УДК 796.332:796.015.6
технология конструирования величины физической нагрузки при каскадном построении многолетнего процесса физической подготовки
юных футболистов 15-17 лет
Кандидат биологических наук, доцент В. В. Лавриченко, доктор педагогических наук, профессор А. П. Золотарёв,
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар.
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Физическая тренировка человека представляет собой специально организованный процесс целенаправленной стимуляции развития и совершенствования его двигательного потенциала, согласованный с ритмом его естественного развития. Организационной основой многолетней подготовки спортсмена должно быть систематическое проведение таких тренировочных занятий, содержание и структура которых определяются базовыми принципами спортивной тренировки. Количественные характеристики параметров тренировочных нагрузок физической тренировки, равно как и их многолетняя динамика, определяются целью достижения оптимума физической подготовленности каждого спортсмена, обеспечивающего необходимый уровень его физической работоспособности. Установлено, что рост спортивного мастерства футболистов 15-17 лет во многом обусловлен уровнем физической работоспособности, в связи с чем значительную часть тренировочного времени необходимо отводить на развитие специальных физических качеств. Предполагалось, что специальная физическая работоспособность футболистов-подростков позднего пубертатного возраста во многом обусловлена так называемыми «факторами потенций», то есть биоэнергетическими (аэробными и анаэробными) возможностями организма. Дифференцирование физических нагрузок по энергетической направленности и конструирование величины их воздействия на организм на
отдельных этапах многолетней подготовки будет способствовать формированию необходимых физических способностей, отражающих высокий уровень специальной физической работоспособности футболиста.
в статье рассматриваются вопросы планирования физических нагрузок различной энергетической направленности при каскадном построении процесса физической подготовки юных футболистов 15-17 лет. Экспериментальная технология планирования связана с конструированием величины физических нагрузок на отдельных этапах подготовки на основе ступенчатой цикличности тренировочного процесса. Такое построение нагрузки позволит дифференцировать её по энергетической направленности и регулировать величину воздействия с целью обеспечения систематического и неуклонного повышения тренированности, избегая при этом нежелательных функциональных состояний, связанных с переутомлением и перенапряжением.
Ключевые слова: юные футболисты; пубертатный возраст; физическая подготовка; ступенчатая цикличность; величина нагрузки; технология; моделирование; конструирование; объём; интенсивность.
В последнее время проблема моделирования в спорте стала одной из самых значимых и перспективных научных направлений спортивной науки. Метод моделирования как метод научного познания представляет собой воспроизведение формы или некоторых свойств предметов или явлений с целью их
изучения или повторения (воспроизведения). Это - исследование каких-либо объектов (процессов) с помощью других объектов (процессов), являющихся их моделью [12, с.5; 14, с.12; 15, с.254; 20, с. 22].
Сегодня моделирование в целом понимается как способ имитации состояний спортсмена, выполнения соревновательного упражнения и даже процесса тренировки с использованием формализованных описаний, логистических схем, компьютерных программ и соответствующих практических заданий. Моделирование тренировочного цикла, этапа и т. д. - это поиск некоторых оптимальных по заданному критерию вариантов построения этих структур. В этом случае процесс моделирования сводится к сопоставлению значений компонентов нагрузки и критериев её эффективности [4, с. 36; 5, с. 124; 18, с. 387].
Известно, что с биологической точки зрения спортивную тренировку необходимо рассматривать как процесс направленной адаптации организма к воздействию физических нагрузок [1, с. 23]. Физические нагрузки, используемые в процессе тренировки, выполняют функцию основного стимула, вызывающего адаптационные изменения в организме. Направленность и величина биохимических изменений, происходящих в ответ на применяемые физические нагрузки, определяют тренировочный эффект. Степень воздействия нагрузки на организм зависит от избранной дозировки её основных характеристик: интенсивности и продолжительности выполняемого упражнения, числа повторений упражнений, величины пауз отдыха между ними, характера отдыха и характера используемых упражнений. Изменение каждой из перечисленных характеристик физической нагрузки вызывает строго определённые биохимические сдвиги в организме, а совокупное воздействие приводит к существенной перестройке обмена веществ, что выражается в смене так называемых метаболических состояний организма [2, с. 347].
