Научная статья на тему 'Соотношение средств избирательной направленности в учебно-тренировочном процессе квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона'

Соотношение средств избирательной направленности в учебно-тренировочном процессе квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ПОЛИАТЛОН / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / SUMMER POLYATHLON / TRAINING LOADINGS / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркиянов Орест Александрович, Гребнев Алексей Николаевич

Проведен анализ использования тренировочных средств избирательной направленности в годичном цикле подготовки квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона при подготовке к чемпионату мира 2009 года. Предлагаемое соотношение основных тренировочных средств в годичном цикле подготовки позволило добиться высоких спортивных результатов и одержать победу спортивному клубу Марийского государственного университета в первенстве среди спортивных клубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркиянов Орест Александрович, Гребнев Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARITY OF MEANS OF A SELECTIVE ORIENTATION IN TRAINING PROCESS OF THE QUALIFIED STUDENTS-MNOGOBOROK SUMMER POLYATHLON

In article the analysis of use of training means of a selective orientation in a year cycle of preparation of the qualified students-mnogoborok summer polyathlon is carried out by preparation for the World championship of 2009. The offered parity of the basic training means in a year cycle of preparation has allowed to achieve high sports results and to win a victory to sports club Mari State University in superiority among sports clubs.

Текст научной работы на тему «Соотношение средств избирательной направленности в учебно-тренировочном процессе квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона»

УДК 796.015.

O.A. МАРКИЯНОВ, А.Н. ГРЕБНЕВ

СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СТУДЕНТОК-МНОГОБОРОК ЛЕТНЕГО ПОЛИАТЛОНА

Ключевые слова: летний полиатлон, тренировочные нагрузки, учебно-тренировочный процесс.

Проведен анализ использования тренировочных средств избирательной направленности в годичном цикле подготовки квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона при подготовке к чемпионату мира 2009 года. Предлагаемое соотношение основных тренировочных средств в годичном цикле подготовки позволило добиться высоких спортивных результатов и одержать победу спортивному клубу Марийского государственного университета в первенстве среди спортивных клубов.

О A. MARKIJANOV, A.N. GREBNEV PARITY OF MEANS OF A SELECTIVE ORIENTATION IN TRAINING PROCESS OF THE QUALIFIED STUDENTS-MNOGOBOROK SUMMER POLYATHLON

Key words: summer polyathlon, training loadings, training process.

In article the analysis of use of training means of a selective orientation in a year cycle of preparation of the qualified students-mnogoborok summer polyathlon Is carried out by preparation for the World championship of 2009. The offered parity of the basic training means In a year cycle of preparation has allowed to achieve high sports results and to win a victory to sports club Marl State University in superiority among sports clubs.

Летний полиатлон - это вид спорта, позволяющий комплексно развивать двигательные и жизненно важные способности спортсмена. В программу летнего полиатлона входит бег на короткие дистанции 60,100 м, бег 1000, 3000 м, плавание 50,100 м, пулевая стрельба, метание спортивного снаряда.

Разнообразие видов программы летнего полиатлона создает определенные сложности для планирования учебно-тренировочного процесса. Наряду с этим перекрестный режим учебной и тренировочной работы, а также временные параметры учебно-тренировочного занятия определяют особенности организации учебно-тренировочного процесса по летнему полиатлону в вузе. На сегодняшний день немногочисленные научно-методические материалы по распределению тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки в летнем по-лиатлоне в условиях вуза [1, 2, 3, 5] носят фрагментарный характер. Данные анкетирования ведущих тренеров страны по летнему полиатлону, приведенные И.М. Лучниковой [4] показывают, что большинство специалистов отмечают явную недостаточность научно-практических знаний по рациональному распределению тренировочных средств в годичном цикле подготовки. Таким образом, несомненна актуальность решения данной педагогической проблемы.

Нами проведен анализ затрат времени на применение средств различной избирательной направленности в учебно-тренировочном процессе квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона в 2008-2009 учебном году на занятиях по легкой атлетике и плаванию, итогом которого стала победа команды спортивного клуба Марийского государственного университета на чемпионате мира по летнему полиатлону 2009 года в г. Анталия (Турция).

Средняя продолжительность учебно-тренировочных занятий легкоатлетической направленности составляла 90 мин.

Продолжительность учебно-тренировочных занятий по плаванию соответствовала плавательной смене в бассейне и составляла 45 мин, что, по данным анкетного опроса ведущих тренеров страны, является типичным в организации учебно-тренировочного процесса по летнему полиатлону.

