Научная статья на тему 'Распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных многоборок летнего полиатлона в вузе'

Распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных многоборок летнего полиатлона в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ПОЛИАТЛОН / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА / ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ ПОДГОТОВКИ / SUMMER POLYATHLON / SPORTS IMPROVEMENT / TRAINING LOADS / A TRAINING PROGRAMME / AN ANNUAL TRAINING CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркиянов Орэст Александрович, Гребнев Алексей Николаевич

Организация тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки спортивной секции вуза имеет свои особенности. Предложенная учебно-тренировочная программа позволяет повысить эффективность процесса подготовки квалифициро­ванных многоборок в условиях спортивной секции вуза за счет интенсификации воздействия основных тренировочных средств на организм спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркиянов Орэст Александрович, Гребнев Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distribution of Training Loads in a Training Year Cycle of Summer Polyathlon Qualified All-Round Athletes in a Higher School

Organization of training loads in the annual cycle of training a higher school sports section has its own characteristics. The of­fered training programme can improve the process of training qualified all-round athletes in a higher school sports section due to the intensification of major training means on the athlete's body.

Текст научной работы на тему «Распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных многоборок летнего полиатлона в вузе»

УДК 796.015

О. А. Маркиянов, А. Н. Гребнев

Распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных многоборок летнего полиатлона в вузе

Организация тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки спортивной секции вуза имеет свои особенности. Предложенная учебно-тренировочная программа позволяет повысить эффективность процесса подготовки квалифицированных многоборок в условиях спортивной секции вуза за счет интенсификации воздействия основных тренировочных средств на организм спортсменок.

Ключевые слова: летний полиатлон, спортивное совершенствование, тренировочные нагрузки, учебно-тренировочная программа, годичный цикл подготовки.

О. А. Markiyanov, А. N. Grebnev

Distribution of Training Loads in a Training Year Cycle of Summer Polyathlon Qualified All-Round Athletes in a Higher School

Organization of training loads in the annual cycle of training a higher school sports section has its own characteristics. The offered training programme can improve the process of training qualified all-round athletes in a higher school sports section due to the intensification of major training means on the athlete's body.

Key words: summer polyathlon, sports improvement, training loads, a training programme, an annual training cycle.

Занятия студентов в группах спортивного совершенствования позволяют интенсифицировать процесс физического воспитания в вузе. При этом приоритет в выборе системы физических упражнений для занятий в вузе за видами спорта, обеспечивающими всестороннее развитие физических способностей, двигательных умений и навыков, укрепление и сохранение здоровья. К такой системе физических упражнений, на наш взгляд, относятся летний полиатлон как многоборный вид спорта, сочетающий беговую и плавательную подготовку. Эффективность формирования физических способностей, прикладных двигательных умений и навыков определяет популярность летнего полиат-лона среди студенческой молодежи.

Специфика организации системы тренировочных нагрузок в группе спортивного совершенствования в вузе обусловлена необходимостью учета «перекрестного режима» учебной и тренировочной деятельности. Анализ научно-методической литературы по вопросам системной организации тренировочных нагрузок в группах спортивного совершенствования по летнему полиатлону в вузе позволяет утверждать, что данные вопросы не подвергались обстоятельной научной разработке. Данные анкетирования ведущих тренеров страны по летнему полиатлону, приведенные И. М. Лучниковой [7] показывают, что большинство специали-

© Маркиянов О. А., Гребнев А. Н., 2011

стов отмечают неопределенность оптимальных объемов тренировочной нагрузки, а также явный недостаток материалов по рациональному распределению тренировочных средств в годичном цикле подготовки. Наряду с этим, в доступной научно-методической литературе нам не удалось обнаружить исследований спортивной подготовки женского контингента занимающихся летним полиат-лоном. Таким образом, поиск путей устранения противоречия между требованиями соревновательной деятельности и эффективностью учебно-тренировочного процесса по летнему полиатлону в вузе является актуальной проблемой.