Достичь выраженных адаптационных изменений в организме можно лишь в том случае, если применяемые в процессе тренировки физические нагрузки в достаточной мере отягощают тренируемую функцию и тем самым стимулируют её развитие. Повышенная интенсивность функционирования (гиперфункция) ведущих систем или органов при нагрузке создаёт стимул для усиления синтеза нуклеиновых кислот и белков, образующих эти органы и системы, и приводит к развитию необходимых структурных и функциональных перестроек в организме. Величина физических нагрузок, вызывающих адаптацию, не остаётся постоянной, она заметно увеличивается в процессе тренировки. Поэтому, для того чтобы обеспечить нужный стимул для непрерывного улучшения работоспособности, величина применяемой нагрузки должна постепенно повышаться вместе с ростом тренированности спортсмена [7, с. 456].
В теории и методике спорта интенсификация тренировочного процесса с целью повышения специальной
работоспособности связана с использованием достаточно высоких объёмов тренировочных нагрузок, а также выбором оптимальной интенсивности или, другими словами, частных объёмов наиболее интенсивных средств [3, с. 276; 6, с. 148]. В традиционном многолетнем цикле общий объём нагрузки и её интенсивность повышаются постепенно и параллельно [13, с. 148].
Неоспорим тот факт, что без применения больших тренировочных нагрузок высоких спортивных результатов достичь невозможно. Однако в детско-юношеском спорте целенаправленное развитие должно строиться с учётом особенностей возрастного развития организма и может служить основой для тренировочного процесса без травм и перенапряжений [8, с. 15; 9, с. 50; 10, с. 17; 11, с. 3; 16, с. 58]. Характерной особенностью динамики величины физических нагрузок юных футболистов, начиная с 14-15-летнего возраста, является неравномерность распределения объёмов тренировочных средств по этапам годичного цикла (подготовительный и соревновательный периоды) [19]. Но в каждом конкретном случае величина нагрузки должна определяться индивидуально, учитывая объём других средств, контингент занимающихся, их текущее функциональное состояние и др. Планируемая нагрузка должна быть адекватна состоянию футболиста, он должен и способен эту нагрузку «переварить» и «усвоить». Поэтому объёмы нагрузок сами по себе не являются целью, а это всего лишь способ повышения эффективности всего тренировочного процесса, где решающее значение имеет умелое использование величины нагрузок в тренировочных циклах [17, с. 3].
При каскадном построении годичного тренировочного цикла футболистов 15-17 лет, связанного со ступенчатым увеличением однонаправленных физических воздействий, интенсификация тренировочного процесса за счёт параллельного повышения объёма и интенсивности нагрузки может негативно отразиться на состоянии ответственных за адаптацию функциональных системах организма. А именно, одновременное увеличение количественных и качественных (объёма и интенсивности) характеристик физической нагрузки при одностороннем воздействии «...может вызвать истощение функциональных резервов доминирующей системы и ослабить функционирование других систем, непосредственно не связанных с реакцией на нагрузку (состояние перетренированности)» [2, с. 350]. Поэтому интенсификация средств тренировки в данном случае происходила последовательно. То есть, увеличение общей величины воздействия на организм в течение определённого тренировочного цикла было связано с увеличением одного из параметров нагрузки (объёма или интенсивности), что показано в виде технологической модели (рисунок).
Для конкретизации предложенной модели нами были введены абстрактные цифровые значения - баллы (от 0 до 30), наглядно отражающие количественное соотношение объёмов и интенсивности предлагаемых физических нагрузок как на протяжении отдельных тренировочных этапов, так и в трёхлетнем макроцикле.
Примечание:-и вектор объёма нагрузки;----► вектор интенсивности нагрузки;-параметр объёма нагрузки;-------параметр интенсивности нагрузки; Аэ - аэробная направленность нагрузки; Гл - гликолитическая направленность нагрузки; Ал - алактатная направленность нагрузки.