Основная структура недельного микроцикпа, используемая нами в работе с группой спортивного совершенствования по летнему полиатлону, оставалась неизменной на протяжении учебного года:

Пн. 18.30 Л.атлетика Чт. 20.00 плавание (стрельба)

Вт. 20.00 плавание (стрельба) Пт. 18.30 Л.атлетика

Ср. 18.30 Л.атлетика Вс. 20.00 плавание (стрельба)

Таким образом, учебно-тренировочные занятия в каждом виде летнего полиатлона проводились не менее трех раз в недельном микроцикпе. Это позволяло планомерно совершенствоваться в физической и технической подготовленности и улучшить спортивные результаты в видах летнего полиатлона.

Изменения в недельный микроцикп вносились лишь в каникулярное время в период учебно-тренировочных сборов в спортивно-оздоровительном лагере (июль), где применялось следующее распределение учебно-тренировоч-ных занятий в рамках тренировочного дня:

1) Учебно-тренировочное занятие по пулевой стрельбе 9.00

2) Учебно-тренировочное занятие по легкой атлетике 10.30-12.00.

3) Учебно-тренировочное занятие по плаванию 16.00-17.00.

Данное распределение тренировочных нагрузок продиктовано необходимостью моделирования соревновательной деятельности на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

По итогам годичного цикла многоборками летнего полиатлона на учебнотренировочных занятиях по легкой атлетике и плаванию был выполнен суммарный объем работы (302 ч). Из этого объема работа аэробной направленности составила - 64,5%, аэробно-анаэробной - 8,1%, анаэробно-гликолити-ческой - 2,8%, анаэробно-алактатной - 14,3%, силовой - 10,3%.

Рассмотрим соотношение средств избирательной направленности в учебно-тренировочном процессе квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона.

При дифференцировании тренировочных нагрузок мы ориентировались на физиологическую направленность применяемых средств подготовки.

В годичном цикле подготовки на учебно-тренировочных занятиях по плаванию затраты времени на использование тренировочных средств в первой зоне интенсивности составили 43,3%, второй зоне интенсивности - 40,2%, третьей зоне - 10,4%, четвертой - 2,5%, пятой - 3,6%.

На применение средств различной избирательной направленности в легкоатлетических занятиях годичного цикла подготовки определены следующие затраты тренировочного времени: аэробный бег (первой и второй зон интенсивности) -21,5%, специально-развивающие упражнения спринтерской подготовки - 15,1%, техническая подготовка в метании - 13,7%, скоростно-силовая подготовка в метании - 7,0%, бег в третьей зоне интенсивности - 6,2%, прыжковая подготовка -4,2%, силовая подготовка -19,7%, спортивные игры - 12,6%.

Рассмотрим направленность учебно-тренировочного процесса по семестрам учебного года в вузе.

Первый семестр объединял 23 учебно-тренировочные недели (середина сентября - середина февраля). Второй семестр состоял из 24 учебно-трени-ровочных недель (середина февраля - июль)

В первом семестре на учебно-тренировочных занятиях по плаванию 89,9% времени приходилось на плавание в первой и второй зонах интенсивности, 8,2% - плавание в третьей зоне интенсивности, 1,7% - в пятой зоне интенсивности, плавание в четвертой зоне интенсивности не применялось.

Во втором семестре на учебно-тренировочных занятиях по плавательной подготовке на нагрузку в первой и второй зонах интенсивности приходилось 78,7% времени, 10,3% - на плавание в третьей зоне интенсивности, 5,6% - на плавание в четвертой зоне интенсивности, 5,4% - в пятой зоне интенсивности.

Учебно-тренировочный процесс студенток-многоборок летнего полиатлона в первом семестре на легкоатлетических занятиях характеризовался значительными затратами времени на силовую подготовку (31,9%) и аэробный бег (23,1%).

Направленность учебно-тренировочного процесса на легкоатлетических занятиях во втором семестре претерпела следующие изменения. Значительная часть времени отводилась специально-развивающим упражнениям

спринтерской подготовки (23,2%). Увеличилось время на техническую подготовку в метании (с 7,4% до 18,6%), прыжковую подготовку (с 2,5% до 5,4%).

Несколько уменьшилась доля времени на аэробный бег (с 23,1% до 20,3%), бег в аэробно-анаэробном режиме (с 7,4% до 5,3%). Значительно уменьшилось время на силовую подготовку (с 31,9% до 10,3%) и скоростносиловую подготовку в метании (с 10,7% до 4,1%). Соотношение времени на применение тренировочных средств избирательной направленности в подготовке квалифицированных студенток-многоборок летнего полиатлона по учебным семестрам представлено на рис. 1 и 2.