Недостаточная изученность спортивной подготовки в летнем полиатлоне ведет к существенному снижению эффективности учебно-тренировочного процесса. Механическое увеличение объемов и интенсивности тренировочных нагрузок зачастую приводит к срывам адаптационных механизмов [1, 2, 4]. В особенной степени, это свойственно студенткам, начинающим занятия спортом после поступления в вуз. При этом на определенном уровне дальнейшее увеличение освоенного объема основных тренировочных нагрузок возможно лишь за счет расширения временных параметров учебно-тренировочного процесса, что может осложнить учебную работу студента-спортсмена.

Распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных многоборок летнего полиатлона в вузе

Одним из путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в летнем полиат-лоне является использование рациональной структуры распределения основных тренировочных средств в годичном цикле подготовки.

Нами проведено анкетирование ведущих тренеров страны по летнему полиатлону, выявляющее некоторые сходные условия организации учебно-тренировочного процесса по летнему полиатлону в вузах Российской федерации:

- низкий уровень технической подготовленности студентов в метании и плавании;

- продолжительность учебно-тренировочного занятия по плаванию, преимущественно, соответствует плавательной смене в бассейне 45 минут;

- проведение учебно-тренировочных сборов в спортивно-оздоровительном лагере вуза в каникулярное время

Наряду с этим, анализ учебно-тренировочных программ позволил определить преимущественно равномерное распределение основных тренировочных средств в годичном цикле подготовки мно-гоборок летнего полиатлона. Учитывая данные положения, нами разработана учебно-тренировочная программа с концентрированным распределением основных тренировочных средств в годичном цикле подготовки по летнему полиатлону. Успешная учеба и рост спортивных результатов мно-гоборок позволяют назвать данную программу адаптированной к особенностям проведения тре-

нировочных занятий в рамках учебного процесса в вузе.

В недельном микроцикле используется проведение 3-х учебно-тренировочных занятий по плаванию продолжительностью 45 мин, и 3-х комплексных легкоатлетических занятий 90 мин. В связи с данными особенностями, невозможно использовать рекомендации специалистов многоборных видов спорта по применению концентрации основных тренировочных средств от 20 до 30 % годового объема средства в месяце подготовки для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса [4, 5, 8].

Нами проверена эффективность распределения основных тренировочных средств с концентрацией более 20 % от годового объема на этапе годичного цикла подготовки многоборок летнего полиатлона квалификации КМС и МС. В основу учебно-тренировочной программы положена последовательность развития основных двигательных качеств в учебно-тренировочном процессе и поддержание их на достигнутом уровне при достижении спортивной формы [3, 4, 5, 6].

План учебно-тренировочной программы много-борок летнего полиатлона представляет собой цепь непрерывных тренировочных воздействий, где за преимущественным использованием аэробных упражнений следуют аэробно-анаэробные, а затем анаэробные (табл. 1).

Таблица1

Блоки целенаправленного воздействия основных тренировочных средств на биоэнергетические механизмы обеспечения мышечной работы

Этап подготовки: Средство подготовки: Процент годового объема:

ОПП + 1СП* Бег 1 и 2 зона интенсивности 40,4 %

ОПП+ 1СП Плавание 1 зона интенсивности 57,1 %

ОПП+ 1СП Плавание 2 зона интенсивности 48,1 %

ОПП+ 1СП Силовая подготовка 58,0 %

1СП + ПДД Бег 3 зона интенсивности 42,1 %

1СП + ПДД Плавание 3 зона интенсивности 50,2 %

1СП + ПДД Плавание 5 зона интенсивности 34,4 %

1СП + ПДД Метание: скоростно-силовая подготовка 66,6 %

ПДД+2СП Прыжковая подготовка 45,3 %

ПДД+2СП Метание: техническая подготовка 32,6 %

2СП + 1ЭНПС Специально-развивающие упражнения спринтерской подготовки 31,2 %

2СП + 1ЭНПС Плавание 4 зона интенсивности 69,7 %

* ОПП- общеподготовительный, 1СП - первый специально-подготовительный, ПДД - поддерживающий, 2СПП - второй специально-подготовительный, 1 ЭНПС - первый этап непосредственной подготовки к соревнованиям.

Основу общей работоспособности спортсменок создают тренировочные нагрузки аэробной направленности в беге и плавании на общеподготовительном этапе (середина сентября - октябрь).