Рисунок. Технологическая модель распределения объёма и интенсивности физической нагрузки при каскадном построении
тренировочного процесса юных футболистов 15-17 лет
Таким образом, на приведённой технологической модели можно выделить следующие тенденции и закономерности. От этапа к этапу, в течение одного годичного тренировочного цикла, увеличивалась интенсивность физических нагрузок (-'^), в то же время объём нагрузок оставался неизменным (—►). Из года в год же интенсивность не повышалась (— ►), зато увеличивались объёмы предлагаемых нагрузок (—+).
Как представлено на рисунке, объём и интенсивность физической нагрузки на отдельных этапах по разным направленностям «Аэ», «Гл», «Ал» имели ступенчатую восходящую и нисходящую динамику. Это объясняется тем, что физические нагрузки отличаются по этим параметрам в зависимости от приоритетной направленности в мезоцикле. То есть, аэробные нагрузки имеют экстенсивный характер и, соответственно, наибольшие объёмы (О), но наименьшую интенсивность
(И). Для большей наглядности величина нагрузки выражена соотношением данных параметров (О:И) в баллах как, например, 24:6 для аэробной нагрузки «Этапа-1» первого года подготовки. Гликолитические нагрузки имеют несколько большую интенсивность и, соответственно, меньший объём при соотношении 22:8 на первом этапе. Самые высокие по интенсивности и самые низкие по объёму алактатные физические нагрузки имеют соотношение на упомянутом этапе как 20:10.
Такая динамика соотношения параметров объёма и интенсивности подчиняется вышеназванной логике (чем выше объём, тем ниже интенсивность) и обусловлена тем, что величина воздействия на организм различными по направленности физическими нагрузками должна быть соразмерной. В данном конкретном случае эта величина равна 30 баллам (24:6^30; 22:8^30; 20:10^30). Повышение величин физической нагрузки
Таблица
Технология конструирования величины физической нагрузки в трёхлетнем цикле подготовки
футболистов 15-17 лет
Тренировочные циклы 1-й год 2-й год 3-й год
О:И,балл величина нагрузки, балл О:И, балл величина нагрузки, балл О:И, балл величина нагрузки, балл
Этапы Мезоциклы
«Этап-1» «Аэ» 24:6 30 25:6 31 26:6 32
«Гл» 22:8 30 23:8 31 24:8 32
«Ал» 20:10 30 21:10 31 22:10 32
«Этап-2» «Аэ» 24:7 31 25:7 32 26:7 33
«Гл» 22:9 31 23:9 32 24:9 33
«Ал» 20:11 31 21:11 32 22:11 33
«Этап-3» «Аэ» 24:8 32 25:8 33 26:8 34
«Гл» 22:10 32 23:10 33 24:10 34
«Ал» 20:12 32 21:12 33 22:12 34
Примечание: «Аэ» - аэробный мезоцикл, «Гл» - гликолитический мезоцикл, «Ал» - алактатный мезоцикл; О - объём нагрузки, И - интенсивность нагрузки.
на «Этапе-2» и «Этапе-3» каждого года происходило, как уже сказано ранее, за счёт увеличения параметров интенсивности. В первый тренировочный год эти величины определялись как: 24:7—31 - для аэробного мезоцикла второго этапа; 22:9—31 - для гликолитиче-ского мезоцикла второго этапа; 20:11 —>31 - для алак-татного мезоцикла второго этапа. Соответственно, на третьем этапе это выражение принимало вид: 24:8—32 - в аэробном мезоцикле, 22:10—32 - в гликолитиче-ском и 20:12—32 - в алактатном. Такую же закономерность повышения величин физической нагрузки от этапа к этапу можно проследить на протяжении второго и третьего года подготовки. Как видно из примеров, параметры объёма тренировочных нагрузок в течение годичного цикла оставались неизменными (24-22-20), а увеличивались лишь параметры интенсивности (6-7-8 в мезоциклах аэробной направленности, 8-9-10 в мезо-циклах гликолитической направленности и 10-11-12 в мезоциклах алактатной направленности). Повышение же величин физической нагрузки за счёт роста параметров объёма происходило от года к году. Как показано в таблице, на «Этапе-1» первого тренировочного года величина нагрузки в аэробном мезоцикле равнялась 30 баллам и была представлена соотношением объёма и интенсивности как 24:6. Во втором же году подготовки эта величина была уже 31 балл при соотношении О:И как 25:6, а в третьем тренировочном году - 32 при соотношении О:И как 26:6. Как видно из приведённого примера, величина нагрузки от года к году росла за счёт повышения её объёмов 24-25-26 при неизменном уровне интенсивности - 6. Аналогичные зависимости по трём годам можно обнаружить в гликолитических и алактатных мезоциклах (таблица).
