Научная статья на тему 'РАСПАД АЗОТИСТЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДАХ'

РАСПАД АЗОТИСТЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДАХ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАСПАД АЗОТИСТЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДАХ»

в рационе количественное выражение показателей обеспеченности его будет различным.

Изучение обеспеченности организма аскорбиновой кислотой с использованием всех обязательных критериев и с учетом рекомендуемых количественных характеристик позволит различным исследователям получать сопоставимые результаты с точки зрения оценки обеспеченности аскорбиновой кислотой и потребности в ней организма.

ЛИТЕРАТУРА. Альтман Б. М. В кн.: Современные вопросы витаминологии. М., 1955, с. 249. — А н и с о в а А. А., Ж м е й д о А. Т., Горбунова В. И. и др. Педиатрия. 1958, № 6, с. 56. — Г е л л е р Л. И., Островская Р. С., Б р а -гинскаяЛ. А. Вопр. питания, 1967, № 3, с. 87. — Г р е б е н ь к о в С. Г. Там же, 1964, № 3, с. 40.— ЕфремовВ. В. Гиповитаминоз и авитаминоз С (цинга). М., 1942.— Он же. В кн.: Материалы Симпозиума по методам изучения питания и здоровья населения. М., 1963, с. 29. — О н ж е. Вестн. АМН СССР, 1964, № 5, с. 31. — О н же. Витамины в питании и профилактика витаминной недостаточности. М., 1969.— Же-лезнякова Н. С. Гиг. и сан., 1951, № 12, с. 41. — Лавров Б. А. Краткое руководство по профилактике С-авитаминоза. М., 1943. — М а с л о в М. С. Диагноз и прогноз детских заболеваний. Л., 1948.— М а т у с и с И. И. Клин, мед., 1938, № 1, с. 50.— М а ц к о С. Н., Г о р б у н о в а В. И., А н и с о в а А. А. и др. Вопр. питания, 1961, № 4, с. 52. — Петровский К- С. (ред.). Гигиена питания. М., 1971, т. 1. — РаскинИ. М. В кн.: Новое в биохимии и физиологии витаминов и ферментов. М., 1972, с. 56. — Р ы с с С. М. БЭМ. М., 1948, с. 33. — С а м б о р с к а я Е. П., Ферд-м а н Г. Д. Бюлл. экспер. биол., 1966, № 8, с. 96. — С т а р о с т е н к о Н. Т. Казанск. мед. ж., 1939. № 9, с. 39. — С т а р о с т е н к о Н. Т. Сов. мед., 1940, № 15, с. 27. — Тодоров Й. Клинические лабораторные исследования в педиатрии..София, 1968.— Трофимович В. П. В кн.: Современные вопросы витаминологии. М., 1955, с. 215. — У д а л о в Ю. Ф., Кузнецова М. И., Лазутятский Н. П. Воен.-мед. ж., 1959, № 1, с. 69. — Ч а г о в е ц Р. В. В кн.: Витамины. Киев, 1958, т. 3, с. 104. — Шмидт А. А. Аскорбиновая кислота,ее природа и значение в живом организме. М.—Л.,

1941. — Яковлев Н. Вопр. питания, 1958, № 3, с. 3. — Э й к р о й д У. Р. Наступление на болезни голода. Достижения и перспективы. М., 1972. — Е е k е 1 е n М., Bioc-hem. J., 1936, v. 30, p. 2291. — Е е к е 1 е n М., Emmerie A., W о 1 f f L., Int. Z. Vitaminforsch., 1937, Bd 6, S. 150. — R о b e r t s V. M., R о b e г t s L. J., J. Nutr.,

1942, v. 24, p. 25. — R о d e г u с к С. Ibid., 1958, v. 66, p. 15. — Sigurjonsson J., Int. Z. Vitaminforsch., 1954, Bd 25, S. 186.

Поступила 6/XII 1972 r.

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 614.777:628.394

Е. Вокоунова

РАСПАД АЗОТИСТЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОДАХ

Институт гигиены и эпидемиологии (Прага, ЧССР)

К изучению аэробного биохимического распада высокомолекулярных азотистых веществ нас привело санитарное состояние проточных водохранилищ, в которых органические загрязнения распадаются в присутствии кислорода. Загрязнение притоков водохранилищ — один из главных факторов для формирования качества воды водохранилищ, а азотистые вещества являются ее постоянной составной частью. Промежуточные и конечные продукты аэробного распада азотистых веществ оказывают неблагоприятное влияние с точки зрения обработки воды для снабжения ею. Круговорот азота в воде очень сложный и поддается в природной среде разнообразным воздействиям. Поэтому мы провели лабораторные опыты, при которых

соблюдали постоянную температуру и непрерывную подачу воздуха и,, кроме того, исключили влияние света и всех других внешних факторов. В опыты брали воду из водохранилища Седлице, куда сначала вносили модельное белковое вещество, а затем—различный природный материал.

Основные опыты с модельным белковым веществом проводили при 20° (см. рисунок). При дозе белкового азота, равной 12—14 мг/л, в течение 30 дней происходила 90% деструкция, причем большей частью уже в 1-ю неделю. Сначала образовывался аммиак, далее отмечалось окисление его в нитриты и затем в нитраты. При распаде возникал ряд свободных аминокислот, главным образом в процессе образования аммиака.

