Научная статья на тему 'РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ У СТУДЕНТОВ, СОГЛАСНО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ'

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ У СТУДЕНТОВ, СОГЛАСНО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / работоспособность / годичный цикл подготовки / учебно-тренировочный процесс / физическая активность / physical culture / sport / performance / one-year training cycle / educational and training process / physical activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалова Лариса Викторовна, Гурьянов Андрей Михайлович, Халилов Гасангусейн Халидинович, Леонтьева Ольга Анатольевна

Построение тренировочного процесса у студентов, занимающихся активно спортом, несколько отличается от построения тренировочного процесса у спортсменов, которые строят свою подготовку в рамках годичного или полугодичного циклов, так как сессия и подготовка к зачетам и экзаменам вносит свои коррективы в тренировочный и соревновательный календарь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коновалова Лариса Викторовна, Гурьянов Андрей Михайлович, Халилов Гасангусейн Халидинович, Леонтьева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION OF PHYSICAL ACTIVITY IN THE ANNUAL TRAINING CYCLE OF STUDENTS, ACCORDING TO THE CURRICULUM

The construction of the training process for students who are actively engaged in sports is somewhat different from the construction of the training process for athletes who build their training within the framework of annual or semi-annual cycles, since the session and preparation for tests and exams make their own adjustments to the training and competitive calendar.

Текст научной работы на тему «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ У СТУДЕНТОВ, СОГЛАСНО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ»

УДК 796+378.17

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ У СТУДЕНТОВ, СОГЛАСНО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Коновалова Лариса Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО « Ульяновский государственный университет»,

Россия, г. Ульяновск E-mail: margosc@mail.ru

Гурьянов Андрей Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»,

Россия, г. Ульяновск E-mail: margosc@mail.ru

Халилов Гасангусейн Халидинович

старший преподаватель кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»,

Россия, г. Ульяновск E-mail: margosc@mail.ru

Леонтьева Ольга Анатольевна

старший преподаватель кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»,

Россия, г. Ульяновск E-mail: margosc@mail.ru

DISTRIBUTION OF PHYSICAL ACTIVITY IN THE ANNUAL TRAINING CYCLE OF STUDENTS, ACCORDING TO THE CURRICULUM

Konovalova Larisa Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk E-mail: margosc@mail.ru

Guryanov Andrey Mikhailovich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk E-mail: margosc@mail.ru

Khalilov Gasangusein Khalidinovich

senior lecturer of the Department of Physical Culture,

Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk E-mail: margosc@mail.ru

Leontieva Olga Anatolyevna

senior lecturer of the Department of Physical Culture,

Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk E-mail: margosc@mail.ru

Аннотация. Построение тренировочного процесса у студентов, занимающихся активно спортом, несколько отличается от построения тренировочного процесса у спортсменов, которые строят свою подготовку в

рамках годичного или полугодичного циклов, так как сессия и подготовка к зачетам и экзаменам вносит свои коррективы в тренировочный и соревновательный календарь.

Abstract. The construction of the training process for students who are actively engaged in sports is somewhat different from the construction of the training process for athletes who build their training within the framework of annual or semi-annual cycles, since the session and preparation for tests and exams make their own adjustments to the training and competitive calendar.

Ключевые слова, физическая культура, спорт, работоспособность, годичный цикл подготовки, учебно -тренировочный процесс, физическая активность.

Keywords: physical culture, sport, performance, one-year training cycle, educational and training process, physical activity.

Как известно, физическое воспитание достаточно многогранно и разнообразно и способно воздействовать на все стороны личностного роста. Однако, часто мы сталкиваемся с тем, что цели и результаты в должной физической подготовке у студенческой молодежи достигаются лишь частично и тому несомненно можно найти объяснение, т. к старые формы организации учебных занятий утратили свою актуальность.

Учебно-тренировочный процесс и активные занятия спортом способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности, развитию сообразительности, расчета, быстроты реакции, выносливости, красоты тела и духа.