Таким образом, анализ соотношений объёма и интенсивности при нормировании физических нагрузок на основе ступенчатой цикличности тренировочного процесса позволяет перейти на новую систему их учё-
та и распределения. Это, в конечном итоге, будет выражаться в более точном и обоснованном подборе их количественных параметров при составлении тренировочных программ на отдельные циклы подготовки.
При этом, чем сложнее рассматриваемые процессы, тем острее осознаётся необходимость выразить их с помощью простой и однозначной схемы. В то же время следует избегать чрезмерно упрощённого объяснения. Поэтому упрощения допускаются на уровне методических принципов, а в деталях, в данном случае в средствах и методах тренировки, возможно бесконечное разнообразие и вариативность их применения.
Литература:
1. Бальсевич, В. К. Концептуальный подход в организации тренировочного процесса спортсменов на основе идей системности и структурности / В. К. Бальсевич // Моделирование управления движениями человека. Сборник под ред. М. П. Шестакова, А. Н. Аверкина. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 360 с.
2. Биохимия: учебник для институтов физ. культуры / под ред. В. В. Меньщикова, Н. И. Волкова. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 384 с.
3. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. Бондарчук. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 303 с.
4. Вашляев, Б. Ф. Методология конструирования тренирующих воздействий / Б. Ф. Вашляев // Теория и практика физической культуры. Научно-методический журнал Российской академии образования Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - № 5. - 2011. - С. 34-38.
5. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 239 с.
6. Вовк, С. И. Диалектика спортивной тренировки: монография / С. И. Вовк. - М.: Физическая культура, 2007. -212 с.
7. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Нессен, А. А. Осипенко и др. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 504 с.
8. Григорьев, С. К. Блоковая методика физической подготовки футболистов 17-19 лет / С. К. Григорьев, А. П. Золотарёв, В. В. Лавриченко // Физическая культура и спорт - наука и практика. - № 4. - 2011. - С. 15-19.
9. Григорьев, С. К. Планирование процесса физической подготовки на разных этапах годичного тренировочного цикла футболистов 17-19 лет на основе блокового метода / С. К. Григорьев, В. В. Лавриченко // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - № 1 (83). - 2012. - С. 50-55.
10. Годик, М. А. Функциональная подготовка юных футболистов на основе блочно-модульной технологии / М. А. Годик, И. Н. Солопов, А. А. Шамардин, А. И. Шамардин // Сборник материалов «Современный футбол: состояние и перспективы». - М.: ТВТ Дивизион, 2012. - С. 17-23.
11. Дыгин, С. В. Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульного проектирования: автореф. дис. ...канд. пед. наук / С. В. Дыгин. - Волгоград, 2003. - 22 с.
12. Зеленцов, А. М. Моделирование тренировки в футболе / А. М. Зеленцов, В. В. Лобановский. - Киев: Здоровья, 1985. - 134 с.
13. Золотарёв, А. П. Футбол: Методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва: научно-метод. пособие / А. П. Золотарёв, А. В. Лексаков, С. А. Российский. - М.: Физическая культура, 2009. - 160 с.