Силовая подготовка мышечных групп, несущих основную нагрузку в соревновательных упражнениях, является одной из основных задач общеподготовительного этапа. В недельном микроцикле

применяются 3 силовые тренировки, остальные нагрузки способствуют ускорению восстановительных процессов и развитию аэробных возможностей организма.

На первом специально-подготовительном этапе (ноябрь - декабрь) существенно увеличивается работа аэробно-анаэробного режима в беге и плавании. Происходит смещение акцента с силовых на скоростно-силовые упражнения. Комплекс скоростных, прыжковых или скоростно-силовых упражнений в метании включается в каждое из 3-х учет-но-тренировочных занятий легкоатлетической направленности. Регулярно используется плавание в 5-й зоне интенсивности, способствующее совершенствованию темпо-ритмовой структуры скоростного плавания, не вызывая значительного закис-ления организма.

На поддерживающем этапе подготовки (январь - середина февраля) при сохранении объема и интенсивности аэробно-анаэробной работы в беге и плавании применяется одна силовая тренировка в недельном микроцикле. Объем анаэробной работы сохраняется при уменьшении объема аэробного бега. Предпочтение отдается использованию спортивных игр, как средства эмоциональной разрядки в период экзаменационной сессии.

Второй специально-подготовительный этап (середина февраля - март) направлен на развитие ана-эробно-алактатной мощности в беге. В плавании включаются нагрузки анаэробно-гликолитической мощности.

На первом этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (апрель) в учебно-тренировочных занятиях преимущественно применяются специально-развивающие упражнения. Основная направленность этапа - увеличение максимальной анаэробной мощности.

Силовой этап (июнь) характеризуется включением 2-х силовых тренировок в недельный микроцикл при поддерживающей работе в спринтерском беге и беге на выносливость. В связи с традиционными профилактическими работами в бассейнах учебно-тренировочные занятия по плаванию не проводятся. В недельном микроцикле учебно-тренировочные занятия по плаванию заменяются занятиями, направленными на совершенствование техники метания гранаты.

На первом (май) и втором (август) соревновательном этапе концентрации нагрузок не предусматриваются в связи с особенностями этапов (участие в соревнованиях, восстановление после соревнований).

В каникулярное время создается возможность проведения ежедневных трехразовых учебно-тренировочных занятий в условиях учебно-тренировочных сборов (июль). Решаются задачи дальнейшего улучшения уровня специальной подготовленности многоборок, уделяется значительное время совершенствованию элементов техники соревновательных упражнений.

Распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона представлено в таблице 2.

Предложенная учебно-тренировочная программа рассчитана на суммарный объем работы (без учета пулевой стрельбы) в размере 302 часов. Из этого объема работа аэробной направленности составляет - 65,5 %, смешанной - 8,1 %, гликолити-ческой - 2,8 %, алактатной - 13,1 %, анаболической - 10,5 %.

Объемы основных тренировочных средств не вызывают дизадаптационной реакции в кардиорес-пираторной системе студенток-многоборок, успешно осваиваются полиатлонистками квалификации КМС и МС, позволяя совершенствовать физическую и техническую подготовленность.

Апробация предложенной учебно-тренировочной программы в группе квалифицированных многоборок летнего полиатлона (КМС и МС) позволила достигнуть статистически достоверного (р<0,05) улучшения результатов многоборок: в прыжке вверх по Абалакову, в броске медицинбола 2 кг снизу вперед, жиме штанги лежа, в плавании 25 и 100 м кролем на груди. В беге на 60 м достигнута достоверная разница (р<0,01). Среднегруппо-вое увеличение максимального потребления кислорода составила 6,11 %, улучшение показателя пробы Штанге 10,05 % (р<0,05).

Таким образом, онцентрированное распределение основных тренировочных средств в годичном цикле подготовки позволяет учитывать взаимосвязь качественных особенностей двигательной деятельности и специфики вида спорта, добиваясь значительных улучшений результатов в видах летнего полиатлона, при небольших абсолютных объемах тренировочной нагрузки.