Согласно учебному плану, студенты занимаются различными видами спорта: в начале семестра (сентябрь) все внимание уделено королеве спорта -легкой атлетике, которая благотворно влияет на кардио-респираторную,

кровеносную и дыхательную систему, далее по программе идут игровые виды спорта такие как баскетбол и волейбол - это командные виды и они очень эмоциональны, заряжают положительным настроем, укрепляют дружественные отношения, чему способствует командный дух. К тому же эти виды спорта отлично развивают быстроту реакции, координацию двигательных действий и развивают скоростно-силовые способности. Уже в декабре начинается лыжная подготовка, которая способствует улучшению аэробной работоспособности, благоприятно воздействует на кардио-респираторную и иммунную систему организма. Как известно, аэробная работа укрепляет сердечную мышцу, улучшает приток крови ко всем органам и системам организма, что должно положительно сказаться на жизнедеятельности всего организма.

Студенческий спорт культивируется преимущественно в высших учебных заведениях и успешно интегрируется в спорт высших достижений. Поэтому студенческий спорт называют важной составляющей массового спорта. Студенты уже способны принимать здравые решения относительно своего места в спорте и адекватно представлять реализацию своих возможностей в спорте высших достижений. Вуз - это достаточно специфичная среда, где спорт и физическая культура воспринимаются несколько иначе, чем в школе, предоставляется больше свободы в выборе спортивного направления. В настоящее время число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, увеличивается с каждым годом. А ведь низкий уровень физической подготовленности негативно сказывается на различных системах организма. Снижается кровоток, соответственно органы недополучают питания и замедляются в своем развитии, что приводит к атрофии мышц, снижению жизненной емкости легких и минутного объема дыхания. При достаточной мышечной работе улучшается кровоток, что способствует укреплению опорно-двигательного и связочного аппарата, улучшению вентиляционной способности дыхательной системы и активации адаптационных возможностей организма. Преподаватели по физической культуре должны объяснить важность занятий физическими упражнениями и

мотивировать студентов к самостоятельным занятиям, что будет способствовать получению новых знаний и опыта в области физической культуры, улучшать потенциал к саморазвитию и самосовершенствованию.

К.Ю. Ажицкий пишет: «Преподаватели физической культуры стремятся к развитию и совершенствованию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. Понижение уровня физической подготовленности может привести к следующим последствиям - атрофии мышечной и костной ткани; уменьшении жизненной емкости легких; нарушении деятельности сердечнососудистой системы; застою крови в конечностях. Студент, активно занимающийся спортом утомленный проделанной работой, способен быстро восстанавливать свои силы» [1]. Многие авторы (В.С. Иванов, В.А. Каданев, Е.С. Медведева и др.) считают, что высокая физическая активность и занятия спортом являются универсальным средством снижения эмоционального напряжения, действенной альтернативой гипокинезии и гиподинамии в современных условиях [6, 7, 8, 9, 10]. Биоэнергетические факторы спортивной работоспособности могут заметно улучшиться в процессе тренировки. При направленной тренировке наибольшие темпы развития и длительность поддержания максимального уровня характерны для биоэнергетических показателей, определяющих работоспособность спортсменов. Показатели работоспособности зависят как от аэробных, так и анаэробных энергетических возможностей занимающихся, поэтому система тренировки должна быть ориентирована, прежде всего, на повышение этих биоэнергетических свойств организма. Построение тренировки в годичном цикле определяется объективными закономерностями развития «спортивной формы» и установленным календарем соревнований [1, 5]. Годовой цикл тренировки обычно разделяется на три периода, различающихся по целям и задачам общей и специальной подготовки: подготовительный, соревновательный и переходный периоды. В каждом из указанных периодов тренировки выделяются отдельные этапы, отличающиеся по решаемым задачам и содержанию используемых средств. В спортивной литературе периодизация и

структура подготовки в макроцикле в различных видах спорта достаточно хорошо освещены [1, 5].