14. Исследование операций: Модели и применения / пер. с англ.; под. ред. Дж. Моудера, С. Элмаграби. - М.: Мир, 1981. - 677 с., ил.
15. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография / В. Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2010. - 288 с.
16. Лавриченко, В. В. Новые подходы к совершенствованию спортивного мастерства футболистов 17-19 лет / В. В. Лавриченко, С. К. Григорьев // Дифференцированный подход к системе многолетней подготовки спортсменов различной квалификации, специализирующихся в игровых видах спорта; материалы Всероссийской с международным участием очно-заочной научной конференции. - Малаховка, 2012. - С. 54-59.
17. Меньшиков, А. И. Блоковая система планирования специальной силовой подготовки борцов высокого класса в годичном цикле / А. И. Меньшиков // Физическая культура и спорт - наука и практика. - № 1. - 2012. - С. 2-5.
18. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва / под общ. ред. д.п.н., профессора Ф. П. Суслова, д.п.н., профессора Ж. К. Холодова. - М., 1997. - 416 с.
19. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. - М.: Советский спорт, 2011. - 160 с.: ил.
20. Шустин, Б. Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практические рекомендации): дис. в виде научного доклада на соиск. уч. степени д-ра пед. наук / Б. Н. Шустин. - М., 1995. - 82 с.
design technology of the physical load amount during multi-year process of cascading construction of physical training of young football players aged 15-17
V. Lavrichenko, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor,
A. Zolotarev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161
Physical training of person is a specially organized process of task-oriented stimulation of development and improvement of his motor capacity, agreed with the rhythm of his natural development. The organizational basis of long-term athlete training should be systematically conducted such training sessions; content and structure are determined by the basic principles of sports training. Quantitative characteristics of the parameters of training loads of physical exercise, as well as their long-term dynamics are determined in order to achieve optimum physical fitness of each athlete to ensure the necessary level of physical working capacity. The growth of sports skill of football players aged15-17 is largely due to the level of physical working capacity, and therefore a significant part of the training time should be given for the development of special physical qualities. It was assumed that the
special physical working capacity of teenage footballers of late puberty is largely due to the so-called "potency factors", i.e. bioenergy (aerobic and anaerobic) capabilities of the body. Differentiation of physical loads on energy direction and design of the level of their effects on the body at different stages of long-term training will help create the necessary phy sical abilities, reflecting the high level of special physical working capacity of football player. The article deals with the planning of physical activity of different energy focus in cascade building process of physical training of young football players aged 15-17. Experimental planning technology is associated with the design of physical activity level at different stages of training on the basis of speed cycling training process. This arrangement will allow to differentiate the load according to its energy focus and adjust the amount of exposure in order to en-
sure systematic and sustained improvements in fitness, while avoiding undesirable functional states associated with overwork and overexertion.
Keywords: young players, pubertal age, physical fitness, speed cyclicity, load amount, technology, modeling, design, intensity.
REFERENCES:
1. Bal'sevich V. K. Konceptual'nyj podhod v organizacii tre-nirovochnogo processa sportsmenov na osnove idej sistem-nosti istrukturnosti. Modelirovanie upravlenija dvizhenijami cheloveka. Sbornik pod red.M.P. Shestakova i A.N. Averkina [Conceptual approach to the organization of the training process of athletes based on the ideas of systemic and structural. Modeling control of movements of human. Collection ed. M.P. Shestakov and A.N. Averkin]. Moscow, SportAkademPress, 2003, 360 p.
2. Men'shhikov V. V., Volkov N. I. Biohimija: uchebnikdlja insti-tutov fiz. kul'tury [Biochemistry: a textbook for institutions Phys. Culture. E], Moscow, Physical Education and Sports, 1986, 384 p.
3. Bondarchuk A. P. Periodizacija sportivnoj trenirovki [Peri-odization of sport training], Kiev, Olympic Literature, 2005, 303 p.
4. Vashljaev B. F. Methodology for designing training influences. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2011, no.5, pp. 34-38 (in Russian).