Предложенная программа повышает интенсификацию воздействия на биоэнергетические механизмы обеспечения мышечной работы тренировочными средствами по сравнению с преимущественно равномерным распределением основных тренировочных средств в годичном цикле подготовки.

Тренировочная программа концентрированного

Распределение тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных многоборок летнего полиатлона в вузе

распределения основных тренировочных средств в годичном цикле использовалась при подготовке сборной команды Марийского государственного университета к чемпионату Мира по летнему по-

лиатлону 2009 г. в Анталии, обеспечив успешное выступление и I место в командном зачете среди спортивных клубов.

Таблица 2

Распределение тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона в условиях спортивной секции вуза

Средства подготовки: Количество недель: Всего за год

2 5 4 4 5 4 4 4 4 4 5 3

Месяц подготовки

IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII

Силовая подготовка, т 19 45 24 24 10 9 9 6 2 40 5 - 193

Бег 1, 2 зона интенсивности, км 20 71 52 47 15,6 26 32 20,7 24 30,2 117,7 14,4 470,1

Бег 3 зона интенсивности, км 2,3 4,7 7 8 6 4,7 2,35 2,7 - 4,2 11,7 1,45 55,1

Спринтерская подготовка, мин - - 72 50 80 150 155 150 160 125 348 100 1360

Прыжковая подготовка, отт - - 450 490 620 760 390 150 160 370 385 125 3900

Метание: Скоростно-силовая подготовка, бр - - 400 400 420 300 140 - 100 - 200 80 2040

Метание: техническая подготовка, бр - - 100 140 160 240 240 180 180 240 420 60 1960

Спортивные игры, мин 50 70 90 90 150 120 85 - - 360 240 - 1155

Плавание 1 зона интенсивности, км 5,2 13,6 5,2 6,1 4,2 4,2 4,4 2,8 2,4 - 3,5 1,1 52,7

Плавание 2 зона интенсивности, км 7,2 18,3 10,7 9,5 8,5 8,2 7,8 5,5 3,6 - 10,8 2,6 90,7

Плавание 3 зона интенсивности, км - 1,4 2,8 3,2 3,1 2,1 1,2 1,2 - - 5,8 0,3 21,1

Плавание 4 зона интенсивности, км - - - - - 0,6 1,8 1,8 - - 1,825 - 6,025

Плавание 5 зона интенсивности, км - - 1,4 1,3 0,9 1,05 1,2 0,75 1,5 - 3,2 0,45 11,75

Библиографический список:

1. Баевский, Р. М. Ритм сердца у спортсменок [Текст] / под ред. Р. М. Баевского, Р. Е. Мотылян-ской. - М., 1986. - 143 с.

2. Верхошанский, Ю. В. Связь тренировочной нагрузки и состояния спортсмена [Текст] / Ю. В. Верхошанский, А. И. Волков, В. Н. Дени-скин // Совершенствование системы управления подготовкой спортсменов высшей квалификации: сб. науч. трудов. - М., 1980. - С. 71-109.

3. Верхошанский, Ю. В. Модель динамики состояния спортсмена в годичном цикле и ее роль в управлении тренировочным процессом [Текст] / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. -1982. - № 1. - С. 14-19.

4. Грузенкин, В. И. Структура тренировочных нагрузок десятиборцев высокой квалификации в подготовительном периоде [Текст] : автореф. дис.

... канд. пед. наук. / В. И. Грузенкин. - М., 1990. -24 с.

5. Комарова, А. Д. Теоретико-методические основы системы подготовки легкоатлетов-многоборцев высшей квалификации [Текст] : авто-реф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 1993. - 48 с.

6. Комарова, А. Д. Комплексный контроль в подготовке легкоатлетов-многоборцев высокой квалификации [Текст] : метод. рекоменд. / под ред. А. Д. Комаровой, Ф. А. Иорданской. - М., 1986. -44 с.

7. Лучникова, И. М. Варианты подготовки летних полиатлонистов по данным опроса ведущих тренеров [Текст] / И. М. Лучникова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 10. - С. 124-127.

8. Максимова, Л. Я. Структура тренировочных нагрузок высококвалифицированных семиборок в годичном цикле подготовки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 79 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.