В настоящее время ведущие спортсмены строят свою подготовку в рамках годичного или полугодичного циклов. При двухцикловом построении годичного макроцикла продолжительность периодов и этапов сокращается примерно в два раза, а количество этапов в подготовительном и соревновательном периодах может быть уменьшена [2, 6, 7, 8]. Эффективность тренировочного процесса в спорте обусловлена применением различных средств и методов, которые вызывают специфические сдвиги тренируемых функций и качеств, и стимулируют соответствующие адаптационные перестройки в организме [2, 4]. Кумулятивный эффект применения нагрузок аэробного и смешанного аэробно-анаэробного воздействия выражается в значительном улучшении показателей аэробной работоспособности при одновременном ухудшении показателей анаэробных гликолитических потенций организма [2]. Отрицательная взаимосвязь объемов нагрузок преимущественно аэробного и смешанного аэробно-анаэробного характера с приростом показателей гликолитических возможностей указывает на необходимость применения только специфических тренировочных средств и методов для развития этих качеств.

Н.И. Волков, Л.А. Горлова, Э.Н. Несен, А.А. Осипенко, С.Н. Корсун пишут, что анализ результатов проведенных исследований [2, 4, 5] показывает, что в показателях аэробной и анаэробной выносливости спортсменов отчетливо проявляется влияние многолетней специальной тренировки и применяемых форм направленной спортивной подготовки. Аэробная работоспособность человека значительно улучшается под влиянием систематической тренировки с использованием упражнений и методов, предъявляющих максимально высокие требования к деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и в значительной мере стимулирующих процессы тканевого окисления.

Распределение физической нагрузки у

Рис. 1. Распределение физической нагрузки у студентов 1-3 курса

В результате исследования (студенты-спортсмены университета (УлГУ)) было выявлено, что в динамике нагрузок четко прослеживается определенная периодичность в изменении объемов выполненных нагрузок. Физическая подготовка и спортивные результаты студентов-спортсменов университета (УлГУ) заметно снижаются в период сессии и каникул (рис. 1.), так как спортивные объекты Вуза используются в различных коммерческих проектах, и доступ к ним ограничен. В связи с чем, студентам, активно занимающимся спортом для поддержания своей спортивной формы необходимо искать альтернативные спортивные сооружения для занятий, что опять же негативно сказывается на их физической подготовленности и спортивных результатах, так как нарушается планомерность в подготовке к предстоящим соревнованиям.

Современный спорт, характеризующийся небывало высокими достижениями, выдвигает в качестве важнейшей задачи разработку новых рациональных методов тренировки, способствующих росту спортивных результатов. Повышение физической работоспособности и функционального состояния организма человека может осуществляться за счёт повышения интенсивности двигательной активности. Необходимо искать и другие пути для того, чтобы достичь наибольших успехов в развитии функциональных возможностей организма при наименьших затратах времени и усилий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ажицкий К.Ю. О взаимосвязи величины анаэробного порога и максимального потребления кислорода // Научно-спорт. вестник. - 1990. -№ 2. - С. 34-36.

2. Биохимия мышечной деятельности / под ред. Н.И. Волков, Э.Н. Несен,

A.А. Осипенко, С.Н. Корсун. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 503 с.

3. Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры. - Волгоград: Учитель, 2004. - 154 с.

4. Волков Н.И. Биоэнергетика мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов / Н.И. Волков: автореф. дисс. д-ра биол. наук. - М., 1990. - 56 с.

5. Горлова Л.А. Повышение физической работоспособности студентов в процессе физического воспитания на основе применения интервальной гипоксической тренировки / Л.А. Горлова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Санкт Петербург, 2015. - 24 с.

6. Иванов В.С. Исследование аэробных и анаэробных функций при напряженной мышечной деятельности циклического характера (на прим. коньк. спорта) / В.С. Иванов: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 1970. - 24 с.

7. Каданев В.А. Влияние физических нагрузок и естественносредовых факторов на физическую и умственную работоспособность студентов /

B.А. Каданев: автореф. дис. ... канд. пед. наук - Сочи, 1999. - 29 с.

8. Красовская С.В. Соотношение тренировочных нагрузок разной направленности в подготовке спортсменов высокой квалификации в циклических видах спорта / С.В. Красовская: автореф. дис. ... канд. пед. наук; ГЦОЛИФК. - М., 1992. - 32 с.

9. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л.И. Лубышева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 240 с.

10. Медведева Е.С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений / Е.С. Медведева: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.