.Ь. 1

1 V 1 Л} г

1 2 3 4 5

Зона интенсивности

□ 1-й семестр ■ 2-й семестр

Рис. 1. Время, затраченное на применение средств различной избирательной направленности на учебно-тренировочных занятиях по плаванию, %

Тренировочные средства

□ 1 семестр ■ 2 семестр

Рис. 2. Время, затраченное на применение средств различной избирательной направленности на учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике, %

(1 - бег в первой и второй зонах интенсивности;

2 - специально-развивающие упражнения спринтерской подготовки;

3 - бег в третьей зоне интенсивности; 4 - скоростно-силовая подготовка в метании;

5 - техническая подготовка в метании; 6 - силовая подготовка; 7 - прыжковая подготовка)

Данная методика применения средств различной избирательной направленности в учебно-тренировочном процессе квалифицированных студенток-многобо-рок летнего полиатлона в спортивном сезоне 2008-2009 г. позволила пяти девуш-кам-мастерам спорта России по летнему полиатлону, представлявшим спортивный клуб МарГУ на чемпионате мира в г. Анталия, значительно улучшить свои результаты по сумме видов программы летнего полиатлона.

В том числе из пяти спортсменок в беге на 100 и 2000 метров четыре установили личное достижение. В плавании 100 метров вольным стилем личным достижением отметились все пять спортсменок. В метании спортивного

снаряда три спортсменки улучшили свои достижения. Одна спортсменка выполнила норматив мастера спорта России международного класса.

Таким образом, распределение тренировочных средств избирательной направленности в учебно-тренировочном процессе квалифицированных сту-денток-многоборок летнего полиатлона подтвердило свою эффективность и может быть использовано:

- для планирования тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки квалифицированных многоборок;

- для коррекции основной направленности учебно-тренировочного процесса в периодах подготовки годичного цикла;

-для моделирования индивидуальной подготовки.

Литература

1. Гильмутдинов Т.С. Планирование тренировочного процесса полиатлонистов в подготовительном периоде в условиях вуза // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.167 с.

2. Зимин В.Н. Методические основы тренировочного процесса в летнем полиатлоне: учеб. пособие / КГУ. Кострома, 1996. 41 с.

3. Кабаргин А.А. Подготовка полиатлонистов высокого класса в условиях вуза, на примере подготовительного периода // Современные проблемы физической культуры и спорта молодежи в вуза России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. /ТГУ. Тамбов, 2005. С. 55-56.

4. Лучникова И.М. Варианты подготовки летних полиатлонистов по данным опроса ведущих тренеров России // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер.: Гум. науки. 2007. № 10. С. 124-127.

5. Шитухин Г.М. Тренировка спортсменов-полиатлонистов в условиях вуза: учеб. пособие / МарГУ. Йошкар-Ола, 2001. С. 26-36.

МАРКИЯНОВ ОРЕСТ АЛЕКСАНДРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (san-04@rambler.ru).

MARKIJANOV OREST ALEKSANDROVICH - doctor of pedagogical sciences, professor of department of physical education, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ГРЕБНЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - доцент кафедры физической культуры, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (Start232@yandex.ru).

GREBNEV ALEKSEI NIKOLAEVICH - assistant professor of department of physical culture, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

УДК 378.026

А.И. ОРЛОВ, О .А. МАРКИЯНОВ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ключевые слова: профессиональная компетентность, методологическая основа, педагогическая технология, системный и синергетический подход, этапы формирования.

Профессиональная компетентность представлена как сложное многоуровневое системное образование, исходя из чего в качестве методологической основы технологии ее формирования рассмотрены положения общей теории систем и синергетического подхода. Описаны этапы и формы организации учебных занятий, обеспечивающих постепенное формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

A.I. ORLOV, О .A. MARKIJANOV METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE TECHNOLOGY OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE

Key words: professional competence, methodological foundation, pedagogical technology, system and synergetic approach, stages of formation.

Professional competence is a complex multilevel system. On this basis main concepts of general system theory and synergetic approach are considered as the methodological foundation of the technology of formation professional competence. Stages and organization forms of lessons that provide progressive formation of structural elements of professional competence of students are described in this article.

Глобальные изменения, происходящие в обществе, все отчетливее обостряют проблему подготовки специалистов высокого качества [7, 15]. Данный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.