазури. Футух ал-булдан тасниф... Бейрут, 1407/1987. (на араб. яз.).

21. Ибн ал-Факих. Книга стран /Пер. Н.А. Караулова // СМОМПК. Вып. XXI. Тифлис, 1902.

Literature

1. Written monuments of the Dagestan - Makhachkala, 1989.

2. Moses Khorenaci History of the Armenians. Translation by N. Emin. -Moscow, 1958.

3. Lukonin Vladimir G. Ancient and early medieval Iran. Moscow, 1987.

4. Mroveli Leonti. The life of the Kings of Kartli / Translation by G.V. Tsu-laia. - Moscow, 1979.

5. Alexander Kudryavtsev. Ancient Derbent. - Moscow, 1982.

6. Movses Kaghankatvatsi. History of the country Aluank / Translation from Armenian, preface and comments Smbatyan Sh. - Yerevan, 1984.

7. Ammiani Marcellini. History. XVII, 12. / Translation Yuri Kulakovskiy. Kyiv, 1906-1908 gg.

8. Armenian History of Moses Khorenskiy / Translated from Armenian and explanations N. Emin. - Moscow, 1958.

9. Pawstos Buzand. History of Armenia. / Translated from Armenian and comments. M. A. Gerovchyana. - Yerevan, 1953.

10. Trever Camilla. Essays on the history and culture of the Caucasus Albania. 4th century BC - 7, AD. -Moscow, 1959.

11. Pigulevskaya Nina. Syrian sources on the history of the USSR. - Moscow, 1941.

12. Firby N.K. European travelers and their perceptions of Zoroastrians in the 17 and 18 centuries // Archaotogishe Mitteilungen ans Iran. Ergazungsband. - Berlin, 1988. № 14.

13. Igor Semenov. History of countries and peoples of the Western Caspian region (1st millennium AD). - Kazan, 1994.

14. Yeghishe. About Vardan and the Armenian War / Translated from old-Armenian I. A. Orbeli; notes K. N. Yuzbashyan. - Yerevan, 1971.

15. Magomed Kurbanov, Garun Kurbanov. Religions of the peoples of Dagestan. History and modernity. - Makhachkala, 2001.

16. Moses Kaghankatvatsi. History of Agvan. / Translation K. Patkanov. St. Petersburg, 1861

17. Lazar Parpetsi. History of Armenia and the Epistle to Vahan Mamiko-nian. Edited by G. Ter-Mkrtchyan and S. Malkhasyants. - Tiflis, 1904.

18. The history of Yeghishe Vardapet / Translated from Armenian P. Shanshieva. - Tiflis, 1853.

19. Ghevond. History of Caliphs by Vardapet Ghevond, writer of the 8 century, S.-Petersburg, 1862.

20. Ahmad b. Yahya al-Balazuri. Futuh al-Buldan tasnif ... Beirut, 1407/1987. (in Arabic).

21. Ibn al-Faqih al-Hamadani. Kitab al Buldan / Translation N. A. Karau-lova // Collection of materials for the description of places and tribes of the Caucasus. Edition XXI. Tiflis, 1902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.