Весь процесс можно, таким образом, разделить на 3 фазы — аммони-зацию, нитрификацию и их окисление. Самой продолжительной является

первая фаза; кроме интенсивного выделения аммиака и значительного количества свободных аминокислот, образуются продукты, придающие запахи, о которых будет сказано ниже. Скорость этого биохимического процесса зависит в первую очередь от температуры воды. На основе ряда длительных опытов нам удалось получить кривую (см. рис. 1), которая изображает зависимость длительности фазы аммоннзации от температуры в интервале 5— 25°. При более низкой температуре нужно более продолжительное время для того, чтобы шел процесс аммоннзации того же количества белкового вещества.

В период летней стратификации, когда температура глубоких слоев колеблется между 15 и 10°, завершенный аэробный распад одноразового белкового загрязнения в концентрации порядка 10 мг/л до белкового азота требовал бы около 60 дней, т. е. гораздо большего времени, чем время задержки воды в глубинных слоях. Вот почему в этот период преобладает процесс аммонизацин. При зимней стратификации, когда в придонном пространстве водохранилища температура колеблется в пределах 0—4°, вода задерживается в глубине гораздо дольше, поэтому после аммоннзации может произойти также процесс окисления. Это совпадает с результатами наших опытов в водохранилищах Седлице и Сеч, на дне которых зимой было больше нитратов, чем в других слоях.

Кроме температуры, на распад белковых веществ влияет также химический состав воды, главным образом содержание растворенных фосфатов. Установлено, что в присутствии фосфатов (20—100 мкг/л) распад начинается раньше и также раньше завершается процесс аммоннзации. Соответствующее количество этого иона (100—200 мкг/л) ускоряет распад, тогда как более высокая концентрация уже не оказывает положительного действия. Итак, с точки зрения ликвидации загрязнений в .глубоких слоях присутствие приведенного количества фосфатов благоприятно, в особенности если принять во внимание низкую температуру воды. В связи с влиянием фосфатов исследовано также воздействие железа. Железо в концентрациях выше 0,5 мг/л удлиняет процесс аммоннзации и задерживает обе фазы окисления. Фосфаты и железо в процессе распада переходят в осадок.

Описанный процесс аэробного распада органических азотистых веществ проверен на различных природных материалах. Например, в сточной воде населенных пунктов, разведенной поверхностной водой, процесс аммоннзации происходил в течение 2 нед, процесс нитрификации начинался почти одновременно и завершался немедленно после максимума процесса аммонизацин, после чего происходило быстрое окисление до нитратов. Процесс деструкции умерщвленного и гомогенизированного планктона (монокультура АрИатготепоп) проходил аналогично.

°С

Зависимость длительности процесса аммоннзации белкового загрязнения от температуры воды.

Известно, что при аэробном распаде белковых веществ в фазе аммони-зации образуются продукты, обладающие запахом как при применении модельных белков, так и при деструкции другого материала. Предположение, что одной из составных частей этих продуктов являются низшие амины, подтверждено специальными опытами; пахнущие вещества выделялись потоком воздуха и собирались в ряд поглотительных растворов. Амины определялись групповой колориметрической реакцией. Далее с помощью метода хроматографии на бумаге удалось дифференцировать и идентифицировать несколько первичных и вторичных аминов. Очень вероятно, что запах вызывается еще другими веществами. Поэтому мы этим вопросом продолжаем заниматься. Это имеет важное значение с точки-зрения очистки воды из водохранилищ для снабжения ею.

Поступила 22/У 1973 г.

УДК 371.71:378.146]:061.3(100) »1972»

.И. Серейский (Варшава)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО ПРОБЛЕМАМ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Симпозиум был организован Международным союзом школьной и университетской гигиены и Польским обществом гигиены (отдел школьной гигиены). Он проходил в Варшаве с 29 по 31/У 1972 года и был посвящен медицинским, психологическим, педагогическим и социальным проблемам неуспеваемости школьников младшего и среднего возраста.

В симпозиуме участвовали 400 представителей из 24 стран. Наибольшая группа (250 человек) была представлена польскими специалистами, из них 140 являлись школьными врачами, педиатрами, детскими психиатрами.

Представительные делегации прислали Болгария (21 человек), Италия (19), Франция (18), Чехословакия (14), ГДР (14). Группы делегатов прибыли из Бельгии, Дании, Финляндии, Англии, Венгрии, Норвегии, Голландии, Португалии, ФРГ, Румынии, Швеции, Турции, СССР и Югославии. Австрия, Западный Берлин, Швейцария и США были представлены единичными делегатами.

На симпозиуме рассматривались различные причины школьной неуспеваемости. На основе результатов оригинальных исследований польские авторы определили понятие школьной неуспеваемости, обрисовали социальное значение этого явления и высказали критические замечания по поводу ранее проводившихся работ такого рода.

Польские авторы подчеркнули, что на современном этапе для изучения причин и превентивных мер школьной неуспеваемости следует использовать возможно более широкие методы исследований.

Представители Италии, Чехословакии, Англии, Франции и других стран изложили различные аспекты проблемы школьной неуспеваемости. Медицинские аспекты школьной неуспеваемости освещались делегатом Болгарии. На ту же тему были сделаны сообщения специалистов Австрии, ГДР и Польши.

Социальные и санитарные факторы школьной неуспеваемости были рассмотрены представителями Польши, СССР, Западного Берлина, Чехословакии, Румынии и ГДР. Выступавшие в основном касались соотношения между уровнем жизни, санитарным состоянием, здоровьем и школьной успеваемостью детей и подростков.

Психопедагогические факторы школьной неуспеваемости нашли отражение в сообщениях представителей Швейцарии, Португалии, Швеции, Югославии, Бельгии, Чехословакии, США и Польши. Докладчики излагали педагогический опыт специалистов разных стран в этой области,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.