5. Verhoshanskij Ju. V. Programmirovanie i organizacija tre-nirovochnogoprocessa [Programming and organization of training process], Moscow, Physical Education and Sports, 1985, 239 p.
6. Vovk S. I. Dialektika sportivnoj trenirovki [Dialectics of sports training], Moscow, Physical Education, 2007, 212 p.
7. Volkov N. I., Nessen Je. N., Osipenko A. A. Biohimija myshechnoj dejatel'nosti [Biochemistry of muscle activity]. Kiev, Olympic Literature, 2000, 504 p.
8. Grigor'ev S. K., Zolotarjov A. P., Lavrichenko V. V. Bloc technique of physical training players 17-19 years. Fizicheskaja kul'tura i sport - nauka i praktikl [Physical Culture and Sport - Science and Practice], 2011, no. 4, pp.15-19 (in Russian).
9. Grigor'ev S. K., Lavrichenko V. V. Planning for physical training at different stages of the annual training cycle players 17-19 years based on the block method. Uchjonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientists notes University of P.F. Lesgafta ], 2012, no. 1 (83), pp.50-55 (in Russian).
10. Godik M. A., Solopov I. N., Shamardin A. A., Shamardin A. I. Functional training young players based on modular technology. Sbornik materialov Sovremennyj futbol: sostojanie i
perspektivy [Proceedings of the football today: status and prospects]. Moscow, TVT Division, 2012, pp. 17-23 (in Russian).
11. Dygin S. V. Physical training of young players on the stage of initial specialization on the basis of modular design. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2003, 22 p. (in Russian).
12. Zelencov A. M., Lobanovskij V. V. Modelirovanie trenirovki v futbole [Simulation training in football]. Kiev, Health, 1985, 134 p.
13. Zolotarjov A. P. Leksakov A. V., RossijskijS. A. Futbol: Metodologicheskie osnovy mnogoletnej podgotovki sport-ivnogo rezerva [Football: Methodological foundations of long-term training of sports reserve]. Moscow, Physical Education, 2009, 160 p.
14. Moudera Dzh., Jelmagrabi S. Issledovanie operacij: Modeli iprimenenija [Operations Research: Models and applications.] (Russ. ed.). Moscow, Mir, 1981, 677 p.
15. Issurin V. B. Blokovaja periodizacija sportivnoj trenirovki [Bloc periodization of athletic training]. Moscow, Soviet Sport, 2010, 288 p.
16. Lavrichenko V. V. New approaches to improve sports skills players 17-19 years. Differencirovannyj podhod k sisteme mnogoletnej podgotovki sportsmenov razlichnoj kvalifika-cii, specializirujushhihsja v igrovyh vidah sporta. Materialy Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem ochno-zaoch-noj nauchnoj konferencii [Differentiated approach to the system of long-term training of athletes of varying skill, specializing in team sports. Proceedings All-Russian with international participation part-time conference], Mala-hovka, 2012, pp. 54-59 (in Russian).
17. Men'shikov A. I. The bloc system planning special strength training high-class fighters in the annual cycle. Fizicheskaja kul'tura i sport - nauka ipraktika. [Physical culture and sport - Science and Practice], 2012, no. 1, pp.2-5 (in Russian).
18. Suslova F. P., Holodov Zh. K. Teorija i metodika sporta: uchebnoe posobie dlja uchilishh olimpijskogo rezerva [Theory and methodology of sports: a manual for schools of Olympic reserve]. Moscow, 1997, 416 p.
19. Futbol: tipovaja uchebno-trenirovochnaja programma sportivnoj podgotovki dlja detsko-junosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-junosheskih shkol olimpi-jskogo rezerva. Rossijskij futbol'nyj sojuz [Football: typical educational and training program of sports training for youth sports schools, specialized youth school of Olympic reserve. Russian Football Union]. Moscow, Soviet Sport, 2011, 160 p.
20. Shustin B. N. Modeling in sport (theoretical basis and practical advice. Doctor's thesis. Moscow, 1995, 82 p. (in Russian).